К социально экономическим правам гражданина относится право. Социально-экономические права и свободы. Право частной собственности

© Лубенникова Светлана Александровна, кандидат юридических наук доцент кафедры государственного права института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова

Россия, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, пр. Ленина, 90. Е-mail: [email protected]

Исследуются различные определения категории «социально-экономические права человека и гражданина». Социально-экономические права рассматриваются как составная часть системы неотъемлемых прав человека. Анализируются основные характеристики социально-экономических прав человека и гражданина.

Ключевые слова: социально-экономические права человека и гражданина, обеспечение прав человека, поколения прав человека.

CONCEPT AND CONTENT OF SOCIAL AND ECONOMIC RIGHTS OF PERSON AND CITIZEN

Lubennikova Svetlana A., A/Professor, department of state law, Institute of History and Law,

N. F. Katanov Khakass State University, PhD in Law

90, Lenina, Abakan, Republic of Khakassia, 655017, Russia

Various definitions of a category «social and economic rights of a person and a citizen» are studied. The social and economic rights are considered as a component of a system of inalienable rights of the person. The main characteristics of the social and economic rights of the person and the citizen are analyzed.

Keywords: social and economic rights of a person and a citizen, promotion of human rights, generations of human rights.

Необходимым и важным является четкое определение социальных и экономических прав человека и гражданина. Они возникают только после признания их государством, в отличие от гражданских, возникающих с момента рождения. От конкретизации социальных и экономических прав человека зависит уровень жизни населения конкретного государства.

В международных правовых актах устанавливается юридическая обязательность всех поколений прав человека. То есть все признанные государством права, свободы и обязанности не противопоставляются или разъясняются в ущерб другим, потому что совместно они образуют правовой статус человека.

Характер социальных прав отражен в некоторых теоретических определениях. Общими в этих определениях являются отмеченные авторами признаки их конституционности, возможности получения человеком от государства социальных гарантий, определенных экономических свобод, материальных благ . В некоторых определениях дается перечисление видов социально-экономических прав. Например, это право индивидуума создать семью, право на образование, пользование достижениями культуры, право на свободу научно-технического и художественного творчества .

Определение Е. А. Лукашевой наиболее полно раскрывает сущность социально-экономических прав. Автор отметила их нормативность, обеспечительный характер условий жизни, социальной защищенности и основную цель, заключающуюся в свободе человека от страха и нужды .

В научных кругах шла дискуссия о классификации социально-экономических прав. В. А. Четвер-нин считает, что существует произвольность в отношении прав человека к социально-экономическим правам . И предлагает их различать по следующим критериям. К первой группе относит социально-экономические свободы, характеризуемые понятием status negativus (то есть сюда включаются естественные и неотчуждаемые права). Например, это право частной собственности и его наследование; право частной собственности на землю; свобода и неприкосновенность собственности; неприкосновенность собственности и обязанность платить законно установленные налоги; свобода предпринимательства; запрет внеэкономического принуждения к труду; право на образование.

Ко второй группе В. А. Четвернин относит социально-экономические права на свободную самореализацию индивида совместно с другими в сфере трудовых отношений, характеризуемые понятием status aktivus (права на защиту в области данных правоотношений). Например, это право на коллективные трудовые споры и забастовку.

К третьей группе принадлежат социально-экономические права как не имеющие юридического смысла декларации, не порождающие права, которые можно защитить в суде. Относятся декларативные положения о целях социально-экономической политики государства. В ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации декларируется право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Четвертая группа называется условными социальными правами. Эти права зависят от экономической обстановки и обеспечения их бюджетом государства. Это свобода и неприкосновенность собственности, свобода предпринимательства, запрет внеэкономического принуждения к труду, право на образование, право частной собственности и его наследование, право частной собственности на землю.

Итак, в блок социально-экономических прав входит множество прав, объединяет их конечная цель, исходя из рассмотренных формулировок и подходов, это создание государством условий, при которых люди свободны от страха и нужды.

Очень долго социально-экономические права человека и гражданина рассматривались как второстепенные, в регулировании которых не было необходимости. Это было связано с существованием концепции о невозможности определить и юридически квалифицировать эти права, и, соответственно, у государства не возникало обязанности по их обеспечению и защите. В дальнейшем это представление сменилось, и социально-экономические права и политические права перестали рассматриваться как не равные по статусу.

Для определения сущности социально-экономических прав человека необходимо обратиться к существовавшим представлениям о природе социально-экономических прав. В истории прав человека, международной практике представления о содержании, юридической природе социально-экономических прав изменялись.

Первоначально социально-экономические права относили к так называемым мнимым правам и считалось, что для их обеспечених придется ущемить гражданские и политические права и свободы многих граждан. Этот подход появился при разработке в ООН Всеобщей декларации прав человека, пактов о правах человека и других документов в этой области.

В этот период возникают сомнения о выделении социально-экономических прав в отдельную группу прав человека и внесении ее во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Возникал вопрос о необходимости закрепления этой группы прав как обязательных для исполнения государствами документов. Разработка и принятие пактов затянулись почти на два десятилетия. Причиной явилась позиция некоторых государств (США, Великобритании, Франции и других стран). Считалось некорректным относить к международным и обязательным те права человека и гражданина, которые зависят от экономики государств и реализация которых требует определенных бюджетных расходов.

Негативное отношение ряда государств к социально-экономическим правам выражено и в работах некоторых исследователей. Так, права и свободы человека, закрепленные в ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах должны быть реализованы немедленно . Рассматривая этот пакт, исследователи отмечают, что в нем не определены конкретные юридические обязательства для стран, подписавших пакт. Констатируется, что установлены только определенные ориентиры, а государства должны прилагать усилия к их достижению . В обоснование своей позиции ссылаются на п. 1 ст. 2 пакта, где указана обязанность государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное и полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».

Длительное время некоторые западные страны не соглашались с юридической обязательностью положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах. В 1986 г. государственный департамент США рекомендовал своим дипломатическим представителям за рубежом исключить из ежегодных докладов о правах человека в странах пребывания раздел «Экономическая, социальная и культурная ситуация». Было указано, что США относится к социально-экономическим правам как к пожеланиям, а не юридическим обязательствам. В связи с этим они не включены в международно-признаваемые права человека.

К социальным правам относились как «второсортным», которые не будут обеспечиваться при необходимости. Это положение означало, что в случае возникновения препятствий при их реализации они не будут защищены в судебном порядке и в основном их реализация зависит от органов государственной власти. Советский Союз не соглашался с подобным подходом, и в 1966 г. был принят Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Также во многих документах ООН признали обязательный характер социально-экономических прав.

Сейчас государствами - членами ООН признано положение пакта о том, что идеала свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, можно достичь, если будут приняты меры, когда все поколения прав человека будут обеспечены в полном объеме.

Но, признавая обязательный характер положений пакта, некоторые исследователи утверждают, что экономическое положение государств современного мира не обеспечит реализацию социально-экономических прав, закрепленных в международных документах. Ими считается невозможность их реализации, утопичность самой идеи.

В 1986 г. в Лимбургском университете (Голландия) состоялось совещание ведущих экспертов о природе и степени юридических обязательств, взятых государствами - участниками Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они пришли к выводам о том, что все права и свободы человека неразделимы и взаимосвязаны и являются обязательной составляющей международного права.

Пактом возлагаются юридические обязательства на государства, подписавшие его. Таким образом, они обязаны предпринять меры, в том числе нормотворческие и административные, для реализации прав человека, включенных в Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Также социально-экономические права должны быть обеспечены правом на судебную защиту.

Осуществление социально-экономических и культурных прав не должно зависеть от экономики государств, минимальный уровень гарантий предоставляется всему населению.

Конечно же, результаты, достигнутые государствами в сфере реализации социально-экономических прав, меньше, чем в области гражданских и политических прав. Это во многом зависит от состояния экономики и ресурсов, а также законодательного обеспечения, и поэтому гарантии их реализации, по сравнению с гражданскими и политическими правами, менее развиты.

Итак, в международной правовой доктрине и практике существуют различные подходы к природе социально-экономических прав человека и гражданина.

Согласно первому, социально-экономические права не относятся к конституционным. В конституциях, как правило, вступивших в действие до 1940 г., отсутствуют положения об этих правах, кроме некоторых, таких как право собственности, право наследования.

Содержанием второго подхода является признание современными государствами обязанности в предоставлении населению благоприятных условий для развития личности и достойного уровня жизни. В конституциях устанавливается обязанность органов государственной власти следовать этим положениям. Но не все социально-экономические права обеспечены правом на судебную защиту, в отличие от прав первого поколения.

Критериями обеспечения социально-экономических прав человека и гражданина являются экономические показатели развития государства. Реализация социально-экономических прав зависит от того, как дисциплинированно государство выполняет свои обязанности в сфере социальной политики.

Международный контроль в области защиты этих прав, по сравнению с защитой гражданских и политических прав, менее значителен. Отсутствует возможность подачи жалобы частными лицами. У государств существует обязанность предоставлять информацию Генеральному секретарю ООН о том, как реализуется пакт и какие достижения у них в социально-экономической области. Этот механизм контроля предусмотрен в статьях 16-25 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Контроль за реализацией социально-экономических прав действительно затруднен. Они достаточно специфичны, зависимы от устойчивости, стабильности социально-экономической политики государства. Особенность их заключается в меньшей универсальности, то есть распространенности на определенные категории населения, допустимости нежестких рекомендательных формулировок базовых положений, например, таких, как удовлетворительное существо-

вание, достойная жизнь, справедливые и благоприятные условия труда, также зависимость их реализации от состояния экономики и ресурсов.

Для того чтобы эти права были реализованы, необходимы активная позиция государства, принятие мер материального и процессуального обеспечения. Это и отличает их от гражданских и политических прав, где основным является свобода от вмешательства.

Казалось бы, что все перечисленные характеристики наталкивают обозначить эту группу прав человека как вторичные, производные от гражданских прав, но это не так. Социально-экономические права являются такими же основными, как и гражданские и политические права. Только при их совместной реализации будет обеспечен правовой статус человека и гражданина, существование личности будет свободным и комфортным.

Но задача государства заключается не в полном обеспечении граждан всеми благами, а в поддержании большинства граждан, помощи в трудных жизненных ситуациях, возможности участвовать на равных в общественных отношениях.

Государство должно предоставить каждому человеку и его семье минимальные достойные стандарты уровня жизни. В международном законодательстве традиционно сложилась система этих минимальных стандартов - это уровень заработной платы, жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня.

Жалобы на нарушение социальных прав занимают в Российской Федерации не последнее место. В 2013 г. жалобы составили 26,4 % от общего количества жалоб, поступивших к уполномоченному по правам человека. В структуре поступивших жалоб на нарушение социальных прав, как и в 2012 г., преобладают жалобы на нарушение права на жилище - 42,7 %, на социальное обеспечение - 33,1 %. Доля жалоб на нарушение экономических прав составила 10,8 %. Ущемляется право собственности на имущество, право на свободу экономической деятельности .

Конечно, в России действует механизм защиты прав человека, и он постоянно усиливается, например, учреждена должность уполномоченного по правам предпринимателя в Российской Федерации. Право на труд защищается Федеральной службой по труду и занятости. В 2013 г. было выявлено 660 тыс. нарушений трудового законодательства . Сведения о результатах работы госинспекций труда и имеющиеся статистические данные свидетельствуют, что в результате принимаемых мер, в том числе связанных с усилением государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, осуществляемого федеральной инспекцией труда, общее состояние соблюдения требований трудового законодательства в хозяйствующих субъектах Российской Федерации имеет ряд положительных тенденций. Были произведены выплаты незаконно задержанной заработной платы более 450,6 тыс. работникам на общую сумму 9 195,67 млн р.; отменены 881 приказ о незаконном увольнении работников и 1672 незаконно наложенных дисциплинарных взыскания, оформлено 174 138 трудовых договоров.

Социально-экономические права человека и гражданина будут наиболее полно обеспечены в социальном государстве. Трудности формирования социального государства известны многим странам и также Российской Федерации. Хотя Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

В связи с этим социально-экономические права человека и гражданина будут развиваться как особенные права человека, которые по своей сущности отличаются от политических и гражданских прав, но существуют и реализуются только совместно с ними. Должно возникнуть понимание со стороны государства, что благосостояние человека, его жизнь и здоровье являются важнейшим государственным ресурсом.

Литература

1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2013 г. [Электронный ресурс] // Уполномоченный по правам человека в РФ: [сайт]. - URL: ШрУ/отЪ^татТ.о^ (дата обращения: 17.12.2014).

2. Доклад об осуществлении и эффективности в 2013 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового

Б. С. Семенов. Практика рассмотрения судами Республики Бурятия дел, возникающих из административных равонарушений в области миграции_

права [Электронный ресурс] // Федеральная служба по труду и занятости: [сайт]. - URL: http://rostrud.ru/documents/22/ (дата обращения: 17.12.2014).

3. Кабалкин А. Ю. Социально-экономические права советских граждан. - М., 1986. - С. 26-28.

4. Конституция РФ: Проблемный комментарий / отв. ред. В. А. Четвертин. - М., 1997. - С. 236-255.

5. Конституция РФ: энциклопедический словарь / В. А. Туманов и др. - М.: Большая энцикл. Юрист, 1997. - С. 320.

6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, от 16.12.1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.

7. Общая теория прав человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. - М., 1996. - С. 159.

8. Попков В. Д. Социальная политика государства и права. - М., 1979. - С. 29, 40.

9. Российская юридическая энциклопедия / под ред. А. Я. Сухарева. - М.: Инфа-М, 1999. - С. 922.

УДК 342.7 (571.54)

РАССМОТРЕНИЕ СУДАМИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ

© Семенов Баир Станиславович, судья Верховного суда Республики Бурятия, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права и международных отношений Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 6. E-mail: [email protected]

Статья посвящена изучению практики рассмотрения судами Республики Бурятия дел, возникающих из административных правонарушений в области миграции в 2013 и 2014 годах. Ключевые слова: практика рассмотрения судами, административные правонарушения, миграция.

PRACTICE OF CONSIDERATION THE CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE FIELD OF MIGRATION BY THE COURTS OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

Semyonov Bair S., judge of the Supreme Court of the Republic of Buryatia, PhD in Law, A/Professor, department of international law and international relations 6, Sukhe-Batora, Ulan-Ude, 670000, Russia

The article is devoted to the study of the practice of consideration the cases of administrative offences in the field of migration by the Courts of the Republic of Buryatia in 2013 and 2014. Keywords: practice of the Courts consideration, administrative offences, migration.

Миграция населения (лат. migratio - переселение) - любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих» .

Целью изучения явилось установление количества дел данной категории, результатов, сроков и качества их рассмотрения, а также выявление вопросов, возникающих у практикующих судей при их рассмотрении. За 2013 год по ст. 18.8 КоАП РФ всего рассмотрено 529 дел, 488 лиц подвергнуты административному наказанию в виде штрафа. Нарушение сроков рассмотрения дела отмечается в 2 делах.

По ст. 18.10 КоАП РФ всего рассмотрено 19 дел, все 19 лиц были подвергнуты наказанию в виде штрафа.

По ч. 1 ст. 18.11, ст. 18.12 КоАП РФ всего рассмотрено 12 дел, 10 лиц подвергнуты административному наказанию в виде штрафа.

По ч. 2 ст. 18.11, ст. 18.13 КоАП РФ административные дела в суды не поступали и не рассматривались.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование.

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека включают в себя широкую систему форм и методы их охраны. Среди них можно выделить следующие:

1. Законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, которые должны обеспечивать обладание человеком всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами.

2. Государство устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты, обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

3. Государство осуществляет контроль за соблюдением законодательства по обеспечению социально-экономических прав.

4. К функциям государства относится создание всех необходимых правовых, политических, материальных предпосылок, обеспечивающих поддержку личной инициативы человека в экономической сфере.

5. Государственными гарантиями реализуется возможность эффективной защиты экономических прав человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

К социально-экономическим правам и свободам, зак-репленным в Конституции РФ, относятся свобода пред-принимательства, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, право на образование, свобода литературного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 34-44).

Конституция РФ закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

Важнейшее место в системе экономических прав занимает право частной собственности. Его конституционноезакрепление имело решающее значение при переходе страны на рельсы рыночной экономики.

Социальное развитие общества в значительной степени характеризуется статусом семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции РФ закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

К числу социально-экономических прав относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспита-ния детей и в иных случаях, установленных законом.



Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ) предполагает возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В новых экономических условиях к делу охраны здоровья подключается дополнительно и частная система здравоохранения, развитию которой содействует государство. Однако имеющееся в настоящее время отставание развития и финансирования всей социальной сферы резко отразилось и на реализации права граждан на охрану здоровья.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

К числу социально-экономических прав относится право на образование. Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности. В этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями развивающегося производства. Поэтому Конституция РФ закрепила обязательность основного общего образования.

В соответствии с Конституцией РФ каждому гаранти-руется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Свобода научного, технического и художественного творчества проявляется в снятии существовавших прежде идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, но и искусство, художественные направления.

Социально-экономические права и свободы приходилось завоевывать длительное время. Этот процесс поистине растянулся на столетия. Но даже сейчас нельзя сказать, что есть абсолютно все, что хотелось бы. Но необходимо знать хотя бы то, что уже получено. К тому же процесс получения прав и свобод должен иметь под собой определенную основу. Например, экономическую или ментальную. Без этого никак.

Вводная информация

Какие основные социально экономические права и свободы признаются в нашем обществе? Здесь можно обратиться к самому главному документу - Конституции. Она предусматривает и гарантирует каждому:

  1. Права и свободы как наивысшую ценность, которая принадлежит человеку с момента его рождения.
  2. Осуществление без нарушений для других лиц. Все равны перед действующим законом и судом.
  3. Приоритет действующих международных норм перед нормативно-правовой основой РФ.
  4. Равенство мужчин и женщин.
  5. Строго определенные условия, из-за которых возможно ограничение прав.

Что это за оговорки? Одновременно защита прав и свобод человека и гражданина не должна использоваться для насильственного изменения действующего конституционного строя, разжигания национальной и расовой ненависти, а также насилия и войны.

Бюрократические моменты

Давайте разберемся с особенно интересными нюансами:

  1. Права гражданина. Под этим подразумевается коллективная воля общества, выполнение которой и должно обеспечивать государство. Это исключительно институт гражданства. Он используется для установления особенной правовой связи.
  2. Права человека. Это неотъемлемые, материально обусловленные, гарантированные государством и неразделимые возможности для индивида иметь и использовать конкретные блага: социальные, экономические, политические, гражданские и культурные.
  3. Свободы человека. По сути, это те же права, но с определенными особенностями. В первую очередь под этим подразумевается невмешательство государственных и прочих социальных субъектов. То есть, возможность совершения собственного выбора.

Задача государства - гарантировать их выполнение, одновременно уменьшая неблагоприятные результаты вмешательства. Вот только как это реализовать?

Социально-экономические права свободы гражданина РФ: общая информация

Они перечисляются в Конституции. Условно, поддаются объединению в две группы:

  1. Естественные права и свободы. Это те, которыми человек обладает от своего рождения, независимо от того, какой уровень развития цивилизации.
  2. Возникающие права и свободы. Связаны с развитием общества и государства.

Необходимо помнить, что все люди являются равными перед законом. Это значит, что во внимание не принимается ни пол, ни язык, ни имущественное положение, должность, место жительства. Например, право граждан на образование закреплено и выполняется независимо от того, о ком ведется речь.

Про обязанности

Необходимое условие реализации прав и свобод - это исполнение юридического долга. В основном законе указывается только ограниченный круг обязанностей. Что же под ними подразумевается? Под юридической обязанностью понимают социальную необходимость определенного поведения человека, которое устанавливается государством. Согласно Конституции, к ним относятся:

  1. Соблюдение нормативно-законодательной базы.
  2. Уплата установленных налогов и сборов.
  3. Сохранение природы и окружающей сред, бережное отношение к природным богатствам.
  4. Забота о детях, а также о нетрудоспособных родителях.
  5. Получить основное среднее (общее) образование.
  6. Защита Отечества.
  7. Забота о сохранении культурного и исторического наследия, хранить памятники истории и культуры.

В полном объеме правами и обязанностями можно пользоваться с восемнадцати лет.

Список

А теперь давайте разберемся с тем, какие именно социально-экономические права свободы гражданина РФ предусмотрены. Если кратко, то это:

  1. Право на частную собственность.
  2. Свобода труда.
  3. Жилище.
  4. Право на ведение предпринимательской деятельности.
  5. Медицинская помощь и охрана здоровья.
  6. Право социальное обеспечение.

Очень важными являются экономические права. Их гарантирование создает предпосылки для свободного выбора гражданами сфер, в которых они будут прилагать трудовые усилия, повышать свое благосостояние, создавать основы для реализации личных, социальных, политических и культурных свобод. Но их не нужно рассматривать как что-то отдельное. Тесно переплелись с ними и социальные права. Они призваны обеспечить достойный уровень жизни для человека, а также обеспечивать его социальную защищенность. Здесь можно упомянуть соцстрахование, пенсионное обеспечение, жилище, медицинское обслуживание, право на отдых, материнство. Давайте рассмотрим их более подробно.

Экономические права

К числу наиболее весомых относят:

  1. Право частной собственности. Каждый может в индивидуальном или коллективном порядке владеть, распоряжаться и пользоваться любым имуществом. Лицо-собственник может быть лишено его исключительно по решению суда. В Уголовном кодексе не предусмотрена конфискация имущества за правонарушения. А национализация вообще исключена из законодательства. При этом принудительное отчуждение частного имущества для государственных потребностей допускается только в случае наличия предварительного равноценного возмещения.
  2. Право наследования. Тесно связано с п. 1 и является сопутствующим ему. Также гарантируется государством.
  3. Право на предпринимательскую деятельность. Каждый может попробовать себя в построении собственной компании. Но если не опускаться до недобросовестной конкуренции и не монополизировать рынок.

Здесь необходимо упомянуть еще право на труд. Во время Советского Союза это было предусмотрено для граждан. Но сейчас, когда есть еще и другие наниматели, кроме государства, право на труд заменили свободой. Что это значит на практике? Человек может трудиться или бездействовать, он волен выбирать профессию и работу. Принудительная эксплуатация запрещена.

Социальные права

Они призваны обеспечить помощь людям в социуме. Здесь следует упомянуть такие моменты:

  1. Право на образование. Оно гарантируется бесплатностью и общедоступностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального обучения. Получать его можно в государственных и муниципальных специализированных учреждениях, а также на предприятиях. Хотя в Российской Федерации предусмотрено также и существование сети частных образовательных организаций. Но при этом все они должны соответствовать установленным федеральным государственным стандартам, которые выдвигают одинаковые требования ко всем.
  2. Право на жилище. Оно заключается в том, что никто не может быть лишен места своего проживания в произвольном порядке. Но при этом государство не возлагает на себя обязанности обеспечения каждого человека жилищем, хотя и создает поощрение для тех, кто им занимается.
  3. Право на медицинское обслуживание. Каждый человек может рассчитывать на охрану здоровья, а также на помощь. Для этого финансируются различные федеральные программы, внедряется обязательное медицинское страхование, стимулируется создание частной системы здравоохранения. Кроме этого, поощряется и деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, развитие физической культуры и спорта, поддержание и улучшение санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия.
  4. Право на социальное обеспечение. Оно отражает общественный характер государства. В данном случае предусматривается создание условий, которые позволят обеспечить достойную жизнь и возможность свободно развиваться человеку.
  5. Право на отдых. Государством гарантируется, что каждый человек может использовать определенное время для восстановления своих сил. Например, выходные и отпуск - это как раз из этой сферы.

Все ли так в действительности?

Социально-экономические права и свободы человека и гражданина хороши, но тут встает вопрос об их реализации. Здесь условно можно разделить их на две группы. В первую относятся так называемые привилегии, то есть предоставление льгот отдельным членам общества. Таковыми должны быть в первую очередь социально уязвимые. Но с другой стороны, права и свободы часто носят декларативный характер. Формально они гарантированы, но вот реальная реализация зависит от существующего социально-экономического положения и доступных государству материальных ресурсов.

Свобода предпринимательской деятельности с использованием собственных способностей и имущества создает вместе с правом частной собственности правовую основу рыночной экономики, что исключает монополию со стороны государства на организацию хозяйственной деятельности. Кроме этого, следует упомянуть еще и о защите семьи, материнства и детства. Поскольку создание семьи и рождение детей является не только частным, но и общественным делом, то оно не обходится без внимания государства. Это выражается в виде компенсации и гарантий беременным, с малолетними детьми, лицам с семейными обязательствами и прочих подобных моментах.

Заключение

Вот и рассмотрено, что представляют собой социально-экономические права и свободы человека и гражданина. Следует отметить, что эта сфера не является чем-то устоявшимся, в ней постоянно происходят определенные изменения. Например, взять тему с жилищем. Ранее ставка делалась на государственное обеспечение ним граждан. Сейчас же центр тяжести сместился. И в приоритете - самообеспечение граждан жилищем самих себя. Или взять право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Человек может рассчитывать на консультативную поддержку. Это делается благодаря средств бюджета. Но вот ее эффективность во многом зависит от качества лекарственного обеспечения. Иными словами, насколько доступна для человека профессиональная фармацевтическая помощь. А это уже зависит от толщины кошелька. То есть не все в равных условиях.

Социально-экономические права и свободы определяют правовое положение личности как члена гражданского общества. Из этих прав наиважнейшим является право на владение и распоряжение частной собственностью. Это главное право обеспечено всеми средствами юридической защиты от посягательства как со стороны отдельных лиц, так и органов самого государства. Принцип священности и неприкосновенности частной собственности нашел свое выражение в запрещении конституционными нормами каких-либо конфискаций или реквизиций иначе как в строго установленных законом случаях по приговору суда.

Аристотель считал, что частная собственность, в конечном счете, коренится в природе человека, в его естественной любви к себе. В его труде «Этика» себялюбие трактуется как весьма ценная добродетель: «Каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя» 19 . В этой связи частная собственность должна признаваться как разумное и добродетельное начало.

Так, ст. 11 Конституции Бельгии говорит: «Никто не может быть лишен своей собственности иначе как для общественной пользы, в случаях и в порядке, установленных законом, и при условии справедливого и предварительного возмещения».

Конституция Италии гласит (ст. 42): "Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и пользования, а также - ее пределы - с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех".

Вместе с тем в соответствии с распространенной формулой "собственность обязывает" (например, Основной закон ФРГ. Ст. 14; Конституция Украины. Ст. 15) оговаривается, что пользование собственностью не должно идти во вред обществу, оно призвано служить общему благу и не должно нарушать права других граждан. Конституции обычно устанавливают юридические гарантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе как на основании закона и по решению суда. Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещаются насильственные принудительные национализация и реприватизация.

С правом собственности связано право на предпринимательскую деятельность. Это право заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность не запрещена законом. Для предпринимательской деятельности существует государственная регистрация, выдается свидетельство, лицензия с указанием разрешенных видов деятельности.

Конституция Испании, например, устанавливает (ст. 38): "Признается свобода предпринимательства в рамках рыночной экономики. Органы власти гарантируют и охраняют ее осуществление, а также обеспечивают защиту производства, в соответствии с общими экономическими требованиями, включая планирование". Во многих странах государство запрещает определенные виды экономической деятельности (например, производство некоторых видов оружия) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государственные органы регулируют экспорт и импорт, ограничивают монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах национальной экономики, но могут устанавливаться только законом.

В 50-е годы XX века конституциями Бангладеш, Габона, Дании, Гватемалы, Италии, Индии, Коста-Рики, Марокко, Японии и целого ряда других государств было провозглашено право на труд. В некоторых конституциях право на труд было провозглашено лишь как желание или цель, к которой государство только стремится. Например, в ст. 56 Конституции Коста-Рики сказано: «Труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества. Государство должно стремиться к тому, чтобы все люди были заняты честным и полезным трудом, надлежаще вознаграждаемым, и не допускать условий, в какой-либо форме нарушающих свободу или достоинство человека или низводящих труд до положения предмета простой торговли».

Отдельные конституции провозглашают также право на равную плату за равный труд и право на отдых. Эти положения нашли свое четкое отражение в ст. 36 Конституции Италии: «Трудящийся имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное во всяком случае для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования… Трудящийся имеет право на еженедельный отдых и на ежегодный оплачиваемый отпуск; он не может от них отказаться».

Огромным завоеванием трудящихся является право на забастовку, которое провозглашается конституционным правом почти всех демократических стран. Одновременно зарубежное трудовое законодательство предусматривает различные способы и методы ограничения этого права. Самым распространенным является запрещение всеобщих стачек, забастовок, солидарности, пикетирования, политических забастовок.

Таким образом, экономические права и свободы человека и гражданина есть закрепленные Конституцией, принадлежащие каждому человеку либо гражданину, охватывающие отношения, связанные как с индивидуальной частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в целом.

2. Социальные права человека и гражданина: их закрепление и общая характеристика

Термин “социальный” в самой общей трактовке означает сосуществование людей в обществе и государстве. В германской правовой системе, данный термин означает и “заботу государства о бедных и слабых”.

Социальное государство по своей сути - понятие новое в российском законодательстве. Оно подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и несет ответственность за достойную жизнь людей. Под достойной жизнью необходимо понимать материальную обеспеченность граждан на уровне стандартов современных развитых стран и систему жестких социальных гарантий, направленных на обеспечение всех необходимых жизненных условий. Именно успехи в социальной политике являются показателем успешной и плодотворной деятельности правительств в государстве.

Следуя нормам международного права, Основной Закон устанавливает обязанность государства проводить социальную политику, обеспечивающую каждому россиянину достойную жизнь. Последняя понимается, прежде всего, как возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др. Словом, социальное государство обязано не только обеспечить свободное развитие личности, но и создавать условия, при которых каждый имел бы реальную возможность проявить свои знания, способности в общественно полезном труде

Социальные правамогут быть разбиты на три группы: права на коллективные действия в защиту своих интересов, индивидуальные трудовые права, права в социальной области. Регламентация указанных прав осуществляется различными отраслями права (трудовым, административным, социальным). Практически ни в одной стране эти права конституционно не закреплены в полном объеме. В некоторых государствах (например, в США) они вообще не относятся к числу основных ("фундаментальных") прав, а потому не включены в конституции. Не только материальные, но и юридические гарантии многих социальных прав находятся на низком уровне. Так, из-за отсутствия ясно сформулированных обязанностей, соответствующих этим правам, они не пользуются судебной защитой. Регламентация ряда прав вообще исчерпывается их конституционным или законодательным провозглашением, они имеют поэтому скорее декларативный характер и уязвимы перед угрозой нарушений и ущемлений со стороны предпринимателей и государственного аппарата.

Если положения Международного пакта о гражданских и политических правах подлежат применению немедленно и без оговорок, то Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав" (ч. 1 ст. 2).

Поэтому социальные и культурные права предстают скорее как правовые стандарты, к которым должно стремиться государство в своей политике. Реализация прав ставится в зависимость от материальных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно.

Права на коллективные действия в защиту своих интересов подразумевают права на объединение в профсоюзы, забастовку, заключение коллективных договоров, участие в управлении предприятиями. Эту группу прав, особенно право на объединение в профсоюзы, часто рассматривают как часть политических прав и свобод (свобода союзов и ассоциаций). Такой подход, безусловно, верен, поскольку широкие коллективные действия лиц наемного труда часто носят определенный политический оттенок, а иногда приобретают политическую направленность. Но в то же время в большей мере они используются работниками для защиты своих социально-экономических интересов. Поэтому права на коллективные действия подвергаются определенным ограничениям.

Профсоюзы практически во всех странах обладают легальным статусом, пользуются международно-правовой защитой. Закрепляется и их право на заключение коллективных договоров об условиях труда. В Португалии Конституцией (ст. 55) "за трудящимися признается свобода профсоюзной деятельности - условие и гарантия их единства в защите своих прав и интересов". Но здесь же профсоюзам предписывается проводить периодические выборы руководящих органов путем тайного голосования.

Конституциями закрепляется право на забастовку, которое обычно выводится из запрета принудительного труда. Но для проведения стачки от рабочих требуют предварительного уведомления предпринимателя, соблюдения "периода охлаждения" (срок, в течение которого нельзя начинать стачку), проведения тайного голосования среди рабочих и т. д. Запрещаются многие виды забастовок (политические, солидарности и др.).

Ограничения права на забастовку, о возможности которых в конституциях часто не упоминается, не противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права. Исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства, а в отношении других лиц ограничения возможны в интересах государственной безопасности, общественного порядка или для обеспечения прав и свобод другими. При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Устанавливать конкретные запреты на законных основаниях может только суд.

В ряде стран приняты законы о праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями (ФРГ, Франция, Швеция и др.). В Португалии это право широко регламентируется конституционно (ст. 54). В реальной действительности такое соучастие несколько ограничивает предпринимательский произвол, позволяет, например, предотвращать массовые увольнения, введение интенсивных методов труда и т. д. А в таких странах, как США, Великобритания, Япония и другие, в силу сложившихся производственных отношений вообще нет каких-либо законов об участии трудящихся в управлении производством.

Индивидуальные трудовые права включают права на труд, отдых, равную оплату за равный труд и др. Они часто закреплены в конституциях (Испания, Португалия, Франция, Италия и др.), детализируются в трудовых кодексах, коллективных договорах, судебных решениях. Эти права базируются на принципе свободы труда, согласно которому люди вступают в трудовые отношения не по принуждению, а по собственному желанию. Отсюда следует, что работник и предприниматель вправе сами заключать и расторгать трудовой договор, а также устанавливать его срок и содержание. Однако на практике предприниматели часто односторонне устанавливают условия труда и увольняют работников, исходя только из соображений максимальной прибыли. Работники заинтересованы в реальности права на труд, позволяющем им избавиться от безработицы или угрозы потерять работу. Но это право, хотя оно формально присутствует во многих конституциях, обеспечить для всех в условиях рыночной экономики невозможно. Длительная борьба профсоюзов, потребности рыночного хозяйства привели к тому, что предпринимательский произвол подвергся значительным ограничениям. Конституциями были поставлены вне закона принудительный труд, использование труда детей, а также дискриминация женщин. Во многих странах (Франции, США, Италии, Великобритании) запрещена дискриминация при найме на работу и увольнении, а также в отношении условий труда. В ряде стран введено даже уголовное наказание за дискриминацию при приеме на работу (Дания, Финляндия, Норвегия, Голландия). Но проблема гарантий права на труд остается острой.

Не имеют достаточных правовых гарантий для всех лиц наемного труда и другие трудовые права. Они соблюдаются лишь в той мере, в какой опираются на силу профсоюзов и потребности цивилизованного использования рабочей силы в интересах производства.

Права в социальной области (на социальное обеспечение, образование, охрану здоровья, нормальные жилищные условия и др.) в том или ином объеме зафиксированы практически во всех конституциях. В Италии, например, Конституция закрепляет "право на государственную помощь при нетрудоспособности", в Швейцарии - право на пособие по безработице и по старости. Нередко вместо социального обеспечения говорится только об "общественном призрении" или "социальной помощи" (Голландия, Австрия, Дания).

Следует, однако, иметь в виду, что в свободном гражданском обществе с рыночной экономикой обеспечение всех жизненных потребностей людей не является обязанностью государства. Оно обязано лишь создавать условия, чтобы каждый мог найти приложение своим силам, приобрести собственность, найти работу. Человек, следовательно, сам несет ответственность за благосостояние свое и своей семьи, и только в отношении тех, кто объективно не в состоянии это обеспечить (больные, нетрудоспособные, инвалиды, безработные и т. д.), общество через государственное и частное социальное обеспечение обязано оказать помощь таким людям.

Под таким углом зрения рассматривается конституционно закрепляемое" право на медицинское обслуживание. Оно далеко не всегда означает признание соответствующего субъективного права граждан. В Конституции Италии, например, лаконично говорится: "Республика охраняет здоровье". За исключением очень небольшого круга стран, государства не предусматривают введения права на бесплатное лечение в случае болезни, хотя без этого данное право вследствие дороговизны медицинской помощи для многих людей не имеет смысла.

В США и некоторых других странах действует система либеральной медицины: пациент сам оплачивает прием у врача и стоимость лекарств. В Германии, Польше, Франции существует страховая (социальная) медицина. В этом случае создается специальный общегосударственный фонд здравоохранения, куда средства вносят государство из бюджета, предприятия и сами работники. В Дании, Италии, ряде социалистических стран существует государственная медицина: расходы целиком оплачиваются из бюджета, пациент затрат не несет. Применяются также различные смешанные формы медицинского обслуживания, чаще всего речь идет о государственно-социальной (страховой) медицине.

Столь же ограниченны по своему реальному значению конституционные формулы о праве на жилище. Государство не обладает средствами, чтобы гарантировать каждому гражданину получение жилья. Но делу помогает хорошо развитая система кредитования, частного и муниципального жилищного строительства, вследствие чего подавляющее большинство людей обеспечены комфортабельным жильем. В то же время многие семьи даже в развитых странах живут в домах без элементарных удобств, а другие вообще не имеют жилья. В еще более тяжелом положении находятся люди в развивающихся странах.

Одно из основных социальных прав граждан - право на образование. Его реализация непосредственно обеспечивает экономический, социальный и духовный прогресс общества, одновременно создавая предпосылку развития личности, ее культуры, благополучия. Развитые государства не жалеют средств наобразование, понимая, окупаемость этих затрат в перспективе.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, закрепляя право на образование каждого человека, устанавливает, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознание ее достоинства и должно содействовать все большему уважению к правам человека и основным свободам. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает: "Никому не может быть отказано в праве на образование". Закрепляя в конституциях это право, современные государства берут на себя определенные обязанности, но это не означает, что каждому человеку может быть автоматически предоставлена возможность получения образования. Государства обычно берут на себя обязанность обеспечить определенный уровень обязательного образования.

Среди социальных прав важное место занимает право на благоприятную окружающую среду. Оно приобрело особое значение в современную эпоху, отличающуюся невиданным развитием промышленности и ее негативным воздействием на средуобитания человека. Поскольку экологическая безопасность превратилась в важнейший фактор качества жизни, здоровья и благополучия людей, право на благоприятную окружающую средупризнано международным и конституционным правом одним из фундаментальных прав человека и гражданина. Защита этого права предполагает борьбу против превышения пределов радиационного воздействия, загрязнения воздушного бассейна, водоемов, концентрации вредных веществ, за сохранение природы иприродных ресурсов и др.

Культурные права включают свободный доступ к культурным ценностям, свободу творчества и научных исследований. В Конституции Болгарии (ст. 54) говорится: "Каждый имеет право пользоваться национальными и общечеловеческими культурными ценностями и развивать свою культуру в соответствии со своей этнической принадлежностью, что признается и гарантируется законом". Тем самым государство как бы берет на себя обязательства развивать, например, сеть музыкальных и художественных школ и училищ, открытых для поступления всех одаренных детей и молодых людей. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, т. е. введение налоговых льгот, предоставление кредитов и др. Во многих странах признано, что учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их доля, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений.

Конкретные социальные и культурные права в Конституции России закреплены в ст. 37-44. В них выражена социальная политика государства, направленная на защиту и поддержку малоимущих слоев населения, инвалидов и нетрудоспособных, на их основе осуществляется поддержка семьи, детства, материнства и отцовства, выплата пенсий и социальных пособий, создаются условия по трудоустройству граждан либо выплачиваются пособия по безработице.

Конституции многих стран, особенно принятые после второй мировой войны, говорят о праве на социальное обеспечение. Пенсии обычно подразделяются на трудовые и социальные. Первые выплачиваются государством при двух условиях: достижении определенного возраста и наличии необходимого трудового стажа. Социальные пенсии выплачиваются при инвалидности (в том числе инвалидам с детства, не имеющим возможности трудиться), в случае потери кормильца, для воспитания малолетних детей, в других случаях, установленных законом. После Второй мировой войны начал оформляться и приобретать юридическое выражение конституционно-правовой институт обязанностей граждан.

Таким образом, реализация социально-экономических прав граждан - одна из наиболее сложных проблем современных государств. Конституции разных стран возлагают на государство обязанность создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и гармоничное развитие личности.

Заключение

Экономические права призваны обеспечивать хозяйственную автономность человека и в то же время взаимосвязь его с обществом. Сюда относятся право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности (в том числе на землю), свобода труда, право на коллективные и индивидуальные трудовые споры, включая право на забастовку, право на защиту от безработицы, право на отдых.

Социальные права должны обеспечивать социальную защищенность, уровень жизни, достойный человека. Это такие права, как право на защиту материнства, детства и семьи, на социальное обеспечение, на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права оказывают влияние на культурное развитие человека, на формирование его духовного мира. К ним относятся: право на образование, свобода творчества, право на участие в культурной жизни.

Экологические права должны обеспечивать нормальный уровень условий проживания как на планете в целом, так и на отдельной территории. Сюда относятся: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Вместе с тем все эти подгруппы есть не что иное, как составляющие части одной большой группы прав – социально-экономических. Их объединяет то, что они социальные, т. е. общественные, относящиеся к обществу, связанные с жизнью и отношениями людей в обществе. В совокупности они призваны гарантировать свободу развития личности и достойный уровень жизни.

Баглая М. В. Конституционное право зарубежных стран. М., 2004. С. 154.

Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. С. 87.

Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.,2000. С. 95.

Вопросы конституционного и финансового права

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СИСТЕМА

© Сахарова А. С., 2007

А. С. Сахарова - кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры конституционного права Юридического института ИГУ

Экономические права и свободы относятся ко второму поколению прав человека и ведут свой отсчет с 1948 г., когда наиболее важные из них были зафиксированы во Всеобщей Декларации прав человека. Они равны по значению с гражданскими и политическими правами и тесно с ними связаны. Более того, вплоть до середины двадцатого века такие, как право на собственность и труд (в смысле свободного распоряжения рабочей силой), вообще объединялись с правами гражданскими1. Так, Декларация прав гражданина, принятая 27 августа 1791 г. Национальным собранием Франции, провозгласив, что люди рождаются свободными и равными в правах, к числу таких прав отнесла свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению2. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах отмечает, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами также, как и своими гражданскими и политическими правами3. Хотя долгое время многие страны рассматривали положения названного Пакта не как юридические обязательства, а только лишь как своеобразные пожелания и стандарты, к которым должно стремиться государство в своей политике. В резолюции от 4 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных и гражданских прав. Экономические права представляют собой обязательную часть конституционно-правового статуса личности. Определяя их место в общей системе прав и свобод человека и гражданина, необходимо учитывать, что и для международного права и для большинства национальных правовых систем современных демократических государств характерно отношение к правам человека как к единому комплексу. Все права одинаково ценны, не может быть более важных и менее важных прав человека, все они по-своему необходимы. Выделение же определенной группы прав в качестве ведущей, главной неизбежно ведет к недооценке, умалению роли других. Об этом свидетельствует и наш исторический опыт, когда в теории и практике советского конституционализма безусловный приоритет отдавался социально-экономическим правам в ущерб гражданским и политическим4.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение факторами производственной (хозяйственной) деятельности, составляющей основу существования и развития общества. Они призваны дать возможность индивидам свободно искать и находить источники дохода и поддержки собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких.

Выделяются следующие особенности экономических прав: распространенность на определенную, социально-экономическую область жизни человека;

допустимость рекомендательных нестрогих формулировок; зависимость реализации от состояния экономики и ресурсов5. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер»6. Кроме того, как один из видов конституционных прав граждан экономические права и свободы отражают специфические по содержанию социальные связи, обладают собственным материальным и нормативным содержанием и социальным назначением; экономические права и свободы направлены на удовлетворение материальных потребностей человека, предоставляют ему возможность участвовать в хозяйственно-экономической жизни общества. При этом содержание экономических прав и свобод имеет конкретно-исторический характер, отражающий уровень экономического, социального, культурного, политического развития общества, присущие ему противоречия и принятые способы их разрешения7.

H. С. Бондарь в своей работе «Права человека и конституция России» называет следующие особенности экономических прав:

I. Единство материального (экономического и социально-культурного) содержания. Оно определяется тем, что данная группа прав и свобод самым непосредственным образом связана с отношениями собственности, экономическими и социальными элементами гражданского общества. А осуществление этих прав означает участие граждан в осуществлении экономической власти, в пользовании достижениями культуры, социальными благами общества.

2. Они нередко выступают как права-гарантии, т. е. выполняют гарантирующие функции по отношению к другим правам и свободам. Выступая не только как правовая форма экономической свободы, но и как права-гарантии, социально-экономические права несут, таким образом, двойную нагрузку.

3. Общесоциальная направленность данных прав как инструмента утверждения гуманизма и социальной справедливости. Так, Конституция РФ, закрепляя с одной стороны право на развитие частных систем

здравоохранения (ч. 3 ст. 41), образования (ч. 5 ст. 43) и т. п., в то же время устанавливает гарантии бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ч. 1 ст. 41), право на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ч. 2 ст. 43.)

4. Необходимость детальной конкретизации социально-экономических прав в текущем законодательстве (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.)8.

Экономические права и свободы можно отнести к так называемым естественным правам. В отличие, например, от политических прав, экономические права и свободы имеют не государственное, а естественное, социальное происхождение, так как люди объективно были вынуждены вступать между собой в отношения по поводу создания, перемещения, обмена и потребления материальных благ. С возникновением государства эти отношения лишь приобретают юридический (позитивный) характер, но не меняют своей естественно-правовой природы9. Отдельные положения международно-правовых актов позволяют говорить о том, что международное сообщество рассматривает экономические права в качестве естественных прав человека. Так, в ст. 17 Всеобщей Декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими». Кроме того, в ст. 22 этого документа за каждым человеком, как членом общества, признается право свободного развития во всех, в том числе экономических областях его жизнедеятельности.

Это подтверждает и Конституция Российской Федерации, которая закрепляет право частной собственности и право свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в качестве прав, принадлежащих каждому лицу (ст. 34, 35)10.

Права «второго» поколения отличаются по своей природе от прав первого поколения. Связано это, прежде всего, с позицией государства по отношению к этим правам. Права первого поколения в буржуазной политической мысли квалифицировались как негативные, т. е. право на защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и госу-

дарственного, в осуществление гражданских (прав члена гражданского общества) и политических (прав участника политической жизни). Для осуществления социально-экономических прав недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу, необходимо создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая позволила бы гарантировать названные права11. Таким образом, если закрепление гражданских и политических прав призвано ограничить роль государства в названных сферах, то социально-экономические права расширяют сферу государственного контроля, повышают патронажную роль государства по отношению к об-12

Пионером конституционного закрепления социально-экономических прав явилась Мексика. Политическая Конституция Мексиканских Соединенных штатов была принята 31 января 1917 г. Шестой раздел этой Конституции «О труде и социальном развитии» провозглашал право каждого человека на достойный и общественно полезный труд, регламентировал продолжительность рабочего дня, устанавливал шестидневную рабочую неделю, пенсии по инвалидности и старости, различные виды льгот и пособий, минимальные гарантии медицинского об-служивания13. Веймарская конституция 1919 г. закрепляла возможность добывать себе содержание трудом, право на социальное страхование в случае болезни, старости и т. д. Конституция в ст. 151 отмечала, что «строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости и целям обеспечения для всех существования, достойного человека»14. Большой перечень прав «второго поколения» содержался в Конституции СССР 1936 г.15 Прежде всего, следует сказать о праве на труд (ст. 118), в соответствии с закрепленной нормой право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы. Помимо права на труд, Конституция закрепляла право на отдых (ст. 119), право на обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 120), право на образование (ст. 121). Следует отметить, что статьи, провозглашающие то или иное право, со-

провождаются ссылками на материальные гарантии, обеспечивающие его реализацию. Конституция 1936 г. различает право личной и частной собственности. В соответствии со ст. 9 допускается мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда. Охраняется право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как и право наследования личной собственности граждан (ст. 10). Конституция СССР 1977 г. дополнила перечень социально-экономических прав, добавив такие, как право на охрану здоровья (ст. 42), право на жилище (ст. 44). После принятия в 1948 г. в ООН Всеобщей Декларации прав человека закрепление социально-экономических прав и свобод в конституциях значительно расширилось. Достаточно отчетливо данные права были закреплены в Конституциях Франции 1946 г., Италии 1947 г., ФРГ 1949 г., Греции 1975 г., Испании 1978 г. и некоторых других стран.

Основным универсальным международным договором в области прав человека является Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, который был принят по рекомендации Комиссии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. и открыт для подписания 19 декабря 1966 г. Пакт вступил в силу в 1976 г. Как уже упоминалось, в течение длительного времени в зарубежной юридической науке, велись споры об обязательности содержащихся в Пакте предписаний. Так, немецкий ученый К. Томушат считает, что права, закрепленные в Пакте, утопичны, неосуществимы, а сам Пакт об экономических, социальных и культурных правах за годы, прошедшие после его принятия, устарел16. Профессор Д. Трудек также полагает, что социально-экономические права могут быть осуществимы только в течение длительного времени путем принятия программы действий17. По мнению А. Робертсона, Пакт устанавливает лишь стандарты, к достижению которых государства должны стремиться18. Несмотря на то, что многие годы некоторые западные страны отрицали юридическую обязательность положений Пакта, в настоящее время их позиция изменилась. Еще в 1986 г. в Голландии,

в Лимбургском университете собрались ведущие эксперты из различных стран мира для рассмотрения вопроса о природе и степени юридических обязательств, взятых го-сударствами-участниками Пакта. Они пришли к следующим выводам:

1. Все права и свободы человека, включая социально-экономические права, неразделимы и взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.

2. Пакт налагает юридические обязательства на участников. Государства-участники должны незамедлительно предпринять все необходимые меры, включая законодательные и административные, для осуществления прав, закрепленных в этом договоре. Более того, должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту социально-экономических прав.

3. Государства-участники Пакта, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить социально-экономические и культурные права для всех, хотя бы в минимальной степени19.

Позднее данный подход нашел отражение в Итоговом документе Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993 г.: Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и религиозной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства несут обязанность, независимо от политических, экономических, культурных систем, поощрять и защищать все права человека и основные свободы20.

Анализируя положения действующих Конституций зарубежных государств, можно сделать вывод о том, что все они закрепляют различный перечень экономических прав. Основной закон Федеративной Республики Германии гарантирует право собственности и ее наследования (ст. 14), свободу труда (ст. 12), право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий (ст. 9 (3))21. Конституция Итальянской Республики содержит в части первой «Права человека» специальный раздел «Экономические отношения», где говорится об охране труда во всех его проявлениях (ст. 35), закрепляют-

ся право на создание профсоюзов (ст. 39), право на забастовку (ст. 40), право частной хозяйственной инициативы (ст. 41), право собственности (ст. 42), право трудящихся участвовать в управлении делами предприятия (ст. 46), право на кооперацию (ст. 45), кроме того, Республика поощряет и охраняет сбережения во всех формах; регламентирует, координирует и контролирует деятельность кредитных организаций (ст. 47)22. Конституция Королевства Испании регулирует экономические права и свободы сразу в нескольких главах первого раздела «Об основных правах и свободах». Так, в гл. 2 «Права и свободы» закрепляется право каждого на обучение (ст. 27), право на свободное объединение в профсоюз (ст. 29), признается право частной собственности ее наследования (ст. 33), право на труд (ст. 35), свободу предпринимательства (ст. 38). Охране и гарантиям отдельных экономических прав посвящена также глава третья «О руководящих принципах социальной и экономической политики»23. Конституция Японии провозглашает следующие экономические права и свободы: право на труд (ст. 27), право собственности (ст. 29), право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни (ст. 25), право на образование (ст. 26), право выбора профессии (ст. 22).

Н. С. Бондарь на основе анализа действующей Конституции РФ представляет социально-экономические права и свободы в виде системного единства следующих групп прав: 1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности: право частной собственности и ее наследования (ч. 1 ст. 35); право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36); право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 34); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37).

2. Социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан: право на образование, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 43); право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего

образования (ч. 3 ст. 43); свобода литературного, художественного, научного и иных видов творчества (ч.1 ст. 44); свобода преподавания (ч. 1 ст. 44); право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44); право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44). 3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка: право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38); право на государственную поддержку отцовства, инвалидов, и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); право на жилище (ч. 1 ст. 40); право на охрану здоровья, включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 41).

4. Социальные права и гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности: право на отдых (ст. 37); право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42). 5. Социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе: право создавать

профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4. ст. 37)24.

Н. И. Косякова, отмечая, что базой экономических прав граждан служит гарантированное право собственности на движимое и недвижимое имущество, классифицирует экономические права и свободы следующим образом: право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; право создавать коммерческие организации с целью извлечения прибыли; право создавать некоммерческие организации в благотворительных, образовательных, культурных и иных некоммерческих целях; права в кредитно-расчетных отношениях с банком; права на жилые помещения; право на распоряжение имуществом в порядке наследования25. Необходимо заметить, что здесь, видимо, речь идет все-таки о классификации отраслевых экономи-

ческих прав граждан, а не о конституционных правах. Вполне обоснованной видится классификация экономических прав на основные, комплексные и производные права, предложенная Р. А. Дунаевым26. К комплексным правам относятся право на неза-прещенную законом экономическую деятельность (ст. 34 Конституции РФ) и право собственности (ст. 35, 36 Конституции РФ), к производным относятся такие как право на предпринимательскую деятельность, права на осуществление конкретных видов предпринимательской деятельности, экономические права по владению, пользованию и распоряжению конкретными видами имущества (производные права регулируются отраслевым, прежде всего, гражданским законодательством). Трошкин Ю. В., Колотова Н. В. выделяют следующие экономические права: право на труд, право на собственность, право на предпринимательство, право на забастовки, право на заключение коллективных договоров, право на свободное объединение в национальные и международные организации для защиты своих интересов27.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что достаточно сложно выделить полный, исчерпывающий каталог экономических прав граждан в современном мире, тем более сложно отграничить их от смежных с ними социальных и культурных прав. Выделяя в структуре социально-экономических прав группу собственно экономических и группу социальных прав, в качестве критерия их отграничения можно предложить характер (негативный или позитивный), принадлежащий тому или иному праву. Так, на наш взгляд, к собственно экономическим правам относятся права, имеющие негативный характер (т. е. не требующие от государства представления каких-либо благ, позволяющие индивиду самостоятельно входить в экономическую сферу общества): право собственности, право на свободу экономической деятельности, право на труд. Права, которые требуют более активного вмешательства со стороны государства, призванного обеспечить социальный компромисс в обществе в условиях рыночной экономики, являются социальными. Исходя из смысла закрепляемых Конституцией РФ положений к таковым, прежде всего, следует отнести: охрану семьи, материнства и детства; право на социальное обеспечение; право на жи-

лище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду.

В заключение хотелось бы отметить, что, не смотря на обсуждаемые в научной литературе проблемы определения экономических прав человека, их классификации, причисления или непричисления этих прав к категории основных прав человека, приоритетными все же должны являться вопросы по определению их непосредственного содержания и юридического характера налагаемых на государства обязательств по их осуществлению. Ш

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Трошкин Ю. В. Права человека. М., 1997. С. 41.

2 Документы истории Великой Французской революции / под ред. А. В. Адо. Т. 1. М., 1990. С. 112.

3 Права человека. Основные международные документы. М., 1989. С. 20.

4 Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996 С. 177.

5 Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2003. С. 159.

6 Эбзеев Б. С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992. С. 143-146.

7 Дунаев Р. А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. М., 2005. С. 7.

8 Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/ Д, 1996. С. 176.

9 Дунаев Р. А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. М., 2005. С. 9.

10 Гражданское право современной России / под ред. Н. М. Коршунова. М., 2006. С. 398.

11 Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2003. С. 139.

12 Михайловская И. Генезис социально-экономических прав и их влияние на формирование посттоталитарных систем // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 2000. № 1. С. 146-151; Шварц Г. Экономические и социальные права // Рос. бюллетень по правам человека. М., 1995. Вып. 6. С. 23-30.

13 Мексиканские Соединенные Штаты. Конституция и законодательные акты / под ред. О. А. Жидкова. М., 1986. С. 117.

14 Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996. С. 21.

15 Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории советской конституции М., 1987. С. 285.

16 Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукаше-вой. М., 1996. С. 442.

17 Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.С. 44.

19 Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукаше-вой. М., 1996. С. 440.

21 Конституции зарубежных государств. М., 2003

22 Конституции зарубежных государств. М., 2003

23 Конституции зарубежных государств. М., 2003

24 Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/ Д, 1996. С. 186-188

25 Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: учебник для вузов / под ред. О. И. Тиунова. М., 2005. С. 141.

26 Дунаев Р. А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. М., 2005. С. 9.

27 Трошкин Ю. В. Права человека: учеб. пособие. М., 1997. С. 44. Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2003. С. 161.

Поделиться: