Подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху к ГВЭ по русскому языку (изложение с творческим заданием). Подготовка к гвэ по русскому языку

Баранова Валентина Васильевна, учитель русского языка и литературы

Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9
по русскому языку*
Экзаменационная модель ГВЭ-9 сохраняет преемственность с традиционными и новыми формами экзамена по русскому языку для выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования.
Выпускнику предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием. Обучающийся может выбрать форму экзаменационной работы (сочинения или изложения с творческим заданием) в день экзамена. Чтобы сделать этот выбор осознанным, организатор должен познакомить участников экзамена как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, гак и с экзаменационным материалом для проведения изложения (указывается тема изложения и озвучивается творческое задание).
Участники экзамена, выбравшие форму сочинения, и те, кто будет писать изложение с творческим заданием, работают в разных помещениях.
Обе формы экзаменационной работы постоянно используются в практике преподавания русского языка, известны обучающимся, а овладение умениями, проверяемыми на экзамене, является основой формирования предметных компетенций.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут).
При проведении итоговой аттестации для участников экзамена с ограниченными возможностями здоровья присутствуют ассистенты, которые оказывают выпускникам необходимую техническую помощь с учётом их индивидуальных возможностей (сурдоперевод, помощь в занятии рабочего места, передвижении).
* По материалам сайта ФИ ПИ: www.fipi.ru.

4
Русский язык. ГВЭ. 9-й класс
Глухим и слабослышащим обучающимся текст изложения может быть дан для чтения на 15 минут, после чего организатор забирает текст и обучающийся пишет сжатое изложение и выполняет творческое задание.
Обучающимся коррекционных школ V и VII вида текст изложения читается 3 раза; они могут писать как подробное, так и сжатое изложение. Объём письменной работы обучающихся коррекционных школ V и VII вида может быть сокращён:
♦ сочинение - не менее 150 слов (если в сочинении менее 100 слов, то сочинение оценивается 0 баллов; в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные);
♦ сжатое изложение - не менее 40 слов (если в изложении менее 30 слов, то изложение оценивается 0 баллов).
Объём подробного изложения не лимитируется. Обучающиеся коррекционных школ V и VII вида, пишущие как сжатое, так и под-робное изложение, должны также выполнить творческое задание в объёме не менее 150 слов (если в сочинении менее 100 слов, оно оценивается 0 баллов.)

* Методику работы по подготовке к написанию сжатого изложения смотрите в книге «Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2015 год» под редакцией Н.А. Сениной. (Ростов-на-Дону: Легион, 2014).

Сочинение-рассуждение.
(Подготовка к ГВЭ)
Виды формулировки тем:
1.Тема-понятие - это такая формулировка, в которой не содержится прямого указания на идею рассуждения; автор определяет её сам; например, «Образ Онегина»
2.Тема-вопрос - такая формулировка тоже не выражает идеи, но указывает прямой путь к ней; например, «Почему, с Вашей точки зрения, сегодня так остро стоят вопросы экологии?»»
3.Тема-суждение - в такой формулировке уже выражена идея рассуждения, например, «Онегин - лишний человек».
Тема-суждение - самая лёгкая: она предлагает готовую идею сочинения. Самостоятельность и оригинальность пишущего могут проявиться только в подборе аргументов для обоснования этой идеи и в расположении материала.
Тема-вопрос предполагает большую степень самостоятельности пишущего: он сам определяет идею рассуждения. Причём разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос, следовательно, у каждого будет «своя» идея, каждый подберёт «свои» аргументы для обоснования её.
Тема-понятие даёт самый большой простор для самостоятельности: автор рассуждения сам определяет проблему, заключённую в теме, сам разрешает её, то есть формулирует основную идею сочинения.

Что такое рассуждение и как его построить
1.Рассуждение - тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
2.Строение текста-рассуждения.
В таком тексте обычно выделяются 3 части:
1)тезис; 2)доказательство, то есть аргументы; 3)вывод.
3.Тезис - это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис отвечает на вопрос: Какая мысль обосновывается?
4.Аргументы и доводы - это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис.
5.Аргументы должны быть убедительными.

Образцы комплекта тем сочинений для обучающихся 9-го класса представляют собой темы-вопросы или темы-суждения. Вот пример одного из образцов комплекта тем сочинений:
1 . «Книги делают человека лучше...» (И.А. Гончаров)
2. «Жалок тот, кто живёт без идеала» (И.С. Тургенев) 3.Размышление о человеческом счастье и различиях в его понимании.
4.Какие нравственные вопросы ставит М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени»?
Первые три темы свободные, четвёртая - на литературную тему. В случае выбора одной из первых трёх тем сочинения обучающиеся могут аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.)
В случае выбора четвёртой темы сочинения следует опираться на художественное произведение, формулировать свою точку зрения.

Образец построения сочинения-суждения

Обратимся к конкретному примеру. Одна из тем сочинения-суждения сформулирована так:
«Книги делают человека лучше...»(И.А.Гончаров).
Во вступлении к сочинению нужно показать своё понимание высказывания известного русского писателя И.А.Гончарова, обратив внимание на ключевые слова темы «книги», «делают лучше ». Высказать своё мнение, определив круг вопросов по данной теме.(Согласиться или не согласиться с суждением писателя.) Например: «Всякая ли книга способствует тому, чтобы человек стал лучше?» ; «Что значит «стать лучше?»; «Какие нравственные качества книга может воспитать в читателе?», «Какова роль художественной литературы в становлении личности?»
Вступление.
В высказывании русского писателя И.А. Гончарова говорится о роли книги в становлении человека. Я полностью согласна с этим утверждением. Действительно, читая хорошие книги, человек становится лучше. Книги - это не только учебники, справочники, энциклопедии, которые несут нам свет знания. Учебниками жизни являются и книги с художественными произведениями. Сопереживание и осмысление прочитанного, несомненно, влияют на наш внутренний мир.
(Образец аргументов в пользу чтения).
Великую роль книг в становлении личности можно показать на примере автобиографической повести М. Горького «Мои университеты». Главный герой повести Алёша Пешков считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, остаться человеком среди «неумного племени» семейства Кашириных. Для Алёши книга оказалась силой, поднявшей его над невежеством и неумением. Впоследствии в статье «О книге» А.М. Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Книга научила героя повести поверить в мечту о прекрасной, осмысленной жизни, смело идти к намеченной цели. Читая книги М.Горького, и сам делаешься сильнее, веришь в лучшее, становишься добрее, человечнее.
Другим важным аргументом в пользу чтения является нравственная ценность художественной литературы. Действительно, уже с раннего детства, слушая в чтении матери сказки Андерсена, Пушкина,Чуковского мы впитываем в себя великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости. Не потому ли в нашей современной жизни так много жестокости, что мы перестали читать, а значит - разучились сочувствовать, сострадать. Душе человеческой нужна духовная пища, иначе она зачерствеет, ожесточится.
Вывод.
Таким образом, раздумывая над высказыванием И.А.Гончарова, мы можем сделать вывод, что большая часть художественной литературы посвящена человеку, а потому помогает понять, что представляет собой каждый из нас, что мы должны ценить в жизни, в друзьях… Хорошая книга поможет нам найти своё место среди людей, поможет сделать свой нравственный выбор в пользу добра.

Примечание: объём сочинения на выбранную тему - от 150 слов(7вид). Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Примеры из художественной литературы для подтверждения тезисов к сочинениям на ГВЭ в 9 классе.
Тезисы (Тезис - это положение, которое нужно доказать) Произведения, которые можно привести в качестве доказательств
1.Деление людей на богатых и бедных противоестественно, потому что оно заставляет неимущих испытывать лишения и страдания.
АС.Грибоедов «Горе от ума» (монолог Чацкого о бесчеловечном отношении помещиков к крепостным: один променял верных слуг на три борзых собаки, другой «на крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей», которые затем были все «распроданы поодиночке»); Н.А.Некрасов: стихотворения «Размышление у парадного подъезда», «На железной дороге»; В.Г.Короленко «В дурном обществе».

2.Безответственные поступки человека могут причинить боль другому живому существу.
Фрагмент из сочинения: «В качестве примера можно привести повесть И.С. Тургенева«Муму». Крепостной Герасим очень любил свою собаку, заботился о ней. По прихоти капризной барыни Герасим вынужден был утопить несчастное животное, так как сам был подневольным человеком. Этим поступком он хотел доказать несправедливость окружающего мира.»
« О человеческой жестокости по отношению к животным рассказывает С.А.Есенин в стихотворении «Песнь о собаке». Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежит за хозяином, который не хочет понять, что у неё достаточно молока и на семерых щенков. Горьким упрёком человеку звучит это стихотворение, передающее страдание живортного: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег»

3.Вмешательство в жизнь природы может обернуться трагедией.
В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой» (в гибели острова и деревниМатёры угадывается судьба родной деревни Распутина - Аталанки. В.П.Астафьев «Царь-рыба»(обличение браконьерства в самом широком смысле этого слова. Браконьер - это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот,кто даёт разрешение на вырубку лесов в городской зоне)...Нарушение равновесия природы и человека несёт угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

4.Нравственные уроки войны не должны быть забыты .
Б.Л.Васильев «В списках не значился»(лейтенант Николай Плужников, приехавший служить в Брест накануне начала войны и даже не успевший стать на воинский учёт, принял неравный бой с врагом и стал одним из последних защитников крепости. Даже враги были поражены его мужеством и несгибаемой волей);повесть «А зори здесь тихие» (Девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага.).
В.В. Быков: повесть «Обелиск» (учитель Олесь Мороз добровольно пошёл на казнь со своими учениками. Бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам).
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (Лётчик Алексей Маресьев, герой повести, только благодаря своей воле и мужеству, выжил даже после того, как ему ампутировали обмороженные ноги. Впоследствии герой на протезах вернулся в свою эскадрилью и продолжил летать, доказав всем, что русский человек властен над своей судьбой.)
М.А.Шолохов: рассказ «Судьба человека» (В рассказе выражено преклонение автора перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годы испытаний. Герой рассказа Андрей Соколов преодолевает смертельные опасности, глубокие внутренние кризисы, вызванные потерей родных и близких. В жизненных испытаниях он всегда сохраняет присутствие духа, достоинство и гордость, открытое доброе сердце.)

5.Умение видеть и ценить красоту природы - важнейшее качество духовно развитой личности.
А.С. Пушкин: стихотворения «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Осень» и др.; Ф.И. Тютчев: стихотворения «Есть в осени первоначальной...», «Люблю грозу в начале мая...», «Не то, что мните Вы, природа...»;
М.М. Пришвин: повесть «Кладовая солнца» (Одно из значений названия «Кладовая солнца - сердце человека.. его способность любить, и в этой способности великая правда, которую знал старый Антипыч. Истинное богатство, которое дарит человеку природа - это доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему вокруг.); « Лесная капель»…
6.Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в поступках.
М.Ю. Лермонтов «Бородино»(Стихотворение «Бородино» пронизано авторскими чувствами любви к Родине, гордости за русских солдат, сожаления к павшим, восхищения стойкостью, мужеством русских в битве за Москву. Истинными победителями в Отечественной войне 1812 года были обыкновенные солдаты, которые решили постоять «головою за родину свою» и защитить страну от захватчиков);
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»; К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»(Ермак изображён Рылеевым как герой, думающий не о сибирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне: «Сибирь царю покорена,/ И мы - не праздно в мире жили!») Н.С. Лесков сказ «Левша»(рассказчик, как и Левша, любит свою Родину, годится её замечательным прошлым и настоящим, думает о её будущем, уважает русскую веру, обычаи. Тульский мастер Левша отказывается остаться в Англии, где оценили его мастерство. Несладко ему живётся, но для него главное - любимая работа и Родина.)
А.Т. Твардовский: поэма»Василий Тёркин(герой поэмы -патриот «стороны своей родной», который «ради жизни на земле» готов вынести непомерные тяготы воинских будней:
В бой, вперёд, в огонь кромешный,
Он идёт, святой и грешный,
Русский чудо-человек...)

7.Труд - основа человеческой жизни .
Использовать пословицы в качестве аргументов: «Хочешь есть калачи - не сиди на печи», «Терпение и труд всё перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

8.Того, кто живёт обманом, рано или поздно ожидает наказание.
Пословицы: «Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься», «И с умом воровать - беды не миновать», «Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить».

9.Художественная литература - это важнейший источник духовного развития личности.
Сказки, стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А.Есенина (учат ребёнка добру, пониманию того, что есть красота, указывают путь к духовным высотам).
Одно из писем известного учёного Д.С.Лихачёва посвящено очень серьёзной проблеме современного общества: снижению интереса к чтению, особенно среди молодежи.
В очерке «Любите читать!» учёный Д.С. Лихачёв пишет о том, что книга не только развивает ум, но и совершенствует душу, пробуждает эмоции, учит нас сочувствию, сопереживанию. Особую роль Лихачёв отводит классической литературе, в которой можно найти ответы на вечные вопросы о смысле жизни. О назначении человека, о любви и о многом другом, что волнует каждого из нас.

Для подготовки к написанию сочинения на экзамене рекомендую ознакомиться с комплектом тем, представленным в книге "Русский язык. ГВЭ. 9-й класс.Cенина Н.А."
Примерные темы сочинений (от автора)
Вариант 1
1. «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К.Д. Ушинский).
2. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н. Г. Чернышевский).
3. Каков он, «герой нашего времени»?
4. Что позволило автору назвать Татьяну «милым идеалом»? (По роману
А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Вариант 2
1. «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой).
2. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом...» (В. Г. Белинский)
3. В чём, на мой взгляд, заключается истинная красота?
4.Что позволило М. Е. Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества? (По пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Вариант 3
1. «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете»
(Ф. М. Достоевский).
2. «Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра» (Л. Н. Толстой).
3. Есть ли идеалы у современной молодёжи?
4. Какие «чувства добрые» стремился пробудить А. С. Пушкин своей лирикой?

Вариант 4
1. «Среди искусств, украшающих и тем улучшающих жизнь нашу, одним из самых древних и выразительных является искусство книги» (Н. К. Рерих).
2. «Жизнь скучна без нравственной цели...» (Ф. М. Достоевский)
3. Что означает для меня слово «честь»?
4. Какой предстаёт провинциальная Россия в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
Вариант 5
1. «Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают своё жизненное путешествие «ельные и порядочные люди» (А. И. Герцен).
2. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н. М. Карамзин).
3. Благодарная природа и неблагодарный человек.
4. Почему в лирике М. Ю. Лермонтова любовь к родине названа «странной»?

Вариант 6
1. «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А. П. Чехов).
2. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...» (М. Ю. Лермонтов)
3. Интеллигентность и образованность - это одно и то же?
4. Жизнь в гармонии с миром природы (по лирическим произведениям русских писателей XIX века).
Вариант 7
1. «Найти свою дорогу, узнать своё место - в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой...» (В. Г. Белинский)
2. «Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи» (Ф. М. Достоевский).
3. «Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала, - рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью»
(Ф. М. Достоевский).
4. «Двойники» Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Вариант 8
1. «Если ты поймёшь, что воспитывать других мы можем толь¬ко через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос: как надо самому жить?» (Л. Н. Толстой)
2. «Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и своё отечество...» (Ф. М. Достоевский)
3. «Интеллигентом нельзя притвориться» (Д. С. Лихачёв).
4. «Век нынешний и век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Вариант 9
1. «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души» (Цицерон).
2. «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы - большой и маленькой» (Д. С. Лихачёв).
3. Как часто в жизни нам приходится делать выбор?
4. Какую роль играет пейзаж в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
Вариант 10
1. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев).
2. Какой смысл я вкладываю в понятие «вера»?
3. «В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведе¬но самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путём самообразования» (Г. Спенсер).
4. Почему В. Г. Белинский считал роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «вечно юной книгой»?

Примечания
* Задание к экзаменационной работе см. на сайте www.fipi.ru
* Методику работы по подготовке к написанию сочинения- рассуждения смотрите в книге Русский язык. Государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
9-й и 11-й классы. Задания и рекомендации: учебно-методическое пособие / Н. А. Сенина. - Ростов н/Д: Легион, 2015. -
96 с. - (Мастер-класс.)

* Методику работы по подготовке к написанию сжатого изложения смотрите в книге «Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2015 год» под редакцией Н.А. Сениной. (Ростов-на-Дону: Легион, 2014).

Москва, 2016


1. Общие положения. 7

2. ГВЭ-9 по русскому языку. 9

Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку. 9

ГВЭ-9 в форме сочинения. 11

ГВЭ-9 в форме изложения с творческим заданием.. 12

ГВЭ-9 в форме диктанта. 13

Продолжительность ГВЭ-9 по русскому языку. 13

Дополнительные материалы и оборудование. 13

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ГВЭ-9 по русскому языку. 14

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 16

Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку в форме ГВЭ-9 (письменная форма). 17

1. Критерии оценки сочинения на литературную тему. 17

2. Критерии оценки сочинения на свободную тему. 19

3. Комплект критериев оценки изложения и выполнения творческого задания к изложению 21

4. Общие для всех видов работ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого. 23

5. Критерии оценки диктанта. 25

Образцы экзаменационных материалов ГВЭ-9 (письменная форма) по русскому языку 26

3. ГВЭ-9 по математике. 43

Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике. 43

Характеристика экзаменационного материала ГВЭ-9 по математике (письменная форма), маркированного буквой «А». 43

Характеристика экзаменационного материала ГВЭ-9 по математике (письменная форма), маркированного буквой «К». 46

Дополнительные материалы и оборудование. 48

Продолжительность ГВЭ-9 по математике. 48

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ГВЭ-9 (письменная форма) по математике. 48

Оценивание экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике, маркированного буквой «А» 48

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (ГВЭ-9 по математике с маркировкой буквой «А»). 49

Оценивание экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике, маркированного буквой «К» 49

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике (с маркировкой буквой «К») в отметку по пятибалльной шкале. 49

Образцы экзаменационных материалов ГВЭ-9 (письменная форма) по математике. 49

Система оценивания экзаменационной работы по математике. 53

4. ГВЭ-9 по биологии.. 58

Структура и содержание экзаменационной работы.. 58

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 59

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 60

Продолжительность экзаменационной работы.. 60

Дополнительные материалы и оборудование. 60

Образец экзаменационного материала для ГВЭ – 9 (письменная форма) по биологии 62

5. ГВЭ-9 по географии.. 75

Структура и содержание экзаменационной работы.. 75

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 76

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 77

Продолжительность экзаменационной работы.. 77

Дополнительные материалы и оборудование. 77

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по географии 80

6. ГВЭ-9 по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) 90

Структура и содержание экзаменационной работы.. 90

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 91

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 91

Продолжительность экзаменационной работы.. 92

Дополнительные материалы и оборудование. 92

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по информатике и ИКТ 94

7. ГВЭ-9 по истории.. 102

Структура и содержание экзаменационной работы.. 102

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 104

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 104

Продолжительность экзаменационной работы.. 104

Дополнительные материалы и оборудование. 104

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по истории. 107

8. ГВЭ-9 по литературе. 120

Структура и содержание экзаменационной работы.. 120

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 123

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 123

Продолжительность экзаменационной работы.. 124

Дополнительные материалы и оборудование. 124

Образец экзаменационного материала по литературе. 125

9. ГВЭ-9 по обществознанию.. 134

Структура и содержание экзаменационной работы.. 134

Продолжительность ГВЭ-9 по обществознанию.. 135

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 135

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 135

Дополнительные материалы и оборудование. 135

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по обществознанию 140

10. ГВЭ-9 по физике. 153

Структура и содержание экзаменационной работы.. 153

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 154

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 155

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по физике. 157

11. ГВЭ-9 по химии.. 169

Структура и содержание экзаменационной работы.. 169

Продолжительность экзамена химии. 172

Дополнительные материалы и оборудование. 172

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 172

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 172

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по химии. 175

12. ГВЭ-9 по иностранным языкам.. 180

Структура и содержание экзаменационной работы.. 180

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 181

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 181

Продолжительность экзаменационной работы.. 184

12.1. ГВЭ-9 по английскому языку. 184

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по английскому языку 184

Система оценивания экзаменационной работы.. 190

12.2. ГВЭ-9 по испанскому языку. 191

Образец экзаменационного материала. 191

Для ГВЭ-9 (письменная форма) по испанскому языку. 191

Система оценивания экзаменационной работы.. 197

12.3. ГВЭ-9 по немецкому языку. 198

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по немецкому языку 198

Система оценивания экзаменационной работы.. 206

12.4. ГВЭ-9 по французскому языку. 207

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по французскому языку 207

Система оценивания экзаменационной работы.. 214

Перечень условных обозначений и сокращений

ГВЭ-9 Государственный выпускной экзамен
ГИА-9 Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования
ГЭК Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации
Минобрнауки России Министерство образования и науки Российской Федерации
Образовательная организация Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе
Обучающиеся обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных); обучающиеся, освоившие образовательную программу основного общего образования в форме семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего образования
Обучающиеся с ОВЗ Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды
ОГЭ Основной государственный экзамен
ОО АООП Организация, осуществляющая образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
Порядок ГИА-9 Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.02 2014, регистрационный № 31206)
ППЭ Пункт проведения экзамена
РЦОИ Региональный центр обработки информации субъекта Российской Федерации
ЭМ Экзаменационные материалы

Общие положения

ГВЭ-9 в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов проводится для определенных категорий обучающихся, а именно:

обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях;

обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования;

обучающихся, освоивших в 2014 - 2016 годах образовательные программы основного общего образования в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

ГИА-9 в форме ГВЭ включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике (обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский языки), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Лицам, изучавшим родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (далее - родной язык и родная литература) при получении основного общего образования, предоставляется право выбрать экзамен по родному языку и/или родной литературе.

Общее количество экзаменов в IX классах не должно превышать четырех экзаменов.

Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике.

В 2015-2016 учебном году основанием для получения аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение ГИА-9 только по русскому языку и математике. Результаты экзаменов по предметам по выбору, в том числе неудовлетворительные, не будут влиять на получение аттестата.

Повторно к сдаче экзамена по соответствующему учебному предмету в 2015-2016 учебном году допускаются обучающиеся, получившие на ГИА-9 неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов, а также другие категории обучающихся, перечисленные п. 30 Порядка ГИА-9.

Ряд пунктов Порядка ГИА-9 вступает в силу с 1 сентября 2016 года. В связи с этим в 2016-2017 учебном году условием получения обучающимися аттестата об основном общем образовании будет являться успешное прохождение ГИА-9 по четырем учебным предметам – по обязательным предметам (русский язык и математика), а также по двум предметам по выбору.

В случае получения обучающимися на ГИА-9 неудовлетворительных результатов не более чем по двум учебным предметам (из числа обязательных и предметов по выбору), они будут повторно допущены к сдаче ГИА-9 по соответствующим учебным предметам.

Обучающимся, не прошедшим ГИА-9 или получившим на ГИА-9 неудовлетворительные результаты более чем по двум учебным предметам, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА-9 в дополнительные сроки, будет предоставлено право повторно сдать экзамены по соответствующим учебным предметам не ранее 1 сентября 2017 года.

В данных Методических рекомендациях даются разъяснения по вопросам ЭМ по всем учебным предметам для ГВЭ (письменная форма). В Методических рекомендациях комментируются подходы к отбору содержания ЭМ, описываются экзаменационные модели и типы заданий, формулируются требования по организации и проведению экзамена, даются рекомендации по оцениванию экзаменационных работ участников экзамена, приводятся образцы заданий.

ЭМ ГВЭ-9 соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).


ГВЭ-9 по русскому языку

ГВЭ-9 в форме сочинения

Комплект тем сочинений (см. образцы экзаменационного материала) содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции для обучающегося.

Три первые темы являются свободными, они предполагают написание сочинения по философской или этико-нравственной проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем экзаменуемые могут приводить аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт обучающегося (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.). Темы сочинений, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может содержать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения.

Четвертая тема связана с анализом художественных произведений, изученных в рамках курса «Литература». В случае выбора четвертой темы аргументы приводятся с опорой на содержание художественных произведений. Темы сочинений, связанные с поэзией, должны раскрываться на примере не менее двух стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере одного-двух произведений (их количество может быть увеличено по усмотрению участника экзамена).

Устанавливается минимально необходимый объем сочинения для написания сочинений из комплекта с пометой «А» или «С» от 250 слов (если в сочинении менее 200 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов).

Комплект тем сочинений с пометой «К» отличается не по структуре комплекта, а по более простым формулировкам тем сочинений, а также по инструкции для обучающихся, в которой указаны другие требованиям к объему сочинений. Объем сочинения обучающихся, пишущих сочинение из комплекта с пометой «К», может быть сокращен: сочинение – от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

ГВЭ-9 в форме изложения с творческим заданием

Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, инструкцию для обучающегося.

Текст для изложенияпредставляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.

Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории трижды.

Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.

Инструкции по выполнению задания должны быть доведены до сведения экзаменуемых.

В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных обучающихся.

Особенности изложение с творческим заданием с пометой «А»

Примерный объем текста для изложения – 280–400 слов.

Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля.

Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием:

сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов
(в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);

творческое задание (сочинение) – от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Особенности изложения с творческим заданием с пометой «К»

Комплекты изложений с творческим заданием с пометой «К» имеют свою специфику. Объем текста для изложения не превышает 350 слов. Тексты для изложения подбираются повествовательного характера с ясным содержанием, четким изложением последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной, архаичной лексики. Кроме того, инструкции к выполнению заданий содержат другие требованиям к минимально допустимому объему изложения и творческой работы в форме сочинения.

Выпускникам, сдающим экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», предоставляется выбор: написание сжатого или подробного изложения.

Обучающиеся, сдающие экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», могут писать как подробное, так и сжатое изложение (по выбору выпускника). Для них устанавливаются другие требования к объему:

сжатое изложение – от 40 слов (если в изложении менее 30 слов
(в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов). Объем подробного изложения не лимитируется;

творческое задание (сочинение) – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные),
то сочинение оценивается 0 баллов).

ГВЭ-9 в форме диктанта

ГВЭ-9 по русскому языку для обучающихся с расстройствами аутистического спектра может проводиться в форме диктанта. Для оценки экзаменационной работы в форме диктанта используются критерии оценки диктанта (таблица 7).

Критерии оценки диктанта

При оценке грамотности следует учитывать однотипные и негрубые ошибки (см. Приложение 1).

Таблица 7

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Баллы
ДК1 Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки
Допущено две ошибки
Допущено три ошибки
Допущено четыре ошибки
Допущено пять ошибок
ДК2 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более одной ошибки
Допущено две ошибки
Допущено три ошибки
Допущено четыре ошибки
Допущено пять ошибок
Допущено шесть и более ошибок
ДК3 Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, илидопущена одна ошибка
Допущено две ошибки
Допущено три и более ошибки
ДК4 Точность записи текста
Ошибок в воспроизведении текста нет
Допущена одна ошибка в воспроизведении текста
Допущено две ошибки в воспроизведении текста
Допущено три ошибки в воспроизведении текста
Допущено четыре ошибки в воспроизведении текста
Допущено пять и более ошибок в воспроизведении текста
Максимальное количество баллов за диктант по критериям ДК1–ДК4

Образцы экзаменационных материалов ГВЭ-9 (письменная форма) по русскому языку

Задание

1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту книги К.Г. Паустовского «Золотая роза».

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Задание

1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту рассказа Л.З. Уваровой «Дядя Костя».

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова,
в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной
и оценивается 0 баллов.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему нужно уметь быть благодарным?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее
150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Изложение с творческим заданием № КИ-9-1

Морские пехотинцы держали оборону в горах.

Одно отделение устроилось очень складно: заняло место среди отвесных скал. Снизу фашистам взобраться на эти скалы было почти невозможно. Правда, часто прилетал к скалам бомбардировщик, бросал бомбы. Но бойцы прятались в пещеру. И бомбы не причиняли вреда, только дробили камень. Облако каменной пыли часами стояло над позицией отделения. Дышать каменной пылью было трудно, она скрипела на зубах, засоряла глаза. Но это не самое тяжёлое на войне. Такое можно стерпеть и нужно было стерпеть. Ведь отделение огнём своего оружия удерживало дорогу, по которой передвигались фашисты.

Хороша была позиция. Одно было там плохо – ни ручейка, ни родничка. А знойным летом, когда солнце раскаляет скалы так, что камень жжётся, пить очень хочется. Воду бойцы ценили больше всего. Без воды прожить нельзя. Вода в скалах отмерялась строгой мерой. И только для питья. На умывание – ни капли.

Но вскоре наладилось и с водой. Как-то матрос, ходивший за продуктами в хозяйственную роту, заметил неподалёку от её расположения ослика. Ослик стоял в тени густого дерева, побрыкивал ногами, помахивал хвостом, встряхивал ушами – отгонял мух. Оказалось, что иного дела у него нет. Он ничей. Остался из-за войны без хозяина. Матрос привёл ослика к кухне и вкусно накормил. Потом навьючил на него два термоса с ключевой водой, себе на спину взвалил мешок с продуктами. И оба пошагали узкой тропинкой вверх, в скалы.

Всё отделение во главе с командиром обрадовалось появлению помощника. Решили не поскупиться и сытно накормить ослика. Моряки были щедрыми. А ослик улёгся у большого камня: ему тут нравилось.

К вечеру, когда жара начала спадать, матрос навьючил на ослика пустые термосы и повёл его вниз по тропинке – в хозяйственную роту. Там, хотя ноша на этот раз была пустяковой, ослик снова получил вкусную еду.

Всю ночь ослик пасся у ручья. А утром моряк опять навьючил на него воду, снова повёл в скалы... Ослик довольно скоро сообразил: за каждый рейс он получит немалое вознаграждение. И стал один, без провожатого, как самый исполнительный работник, носить воду в скалы и возвращаться с пустыми термосами в хозяйственную роту.

Моряки полюбили ослика. Назвали его Яша. Были ослики и в других подразделениях, но самой большой известностью пользовался Яша.

(По А.В. Митяеву)

Задание

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту рассказа А.В. Митяева «Серьги для ослика».

Передайте главное содержание текста. Напишите сжатое или развёрнутое изложение (по выбору обучающегося). Изложение можно писать как от первого, так и от третьего лица.

Объём развёрнутого изложения не более 300 слов. Объём сжатого изложения – от 40 до 100 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов
(в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Образец диктанта

№ Д-9-1

Ещё в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца. Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну и говорила: «Посмотри, как солнце играет!» За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землёю. Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещённое лучами восходящего солнца.

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит вверху над макушками предутренний ветер, одна за другою гаснут в небе чистые звёзды, чётче обозначаются на посветлевшем небе чёрные вершины. На траве лежит роса. Чист и прозрачен воздух. Росистым утром смолою пахнет в густом лесу.

Видел восход солнца над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом, над серебряной гладью реки. В прохладном зеркале воды отражаются побледневшие утренние звёзды, тонкий серп месяца. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Как бы в парной лёгкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью.

Наблюдал появление солнца в морозное зимнее утро, когда нестерпимо сияли глубокие снега, рассыпался с деревьев легкий морозный иней. Любовался восходом в высоких горах, покрытых сверкающими ледниками. Особенно хорош восход солнца над океаном. Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далёкими облаками. И всё вокруг внезапно меняется. Иными кажутся далёкие берега, гребни набегающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море.

Жители больших городов редко любуются восходом солнца. Высокие каменные громады городских домов закрывают горизонт. Даже сельские жители просыпают короткий час восхода солнца, начало дня. Но в живом мире природы всё пробуждается. На опушках леса, над озарённой водою громко поют соловьи. Взвиваются с полей в небо, исчезая в лучах рассвета, лёгкие жаворонки. Радостно кукуют кукушки, свистят дрозды.

Друзья мои, советую вам полюбоваться восходом солнца. Нет ничего прелестнее утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается.

(По И.С. Соколову-Микитову)


Орфографическая ошибка – это написание слова, не соответствующее орфографическим нормам. Орфографические нормы устанавливаются академическими орфографическими словарями и справочниками.

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле.

Эти ошибки могут быть допущены только на письме: их можно увидеть, услышать их нельзя.

Бог / Бог

Заполдень / за полдень

Заполночь / за полночь

зорянка / зарянка (птица)

как-то / как то (перед перечислением, напр.: Острогою бьется крупная рыба,

как(-)то: щуки, сомы, жерехи, судаки. )

Масленица / Масленица

Масс-медиа / массмедиа

Мелочовка / мелочевка

Непрошеный (прил.)

Плащевка / плащовка

Плейер / плеер

Рождество / Рождество

Интернет/Интернет

Розыскник / разыскник

Розыскной /разыскной

считанный / считаный (в знач. малый по количеству: считан(н)ые минуты )

Черно-бурый / чернобурый

Грамматические ошибки

№ п/п Вид ошибки Примеры
Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться
Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время
Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше
Ошибочное образование формы числительного С пятистамирублями
Ошибочное образование формы местоимения Ихнегопафоса, ихи дети
Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пишаожизни природы
Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражалипротив такой оценки его творчества.
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство…
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что янесогласен с мнением рецензента.
Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замираетнамгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Речевые ошибки

№ п/п Вид ошибки Примеры
Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектныемеры.
Неразличение синонимичных слов В конечномпредложении автор применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности(вместосредства).
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодойюноша, очень прекрасный
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Неоправданное повторение слова Геройрассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении

К числу наиболее типичных грамматических ошибок относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);

2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или...дает.., учит...);

3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий:Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влия­нием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:

нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы прино­сить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ... нужны сме­лость, знания, ч

Подготовка к ГВЭ

Важной составляющей по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку является работа по формированию навыков написания подробного изложения и применении приёмов компрессии подробно записанного текста. В течение нескольких лет (с 5-го по 9-й классы) учащиеся работают на уроках развития речи с этой формой творческого задания. Выпускники на конец обучения в 9-ом классе должны уметь писать подробное изложение с голоса чтеца и применять приёмы сжатия текста. Сжатое изложение требует от ученика навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста, то есть применения для компрессии текста нескольких приёмов (исключение, обобщение,упрощение). Излагая текст сжато, выпускники при этом проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля. Допускается соавторский текст, не искажается при этом идейное содержание сжатого текста.

Так при работе над компрессией текста на уроках использовалась адаптивная технология (подбирались оптимальные условия обучения каждого: работа в группе, в парах), когда каждая группа получала задание применить в данной части (микротеме) текста тот или иной приём сжатия. Затем уже сжатый текст собирался воедино, анализировались идеи полученных микротем текста, сопоставлялся объём исходного текста и полученный объём сжатого текста, выявлялись неточности, ошибки в компрессии текста. Учащиеся записывали полученный сжатый текст, на полях помечали приёмы сжатия, используемые в каждой части текста. Таким образом, ученик достигал необходимого уровня использования приёмов компрессии заданного текста, используя один или несколько приёмов сжатия.

Творческая работа к изложению, согласно « Методическому письму», в этом году была усложнена не только объёмом (не менее 200 слов), но и структурой написания сочинения – рассуждения на поставленный по тексту изложения проблемный вопрос. Поэтому большое внимание первоначально уделялось развитию умения учащихся определять проблему текста, которую автор раскрывает перед читателем. Девятиклассники, устно работая над предложенным для анализа текстом, давали структурный анализ (определение темы, идеи, типа речи, стиля речи, микротем в тексте) , учились при этом выявлять проблему в тексте (легче было это сделать на примере текста публицистического стиля, труднее - на примере текста стиля художественной литературы). Для такой аналитической работы я брала тексты известных публицистов, предлагаемые ФИПИ в сборниках по подготовке к « ГИА – 2013 » и « ГИА – 2014 » (по Д.С.Лихачёву « Время меняет людей», « Грубость в языке…», « Мы часто говорим друг другу…»; по С.Л.Львову «Человек совершил проступок…» и др.), на примерах которых при анализе учащимися выявлялись проблемы, поставленные перед читателем каждым из публицистов данных статей, определялась авторская позиция, подбирались примеры в качестве аргументов из жизни самих учеников или из произведений художественной литературы. Так девятиклассники, работая устно, готовились к написанию сочинения - рассуждения по тексту публицистического стиля речи. Практическая работа по написанию сжатого изложения и творческой работы к нему проводилась и по тексту стиля художественной литературы (на примере отрывка из рассказа В.П.Аксёнова «Липкие булочки»). Учащиеся написали подробное изложение (с голоса чтеца), сжали текст, применив приёмы компрессии. Отвечая на поставленный по тексту изложения вопрос «Почему герой рассказа стал отстаивать свой завтрак?», учащиеся написали сочинение - рассуждение, раскрывая при этом проблему воспитания подростков в военное время, комментируя авторскую позицию и своё отношение по выявленной проблеме, а также привели один из аргументов (из художественной литературы или из личного жизненного опыта), сочинение закончили написанием вывода – заключения. Для написания такого сочинения учащимся предоставлялась возможность сначала исследовать текст, вернувшись к записанному подробно изложению, на предмет проблематики, показывая основную проблему текста в форме вопроса по одной из главных проблем (такую проблему ставит перед читателями автор текста, заставляя задуматься над…). Учащиеся использовали «Памятку - план композиционного построения сочинения», в которой отражены следующие пункты:

1) вступление-тезис в виде записанного проблемного вопроса (проблема - это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления);

4)личный комментарий автора сочинения о позиции автора по выявленной проблеме (автор справедливо осуждает…); (свою позицию пишущий сочинение выражает согласием или несогласием с авторской точкой зрения);

5) аргумент и комментарий к нему (так и в моей жизни произошёл подобный случай…); (это доказательство своей точки зрения в справедливости обсуждаемой в сочинении проблемы, для этого можно, рассуждая, привести пример из художественной литературы или из жизненного опыта);

6) вывод-заключение (итак, рассуждая о проблеме …, мне хочется сказать…); (заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной перед читателями автором исходного текста) .

Пользуясь такой «Памяткой», учащиеся сначала написали общее для всех сочинение - образец, создавая и комментируя вслух каждую часть этой творческой работы. Так было записано образцовое сочинение - рассуждение, в котором прослеживалась последовательно, логично выстроенная композиционная линия рассуждения. Учащиеся при написании работы использовали фразы – клише (так и в моей жизни произошло…; чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор показывает…; таким образом, можно сделать вывод…) . Девятиклассники обучались умению создавать текст публицистического стиля речи, показывая и проблематику текста изложения, и позицию автора, давая при этом личностную оценку описанию происходящего в тексте, и заканчивая своё рассуждение выводом по проанализированной в сочинении проблеме. Многократное написание такой объёмной работы (изложение с творческим заданием) готовит девятиклассников к выбору и такой формы экзаменационной работы по русскому языку.

В помощь учащимся мною был собран справочный материал по подготовке к ГВЭ-9 в специальной папке, которая называется «Сборник справочных материалов», в котором объединён весь необходимый при подготовке к обязательному экзамену по русскому языку комплект деловых бумаг: «Памятки», «Клише», «Объяснения использования приёмов сжатия текста», «Образцы работ», «Характеристики стилей речи», «Применение функциональных характеристик языковых средств выразительности», « Алгоритм выполнения работы над ошибками», «Виды грамматических разборов», «Схемы всех видов разборов», «Классификация ошибок в сочинении и в изложении». Такой « Сборник» с необходимыми на уроках русского языка и литературы материалами во время проведения практических заданий есть на парте каждого ученика, это хорошее подспорье в проведении уроков-практикумов и уроков по развитию речи.

Современный ученик, готовясь к выпускному экзамену и имея запас необходимых образовательных компетенций, в большей степени творчески освобождён от навязанных когда-то догм строгого и беспрекословного выполнения того или иного вида работы на итоговой аттестации по окончании школы. У экзаменующегося раскрепощено мышление, проявляется его личность при осознанном (с учётом объёма собственных компетенций) выборе той или иной формы творческой работы. Ученик коррекционной школы с ограниченными возможностями (по здоровью), благодаря многократному написанию в классе творческих работ в разных формах, не будет на экзамене испытывать психологический дискомфорт, проявит уверенность и осознанность при выборе формы сочинения, уже отработанной на практических уроках русского языка, и сможет выполнить выбранное экзаменационное творческое задание.

Приобретённые практические навыки, активизация творческих способностей учеников – путь обучения, который в конечном итоге и ведёт к развитию культуры письменной речи. Основная цель учебного предмета «Русский язык», используя практическую работу по развитию речи на уроках,- научить в литературном слове передавать свои мысли, чувства, настроение, сопереживание, ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. В этом и состоит большая роль комплекса творческих работ, предлагаемых на итоговой аттестации. Роль учителя словесника и состоит в том, чтобы подготовить обучающихся к написанию различных форм творческих работ, учитывая при этом индивидуальные особенности, подбирая необходимые для обучения педагогические технологии, позволяющие ученику уверенно чувствовать себя на Государственном экзамене.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

коррекционных занятий по русскому языку

«Подготовка к ГВЭ»

для обучающихся 9-Б класса

(АООП ООО)

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

Свистунова Татьяна Эвальдовна,

Санкт-Петербург

Страницы

Титульный лист

Пояснительная записка

Планируемые результаты

Учебно–тематический план

Календарно-тематическое планирование

Материалы для контроля уровня подготовки обучающихся

Лист корректировки

Пояснительная записка.

Рабочая программа коррекционных занятий по русскому языку «Подготовка к ГВЭ» для обучающихся 9-Б классов разработана учителями русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 7 Свистуновой Т.Э.

Рабочая программа коррекционных занятий является практическим курсом подготовки к ГИА в форме ГВЭ и дополняет Адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования (АООП ООО) в соответствие с требованиями ГИА – 9 в форме ГВЭ.

Используемый учебно-методический комплект:

    Д.А.Хаустова Написание сжатого изложения в 9 классе / Д.А.Хаустова – М.: Экзамен, 2015

    Е.В.Амелина Русский язык для ГИА. Пишем изложения и сочинения./ Ростов- на –Дону, Феникс, 2014.

    Г.А. Богданова Уроки русского языка в 9 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.

Цель: обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ГВЭ.

Задачи:

    совершенствовать умения сжато излагать предложенный текст, определять главные идеи, основные проблемы, находить языковые средства, используемые в тексте, писать сочинения по предложенным темам;

    способствовать полному и осознанному владению системой знаний по всем разделам русского языка в рамках школьной программы;

    воспитывать культурно-ценностное отношения к русской речи.

Программа адаптирована на обучающихся с задержкой психического развития.

Коррекционные занятия рассчитаны на 34 недели, 1 раз в неделю, 34 часа в учебном году.

Планируемые предметные результаты

В ходе занятий обучающиеся должны:

    овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

    научиться грамотно писать полные и сжатые изложения художественного и публицистического стиля;

    владеть формами обработки информации исходного текста;

    четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

    самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

    систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания.

Обучающиеся должны знать/уметь:

    понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    понимать основную мысль прослушанного текста;

    подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    интерпретировать информацию звучащего текста;

    точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    определять средства связи предложений в тексте;

    создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

    выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

    последовательно излагать собственные мысли;

    осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

    использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

    оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Учебно–тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Основное содержание

программы по теме

Формы

организации урока

Структура экзаменационной работы.

фронтальная

Сжатое изложение.

Микротемы исходного текста.

Абзацное членение текста.

Структурные особенности сжатого изложения.

фронтальная

групповая

Основные приёмы компрессии исходного текста.

Отработка приёма исключение.

Отработка приёма обобщение.

Отработка приёма упрощение.

фронтальная

групповая индивидуальная

Практическая работа.

Написание изложения.

индивидуальная

Сжатое изложение.

Редактирование текста.

фронтальная

групповая

Сочинение-рассуждение.

Алгоритм написания сочинения.

фронтальная

групповая

Сочинение-рассуждение.

Тезис. Аргументы. Редактирование сочинения.

индивидуальная

Сочинение-рассуждение.

Написание сочинения.

индивидуальная

Текст как речевое произведение.

Стили речи.

фронтальная

групповая

Средства выразительности.

фронтальная

групповая

Практическая работа в форме ГВЭ.

Написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения

индивидуальная

Анализ итогов по проведённой практической работе в форме ГВЭ.

фронтальная

групповая

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Ко-во часов

Формы организации учебных занятий

Требования к уровню подготовки учащихся

Характеристика деятельности обучающихся

Введение. Структура экзаменационной работы.

Комбинированный урок

ГИА в форме ГВЭ – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения по русскому языку. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации. Основные термины. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Знать : особенности проведения ГВЭ по русскому языку.

Уметь: ориентироваться в терминах.

Способы сжатия: исключение, обобщение, упрощение.

Построение сжатого изложения.

Редактирование изложения.

Знать:

Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания, аргументировать доказательства,используя прочитанный текст

Индивидуально и в парах проводить анализ тек­стов, выявлять главное и существенное. Коллективная, самостоятельная

Сжатое изложение. Микротемы исходного текста.

Урок закрепления и контроля

Сжатое изложение. Абзацное членение текста.

Урок изучения нового материала

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения.

Урок закрепления и контроля

Практическая, самостоятельная

Урок закрепления и контроля

Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии исходного текста.

Урок изучения нового материала

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Урок изучения нового материала

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Урок закрепления и контроля

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Комбинированный урок

Практическая работа.

Написание изложения.

Урок закрепления и контроля

Практическая работа. Написание изложения.

Урок изучения нового материала

Индивидуально и в парах проводить анализ тек­стов, выявлять главное и существенное. Коллективная, самостоятельная

Сжатое изложение. Редактирование текста.

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. Знакомство с алгоритмом написания сочинения. Знакомство с критериями оценки сочинения. Примеры-аргументы, доказывающие правильность тезиса.

Знать: правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь: подбирать примеры для обоснования тезиса; подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Анализ худо­жественного текста, рабо­та со слова­рем – работа в группах.

Сочинение-рассуждение. Алгоритм написания сочинения.

Урок закрепления и контроля

Сочинение-рассуждение. Тезис.

Урок закрепления и контроля

Сочинение-рассуждение. Тезис.

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Сочинение-рассуждение. Аргументы.

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. Написание сочинения.

Урок закрепления и контроля

Комбинированный урок

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Знать: основные правила работы с текстом; основные средства выразительности; основные сведения по стилистике русского языка. Уметь: находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности; определять стилистическую принадлежность слов и выражений; работать со стилистическими синонимами.

Анализ худо­жественного текста, рабо­та со слова­рем – работа в группах.

Текст как речевое произведение. Стили речи.

Комбинированный урок

Индивидуально и в парах проводить анализ тек­стов, выявлять главное и существенное. Коллективная, самостоятельная

Смысловая и композиционная целостность текста.

Урок изучения нового материала

Смысловая и композиционная целостность текста.

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Текст. Средства выразительности

Урок закрепления и контроля

Урок закрепления и контроля знаний

Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов.

Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст разными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Практическая, самостоятельная

Практическая работа. Написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения.

Урок закрепления и контроля

Анализ худо­жественного текста.

Урок закрепления и контроля

Анализ итогов по проведенной практической работе в форме ГВЭ.

Урок обобщения

Лист корректировки.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Материал для подготовки к ГВЭ по русскому языку на тему: Образец сочинения – рассуждения по данному тезису о роли природы в жизни человека.

Пояснительная записка.

Данная работа адресована учителям, работающим с выпускниками, учащимся для подготовки к ГВЭ. Учащиеся должны написать сочинение в объёме не менее 200 слов, приведя аргументы с примерами из художественной литературы и собственного жизненного опыта.

Сочинение – рассуждение по данному тезису.

Тезис: умение видеть и ценить красоту природы – важнейшее качество духовно развитой личности.

Фрагмент сочинения

Действительно, только у человека с богатым духовным миром есть обострённое чувство природы, которое позволяет видеть, слышать, осязать не только прекраснейшие пейзажи родной страны, но и весь окружающий их мир. Только такой человек внимателен, чуток, добр к другим людям.

В художественной литературе найдётся множество примеров, когда нравственные ценности героев раскрываются через их отношение к природе. Вспомним героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяну Ларину и Евгения Онегина. Для тонкой и поэтичной души Татьяны природа являлась и домом, и другом. Воспитанная в деревне, в окружении лесов, полей, она, как никто другой в романе, умела видеть неповторимую красоту русской природы. «Она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звёзд исчезает хоровод». Татьяна любила русскую зиму, «сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров». Как белый снег зимою, любимая героиня Пушкина была чиста душой. Онегин же, напротив, далёк от умения видеть и ценить красоту природы. Она наводит на него скуку, чужда его душевному складу. «Два дня ему казались новы уединённые поля, прохлада сумрачной дубровы, журчанье тихого ручья; на третий роща, холм и поле его не занимали боле, потом уж наводили сон…» Онегин не чувствует единства и гармонии с природой, возможно, поэтому он внутренне опустошён, поэтому он не нашёл своё место в жизни. Значит, умение наслаждаться красотой присуще не каждому, а только тому, кто богат душой.

Духовное развитие – это результат воспитания человека посредством природы, музыки, произведений искусства и литературы. И главнейшая роль в этом, по моему мнению, принадлежит именно красоте природы, потому что умение видеть, слышать, чувствовать развивается у человека с детства, впитывается с молоком матери. Если чистую детскую душу заполнить любовью к природе, то и природа откроется ей всеми гранями своей неповторимой красоты.

Например, мне, моим братьям и сестре эту любовь подарила бабушка Елена Егоровна. Несмотря на трудную жизнь, тяжелую работу в колхозе, она вырастила шестерых детей, помогала воспитывать нас, пятерых внуков. Помню, как часто мы ходили в лес то по грибы, то за ягодами. Но это был не просто сбор даров природы. Бабушка учила нас любоваться каждым найденным подберёзовиком, семейкой лисичек, рассказывала о полевых цветах, обращала наше внимание на красоту бабочек. Мы слушали пение птиц, смотрели на синее небо сквозь ветви берёз. Мы удивлялись, восторгались, радовались всему необычному. Так постепенно наши души наполнялись внимательностью, чуткостью ко всему окружающему миру.

Таким образом, красота природы может открыться только людям, способным её почувствовать и оценить.

Поделиться: