Функции государственной службы в рф. Цели и функции государственной службы. Принципы государственной службы

Вопрос о целях государственной гражданской службы несмотря на свою важность носит во многом постановочный характер, так как методология целеполагания в управлении вообще, и в государственном управлении в частности, менее всего разработана.

Цели государственной гражданской службы следует рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.

Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации.

К основным задачам государственной службы можно отнести:

  • - охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;
  • - формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;
  • - обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;
  • - совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;
  • - обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;
  • - создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников.

Каждый вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной власти (например, федеральными службами), имеет свои установленные в нормативных актах задачи.

Теоретических наработок на этот счет немного, к тому же они нередко противоречат друг другу. Так, Ю. Н. Старилов считает, что главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленых в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации. В свою очередь, А. Ф. Ноздрачев выделяет следующие цели государственной службы:

  • - упорядочение работы государственного аппарата;
  • -установление требований к функциям и правомочиям по государственным должностям;
  • - определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных служащих;
  • - регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;
  • - формирования условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.

Нетрудно заметить, что в последнем подходе к определению целей государственной службы государственные чиновники замыкаются в основном на аппаратных потребностях, а потребности и интересы людей выступают как бы на втором плане.

На взгляд автора, цели государственной службы должны совпадать с национальными целями. В этой связи, заслуживает внимания точка зрения Г. В. Атаманчука, который считает, что смысл и цели нормального государства состоят в том и только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа.

Каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но она носит подчиненный характер относительно главной цели государства. В качестве основной цели демократического правового государства можно считать создание условий, позволяющих гражданам достигать цивилизованных стандартов жизни, свободно развивать человеческую личность. Предприятия, организации, учреждения, муниципальные образования, субъекты Федерации могут стремиться к достижению собственных целей, ориентируясь на основную цель государства. В противном случае государство будет разрушаться.

В настоящее время Россия не имеет четко выстроенного "древа целей".

Формулирование целей государственной службы представляет собой достаточно сложный и противоречивый процесс. В основе рационального подхода к постановке целей для государственной службы лежит обмен взглядов политической элиты и большинства граждан на глубинные потребности и интересы людей, объединенных в государство. Если этого не наблюдается, то самосохранение захваченной власти-собственности превращается в единственную цель существования государственного режима. Как отмечает М. Дмитриев, "цели для государственного аппарата не обозначены и заменены технологиями. Это открывает перед госаппаратом простор для реализации собственных целей и использования "неформальных" рычагов управления. В результате, госаппарат слабо защищает интересы общества, крупных социальных групп, но хорошо защищает свои собственные, ведомственные, "клановые", нейтралистские или региональные интересы, интересы групп.

Цели государственной службы можно классифицировать по различным основаниям:

  • - по степени общественной важности: а) стратегические, связанные с качеством жизни общества, его сохранением или преобразованием; б) тактические, определяющие конкретные действия во времени и пространстве по достижению стратегических целей;
  • - по результатам: а) конечные; б) промежуточные;
  • - по времени: а) долгосрочные; б) среднесрочные; в) краткосрочные;
  • - по сферам общественной жизни: а) экономические; б) политические; в) социальные; г) духовные.

Цели необходимо согласовывать для того, чтобы они поддерживали и взаимообусловливали друг друга.

Выясняя задачи государственной службы, необходимо учитывать, что государственные служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти. Поэтому среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:

  • - обеспечение конституционного строя;
  • - выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;
  • - подбор кадров, способных реализовать стратегию развития страны;
  • - создание организационных структур государственной власти;
  • - принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
  • - защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;
  • - создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

В системе государственного управления государственнная служба предназначена для выполнения двуединой задачи. Во-первых, это оказание административной (аппаратной) поддержки политическому руководству страны, во-вторых, - изучение проблем управления и интересов всех слоев населения, в чем так нуждаются госудапрственные органы.

Каждый вид государственной службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.

Цели государственной службы можно классифицировать по следующим признакам.

  • 1. Социальные:
    • а) исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов;
    • б) решение общегосударственных задач управления;
    • в) выполнение публичных дел;
    • г) практическое осуществление функции государства;
    • д) создание условий для связи государственного аппарата с народом.
  • 2. Экономические:
    • а) повышение эффективности государственного регулирования экономики;
    • б) осуществление от имени государства управления государственной собственностью;
    • в) поддержка предпринимательства;
    • г) обеспечение финансирования затрат на государственную службу;
    • д) снижение затрат на содержание государственного аппарата.
  • 3. Государственно-политические:
    • а) укрепление правового социального государства;
    • б) организационно-техническое обеспечение органов государственной власти;
    • в) создание условий для связи государственного аппарата с населением;
    • г) выполнение конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы;
    • д) обеспечение благосостояния общества.
  • 4. Организационные:
    • а) обеспечение полномочий государственных органов;
    • б) приведение структуры государственного аппарата в соответствии с задачами государственной службы;
    • в) совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе.
  • 5. Правовые:
    • а) реализация государственными служащими законодательства страны;
    • б) разработка специализированного законодательства о государственной службе;
    • в) обеспечение соблюдения законодательства страны;
    • г) создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата.

Государственная служба как явление может быть рассмотрена в различных аспектах: как один из видов профессиональной управленческой деятельности, как правовой институт, как социальное явление и т.д.

В отечественном законодательстве под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения пол­номочий государственных органов. В качестве ведущего признака в определе­нии данного понятия выделяется профессиональная деятельность, которая осу­ществляется на основе специальных знаний и навыков, заключающихся в не­прерывном, преемственном и компетентном обеспечении полномочий государ­ственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Цели и задачи государственной службы вызывают много споров. Вопрос методики постановки целей в управлении сложен и практически не разработан, поэтому целями государственной службы будем считать форму отражения социально важных проблем в нормативных актах.

В связи с тем, что в современной России нет определенной иерархии целей и теоретических разъяснений немного, то те, которые есть часто противоречивы.

По мнению Ю. Старилова, основная цель государственной службы заключается в практическом выполнении функций государства, решение его задач, сохранении благополучия граждан, удовлетворении общественных интересов в соответствии с Конституцией РФ и нормативными актами.

А.Ф. Ноздрачев, напротив же, описывает цели государственной службы следующим образом:

  • управление работой государственного аппарата;
  • формирование требований к государственным должностям;
  • определение уровня подготовки государственных служащих;
  • проведение анализа и оценки эффективности работы государственного аппарата;
  • предоставление гарантий обеспечения государственных служащих.
Замечание 1

В данном подходе к определению целей госслужбы сделан акцент на аппаратных потребностях чиновников, а потребности и интересы людей не учтены.

Обобщая изученное, можно выделить несколько признаков целей государственной службы для их классификации:

  • по уровню приоритета:
    • стратегические;
    • тактические;
  • по итогам:
    • окончательные;
    • предварительные;
  • по срокам:
    • длительные;
    • средние;
    • короткие;
  • по области общественной жизни:
    • экономические;
    • политические;
    • социальные;
    • духовные.

Задачи государственной службы

В связи с тем, что государственные служащие принимают участие в подготовке проектов нормативных документов, планов управления, вносят инициативы по изменениям в составе государственных органов, оказывают государственные услуги, то среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:

  • выполнение задач, поставленных Конституцией РФ;
  • разработка стратегии развития страны;
  • поиск кадров, способных реализовать план развития страны;
  • образование состава государственной власти;
  • принятие решений по важным текущим вопросам жизни страны;
  • охрана прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение правильного развития человеческой личности;
  • создание необходимых условий для выполнении функций государственных органов.

В. Д. Граждан считает, что государственная служба в системе государственного управления выполняет две задачи одновременно. Первая задача решает вопрос поддержки политического руководства в административной (аппаратной) работе; а вторая – в исследовании трудностей, возникающих в управлении и представлении интересов всех слоев населения.

Замечание 2

Таким образом, задачи для каждого вида государственной службы закреплены в нормативных правовых актах.

Функции государственной службы

Понятие «функции государственной службы» и их виды также не изучены и не сформулированы в нормативных правовых актах.

Некоторые исследователи к функциям государственной службы относят самостоятельные и отдельные виды служебной деятельности. Другие говорят о практическом соблюдении правовых норм.

Но в общем смысле можно сказать, что к функциям госслужбы относятся основные направления влияния государственных служащих на общественные отношения для достижения целей и задач государства.

Исходя из того, что органы государственной власти и государственного управления принадлежат государственной службе, то и их функции совпадают. Данное положение основано на том, что полномочия органов государственной власти согласно законодательству Российской Федерации обеспечены силами государственная служба.

Функции, выполняемые государственными служащими, можно разделить на общие и специальные.

К общим функциям государственной службы можно отнести:

  • руководство делами в общем смысле;
  • определение правильной модели развития государства и общества, ее реализация;
  • анализ характера развития общества и прогнозирование изменений;
  • анализ принятых решений и предвидение результатов от этих решений в плане темпов, показателей и процессов развития общества;
  • организация правильной работы государственных органов при оказании государственных услуг;
  • соблюдение соответствия фактических показателей развития общества и государства с запланированными;
  • учет этих показателей;
  • согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государства;
  • сбор, получение, обработка, анализ информации, необходимой для осуществления государственной деятельности.

В последнее время государственная служба воспринимается обществом как орган, оказывающий государственные социальные услуги, в частности это касается сферы образования, здравоохранения, безопасности и т.д. В связи с этим можно учитывать и такую функцию государственной службы, как производство государственных услуг.

Исходя из того, что государственная служба формирует в обществе уважительное отношение к человеческой личности, органам государства и права, то при динамичном развитии общества госслужба должна выполнять воспитательную функцию.

Госслужащие участвуют в разработке программ, законов и принятии политических решений, уравновешивают отношения между разными социальными слоями населения во всех областях жизни общества. Поэтому одной из функций является регулятивная.

К специальным функциям государственной службы относятся:

  • создание законопроектов, т.к. госслужащие участвуют в этом процессе;
  • применение законов в обществе;
  • защита закона. Для выполнения этой функции созданы органы контроля и надзора, применяются методы принуждения.

В положениях о структурных подразделениях всех органов власти и должностных инструкциях государственных служащих уточняются функции и конкретизируются задачи.

Замечание 3

Применение правовых, экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических методов позволяют выполнять функции государственной службы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 1 страница
  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 2 страница
  • В Федеральном законе "О государственной гражданской службе РФ" под государственной службой понимается "профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской Федерации".

    В определении понятия "государственная гражданская служба" в качестве ведущего признака выделяется прилагательное "государственная" - сущность и значение государственной службы определяются сущностью государства.

    Государственная гражданская служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление.

    Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

    Следующий существенный признак понятия государственной гражданская службы - профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки.

    Государственная гражданская служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

    Государственная гражданская служба - это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования.

    Государственная гражданская служба - особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах, только государственные органы наделены правом иметь государственных служащих.



    Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

    Возможность создания таких органов предусмотрена Конституцией РФ, где указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Поскольку эти органы создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной гражданской службой.

    Каждый государственный орган уполномочен российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте и производной непосредственно от государства.



    Государственная гражданская служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной властей, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции, и отнесенных актами законодательства РФ и ее субъектов к государственной службе.

    Таким образом, согласно действующему законодательству государственная гражданская служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной гражданской службе параметры публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

    Под функциями государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

    Функция Трактовка
    Правоприменительная реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства
    Правотворческая разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ
    Правозащитная обеспечение прав и свобод граждан
    Регулирующая разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении
    Организационная обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе

    Принципы гражданской службы - это основополагающие требования, которыми руководствуются гражданские служащие в процессе своей профессиональной деятельности. В них выражены необходимые основания функционирования государственного аппаратного управления. Они устанавливают основные правила этой деятельности. Принципы кладутся в основу формирования и дальнейшего функционирования гражданской службы как административной власти.

    В Законе «О системе государственной службы РФ» в гл. 1, ст. 3 сформулированы девять основных принципов построения и функционирования системы государственной службы:

    · федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

    · законность;

    · приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

    · равный доступ граждан к государственной службе;

    · единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

    · взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

    · открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

    · профессионализм и компетентность государственных служащих;

    · защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

    Каждый в отдельности принцип государственной службы отражают не все объективные связи государственных органов и служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов.

    Одной из серьезных проблем института государственной службы является определение цели и задач государственной службы. Сложность заключается в том, что если понятие и принципы системы государственной службы легально определены и зафиксированы в законодательстве, то ее основные цели и задачи - нет. Поэтому «дерево целей» института государственной службы по-прежнему остается проблемным вопросом.

    В научной литературе встречаются разные подходы к определению целей государственной службы. Наиболее часто встречаются уровневая и отраслевая классификации.

    С уровневой точки зрения, основные цели государственной службы принято делить на: стратегические, оперативные и текущие. Главная стратегическая цель государственной власти - служение интересам государства, а через него - интересам общества и народа. Служение обществу, повышение эффективности работы государственного механизма, качественное обеспечение исполнения основных функций и задач государства, его должностных лиц и органов - главная цель государственной службы. Кроме того, перед системой государственной службы политической властью, в соответствии с социально-экономической и политической ситуацией в стране, ставятся текущие и среднесрочные цели.

    С отраслевой точки зрения все цели государственной службы подразделяются на: социальные, политико-административные, правовые, экономические, организационные (Таблица 2).

    Таблица 2

    Цели государственной службы

    Политико-административные - обеспечение и исполнение полномочий государства и его органов; - осуществление публичных дел; - разрешение общегосударственных задач управления; - практическая реализация функций государства; - создание условий для связи гос.аппарата с народом.
    Экономические - осуществление от имени государства управления государственной собственностью; - финансирование затрат на государственную службу; - снижение издержек на содержание аппарата государственной власти; - государственная поддержка предпринимательства.
    Правовые - контроль за соблюдением государственного законодательства; - обеспечение общества правовыми условиями для нормального функционирования государственного аппарата.
    Организационные - приведение структуры аппарата государственной власти в соответствие с основными задачами государственной службы; - профессионализация гос.аппарата; - организационное и техническое обеспечение деятельности государственных органов.

    Продолжение таблицы 2


    Административно-политические цели института государственной службы направлены на обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, на практическое осуществление функций государства и эффективное исполнение полномочий государственных органов, на создание условий для связи государства с гражданским обществом, а в целом - на решение задач государственного управления.

    Социальные цели обусловлены ее социальным характером и предназначением института государственной службы как социального института. Так, органы государственной власти ставят перед собой цели выполнения требований государственной поддержки социальной сферы- здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, реализации социальных обязательств государства перед обществом, регулирования и предотвращения социальных конфликтов, обеспечения занятости на рынке труда и т.д. Одной из главных целей в данной сфере является обеспечение социальных гарантий для служащих государственного аппарата и их семей.

    Социальные цели государственной службы имеют ценностное содержание. В этом заключается важная связь ее культурного и социального компонентов. С помощью института государственной службы государство воспроизводит социальные ресурсы, обеспечивает целостность, стабильность, равновесие общественной системы, снижает социальную напряженность, повышает уровень и качество жизни населения, способствуя удовлетворению потребностей членов общества.

    Экономические цели института государственной службы ориентированы на повышение эффективности государственного регулирования в экономической сфере, на поддержку предпринимательства, снижение затрат на содержание государственного аппарата и т. д.

    Правовые цели государственной службы направлены на претворение в жизнь законов и иных нормативных актов государственной власти, на обеспечение законотворческой деятельности, на создание основных правовых условий для функционирования государственного аппарата. Реализация этих функций позволяет говорить о государственной службе, как правовом институте.

    Выполнение организационных целей государственной службы способствует организационно-техническому обеспечению государственных органов, повышению уровня профессионализма и компетентности работников государственного аппарата, приведению структуры и численности государственной службы в соответствие со стоящими задачами, совершенствованию норм, правил и процедур прохождения государственной службы.

    К основным задачам государственной службы можно отнести:

    Охрану конституционного строя , защиту прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития общества;

    Формирование общественно-правовых условий для практического осуществления функций органов государственной власти;

    Повышение эффективности работы государственных органов в соответствии с их компетенцией и совершенствование условий государственной службы, профессиональной деятельности служащих;

    Создание и поддержание в органах государственной власти благоприятных межличностных отношений, обеспечивающих развитие положительных личных качеств государственных служащих.

    Каждый вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной власти, имеет свои установленные в нормативных актах задачи.

    Таким образом, можно сделать вывод, что главной целью института государственной службы является практическая реализация функций государства, решение его задач, удовлетворение общественных интересов на основе принципов и положений, установленных законодательством, обеспечение благосостояния населения.

    Рассмотрение вопроса о функциях государственной службы позволяет раскрыть её основное назначение. В самом общем виде можно констатировать, что функциями государственной службы являются функции самого государства т.к. государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение государственными служащими своих обязанностей и компетенции органов государственной власти.

    В зависимости от критериев анализа содержания и структуры института государственной службы существует несколько вариантов классификации основных функций.

    В соответствии с первой классификацией, которая дается с точки зрения содержательной деятельности органов государственной власти, государственная служба выполняет следующие основные функции: управленческую, организационно-распорядительную, правовую, сервисную, социальную, экономическую, культурную, воспитательную.

    В соответствии со второй классификацией, автором которой является В.Д. Граждан, выделяется три основных групп функций: информационная, организационная и технологическая. В организационную группу входят функции корпоративно-технологического и коммуникативно-компьютерного обеспечения. Информационная группа включает в себя функции: морально-правовую, познавательно-аналитическую, прогнозно-целевую, оценочно-экспертную, документационно-архивную. Такие функции как подготовка государственных решений и их выполнение, принятие и реализация административных решений относятся к технологической группе. Принятие государственных решений - это прерогатива государственной власти, а административных решений - государственной службы.

    Третья классификация объединяет в себе функции государственной службы: правоприменительные функции, функции по принятию нормативных актов, по контролю и надзору, а также функции по оказанию услуг органами государственной власти.

    Четвертая классификация функций государственной службы рассматривается с точки зрения ее сущностных сторон. Эту классификацию дают представители юридической науки, которые выделяют функции государственной службы как профессиональной деятельности, как правового института, как социального института. В этой связи под функциями государственной службы понимают, прежде всего, правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции.

    Также функции государственной службы можно разделить на: основные и специфические. Это является пятой классификацией.

    К основным общим функциям государственной службы можно отнести:

    Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти;

    Прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, основных стандартов государственного управления;

    Планирование - определение темпов, направлений, качественных и количественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления.

    Организация - упорядочение структуры государственных органов, штатов, персонала, процессов в системе государственного управления;

    Координация - согласование деятельности государственных служащих для достижения общих целей и задач государственной службы;

    Контроль - установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и её структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;

    Регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и её функционирования;

    Руководство - установление основных правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий органов государственной власти, управляемых объектов.

    Специфические функции государственной службы рассматриваются как организационное воздействие по целесообразному вмешательству в сферу экономики и социально-культурного строительства, где чаще всего объекты управления не принадлежат государству и обладают значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной спектр функций государственной службы достаточно широк и это свидетельствует о чрезвычайной важности института государственной власти в жизни страны и общества.

    Цели государственной гражданской службы следует рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.

    При выяснении задач государственной гражданской службы, необходимо учитывать, что государственные гражданские служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти.

    Поэтому среди основных задач государственной гражданской службы выделяются следующие:

    · обеспечение конституционного строя;

    · выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;

    · подбор кадров способных реализовать стратегию развития страны;

    · создание организационных структур государственной власти;

    · принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

    · защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;

    · создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

    Каждый вид государственной гражданской службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.

    Под функциями государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

    Основные принципы государственной гражданской службы

    В принципах государственной гражданской службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной гражданской службой к государственной гражданской службе и государственным гражданским служащим.

    Важен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Как было уже выше сказано, государственная гражданская служба субъектов РФ регулируется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе. А в случаях, когда возникают коллизии в законодательстве о государственной службе, следует руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами.

    Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной гражданской службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

    Этот принцип выражается в то, что федеральная служба находится в ведении РФ, а государственная гражданская служба субъектов РФ находится в их совместном ведении. В рамках разграничения этих предметов ведения объем полномочий РФ должен быть достаточным для организации государственной гражданской службы как единого организационно-правового института государственной власти. Принцип приоритета прав человека и гражданина это еще и конституционный принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных гражданских служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного принципа государственной гражданской службы. В конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные гражданские должности особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Принцип равного доступа к государственной гражданской службе тоже является конституционным и означает равный доступ граждан к государственной гражданской службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.

    Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных гражданских служащих:

    · быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;

    · хорошо знать предмет собственной государственно-служебной деятельности;

    · знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством должностными положениями и инструкциями;

    · владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти;

    · иметь общую и профессиональную подготовку;

    · знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.

    Осуществление этого принципа обеспечивается множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Положение государственных гражданских служащих в значительной степени зависит от них самих, поэтому они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

    Можно выделить еще принцип защиты государственных гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

    Виды государственной гражданской службы

    Под видом государственной гражданской службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь, обуславливается уровнем, целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них.

    Государственная гражданская служба включает в себя федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах РФ.

    Федеральная государственная гражданской служба представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных органах государственной власти и иных федеральных государственных органов, образующих в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения выполнения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные гражданские должности РФ, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемые из федерального бюджета. Она осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих, а пределах ведения и полномочий РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

    Выделяются специальные виды государственной гражданской службы, под которыми понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий отдельных государственных органов, выполняющих в государственном аппарате специальные задачи и наделенных специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности государственных гражданских служащих.

    Специальная государственная гражданская служба включает в себя различные подвиды, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации особых целей и функций. Имеются в виду государственные органы, связанные с обороной страны, поддержанием общественного порядка, обеспечением прав и свобод человека, соблюдением определенных правил поведения и деятельности и т.д. Соответственно к специальным видам государственной гражданской службы относятся военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговая, таможенная, дипломатическая, правозащитная, служба в контрольно-надзорных государственных органах, в финансово-кредитных государственных органах, в аппаратах избирательных комиссий и др.

    кадровый аттестация гражданский государственный

    Поделиться: