Дипломная работа: Специфика социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста. Социальное обслуживание на дому - виды и формы оказания социальных услуг

Социальное обслуживание на дому необходимо людям в трудной жизненной ситуации. Согласно Государственным стандартам социального обслуживания, трудной жизненной ситуацией считаются обстоятельства, которые объективно нарушают жизнедеятельность человека. К таким ситуациям относится инвалидность, болезнь, преклонный возраст и, соответственно, неспособность к самообслуживанию.

Законодательно в Российской Федерации социальное обслуживание на дому предполагает оказание социальных услуг нескольких видов.

Социально-медицинские: направлены на улучшение и поддержание здоровья клиентов (например, оказание санитарно-гигиенических услуг, помощь в получении и т.д.).

Социально-бытовые: направлены на обеспечение жизнедеятельности гражданина в быту (например, покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов; промышленных товаров, содействие в приготовлении пищи).

Социально-психологические: например, оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание.

Социально-педагогические услуги необходимы гражданам, нуждающимся в получении образования на дому.

Социально-экономические: направлены на поддержание жизненного уровня нуждающихся граждан (например, содействие в получении льгот или пособий).

Социально-правовые услуги востребованы в случае необходимости защиты законных прав и интересов граждан (например, содействие в оформлении документов или получении помощи адвоката в установленном законодательством порядке).

Кто может оказывать социальное обслуживание на дому?

Во-первых, это государственные учреждения социального обслуживания населения, которые оказывают социальные услуги различным категориям граждан (пожилого возраста, инвалидам). Комплексные населения предоставляют как бесплатные социальные услуги, гарантированные государством так и дополнительные (на условиях частичной или полной оплаты).

Во-вторых, в качестве субъектов предоставления социальных услуг, согласно ФЗ «Об основах социального обслуживания населения», могут выступать предприятия, учреждения и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.

Не всегда граждане, нуждающиеся в социальном обслуживании на дому, могут воспользоваться гарантированными услугами.

Так, например, чтобы быть зачисленными на надомное обслуживание в государственные учреждения нужно предоставить целый список документов. Сюда входит и заключение учреждения здравоохранения о том, что клиент нуждается в социальном обслуживании на дому и у него нет противопоказаний. Необходимо предоставить и акт материально-бытового положения заявителя; а также справки о доходах; о составе семьи и родственных отношений и т.д.

Зачастую, пожилым гражданам или инвалидам проще воспользоваться услугами частной социальной службы, чем оформляться в государственное учреждение социального обслуживания.

К тому же, социальная служба может вполне понадобиться не только одиноким гражданам. При той занятости, которую испытывают сегодня многие россияне, очень трудно бывает преодолеть некоторые семейные обстоятельства. Например, в случае болезни престарелого родственника помощь сиделки просто необходима. А если бабушка или дедушка находятся в другом городе?

Социальное обслуживание на дому - это та сфера предпринимательской деятельности, которая в России еще не совсем развита, но всегда будет востребована. Социальные службы могут создаваться независимо от формы собственности.

Платные социальные услуги оказываются гражданам на основании договора, заключаемого с социальными службами. Письменный договор должен определять виды социальных услуг, периодичность их оказания, порядок и размер оплаты, права и обязанности сторон.

Целью закона о долгосрочном уходе является создание условий для применения принципов справедливости в области здравоохранения и социальных услуг. Наибольший акцент делается на передаче этого процесса на уровень самоуправляющихся территориальных единиц и максимально возможном применении услуг долгосрочного ухода в естественном сообществе. Основными принципами предлагаемого решения являются предоставление качественных услуг долгосрочного ухода для клиентов и их участие в создании соответствующей сети социальных служб и служб здравоохранения.

Помощь предоставляется гражданам в виде:

  • продовольственной помощи;
  • вещевой помощи;
  • санитарно-гигиенических услуг;
  • патронажных социально-медицинских и социальных услуг;
  • услуг по комплексной уборке квартир.

Отделения срочного социального обслуживания

Отделения функционируют в каждом центре социального обслуживания. Они предназначены для оказания неотложной помощи разового характера гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающимся в социальной поддержке.

Мы должны поддерживать развитие услуг, особенно на уровне муниципалитета, при поддержке поставщиков этих услуг. Вся система долгосрочного ухода организована и безопасна с точки зрения планирования, потока информации для обеспечения непрерывного ухода за клиентами, которые отсутствуют в современной системе в некоторых регионах. Одной из важных областей является также обеспечение контроля качества медицинских и социальных услуг, предоставляемых в рамках новой системы контроля качества; мониторинг эффективности и эффективности предоставления услуг долгосрочного ухода клиентам и способа их финансирования с точки зрения устойчивости.

Порядок оказания срочного социального обслуживания, документы

  • заявление установленного образца с предоставлением паспорта, удостоверяющего личность обратившегося;
  • копия справки о субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг или справки о доходах заявителя из УСЗН района и Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области;
  • копия справки или выписка из финансового лицевого счета жилищно-эксплуатационного учреждения по месту жительства;
  • справка от лечащего врача о наличии заболевания сахарным диабетом в случае нуждаемости в диабетическом продовольственном наборе. Гражданам, имеющим диабетические заболевания, помощь может оказываться один раз в квартал в виде специализированного диабетического продуктового набора.

Оказание санитарно-гигиенических услуг

Решение о предоставлении санитарно-гигиенических услуг принимается межведомственной комиссией, созданной при управлении социальной защиты населения административного округа города Москвы, по представлению центра социального обслуживания.

Основные принципы предоставления услуг долгосрочного ухода, которые используются в предложении о материальном намерении закона. Долгосрочный уход обеспечивает взаимосвязь социальных услуг, которые функционально взаимосвязаны на муниципальном уровне и удовлетворяют потребности пожилых людей и людей, находящихся в неблагоприятном положении, и поддерживают доступность социальной помощи. Эта помощь должна координироваться с помощью социального или социального медицинского работника в сотрудничестве с медсестрой сообщества.

Уход ориентирован на человека, его потребности в его естественной среде, сообществе и аналогичных комплексных сервисных центрах и консультации для поставщиков социальных услуг. Он способствует автономии и функциональному статусу, особенно для пожилых людей и людей, находящихся в неблагоприятном положении, посредством поддержки и помощи со стороны социальных и медицинских работников, которые должны разрабатываться на уровне сообщества в частности.

Санитарно-гигиенические услуги включают: мытье тела, головы, стрижку волос, смену нательного и постельного белья.

Необходимые документы

  • акт обследования материально-бытовых условий проживания;
  • медицинское заключение о необходимости в данных услугах.

Патронажные социально-медицинские услуги

Патронажные социально-медицинские и патронажные социальные услуги направлены на поддержание и улучшение здоровья граждан.

Он вводит многодисциплинарную оценку потребностей социального здоровья клиента и создания новой системы оценки. Эта система оценки определяет как медицинские, так и социальные потребности, но также создает план услуг в соответствии с их потребностями. Оценка потребностей будет проводиться через социального или социального медицинского работника, медсестру сообщества, начального и лечащего врача и врача-специалиста.

Поддерживает так называемый «общий уход», когда система способствует уходу за профессиональными опекунами и членами семьи, чтобы сохранить старшего или находящегося в неблагоприятном положении в своей домашней среде. Он поддерживает развитие полевых и амбулаторных услуг и появление новых профессий в сфере ухода за общинами.

Патронажные социально-медицинские услуги включают:

  • наблюдение за состоянием здоровья;
  • измерение артериального давления;
  • выполнение перевязок;
  • наложение компрессов;
  • обработку пролежней и раневых поверхностей;
  • выполнение инъекций по назначению врача;
  • сбор материалов для проведения лабораторных исследований;
  • контроль за приемом лекарств;
  • вызов врача на дом;
  • смену нательного белья;
  • смену памперсов, постановку судна;
  • переворачивание в постели;
  • кормление подопечного;
  • помощь в домашнем хозяйстве подопечному (мытье посуды, вынос мусора и т.д.).

Патронажные социальные услуги включают:

  • вызов врача на дом;
  • смену нательного белья;
  • смену памперсов
  • помощь в ведении домашнего хозяйства (мытье посуды, вынос мусора и др.).
  • оказание помощи в приготовлении пищи для подопечного;
  • кормление подопечного.

Порядок предоставления патронажных социально-медицинских и патронажных социальных услуг

Решение о предоставлении данного вида услуг принимается межведомственной комиссией, созданной при управлении социальной защиты населения административного округа города Москвы, по представлению центра социального обслуживания.

Он поддерживает создание кроватей длительного ухода, которые будут систематически связаны с последующей реабилитационной помощью в системе здравоохранения. На практике это будет означать, что клиент, который будет получать дополнительную помощь после острого и последующего реабилитационного лечения, и если его состояние здоровья требует дальнейшего ухода, можно постоянно переводить в систему долгосрочного ухода. Эта забота будет предоставляться клиенту как на уровне сообщества, так и на жилых услугах.

Квалифицированные работники, которые будут обеспечивать уход за больными, реабилитацию и социальную помощь в соответствии с установленными стандартами качества, будут обеспечены отделениями для долгосрочного ухода. Мы будем использовать квалификационный потенциал социальных и парамедицинских работников, что разрешено действующими законами, и мы будем применять их высокую квалификацию на практике.

Документы:

  • личное заявление или служебная записка социального работника , осуществляющего надомное обслуживание;

Комплексная уборка квартир

Комплексная услуга по уборке квартиры включает:

  • влажную уборку всех типов покрытия полов;
  • очистку сантехники, санитарную обработку поверхностей дезинфицирующими составами;
  • уборку устойчивых загрязнений с влагостойких стен;
  • уборку пыли и загрязнений всех типов мебели;
  • уборку пылесосом ковров, ковровых дорожек, паласов и др.;
  • мытье окон и оконных откосов;
  • чистку кухонной плиты;
  • утепление окон в зимнее время;
  • уборку и чистку плинтусов;
  • протирку дверей и дверных проемов.

Порядок оказания услуги и документы

Решение о предоставлении данного вида услуги принимается межведомственной комиссией, созданной при управлении социальной защиты населения административного округа города Москвы, по представлениям центра социального обслуживания.

Рабочая группа экспертов в сотрудничестве с экспертными рабочими группами нацелена на повышение доступности, качества и эффективности без увеличения общих расходов государственного бюджета , но с более выгодным распределением этих ресурсов в соответствии с социальными и медицинскими потребностями клиента, т.е. перераспределение средств на принцип справедливости и адресации. Объединение современных условий в сфере здравоохранения и социальных объектов приведет к разрушению существующей изоляции этих систем и позволит клиентам и их близким больше альтернатив долгосрочному уходу.

Услуги по комплексной уборке квартир предоставляются не чаще 1 раза в квартал гражданам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.

  • заявление или служебная записка социального работника, осуществляющего надомное обслуживание;
  • акт обследования материально-бытовых условий проживания.

Социальные услуги, оказываемые всем категориям граждан сверх Территориального перечня гарантированных государством социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 года № 215-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 года № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы», предоставляются за плату и только на добровольной основе и на основании заключенного между учреждением и гражданином Договором на оказание данных услуг.

Подсистема долгосрочного ухода будет интегрирована в социальную и медицинскую систему, которая будет основываться на системе скоординированного ухода, подготовленной в сотрудничестве с Министерством здравоохранения. Наконец, мы хотим сказать, что составление материального намерения Закона основано на основных принципах, описанных в публикации «Дискуссионный документ о происхождении долгосрочной помощи в Чешской Республике». Эта публикация размещена на веб-сайте Министерства труда и социальных дел Чешской Республики и является открытым документом для обсуждения и принятия других тем.

Социальное обслуживание на дому предоставляется одиноким гражданам из числа инвалидов и граждан преклонного возраста, которые частично утратили способность к самообслуживанию. В Законе от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» перечислены социальные услуги, которые предоставляются таким гражданам. Это организация питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение; поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг; содействие в организации ритуальных услуг; другие надомные социальные услуги.

Правительство утвердило Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Все эти социальные услуги, в том числе и социальное обслуживание на дому, предоставляются бесплатно или на условиях частичной либо полной их оплаты255.

Бесплатно получают социальное обслуживание три категории граждан пенсионного возраста и инвалидов: одинокие, в том числе супружеские пары, получающие пенсию в размере (с учетом всех надбавок и ее повышения в соответствующих случаях) ниже прожиточного минимума , установленного для данного региона; имеющие родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход при том же условии, касающемся размера их пенсии; проживающие в семьях, среднедушевой доход в которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

На условиях частичной оплаты социальное обслуживание предоставляется первым двум категориям граждан, если общий размер их пенсии составляет от 100 до 150% прожиточного минимума, а третьей - если среднедушевой доход в семье составляет от 100 до 150% прожиточного минимума.

Правительством определен также предел ежемесячной частичной оплаты. Для граждан, которым предоставляется социальное обслуживание на дому, он составляет для первых двух категорий граждан 25% от разницы между общей суммой получаемой пенсии и прожиточным минимумом, а для третьей - 25% от разницы между среднедушевым доходом семьи и прожиточным минимумом, установленным для данного региона.

Нетрудно заметить, что установленная система частичной оплаты социального обслуживания на дому ныне не применяется, так как обычная пенсия, в том числе максимальная, значительно ниже прожиточного минимума. Эта система «заработает», когда пенсия превысит прожиточный минимум.

Дополнительные услуги, которые не входят в федеральный и региональный перечни бесплатных или льготных услуг, оказываются на условиях их полной оплаты, т. е. они продаются как всякий иной товар.

Дополнительным видом услуг является социально-медицинское обслуживание. Оно осуществляется на дому в отношении граждан, нуждающихся в надомных социальных услугах, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями организаций социального обслуживания, к работе в которых привлекаются соответствующие медицинские работники.

Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» выделяет полустационарное и полное стационарное социальное обслуживание.

Полустационарное обслуживание предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению. Такое обслуживание осуществляют, как правило, стационарные учреждения социальной защиты населения, в которых организуются отделения дневного или ночного пребывания.

К числу социальных услуг, предоставляемых в полустационарных условиях, относятся услуги по организации питания, быта и досуга (предоставление горячего питания, постельных принадлежностей и т.п.); социально-медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и т.п.); содействие в получении образования (создание условий для получения образования по специальным программам и т.п.); правовые услуги (помощь в оформлении документов, содействие в получении консультаций и т.п.).

Порядок и условия предоставления полустационарного социального обслуживания бесплатно и за частичную оплату такой же, как и на дому.

Однако предельный ежемесячный размер оплаты несколько выше - не 25, а 50% соответствующей разницы.

Стационарное социальное обслуживание предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, которые частично или полностью, временно или постоянно утратили способность к самообслуживанию и нуждаются по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Такое социальное обслуживание осуществляется, как правило, в соответствующих учреждениях социальной защиты населения (домах для ветеранов, домах для пожилых и инвалидов и т.п.).

В стационарных учреждениях социальной защиты населения предоставляется практически весь комплекс социального обслуживания, необходимого для указанных граждан. Он утвержден Правительством и включает: материально-бытовые услуги (предоставление жилой площади, других помещений - для организации реабилитационных мероприятий , лечебно-трудовой деятельности и культурно-бытового обслуживания , предоставление в пользование мебели и т.п.); услуги по организации питания, быта, досуга (предоставление рационального питания, в том числе диетического, обеспечение одеждой и обувью, постельными принадлежностями, книгами, журналами, газетами и т.п.); социально-медицинские и социально-гигиенические услуги (бесплатное оказание медицинской помощи в объеме базовой программы медицинского страхования , обеспечение ухода с учетом состояния здоровья и при необходимости госпитализации, обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации и т.п.); услуги по организации получения образования инвалидами с учетом их возможностей; услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией; правовые услуги.

Порядок и условия предоставления стационарного социального обслуживания такие же, как на дому и как полустационарного социального обслуживания. При этом ежемесячная оплата социальных услуг в данном случае производится в размере превышения полагающейся к выплате пенсии гражданам в соответствии со ст. 73 и 122 Закона 1990 г. или среднедушевого дохода семьи над прожиточным минимумом, установленным для данного региона256. Последнее правило, по существу, абсурдно, учитывая, что часть пенсии, полагающаяся к выплате, составляет всего 25 или 50% (50% - лишь на детей - круглых сирот и детей умершей одинокой матери). Такая часть не может быть выше прожиточного минимума, поскольку ныне даже общая сумма всей пенсии, назначенной в максимально возможном размере, ниже прожиточного минимума и вряд ли в обозримой перспективе существенно превысит его.

Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обеспечения, пользуются всеми правами, которые предоставлены всем другим гражданам. В частности, они вправе в любое время оставить стационарное учреждение, т. е. отказаться от его услуг, если это доступно им по состоянию здоровья; распоряжаться своим имуществом, совершать соответствующие сделки, требовать предоставления им всех гарантированных государством социальных услуг. Вместе с тем на них возлагаются соответствующие обязанности, главная из которых - соблюдать установленный соответствующим Положением об учреждении стационарного обслуживания порядок проживания в нем. Нарушающие этот порядок могут быть по решению суда, принятому на основании представления администрации учреждения, переведены в специальное стационарное учреждение социального обслуживания.

Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания добровольное, как и пребывание в нем. Однако в некоторых случаях предусмотрены ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг. Оно предусмотрено Законом от 10 декабря 1995 г. и выражается в том, что граждане, которые лишены ухода и поддержки со стороны родственников и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию, активному передвижению), могут быть помещены в стационарное учреждение социального обслуживания без их согласия (в отношении недееспособных лиц - без согласия их законного представителя). Данный вопрос разрешается судом по представлению органа социальной защиты населения. То же касается и продолжения нахождения в таком учреждении при отказе от его услуг: оно возможно лишь по решению суда257.

Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому № 6 граждан пожилого возраста и инвалидов является структурным подразделением Комплексного центра социального обслуживания (Приложение 4). Деятельность отделения осуществляется на основании положения о специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (Приложение №5). Предназначается для временного (до 6 месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и передвижению. Обслуживание осуществляется социальными работниками и медицинскими работниками, состоящими в штате отделения.

IV. Примерное штатное расписание отделения:

Специфика социально-медицинского обслуживания на дому людей пожилого возраста состоит в том, что на отделении находятся:

1. Пожилые люди и инвалиды только 2 и 3 степени нуждаемости.

2. Наличие медицинского работника.

Таким образом, с увеличением отведенного времени на каждого клиента, число клиентов на каждого социального работника уменьшается. Общая численность клиентов отделения тоже уменьшается. Это говорит о том, что пожилые люди получают более расширенный спектр услуг, в том числе медицинские услуги.

Зачисление на отделение социально-медицинского обслуживания на дому проводится на основе личного заявления (приложение № 6), медицинского заключения о состоянии здоровья, акта материально бытового обследования, акта об определении степени нуждаемости (приложение № 7) и индивидуальный перечень необходимых услуг клиенту (приложение № 8), и справки о размере получаемой пенсии. Заключается договор на оказание социальных услуг по гарантированному и дополнительному перечню (приложение № 9). Акт об определении степени нуждаемости рассматривается комиссией центра.

Противопоказанием к принятию на обслуживание являются:

ь активная форма туберкулеза;

ь хронический алкоголизм;

ь инфекционные заболевания; венерические заболевания;

ь тяжелые психические расстройства;

Услуги на дому оказываются гражданам пожилого возраста в полном объеме гарантированного государством перечня. При этом не требуется обеспечивать их жилыми помещениями, мебелью, техническими средствами бытового назначения. К перечню гарантированных услуг относятся и дополнительные услуги, оказываемые за плату, независимо от уровня прожиточного минимума(приложение (№1 0).

Контроль над организацией работы отделений, за расходованием финансовых средств, взимание оплаты за социальные услуги, осуществляет администрация центра социального обслуживания населения и управления социальной защиты населения.

К услугам, оказываемым специализированным социально-медицинским отделением относятся;

ь оказание доврачебной медицинской помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации;

ь - проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, профилактика пролежней и раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм);

ь осуществление подкожных и внутримышечных введений лекарственных средств по назначению лечащего врача;

ь оказание санитарно-гигиенической помощи обслуживаемым гражданам (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание, смена нательного и постельного белья);

ь забор материалов для проведения лабораторных исследований;

ь Приготовление пищи и кормление ослабленных больных граждан.

Положительная роль такого отделения заключается в том, что ослабленным больным людям предоставляется большее количество как гарантированных, так и дополнительных услуг и значительно увеличивается время для предоставления всех услуг. Это необходимо, т.к. большинство обслуживаемых пожилых людей нуждаются в помощи.

Главным отличием работы отделений специализированной помощи на дому является то, что на обслуживании находятся тяжелобольные, одинокие пожилые люди и инвалиды. Они не могут себя обслуживать частично или полностью, кто-то из них из них прикован к постели или страдают психическими заболеваниями.

Ещё одним отличием работы специализированного отделения является то, что в штате находятся не только социальные работники, но и медицинские сестры. В соответствии с Положением об отделении специализированной помощи на дому, периодичность посещения социальными работниками обслуживаемых пожилых людей и инвалидов на дому устанавливается заведующей отделением, по согласованию с медсестрой отделения, оказывающей этим людям помощь. Она составляет не реже 3-5 раз в неделю для социальных работников с нормой обслуживания - 5 человек. Медицинские работники имеют норму- 10 человек, периодичность их посещений устанавливается по согласованию с участковым врачом, обычно от 2 до 5 - раз в неделю. В работе очень важно, чтобы между социальным работником и медиком было взаимопонимание и взаимовыручка.

В январе 2009 года на базе КЦСО в специализированном социально-медицинском отделении, с целью изучения потребности в социально-медицинском обслуживании на дому людей пожилого возраста мною было проведено анкетирование. (Приложение №11)

Было опрошено 25 человек (50 % от числа всех обслуживающихся на отделении). В результате проведённого анкетирования получены следующие результаты:

Таблица № 1.

Вывод: Таким образам, среди опрошенных людей пожилого возраста, большинство обслуживаемых на дому социально - медицинским отделением - женщины. Возраст, которых составляет от 70 - 80 лет.

Семейное положение респондентов и их уровень дохода, представлены в таблице №2.

Оценка своего здоровья отражена в следующей таблице № 3.

Таблица № 3.

Таким образом, следует отметить, что степень способности к самообслуживанию у большей части респондентов частично сохранена (56 %); не способны себя обслуживать, и нуждаются в повседневной посторонней помощи 44 %. Выявление подобных групп и оказание им необходимой помощи занимает важное место в практике работы отделения социально-медицинского обслуживания.

Таблица № 4.

Вывод: Одной из главных причин, которая заставила пожилых людей обратиться за помощью в отделение социально-медицинского обслуживания - это плохое состояние здоровья.

Формы и частота общения респондентов с родственниками отражены в таблице № 5.

Таблица № 5

Вывод: Большинство респондентов не имеют детей или не общаются, следовательно, помощь получить со стороны близких родственников не могут. 28 % пожилых людей общаютсяизредка в основном по телефону, или по переписке, из этого можно сделать вывод, что дети и родственники не могут или не хотят содержать своих родителей.

Подавляющее большинство опрошенных узнали о возможности получения услуг социального работника от сотрудников учреждения, значительно меньше респондентов указали, что от медицинских работников. Данные приведены в таблице № 6.

Таблица № 6.

На вопрос № 9. « В услугах кого вы больше всего нуждаетесь?». Социального работника или медицинского работника. Респонденты указывали несколько вариантов ответов. Почти одинаковое число участников опроса ответили, что потребности испытывают в услугах как социального работника (52 %), так и медицинского работника (64 %).

На вопрос № 12. «Как Вы думаете социально- медицинское обслуживание на дому» это: необходимо, не нужно или уход за пожилыми людьми - это забота близких родственников, большинство респондентов ответили, что необходимо (92%).

Таблица № 7.

Вывод: Подавляющее большинство опрошенных хотели бы получать услуги соответствующие их индивидуальным потребностям.

На вопрос № 11. « Чтобы повлияло на качество обслуживания?». Больше половины респондентов ответили, что расширение спектра услуг (52%), и такое же количество опрошенных считает, что в штат отделения нужно ввести таких специалистов как психолог и реабилитолог.

На вопрос № 13. « Что Вам дает общение с работниками социальной службы» (КЦСО). Наибольшее число участников опроса (18 человек или 72 %) ответили, что с социальными работниками они не чувствуют себя одинокими и заброшенными. С ними можно поговорить по душам. На их помощь и поддержку всегда можно рассчитывать.

На вопрос № 15. «Если бы Вам предложили выбор: путевка в дом - интернат или социально-медицинское обслуживание на дому чтобы Вы выбрали?».

76 % респондентов ответили, что выбрали бы социальное обслуживание на дому. Это говорит о том, что пожилые люди, сохранившие частичную способность к самообслуживанию и проживанию в благоприятных жилищных условиях, неохотно переселяются в государственные учреждения, где они постепенно утрачивают связи с привычным окружением. Проживая дома, они нуждаются в помощи и периодических социально- медицинских услугах.

Таким образом, исходя из результатов опроса по выявлению мнения пожилых людей о потребности в социально - медицинском обслуживании, можно составить следующие выводы:

Среди респондентов в основном одинокопроживающие женщины преклонного возраста. Следует отметить, что степень способности к самообслуживанию у большей части респондентов частично сохранена, не способны себя обслуживать, и нуждаются в повседневной посторонней помощи 44 %. Нередко определяющим становится способность самостоятельно передвигаться. Выявление подобных групп и оказание им необходимой помощи занимает важное место в практике работы отделения социально-медицинского обслуживания. Одной из главных причин, которая заставила пожилых людей обратиться за помощью в отделение социально-медицинского обслуживания - это плохое состояние здоровья или отдаленное проживание от детей. Старые люди общаются с ними по телефону или по переписке и встречаются с ними, когда те приезжают к ним в гости. Они предпочитают такие формы контакта вместо совместного проживания с взрослыми детьми и считают их наиболее благоприятными для поддержания хороших семейных отношений. Многие респонденты не имеют детей или не общаются, следовательно, помощь получить со стороны близких родственников не могут. Из этого можно сделать вывод, что дети и родственники не могут или не хотят содержать своих родителей.Пожилые люди узнают о возможности получения социально-медицинских услуг от сотрудников учреждения (КЦСО), знакомых, соседей и реже от медицинских работников. Потребности испытывают в услугах, как социального работника, так и медицинского работника и хотели бы получать услуги соответствующие их индивидуальным потребностям. В целом они удовлетворены социально - медицинским обслуживанием на дому, имеют доверие к социальным и медицинским работникам, ценят их работу и считают, что это необходимо. Также пожилые люди считают, что в штате отделения нужно иметь психолога и реабилитолога. При наличии выбора между домом - интернатом и социально-медицинским обслуживанием на дому подавляющее большинство говорили, что выбрали бы социально-медицинское обслуживание на дому.

Это говорит о том, что пожилые люди, сохранившие частичную способность к самообслуживанию и проживанию в благоприятных жилищных условиях, неохотно переселяются в государственные учреждения, где они постепенно утрачивают связи с привычным окружением. А значит, люди нуждаются в такой форме социального обслуживания, потому что данная форма социально-медицинского обслуживания на дому позволяет сохранить привычный образ жизни пожилых людей в домашней обстановке, способствует продлению использования их остаточного потенциала в тех сферах жизнедеятельности, которые являются для них приоритетными.

В ходе анкетирования пожилые люди задавали вопрос: «Для чего вы это делаете?» Мы отвечали: для того, чтобы лучше понять, что происходит с человеком, когда наступает старость, уходят силы и здоровье, приходят недуги… А когда поймем - чтобы добиваться, чтобы вся деятельность социальной службы была подчинена интересам и потребностям наших клиентов, чтобы мы работали для людей, во имя людей и для их блага.

Привлечение пожилых людей - получателей услуг к выявлению потребностей социально-медицинского обслуживания на дому людей пожилого возраста было отмечено, что у пожилых людей, получающих услуги на дому имеется ясное представление об их качестве.

Говоря о качестве услуг, пожилые люди имели ввиду, свою удовлетворенность ими и тем, как они оказываются. По мнению пожилых людей для повышения качества услуг важны:

Расширение существующего спектра услуг по уходу, помощи по дому, поддержке, а также соответствующих приспособлений, позволяющим лицам старшего возраста сохранять независимость;

Выполнение социальным работником важных для пожилых людей задач, особенно большого объема помощи по дому;

Предоставление всевозможных удобств, средств поддержки и приспособлений;

Постоянство оказания услуг (одними и теми же работниками);

Предоставление информации об услугах;

Возможность положится на оказываемые услуги;

Контроль качества оказываемых услуг;

Личные качества социального работника (отзывчивость, сензетивность), проявляемые при оказании услуг.

Увеличение объемов услуг в случае необходимости;

Обучение социальных работников, осуществляющих уход;

Совершенствование планирования услуг по уходу;

Сравнительная характеристика работы специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому людей пожилого за период с 2006 -2008год.

Отделение социально-медицинского обслуживания на дому на базе КЦСО населения начало функционировать с января 2006 года. Работа отделения проводится по следующим направлениям:

1. Работа с клиентами;

1. Работа с кадрами;

2. Информационно-методическая работа.

4. План работы отделения на 2009год (Приложение №11)

1. Работа с кадрами:

За последние 3 года на обслуживании в отделении находилось 195 человек. К 2008 году количество клиентов уменьшилось в связи с тем, что 2006 год был переходным периодом на специализированное отделение социального - медицинского обслуживания, что повлекло снижение численности клиентов. Происходило формирование участка с учетом степени нуждаемости (с 1 на 2 и 3 степень).


Вывод: Таким образом, большинство обслуживаемых пожилых людей имеют 2 группу инвалидности

Вывод: Таким образом, количество клиентов с 3 степенью нуждаемости с каждым годом увеличивается. Следовательно, повышается нуждаемость в применении более широкого спектра социально-медицинских услуг.

Вывод: Таким образом, проанализировав эти данные, можно сделать вывод, что количество клиентов обслуживаемых

до года составляет - 11 человек. (19%)

От 1 года до 5 лет - 25 человек (44%)

От 5 до 10 лет - 16 человек (28%)

Более 10 лет - 5 человек. (9%)

Следовательно, в силу естественных причин, с каждым годом отделение «обновляется» на 19%


Вывод: Анализ социальных услуг, предоставленных в отделении №: 6 за период с 2006 года по 2008 год, показывает, что количество гарантированных и дополнительных услуг увеличивается.


Вывод: несмотря на снижение количества обслуженных клиентов, социальные услуги увеличились. Следует отметить, что количество социально - медицинских услуг возрастает.


Вывод: Так как клиенты отделения преклонного возраста и имеют ряд тяжелых хронических заболеваний сердца, сосудов, опорно-двигательного аппарата и др, поэтому социально-медицинские услуги востребованы и жизненно необходимы, но в целях профилактики и предупреждения обострений хронических заболеваний необходимо наблюдение за состоянием здоровья клиентов и взаимодействие со специалистами здравоохранения.

2. Работа с кадрами:

Для стабильной работы отделения самым важным условием является постоянная, целенаправленная, гибкая с учетом обстоятельств и личных качеств сотрудников, работа с кадрами.


Вывод: Сравнительный анализ говорит о том, что количество социальных работников уменьшилось к 2008 году в связи с переходом на новую форму обслуживания и увеличения медицинских работников. В настоящее время отделение еще не полностью укомплектовано медицинскими работниками. Это связано с финансированием и переходом на новую систему оплаты труда.

3. Информационно-методическая работа.

В отделении проводилась постоянная работа по повышению профессионального уровня социальных работников и заведующего отделением.


Таким образом, можно сделать вывод, что большинство работников отделения имеют максимальный квалификационный разряд, что говорит об их высокой подготовленности и профессионализме.

4. Перспективы по работе отделения.

Перспективы по работе отделения связаны с планированием перехода на работу командой и изменением системы оплаты труда. Переход на работу командой в отделении будет происходить постепенно после соответствующих учеб, работы с психологом, изменением финансирования, с привлечением медицинских сестер для начальной работы по 2-3 работника в качестве переходной базы для осознания необходимости и понимания преимуществ работы «микрокомандой».

Таким образом, динамика работы отделения за период с2006-2008 год по основным показателям положительная.

В связи с тем, что 2006 год был переходным периодом отделения социального - медицинского обслуживания на дому, произошло снижение численности клиентов отделения. Происходило формирование участка с учетом степени нуждаемости клиентов (2 и 3 степень).

Количество клиентов с 3 степенью нуждаемости с каждым годом увеличивается. Следовательно, повышается нуждаемость в оказании более широкого спектра социально-медицинских услуг на дому людям пожилого возраста.

Несмотря на снижение количества обслуженных клиентов, количество гарантированных и дополнительных услуг к 2008 году выросло. Следует отметить, что количество и социально - медицинских услуг выросло.

В силу естественных причин, с каждым годом отделение «обновляется» на 19 %. Численность социальных работников уменьшилась к 2008 году в связи с переходом на новую форму обслуживания и увеличения медицинских работников. В настоящее время отделение еще не полностью укомплектовано медицинскими работниками. Это связано с финансированием и переходом на новую систему оплаты труда. Большинство работников отделения имеют максимальный квалификационный разряд, что говорит об их высокой подготовленности и профессионализме.

«Социальный портрет» и здоровье пожилых людей нуждается в дальнейшем изучении и в постоянном мониторинге с целью своевременного составления прогноза и дальнейшего планирования организации и повышения эффективности социально-медицинского обслуживания. Если раньше чаще всего пожилые люди, требующие длительного ухода поступали в стационарные учреждения (дома-интернаты), то сейчас появилась возможность находиться в домашней, привычной для них обстановке и сохранять некоторую независимость. Вот почему социальное обслуживание на дому остается более приемлемой формой для пожилых и престарелых людей и может являться альтернативой определению в стационарные учреждения.

Во исполнение Закона города Москвы от 09.07.2008г. №34 «О социальном обслуживании населения города Москвы» и в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009г. №215-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 года №34 «О социальном обслуживании населения города Москвы» право на нестационарное социальное обслуживание имеют жители города Москвы, постоянно проживающие в городе Москве иностранные граждане, лица без гражданства, а также беженцы.

Социальным обслуживанием на дому обеспечиваются:
- одинокие или одиноко проживающие граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению;
- граждане, проживающие в семьях, обеспечиваются социальным (социально-медицинским) обслуживанием на дому в случае, если члены семьи не могут обеспечить им помощь и уход по объективным причинам в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. N 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы».
- Бесплатное социальное обслуживание в государственных учреждениях социального обслуживания предоставляется:
1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход;
2) гражданам, находящимся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации; в связи со стихийными бедствиями, катастрофами, иными чрезвычайными ситуациями; пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) находящимся в трудной жизненной ситуации несовершеннолетним, а также взрослым недееспособным или ограниченно дееспособным гражданам;
4) инвалидам с детства, находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания на условиях пятидневного пребывания;
5) иным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
В соответствии с Территориальным перечень гарантированных услуг социального обслуживания, утвержденным Правительством Москвы гражданам предоставляются следующие бесплатные услуги социального обслуживания:
1. Услуги по организации питания, быта и досуга:
- покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов из торговых предприятий, расположенных на территории района;
- помощь в приготовлении пищи (разогрев пищи, чистка овощей, нарезка хлебных, колбасных, мясных изделий, кипячение воды в чайнике);
- покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;
- оказание помощи в проведении уборки жилых помещений;
- доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);
- сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
- содействие в организации ремонта и комплексной уборки жилых помещений;
- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг (снятие показаний счетчика, заполнение квитанций, посещение организаций ЖКХ, единых расчетно-кассовых центров, внесение платы);
- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания и связи, а также другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
- оказание помощи в написании писем;
- доставка книг, покупка газет и журналов;
- оформление подписки на газеты и журналы;
- содействие в предоставлении услуг «социального такси»;
- проведение разъяснительной работы по безопасности, в том числе по вопросам пожарной безопасности;
- содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий.
2. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги:
- содействие в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья;
- содействие в оказании медицинской помощи;
- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
- содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации;
- содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- оказание психологической помощи;
- содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;
- посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
- помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных;
- содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации.
3. Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.
4. Содействие в трудоустройстве.
5. Правовые услуги:
- помощь в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы третьих лиц;
- содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ;
- оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат (в том числе в оформлении документов на отказ от социального пакета в Пенсионном фонде Российской Федерации);
- содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;
- содействие в получении иных правовых услуг.
6. Содействие в организации ритуальных услуг:
- оформление документов на предоставление ритуальных услуг умершим одиноким гражданам или оказание помощи в организации похорон их нетрудоспособным родственникам.

Дополнительные услуги, оказываемые клиентам по их просьбе сверх Территориального перечня гарантированных услуг, предоставляются за плату.
О платном социальном обслуживании на дому.

В целях реализации статьи 9 Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. N 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы» Постановлением Правительства Москвы от 12 октября 2010 г. N 919-ПП «О предоставлении гражданам платных социальных услуг государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы» утвержден Порядок и условия оплаты гражданами платных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, в соответствии с которым:
социальные услуги, предусмотренные Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Москвы, предоставляются за плату гражданам, не имеющим права на бесплатное социальное обслуживание, в учреждениях нестационарного социального обслуживания на добровольной основе.
Платные социальные услуги оказываются гражданам в соответствии с договором на оказание социальных услуг, заключаемым между учреждением нестационарного социального обслуживания и гражданином (клиентом) или его законным представителем.

Объем платных социальных услуг, их качество, сроки оказания, иные обязательства должны соответствовать условиям договора.

Размер платы за платные социальные услуги, оказываемые учреждениями нестационарного социального обслуживания, определяется исходя из утвержденных в установленном порядке Тарифов на социальные услуги, предоставляемые гражданам государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, предусмотренные Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг.

Гражданин (клиент) или его законный представитель самостоятельно оплачивает предоставляемые учреждением нестационарного социального обслуживания услуги, внося плату на лицевой счет по учету средств от приносящей доход деятельности через кредитные организации самостоятельно, но не позднее, чем за 3 дня до начала оказания платных услуг.

Тарифы на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, предусмотренные Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг

№ п/п Вид социальных услуг Средняя норма времени на выполнение одной услуги (час, мин) Тариф
(руб.)
1. Услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию
1.1. Услуги по организации питания, быта и досуга:
1.1.1. Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов из торговых предприятий, расположенных на территории района, весом до 4-х кг 1 час 193
1.1.2. Помощь в приготовлении пищи (разогрев пищи, чистка овощей, нарезка хлебных, колбасных, мясных изделий, кипячение воды в чайнике) 30 мин 97
1.1.3. Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости весом до 4-х кг 1 час 193
1.1.4. Оказание помощи в проведении уборки жилых помещений (помощь в уборке жилых помещений до 36 м2: спальной комнаты и кухни: сухая или влажная уборка полов, вытирание пыли с мебели, на уровне роста, и подоконников, вынос мусора по мере необходимости. Уборочный инвентарь и средства гигиены приобретаются за счет средств клиента) 1 час 30 мин 290
1.1.5. Для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения:

Доставка воды 20 мин 64

Топка печей 20 мин 64

Содействие в обеспечении топливом 20 мин 64
1.1.6. Сдача вещей и обратная их доставка:

В стирку 30 мин 97

В химчистку 30 мин 97
- в ремонт 30 мин 97
1.1.7. Содействие в организации ремонта и комплексной уборки жилых помещений {содействие в организации ремонта квартиры осуществляется путем передачи заявления или ходатайства в Управу района или организацию, занимающуюся ремонтом квартир) 30 мин 97

1.1.8. Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг (снятие показаний электро- и водосчетчиков, заполнение квитанций, посещение организаций ЖКХ, единых расчетно-кассовых центров, оплата по счетам за счет средств клиента) 30 мин 97
1.1.9. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания и связи, а также другими предприятиями, оказывающими услуги населению 30 мин 97
1.1.10. Оказание помощи в написании писем 30 мин 97
1.1.11. Доставка книг, покупка газет и журналов 20 мин 64
1.1.12. Оформление подписки на газеты и журналы (оформление подписки осуществляется за счёт средств городского бюджета, на благотворительной основе и за счёт средств клиента) 30 мин 97
1.1.13. Содействие в предоставлении услуг "социального такси" 30 мин 97
1.1.14. Содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий без сопровождения (осуществляется путём приглашения клиентов в театры и на выставки на благотворительной основе, на мероприятия городского, окружного и районного значения, а также путём приобретения за счет средств клиента билетов в театральных кассах, исключая вечернее время, выходные и праздничные дни) 30 мин 97
1.2. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги:
1.2.1. Содействие в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья (содействие в обеспечении ухода с учётом состояния здоровья через соответствующие учреждения, в том числе и здравоохранения, при отсутствии практически здоровых, совместно проживающих лиц, несущих юридическую ответственность за пенсионера, в том числе вызов на дом врача, организация медицинской помощи через специализированные организации, осуществляющие уход на дому) 30 мин 97
1.2.2. Содействие в оказании медицинской помощи (запись на прием) (содействие осуществляется в объёме базовой программы целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципально-профилактическими учреждениями) 30 мин 97
1.2.3. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы (содействие в сборе необходимых документов и запись на освидетельствование) 1 час 193
1.2.4. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации
(содействие осуществляется через государственные и муниципальные учреждения здравоохранения и социального обслуживания, в том числе оказание помощи в оформлении и выдаче технических средств реабилитации) 30 мин 97
1.2.5. Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (покупка, доставка лекарственных средств) 30 мин 97
1.2.6. Оказание психологической помощи 30 мин 97
до 1 час 97
1.2.7. Содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения от 1час
до З час 193
свыше 3 час 579
1.2.8. Посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки 40 мин 129
1.2.9. Содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных 30 мин 97
1.2.10. Содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации 1 час 193
1.3. Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями 1 час 193
1.4. Содействие в трудоустройстве (оказание содействия в трудоустройстве через центр занятости населения, предприятия и организации города Москвы) 1 час 193
1.5. Правовые услуги:
1.5.1. Помощь в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы третьих лиц 1 час 193
1.5.2. Содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ 30 мин 97
1.5.3. Оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат (в том числе в оформлении документов на отказ от социального пакета в Пенсионном фонде Российской Федерации) до 30 мин

До 1 ч 30 мин 97

290
1.5.4. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством 30 мин 97
1.5.5. Содействие в получении иных правовых услуг (оказание содействия в получении услуг нотариуса на дому и т.п.) По фактически затраченному времени 193 за
1 час

1.6. Содействие в организации ритуальных услуг:
1.6.1. Оформление документов на предоставление ритуальных услуг умершим одиноким гражданам или оказание помощи в организации похорон их нетрудоспособным родственникам 6 час 1158
2. Дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями помощи на дому
(социально-медицинское обслуживание на дому)
2.1. Наблюдение за состоянием здоровья клиента и его оценка (наблюдение за артериальным давлением и температурой тела, обеспечение ухода с учётом состояния здоровья через соответствующие учреждения, в том числе здравоохранения). 30 мин 97
2.2. Выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача (постановка банок, горчичников, наложение компрессов, выполнение очистительных клизм, втирание лекарственных средств, подготовка клиента к различным исследованиям, обработка пролежней, раневых поверхностей, осуществление перевязок, закапывание глазных капель, объяснение обслуживаемым гражданам особенностей приема лекарственных препаратов, проверка сроков годности медикаментов и их хранение) 1 час 193
2.3. Оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание, смена постельного белья, смена абсорбирующего белья) 2 час 386
2.4. Кормление ослабленных больных 30 мин 97

Тарифы на дополнительные социальные услуги, предоставляемые нетрудоспособным гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, не входящие в территориальный перечень
гарантированных государством социальных услуг

Средняя норма
№ п/п Вид социальных услуг времени на выполнение одной услуги (час, мин) Тариф
(руб.)
1. Санитарно-гигиенические услуги
1.1. Стрижка волос 30 мин 97
1.2. Смена постельного белья 15 мин 48
1.3. Смена нательного белья 30 мин 97
2. Социально-бытовые услуги
2.1. Приготовление горячей пищи 1 час 193
2.2. Помощь в домашнем хозяйстве (мытье посуды, вынос мусора) 20 мин 64
по фактически 193 за 1 час
2.3. Сопровождение в поездках по городу на общественном транспорте
затраченному времени

2.4. Общая уборка помещения средствами клиента:
2.4.1. Влажная уборка всех типов покрытия полов 1 час 193
2.4.2. Уборка устойчивых загрязнений с влагостойких стен (ванная и туалетная комната, фартук на кухне) 1 час 30 мин 290
2.4.3. Уборка мебели от пыли во всей квартире 40 мин 129
2.4.4. Уборка ковров, ковровых дорожек, паласов пылесосом клиента во всей квартире 1 час 193
2.4.5. Чистка раковин на кухне и ванной комнате, чистка ванной и унитаза 40 мин 129
2.4.6. Чистка кухонной плиты (без духового шкафа) 20 мин 64

Чистка кухонной плиты (с духовым шкафом) 1 час 193
2.4.7. Уборка и чистка плинтусов 40 мин 129
2.4.8. Протирка дверей и дверных проемов в квартире 30 мин 97
2.5. Мытье одного окна 1 час 193
2.6. Утепление одного окна утеплителем оконным (средствами клиента) 1 час 193
2.7. Мелкий ремонт одежды, белья 30 мин 97
2.8. Глажка белья 20 мин 64
2.9. Сопровождение на прогулку 1 час 193
2.10 Предоставление услуг автотранспортом Учреждения (по предварительному заказу) за 1 час 193
2.12 Чтение периодических изданий и художественной литературы 30 мин 97

В системе социальной защиты населения в Москве функционирует 37 учреждений нестационарного социального обслуживания: 34 территориальных центра социального обслуживания и 3 центра социального обслуживания на присоединенных территориях.

Основные направления работы

Одним из основных направлений работы территориальных центров является предоставление социальных и доврачебных услуг одиноким пожилым гражданам и инвалидам, утративших способность к самообслуживанию.

Отделения социального обслуживания на дому (ОСО) и специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому (ОСМО) функционируют во всех центрах социального обслуживания. Они предназначены для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания социально-бытовых услуг (осуществляется социальными работниками) и доврачебной помощи (осуществляется медицинскими сестрами).

Порядок принятия, документы

В трехдневный срок с момента получения письменного заявления на зачисление руководство центра организует:

  • обследование материально-бытовых условий проживания заявителя по месту его жительства, по результатам которого составляется акт;
  • составляет выписку из финансово-лицевого счета из жилищно-эксплуатационного учреждения по месту жительства;
  • запрашивает заключение о состоянии здоровья и об отсутствии медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому из лечебно-профилактического учреждения здравоохранения.
  • обслуживание на дому из лечебно-профилактического учреждения здравоохранения.

На основании указанных документов Комиссия центра социального обслуживания в недельный срок принимает решение о зачислении гражданина на постоянное или временное социальное обслуживание на дому. В случае принятия гражданина на надомное обслуживание в соответствии с действующим законодательством с ним заключается Договор на оказание услуг нестационарного социального обслуживания.

«Мобильная социальная служба»

При отделениях срочного социального обслуживания функционирует «Мобильная социальная служба», созданная для оказания разовых услуг социального обслуживания, которая ориентирована на индивидуальные потребности.

Периодичность оказания разовых услуг определяется в зависимости от индивидуальной потребности граждан. Продолжительность услуг не более 4 часов в день с учетом проезда сотрудника к месту оказания услуги и обратно. Перечень услуг устанавливается центром социального обслуживания по предварительной заявке и личному заявлению обратившегося

Клиенты «мобильной социальной службы»

  • инвалиды и лица с ограничениями жизнедеятельности;
  • лица, достигшие пенсионного возраста, но не нуждающиеся в надомном социальном обслуживании на постоянной основе;
  • лица, не достигшие пенсионного возраста, нуждающиеся в социальной помощи, но не имеющие право на надомное обслуживание
  • семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • одинокие матери, вдовы и вдовцы, воспитывающие детей, в т.ч. детей-инвалидов;
  • многодетные семьи.

Примеры разовых социальных услуг

  • содействие в оформлении ИПР,
  • доставка технических средств реабилитации,
  • оказание на дому услуг по уходу за детьми-инвалидами,
  • сопровождение детей-инвалидов в учреждения дополнительного образования.

Отделения дневного пребывания

В каждом центре социального обслуживания существуют ОТД - отделения дневного пребывания, которые предназначаются для организации горячего питания, социально-бытового, культурного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Продолжительность посещения отделения - 22 рабочих дня, за исключением выходных и праздничных дней.

Социальное обслуживание в ОДП предоставляется не чаще двух раз в год.

Порядок принятия в ОДП, документы:

  • личное заявление гражданина или его законного представителя;
  • акта обследования материально-бытовых условий проживания;
  • заключение лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний.

Адресная социальная помощь

Адресная социальная помощь предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям с детьми, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке.

Помощь предоставляется гражданам в виде:

  • продовольственной помощи;
  • вещевой помощи;
  • санитарно-гигиенических услуг;
  • патронажных социально-медицинских и социальных услуг;
  • услуг по комплексной уборке квартир.

Отделения срочного социального обслуживания

Отделения функционируют в каждом центре социального обслуживания. Они предназначены для оказания неотложной помощи разового характера гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающимся в социальной поддержке.

Порядок оказания срочного социального обслуживания, документы

  • заявление установленного образца с предоставлением паспорта, удостоверяющего личность обратившегося;
  • копия справки о субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг или справки о доходах заявителя из УСЗН района и Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области;
  • копия справки или выписка из финансового лицевого счета жилищно-эксплуатационного учреждения по месту жительства;
  • справка от лечащего врача о наличии заболевания сахарным диабетом в случае нуждаемости в диабетическом продовольственном наборе. Гражданам, имеющим диабетические заболевания, помощь может оказываться один раз в квартал в виде специализированного диабетического продуктового набора.

Оказание санитарно-гигиенических услуг

Решение о предоставлении санитарно-гигиенических услуг принимается межведомственной комиссией, созданной при управлении социальной защиты населения административного округа города Москвы, по представлению центра социального обслуживания.

Санитарно-гигиенические услуги включают: мытье тела, головы, стрижку волос, смену нательного и постельного белья.

Необходимые документы

  • акт обследования материально-бытовых условий проживания;
  • медицинское заключение о необходимости в данных услугах.

Патронажные социально-медицинские услуги

Патронажные социально-медицинские и патронажные социальные услуги направлены на поддержание и улучшение здоровья граждан.

Патронажные социально-медицинские услуги включают:

  • наблюдение за состоянием здоровья;
  • измерение артериального давления;
  • выполнение перевязок;
  • наложение компрессов;
  • обработку пролежней и раневых поверхностей;
  • выполнение инъекций по назначению врача;
  • сбор материалов для проведения лабораторных исследований;
  • контроль за приемом лекарств;
  • вызов врача на дом;
  • смену нательного белья;
  • смену памперсов, постановку судна;
  • переворачивание в постели;
  • кормление подопечного;
  • помощь в домашнем хозяйстве подопечному (мытье посуды, вынос мусора и т.д.).

Патронажные социальные услуги включают:

  • вызов врача на дом;
  • смену нательного белья;
  • смену памперсов
  • помощь в ведении домашнего хозяйства (мытье посуды, вынос мусора и др.).
  • оказание помощи в приготовлении пищи для подопечного;
  • кормление подопечного.

Порядок предоставления патронажных социально-медицинских и патронажных социальных услуг

Решение о предоставлении данного вида услуг принимается межведомственной комиссией, созданной при управлении социальной защиты населения административного округа города Москвы, по представлению центра социального обслуживания.

Документы:

  • личное заявление или служебная записка социального работника, осуществляющего надомное обслуживание;

Комплексная уборка квартир

Комплексная услуга по уборке квартиры включает:

  • влажную уборку всех типов покрытия полов;
  • очистку сантехники, санитарную обработку поверхностей дезинфицирующими составами;
  • уборку устойчивых загрязнений с влагостойких стен;
  • уборку пыли и загрязнений всех типов мебели;
  • уборку пылесосом ковров, ковровых дорожек, паласов и др.;
  • мытье окон и оконных откосов;
  • чистку кухонной плиты;
  • утепление окон в зимнее время;
  • уборку и чистку плинтусов;
  • протирку дверей и дверных проемов.

Порядок оказания услуги и документы

Решение о предоставлении данного вида услуги принимается межведомственной комиссией, созданной при управлении социальной защиты населения административного округа города Москвы, по представлениям центра социального обслуживания.

Услуги по комплексной уборке квартир предоставляются не чаще 1 раза в квартал гражданам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.

  • заявление или служебная записка социального работника, осуществляющего надомное обслуживание;
  • акт обследования материально-бытовых условий проживания.

Социальные услуги, оказываемые всем категориям граждан сверх Территориального перечня гарантированных государством социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 года № 215-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 года № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы», предоставляются за плату и только на добровольной основе и на основании заключенного между учреждением и гражданином Договором на оказание данных услуг.

Поделиться: