Влияние подвижной игры на здоровье ребенка. Оздоровительное влияние игровых видов спорта. Общая польза для тела

Не все любят игровые, командные виды спорта. Но те, кто любит, преданы им всей душой. Даже сегодня можно встретить единомышленников, которые собираются вместе поиграть в футбол, волейбол или хоккей. Игровые виды спорта, помимо заряда положительных эмоций, несут большую пользу для организма. Давайте узнаем, какую.

Общая польза для тела

Если не рассматривать какой-то конкретный командный вид спорта, а смотреть в общем, то такая физическая нагрузка полезна тем, что включает разнообразную активность. Включаются практически все группы мышц. Игровые виды спорта обычно включают бег, прыжки, растяжку и другую нагрузку. Сжигаются лишние калории, увеличивается выносливость организма, улучшается состояние сердечно-сосудистой системы и связочного аппарата.

На мышцах и общем тонусе организма спортивные игры также сказываются самым положительным образом.
Игровые виды спорта, несмотря на высокий риск травм, комплексно воздействуют на весь организм. Если хотите хорошо выглядеть и хорошо себя чувствовать, выбирайте командный вид спорта.

Польза для характера


На наш дух такой спорт также влияет самым положительным образом. Формируется характер, воля к победе, способность взаимодействовать в команде, принимать неудачи правильно.
Также игровой вид спорта формирует аналитический склад ума, учит планировать свои действия и анализировать промахи.

Давайте посмотрим, как влияют на организм наиболее популярные игровые виды спорта.

Польза футбола


Эту игру с мячом особенно любят мужчины. Но есть и женщины, не прочь погонять мяч по полю. Я, например, очень любила такие занятия на физкультуре в школе. Чем футбол полезен для здоровья:

  • Положительно сказывается на сердечно-сосудистой системе.
  • Укрепляет иммунитет.
  • Ускоряет обмен веществ.
  • Обладает общеоздоравливающим действием на организм.
  • Благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат.
  • Улучшает выносливость и ловкость, координацию движений.
  • В тренировке участвуют все мышцы.
  • Отличная профилактика депрессий.
  • Подходит для борьбы с лишним весом.
Также футбол – командная игра, поэтому положительно сказывается на характере.

Польза баскетбола


Такие тренировки тоже не менее полезны для тела, чем футбол. Также задействуются почти все мышцы, улучшается координация и ловкость, выносливость.

Сердце, легкие и сосуды будут рады таким тренировкам. Периферическое зрение при игре в баскетбол улучшается, организм находится в тонусе, человек тренируется разумно использовать свои силы.

На опорно-двигательный аппарат игра в баскетбол влияет наилучшим образом. Если ваша задача сбросить лишний вес – присмотритесь к баскетболу. За одну игру человек пробегает в среднем 7 км, а засчет комбинированной нагрузки сжигание калорий идет весьма эффективно.

Перед тренировками не забывайте хорошо разминаться и разогревать мышцы и связки, чтобы избежать травм.

Польза волейбола


При игре в волейбол нужно быть особенно внимательными, чтобы не травмировать колени и пальцы рук. Поэтому, занимаясь серьезно, желательно побеспокоиться о специальной защите и изучить технику, которая поможет избежать ошибок и травм.
Волейбол – довольно динамичная игра и требует постоянной концентрации внимания. В чем польза таких тренировок для организма?

  • Улучшается координация и точность движений.
  • Повышается мышечная сила и выносливость.
  • Укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
  • Улучшается снабжение организма кислородом.
  • Происходит комплексное воздействие на мышцы и суставы.
  • Положительно сказывается на зрении, тренирует глазные мышцы.
  • Волейбол – отличная профилактика депрессий.
  • Улучшается ловкость, гибкость тела.
Волейбол, как и другая игра в команде, развивает личностные качества, учит работать в коллективе, формирует волю.

Это далеко не все игровые виды спорта. Среди всего многообразия можно выбрать тренировки по душе. Где взрослому человеку можно позаниматься? Попробуйте узнать у знакомых или в социальных сетях. Например, в нашем городе легко найти команды, где любители играют в футбол. В некоторых спортивных центрах есть секции для взрослых. А во дворах до сих пор в теплое время года иногда играют в волейбол или баскетбол. Главное, проявить инициативу.

Сетка для волейбола, например, стоит недорого. Но, собрав дворовую команду любителей спорта, вы легко решите проблему «где поиграть в волейбол». Не бойтесь воплощать свои мечты в жизнь!

А вы любите командные виды спорта?

Работы великих физиологов И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и их учеников с достаточной полнотой вскрыли механизм влияния движений на сложные жизненные процессы в нашем организме, они указали на отрицательные явления. Они наблюдаются при длительном вынужденном покое. Покой и движение - это два антипода (противоположности) они определяют состояние и характер жизненных процессов в организме, оказывают влияние на интерактивность и особенности работы сердца, легких, пищеварительного тракта, нервной и мышечной систем, обмен веществ.

Влияние подвижных игр на организм школьников. В младшем школьном возрасте (с 7 до 11 лет) дети легко выполняют движения с участием больших мышечных групп и с большой амплитудой выполнений точных и мелких (с малой амплитудой) движений.

Главным содержанием развитие ВНД (нервная высшая деятельность) в этом периоде является дальнейшее развитие уровня, достигнутого в предыдущем периоде. Заканчивается формирование тканей головного мозга нервные клетки приобретают характерную для них форму. Интенсивно развиваются ассоциативные волокна коры больших полушарий головного мозга, что создает благоприятные условия для интерфиксации интеллектуальной деятельности детей в этом возрасте. Возрастает способность произвольно концентрировать внимание, В психологии этот возрастной период рассматривается как период понятийной организации ребенком окружающей его среды (Пиаже 1952). Этот возрастной период принято считать спокойным и благоприятным.

Дети спокойны, уравновешены, дисциплинированны, заболеваемость среди них ниже, чем среди дошкольников и среди школьников, И в то же время этот возраст требует пристального внимания, Это вызвано тем, что он расположен между двумя чрезвычайно сложным и бурно протекающими периодами развития. Оправданно поэтому считать его «периодом затишья после бури перед следующей бурей». И это не только красивая метафора. После бури успокаивается, но можно ожидать новой сильной. Из-за своей неожиданности она может стать опасной. И перед бурей в периоде уже происходят изменения, еще не выраженные внешне .

Подобное происходит и в организме детей этого возраста. Заканчиваются глубокие преобразования, имеющие место в дошкольном возрасте. Одновременно идет подготовка к реакции еще более существенных и сложных преобразований в последующем возрастном периоде. Это и определяет важность требования повышенного внимания к детям этого возраста. Главный момент заключается в строгом соответствии физических и умственных нагрузок возможностям организма.

В среднем школьном возрасте (подростковый) охватывает период с 12 до 16 лет. Это один из наиболее важных и ответственных периодов в жизненном цикле человека. Заканчивается образованием физиологических изгибов позвоночника - лордозов и кифозов.

Увеличивается общая масса мышц и возрастает их сила. Характерная яркая особенность наблюдается в росте и развитии сердечнососудистой системы.

Яркие изменения в этом возрасте наблюдаются в ВНД. В результате генерализации возбудительного процесса у подростков наблюдаются повышенная возбудимость. Внешне это выражается в лишних движениях рук, ног, головы, туловища. Сила и форма ответных реакций зачастую не соответствуют вызывающим их раздражителям; как правило, они превышают интенсивность раздражителя.

Все изменения в НВД подростков - результат изменений взаимоотношений процессов возбуждения и торможения: сила возбуждения увеличивается, а сила всего внутреннего торможения становится недостаточной.

В этом возрасте особенно большое значение приобретает рационально организованный режим дня - учебы, сна, отдыха, питания, занятия физическими упражнениями, закаливания, развлечения. В этом возрасте особенно эффективны занятия физкультурой. Они должны отвечать следующим требованиям:

  • а) применяться систематически, а не от случая к случаю;
  • б) не вызывать чрезмерного утомления;
  • г) быть разнообразными, т.е. воздействовать на весь организм.

Систематические физические упражнения с широким использованием естественных факторов природы - солнце, воздух и вода - успешно разрешают такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всестороннее физическое развитие и особенно развитие выносливости, быстроты и силы, формирование правильных двигательных навыков, воспитание высоких моральных и волевых качеств, которые для трудовой жизни, для здоровья.

Под влиянием физических упражнений работающие мышцы лучше снабжаются кровью .

Только физические упражнения способны повысить подвижность и эластичность суставов, их способность противостоять сильным напряжениям. Под влиянием физических упражнений большую подвижность приобретает позвоночник, что предупреждает образование сутуловатости или искривлений (сколиозов).

Положительное воздействие физических упражнений выражается не только в улучшении функций (работы) важнейших их органов и систем человеческого организма. Но и проявления бодрости, жизнерадостности, в пробуждении энергии активности, в развитии устойчивости организма к внешним влияниям, в том числе и заболеваниям инфекционного характера. Физические упражнения могут использоваться в различных формах: утренняя гимнастика, длительные прогулки, различные подвижные игры на свежем воздухе, уроки физкультуры в школе, туристические походы и т.д.

Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82--85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16--19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1--3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 6--7-м классе меньше, чем в 2--3-м, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Так, она особенно мала зимой (в третью учебную четверть); весной и осенью возрастает .

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений.

Вследствие недостаточной двигательной активности снижается сопротивляемость молодого организма «простудным» и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития сердечнососудистой недостаточности. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с избытком углеводов и жиров в дневном рационе приводит к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

По данным некоторых исследователей, 6--7-летние школьники отстают в росте и массе тела от сверстников, посещающих школы. К концу года разница оказывается значительной: у мальчиков различия в росте составляют 3,2 см, в массе тела -- 700 г, а у девочек -- соответственно 0,9 см и 1 кг 300 г.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления, развивающиеся у школьников при продолжительном и напряженном умственном (учебном) труде, -- это активная и определенным образом организованная физическая деятельность. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья и высокой работоспособности, если добрая половина составляющих его клеток не получает достаточного питания и не обладает хорошей работоспособностью .

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы и ее основного звена -- головного мозга. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными, достаточно интенсивными и не вызывали переутомления. В высший отдел центральной нервной системы (кору головного мозга) поступают сигналы от органов чувств и от работающих скелетных мышц. Кора головного мозга одновременно перерабатывает огромный поток информации и осуществляет тонкую и точную регуляцию слаженной деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие таких функций центральной нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал непреодолимую потребность пройтись по комнате -- так ему легче работать, думать. Если взглянуть на сосредоточенно думающего школьника, видно, как собрана, напряжена вся мускулатура его лица, рук, тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как многочисленные сигналы от работающих мышц активизируют деятельность головного мозга, заставляют его более интенсивно и четко работать.

«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», -- признание великого французского мыслителя и писателя Ж. Ж. Руссо как нельзя лучше иллюстрирует взаимосвязь работы мозга с движением.

Приведенных примеров достаточно, чтобы понять, что движение совершенно необходимо для полноценной работы головного мозга. Вот почему школьники, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше успевают по общеобразовательным дисциплинам. Иногда можно слышать рассуждения о том, что часто встречаются слабые, болезненные ребята, которые совсем не занимаются физкультурой и спортом, а, тем не менее, прекрасно учатся. Что же, такие отличники лишь ослабляют свой организм.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности.

Физические упражнения способствуют также хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают функционирование желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии человека. Приведен комплекс упражнений, способствующий росту и развитию детей .

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате систематически предъявляемых повышенных требований к органам дыхания наблюдается рост так называемой жизненной емкости легких (измеряемой спирометром), улучшает подвижность грудной клетки (увеличивается разница между окружностью груди в состоянии вдоха и полного выдоха). Кроме того, интенсивное полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопления слизи и мокроты, т. е. служит профилактикой возможных заболеваний.

Легкие при систематических занятиях физически: упражнениями увеличиваются в объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции легких.

Занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Становится понятным, почему человек, познав «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими. Некоторые родители боятся приобщать детей к физкультуре, если у них плохое зрение. Это ошибка. Заниматься спортом таким детям можно, но под наблюдением врача. Научные данные доказывают, что активная физическая нагрузка может улучшить зрение. Школьник в очках стесняется своей «неполноценности», приобщаясь же к спорту, он становится здоровым, восстанавливает психическую гармонию.

Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться любым условиям внешней среды, к любому виду трудовой деятельности. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей.

Большая ценность физических упражнений состоит еще и в том, что, занимаясь ими, школьник не только укрепляет свое здоровье и получает разностороннее физическое развитие, но и приобретает ряд двигательных моральных качеств. К первым относятся ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость. Ко вторым -- такие ценные качества как коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность. Задают ли в школе уроки по физической культуре на дом? Да, могут быть и такие уроки. Например, учитель физической культуры, заметив, что кто-нибудь из ребят отстает от товарищей в ловкости, быстроте, дает такому ученику задание выполнять дома определенное число раз те" или иные гимнастические упражнения .

Выполнение домашних заданий -- органическая часть учебного процесса. Цель заданий на дом по физкультуре состоит не только в том, чтобы повысить культуру движений школьника, но и в том, чтобы содействовать этим морально-волевому и физическому совершенствованию, воспитывать у детей и подростков потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдению необходимых гигиенических правил и навыков.

Обычно в домашние задания по физической культуре включаются комплексы упражнений утренней гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, упражнения на выработку правильной осанки, «для развития двигательных навыков, выносливости. Рекомендуемые для выполнения дома комплексы утренней физзарядки, активного отдыха и развития двигательных навыков состоят из так называемых общеподготовительных упражнений. Они способствуют гармоническому развитию мускулатуры, формированию правильной осанки, улучшению работы внутренних органов, совершенствованию координации движений. Выполняя эти упражнения, можно целенаправленно влиять на определенные группы мышц, отдельные суставы и связки, выполнять движения разного характера (плавно, мягко, резко), изменять усилия (напряженно, расслабленно).

При составлении таких комплексов необходимо учитывать один из важнейших принципов физиологии мышечной деятельности: наилучшим условием для работы мышц является предварительное их растягивание. При чередовании и растягивания и сокращения мышц одновременно включается в работу большее их количество, что чрезвычайно важно для гармонического развития.

Школьникам младшего возраста полезно систематически выполнять разнообразные упражнения с мячами, гимнастическими палками, ленточками и пр., так как физические упражнения с предметами развивают ловкость и точность движений рук, что очень пригодится в трудовой деятельности.

Особое место в домашних заданиях по физкультуре занимает бег. Это прекрасное оздоровительное средство должно быть строго индивидуальным. Прежде всего, темп бега и длина дистанции должны в определенной мере соответствовать личности ребенка. Вначале чередуют ходьбу с медленным бегом, затем постепенно уменьшают расстояние, пройденное шагом, а пробегаемое -- увеличивают. Запомните: удлинение дистанции полезнее для здоровья, чем повышение скорости. Критерием правильного режима занятий является хорошее самочувствие. Если школьник бегает в группе с ровесниками или с взрослыми, не надо соревноваться в скорости или выносливости. Основная цель -- укрепление здоровья, восстановление работоспособности, а этого не добиваются изнуряющими гонками. При этом необходимо помнить о важнейшем принципе тренировки -- постепенности увеличения нагрузки.

После окончания учебных занятий в школе очень полезен полуторачасовой активный отдых на свежем воздухе с подвижными играми. Они вызывают яркие эмоции и доставляют школьникам удовольствие. Во время подвижных игр приобретаются и совершенствуются двигательные навыки, развиваются физические качества. Игры оказывают и большое оздоровительное влияние.

Родителям надо подсказать и показать (это очень важно) школьникам, в какие игры и как надо играть, помочь им (тактично, ненавязчиво) найти товарищей по играм.

Ребята могут сообща разметить и оборудовать места для игр. Родители должны помогать им советом, а если понадобится, то и практическими делами.

Регулярные занятия школьников в различных спортивных кружках и секциях, участие в спортивных праздниках -- путь к физическому совершенствованию молодого организма.

Неправильно поступают те родители, которые после выздоровления школьника чрезмерно долго удерживают его от подвижных игр, физических упражнений, а иногда стремятся получить разрешение школьного врача на длительное освобождение ребенка от уроков физической культуры. Физическое воспитание школьников тесно связано с трудовым. Занятия спортом, игры всесторонне развивают, подготавливают ребенка к выполнению посильных трудовых движений. Школьники, систематически занимающиеся разнообразными физическими упражнениями в школе и дома, легче овладевают трудовыми навыками, у них вырабатываются правильная осанка, координация движений. В свою очередь труд воспитывает и физически развивает ребят, поэтому так важно приучить их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.

Дети, не привыкшие к труду с малых лет, часто не знают, чем заняться на досуге. У них все не клеится. Незаметно появляется вредная привычка бесцельно проводить время, им больше нравится смотреть на игры и работу других, чем самим выполнять какое-либо дело. Отсюда склонность к праздности и леность.

В семье всегда найдутся самые разнообразные работы, требующие физического труда, посильного для школьников. Трудовые обязанности их по самообслуживанию, уходу за домом, огородом и другие должны обязательно включаться в режим дня, занимая примерно от 30 до 45 мин в день. При этом необходимо, чтобы школьник понимал, какое значение для семьи имеет выполняемое им дело. Кроме того, важно, чтобы он был в состоянии выполнить требуемое как следует, своевременно получая соответствующие указания со стороны взрослых. Особенно это относится к работам, связанным со значительными усилиями или приемами, где нужна специальная сноровка. Поручая сыну или дочери какую-либо работу по дому, вначале надо показать, как лучше это сделать. Без необходимых указаний, не имея должных навыков, дети даже при выполнении простых заданий быстро устают, нервничают, работа у них не спорится .

Овладение навыками выполнения физическими упражнений и культурой физического труда - это не только признак общей культуры человека, о и необходимость для сохранения и улучшения здоровья и работоспособности в условиях научно-технического прогресса

При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-святочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма.

В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах. Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.

При занятиях играми, необходимо следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными. При систематических занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки, чтобы организм постепенно приспосабливался к ним. Это имеет огромное значение в жизни и труде. Однако недопустимо доводить участников игры до переутомления .

Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статистическим), благотворно воздействуют на организм детей и подросток. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания.

Подвижные игры должны положительно влиять на нервную систему занимающихся. Для этого руководитель обязан оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала у занимающихся положительные эмоции. Плохая организация игры ведет к появлению отрицательных эмоций, нарушает нормальное течение нервных процессов, у учащихся могут возникнуть стрессы.

Подвижные игры должны иметь строгие и четкие правила, что способствует упорядочиванию взаимодействия учеников и устраняет излишнее возбуждение .

Особенно ценно в оздоровительном отношение круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: занимающиеся становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм. Подвижные игры применяются и в специальных лечебных целях при восстановлении здоровья больных детей, поскольку функциональные и эмоциональный побьем, возникающий у детей в процессе игры, оказывает на них оздоровительное воздействие.

Чрезмерно сильная тренировка не улучшит, а наоборот затормозит рост и развитие. Хорошее здоровье в основном определятся правильным расположением, устройством, функциональной деятельности всех органов тела, отсутствие предрасположений к каким либо заболеваниям.

Нормальное физическое развитие - это изменения строения и функций организма ребенка с возрастом происходящее в естественном соответствии с его ростом. Морфологические и функциональные изменения, происходящие в организме, очень сложны, но все же с нормальным или ненормальном ходе развития можно судить с достаточной степенью объективности, но некоторым показателям, которые внешне отражают этот процесс. Эти показатели - рост тела, вес и окружность грудной клетки. Они связаны с массой, плотностью и формой тела. По взаимосвязи этих факторов можно оценить крепость телосложения ребенка.

В младшем возрасте у детей продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно примерно на 4см, а вес на 2кг. Поэтому этот возраст называют периодом округления .

Активная двигательная деятельность способствует росту и развитию костной и мышечной ткани, внутренних органов и органов чувств. Она стимулирует обменные процессы в организме ребенка, способствует повышению его защитных свойств .

Необходимо заметить, что рост, развитие, здоровье, активность являются, прежде всего, результатам наследования определенных физических данных от родителей. Они обуславливаются в значительной мере также правильным питанием, соблюдением рационального режима жизни и другими социальными факторами. Но все же физическое воспитание служит решающим фактором в обеспечении высокой жизненной дееспособности детей. Без регулярных, специально организованных физических упражнений в современных условиях даже дети, унаследовавшие от родителей хорошее здоровье, развитие и живущие в хороших условиях не достигают того уровня в физической подготовленности, которого могут достичь дети среднего и нижнесреднего развития при условиях систематических занятий физической культурой.

Дети, не занимающиеся систематически физическими упражнениями, как правило, отстают в развитии росте. Недостаток движений (гипокинезия) если он небольшой приводит к приостановке или снижению роста дееспособности организма, а если большой - даже к постепенной атрофии мышц, ожирению и другим серьезным нарушениям, физические упражнения являются средствами профилактики нарушений нормального физического развития.

Двигательная деятельность ребенка младшего школьного возраста не должна быть и чрезмерной. Следует остерегаться интенсивных нагрузок, потому что значительная часть энергетических ресурсов организма в этом возрасте расходуется на пластические процессы (процессы роста и развития), а сильная мышечная деятельность связана с большими затратами энергии.

Следует соблюдать осторожность и при проведении закаливающих процедур. Двигательная деятельность школьников, как по характеру упражнений, так и по объему должна строиться дифференцированно с учетом уровня их физической подготовленности. В школах около 75% учащихся начальных классов имеют среднее физическое развитие,15%-высокое и вышесреднее, 10% - нижнесреднее и низкое (по данным обследования школьников Москвы В.К. Шурухиной) .

Различия в физических нагрузок должны касаться главным образом на силу и скорость выносливости, Объем упражнений не ловкость и быстроту для всех учащихся может быть примерно одинаковым. Однако в отдельных случаях некоторые из физических показателей могут быть низкими у физически высокоразвитых детей и наоборот, следовательно, дозировать физические нагрузки надо с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Слабо физически развитые дети должны быть в центре внимания педагогов, так как они в наибольшей степени нуждаются в правильно организованных упражнениях.

Уже в младшем школьном возрасте нужен дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе упражнений и дозирование физических нагрузок. По некоторым показателям развития, большой разницы между мальчиками и девочками нет: в 7 лет вес мальчика больше всего на 0,2кг, в 10 лет - меньше на 0,4кг; в 7 лет рост мальчика превышает рост девочек лишь на 1см, в 11 лет рост девочки больше на 0,6 см. До 11-12 лет пропорции частей тела у мальчиков и девочек почти одинаковые, но окружность груди у девочек на 1,2-2 см меньше чем у мальчиков, а жизненная емкость легких меньше на 100-200см. Следовательно, нагрузки в циклических упражнениях девочкам должны быть несколько ниже, Кроме того сила мышц кисти у девочек в 7-8 лет меньше чем у мальчиков примерно на 5кг, а в 11 лет на 10 кг. Значит, силовые упражнения для девочек по числу повторений могут быть таким же, как и для мальчиков, но по напряжению меньше .

Следует иметь в виду, что если двигательный режим у девочек достаточен, то они почти не отстают от мальчиков в физической подготовленности. Если же на физические упражнения девочек в младшем возрасте не обращается внимание, они в дальнейшем отстают от мальчиков даже по таким показателям, например как координация и точность движений.

Одновременно с общей задачей - с помощью физических упражнений содействовать разностороннему и гармоническому развитию детей - перед физическим воспитанием стоит и другая, более узкая задача исправлять индивидуальные недостатки физического развития. У многих детей имеются нарушения осанки, плоскостопие, признаки ожирения. Школьники младшего возраста в наибольшей степени подвержены нарушениям физического развития.

Значительная часть учащихся начальной школы, имеют какие - либо нарушения осанки. Подавляющие большинство этих нарушений имеют нестойкий функциональный характер, они могут быть исправлены с помощью физических упражнений.

Наибольшее число дефектов наблюдаются у детей 7-12 лет в форме плечевого пояса. Это главным образом асимметрия шейно-плечевых линий и положения лопаток, чрезмерная сведенность плеч вперед и отставание нижних углов лопаток .

Общеизвестно, что физическая культура и спорт играют важную роль в формирование здоровья человека. Обязательная форма физической культуры в школе уроки физкультуры, в которые, согласно данным литературы, не покрывают дефицита двигательной активности школьников, вызванной сложностью учебных программ, нарушениями гигиенических требований режима дня, учебного процесса и т. д. Результат этого низкий уровень гармонического развития и высокий процент заболеваемости детей и подростков. Между тем под влиянием систематических занятий физической культурой значительно улучшается физическое развитие, активируется работа всех органов и систем, повышается работа организма к мобилизации функциональных возможностей .

Влияние подвижных игр на состояние здоровья и развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста.
Учитель физкультуры Сидорова Н.В. МБОУ лицея МОК № 2 г. Воронежа
Растущий объем информации, модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. Требования физической подготовленности детей и образ их жизни в современном мире противоречат друг другу. Часто условия быта и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся.
Для учащихся занимающихся умственным трудом, характерны нервно-эмоциональные перегрузки, что является основной причиной снижения работоспособности и высокой заболеваемости среди них. Следует отметить, что в профилактике болезней, укреплении здоровья и повышении работоспособности учащихся первостепенную роль играет широкое использование средств и методов физической подготовки.
Одной из важнейших проблем становится поиск средств, способствующих повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Поэтому результатом физического воспитания школьников младших классов должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека.
Главным видом деятельности ребенка является игра, которая представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. С помощью игры можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми.
Игра большое влияние оказывает на умственное развитие школьника. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Среда в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной .
Анализ доступной литературы по физической подготовленности учащихся показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего совершенствования и разработки.
Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования и здоровья школьников
Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности .
Анализ научно-методической литературы , многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания.
За последние годы подвижные игры все решительнее завоевывают симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования.
Научные исследования показали, что под влиянием физических упражнений и игр дети быстрее и лучше растут. Благодаря усилению обмена веществ, кровью доставляется больше строительного материала и кости быстрее увеличиваются как в длину, так и в ширину. Еще заметнее увеличивается объем мышц. В результате занятий физическими упражнениями и играми увеличиваются и развиваются также все внутренние органы.
Сердце ребенка нуждается в постоянной нагрузке, иначе его мышечная система прорастает жиром, становится вялой, рыхлой, неспособной к сильным сокращениям, плохо обеспечивает ткани, особенно периферических органов, кислородом. Регулярные занятия физическими упражнениями и играми укрепляют мышцы человека, в том числе и сердечную мышцу. Тренированное сердце хорошо справляется с длительной тяжелой работой, и, наоборот, сердце человека, ведущего малоподвижный образ жизни, плохо обеспечивает периферические органы, особенно ткани конечностей, кровью. Мышцы не получают необходимого количества кислорода и быстро утомляются. Кроме того, у ребенка под влиянием физических упражнений и игр изменяется объем грудной клетки. Грудь становится шире, ребра приобретают большую подвижность, укрепляются дыхательные мышцы. Это ведет к увеличению жизненной емкости легких. Улучшается также состав крови.
Физические упражнения и игры очень сильно воздействуют и на пищеварительный аппарат. Из желудка и кишечника всасывается только то количество питательных веществ, которое необходимо организму.
Благодаря физическим упражнениям развиваются мышцы живота. Эти мышцы имеют большое значение для здоровья. Они участвуют в дыхании, способствуя более глубокому вдоху и выдоху.
Физические упражнения и игры хорошо действуют и на нервную систему. Нервные клетки получают больше питательных веществ, кислорода, лучше развиваются и энергичнее работают.
Путем физических упражнений развивается также быстрота реакции. Это способность нервной системы в кратчайший срок передать импульсы мышце и тем самым заставить ее молниеносно сократиться. Это качество имеет в современном труде немаловажное значение. Если быстрота реакции достаточна, то работа идет без напряжения; если реакция недостаточно быстрая, то нервная система, торопливо отсылая приказания мышцам, перенапрягается. В результате наступает нервное утомление.
Занятия физическими упражнениями и играми вырабатывают чувство ритма, то есть умение производить ряд движений в одинаковые промежутки времени.
Повышение уровня физического развития, укрепление здоровья и рост физической работоспособности детей и подростков способствуют улучшению умственной работоспособности.
Кратковременные физические упражнения и игры в процессе уроков и приготовления домашнего задания, а также в процессе труда способствуют поддержанию активного внимания и повышают производительность труда. На уроках, которые следуют после занятий физической культурой, успеваемость выше, чем на уроках, предшествующих занятиям физической культурой.
Правильно поставленное физическое воспитание детей и подростков основа здоровой жизни, успехов в любой области общественной деятельности.

Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств . Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы. В связи с этим, на мой взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеурочных формах.
Из выше сказанного следует, что подвижные игры выступают как эффективное средство развития физических качеств физической подготовленности. При организации подвижных игр различной направленности у учащихся следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных качеств у учащихся.
Для учащихся младших классов необходим выбор средств и методов с использованием подвижных игр различной направленности, который диктуется наличием и характером суммарного утомления, а также уровнем развития физических качеств необходимых в учебной и будущей трудовой деятельности.
Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека. Список литературы:
1.Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин - тов. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
2.Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу Основы НИР для студентов специальности п. 02.02. Физическая культура. Гродно, 1995. 68 с.
3.Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 208 с.
4.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. 331 с.
5.Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Мн.: Нар. асвета, 1978. 88 с.: ил.
6.Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. - М., 1985. - 80 с.
7.Кузнецов В.К. Возрастные особенности развития специальных силовых качеств у не занимающихся спортом и лыжников-гонщиков 11-18 лет // Теория и практика физического воспитания. - 1979. - №3. С.12-15.
8.Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. Мн.: Народная асвета, 1980. 128 с.
9.Лях В.И. Координационные способности школьников. - Мн.: Полымя, 1989. - 159 с.
10.Яковлев В.Г. Игры для детей. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 158 с.

При организации и проведении подвижных игр следует придерживаться такой методики: назвать игру; объяснить основное содержание игры; подать основные правила игры; объяснить основное содержание игры; подавать основные правила игры; в соответствии с возрастом детей; распределить роли; раздать игрушки и атрибуты; выбрать ведущих; в процессе игры руководствоваться ее действиями, направлять игроков на творческую инициативу; следить за эмоциональностью, языком, мимикой, жестами, правилами, добиваться от игроков сознательной дисциплины; регулировать психическое и физическая нагрузка в течение игры; следить за пульсом игроков; организовано закончить игру; проанализировать игру в соответствии с возрастной группы; объявить выводы и предложения; раскрыть конкретные требования к каждому компоненту (проектировочный компонент, конструктивный, коммуникативный, гностический).

Каждое движение вызывает затрату мускульной энергии. Исследования показывают, что под влиянием физических упражнений и подвижных игр дети быстрее и краше растут. Это объясняется тем, что физическая активность способствует усилению обмена веществ, кровообращения и дыхания. Благодаря этому в клетки, в том числе костей и мышц, доставляется больше «строительного материала», и кости больше увеличиваются как в длину, так и в ширину, более интенсивно нарастают связки и мышцы. В результате занятий играми и физическими упражнениями увеличиваются и развиваются также все внутренние органы. Именно в этом яркие примеры проявления таких закономерностей развития детей (см. раздел 1) как системогенеза и «энергетическое правило мышц».

Увеличивается в 8-10 раз, и для стимуляции этого процесса очень полезны умеренные физические нагрузки, иначе поверхность сердца может обрасти жиром, а (мышцы сердца) становится дряблым, крихтким, не способным к сильным сокращениям. Это, в свою очередь, ухудшает снабжение тканей, особенно периферийных органов, кислородом. Регулярные занятия физическими упражнениями и подвижными играми укрепляют не только , а и сердечную мышцу. Сердечная мышца натренированной человека с каждым сокращением посылает в кровеносные сосуды (артерии) значительно больше крови, чем у лиц, физически мало тренированные. В промежутке между сильными сокращениями натренированное сердце дольше отдыхает и благодаря этому уменьшается частота сердечных сокращений. Т.е. сердце начинает работать более экономно, меньше устает, становится выносливым. Натренированное сердце хорошо справляется с долговременной тяжким трудом, и, наоборот, сердце человека, который мало тренированный и ведет малоподвижный образ жизни, хуже справляется со своей насосной функцией и, как результат, недостаточно обеспечивает периферические органы, особенно ткани конечностей, кровью. Человек, который с детских лет вела малоподвижный образ жизни, имеет всегда ослабленную сердечно-сосудистую систему и поэтому тяжело переносит физические нагрузки.

Влияние подвижных игр на функцию дыхания также весьма благотворительный, особенно если занятия физической культурой проводятся на свежем воздухе. Организм при физических нагрузках требует повышенного количества кислорода, ребенок начинает дышать чаще и более глубоко, что способствует увеличению клетки и легких, а также повышает силу дыхательных мышц (межреберных, диафрагмы). При этом следует придерживаться правильного (наиболее эффективного) стереотипа дыхания, который заключается в том, что продолжительность вдоха должна быть меньше длительности выдоха. Дети, да и взрослые люди, ведущие малоподвижный образ жизни, почти никогда не дышат полной грудью, воздух успевает восполнять лишь среднюю часть легких и сразу же выдыхается.Верхушки легких при этом работают недостаточно и могут возникать застойные явления, наихудшими последствиями чего (при определенных условиях) могут стать не только объемно-функциональные недостатки, а и разнообразные легочные заболевания: воспаление легких, хронические бронхиты, плевриты, туберкулез.

Подвижные игры также положительно влияют и на функцию пищеварения и обмена веществ: активизируются процессы всасывания и применением организмом продуктов переваривания белков, жиров и углеводов, уменьшаются запасы жировых отложений, более интенсивно проходит обмен минеральных веществ в костях, межклеточной жидкости.

Подвижные игры хорошо действуют и на . За счет усиленного кровообращения нервные клетки получают больше потребительских веществ, кислорода, лучше развиваются и энергичнее работают. Способность нервной системы точно управлять работой определенных групп мышц, что обусловливает координацией (согласованию) движений, наиболее совершенно развивается именно подвижными играми и физическими упражнениями. Человек, который хорошо владеет координацией движений, быстрее усваивает новые сложные элементы физической работы, выполняет их шустрее, чем физически неподготовленный человек.

Систематические занятия подвижными играми вырабатывают у детей чувство ритма, то есть умение выполнять ряд движений в один промежуток времени, а также развивают выдержку, необходимую в как в спорте так и в любой трудовой деятельности.

Положительное влияние имеет активный подвижный режим на устойчивость умственной работоспособности школьников в течение учебного года. Правильно подобранный объем двигательной активности и отдыха, соответствующие возможностям детского организма, помогают сохранять высокую умственную работоспособность до конца уроков в школе, до конца всего дня, недели, четверти и учебного года. К тому же известно, что рациональное чередование умственного и физического нагрузка для организма наименее утомительна, а лучшим видом отдыха после напряженного умственного труда является физическая активность. Поэтому именно прогулки, подвижные игры (с небольшой нагрузкой на организм) после окончания уроков является лучшим средством восстановления умственной работоспособности.

Верно поставленный физическое воспитание детей должно стать основой дальнейшего здорового образа жизни, успехов в любой области общественной деятельности. Важно стремиться, чтобы занятия физической культурой и спортом, как средства укрепления здоровья, оставались потребностью на всю жизнь, стали своеобразным стереотипом поведения.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. По-прежнему недооценивается значение подвижных игр как основного средства комплексного развития ребенка - его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию. Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.

Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей.

Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое. Не менее важны игры с мелкими различными предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др., повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для дошкольников.

В подвижных играх участникам приходится исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.), что развивает у них организаторские навыки.

Играясь дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали: О.М. Горький, А.С. Макаренко. Игру детей они рассматривали, как основной вид физической и двигательной деятельности. Большое значения игре предоставлял выдающийся специалист в деле физического развития детей П.Ф. Лесгафт, считая, что она есть упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни. Важнейшей чертой подвижных игр является комплексный характер их взаимодействий на моторную и психическую сферу детей, на функции организма, на проявление двигательных, волевых, интеллектуальных и моральных качеств. Подвижные игры вовлекают в активную работу почти все мышечные группы, положительно влияют на работу внутренних органов и систем. Одной из важнейших сторон подвижных игр является их массовость и комплексное воздействие на развитие физических качеств, а так же влияние на формирование двигательных умений и навыков детей. Подвижные игры включают все основные виды движений/ ходьба, бег, прыжки, метание и др./развивают физические качества / ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость/и поэтому на протяжении многих лет подвижные игры служили главным средством физического воспитания детей. Великий французский педагог и мыслитель Жан Жак Руссо отводил важную роль играм как эффективнейшему средству педагогического воздействия.

Значение подвижных игр

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, сила, выносливость и др. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы. Игра создает благоприятные условия для развития навыков и физических качеств, способствуют произвольности двигательного поведения. Мотивом игры побуждают ребенка выполнять упражнения, предают смысл двигательной деятельности. Игровые мотивы и задачи близки и доступны ребенку, захватывают его. Они связаны с конкретностью формы, в какой происходит овладения движения в игре, установлением прямой связи между мотивом и задачей. Каждый ребенок считает, что он выполняет какую либо роль. Воображаемая ситуация помогает сделать интересными для ребенка двигательные задания: ребята непросто подымают руки, размахивают флажком, идут по прямой, а шагают по тропинке, прыгают как зайчики и т.д. Дети начинают действовать в роли, стремясь как можно более точно воплотить ее, обыгрывают воображение ситуацию.

Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.

Влияние подвижных игр

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка дошкольника, и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели. Каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Бессюжетные игры требуют от участников большой самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. В подвижных играх успешно усваиваются детьми движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, ползание. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а так же привычек и навыков жизни в коллективе. Меняющие игровые ситуации и правила игр заставляют ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться, ловко преодолевать препятствия. Многократное повторение этих движений требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Очень важная роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилию деятельности костно-мышечной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Нагружая мышечную систему, ребенок воспитывается не только сильным и ловким, но и развивается его сердце, легкие, все внутренние органы. Движение - это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов.

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а так же некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее ребенок в игре, тем больше он упражняется в тои или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т.е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умения подчиняться правилам игры.

Наиболее эффективно проведение игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь, добавляется закаливающее влияние естественных сил природы. А повышение эмоционального фона способствует эстетическому воздействию красоты природы.

Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю. По мнению Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, Ю.К. Чернышенко, В.Н. Новохатько, Е.И. Панкратьева и др., при планировании содержания физического воспитания дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменение в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а так же к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма. Важнейшей чертой подвижных игр является комплексный характер их взаимодействий на моторную и психическую сферу детей, на функции организма. В играх совершенствуется движения кисти и пальцев. Поднимание рук вверх, в сторону. Наклоны, накачивания и повороты туловища одновременно формулируют и навык владения своим телом. Ежедневные упражнения предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований, пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему миру.

Поделиться: