Координацию деятельности исполнительных органов государственной власти. Деятельность органов государственной власти. Принцип разделения властей

Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 725
"О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти"

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 27, ст. 2730) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

2. Федеральным органам исполнительной власти в 3-месячный срок обеспечить приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с Положением

3. Министерству регионального развития Российской Федерации с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти давать необходимые разъяснения по применению Положения , утвержденного настоящим постановлением.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии нормативных правовых актов, устанавливающих порядок взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководствоваться Положением , утвержденным настоящим постановлением.

Положение
о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 725)

С изменениями и дополнениями от:

1. В настоящем Положении определяется порядок взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам (далее - территориальные органы).

Порядок взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах устанавливается Президентом Российской Федерации.

2. Взаимодействие территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется по следующим вопросам:

а) обеспечение конституционных прав граждан;

б) социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, а также совместное выполнение задач, вытекающих из установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов исполнительной власти, реализация федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) реализация органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации части полномочий федеральных органов исполнительной власти, переданных в соответствии с соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или реализация федеральными органами исполнительной власти части полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, переданных в соответствии с указанными соглашениями;

г) управление государственным федеральным имуществом;

д) иные вопросы, требующие учета мнений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Координация деятельности территориальных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе согласование принимаемых решений, осуществляется в порядке и по вопросам, которые предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Взаимодействие территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в следующих формах:

а) планирование и реализация совместных мероприятий;

б) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации;

в) обмен информацией, необходимой для реализации полномочий органов исполнительной власти и предоставляемой в установленном порядке;

г) иные формы, предусмотренные соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. В целях организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) могут проводить совещания и создавать консультативно-совещательные и (или) координационные органы с участием представителей территориальных органов.

Координация и контроль реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета части полномочий федеральных органов исполнительной власти, переданных в соответствии с соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляются федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в порядке, предусмотренном федеральными законами и соответствующими соглашениями.

6. В целях осуществления взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов территориальные органы в пределах своей компетенции:

а) выполняют задачи и функции федерального органа исполнительной власти, в том числе связанные с реализацией федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

б) запрашивают в установленном порядке от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимую для реализации своих полномочий, а также сведения о принятых решениях;

в) направляют информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимую органам государственной власти субъектов Российской Федерации для реализации своих полномочий и принятия решений по вопросам, находящимся в сфере их ведения, с соблюдением требований по защите информации с ограниченным доступом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

г) осуществляют в порядке и формах, определенных законодательством Российской Федерации и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, контроль за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им в установленном порядке полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также за соблюдением требований, предъявляемых к качеству и доступности государственных услуг, оказываемых организациями;

д) привлекают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) к проведению совместных проверок соблюдения требований, предъявляемых к качеству и доступности государственных услуг, оказываемых организациями;

е) направляют высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) предложения, касающиеся вопросов совместной деятельности территориальных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также информацию об основных направлениях и результатах своей деятельности в порядке, установленном положениями об этих территориальных органах;

ж) рассматривают обращения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и информируют их о принятых решениях.

7. Полномочия территориальных органов по вопросам взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов устанавливаются положениями об этих территориальных органах.

Если территориальный орган для решения определенного вопроса не обладает достаточными полномочиями, руководитель этого территориального органа направляет свои предложения в федеральный орган исполнительной власти и руководствуется принятым этим органом решением.

8. При ненадлежащей реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области осуществления государственного контроля и надзора, переданных в соответствии с соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области осуществления государственного контроля и надзора территориальные органы направляют предложения об устранении нарушений высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а если указанные нарушения не устранены, информируют об этом федеральный орган исполнительной власти, передавший реализацию части своих полномочий органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

9. Руководители территориальных органов вправе приглашать руководителей (представителей) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для участия в работе совещаний, комиссий и рабочих групп по вопросам, находящимся в сфере их ведения.

Территориальные органы обязаны заблаговременно информировать приглашаемых ими лиц о дате, времени, месте проведения и повестке дня совещания, заседания комиссии и рабочей группы, а также направлять им необходимые материалы с соблюдением требований по защите государственной тайны , предусмотренных законодательством Российской Федерации.

10. Руководители территориальных органов в случае приглашения могут принимать участие (направлять уполномоченных ими лиц) в совещаниях, проводимых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также в работе консультативно-совещательных и (или) координационных органов, создаваемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), коллегий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в заседаниях комиссий и рабочих групп, образованных этими органами.

11. Разногласия между территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам взаимодействия и координации их деятельности разрешаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в подчинении которого находится территориальный орган, либо путем проведения согласительных процедур.

12. Действие настоящего Положения не распространяется на территориальные органы, деятельность которых осуществляется на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.

Порядок взаимодействия указанных территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяется положениями об этих территориальных органах.

Деятельность территориальных органов координирует полно­мочный представитель Президента РФ в федеральном округе. Это исключает необходимость частого обращения в Москву при реше­нии региональных вопросов.

Глава 3. Формирование и реализация государственной политики

Политика - это искусство управления го­сударством, ведения государственных дел, целенаправленные, заранее обоснованные действия органов власти.

Политика всегда отражает определенные интересы, обусловлива­ется состоянием общества и является эффективной, если соответст­вует потребностям развития, находит консенсус, обеспечивающий стабильность. В то же время политика влияетна все сферы жизни, в том числе на экономику, выражая ее вконцентрированном виде. Если государственная политика выража­ет интересы не всего народа, а только отдельных его слоев, то ее ос­новной целью становится удержание власти. В этом случае политика первенствует над экономикой в интересах сохранения власти.

Основным вопросом при реа­лизации государственной политики является выбор приоритетов. Выбор служит точкой фикса­ции политики. Он обязателен для органа управления. Промедление с выбором означает стояние на месте, отставание в политике.

Кроме государственной власти в политическую систему общест­ва входят профсоюзы, партии, церковь и другие организации, пре­следующие свои цели, стремящиеся к расширению влияния на мас­сы, обладающие относительной автономией и ответственные перед обществом. Каждая социальная группа имеет свои интересы, кото­рые не обязательно совпадают в главном с интересами общества, это осложняет проведение государством политики.

Политика должна соответствовать времени, ожиданиям населе­ния и учитывать при этом социальную дифференциацию общества. Опасно играть на доверии народа, проводить двойственную поли­тику. Она быстро вызовет недовольство, которое проявится в от­страненности людей от политических институтов, нигилизме в случае навязывания умозрительных схем, падении доверия к политиче­ским лидерам и политике вообще.

В мировой практике главной структурой, устанавливающей об­щественные ценности, выражающей политическую волю государст­ва, признается представительная (законодательная) власть. Она мо­жет изменять статус исполнительных органов, без ее ведома не мо­гут расходоваться бюджетные средства. Часть своих полномочий законодатели делегируют исполнительной власти, например приня­тие на основе вступивших в силу законов конкретных правил и распоряжений. Однако законодательные инициативы обычно по­ступают от исполнительной власти.

В парламентских республиках правительства выступают актив­ными проводниками государственной политики, а в президентских они нередко становятся техническими кабинетами с символической ролью в решении политических вопросов. Большую ответствен­ность за государственную политику несет партийное правительство, т.е. формируемое победившими на выборах партиями.

У власти может оказаться одна партия, ею может стать прези­дентская партия. Монополия одной партии, по мнению некоторых политиков, не несет никакой опасности. В западных демократиях формирование однопартий­ных правительств не является редкостью.

Образуемые Правительством для обеспечения согласованности действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач (координационные органы), а также для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений рекомендательного характера (совещательные органы).

Координационные органы именуются комиссиями, а совещательные - советами . В состав комиссий и советов в зависимости от возложенных на них задач по рассмотрению вопросов, находящихся в ведении Федерации или ее субъектов либо в их совместном ведении, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти. Кроме того, в состав комиссий и советов могут включаться представители иных органов государственной власти, предпринимательских структур, общественных объединений, ученые, специалисты и общественные деятели. Сфера деятельности и полномочия комиссий и советов определяются решениями об их образовании или положениями о них. Решения указанных органов оформляются протоколами, а при необходимости реализуются в виде проектов постановлений и распоряжений Правительства, которые вносятся в установленном порядке в Правительство. Для оперативной и качественной подготовки материалов и проектов решений Правительства комиссии и советы правомочны создавать рабочие группы из числа специалистов в сответствующих областях.

Комиссия Правительства представляет собой его орган, созданный им для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в различных областях общественной и государственной жизни. В состав комиссии входят члены Правительства РФ, а также иные лица. Комиссию, как правило, возглавляет заместитель Председателя Правительства РФ. Свою деятельность комиссия осуществляет на общественных началах. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решения принимаются простым большинством голосов, оформляются протоколами и являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ. Правовое положение комиссии, ее состав и порядок деятельности определяется Правительством. При федеральном Правительстве созданы и действуют следующие комиссии: по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ; по борьбе с незаконными экспортно-импортными валютно-финансовыми операциями; по вопросам Всемирной торговой организации; по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике; по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот; по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ по реализации соглашений о разделе продукции; по оперативным вопросам; по совершенствованию налогового законодательства; по управлению фондом национально-культурного возрождения народов России; по экономической реформе и др.

Особое значение имеет деятельность учрежденной 9 июня 1997 г. Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам, играющей роль «малого правительства». На Комиссию возложено оперативное рассмотрение текущих и перспективных вопросов, связанных с обеспечением реализации экономической реформы, социальной политики и структурной перестройки экономики, создание условий для развития предпринимательства, а также предварительное рассмотрение вносимых в Правительство проектов законов и решений и др.

Центр и регионы

Жанна ГУСЕВА

К ВОПРОСУ О КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассматривается проблема координации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации в законодательном процессе. Выявляется роль Совета Федерации, и анализируются различные формы деятельности в этой сфере. Делается вывод о необходимости правового определения термина «координация», её функций.

The article deals with the problem of coordination between federal and regional government bodies in legislative process.

The author analyses various forms of legislation with regard to the role of the Council of Federation. In conclusion the author stresses the necessity of defining law-term «coordination» and its functions.

Ключевые слова:

координация, взаимодействие, Совет Федерации, регионы; coordination, interaction, Council of Federation, regions.

Одна из основных функций государственного управления - координация. В условиях Федерации она обеспечивает согласование, взаимосвязь органов государственной власти различного уровня, баланс их интересов на конституционной основе. Председатель Госсовета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшин обращает внимание на то, что федерализм призван обеспечивать такое распределение власти, при котором элементы федеративной системы должным образом распределяются в процессе общей политической и административной деятельности1. Согласование интересов и организация взаимодействия органов власти Федерации и её субъектов остро нуждаются в коррекции правового обеспечения содержательного и процедурного характера. Это определяется не только своеобразием правовой природы и специфичностью правового регулирования отношений в сфере совместных действий Федерации и её субъектов, но и исключительным разнообразием поводов для организации таких действий2.

Однако в сфере федеративных отношений термин «координация» фактически не используется. В Конституции Российской Федерации он дважды употребляется в ст. 72, определяющей вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: координация вопросов здравоохранения и координация международных и внешнеполитических связей субъектов Российской Федерации. Но если содержание и основные формы последнего определены Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеполитических связей субъектов Российской Федерации», то координация вопросов здравоохранения остаётся лишь конституционной формулой.

Этот термин, как правило, заменяют понятия «взаимодействие», «согласование» и др. Однако эти понятия, хотя и близкие, но разные. Согласование - это одна из форм координации. Она используется для решения важнейших вопросов в таких сферах деятельности, как законодательный процесс, кадровая политика, право-

1 Цит. по: Мириханов Н.М. Федерализм, этничность, государственность: новый курс российской власти. - М. : Арба T-XXI, 2002, стр. 24-25.

2 Столяров М.В. Теория и практика федерализма. - М., 2008, стр. 214.

Вячеславовна - начальник Организационного управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [email protected]

применительная практика. «Согласовать»

Значит:1) привести в надлежащее соответствие с чем-нибудь; 2) обсудив, выработать единое мнение о чём-нибудь, получить согласие на что-нибудь1. Эта деятельность имеет свои формы, которые устанавливаются Конституцией Российской Федерации и текущим федеральным законодательством2. К ним, в частности, относятся: согласительные процедуры, согласование подготовки и принятия решений, распоряжений, законопроектов, пользование правом по согласованию, осуществление деятельности по согласованию, получение согласия и др.

Что касается термина «координация», то его многогранность обусловливает важность чёткой правовой идентификации. Как отмечает И.А. Конюхова, проведение чёткого соотношения между термином «координация» и другими понятиями имеет особое значение. Оно должно получить не только научно-доктринальное разрешение, но и законодательное закрепле-ние3.

В отечественных словарях координация (от лат. сооМтаЫо - расположение в порядке) определяется как упорядочение, взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие; согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие (понятие действий, составных частей чего-либо и т.д.); координировать - согласовывать; целесообразные соотношения между какими-нибудь действиями, явле-ниями4.

Применительно к федеративным отношениям координация подразумевает согласованное взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов по осуществлению государственно-властной деятельности. В

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1983, стр.640.

2 См. подр.: Конюхова И.А. Формы использования «согласования» и «получения согласия» в законодательстве Российской Федерации //Актуальные проблемы развития федеративных отношений в Российской Федерации: сборник материалов проекта. - М., 2006, стр. 57-75.

3 Конюхова И.А. Об использовании термина «координация» в законодательстве Российской Федерации // Институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации: ежеквартальный бюллетень, № 4, апрель 2006, стр. 41.

4 Советский энциклопедический словарь. - М., 1985, стр. 626; Словарь иностранных слов. - М., 1979, стр. 259; Ожегов С.И. Словарь русского языка.

М., 1983, стр. 261.

реальной законодательной и правоприменительной практике она охватывает практически все предметы совместного ведения Федерации и её субъектов. И такое взаимодействие (как координация) между двумя уровнями власти чётко просматривается на протяжении всего периода развития российского федерализма. В процессе становления федеративных отношений вырабатываются его различные формы, накапливается опыт, закрепляющийся законодательно.

Большая роль в этом процессе принадлежит Совету Федерации как координатору законодательной деятельности представительных органов территорий. На это специально указал президент РФ Д.А. Медведев, высказав просьбу к Совету Федерации представить предложения по совершенствованию взаимодействия федеральной власти и регионов в законодательном процессе5. В последние годы Совет Федерации уделяет всё больше внимания разработке механизмов взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам законодательной деятельности.

Современная практика взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации фактически выработала самые разнообразные формы и элементы координации. Это - согласование подготовки и принятия решений, совместное осуществление других юридически значимых действий, предварительные уведомления о деятельности или принимаемых актах, взаимное информирование, совместные органы, решения и программы, получение предварительного согласия, регистрация юридически значимых действий и документов и др.

В современных условиях публичным форматом анализа и совершенствования взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации стали проводимые Советом Федерации мониторинги, в которых принимает участие научная общественность, учёные РАГС при Президенте Российской Федерации, представители регионов и местного самоуправления. Мониторинги проводятся ежегодно, в течение последних семи лет. Их

5 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - М., 2008, стр. 44.

результаты обобщаются в докладах Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации».

Мониторинг способствует совершенствованию законодательства Российской Федерации, приведению в соответствие с федеральным законодательством законодательства субъектов Российской Федерации. Российское законодательство (федеральное и региональное) насчитывает несколько тысяч актов, положения которых призваны учитывать необходимость взаимодействия федеральных и региональных органов власти. Это весьма трудоёмкий и сложный процесс.

Анализ законодательной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их участия в федеральном законодательном процессе за период с 2004 г.1 показывает, что если все законы Российской Федерации и её субъектов разделить на вновь принятые законы и законы о внесении изменений и дополнений в действующие законы, то бросается в глаза преобладание «поправочного» законодательства.

Такое положение можно рассматривать как координационный, творческий процесс, как гармонизацию федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, а можно - как недостаточную первоначальную разработку законодательных актов.

Субъекты Федерации поднимают вопросы о стабильности законодательства, об исключении или хотя бы ограничении практики вторжения в принимаемые законы, бесконечных их изменений. Такая практика существенно затрудняет законотворческую и правоприменительную деятельность региональных властей, создаёт сложности в широком информировании общественности о ней и, в конечном счёте, порождает недоверие к федеральному законодательству.

Конституция Российской Федерации не содержит положений о совместном законотворчестве по предметам совместного ведения Федерации и её субъектов. В то же время, например, можно считать своеобразной формой прямого участия субъектов Российской Федерации в процессе

1 Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. О состоянии законодательства в Российской Федерации. - М., 2008, стр. 382.

федерального законотворчества деятель -ность верхней палаты Федерального Собрания, которая формируется из представителей субъектов Российской Федерации. Тем не менее необходимы разработка и принятие федеральных законов по координации предметов совместного ведения Федерации и её субъектов2. Совершенствованию механизма взаимодействия может способствовать инвентаризация соответствующих положений действующего законодательства.

Одной из форм осуществления координации в последнее время стало подписание соглашений между Советом Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии в федеральном законодательном процессе. Такие документы уже подписаны с двадцатью пятью регионами (27 мая и 17 июня 2009 г.)3 и процедура обязательно будет продолжаться.

Как отметил Председатель Совета Федерации С.М. Миронов, цель таких соглашений - добиться того, чтобы позиции субъектов Российской Федерации по принципиальным вопросам формирования федерального законодательства, а следовательно, и государственной политики, были не только услышаны, но и реализованы.

В целях осуществления координационной деятельности разработана Концепция взаимодействия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе.

Совершенствование процедур участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе необходимо синхронизировать с процессом разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов по предметам совместного ведения и в целях координации - с поэтапным вводом более жёсткой процедуры согласования с субъектами Федерации внесения изменений в федеральные законы, затрагивающие их собственные полномочия.

2 Там же, стр. 219-220.

3 http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2009/05 /item9890.html

Деятельность территориальных органов координирует полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе. Это исключает необходимость частого обращения в Москву при решении региональных вопросов.

При Президенте РФ образована комиссия по вопросам совершенствования государственного управления.

На комиссию возложены следующие функции:

  • обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в процессе принятия законов и других нормативных актов субъектов РФ;
  • выработка мер по обеспечению соответствия законов субъектов РФ Конституции и законам Российской Федерации;
  • устранение возможных разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также между представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ;
  • подготовка предложений по применению Президентом РФ согласительных процедур для разрешения таких разногласий.

В целях улучшения взаимодействия Правительства РФ с органами государственной власти субъектов РФ, повышения оперативности решений в заседаниях Правительства РФ по вопросам, затрагивающим интересы субъектов РФ, участвуют их руководители. На заседание Правительства РФ по итогам года приглашаются главы всех субъектов РФ.

Председатель Правительства РФ ежеквартально проводит рабочие совещания по актуальным вопросам с руководителями органов государственной власти субъектов РФ, еженедельно встречается с руководителями органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с утверждаемым графиком.

Органы власти субъектов РФ обеспечивают соответствие своей деятельности и принимаемых нормативных правовых актов федеральному законодательству. Установлена их ответственность за нарушение Конституции РФ, федеральных законов, игнорирование решений судов, в результате которых были созданы препятствия работе федеральных органов власти, местного самоуправления, нарушены права и свободы человека, охраняемые законом интересы юридических лиц. В случае, если судом установлено, что законодательным органом субъекта РФ принят такой акт, а этот орган не принял мер по исполнению решения суда об отмене акта. Президент РФ выносит предупреждение законодательному органу. Если в течение трех месяцев после предупреждения меры не приняты, то Президент РФ вносит в Государственную Думу проект закона о роспуске законодательного органа. Государственная Дума обязана в течение двух месяцев рассмотреть указанный проект.



Аналогично Президент РФ вправе действовать при таких же нарушениях в отношении главы субъекта РФ. Президент РФ может отрешить его от должности, что влечет за собой отставку возглавляемого им исполнительного органа власти. По мотивированному представлению Генерального прокурора РФ Президент РФ также вправе временно отстранить главу субъекта РФ от исполнения полномочий в случае предъявления ему обвинения в совершении тяжкого преступления.

Совершенствуется также финансовый контроль за деятельностью региональных органов власти. Во всех субъектах РФ открылись федеральные казначейства и контролируются бюджетные потоки. Берется под контроль Банка России банковская сеть на местах.

4.Иные государственные органы в РФ.

Счетная палата Российской Федерации Генеральная прокуратура Российской Федерации Следственный комитет Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) Пенсионный фонд Россиийской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Фонд социального страхования Российской Федерации

5.Конституционные принципы организации и деятельности государственных органов в Российской Федерации.

Единство системы государственной власти в Рос­сийской федерации обусловливает единство принципов организации и деятельности государственных органов. К их числу ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

Формирование государственных органов народом или по его поручению ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими органами власти. Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве будет его многонацио­нальный народ, осуществляющий ϲʙᴏю власть наряду с другими организационно-правовыми формами и через органы государственной власти. При ϶ᴛᴏм конституци­онная норма определяет, что высшим непосредственным выражением власти народа будут референдум и ϲʙᴏ­бодные выборы. Именно путем выборов многонацио­нальный народ Российской Федерации формирует пред­ставительные органы государственной власти в центре и на местах, избирает Президента России и президентов тех республик в составе Российской Федерации, где их конституциями предусмотрена такая должность. Органы исполнительной и судебной власти образуются, в ϲʙᴏю очередь, вышеуказанными органами. Глава Правитель­ства Российской Федерации назначается Президентом России с согласия Государственной Думы, члены Прави­тельства назначаются решениями Президента России. Судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбит­ражного судов назначаются Советом Федерации по пред­ставлению Президента России. Главы администраций краев и областей назначаются всенародно избранным Президентом России, а мэры городов избираются насе­лением данных городов.



Самостоятельность органов законодательной, ис­полнительной и судебной власти как принцип организа­ции и деятельности государственных органов прямо устанавливается Конституцией РФ (ст. 10) и осущест­вляется на базе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно указанному принципу, ни один государственный орган

не вправе выходить за пределы полномочий, устано­вленных для него Конституцией Российской Федерации и другими законами. Действуя в етих пределах, госу­дарственные органы имеют возможность взаимодейство­вать между собой, уравновешивать друг друга, контро­лировать работу органов иных ветвей власти, указывать на нарушение закона. Все ϶ᴛᴏ крайне важно для обеспече­ния демократического развития общества, функциони­рования механизма "сдержек и противовесов", предот­вращения чрезмерной концентрации, монополизации власти одним органом (должностным лицом).

Принцип территориальной организации властных структур вытекает из федеративного устройства России. На основании ст. 11 Конституции РФ государствен­ную власть на территории России в целом осуществляют федеральные органы: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государст­венная Дума), Правительство Российской Федерации, а также суды Российской Федерации. Кстати, эта же норма Кон­ституции России устанавливает,что государственная власть в субъектах Российской Федерации осущест­вляется образуемыми ими государственными органами.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти в Российской Федерации также определяется федеративным устрой­ством нашего государства. На основании ст. 11 п.З Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется самой Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграни­чении предметов ведения и полномочий. Смысл такого разграничения, исходящий из единства системы госу­дарственной власти и признания равноправия и само­определения народов в Российской Федерации, состоит по сути в том, что по вопросам, имеющим общефедеральное зна­чение, решения должны приниматься федеральными органами государственной власти; вопросы, имеющие значение и для Федерации, и для ее субъектов, должны решаться совместными усилиями центра и мест и, нако­нец, сами субъекты по вопросам, имеющим исключи-

тельно местное значение, должны обладать всей полно­той государственной власти. Этот принцип реализован в положениях ст.71-73 Конституции РФ. При ϶ᴛᴏм важно обратить внимание на то, что Конституция Российской Федерации, а вслед за ней и текущее законодательство вкладывает разный смысл в понятия "предметы веде­ния" и "полномочия". Под предметом ведения пони­маются вопросы, кᴏᴛᴏᴩые вправе решать те или иные государственные органы (бюджет, налоги и сборы и т.п.). Стоит сказать - полномочия государственных органов - ϶ᴛᴏ уста­новленная законом мера участия ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего го­сударственного органа (его права и обязанности) в реше­нии какого-либо вопроса. Вот к примеру, в рамках ре­шения вопроса о бюджете различные государственные органы имеют неодинаковые полномочия: общефеде­ральные органы составляют и утверждают федеральный бюджет, государственные органы субъектов Российской Федерации решают аналогичные задачи применительно к ϲʙᴏим территориям, а государственные органы горо­дов, городских и сельских районов вправе решать бюд­жетные вопросы исключительно местного значения.

Принцип законности в деятельности органов го­сударственной власти означает строгое и неуклонное соблюдение законов в практической работе каждого го­сударственного органа в целом и любого его должност­ного лица. Требование законности устанавливается в ст. 15 Конституции Российской Федерации, обязываю­щей все государственные органы и должностные лица соблюдать Конституцию и законы Российской Федера­ции.

Осуществление ϲʙᴏих полномочий в интересах реа­лизации прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина - один из основополагающих принципов организации и деятель­ности органов Российского государства. Статья 18 Кон­ституции РФ устанавливает, что права и-ϲʙᴏбоды чело­века и гражданина определяют содержание деятельности законодательной и исполнительной власти и обеспечи­ваются правосудием. Это означает, что конечной целью работы каждого государственного органа, любого его должностного лица должно стать удовлетворение закон­ных интересов человека и гражданина.

Реализация принципа употребления в органах го­сударственной власти национальных языков наряду с русским предопределяется конституционной нормой (ст.26 п.2) о том, что каждый имеет право на пользова­ние родным языком, на ϲʙᴏбодный выбор языка обще­ния. Это положение гарантируется правом республик устанавливать ϲʙᴏй государственные языки, кᴏᴛᴏᴩые употребляются наряду с государственным языком Рос­сийской Федерации - русским - в органах государствен­ной власти и государственных учреждениях республик (ст.68 Конституции РФ). Отметим, что текущим законодательством (положениями о порядке рассмотрения обращений, за­явлений и жалоб граждан, \уголовно-процессуальным, административно-процессуальным и другими законами) установлено право граждан использовать родной язык также и в Отношениях с органами государственной влас­ти Российской Федерации."

Поделиться: