Раз-ступенька, два-ступенька. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Петерсон Л., Холина Н.П. Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в старшей группе детского сада Значение

В брошюре представлена программа дошкольной подготовки «Ступеньки» по математике для детей 3-6 лет («Игралочка» для детей 3-4 лет и «Раз - ступенька, два - ступенька...»для детей 5-6 лет), являющаяся начальным звеном непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и средней школы образовательной системы «Школа 2000...». Приведено планирование занятий, учитывающее возможность работы по данной программе с дошкольниками различного уровня подготовки. Основной целью программы «Ступеньки» является развитие у детей в ходе дидактической игры мышления, творческих сил и деятельностных способностей, общеучебных умений и качеств личности, обеспечивающих эффективное обучение в школе. Программа методически обеспечена курсами «Игралочка» и «Раз - ступенька, два - ступенька...» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой и Н.П. Холиной, прошедшими апробацию в широкой педагогической практике с положительными результатами, начиная с 1992 года.

Пояснительная записка.
Программа математического развития дошкольников «Ступеньки» является начальным звеном непрерывного курса математики для дошкольников, учеников начальной и средней школы образовательной программы «Школа 2000...». Главной целью программы «Школа 2000...» является всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности. Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования.

Цели и задачи дошкольной подготовки детей.
На этапе дошкольной подготовки образовательный процесс организуется, исходя из основных характеристик первого допонятийного этапа познания (этапа предметных действий) и возрастной периодизации психологического развития детей Д.Б. Эльконина. В дошкольный период происходит первичное осознание ребенком внешних воздействий окружающего мира, поэтому его развитие связано с формированием в ходе игровых видов общения познавательных процессов и способностей к основным мыслительным операциям на основе предметных действий. Это означает. что помимо традиционного для дошкольной подготовки развития внимания, памяти, речи у детей должны быть сформированы мыслительные операции:
анализ свойств исследуемых объектов или явлений;
сравнение свойств предметов;
обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;
распределение предметов в группы но выбранному свойству;
классификация но выбранному свойству;
синтез на основе выбранной структуры;
конкретизация;
аналогия.

Содержание
Предисловие
I.Пояснительная записка
1.Цели и задачи дошкольной подготовки детей в программе «Ступеньки»
2.Организация познавательного процесса
3.Организация воспитательного процесса
4.Управление сохранением и поддержкой здоровья детей
II.Программы
1.Программа курса «Игралочка» для детей 3-4 лет и 4-5 лет
2.Программа курса «Раз - ступенька, два - ступенька...» для детей 5-6 лет и 6-7 лет
III. Методическое обеспечение
IV. Примерное планирование учебного материала
1.Тематическое планирование по курсу «Игралочка» для детей 3-4 лет и 4-5 лет
2.Тематическое планирование но курсу «Раз - ступенька, два - ступенька...» для детей 5-6 лет и 6-7 лет (64 занятия)
3.Тематическое планирование по курсу «Раз - ступенька, два - ступенька...» для детей 5-6 лет и 6-7 лет (86 занятий).


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Программа дошкольной подготовки детей 3-6 лет «Ступеньки», Петерсон Л.Г., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Игралочка ступенька к школе, Практический курс математики для дошкольников, Методические рекомендации, Часть 3, Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е., 2011

Тип ситуации: открытие нового знания.
Тема: «Мир удивительных цветов».

Цель: формирование у дошкольников умения составления и чтения схем «последовательных действий» на примере рисуночной схемы посадки цветов.

Задачи.
Образовательные:
Расширить:
- начальные знания о природном мире (на примере мира цветов);
- знания об условиях необходимых для роста и развития растений;
Закрепить представления об экологических связях в природе: зависимость живой природы от неживой.Развивающие:
содействовать развитию качеств личности: наблюдательность, отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие.Воспитательные:
содействовать формированию
- экологической культуры детей старшего дошкольного возраста; - установки положительного отношения к миру природы, к труду в природе;
создавать условия для:
- развития бережного отношения к природе;
- проявления самостоятельности в трудовой деятельности (труд в природе).

Предварительная работа.
Беседа «Зачем растениям нужны вода, солнце, земля».
Наблюдение за ростом лука в земле, воде.
Рассматривание цветущих растений.
Чтение и пересказ русской народной сказки «Вершки и корешки».
Просмотр мультипликационного фильма по мотивам рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик».
Заучивание посевных стихов, приговорок.

Материалы к занятию.
Демонстрационный материал:
карточки с изображением солнца, воды, почвы, воздуха: размер: 13×13;
карточки с изображением пустого горшочка, горшочка с землёй, луковицы цветка с пророщенными росточками, совка для создания углубления в земле, горшочек с землёй и посаженной луковицей, лейка с водой: размер: 13×13;
стрелки - 5 шт.

Раздаточный материал:
горшочки, совочки, лейки с водой по количеству детей;
луковицы цветов по количеству детей;
ёмкость с большим количеством земли;
фартуки на каждого ребёнка.

Оборудование:
магнитная доска: размер: 120×100 см;
столы 2 шт. (поставленные квадратом) или один круглый стол;
клеёнка для покрытия стола;
стулья по количеству детей;
костюм для Феи Цветов;
сказочный цветок «Цветик-семицветик»;
зелёный настил (искусственный) для оборудования клумб - 2 шт.;
искусственные полевые цветы - 12 шт.:
ромашка - 4 шт.;
мак - 4 шт;
василёк - 2 шт.;
колокольчик - 2 шт.
искусственные садовые цветы - 12 шт.:
роза - 2 шт.;
нарцисс - 2 шт.;
тюльпан - 4 шт.;
ирис - 2 шт.;
лилия - 2 шт.
Корзина для цветов - 2 шт.

Необходимые материалы:
письмо Феи Цветов;
аудиозаписи:
· В.Дашкевич, сл. Ю. Ким «Приходите с гости к нам» из к/ф «Там на неведомых дорожках» (без слов);
· П.И. Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года»;
· П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;
· П.И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
Заставка-картинка «Цветочный город» для проецирования на экране.

Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети входят в групповую комнату.
-Ребята, к нам пришли гости! Поздороваемся с ними. Они рады Вас видеть, и улыбаются Вам! Покажите, что Вы тоже им рады. Познакомьтесь с ними.
Подойдите ко мне!
- Сегодня в наш детский сад пришло загадочное письмо!

Педагог читает письмо.
«Дорогие ребята! Я очень прошу Вас помочь мне в одном очень трудном, но полезном деле. Весна уж давно вступила в свои права, а я не успеваю справиться с посадками цветов. Надеюсь, Вы мне поможете!
Я живу в Цветочном городе. Я жду Вас! Фея Цветов».

Ребята, а вы любите цветы?! (Да.), (Конечно мы любим цветы!), (Очень!).
- Расскажите стихотворения о цветах, которые вы знаете!
Дети читают стихи о цветах, которые выучили заранее.

Вы хотите помочь Фее Цветов? (Хотим.), (Конечно.), (Мы любим помогать.).
- Кто же такая Фея цветов? (Волшебница.), (Сказочница.), (Красивая девушка.).
- Как Вы думаете, мы сможем ей помочь?! (Да.).
- Почему? (Мы уже многим помогали.), (Мы будем стараться и у нас получится помочь.) .
- Что надо для этого сделать? (Надо всем вместе посадить цветы.), (Надо, чтобы каждый из нас посадил по цветку.).
- Как же нам попасть к Фее Цветов? (С помощью волшебных слов.), (С помощью волшебных предметов: ковёр-самолёт, волшебная палочка, волшебный цветок, дудочка.).
- У нас в группе, в уголке природы, есть волшебное растение Цветик-семицветик. Он нам сможет помочь попасть к Фее Цветов? (Конечно поможет.).
- Думаю нам пора спешить на помощь к Фее Цветов! Как мы можем использовать возможности Цветика-семицветика? (Давайте возьмём один лепесток, произнесём волшебные слова и перенесёмся в Цветочный город.)

Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в цветочном городе».

2. Актуализация в игровой ситуации.
На экране появляется картинка - заставка цветочного города. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
- Что мы видим в цветочном городе? (Цветы.)
- Какие бывают цветы (Садовые.), (Полевые.).
- Давайте познакомимся с жителями цветочного города! Выберите из корзины садовые цветы, назовите и расположите на зелёной полянке.

Ребята берут из первой корзинки, в которой находятся и садовые, и полевые цветы, только садовые цветы, называют и располагают на предложенном зелёном настиле.

В вазе на зелёном настиле оказываются собранными только садовые цветы.
- Вы знаете много садовых цветов. Мне очень хочется убедиться, что и полевые цветы вы знаете хорошо. Выберите из второй корзины полевые цветы и расположите на другой зелёной полянке!

Ребята берут из второй корзинки, в которой находятся и садовые, и полевые цветы, только полевые цветы, называют и располагают на предложенном зелёном настиле.

В вазе на зелёном настиле оказываются собранными только полевые цветы.
- Вы знаете большое количество цветов! Я думаю, что вы можете сказать много красивых слов о цветах! (Разноцветные.), (Изящные.), (Прекрасные.), (Красивые.), (Ароматные.), (Необыкновенные.), (Яркие.), (Благоухающие.), (Разноцветные.).
- Молодцы! Какие прекрасные слова о цветах вы сказали!
(Цветам нужна почва.), (Почва, в которой находятся корни, обеспечивает цветы питательными веществами.)

Ребёнок берёт карточку с изображением горшочка с почвой и прикрепляет на доску.
-Без чего цветы не могут расти? (Без воды.), (Вода поит растения, умывает их.)
- Выбери, ….. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.

Ребёнок берёт карточку с изображением воды и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы не могут расти? (Без солнца.) , (Солнце согревает растения, даёт им тепло.)

Ребёнок берёт карточку с изображением солнца и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы ещё не могут расти? (Цветам нужен воздух.), (Воздух нужен всем живым для дыхания!)
- Возьми, …. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.

Ребёнок берёт карточку с изображением воздуха и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы не могут расти? (Цветам нужен уход.), (Моя бабушка говорит, что без любви к ним, они плохо растут и сохнут.).
- Конечно, растениям необходимы: уход, забота и любовь, которые способствуют росту, цветению и красоте растений!
- Давайте представим себя растениями!

Психогимнастика «Я - растение».
На фоне музыки П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» звучит текст. Дети выполняют указанные движения.

Текст Движения детей
- Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в землю. Ты ещё очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Дети присаживаются на корточки, пригибая голову к коленям, изображая себя маленьким растением.
- Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Воспитатель подходит к детям и гладит каждого по голове.Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка.
- Твои лепесточки подросли. Стебель стал крепким, ты тянешься к свету. Дети встают в полный рост, вытягивая вверх руки.
- Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами. Дети покачиваются, изображая себя цветами и улыбаются.

- Вам понравилось быть растениями? (Да.), (Понравилось.).
- Почему? (За нами ухаживали!), (О нас заботились!).

3. Затруднение в игровой ситуации
Звучит музыка П.И. Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
- Слышите, кто-то идёт. Пойду, посмотрю! Только тихо!
Воспитатель выходит и надевает наряд Феи Цветов. Возвращается.
- Здравствуйте, ребята! Я Фея Цветов. Для чего вы пришли в мой город? (Мы пришли Вам помочь посадить цветы.).
- Вы знаете, как сажать цветы? (Нет.).
- С чем мы столкнулись? (Возникло затруднение!).
- Почему вы не знаете? (Мы не умеем), (Я видел только, как родители на даче сажали петрушку.), (Мы не пробовали.), (Все цветы разные: одни сажают с помощью семян, другие - луковицами).

4. Открытие нового знания
- Вы сможете научиться сажать цветы? (…… (Да!).
- Что необходимо для посадки? (Почва).
- Куда мы должны насыпать почву?! (В цветочный горшочек).
- ….. (имя ребёнка), выбери карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок прикрепляет карточку с пустым горшочком на доску.

Как вы думаете, что мы будем делать дальше?
(Насыплем почвы.)
- Почему? (Для растений нужна почва.), (Чтобы цветок питался.), (В почве питательные вещества.)
- …… (имя ребёнка), выбери нужную карточку и прикрепи на доске.
Ребёнок прикрепляет карточку с изображением горшочка с землёй на доске.

Я прорастила луковицы тюльпанов и нарциссов. Давайте их рассмотрим! Где корешки, где вершки? (Вершки - зелёные листочки, а корешки - внизу, тоненькие, как ниточки.)
- Вы видите, что появились первые росточки. Как мы будем сажать луковицу тюльпана (нарцисса) корешками или вершками? (Корешками.)
- Почему? (Корни у всех цветов в земле.)
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.

- …… (имя ребёнка), выбери нужную карточку.
Ребёнок выбирает карточку с изображением луковицы и прикрепляет к доске.

Что нужно сделать, чтобы луковице было удобно находиться в земле.
(Надо сделать углубление.), (Совком разрыть ямку.)
- Молодцы. Такая ямка, называется лунка.

Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
- … (имя ребёнка), выбери, пожалуйста, нужную карточку и прикрепи на доске.
Ребёнок выбирает карточку с изображением совочка, находящегося в земле и прикрепляет к доске.
- Что же будем делать дальше?

Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
(Засыплем землёй.), (Прикроем землёй корешки луковицы).
- Молодцы! Выбери нужную карточку… (имя ребёнка), пожалуйста!
Ребёнок выбирает карточку с изображением луковицы в горшочке и прикрепляет к доске.
- Вы всё сделали, чтобы наши тюльпаны росли? (Не всё.)
- Что еще нужно сделать!

Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов. (Полить.)
- Что произойдёт, если не полить цветы? (Погибнет.)
- Почему? (Цветам нужна вода!), (Это их питание.), (От воды они растут.)
- Кто хочет найти нужную карточку? Хорошо, …. (имя ребёнка), иди, выбирай карточку.
Ребёнок выбирает карточку с изображением лейки с водой и прикрепляет к доске.
- Давайте повторим все наши действия при посадке цветов.

Фея ведёт указкой по выстроенной на доске рисуночной схеме, а дети проговаривают алгоритм посадки цветов.
- ….. (имя ребёнка), назови первое действие при посадке цветов. (Приготовить горшочки.) .
- Далее, …. (имя ребёнка), что мы будем делать? (Насыпать почву.).
- Следующее наше действие какое, …. (имя ребёнка)? (Прорастить луковицы или семена до появления первых росточков.).
- Поясни, …. (имя ребёнка), глядя на схему, как мы действуем дальше. (Надо сделать углубление.), (Совком разрыть ямку, которая называется лунка.).
- Хорошо. Затем, …. (имя ребёнка), объясни своё действие. (Засыплем землёй, прикроем корешки луковицы.).
- И последнее действие, …. (имя ребёнка)? (Надо обязательно полить.

).
- С какой трудностью, мы встретились на занятии? (Мы не умели сажать цветы.).
- Что вы мне скажите сейчас? (Мы поняли, как сажать цветы!).
-Только поняли?!
Педагог ведёт указкой по выстроенной на доске рисуночной схеме.
(Мы составили рисуночную схему «Как сажать цветы?»).
- Зачем рисуночная схема нам нужна? (Объяснить другим.), (Если забыл, на нее посмотришь и быстро всё вспомнишь.).
- Что обозначено в схеме? (Порядок действий при посадке цветов.), (Мы знаем, как надо действовать при посадке цветов).
- Значит, у нас получится посадить цветы!

5. Включение нового знания в систему знаний
- Сейчас мы подойдём к столу и приступим к работе! Наденем фартуки. У каждого из Вас есть всё необходимое для посадки цветов.
- Приступайте к работе.
Дети приступают к посадке цветов. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов». Воспитатель корректирует деятельность детей, обращая их внимание на рисуночную схему посадки цветов на доске.
- Молодцы! Вы всё сделали согласно схеме. Чтобы наши цветы росли быстрее, расскажем посевную приговорку.

Посевная приговорка.
Уж, ты, луковка, моя,
Ты, не бойся, что земля!
Ляжешь в лунку ты на дно!
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты, росток, скорей пошли!
Как весною в ранний час
Пусть ростки взойдут у нас.
Выйдут к солнышку из тьмы:
«Здравствуй, солнце, это мы!»

- Что ещё нужно цветам? (Тепло.), (Солнышко.).
- Давайте все вместе поставим горшочки с посаженными цветами на подоконник.
Дети вместе с Феей Цветов ставят горшочки на подоконник.
- Вы мне очень помогли! Я Вам благодарна и дарю волшебную шкатулочку с сюрпризом! Её можно открыть только в группе детского сада. Нам пора прощаться. Всего доброго!
Звучит музыка П.И. Чайковского «Танец Феи Драже». Фея уходит (снимает наряд). Возвращается, как воспитатель.
- Ребята, нам надо возвращаться в детский сад!
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят волшебные слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в детском саду, в нашей группе», отрывают лепесток и возвращаются в группу.

6. Итог.
- Ребята, где мы сегодня были? (В Цветочном городе.).
- Для чего мы туда отправились? (Для того, чтобы помочь Фее с посадкой цветов).
- Что нам помогло справиться с посадкой цветов? (Мы составили схему, на которую можно было смотреть и видеть, как правильно сажать цветы.), (Мы в горшки насыпали почву, делали лунку, посадили пророщенную луковицу тюльпана корешками вниз, присыпали почвой, полили и поставили на подоконник к солнышку.).
- Это очень важные и полезные знания. Где они могут вам пригодиться? (Мы можем посадить цветы на даче, у бабушки в деревне.), (Научить других детей или взрослых по схеме сажать цветы.).
- Почему у вас всё получилось? (Потому что мы научились составлять и читать схему.), (Мы были умными, внимательными, старательными, сообразительными.).
- Вы действительно сегодня были дружные и вместе составили, и прочитали схему посадки цветов.
- Давайте посмотрим, что Фея Цветов положила в шкатулочку!
- Ой, да здесь луковицы нарциссов, которые мы сможем посадить на участке нашего детского сада! Ай, да Фея Цветов! Здорово, здесь ещё и медальки для всех детей! Это, значит, что вы все трудились очень хорошо! Воспитатель награждает воспитанников медальками и хвалит.
- Попрощайтесь с нашими гостями, и спросите у них: понравилась ли им наша схема посадки цветов?
Дети общаются с взрослыми-слушателями и прощаются.

Название: Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в старшей группе детского сада
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа
Авторы:
Додонова Светлана Валентиновна , воспитатель МДОУ № 61 , г. Ярославль,
1 квалификационная категория
Борисова Наталья Юрьевна , старший воспитатель МДОУ № 61 , г. Ярославль, 1 квалификационная категория
Куратор:
Текнеджан Татьяна Валентиновна , зам. директора по научно-методической работе нач.школы-д/с № 115, г. Ярославль, высшая квалификационная категория

Раз-ступенька, два-ступенька. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Петерсон Л.Г., Холина Н.П.

3-е изд., доп. и перераб. - М.: 201 6 - 2 56 с.

Методическое пособие по развитию математических представлений детей 5-6 и 6-7 лет является частью непрерывного курса математики «Школа 2000...». Включает краткое описание концепции, программы и организации практических занятий с детьми. Дополнительные материалы для организации индивидуальной работы с детьми содержатся в тетрадях на печатной основе «Раз - ступенька, два - ступенька...», ч. 1-2, тех же авторов. Учебно-методический комплект «Раз - ступенька, два - ступенька...» ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. Подготовительная работа с детьми 3-4 и 4-5 лет может осуществляться по комплекту «Игралочка», ч. 1-2, авторов Л. Г. Петерсон и Е. Е. Кочемасовой, а продолжением для учащихся начальной школы является курс математики Л. Г. Петерсон. Пособие может использоваться на занятиях с дошкольниками в детских садах, учреждениях «Начальная школа - детский сад» и других ДОУ, а также для индивидуальной работы родителей с детьми.

Формат: pdf (2016, 256с.)

Размер: 7,1 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Введение 3
Программа развития математических представлений «Раз - ступенька, два - ступенька...» (64 занятия) 9
Примерное тематическое планирование по программе «Раз - ступенька, два - ступенька...» (64занятия) 12
Примерное тематическое планирование по программе «Раз - ступенька, два - ступенька...» (86 занятии) 14
Часть 1
Занятие 1 16
Занятие 2 19
Занятие 3 22
Занятие 4 25
Занятие 5 29
Занятие 6 32
Занятие 7 34
Занятие 8 38
Занятие 9 40
Занятие 10 45
Занятие 11 47
Занятие 12 51
Занятие 13 55
Занятие 14 59
Занятие 15 62
Занятие 16 65
Занятие 17 68
Занятие 18 71
Занятие 19 74
Занятие 20 78
Занятие 21 82
Занятие 22 85
Занятие 23 89
Занятие 24 94
Занятие 25 98
Занятие 26 103
Занятие 27 106
Занятие 28 ПО
Занятие 29 113
Занятие 30 117
Занятие 31 120
Занятие 32-34 124
Часть 2
Занятие 1 125
Занятие 2 128
Занятие 3 133
Занятие 4 137
Занятие 5 140
Занятие 6 143
Занятие 7 147
Занятие 8 150
Занятие 9 154
Занятие 10 160
Занятие 11 164
Занятие 12 168
Занятие 13 171
Занятие 14 175
Занятие 15 179
Занятие 16 183
Занятие 17 187
Занятие 18 192
Занятие 19 1%
Занятие 20 200
Занятие 21 204
Занятие 22 208
Занятие 23 212
Занятие 24 217
Занятие 25 220
Занятие 26 225
Занятие 27 229
Занятие 28 233
Занятие 29 237
Занятие 30 242
Занятие 31 246
Занятие 32 249
Список использованной литературы 254

Учебно-методическое пособие «Раз - ступенька, два - ступенька...» предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Оно представляет собой составную часть непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и основной школы, который разрабатывается в настоящее время в Ассоциации «Школа 2000...» с позиций комплексного развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности*.
Дошкольная ступень программы «Школа 2000...» состоит из двух частей: «Игралочка» - для детей 3-4 и 4-5 лет, и «Раз - ступенька, два - ступенька...» - для детей 5-6 и 6-7 лет. Однако работать по программе «Раз - ступенька, два - ступенька...» можно и с теми детьми, которые не прошли программу «Игралочка» и начинают свою дошкольную подготовку по математике в 5-6 лет.

В 2016 году учебники математики для 1-4 классов авторства Петерсон Л.Г. не вошли в официальный перечень книг, рекомендованных Министерством образования РФ.

Понять, подходит ли вашему ребёнку эта программа, можно, если разобраться в её особенностях. О том, являются ли эти особенности положительными или отрицательными, каждый родитель решит сам.

Быстрый темп

Темп, в котором дети проходят программу, очень быстрый. Часто одной теме отводится буквально один урок, и дальше ребенок переходит к новому типу заданий. В учебнике нет пошаговых разборов упражнений и примеров решения задачек.

Например, в учебнике Моро М.И. в первом полугодии третьего класса школьники проходят числа до 1000. За это же время дети, которые занимаются по книге Петерсон, берут множества, миллионы и миллиарды.

Слабая теоретическая часть и отсутствие понятной структуры

Теоретической части как таковой в учебнике нет. На отдельных страницах встречаются небольшие подсказки в виде таблиц или рисунков. Детей это не напрягает. Ведь не надо заучивать правила. Открываешь книгу - и можно сразу приступать к решению примеров.

Отсутствие теоретической части - проблема для родителей. Если ребёнок пропустил урок или невнимательно слушал учителя, нужно как-то восполнять пробелы в знаниях дома. Поскольку правил в учебнике нет, родителям сложно разобраться, что именно объяснять ребёнку.

Я нашла выход из ситуации: подготовила собственную небольшую методичку, где расписала для каждого урока из учебника, какие темы мы проходим, а также алгоритмы решения и правила на эти темы.

Учит нестандартным решениям

Петерсон предлагает детям самостоятельно придумать алгоритмы, формулы, пути решения задач. Например, разбить фигуры по какому-то признаку, найти закономерность и продолжить её, придумать, как решить задачу. В этом учебнике поощряется, если ребенок приходит к решению без помощи преподавателя.

Проблема в том, что учителя редко следуют рекомендациям авторов и не ждут, пока школьник додумается до алгоритмов сам. Это происходит из-за нехватки времени. Когда не успеваешь пройти с детьми основную программу (сложение и вычитание в столбик, например), нет возможности давать школьникам время на длительные размышления. Приходится показывать отработанную схему решения.

В учебнике слабо проработан раздел «Геометрия»

В других учебниках начальной школы отводятся несколько глав только под геометрию. В учебнике Петерсон геометрия даётся как бы мимоходом, в конце каждой главы в форме вопросов. Как результат - дети не всегда могут разобраться в этих темах, отличить периметр от площади. Раздел «Геометрия» остаётся на откуп учителю.

Много абстрактных понятий

Уже с первого-второго классов в учебниках водится понятие «переменная». В конце каждого урока детям предлагается упражнение «Блиц-опрос». Это очень коротенькие задачки на составление выражения, в котором вместо чисел используются буквы. Вместо привычных «5 яблок» написано «b яблок».

Дети в младшей школе ещё не совсем понимают, что им делать с числами, а когда к ним присоединяются буквы, вроде абстрактных «b яблок», то школьникам становится совсем сложно.

Даже родителям такие задания бывают не всегда понятны, что уж говорить о детях.

Зато тому, кто разобрался с этой темой в младшей школе, будет намного проще осваивать алгебру .

Много игровых заданий на развитие логического мышления

Решить ребус, пройти лабиринт, закрасить фигуру или её часть, соединить точки - все эти здания развивают логическое мышление и постоянно встречаются в учебнике. Дети их оченьлюбят , решают с удовольствием, даже на переменах.

На самом деле программа Петерсон подходит детям с разными способностями. Сейчас у меня очень «средний» класс, который, несмотря на быстрый темп и другие сложности программы, неплохо справляется со счетом и задачками. Все дело в подходе педагога. Усвоит или не усвоит школьник программу, на 80% зависит от учителя .

В детском саду одно из направлений работы - обучение навыкам счета. Часто воспитатели используют пособие Л. Г. Петерсон « ». Обучение по этой методике можно начинать с 3-х лет и до семи. Содержание образовательной программы усложняется от возраста. Это пособие включает в себя практические рекомендации и демонстрационный материал.

  • изучение свойств предметов и чисел;
  • закономерности;
  • числа;
  • величины;
  • пространственно-временные представления.

Дети в детском саду

В младшем возрасте с ними изучают только числа, а в старшем занимаются изучением простых арифметических действий с ними. Все занятия нужно проводить с учетом ведущей деятельности ребенка в дошкольный период - игровой. Но уроки следует проводить регулярно, чтобы полученные знания были систематизированы.

Для детей 4-5 лет

Эта часть пособия не направлена на запоминание и заучивание, а на воспитание у детей умения самостоятельно делать выводы, рассуждать и доказывать свою точку зрения. Не нужно навязывать ему занятия математикой, педагоги должны стараться его замотивировать.

Важно! Книгу не стоит давать сразу полностью: нужно отрезать листы по мере выполнения заданий и складывать в отдельную папку. А в конце учебного года ее можно отдать родителям воспитанника.

В этом пособии изучают следующие темы:

  • «Повторение»;
  • «Раньше, позже»;
  • «Сравнение по высоте»;
  • «Число и цифра 4»;
  • «Квадрат»;
  • «Куб»;
  • «Вверху, вниз»;
  • «Сравнение по ширине»;
  • «Число и цифра 5»;
  • «Овал»;
  • «Внутри, снаружи»;
  • «Впереди, сзади, между»;
  • «Пара»;
  • «Прямоугольник»;
  • «Числовой ряд»;
  • «Ритм»;
  • «Число и цифра 6»;
  • «Порядковый счет»;
  • «Сравнение по длине»;
  • «Число и цифра 7»;
  • «Числа и цифры 1-7»;
  • «Сравнение по толщине»;
  • «Выше, ниже»;
  • «План»;
  • «Число и цифра 8»;
  • «Цилиндр»;
  • «Конус»;
  • «Призма и пирамида».

Важно! После изучения всех тем во второй части «Игралочки» собраны задания на повторение всего материала.

В каждом разделе предложено несколько упражнений для отработки и закрепления:

  • сравнение;
  • дорисовать фигуры;
  • соединить точки;
  • найти лишний предмет и объяснить почему;
  • закрасить нужное число или подходящую фигуру;
  • прохождение лабиринта;
  • составление предложений.

Упражнения положительно влияют на развитие мелкой моторики и речевое развитие. Все темы проиллюстрированы, потому что при работе с дошкольниками нужно использовать наглядный материал. Важно, чтобы воспитатель не давал детям готовые ответы, а помогал им самостоятельно найти ответ на вопросы. В возрасте 4-5 лет педагоги формируют интерес к изучению математики.

Мальчик занимается математикой

Для средней группы 5-6 лет

В книге Петерсон «Математика для дошкольников» для средней группы детей начинают знакомить с простыми арифметическими действиями и расширением уже имеющихся знаний. В данном пособии для средней группы подробно изучают следующие разделы:

  • свойства предметов;
  • сравнение;
  • сложение;
  • работа над пространственными представлениями НА, НАД, ПОД;
  • работа над понятиями «справа», «слева»;
  • вычитание;
  • работа над понятиями «между», «посередине», «внутри», «снаружи»;
  • один-много;
  • изучение цифр и чисел.

В средней группе изучению каждой темы выделяется больше времени, потому что это первые ступеньки детей к школе.

Важно! Занятия не должны быть слишком продолжительными. Нужно устраивать физминутки и смену деятельности.

Дошкольникам предлагают выполнить следующие разновидности упражнений:

  • поиск одинаковых признаков и отличий;
  • поиск схожих фигур и закрасить их;
  • поиск лишних предметов;
  • работа с таблицами.

Практически на каждое упражнение ребенок должен дать развернутый ответ. Таким образом, происходит . На изучение каждой темы отводится несколько занятий, потому что материал усложняется. Поэтому применение пособия Петерсона по математике для детей 5-6 лет позволяет реализовать комплексный подход к обучению.

Для дошкольников 6-7 лет

В подготовительной группе большая часть занятий посвящена отработке арифметических действий. Среди новых тем следует выделить следующее:

  • измерение площади;
  • измерение длины;
  • измерение массы;
  • часы.

Дидактические игры

В книге Петерсон «Подготовка к школе 6-7 лет» предлагают раздаточный материал, чтобы дошкольники смогли применять знания на практике и лучше овладеть полученными знаниями.

Достоинство этой методики в том, что это не учебник по математике для детского сада, а рабочая тетрадь. И заниматься по тетрадям «Раз - ступенька, два- ступенька…» можно и в домашних условиях. Задания соответствуют возрасту ребенка и усложняются постепенно. Уроки желательно проводить в игровой форме, чтобы дети не потеряли интерес к изучению нового для них предмета.

Петерсон дошкольное образование: как проводить занятия

Процесс обучения по этому пособию должен строиться с учетом следующих методических принципов:

  • Создание благоприятной психологической обстановки - один из главных принципов в обучении. Комфортная обстановка благотворно влияет на общее состояние ребенка.
  • Деятельностного подхода - дошкольник познает мир не путем получения готовых ответов, а в результате самостоятельного поиска. Взрослый в большей степени придерживается позиции наблюдателя.
  • Индивидуального подхода - воспитатель создает такие ситуации, в которых каждый ребенок в группе чувствует себя частью команды.
  • Целостности - процесс обучения не ограничивается детским садом. Одна из задач педагога - донести до родителей важность продолжать образовательный процесс во время других видах деятельности.
  • Вариативности - использование заданий с несколькими вариантами ответов.
  • Творческого подхода - здесь важно не только поощрение творческой деятельности ребенка, но и совместной работы со взрослыми.
  • Непрерывности.

Существует 3 вида ситуаций на уроке:

  • «открытия» нового знания;
  • тренировка;
  • итоговые.

Особенностью первого типа занятий является реализация образовательных целей с изучением новых математических тем. Детям оставляют возможность самостоятельно рассуждать и находить ответ. В начале занятий педагог вводит в новую тему, говорит о ее значении. Далее он создает затруднительную ситуацию, в результате которой происходит «открытие» нового знания.

Для этого педагог предлагает воспитаннику выполнить действие, используя новые знания. Благодаря этому взрослый подводит дошкольника к осознанию того, что он пока не готов выполнить новые навыки. Решение практических упражнений по новой теме и ее закрепление. На этом занятии главная цель педагога на этом типе занятий - вовлечь ребенка в образовательный процесс.

Дидактический материал

Воспитатель, задавая наводящие вопросы, побуждает ребенка выбрать способ решения трудной ситуации. В результате успешного применения новых знаний на практике обязательно нужно похвалить ребенка. В конце педагог проговаривает алгоритм решения, не выходя за пределы игрового метода.

Затем он создает различные ситуации для применения нового навыка. Или организует небольшую самопроверку. При подведении итогов воспитатель проговаривает условия, благодаря которым удалось достигнуть результата.

Занятие тренировочного типа можно провести в игровой форме. Целью таких уроков является закрепление полученных знаний. Но оно проходит не в форме стандартных заучиваний. Ребенок самостоятельно находит затруднения, которые мешают ему усвоить новую тему и справиться с ними. Во время подведения итогов воспитатель должен обратить внимание на то, что ему помогло выйти победителем.

Важно! Итоговые занятия проводят с участием двух педагогов. Один из них занимается организацией образовательного процесса, а второй - записывает полученные результаты. Цель таких уроков - систематизировать полученные знания и проверить насколько ребенок их усвоил.

Значение книги в подготовке к школе

Значение занятий по Петерсону трудно переоценить, если они были проведены с учетом всех рекомендаций. Ее преимущество в том, что подходит для проведения индивидуальной работы с детьми. Воспитателю проще составить перспективное планирование, чтобы обучение математике было эффективным.

Занятие по математике в ДОУ

При использовании этой методики дошкольники не теряют интерес к учебе. Это обусловлено тем, что на занятиях используют игровые методы, вводят сказочных персонажей. Многие исследования доказали эффективность обучения таким способом. Дети учат самостоятельно размышлять, искать пути решения.

Также применение книги Петерсона способствует развитию творческого мышления. Хотя многие при изучении математики упускают эту составляющую. Подобранные задания позволят педагогам максимально доступно объяснить ребенку даже сложные задачи. В результате занятий по этой образовательной методике дети учатся самостоятельно справляться с заданиями. А взрослый лишь может подсказать направление в решении задачи.

Поделиться: