На чем основан процесс школьного химического образования. Химическое образование в современной средней (полной) общеобразовательной школе. Химические знания, получаемые на пропедевтическом этапе обучения, служат решению задачи формирования у школьников

(Материалы из книги С. И. Гильманшина, С. С. Космодемьянскай "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ОО")

Современные требования к деятельности учителя химии

В настоящее время школьное химическое образование основывается на изучении 5 основных теоретических концепций:

Атомно-молекулярное учение;

Теория электролитической диссоциации;

Механизм и условия протекания химических реакций;

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Профессиональная деятельность современного учителя химии начинается с правильно определенных задач процесса обучения, которые определяющим компонентом всего процесса, способствующие отбору содержания, выбору структуры, реализации методов и средств обучения. Поэтому на каждом уроке учитель должен четко и аргументировано проговорить основные цель и задачи урока. Продолжением такой системности является определение учителем подцели каждого из этапов урока. Только определив общую цель и логически вытекающие подцели процесса обучения, учитель химии сможет совершить вест процесс обучения и воспитания. Содержание школьного курса включает ознакомление учащихся с основами науки, законов, теорий, понятий; способствует формированию у учащихся научной картины мира, всестороннему развитию личности, воспитанию трудолюбия, интереса к предмету, бережного отношения к природе; обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся. Завершающим компонентом учебного процесса являются результаты обучения.

В основе отбора содержания и построения школьного курса химии лежат следующие принципы:

Научности;

Системности и последовательности;

Доступности, наглядности;

Связи теории с практикой.

Школьный курс химии образуется двумя основными системами знаний – системой знаний о веществах и системой знаний о химических реакциях.

Из огромного многообразия веществ для изучения отобраны следующие: имеющие большое познавательное значение (водород, кислород, ввода, основания, соли); имеющие большое практическое значение (минеральные удобрения, иониты, мыла, синтетические моющие вещества и др.); играющие важную роль в неживой и живой природе (соединения кремния и кальция, жиры, белки, углеводы и др.); на примере которых можно дать представления о технологических процессах и химических производствах (аммиак, серная и азотная кислота, этилен, альдегиды и др.); отражающие достижения современной науки и производства (катализаторы, синтетические каучуки и волокна, пластмассы, искусственные алмазы, синтетические аминокислоты, белки и др.). Отечественный школьный курс основан на изучении понятия о веществе. Современный учитель химии должен не только владеть предметными знаниями, методическими приемами и современными педагогическими технологиями, но и применять их на практике, моделируя и анализируя различные педагогические ситуации.

Долгое время документом, определяющим критерии учителя химии, являлась профессиограмма, акцентируя внимание на следующие основные задачи учителя.

1. Формулировать общие, специфические и частные цели и задачи химического образования в основной и полной средней (общеобразовательной и профессиональной) школе современного типа.

2. Осуществлять отбор и реализацию содержания учебного материала по химии в соответствии с целями и задачами химического образования с учетом важнейших функций обучения химии, а также особенностями данной школы, учебных групп, отдельных учащихся.

3. Структурировать содержание обучения химии в разнообразные типы и формы уроков, внеклассных мероприятий и факультативных занятий.

4. Выбирать и реализовывать в процессе современной технологии обучения химии оптимальные традиционные и инновационные методы, средства и формы воспитания.

5. Проектировать и умело использовать различные условия обучения (учебно-материальные, санитарно-гигиенические морально-психологические экономические, эргономические и др.).

6. Прогнозировать и организовывать в соответствии с научной организацией труда (НОТ) познавательную деятельность учащихся, работу учебного кабинета, лаборанта, а также собственную педагогическую деятельность учителя химии.

7. Мобилизовать учащихся на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач путем использования в процессе обучения химии методов мотивации и стимуляции учащихся.

8. Управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения химии в разных типах школ (лицей, колледж и др.).

9. Корректировать процесс обучения химии с учетом ожидаемого и реального его протекания.

10. Организовывать не только процесс учебного познания и труда, но и общение между субъектами образовательной деятельности. 22

11. Создавать в процессе учебных, внеклассных и факультативных занятий по химии частично поисковые и исследовательские ситуации, необходимые для формирования творчески активной личности.

12. Воспитывать у учащихся в процессе обучения химии интерсоциальные свойства личности: гуманность, потребность в познании и труде, ценностное отношение к материальной и духовной культуре, к природе, творческую активность, саморефлексию.

13. Развивать у учащихся представления о химических объектах окружающего мира, различные виды памяти, интегративный стиль мышления, эмоционально-волевые качества, социально-позитивные мотивы и потребности, познавательный интерес к химии.

14. Оценивать результаты обучения химии (уровни сформированности химических знаний, специфических предметных умений и ценностных отношений к химической науке, химическому образованию, природе, химической технологии, химическому производству и другим объектам).

15. Изучать и использовать инновационный опыт работы учителей химии, осуществлять самоанализ своей деятельности, самоконтроль, самосовершенствование и самообразование с целью достижения педагогического мастерства, высокого уровня профессионализма. В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования основные задачи российского образования определены как повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Для того чтобы добиться успехов в обучении химии, учителю химии необходимо хорошо понимать сам процесс обучения на всех этапах, начиная с пропедевтических курсов и завершая профильным обучением в 10–11 классах. К основным компонентам процесса обучения химии относят следующие: цели и задачи обучения, содержание учебного предмета химии, методы и средства обучения, преподавание (деятельность учителя химии), учение (деятельность учащегося, изучающего химию).

Функциональные компоненты модели учителя современной школы

1. Гностическая (познавательная) функция:

умение легко ориентироваться в содержании преподаваемого предмета «химия» (выделять главное, существенное; видеть проблемные для школьников темы; предвидеть затруднения и т.д.);

умение учитывать индивидуально-психологические особенности усвоения учебного материала учащимися;

умение диагностировать процессы развития учащихся, как в когнитивном, так и в общепсихологическом планах.

2. Конструктивная функция:

умение формулировать цели и задачи педагогического процесса;

умение планировать системы педагогической деятельности по химии на уроках и во внеурочной работе;

умение осуществить отбор содержания, форм и методов реализации плана.

3. Коммуникативная функция:

умение использовать психологические законы передачи, восприятия и усвоения учебного материала по химии;

умение оптимально представлять информацию для восприятия учащимися с учетом ее содержания и характера;

умение организовать пространство общения;

умение регулировать формы подачи информации (использование технических средств обучения, таблиц, схем и т.д.);

умение формировать эмоционально-ценностное отношение к информации;

умение работать в режиме диалога;

умение стимулировать процессы общения;

умение использовать выразительные средства общения (вербальные и невербальное).

4. Организационная функция:

умение организовать работу учащихся на уроке по химии;

умение делегировать часть функций учащимся;

умение распределять функции и обязанности в классе;

умение «чувствовать» учебную ситуацию;

умение объективно оценивать ход и результаты работы;

умение организовать не формальную, а рабочую дисциплину;

умение контролировать план выполнения работы на уроке, в четверть, за год.

5. Функция самореализации:

умение отслеживать, анализировать и обобщать личный профессионально-педагогический опыт;

умение адаптировать удачные методические приемы других учителей в свою педагогическую систему;

умение комплексно рефлексировать динамику собственной «Я-концепции».

В соответствии с основными требованиями к выпускникам новой

школы учитель химии должен:

Понимать роль учебных заведений в обществе, основные

проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;

Знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);

Понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей и в школьном учебном плане;

Учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;

Обладать знаниями предмета, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества.

Учитель химии должен знать:

сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;

пути совершенствования мастерства учителя и их способы самосовершенствования;

методику преподавания своего предмета;

содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;

требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по предмету, устанавливаемые государственным образовательным стандартом;

вопросы частных методик школьных курсов по предмету;

различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;

методы формирования навыков самостоятельной работы, развития творческих способностей и логического мышления учащихся;

научные основы отдельного курса предмета, историю и методологию соответствующей отрасли науки;

методы компьютерной обработки информации.

Учитель химии должен уметь:

проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;

планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;

обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами;

разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;

отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;

организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;

применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;

использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;

создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;

развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

Итак, резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что современные требования к деятельности учителя химии определены компонентами федерального государственного образовательного стандарта общего образования, введением профильного образования с обязательным введением элективных курсов и вариативностью школьных учебных программ.

+Методика преподавания химии

Шадрина Татьяна Владимировна .

15 лекций (30 часов), 14 практических занятий (28 часов).

Литература :

    Д.М. Кирюшкин, В.С. Полосин, «Методика обучения химии», 1970 г.

    Н.Е. Кузнецова, «Методика преподаваний химии», 1984 г.

    Г.М. Чернобельская, «Основы методики обучения химии», 1987 г.

    Г.М. Чернобельская, «Методика обучения химии в средней школе», 2000 г.

    О.С. Зайцев, «Методика обучения химии, теоретические и прикладные аспекты», 1999 г.

    Журнал «Химия в школе».

    Газета «Первое сентября» (приложение «Химия»).

Лекция №1

Мпх как наука и как учебная дисциплина

МПХ – наука об образовании, воспитании и развитии учащихся в процессе изучения химии.

Обучение – осуществляемый преподавателем и обучаемым двухсторонний процесс передачи и усвоения знаний.

Преподавание – деятельность преподавателя в процессе обучения.

Учение – деятельность обучаемого.

Каждая функция изучается своей наукой, но в процессе изучении химии все эти системы взаимодействуют между собой и возникает общая целостная картина.

МПХ – наука, находящаяся на стыке химических и психолого-педагогических наук и возникающая, как синтетическая система.

Проблемы:

    Определение целей, задач, стоящих перед учителем химии при обучении (для чего учить).

    Определение содержания учебного предмета в соответствии с поставленными целями и дидактическими требованиями (чему учить).

    Разработка адекватных содержанию методов средств форм обучения (как учить).

    Изучение процесса усвоения предмета учащимися.

Краткие исторические сведения о развитии МПХ, как науки.

Становление МПХ как науки связано с деятельностью Ломоносова, Менделеева, Бутлерова. Деятельность Ломоносова протекала в середине XVIII века – период становления химической науки в России. Ломоносов был первым профессором химии в России.

1748 г. – Ломоносов создал первую научную лабораторию в России.

1752 г. – Ломоносов прочитал первую лекцию.

Ломоносов считал, что при обучении химии нужно использовать методы химической науки, в частности эксперимент. Для проведения экспериментов у него был выделен лаборант. Ломоносов придавал большое значении применения математических и физических методов при изучении химии, также большое значение придавал риторике.

Большая роль в разработке передовых педагогических идей принадлежит Менделееву. Менделеев большое значение уделял вопросам преподавания химии. Он пытался систематизировать разрозненные факты о химических элементах и их соединениях, чтобы дать сложную систему изложения курса химии, результатом этого стал периодический закон. Менделеев отмечал, что в процессе обучения химии необходимо знакомить с основными фактами и законами, раскрывать значении важнейших выводов для понимания природы веществ и процессов, раскрывать роль химии в сельском хозяйстве и промышленности, формировать материалистическое мировоззрение, формировать умение пользоваться химическим экспериментом, подготовка к практической деятельности.

Значительное влияние на развитие химического образования оказал Бутлеров. Методические взгляды Бутлерова изложены в книге «Основные понятия в химии». Бутлеров считал, что начинать изучение органической химии нужно с и известных учащимся веществ – сахара и уксусной кислоты. Бутлеров считал, что в основу изложения курса органической химии должен быть положен структурный принцип. Важнейшее положение теории строения были внесены в его педагогический труд «Введение полному изучению органической химии».

Современный этап развития МПХ характеризуется тем, что химия была включена в, как образовательный предмет в учебные планы средних и общеобразовательных школ. Этот период связан с именами таких ученых: Верховский, Сазонов, Крапивин, Кирюшкин, Полосин, Чернобельская.

МПХ прошла путь поиска оптимальной организации учебного процесса. Этот путь не закончился до сих пор.

После революции 1917 года, пытаясь уйти от муштры и зубрежки в царской школе пришли к другой крайности: учебный процесс начал утрачивать свою точность. От этих новаций достаточно быстро отказались.

25 августа ЦК ВКП(б) в постановлении «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». Главной организационной формой учебного процесса был назван урок. Химия окончательно стала самостоятельным учебным предметом.

В настоящее время советская школа вступила в очередную новую фазу, которая ориентирована на усиление воспитательной функции в школе, усиление трудовой направленности, изучение и использование микропроцессорной техники, усиление внимания к мировоззренческой стороне образования, вооружение учащимися прочными знаниями основ наук.


Соединения, коллоидные растворы, энтальпия и энтропия) Инновации введение новых понятий в школьный курс; (комплексные соединения, квантовые числа, комплексные сокращение часов на изучение химии; концентрическое построение предмета и создание обобщающего курса; место теоретических вопросов в новых учебниках.


Результаты Сокращение часов на изучение химии Специфика химической науки требует углубления и большого времени изучения. Закономерности работы памяти не позволяют усваивать материал при одночасовом курсе. Inf время, сутки


Введение новых понятий в школьный курс эффект: срубили сук, на котором базируется высшая школа. При уменьшении часов усвоение учащимися традиционного объёма материала затруднено. Вновь введённые понятия ещё больше затрудняют усвоение. Составители государственных стандартов 2004 года по химии рассчитывали на облегчение обучения студентов, но получили обратный




Теоретические вопросы в новых учебниках. Без фундамента из необходимых понятий нельзя построить здание теоретических знаний. Логика и последовательность учебного материала связана с принципом историзма. Принцип историзма показывает в какой последовательности разум человека может постигать знание об окружающем мире. В самом распространённом учебнике теоретический материал (строение приближен к самому началу изучения химии. атома, периодический закон Д.И.Менделеева, химическая связь)


Введение профильной школы. Учащиеся профильных классов, теряют возможность выбрать специальности, которые связаны с химией (медицина, сельское хозяйство, металлургия, экология, фармацевтика и ряд других). Выбор профиля возможен, если учащиеся знают предметы, между. которыми они выбирают.


Несовершенство учебников Логика изложения Смешение понятий с терминами (перечисление в одном параграфе терминов, вместо формирования понятий). Формализм знаний. Основания. Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы. Кислоты. Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы. Соли. Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы. Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы. противоречие законам мышления и психологии усвоения знаний; простая информативность: перечисление свойств и уравнений; отсутствие движения материала.


Фактические ошибки «Абсолютная атомная масса» «Молярная масса эквивалента» 8г/моль О 2 M. (О 2) = 32г/моль; M (О) = 16 г/моль; 1,5·10 молекул О 2 - 0,25 моль 23 1 моль - 6·10 частиц 23 В 8 г содержится: 3·10 атомов О - 0,5 моль 23 Масса и другие измеряемые физические величины не могут быть абсолютными, так как измерения всегда ведутся относительно выбранного эталона «Индекс показывает число атомов в формуле»; которых такие же, как и у данного вещества». «Молекулы – это наименьшие частицы многих веществ, состав и свойства




BaCl + H 2 SO 4 = Cl(SO 4) 2 + BaH 2 2MgCO 3 + 2HCl = 2MgClO 2 + H 2 O + C 2MgCO 3 + 2HCl = MgCClO 2 + 4H 2 O NHCl + NaH 2 O = NaCl + N(OH) 2 KOH + H 2 SO 4 = KH 2 + HOSO 4 KOH + H 2 SO 4 = KOHSO 4 BaO + N 2 O 5 = BaN 2 O 5 KOH + P 2 O 5 = P(OH) 5 + H 2 O Al 2 O 3 + 6KOH = 2Al(OH) 3 + 3K 2 O + O 2 Cr(OH) 3 + 2NaOH = Cr(O Na 2) 3 + H 2 O Cr(OH) 3 + NaOH = Cr(OH) 4 + Na 2Al 2 O 3 + 4KOH = 4Al + 3O 2 И даже так Al + Cu = Au + Cl Ошибки абитуриентов и первокурсников




Государственные образовательные стандарты Формирование компетентностей. Деятельностный подход. Учебно-познавательная деятельность должна являться генетическим истоком знания учащегося. Учащийся самостоятельно открывает знание для себя, а не черпает его из объяснения учителя. Компоненты учебника Содержание параграфов чему учить? как учить? Дидактические материалы


«Деятельностный подход в построении образовательного стандарта позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и действий, которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования" формирования универсальных способов учебных и познавательных


4. Убрать лишние предметы из школьного курса. 2. Заменить концентрическое построение программ и учебников на линейное. 3. Предоставить школьникам равные возможности получения полноценого среднего образования, ликвидировав профили. 5. Перейти на новую технологию обучения: объяснительный метод заменить на деятельностный подход. 1. Необходимо составить программу, в которой будет предписан примерный порядок изучения предмета, исключая «экстремисткий подход».

«Система химического образования в школе»

В определенный момент своей педагогической деятельности я поймала себя на мысли, что работа перестала меня радовать, приносить удовлетворение. Уроки проходят впустую, материал усваивается сложно, не всеми учащимися. Учащиеся стремятся получить лишь хорошую оценку, неважно какими путями. Сложившаяся ситуация меня не устраивала. Проанализировав свою деятельность, пришла к выводам:

Учиться трудно, учиться хорошо по – настоящему трудно, так как

Усложняются программы по предметам. Если 20 лет назад органическую химию учили только в 10 классе, было 10-летнее образование, в недалеком прошлом в 10 классе при 11-летнем образовании, сейчас органическая химия начинает изучаться в 9 классе.

Возрастают требования к уровню подготовки выпускника. Выпускники вынуждены сдавать ЕГЭ. Согласитесь, это сложнее сделать, чем сдать экзамен по билетам, да и 80 баллов выпускники набирают крайне редко, не говоря уже о 100 баллах.

Учителя тоже не всегда строят процесс преподавания в соответствии с требованиями современности. Обучение все еще остаётся традиционным.

Осознав сложившуюся ситуацию, пришла к выводу, пора что- то менять в подходах к преподаванию. Чтобы осуществить изменения на практике, необходимо было изучить теоретические вопросы преподавания, отобрать тот материал, который заинтересовал, подготовить дидактический материал, внедрить инновации, подвести итоги, сделать выводы.

Вся эта работа была начата и проведена с 2004 года. В этом году я прошла курсовую подготовку по теме «Личностно – ориентированный подход в обучении» под руководством Селивановой О.Г. , посещены лекции Русских Г.А. «Современный урок», изучен опыт внедрения личностно – ориентированного обучения в школах г. Яранска и Котельнича, изучен материал «Современные педагогические технологии».

Изучив и осознав данный материал, поняла, что он мне интересен, захотелось его использовать на практике. Четко определила цели и задачи своей педагогической деятельности в эти 6 лет.

Цель: Повысить результативность урока через использование методик и технологий личностно – ориентированного обучения.

Почему именно эта цель? Потому что я понимала, что выпускники будут конкурентноспособными, уровень подготовки их будет на достаточно высоком уровне, если материал будет усваиваться качественно на каждом уроке, постепенно, а не будет выучен за 2-3 дня до экзамена. Я сама была ученицей, студенткой, и прекрасно понимаю, что можно сделать вид умного внимательного слушателя и ничего не слышать на уроке. Став учителем, мне хотелось, чтобы дети слышали, понимали, учились на уроке, а не отсиживались. Чтобы достичь поставленной цели я определила следующие задачи:

Теоретическая подготовка по теме.

Отбор методов и приемов, которые я буду использовать.

Разработка комплекса КИМов и уроков средствами новых технологий.

Апробация разработанных материалов.

Подведение итогов, корректировка целей, задач.

Итак, изучив теоретический материал, я отобрала для использования в педагогической практике технологии:

1.проблемного обучения

2.УД

Методики:

Изучение уровня обученности

Изучения уровня обучаемости

Перевод учащихся с одного уровня обучаемости на другой

Усвоения ГОС

И ещё я отметила для себя, что урок должен строиться в модели современного урока, должны быть этапы: оргмомент, целеполагание, мотивация, актуализация, первичное усвоение, осознание и осмысление, закрепление, применение, контроль.

Отобранные мною методики легко ложились на современный урок, вписывались в его структуру.

На следующем этапе работы мне было необходимо разработать комплекс КИМов что и было сделано для 8 класса. Почти по всем темам разработаны:

1)Задания 1,2,3 уровня сложности, т. е. комплекс заданий для перевода учащихся с одного уровня обучаемости на другой.

2)По многим темам разработаны тесты достижений, или вопросы разноуровневые для контроля усвоения материала темы.

3) Небольшое количество уроков разработаны в рамках технологий: проблемного обучения и УД.

На следующем этапе разработанные материалы нужно было внедрить в практику, что и было сделано. Причем, когда данная работа проводилась, в одном из классов было 27 человек, класс был сложным по дисциплине, объем работы был достаточно велик. Апробируя данные подходы в обучении, пришла к выводу - данная система работы приносит результаты.

Таким образом, в моем представлении четко отразилась система преподавания, которая и получила название «Система химического образования в школе»

На каждом уроке я стараюсь придерживаться структуры современного урока. Причем для себя я выделила главный этап: контроль. Контроль усвоения новой темы. Может показаться, что это самый лёгкий этап урока. Что сложного, Дал задание учащимся - выполняйте. Но чтобы это этап прошел качественно, чтобы учащиеся показали, что материал усвоен, необходимо очень настойчиво и упорно трудиться в течение урока и не только учащимся, но и учителю. А учителю приходиться трудиться еще больше, так как необходимо разработать урок, продумать, предугадать.

И еще, после проведения контроля учитель четко представляет, усвоен материал, или нет. Если материал усвоен, значит нет смысла на следующем уроке проверять усвоение ГОС, можно давать задания, направленные на развитие учащихся, задания разного уровня сложности, от 1 к 10 типу первого уровня, от анализа к систематизации второго уровня, или третьего уровня, в зависимости от того на какой ступени развития стоит ученик.

На этапе контроля учащиеся получают оценку, она идет в журнал. Если оценка отрицательная, она не ставится, на следующем уроке у учащихся снова проверяется усвоение ГОС, и если оценка вновь отрицательная- она идет в журнал.

А сейчас о каждом этапе урока.

Целеполагание . Оно должно быть обязательно. Причем, лучше, если учащиеся сами будут определять цели и задачи. Тогда материал будет усваиваться осознанно.

Мотивация. Стараюсь найти моменты, которые доказывают, что это нужно самим ребятам, что в жизни с этим материалом они обязательно столкнуться, стараюсь заинтересовать содержанием, либо говорю, что в конце урока будет проверочная работа по новой теме. Внешняя мотивация тоже немаловажна..

Актуализация. Обязательно вспоминаем и озвучиваем те знания, которые будут необходимы для изучения новой темы.

Первичное усвоение, осознание и осмысление . На этих этапах материал звучит трижды, но в разных ракурсах: рассказ, работа с учебником, беседа и т.д.

Закрепление. Подводим итоги, делаем выводы.

Затем идет отработка ЗУН на этапе применения.

Последний этап – контроль . Часто в контроль включаю вопросы рефлексии.

Таким образом, на этапе изучения, осознания и осмысления, а так же на этапе контроля реализуется методика усвоения ГОС.

На этапе повторения материала реализуется методика перевода учащихся с одного уровня обучаемости на другой.

Методика определения уровня обучаемости применяется 1-2 раза в год, служит основанием для дифференциации.

Методика определения уровня обученности используется на уроках контроля усвоения знаний по теме.

Мое главное правило – спросить каждого ученика на каждом уроке. 1-2 устно, остальных письменно.

Конечно, такая работа является очень напряженной и ребята устают от постоянных проверочных, но пока другого выход я не вижу. Да и ребята сами понимают, что напряженная работа идет им на пользу. Однажды в конце урока, перед очередной проверочной работой я обратилась к ребятам со следующими словами: «Ребята, с нас, учителей, требуют очень много. Мы должны каждого ученика на каждом уроке научить на 3. Вот мы только что закончили изучать тему, как же мне узнать, усвоили вы ее или нет?» Одна девочка говорит: «Провести проверочную работу». Класс, конечно же, в восторг не пришел, но коль вывод был сделан самими ребятами, дальше мы стали писать проверочную работу.

Вполне резонно будет сейчас сказать, в чем заключается инновационная направленность моего опыта. Она затронула в целом всю структуру урока. Я, готовясь к уроку, просчитываю каждый его этап поминутно. Оргмомент - 1-2 минуты, повторение до 10 минут ит.д. Отслеживаю результаты у каждого ученика, использую методики личностно – ориентированного обучения.

Применяя данную систему образования я пришла к следующим результатам и выводам.

Готовиться к урокам стало сложнее, но есть реальный конкретный результат на каждом уроке у каждого ученика, и я его знаю.

Минимум материала способны усваивать на уроке все учащиеся, даже очень слабые, если они смотивированы на результат.

Успеваемость по предмету повысилась и поддерживается на уровне 100%.

Средний балл по предмету повысился с 3,5 до 3,9. Четко спланированная работа на уроке позволяет забыть о дисциплине, так как каждая минута расписана, нет времени на посторонние занятия.

Некогда заниматься списыванием, да и не у кого, если все учащиеся находятся на разной ступени развития и получают индивидуальные задания.

Накапливаются оценки в течение триместра, так как каждый ученик получает оценку на каждом уроке. Поэтому оценка итоговая за триместр объективная.

Так как материал усваивается на каждом уроке, учащиеся очень легко адаптируются при переходе в другое учебное заведение. По химии они не испытывают никаких затруднений.

Принимают участие в районных олимпиадах, занимают призовые места.

Выбирают химию для прохождения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. В 9 классе выбирают предмет для гос. аттестации даже слабые ученики.

Поступают в высшие учебные заведения с результатами ЕГЭ по предмету: Уральский лесотехнический университет, Пермская фармацевтическая академия, Марийский лесотехнический университет, Кировская сельскохозяйственная академия, Вятский государственный университет на бесплатной основе.


Все еще со школьной скамьи помнят Рудзитиса и Фельдмана или Цветкова, изданные более 30-ти лет назад. Конечно, они переиздавалась: бумага стала лучше, цвета ярче, картинок больше. Из учебников убрали такие разделы, как «химическая промышленность Советского Союза», «основные специальности, востребованные на сернокислотном производстве» и прочие следы эпохи СССР. Убрать-то убрали, а добавили ли что-нибудь? К сожалению, нет. Содержание учебников осталось тем же самым. Таким образом, наши дети учатся по тем же учебникам, по которым учились мы и наши родители. Неужели в химии с тех пор ничего не изменилось?

Разумеется, химия ушла далеко вперед. Поэтому, ясное дело, необходимы новые учебные программы, новые учебники. И действительно, новые учебники появляются с умопомрачительной быстротой. Вот только содержание этих учебников, в большинстве случаев, не превосходит, а то и уступает по объему материала учебникам 70-80-х годов. И с каждым годом учебники по химии все сокращаются и упрощаются, а химия медленно, но верно из серьезной естественной науки превращается в ненавязчивую «сказку о веществах».

Открыв учебник по химии для 11 класса общеобразовательной школы, первую химическую формулу вы увидите лишь на сотой странице...

Немаловажен и тот факт, что большинство школьных программ основывается, в целом, на знаниях, полученных в XVIII-XIX веках. И если общехимические представления с тех пор не претерпели существенных изменений, то такие основополагающие разделы как «Строение материи» или «Органическая химия» находятся на качественно ином уровне.

Многие задаются вопросом, что же случилось с некогда лучшей в мире советской образовательной системой? В плане химического образования ответ весьма прост. Она безнадежно устарела. Любой современный европейский учебник по химии содержит представления о спектральном анализе (основном методе изучения химических соединений) или реакциях кросс-сочетания (за которые была вручена последняя Нобелевская премия по химии). Российский школьник даже слов таких не слышит на уроке химии. Это приводит к росту и без того гигантского разрыва между программами среднего и высшего химического образования. Поэтому так велик процент отчисленных с первого курса технических вузов - многие не способны за 4 месяца до первой зимней сессии преодолеть «пропасть» между школой и вузом.

Спасений остается немного - либо отдать ребенка в спецшколу (число которых весьма ограниченно), либо нанять репетитора. Только в этом случае у ребенка появляется возможность не только поступить на бюджетное место в вуз, но и закрепиться там.

Как же пытаются решить эту проблему в Министерстве образования? А никак. Они ее только усугубляют. Самым мощным ударом по химическому образованию (и не только химическому) в России стал Единый Государственный Экзамен. Раньше для поступления в вуз нужно было долго и усиленно готовится к вступительным экзаменам. Экзамены эти составляли преподаватели вуза, с учетом требований, которые они будут предъявлять к будущим первокурсникам, несколько сглаживая тем самым разрыв между школой и вузом. Ну, а такой вид проверки знаний как устный экзамен или собеседование в принципе незаменим, потому как является наилучшим способом адекватной оценки знаний учащегося. Теперь же достаточно наставить галочек в бланке ЕГЭ, уровень которого нельзя назвать даже базовым, получить сертификат и поступить в любой химический, медицинский или любой другой профильный вуз. Поскольку результаты ЕГЭ можно послать в большое количество вузов, конкурс в них резко вырос, а в силу низкого уровня ЕГЭ вероятность поступления в вуз выпускника с блестящими знаниями точно такая же, как у выпускника, еле осилившего элементарный курс химии. То есть врачами с равными шансами могут стать и трудолюбивый и любознательный отличник, и ленивый троечник. Однако, вуз, приняв по ЕГЭ троечников, некоторым отличникам будет вынужден в приеме отказать.

Другим «орудием борьбы» Минобразования с химией являются учебные планы. Количество часов, отводимых на химию в учебном плане для 10-11-х классов, постоянно сокращается и составляет сейчас не более 2-х часов в неделю. При этом на парламентском уровне ведется обсуждение учебных программ по истории и обществознанию, и количество отводимых на них часов растет. Однако парламентарии, видимо, не понимают, что общество нуждается не только в юристах, экономистах или менеджерах (которых в последнее время имеется с избытком), но и в грамотных врачах, инженерах, ученых. Юрист не вылечит вас, если вы заболели, политолог не построит вам дом, а менеджер не имеет ни малейшего понятия о получении и свойствах пластмасс, красителей, лекарств и других жизненно важных веществ и материалов. Знать свои права, свою историю, безусловно, нужно, но, может быть, знание естественных наук не менее важно? Откуда возьмутся в России хорошие специалисты в области медицины, химии или техники без должной подготовки в школьные годы?..

Ромашов Л.В.

Поделиться: