Определяется тип нервной системы. Типы высшей нервной деятельности. Что это такое

Особенности нервных процессов

Типы нервной системы

безудержный

инертный

уравновешенность

подвижность

неуравновешенный

подвижный

уравновешенный

подвижный

уравновешенный

инертный

неуравновешенный

подвижный или инертный

темперамент

сангвиник

флегматик

меланхолик

1. Сильный, неуравновешенный, подвижный – безудержный. Он отличается сильными процессами возбуждения и слабыми процессами

торможения.

2. Сильный, уравновешенный, подвижный – живой. У этого типа процесса возбуждения и торможения протекают с одинаковой силой, легко сменяя друг друга.

3. Сильный, уравновешенный, инертный – спокойный. Этот тип отличается от предыдущего инертностью, замедленной сменяемостью процессов возбуждения и торможения.

4. Слабый тип характеризуется слабыми процессами возбуждения и торможения с преобладанием последнего, инертный.

Темперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам, которые отечественный психолог В.С. Мерлин назвал свойствами темперамента. К ним относятся следующие:

Сенситивность – характеризуется наименьшей силой раздражителя, вызывающего какую-либо психическую реакцию. У сенситивных людей ощущения возникают при незначительной интенсивности раздражителя, у них высокая чувствительность.

Реактивность определяется силой эмоционального ответа. Человек реактивный – это человек впечатлительный, эмоционально реагирующий на внешние и внутренние воздействия.

Активность – свойство, которое проявляется в энергичности, с какой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели, в выраженности его целенаправленности, настойчивости, сосредоточенности внимания.

Соотношение активности и реактивности свидетельствует о том, насколько поведение и деятельность человека зависит от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций) и насколько от цели и задач, которые он ставит перед собой, то есть насколько велик элемент случайности в его деятельности.

Темп реакции характеризует быстроту протекания психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых, а также речи, двигательных реакций и действий.

Пластичность ригидность . Пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспособления человека к изменяющимся условиям жизни, деятельности среды; ригидность же – инертностью, способностью быстро приспособиться к любым изменениям, стереотипностью

поведения.

Экстраверсия интроверсия . Этим свойства выражаются в обращении человека преимущественно во внешний мир (экстраверсия) или во внутренний мир образов, мыслей, чувств (интроверсия). От этой преимущественной направленности зависят особенности реагирования людей, их деятельности, их контактности или замкнутости.

Рассмотренные свойства в их сложном взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента.

1. Холерический темперамент , в основе которого лежит сильный неуравновешенный тип нервной системы, характеризующийся повышенной возбудимостью. Чувства возникают у них быстро, отличаются высокой интенсивностью и устойчивостью. Внешнее выражение чувства отчетливо. Холерики активны, могут трудиться без устали, даже ночами, быстро, энергично. Однако реактивность у них преобладает над активностью. Поэтому холерики нервны, необузданны, несдержанны, вспыльчивы, порывисты. Со всей страстностью отдаваясь делу, преодолевая различные препятствия, они способны забросить его, если возникло плохое настроение или неверие в успех. Холерики склонны к бурным эмоциям, вспышкам, аффектам, сменам настроения, резки в обращении с людьми. Им свойственен быстрый темп психических реакций. Говорят они быстро, сообразительны, быстро понимают суть вопроса, находят решение, движения резкие, отличаются стремительностью. Они менее пластичны, более ригидны. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, более выражено привыкание к определенным условиям. Холерики – экстраверты.

2. Сангвинический темперамент , в основе которого лежит сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной деятельности. Люди этого темперамента отличаются повышенной реактивностью и активностью при их уравновешенности. Они живо откликаются на каждое событие, впечатлительны и легко увлекаются новым делом, но быстро остывают и могут не довести дело до конца. И.П. Павлов отмечал: «…что сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, то есть постоянное возбуждение, когда же такого дела нет, он становится вялым, скучным». Реактивность и активность сбалансированы, поэтому их легко дисциплинировать, они без труда сдерживают свои эмоции и чувства.

Эмоции и чувства возникают и сменяются у них быстро. Поэтому плохое настроение им не свойственно; если оно возникает, то без труда вытесняется мажорной гаммой переживаний.

Поведение сангвиников пластично. Они легко приспосабливаются к любой новой обстановке и новым требованиям, переключают внимание, сходятся с людьми, первыми завязывают дружбу. Легко усваивают и переделывают навыки. У них высокий темп реакции. Он проявляется в общей подвижности, речи, в быстроте ориентировки, сообразительности, гибкости ума. Движения сангвиника быстры и плавны, речь громкая, быстрая, отчетливая, интонации разнообразные, сопровождаются мимикой и жестами. Сангвиники – выраженные экстраверты. Они очень общительны, любят компании, их часто называют «душой общества». У сангвиников пониженная сенситивность, низкая чувствительность, высокие пороги

ощущений.

3. Флегматический темперамент , в основе которого лежит уравновешенный, сильный тип ВНД, чем он схож с сангвиником. Но подвижность его нервных процессов характеризуется инертностью – в этом его отличие.

Человек этого темперамента отличается малой реактивностью. Только очень сильные впечатления могут вывести его из состояния равновесия, заставить проявить свои переживания. У флегматиков чувства возникают медленно, сохраняются длительно, аффектов не бывает, мимика и жесты однообразны, невыразительны. По выражению И.П. Павлова, флегматик – «упорный труженик жизни, спокойный и всегда ровный». Энергичен, может успешно выполнять работу, требующую большого монотонного напряжения: высокая активность преобладает над слабой реактивностью. Представители этого типа темперамента терпеливы, выдержаны, легко сдерживают порывы, не тратят напрасно силы, доводят дело до конца. Они очень ригидные, к новой обстановке приспосабливаются с трудом, ценят привычный образ жизни, привычную работу и круг общения, с трудом могут их изменить, внимание с одной деятельности на другую переключают с трудом. Затруднена у них и переделка навыков. Темп реакций замедленный, движения медленны, речь однообразна, не быстрая.

Флегматики – интровертны. На внешние впечатления реагируют неярко, живут в мире своих образов, мыслей и переживаний. С новыми людьми сходятся с трудом, не любят компаний, не стремятся быть в центре

внимания.

4. Меланхолический темперамент , в основе которого лежит слабый тип ВНД, по определению И.П. Павлова, есть явно тормозной тип: «Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное».

Люди меланхолического темперамента высокочувствительны, поэтому легкоранимы, обидчивы, иногда слезливы. Для них характерна малая реактивность, медленное возникновение чувств, но в то же время большая их глубина, в силу чего они могут накладывать отпечаток на весь склад его личности. Настроения у них устойчивы, но часто носят астенический характер. У меланхоликов пониженная активность. Они не умеют и не любят работать быстро, без отдыха; легко устают, не любят новой работы, неуверены в себе, трудности их пугают. При этом опускаются руки, снижается их энергия. Психический темп у них медленный, движения тоже замедленные, речь тихая, не быстрая, мимика слабая, невыразительная. Меланхолики ригидны и интровертированы, замкнуты, необщительны. Они смущаются при знакомстве с новыми людьми, иногда теряются при общении с ними, склонны уходить в себя, обращаться к миру собственных мыслей, образов, чувств. В привычной обстановке могут быть очень контактными, отличаются тактичностью, считаются с чувствами других людей.

Рассмотренные выше типы темперамента в чистом виде обычно встречаются редко. Как правило, люди имеют смешанный (промежуточный) темперамент, в котором сочетаются в бесконечно многообразных комбинациях признаки всех 4-х типов, но все же о типе темперамента судят обычно по ярко выраженным признакам.

Темперамент рассматривается психологами как биологический фундамент личности, связан со строением тела человека, обменом веществ и чрезвычайно трудно поддается изменению.

Различие людей по темпераменту определенным образом проявляется в их деятельности. Как отмечал И.П. Павлов, «темперамент – есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, и эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность индивидуума».

Однако люди с любым типом темперамента могут достигать значительных успехов в различных сферах деятельности. Так, выдающимися полководцами были холерик Суворов и флегматик Кутузов, гениальными писателями – меланхолик Гоголь, холерик Пушкин, флегматик Крылов, сангвиник Лермонтов. Каждый темперамент имеет сильные и слабые

Для достижения успехов в деятельности важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспосабливать его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальности стиля деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности – это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

Он создается на основании сознательного, творческого отношения человека к делу, поиска лучших способов и приемов деятельности. Его формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Однако и здесь исключительно важное значение имеет собственная заинтересованность и активность.

Важными условиями этого процесса являются:

1) выяснение типов ВНД и темперамента с оценкой выраженности их психологических свойств;

2) вычленение совокупности сильных и слабых свойств;

3) создание положительного отношения к своей будущей профессии и овладению своим темпераментом;

4) упражнение в совершенствовании сильных сторон и нахождении путей компенсации слабых.

Так, темперамент и соответствующий ему индивидуальный стиль влияет на продуктивность работы человека. Например, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонности труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Дать учащимся определение понятия «тип нервной системы».
  • Познакомить учащихся с типами нервной системы и их различиями.
  • Дать учащимся определения понятия «темперамент».
  • Помочь выявить свой ведущий тип темперамента.
  • Подвести учащихся к определению понятия «характер».
  • Познакомить учащихся с видами черт характера.
  • Организовать исследовательскую деятельность учащихся по выявлению свойственных им черт характера.
  • Подвести учащихся к определению понятия «самооценка».
  • Помочь учащимся выявить уровень собственной самооценки.
  • Нервную систему человека и животных составляют: органы чувств, нервы, мозг.
  • Нервная система у каждого человека имеет индивидуальные свойства. Выделяют различные типы нервной системы.

Слайд 2

Тип нервной системы – это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных.
Мозг человека работает как единое целое, образующие его клетки связаны между собой по их функциям в центры. Нервный центр - это не только отдельный участок коры мозга, но и совокупность ряда таких участков, находящихся в функциональном взаимодействии.
Как в отдельном нейроне - нервной клетке, так и в группе их, т. е. в нервных центрах, протекают в сложном взаимодействии два противоположных и активных процесса - возбуждение и торможение. При этом возбуждение каких-либо одних участков мозга вызывает торможение других.
Процессы возбуждения и торможения могут быть уравновешенными или более или менее выражение преобладать одни над другими, выявляя характерную возбудимость или, напротив, тормозимость. Они могут в различных случаях протекать с различной силой, с различной степенью легкости переходить из одних центров в другие и сменять друг друга в одних и тех же центрах, иными словами, обладать различной степенью подвижности.
Сочетание характерных для данной нервной системы особенностей силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения и определяет тип нервной системы. Встречаются наиболее ярко выраженные четыре типа.

Слайд 3

Таблица «Темперамент и свойства нервной системы»

Темперамент по Гиппократу Краткая характеристика Свойства нервной системы по Павлову Выдающиеся личности
Флегматик Работоспособный
Малоэмоциональный
Надежный
Спокойный
Серьезный
Сильный
Уравновешенный
Малоподвижный
Кутузов
Крылов
Ньютон
Сангвиник Активный
Энергичный
Жизнерадостный
Легкомысленный
Беззаботный
Сильный
Уравновешенный
Подвижный
Наполеон
Холерик Очень энергичный
Вспыльчивый
Эмоциональный
Напористый
Чувствительный
Сильный
Неуравновешенный
Подвижный
Петр Первый
Пушкин
Суворов
Меланхолик Замкнутый
Ранимый
Сдержанный
Задумчивый
Грустный
Слабый
Неуравновешенный
Сдержанный
Лермонтов
Блок
Гоголь

Слайд 4

Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека.

Типы темперамента

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Меланхолик

Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Флегматик

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика - безразличие к людям, сухость; у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие - другого.

Слайд 5

Проверка усвоения особенностей темпераментов:

– Что лежит в основе выделения различных типов темперамента? (Скорость, сила, уравновешенность, наших реакций)
– В чем проявляется темперамент? (В мышлении, речи, манере общения)
– Темперамент – это качество врожденное или приобретенное? (Биологическое, врожденное)
– Что называется темпераментом? (Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека.)
– Какие типы нервной системы сильные? (Флегматик, сангвиник, холерик)

С темпераментом тесно связан характер. В темпераменте личность раскрывается со стороны динамических проявлений, в характере – со стороны ее содержания.

Слайд 6

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения.

Слайд 7

Характер отражает отношение человека к окружающему миру. В системе отношений выделяют четыре группы черт характера:

– отношении человека к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и др.);
– отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и др.);
– отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность);
– отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость и т.д.)

Слайд 8

Черты характера во многом определяют поведение человека – способы действий в типичных ситуациях.
Давайте же попытаемся научиться определять наиболее типичные черты характера, в том числе и своего.

Слайд 9

Методика диагностики характера.

Цель: методика диагностирует деловые черты характера человека.

Инструкция: испытуемым предлагается из 15 ниже обозначенных черт характера выбрать семь, наиболее устойчивых для себя.

1. Самостоятельность. 2. Творческий подход к делу. 3. Инициативность. 4. Старательность. 5.Аккуратность. 6. Исполнительность. 7. Дисциплинированность. 8. Усидчивость. 9.Добросовестность. 10. Трудолюбие. 11. Оперативность. 12. Настойчивость. 13.Работоспособность. 14. Ответственность. 15. Организованность.

Обработка данных.

Преобладание качеств с первого до четвертого включительно, свидетельствует о творческом комплексе. Преобладание черт с пятого по десятый включительно – об исполнительском, с одиннадцатого по пятнадцатый – об организаторском комплексе.

Слайд 10

Тест «Художник или мыслитель?»

А) Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б) Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый или левый?

В) Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

Г) Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». какая ладонь сверху?

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.
ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке.
ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, подвержен различным влияниям, беззащитен, но в то же время идет на конфликт.
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения.
ПЛЛЛ – отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП – эмоционален, легко контактирует практически со всеми, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ – менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению, консервативен.
ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость.
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Знаешь ли ты о своих достоинствах и недостатках. Как ты думаешь, у тебя больше положительных или отрицательных качеств?

Слайд 11

Способность оценивать самого себя, своих качеств, достоинств и недостатков называется – самооценка.

Слайд 12

Эксперимент «Моя самооценка»

1. Внимательно прочти слова, характеризующие определенные черты характера.

Аккуратность трусость завистливость настойчивость пунктуальность нерешительность равнодушие отзывчивость грубость ответственность заботливость искренность обидчивость смелость беспечность вспыльчивость самообладание необязательность целеустремленность застенчивость чувство юмора преданность медлительность развязность сострадательность холодность

2. Заполните таблицу, поместив в первый столбец качества, характеризующие идеального человека. Во второй – качества, выражающие черты характера, которыми идеальный человек обладать не должен.

3. Из первого и второго столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми, как тебе кажется, обладаешь ты.

Обработка результатов

Число положительных черт, которыми ты себя наделил, подели на число слов, помещенных в столбце №1. Если результат близок к «единице», скорее всего, ты себя переоцениваешь. Если результат близок к «нулю» – это свидетельство недооценки и повышенной самокритичности. При результате, близко к «0,5», ты можешь сделать вывод, что у тебя нормальная самооценка. Аналогично сравни отрицательные качества со столбцом №2. Результат, близкий к «0» – завышенная самооценка, к «1» – заниженная, к «0,5» – нормальная.

– Те знания, которые вы сегодня получили, и навыки, которые приобрели, помогут изучить себя и более четко поставить перед собой личностные и профессиональные цели.

Литература:

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988.
  2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Москва. межд. пед. акад. 1995.
  3. Зюзько М.В. Пять шагов к себе: книга для учащихся. Москва. Просвещение 1992.
  4. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. Москва. Просвещение 1991.
  5. Орлов А.Б. Самопознание и самовоспитание характера. Москва. Просвещение 1987.
  6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. под ред. И.В. Дубровиной. Москва Академия 1995

Изучение деятельности больших полушарий вместе с ближайшей подкоркой в нормальных условиях (методом условных рефлексов) привело к созданию схемы типов нервной деятельности или основных образцов поведения высших животных.

Типы нервной системы делят на общие, встречающиеся у человека и у животных, и частные, свойственные только человеку.

Тип нервной системы - это индивидуальная характеристика нервной системы по трем основным признакам: 1) силе возбуждения и торможения; 2) соотношению, или уравновешенности, возбуждения и торможения между собой и 3) подвижности возбуждения и торможения, которая характеризуется скоростями их иррадиации и концентрации, скоростью образования условных рефлексов и др.

Школа И. П. Павлова установила у собак четыре типа нервной системы. Первый тип - сильный (сильное возбуждение и сильное торможение), неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением, безудержный. Второй тип - сильный, вполне уравновешенный, инертный, малоподвижный, медленный. Третий тип - сильный, вполне уравновешенный, очень живой, подвижный. Четвертый тип - слабый, со слабым возбуждением и торможением, легко тормозимый. Легкая тормозимость этого типа обусловлена как слабым и легко иррадиирующим внутренним торможением, так и особенно внешним торможением под влиянием незначительных посторонних раздражителей.

Только у немногих животных четко выступают черты определенного типа нервной системы. У большинства же эти черты весьма неотчетливы, и определить у них тип нервной системы затруднительно.

От типа нервной системы при других равных условиях зависят: различная скорость выработки условных рефлексов, различные величины условных рефлексов и их прочность, различия скорости иррадиации и концентрации возбуждения и торможения, разная устойчивость к действию факторов, вызывающих нарушение высшей нервной деятельности, и приспособленность к различным воздействиям внешней среды. Тип нервной системы определяет не только поведение животного организма, но и характер деятельности его внутренних органов, обусловленный функциональным состоянием симпатической и парасимпатической систем.

Собаки, у которых преобладает торможение, слабо реагируют на вещества, возбуждающие симпатические центры промежуточного мозга, и, наоборот, сильно реагируют на вещества, возбуждающие парасимпатические центры промежуточного мозга. Собаки, у которых преобладает возбуждение, наоборот, сильно реагируют на вещества, возбуждающие симпатические центры промежуточного мозга, и слабо реагируют на вещества, возбуждающие парасимпатические центры промежуточного мозга. У уравновешенных животных реакция на оба вещества одинакова. Соответствие типов нервной системы, установленных методом условных рефлексов, типам нервной системы, определенным по действию веществ на симпатические и парасимпатические отделы промежуточного мозга, позволяет считать, что тип нервной системы зависит от преобладания тонуса одного из отделов вегетативной нервной системы. Следовательно, характер поведения животного в значительной мере зависит от функционального состояния вегетативной нервной системы (С. И. Гальперин, 1949, 1960).

Схема деления типов нервной системы на частные, человеческие основана на том, что у некоторых людей (первый тип) первая сигнальная система преобладает над второй сигнальной системой и, наоборот, у людей второго типа вторая сигнальная система преобладает над первой. У человека со средним типом нервной системы обе сигнальные системы имеют приблизительно одинаковое значение. Нормальное мышление возможно лишь при неразрывном участии обеих систем. Степень соотношения обеих систем чрезвычайно разнообразна у разных людей.

При определении типов человека необходимо учитывать, что человек отображает мир в двух формах: 1) воспринимая непосредственное действие раздражителей внешнего мира и 2) воспринимая речь, сигнализирующую эти непосредственные раздражители.

Типы нервной системы и темпераменты

И. П. Павлов считал, что четыре типа нервной системы, установленные в опытах на животных, приблизительно совпадают с классической схемой темпераментов, установленной на людях еще Гиппократом.

Первый тип приблизительно соответствует холерику, второй - флегматику, третий - сангвинику и четвертый - меланхолику. Темперамент характеризуется главным образом силой нервного, а следовательно, и психического процессов, взаимоотношением возбуждения и торможения и скоростью их протекания. Однако темперамент человека не равнозначен типу его нервной системы. Темперамент человека, несомненно, связан со свойствами нервной системы, характеризующими тип. Но формы поведения человека определяются не отдельными раздражителями, а явлениями, предметами и людьми, которые имеют определенное объективное значение и вызывают со стороны человека то или иное к себе отношение, обусловленное его воспитанием, убеждениями, мировоззрением. Поэтому при характеристике темперамента человека необходимо учитывать не только функциональные особенности его нервной системы, а прежде всего условия его жизни в обществе определенной исторической эпохи и его практической деятельности.

Необходимо учесть, что только у немногих людей имеются указанные четыре темперамента в относительно чистом виде. У большинства черты разных темпераментов сочетаются.

Воспитание типов нервной системы

Типы нервной системы изменяются после рождения. Они развиваются в филогенезе, но так как животное со дня рождения подвергается разнообразнейшим воздействиям обстановки, то окончательно характер складывается как сплав из прирожденных черт нервной системы (типа) и изменений ее свойств, обусловленных внешней средой, часто закрепляющихся на всю жизнь. Таким образом, врожденные свойства нервной системы могут проявляться только в момент рождения. Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но в большей степени зависит от постоянного воспитания и обучения.

Тип нервной системы изменяется воспитанием, систематической тренировкой. Практикой торможения можно до известной степени изменить сильный неуравновешенный тип, сделать его более уравновешенным. Слабый тип труднее поддается значительным изменениям. У него нормальная высшая нервная деятельность осуществляется только в благоприятных условиях работы, так как он чаще других способен давать «срывы».

Тип нервной системы влияет на обучение сельскохозяйственных животных. Возбудимый тип лошади легко и быстро обучаем, но следует избегать перенапряжения торможения. Животные сильного, инертного типа медленно обучаются. Лошади слабого типа почти непригодны для работы. Они обучаются с трудом.

В основу выделения типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных функциональных свойства нервной системы: 1) силу возбуждения и торможения; 2) уравновешенность нервных процессов; 3) подвижность возбуждения и торможения. Учитывая эти три признака, И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы.

  1. Сильный безудержный тип , характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, но неуравновешенный, с резким преобладанием возбуждения над торможением.
  2. Сильный живой тип , характеризуется сильными нервными процессами, неуравновешенностью и подвижностью, то есть быстрой сменой возбуждения торможением и наоборот.
  3. Сильный спокойный тип , отличается сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но малой их подвижностью.
  4. Слабый тип , характеризуется слабыми нервными процессами с низкой работоспособностью корковых клеток. Слабо развито возбуждение и торможение.

Между этим и типами нервной системы имеется много промежуточных переходов. Типы нервной системы соответствуют четырем типам темперамента человека. Так, безудержный тип соответствует холерическому темпераменту, живой - сангвиническому, спокойный - флегматическому и слабый — меланхолическому.

С учетом особенностей взаимодействия первой и второй сигнальных систем выделены два основных человеческих типа нервной системы: художественный (у писателей, музыкантов, живописцев и других, у которых первая сигнальная система преобладает над второй) и мыслительный (ученые — философы, математики, филологи и другие - вторая сигнальная система преобладает над первой). Имеется также средняя группа лиц, у которой преобладание одной системы над другой не выражено. Типы нервной системы формируются в процессе жизни и могут быть изменены воспитанием.

Типологические различия высшей нервной деятельности человека не могут служить основанием для суждения о большей или меньшей степени его социальной полноценности - жизнь человека в условиях сложнейшей многогранной структуры человеческою общества представляет широкие возможности для его деятельности с учетом типологических особенностей.

Вместе с тем из генетически заданных свойств основных нервных процессов, фенотипически определенных признаков общего типа нервной системы, соотношения деятельности первой и второй сигнальных систем, дальнейших влияний условий жизни и воспитания формируется то, что называют характером человека.

Характер - это совокупность относительно устойчивых психических черт человека, проявляющихся в его поведении и жизнедеятельности.

Естественной основой характера являются типы нервных процессов, темперамент, доминантность полушарий головного мозга. Волевые качества - важная составная часть характера. Волевому человеку присуши такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, решительность, выдержанность, дисциплинированность, надежность и др. По характеру общения люди бывают открытые, доверчивые, замкнутые, недоверчивые, пасмурные.

Характер формируется на протяжении многих лет под влиянием социальной среды и воспитания.

Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение. Это имеет прямое отношение как к теоретическим, так и к прикладным исследованиям. Большинство лабораторных методов, разработанных для того, чтобы проводить диагностику основных свойств нервной системы требуют определенных условий проведения и специализированной аппаратуры. Поэтому и не только они признаны достаточно трудоемкими.

В отличие от них экспресс-методики лишены подобного рода недостатков, в том числе и теппинг-тест, о котором сегодня и пойдет речь. Итак, Вашему вниманию предоставляется теппинг-тест, он же тест для определения свойств нервной системы по психомоторным показателям.

Для проведения теппинг-теста нам понадобятся определенные бланки-листы, с ориентировочным размером 203×283, на которых будут изображены по три в ряд шесть равных прямоугольников. Также среди необходимых вещей – секундомер и карандаш.

Инструкция

Сейчас мы будем проставлять точки в квадратах. Начнем с самого первого квадрата. Далее будем двигаться исключительно по часовой стрелке. Каждый переход с одного квадрата на другой осуществляется не прерывая работы и только по команде экспериментатора. Все время, выделенное на проставление точек, работайте в максимальном для себя ритме. На каждый квадрат будет дано 5 секунд, в течение которых необходимо проставить максимально возможное количество точек.

Итак, экспериментатор дает сигнал «Начали», далее через каждые 5 секунд он дает новый сигнал «Перейти на другой квадрат», по окончании 5 секунд проставления точек в 6-ом квадрате экспериментатор дает последний сигнал «Стоп». Все понятно? Хорошо, тогда возьмите в правую/левую руку карандаш и зафиксируйте его перед первым квадратом.

Ключи к теппинг-тесту:

Для того, чтобы обработать результаты теппинг-теста, прежде всего необходимо подсчитать получившееся в каждом квадрате количество точек. Далее следует построить график работоспособности испытуемого в соответствии с полученными результатами, для этого 5-секундные промежутки времени надо отложить на оси абсцисс, а подсчитанное количество точек в каждом квадрате отложить на оси ординат.

Анализ теппинг-теста и интерпретация результатов

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно — сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

  • выпуклый тип — темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; далее к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня, то есть того уровня, который наблюдался в первые 5 секунд работы; этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
  • ровный тип — максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
  • нисходящий тип – взятый испытуемым максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы; этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
  • промежуточный тип — темп работы снижается после первых 10-15 секунд; этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
  • вогнутый тип — первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня; вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Теппинг-тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен такой тест при определении профориентации и проведения психологического консультирования по коррекции и/или усовершенствованию персонального стиля деятельности. Тестирование проводится индивидуально и обычно занимает около 2 минут.

Типы динамики максимального темпа движений

а – график выпуклого типа; б – график ровного типа; в – график нисходящего типа; г – график промежуточного и вогнутого типов (горизонтальная линия – это линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 секунд).

Поделиться: