Система образования в России: особенности, понятие, структура и характеристики. Конституционные основы системы образования в российской федерации Зарождение образования на Руси

В настоящем сборнике, подготовленном Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», представлены данные, отражающие уровень и динамику основных индикаторов образования в Российской Федерации. Сборник содержит сведения об организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Отдельные разделы посвящены оценке образовательных достижений учащихся, связи образования с рынком труда, финансирования образования, состава обучающихся, персонала, условий обучения; представлены международные сопоставления.

В публикации использованы материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального казначейства, база данных Организации экономического сотрудничества и развития, а также собственные методологические и аналитические разработки Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

1. Образовательный потенциал населения

1.1. Уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше
1.2. Население в возрасте 15 лет и старше с низшим и высшим уровнем образования по возрастным группам и полу
1.3. Уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше по возрастным группам: 2010
1.4. Уровень образования городского и сельского населения в возрасте 15 лет и старше
1.5. Средняя ожидаемая продолжительность обучения в течение предстоящей жизни для детей в возрасте 6 лет
1.6. Коэффициенты выпуска специалистов (квалифицированных рабочих и служащих) с профессиональным образованием
1.7. Участие населения в возрасте 15 - 24 лет в образовательном процессе по полу: 2014
1.8. Намерения населения в возрасте 15 - 24 лет продолжить обучение: 2014
1.9. Намерения обучающихся общеобразовательных учреждений продолжить обучение: 2014
1.10. Намерения обучающихся по программам профессионального образования продолжить обучение: 2014
1.11. Стратегии населения относительно дальнейшего образования: 2014
1.12. Участие населения в возрасте 15 лет и старше в дополнительном образовании/обучении по возрастным группам: 2014
1.13. Участие населения в возрасте 15 лет и старше в дополнительном образовании/обучении по положению на рынке труда: 2014
1.14. Участие населения в возрасте 15 лет и старше в дополнительном образовании/обучении по видам дополнительного образования/обучения: 2014
1.15. Участие населения в непрерывном образовании
1.16. Участие населения России и европейских стран в непрерывном образовании по видам
Методологические комментарии

2. Образование и рынок труда

2.1. Уровень занятости и уровень безработицы по уровню образования: 2014
2.2. Занятые в экономике по уровню образования
2.3. Уровень занятости населения по уровню образования и возрастным группам: 2014
2.4. Безработные по уровню образования
2.5. Уровень безработицы по уровню образования и возрастным группам: 2014
2.6. Уровень безработицы по уровню образования: гендерные различия, 2014
2.7. Средняя продолжительность безработицы по уровню образования
2.8. Застойная безработица по уровню образования и полу: 2014
2.9. Уровень участия в рабочей силе населения, имеющего высшее образование по специальностям и направлениям подготовки по диплому: 2014
2.10. Уровень участия в рабочей силе населения, имеющего среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, по специальностям по диплому: 2014
2.11. Уровень участия в рабочей силе населения, имеющего среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служающих, по профессии по диплому: 2014
2.12. Уровень участия в рабочей силе выпускников, окончивших профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования в 2011-2013 гг.: 2014
2.13. Связь основной работы с полученной профессией (специальностью) занятых в экономике по уровню профессионального образования: 2014
2.14. Средняя заработная плата работников по уровню образования и полу
2.15. Соотношение средней заработной платы работников по уровню образования
2.16. Средняя заработная плата работников по группам занятий и уровню образования: 2013
2.17. Выпуск квалифицированных рабочих, служащих со средним профессиональным образованием (очная форма обучения)
2.18. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров государственными и муниципальными образовательными организациями высшего образования (очная форма обучения)
2.19. Численность выпускников образовательных организаций, зарегистрированных в органах государственной службы занятости
Методологические комментарии

3. Финансирование образования

3.1. Расходы на образование
3.2. Расходы на образование в процентах к валовому внутреннему продукту
3.3. Государственные расходы на образование по уровням бюджетной системы
3.4. Динамика расходов на образование
3.5. Удельный вес расходов на образование в общих расходах консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
3.6. Государственные расходы на образование в процентах к валовому внутреннему продукту по отдельным уровням бюджетной системы
3.7. Государственные расходы на образование по подразделам классификации расходов бюджетов
3.8. Государственные расходы на образование в процентах к валовому внутреннему продукту по уровням образования
3.9. Государственные расходы на образование в расчете на одного обучающегося
3.10. Инвестиции, направленные на развитие образования
3.11. Структура инвестиций в основной капитал, направленных на развитие образования, по источникам финансирования
3.12. Структура инвестиций в основной капитал, направленных на развитие образования, по формам собственности
3.13. Объем платных услуг системы образования
3.14. Расходы домашних хозяйств на оплату услуг образования
3.15. Расходы домашних хозяйств на оплату услуг образования по 10-процентным группам населения с различным уровнем среднедушевых денежных доходов
3.16. Расходы домашних хозяйств, связанные с дошкольным образованием
3.17. Структура расходов домашних хозяйств, связанных с дошкольным образованием
3.18. Расходы домашних хозяйств, связанные с получением образования, по типам образовательных учреждений
3.19. Структура расходов домашних хозяйств, связанных с получением образования, по видам расходов
3.20. Структура средств дошкольных образовательных учреждений по источникам финансирования
3.21. Структура средств государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений по типам и источникам финансирования
3.22. Структура средств образовательных учреждений дополнительного образования детей по источникам финансирования
3.23. Структура средств образовательных учреждений начального профессионального образования по источникам финансирования
3.24. Структура средств образовательных учреждений среднего профессионального образования по источникам финансирования
3.25. Структура средств образовательных учреждений высшего профессионального образования по источникам финансирования
3.26. Средние потребительские цены на отдельные виды услуг в системе образования
3.27. Индексы потребительских цен на отдельные виды услуг в системе образования
3.28. Численность обучающихся по программам начального профессионального образования, прием на обучение по программам начального профессионального образования и выпуск квалифицированных рабочих и служащих с начальным профессиональным образованием по источникам финансирования
3.29. Численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, прием студентов на обучение по программам среднего профессионального образования и выпуск специалистов со средним профессиональным образованием по источникам финансирования
3.30. Численность студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования, прием студентов на обучение по программам высшего профессионального образования и выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием по источникам финансирования
3.31. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования
3.32. Реальная начисленная заработная плата работников организаций
3.33. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования по формам собственности учреждений
3.34. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования по видам деятельности
3.35. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования по видам деятельности в процентах к заработной плате в экономике в целом
3.36. Средняя заработная плата педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций
Методологические комментарии

4. Контингент обучающихся

4.1. Динамика численности обучающихся по отдельным образовательным программам
4.2. Численность воспитанников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, и численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные организации
4.3. Охват детей дошкольным образованием
4.4. Численность воспитанников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, по группам: 2014
4.5. Численность воспитанников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, по полу и возрасту: 2014
4.6. Посещаемость организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
4.7. Численность воспитанников, посещающих группы кратковременного пребывания
4.8. Численность обучающихся в общеобразовательных организациях
4.9. Охват детей и подростков образовательными программами начального, основного и среднего общего образования
4.10. Численность обучающихся в общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) по полу и возрасту: 2014/2015
4.11. Численность обучающихся в общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) по группам классов
4.12. Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях
4.13. Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов, обучающихся в классах общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций), не являющихся отдельными классами для обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам
4.14. Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций), обучающихся на дому
4.15. Численность обучающихся в государственных и муниципальных отдельных общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) и классах, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
4.16. Выпускники общеобразовательных организаций
4.17. Численность детей и подростков в возрасте 7-18 лет, не обучающихся в образовательных организацияхпо различным причинам
4.18. Распределение детей и подростков в возрасте 7-18 лет, не обучающихся в образовательных организациях, по полу и возрасту: 2014
4.19. Численность учащихся образовательных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей
4.20. Численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования -программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих
4.21. Охват молодежи образовательными программами среднего профессионального образования - программами подготовки квалифицированных рабочих, служащих
4.22. Численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования -программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, по возрасту
4.23. Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов, обучающихся по программам среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих
4.24. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих

4.25. Выпуск квалифицированных рабочих, служащих по профессиям
4.26. Численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена
4.27. Охват молодежи образовательными программами среднего профессионального образования - программами подготовки специалистов среднего звена по полу
4.28. Численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования -программам подготовки специалистов среднего звена, по полу и возрасту
4.29. Структура численности студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена, по формам обучения: 2014/2015
4.30. Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования -программам подготовки специалистов среднего звена: 2014/2015
4.31. Численность иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена
4.32. Прием студентов на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования -программам подготовки специалистов среднего звена
4.33. Выпуск специалистов среднего звена
4.34. Выпуск специалистов среднего звена по укрупненным группам специальностей: 2004-2013
4.35. Выпуск специалистов среднего звена по укрупненным группам специальностей: 2014
4.36. Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры
4.37. Охват молодежи образовательными программами высшего образования - программами бакалавриата, программами специалитета, программами магистратуры по полу
4.38. Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, по полу и возрасту
4.39. Численность студентов по образовательным программам высшего образования
4.40. Структура численности студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, по формам обучения: 2014/2015
4.41. Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов, обучающихся по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: 2014/2015
4.42. Численность иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры
4.43. Структура численности иностранных студентов из стран дальнего зарубежья, обучающихся по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на условиях общего приема, по гражданству: 2014/2015
4.44. Прием студентов на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры
4.45. Прием студентов по образовательным программам высшего образования
4.46. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки: 2014
4.47. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров
4.48. Структура выпуска по уровню полученных дипломов
4.49. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре
4.50. Численность аспирантов по полу и возрасту
4.51. Выпуск из аспирантуры по отраслям наук
4.52. Удельный вес лиц, защитивших диссертации в период подготовки, в общем выпуске из аспирантуры по отраслям наук: 2014
Методологические комментарии

5. Персонал образовательных организаций

5.1. Среднегодовая численность занятых по видам экономической деятельности
5.2. Удельный вес занятых в образовании в общей численности занятых в экономике
5.3. Удельный вес женщин в общей численности занятых в экономике и в образовании
5.4. Распределение занятых в экономике и в образовании по уровню образования: 2014
5.5. Средний возраст занятых в экономике и в образовании
5.6. Среднегодовая численность работников образования по видам экономической деятельности
5.7. Численность работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, по категориям
5.8. Численность педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, по должностям
5.9. Численность женщин в составе педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, по должностям
5.10. Уровень образования педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
5.11. Уровень образования педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, по должностям: 2014
5.12. Структура педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, по возрастным группам
5.13. Структура педагогического персонала организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, по должностям и возрастным группам: 2014
5.14. Численность воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, в расчете на одного воспитателя
5.15. Численность работников общеобразовательных организаций по категориям
5.16. Численность работников общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) по категориям
5.17. Численность педагогических работников общеобразовательных организаций по должностям
5.18. Укомплектованность штатов педагогических работников общеобразовательных организаций: 2014
5.19. Численность педагогических работников общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) по должностям
5.20. Численность женщин в составе педагогических работников общеобразовательных организаций по должностям
5.21. Численность женщин в составе педагогических работников общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) по должностям
5.22. Уровень образования педагогических работников общеобразовательных организаций
5.23. Уровень образования педагогических работников общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций)
5.24. Уровень образования педагогических работников общеобразовательных организаций по должностям: 2014
5.25. Структура численности педагогических работников общеобразовательных организаций по возрастным группам
5.26. Структура численности педагогических работников общеобразовательных организаций по должностям и возрастным группам: 2014
5.27. Численность учителей общеобразовательных организаций по специальностям
5.28. Укомплектованность штатов педагогических работников общеобразовательных организаций учителями по специальностям: 2014
5.29. Численность женщин в составе учителей общеобразовательных организаций по специальностям
5.30. Уровень образования и возрастной состав учителей общеобразовательных организаций по специальностям: 2014
5.31. Численность обучающихся в общеобразовательных организациях в расчете на одного учителя
5.32. Численность работников образовательных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, по категориям
5.33. Численность педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, по должностям
5.34. Укомплектованность штатов педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей: 2014
5.35. Численность женщин в составе педагогических работников образовательных организаций
дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, по должностям
5.36. Уровень образования педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей
5.37. Уровень образования педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей,
по должностям: 2014
5.38. Структура педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, по возрастным группам
5.39. Структура педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, по должностям и возрастным группам: 2014
5.40. Численность работников профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, по категориям
5.41. Численность педагогических работников профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования -программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, по должностям
5.42. Укомплектованность штатов педагогических работников профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, по должностям: 2014
5.43. Численность женщин в составе педагогических работников профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, по должностям
5.44. Уровень образования педагогических работников профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.45. Уровень образования педагогических работников профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, по должностям: 2014
5.46. Структура численности педагогических работников профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, по возрастным группам
5.47. Структура численности педагогических работников профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, по должностям и возрастным группам: 2014
5.48. Численность преподавателей профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.49. Численность мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, имеющих производственную квалификацию на уровне и выше установленной для выпускников
5.50. Численность студентов профессиональных образовательных
организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования -программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в расчете на одного преподавателя (включая мастеров производственного обучения)
5.51. Численность работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, по категориям
5.52. Численность педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования -программы подготовки специалистов среднего звена, по должностям
5.53. Численность женщин в составе педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования -программы подготовки специалистов среднего звена
5.54. Численность женщин в составе педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования -программы подготовки специалистов среднего звена, по должностям: 2014/2015
5.55. Уровень образования педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена
5.56. Уровень образования педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов
среднего звена, по должностям: 2014/2015
5.57. Численность преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена
5.58. Численность женщин в составе преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена
5.59. Численность преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования -программы подготовки специалистов
среднего звена, имеющих ученую степень, ученое звание
5.60. Численность преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку
5.61. Структура численности преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы
среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, по возрастным группам
5.62. Численность работников образовательных организаций высшего образования по категориям
5.63. Численность профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования
5.64. Численность профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования по должностям
5.65. Численность женщин в составе профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования
5.66. Численность женщин в составе профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования по должностям: 2014/2015
5.67. Численность профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, имеющего ученую степень, ученое звание
5.68. Численность профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку
5.69. Структура профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования по возрастным группам
Методологические комментарии

6. Условия обучения

6.1. Основные фонды образования
6.2. Индексы физического объема основных фондов образования
6.3. Ввод в действие основных фондов образования, коэффициенты их обновления и выбытия
6.4. Ввод в действие образовательных организаций
6.5. Динамика числа образовательных организаций
6.6. Число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
6.7. Число мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
6.8. Средний размер групп в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми: 2014
6.9. Площадь помещений дошкольных образовательных организаций
6.10. Удельный вес арендованной площади в общей площади помещений дошкольных образовательных организаций
6.11. Техническое состояние и благоустройство зданий дошкольных образовательных организаций
6.12. Дошкольные образовательные организации, использующие персональные компьютеры и Интернет: 2014
6.13. Общеобразовательные организации
6.14. Общеобразовательные организации (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций)
6.15. Вечерние (сменные) общеобразовательные организации
6.16. Средний размер класса в общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций)
6.17. Сменность занятий в общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций)
6.18. Удельный вес обучающихся в две-три смены в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций)
6.19. Численность обучающихся в государственных
и муниципальных общеобразовательных организациях в группах продленного дня (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций)
6.20. Учебная площадь общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций)
6.21. Учебная площадь общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) в расчете на одного обучающегося
6.22. Техническое состояние зданий общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций)
6.23. Благоустройство зданий общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций)
6.24. Обеспеченность обучающихся в общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) горячим питанием
6.25. Наличие персональных компьютеров в общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций)
6.2б. Наличие персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 обучающихся в общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций)
6.27. Общеобразовательные организации (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций), имеющие доступ к Интернету, адрес электронной почты, веб-сайт
6.28. Образовательные организации дополнительного образования, реализующие дополнительные общеобразовательные программы для детей
6.29. Техническое состояние и благоустройство зданий организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей
6.30. Профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.31. Площадь зданий профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования -программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.32. Удельный вес арендованной площади в площади зданий б профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.33. Использование площади зданий профессиональных образовательных организаций, реализующих б образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.34. Техническое состояние зданий профессиональных б образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.35. Обеспеченность студентов профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных (рабочих, служащих, общежитиями
6.36. Обеспеченность студентов профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных (рабочих, служащих, горячим питанием
6.37. Наличие персональных компьютеров в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего (профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.38. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 студентов в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.39. Профессиональные образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена
6.40. Филиалы профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена
6.41. Площадь зданий профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена
6.42. Распределение площади зданий профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, по форме владения, пользования: 2014
6.43. Техническое состояние зданий профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена
6.44. Использование площади учебно-лабораторных зданий профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования -программы подготовки специалистов среднего звена
6.45. Обеспеченность студентов профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, общежитиями
6.46. Обеспеченность студентов профессиональных
образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, сетью общественного питания
6.47. Наличие персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в профессиональных образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования -программы подготовки специалистов среднего звена
6.48. Наличие персональных компьютеров, используемых
в учебных целях, в профессиональных образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, в расчете на 100 студентов
6.49. Образовательные организации высшего образования
6.50. Филиалы образовательных организаций высшего образования
6.51. Площадь зданий образовательных организаций высшего образования
6.52. Распределение площади зданий образовательных организаций высшего образования по форме владения, пользования: 2014
6.53. Техническое состояние зданий образовательных организаций высшего образования
6.54. Использование площади учебно-лабораторных зданий образовательных организаций высшего образования
6.55. Обеспеченность студентов образовательных организаций высшего образования общежитиями
6.56. Обеспеченность студентов образовательных организаций высшего образования сетью общественного питания
6.57. Наличие персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в образовательных организациях
высшего образования
6.58. Наличие персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в профессиональных образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования -программы подготовки специалистов среднего звена, в расчете на 100 студентов
6.59. Организации, осуществляющие подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре
Методологические комментарии

7. Международные сопоставления

7.1. Уровень образования взрослого населения в России и странах ОЭСР: 2014
7.2. Удельный вес взрослого населения, имеющего высшее образование (МСКО б, 7 и 8), в общей его численности в России и странах ОЭСР по возрастным группам: 2014
7.3. Удельный вес взрослого населения, имеющего высшее образование (МСКО 6, 7 и 8), в общей его численности в России и странах ОЭСР по полу: 2014
7.4. Занятость и безработица по образованию в России и странах ОЭСР: 2014
7.5. Государственные расходы на образование в России и странах ОЭСР в процентах к валовому внутреннему продукту: 2014
7.6. Государственные расходы на образование в России и странах ОЭСР в процентах от общих государственных расходов: 2014
7.7. Охват образованием населения в возрасте 5-29 лет в России и странах ОЭСР: 2014
7.8. Удельный вес иностранных студентов и аспирантов в общей численности студентов и аспирантов в России и странах ОЭСР: среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена и высшее образование (МСКО 5, 6, 7 и 8), 2014
7.9. Распределение студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена и высшего образования, в России и странах ОЭСР по типу организаций (МСКО 5, 6 и 7): 2014
7.10. Распределение выпускников, получивших среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена и высшее образование впервые, в России и странах ОЭСР по уровню образования: 2014
7.11. Удельный вес женщин в общей численности учителей (преподавателей)в России и странах ОЭСР: 2014
7.12. Численность обучающихся в расчете на одного учителя (преподавателя) в России и странах ОЭСР: 2014
7.13. Средний размер класса в России и странах ОЭСР: 2014
Методологические комментарии

Ключевые слова: ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ; КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ; КОНСТИТУЦИЯ РФ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ; THE RIGHT TO EDUCATION; THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF THE INDIVIDUAL; CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION; EDUCATIONAL LEGISLATION; EDUCATION SYSTEM.

Аннотация: Предметом изучения в этой статье являются конституционные положения, регулирующие основы системы образования РФ, а также нормы Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в РФ». В статье рассматривается содержание права на образование, его структура, а также место в системе свобод и прав человека, взаимосвязь с иными конституционными правами личности.

Право на получение образования относится к ряду главнейших конституционных прав личности, гарантируемых государством. Это, по существу, социальное право закреплено в ст. 43 Конституции РФ , которая ввела его в конституционный статус личности в качестве элемента, тем самым придав ему исходное значение, чем заложила базу российского образовательного законодательства.

Положения ст. 43 Конституции РФ конкретизированы массой нормативно-правовых актов различной юридической силы, в которых содержатся порядок и гарантии осуществления права на получение образования, а также способы его защиты. К числу таковых следует, в первую очередь назвать Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в РФ», в ст. 2 которого раскрывается содержание термина «образование». Указанная норма действующего российского образовательного законодательства образованием считает «комплексный координированный процесс обучения и воспитания, который является социально значимым благом и реализуется в интересах государства, общества, семьи и человека. А также комплекс получаемых умений, навыков, знаний, ценностных убеждений, опыта деятельности и полномочий определенной сложности и объема в целях творческого, духовно-нравственного, интеллектуального, профессионального и (или) физического развития личности, удовлетворения его образовательных интересов и потребностей» .

Анализ объекта права на образование позволил выделить его важнейшие особенности: функции образования напрямую зависят от содержащегося в национальном законодательстве понимания образования, право на получение образования (как и иные базовые права личности) гарантируется международными правовыми актами и не зависит от объема его регулирования национальным законодательством.

Положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в РФ», Конституции РФ презюмируется то, что право на образование не даровано государством личности, а, следовательно, оно не может быть отобрано или ограничено. Тем самым государство всецело берет на себя обязательство признавать данное право и обеспечивать условия для его беспрепятственной реализации через создание процедуры пользования правом на образование, который включает в себя нормативную правовую базу и систему образования.

Определяя роль права на приобретение образования в системе свобод и прав человека, нужно назвать его взаимосвязи с такими конституционными правами, как право на жизнь, достоинство и свободу (ст. 20, 21, 22 Конституции РФ), отметить наличие косвенного взаимодействия со свободой слова, свободой совести, свободой мысли и т.п. (ст. 28, 29 Конституции РФ), указать на особую связь права на образование и свободы литературной, технической, научной и иных форм творчества (ст. 44 Конституции РФ).

На основе анализа данных норм возможно определить структуру конституционного права гражданина и личности на получение образования, выделить его элементы. К числу таких элементов относятся:

– право на приобретение образования любым человеком;
– право на получение разных уровней образования;
– утверждение не только права, но и обязанности получения базового общего образования;
– право на приобретение образования в разных формах;
– право на свободный выбор языка образования;
– плюрализм и свобода в образовании;
– главенствующее право законных представителей в выборе формы образования для своих несовершеннолетних детей .

Положениями ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ утверждено право любого человека на приобретение образования, при этом властью обеспечивается бесплатность и доступность:

– дошкольного образования, способствующего формированию общей культуры, а также развитию личностных, интеллектуальных, физических, нравственных и эстетических качеств, становлению предпосылок учебной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста;

– основного общего образования, которое нацелено на формирование и развитие личностных качеств учащегося, в том числе – на обучение русскому языку, основам наук, навыкам физического и умственного труда, на развитие интересов, склонностей, способности к социальному самоопределению, являющимся необходимым (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ);

– среднего профессионального образования, которое предусматривает решение задач культурного, интеллектуального и профессионального развития человека, предполагает подготовку квалифицированных рабочих и работников среднего звена по всем ведущим областям социально полезной деятельности.

Помимо этого, положения основного закона закрепляют то, что любой человек имеет право на бесплатное высшее образование на основе конкурса (ч.3 ст.43 Конституции РФ). В утверждение конституционного права на приобретение бесплатного высшего образования Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в РФ» обеспечивает получение на базе конкурса высшего образования в муниципальных, государственных учреждениях образования бесплатно тогда, когда образование этого уровня человек получает впервые. Второе и последующее высшее образование возможно получить платно – как в негосударственном, так и в государственном учреждении образования.

Конституционные основы образовательного права, содержащиеся в ст. 72 Конституции РФ, относят общие вопросы образования к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, а в ст. 114, установлено то, что Правительство РФ гарантирует осуществление в России единой государственной политики в сфере обучения и воспитания. Положения ст. 72 основного закона предопределили наличие как федерального законодательства об образовании, так и законодательства об образовании Республики Хакасия . Принятие в 2012 году Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» стало отправной точкой для развития регионального законодательства. На его основе был сформулирован и утвержден Закон Республики Хакасия от 5 июля 2013 года № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия» .

Подводя итог, следует указать на то, что конституционное закрепление права на образование является важнейшей предпосылкой экономического, политического, социального и духовного развития общества. Право на получение образования в системе конституционных прав является причиной (или условием) реализации ряда социально-экономических свобод и прав, а также возникает как следствие действия группы конституционных свобод и прав гражданина и личности.

Список литературы

  1. Андриченко Л.В., Баранков В.Л., Булаевский Б.А. и др. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография (отв. ред. к.ю.н. Н.В. Путило, к.ю.н. Н.С. Волкова). М.: ИД «Юриспруденция», 2015. 480 с.
  2. Белоусова О.В. Региональное законодательство об общем образовании: пути совершенствования // Журнал российского права. 2013. № 2. С. 122-129.
  3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  4. Об образовании в Республике Хакасия: Закон Республики Хакасия от 5 июля 2013 г. № 60-ЗРХ (в ред. от 12 мая 2016 г.) // Вестник Хакасии. 2016. № 38 (1667).
  5. Об образовании в Российской Федерации (в ред. от 3 июля 2016 г.): Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2016. 6 июля. № 146.

Обучение в вузах сегодня кажется менее доступным, чем в советские годы, однако состояние системы образования в целом в наши дни оценивают выше, чем четверть века назад.

В преддверии Дня студента Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, как россияне оценивают состояние российской системы образования и сегодня и 25 лет назад, о каком образовании мечтают для своих детей.

Доступность высшего образования, по мнению половины россиян (53%), в наши дни ниже, чем в советское время. Обратного мнения придерживаются 38% всех опрошенных. Среди людей пенсионного возраста соответствующие ответы дали 58% и 34%, тогда как среди молодежи от 18 до 24 лет – 45% и 42%, среди малообеспеченных – 58% и 33%, а среди респондентов с высоким достатком – 40% и 54%.

При этом только 20% опрошенных сегодня оценивают состояние системы образования как «плохое» или «очень плохое» - эта доля ниже показателя 25-летней давности (27%), тогда как 33% считают его «хорошим» или «отличным» (против 8% в 1991 г.). Однако наиболее распространенным (как в советские годы, так и в наше время) является то мнение, что образование у нас посредственное (41% в 2016 г. и 46% в 1991 г.).

Необходимость наличия образования сегодня осознается куда сильнее, чем в начале 90-х. Так, если в 1991 г. 20% опрошенных было безразлично, какой уровень образования получит их ребенок, то в 2016 г. так сказали только 9%. Своих детей и внуков большинство россиян (81%) хотели бы видеть выпускниками вузов, причем за четверть века эта доля выросла в полтора раза (с 53%). Техникумы и колледжи, ПТУ не пользуются авторитетом – их выбрали бы для обучения детей только 4% и 1% респондентов, соответственно. Одним из факторов, влияющих на оценки граждан, можно назвать связь уровня образования и материального благополучия человека : сегодня 40% уверены, что они находятся в прямо пропорциональной зависимости (чем выше одно, тем лучше другое).

Взгляды на роль воспитания и семьи в получении ребенком того или иного образования за 25 лет также подверглись пересмотру. Если в 1991 г. главным фактором, влияющим на уровень образования, считались способности ребенка (58%) , то сегодня его важность ощущается заметно меньше (41%). Ключевым в настоящее время называют тягу к знаниям – 53% (ранее эта доля составляла 55%), вторым по значимости – материальное положение семьи (47% в 2016 г. против 34% в 1991 г.). Стремление родителей дать ребенку образование сегодня считают более значимым, чем ранее (за 25 лет соответствующая доля ответов выросла с 29% до 38%), а вот уровень образования родителей, по мнению опрошенных, напротив, уже не играет той роли, что во времена СССР (снижение с 29% до 18%).

Председатель Правления ВЦИОМ Константин Абрамов отмечает: «Трансформация государственной системы и социума за последние 25 лет естественно нашла отражение и в отношении россиян к системе образования. Общество адаптировалось к новым правилам, появились новые ориентиры. Высшее образование, по мнению большинства россиян, напрямую влияет на уровень дохода. И если в советском обществе на практике подтверждался лозунг «все профессии нужны, все профессии важны», а уровень доходов представителей рабочего класса был сопоставим, а иногда превышал уровень доходов высокообразованных, то сейчас ситуация изменилась. Физический труд обесценился. На рынке появился огромный спрос на высшее образование, или скорее на «корочку» о высшем образовании. Появился ряд «псевдовузов», ориентированных только на зарабатывание денег в коммерции. «Недоюристов», «недоменеждеров» или «недоэкономистов» поглотили новые рынки. С реформой образовательной системы эта ситуация вновь начала меняться. Требования к образованию со стороны работодателей ужесточаются, его качество растет, но доступность падает. По мнению респондентов, получить высокий балл на госэкзаменах невозможно без дополнительных вложений в подготовку. При этом сам ЕГЭ, как один из элементов новой системы, стал механизмом более объективной оценки знаний».

Согласно анализу «Медиалогии», тема «День студента» на федеральном ТВ и в прессе за 5 лет упоминалась более 1 тыс. раз. «Пик» упоминаемости темы приходится на 2012 год (260 сообщений СМИ).

По Вашему мнению, сейчас высшее образование более доступно или менее доступно для россиян, чем в советские годы?


Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Скорее более доступно

Скорее менее доступно

Затрудняюсь ответить

Как бы Вы оценили состояние нашей системы образования? (закрытый вопрос, один ответ, %)

*В 1991 г. массовый опрос проходил по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения от 16 лет, объем выборки – 1255 человек

Какое образование Вы хотели бы, чтобы получили Ваши дети, внуки? (закрытый вопрос, один ответ, %)


1991 г.*

2016 г.

Университет, институт, академию (высшее образование)

Техникум, колледж (среднее специальное образование)

ПТУ, профессиональное училище, профессиональный лицей (среднее образование)

Среднюю школу (среднее образование)

Это не имеет значения

Затрудняюсь ответить

Зависит ли материальное благополучие человека от уровня его образования или нет? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Если говорить о семье, в которой растет ребенок, то от чего прежде всего зависит, какое образование он получит? (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %)


1991 г.*

2016 г.

От желания ребенка учиться

От материального положения семьи

От способностей ребенка

От стремления родителей дать ребенку образование

От уровня образования родителей

От общественного положения родителей, их места работы

От знакомств, блата

Другое

Затрудняюсь ответить

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 16-17 января 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 30100 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь 2011 – декабрь 2015 года.

Негосударственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр социально-гуманитарного образования»

РЕФЕРАТ

Современная система образования в РФ

Тюнина Елена Владимировна

Программа профессиональной переподготовки

«Образование и педагогика»

Руководитель: Ларионова И.Е.

Преподаватель высшей категории

Работа допущена к защите «__»____2015г.

Оценка: ____________________________

Казань, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В рамках реферата рассматривается современная система образования в РФ, а так же существующие проблемы и методы их решения, затрагивается инновационный подход к обучению. Это делает данную работу интересной и актуальной.

Объект исследования: система образования в Российской Федерации

Цель исследования: основываясь на законодательных актах, провести анализ системы образования РФ.

Задачи исследования:

    Выявить основные особенности системы образования РФ;

    Определить главные проблемы образования в России и возможные пути их преодоления;

    Рассмотреть инновации в системе образования РФ;

    Сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;

В процессе разработки данной работы использовались следующие методы: анализ документов, статистический анализ, системный анализ, сравнение.

1.1 Система образования в Российской Федерации:

Федеральный Закон «Об образовании» предлагает следующее определение: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Согласно Конституции нашей страны каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное образование, вне зависимости от его расовой и религиозной принадлежности.

В соответствии с вышеуказанным ФЗ с истема образования включает в себя следующие элементы:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В Российской Федерации образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование. Также выделяется профессиональное обучение, которое обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

1.2 Принципы государственной политики РФ в области образования

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах :

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования правительство РФ представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Основополагающим моментом становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и так далее. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

В целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреном выделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ: нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.

К сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Ранее целью средней школы было лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в повседневной жизни.

Однако современными учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности. Следовательно, педагогу необходимо привить ребенку желание и умение учиться, организовать такую деятельность на занятиях, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию его творческих способностей.

На сегодняшний день перед государством в сфере образования стоит приоритетная цель: обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

При этом основными задачами государства являются:

Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия .

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами.

Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.

Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. Так, в начале нового тысячелетия был запущен проект государственной итоговой аттестации (общего государственного экзамена) для выпускников 9 классов и единого государственного экзамена для выпускников 11 класса. Несмотря на все споры и разногласия вокруг ЕГЭ, следует отметить, что подобная форма экзамена приближает российскую систему образования к европейской. Кроме того, в случае набора нужного числа баллов ЕГЭ позволяет поступать в любой ВУЗ, в некоторых случаях без дополнительных вступительных экзаменов.

Еще одним ключевым изменением в системе образования РФ является апробация альтернатив государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях – от детских садов до университетов – параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.

Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.

1.3 Актуальные проблемы в сфере образования и пути их преодоления

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство любой страны должно ставить приоритетной целью и задачей развитие грамотности и образования населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Это зачастую приводит к образованию разного рода трудностям. В настоящее время в российской системе образования можно выделить следующие проблемы:

    Кризис старой системы образования.

    Излишняя теоритическая направленность образования.

    Отсутствие должного финансирования;

    Низкий уровень связи между этапами образования;

    Коррупция;

Рассмотрим каждую из названных проблем и возможные или практические способы их решения более подробно.

Так, при изучении проблемы кризиса прежней системы образования, в высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда. Здесь решением становится привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе частных.

Проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, так как уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе разительно отличаются друг от друга.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета. Однако в настоящее время в прокуратуре РФ существует практика «горячей линии», куда родители могут обратиться в случае неправомерных поборов и взяток, а новые принятые законы призваны ужесточить наказание за подобные явления. Кроме того, аудитории в школах, где проводятся государственные экзамены, оснащены системой видеонаблюдения, что также помогает исключить элемент коррупции во время проведения экзамена.

В заключение данного раздела можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере. Чтобы решить эту проблему, Правительство РФ проводит популяризацию «рабочих» профессий, предоставляя определенные льготы, социальные гарантии, а также увеличивая уровень заработной платы на заводах и иных предприятиях среди подобных специалистов.

1.4 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

В свете происходящей модернизации образования в России, актуальна тема о проведении экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации сами по себе не возникают, а являются результатом научного поиска, практического опыта отдельных учителей и целых коллективов. В подобных условиях преподаватель часто сталкивается с проблемой педагогического риска. Риск подразумевает под собой экспериментальное применение каких-либо технологий, широко не распространенных на практике, но, тем не менее, в теории, являющихся перспективными с точки зрения обучения.

В понимании сущности этих двух понятий лежат две основные проблемы современной педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов. Таким образом, инновации и педагогический риск должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее учителю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

Для того, чтобы определить основные цели и задачи внедрения инновационных технологий в сфере образования, следует обратиться к статье 20 ФЗ «Об Образовании» . Данная статья гласит: «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий <...>. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Верховные законы Российской Федерации гарантируют каждому гражданину РФ право на получения образования. Система российского образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.

В современном интернациональном мире, чтобы быть успешным, приходится подстраиваться под международные тенденции, что закономерно приводит разного рода переменам, в том числе и в сфере образования. Подобные перемены зачастую являются причиной возникновения ряда крупных и мелких проблем. Закон «Об образовании» - попытка решить ряд назревших проблем в современной системе образования. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования.

Основная цель образования сегодня – создание условий для развития природных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования. Перед государством стоит задача не только приблизить уровень и систему образования к международным стандартам, но и сделать так, чтобы оно полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.

В заключении исследования

Поделиться: