Когда жил аристотель. Биография Аристотеля: кратко о древнегреческом философе

Аристотель – один из величайших философов Древней Греции. Область его интересов обширна – он занимался политикой, диалектикой, логикой, риторикой, биологией, физикой и астрономией. Собрание сохранившихся трудов мыслителя насчитывает более тридцати сочинений в различных областях и носит название «Аристотелев корпус». Наиболее значимые из них – «О душе», «Физика», «Метафизика», «Политика».

Родился Аристотель в 384 году до н.э. в небольшом греческом городе Стагире в семье придворного лекаря царя Аминты II. Его отец, Никомах, был автором нескольких книг по медицине и натурфилософии. С детства мальчик обучался основам медицины.

После смерти отца воспитывался дядей, который также заботился об образовании юноши. Аристотель учился ораторскому искусству, а в возрасте восемнадцати лет поступил в Академию Платона в Афинах. Несмотря на расхождения во взглядах, а отсюда непростые отношения и конфликты со своим учителем, Аристотель положительно говорил о Платоне, называя его своим другом. Он 20 лет прожил в Академии, где преподавал риторику и написал некоторые труды по физике и логике.

В 347 г. до н.э. умер Платон, и Аристотель переселился в город Ассос в Малой Азии, где сблизился с его правителем, тираном Гермием. Гермий тоже был последователем Платона и интересовался идеями Аристотеля, часто посещал его лекции. Благодаря сложившейся дружбе, Аристотель взял в жены племянницу тирана Пифиаду. У них родилась дочь, также названная Пифиадой - в честь матери.

В 342 г. до н.э. македонский царь Филлипп II, наслышанный об Аристотеле от своего союзника Гермия, приглашает философа стать наставником для своего сына, 13-летнего Александра, в будущем – Александра Великого. В городе Миезе Аристотель обучал царевича различным наукам – математике, географии, этике, управлению государством, медицине. Обучение проходило устно во время прогулок, в форме диалогов учителя и ученика. Благодаря Аристотелю Александр пристрастился к поэзии Гомера.

В 336 г. до н.э. был убит Филипп II, и Александр, занявший македонский престол, больше не нуждался в воспитателе. Аристотель вернулся в Афины, где открыл собственную школу философии Ликей (школа располагалась недалеко от храма Аполлона Ликейского, отсюда и получила название). Ученикам преподавались математика, метафизика, философия, политика, искусство, и смежные дисциплины. Аристотель по-прежнему практиковал прогулки во время обучения, отчего школу прозвали «перипатетической», что в переводе с греческого означает «прогуливаться, гулять». У философа появилось много последователей, было проведено множество исследований. Сам Аристотель за время работы Ликея написал большую часть своих трудов.

В 323 г. до н.э. умер Александр Македонский, и страну охватила внутриполитическая борьба, началось движение против македонской власти. Аристотелю были предъявлены обвинения в дружбе с Александром и безбожии. Из-за начавшегося преследования философ вместе с семьей был вынужден уехать на остров Эвбея, в Халкиду. Там он умер в 322 г. до н.э. в возрасте 62 лет, предположительно из-за болезни желудка.

Вариант 2

Аристотель – один из самых знаменитых древнегреческих философов, создал множество теоретических трудов в таких науках, как физика, медицина, астрономия, математика, логика и политика.

Аристотель появился на свет в 386 г. до н.э. в колониальном греческом городе Стагира в небольшой семье этнических греков. Его отец служил придворным лекарем у македонского императора, поэтому Аристотель уже с самого детства имел прочные связи с Македонией. Отец уже тогда старался привить сыну любовь к философии, которая была неразрывно связана с медициной. Он надеялся, что Аристотель пойдёт по его стопам и продолжит дело. К, сожалению, в раннем возрасте он остаётся сиротой и переезжает в дом своего новообретённого опекуна по имени Проксен.

Когда ему исполнилось 17 лет, он переехал в Афины, где с полной силой отдал себя постижению философии. Его необычайная талантливость была замечена. Его способности обнаруживает венец творения человеческой мысли тех времён Платон. Он принимает юного Аристотеля в ряды своих учеников. Он обогащает начинающего философа знаниями и формирует его мировоззрение. Но постепенно их взгляды на жизнь и бытие начинают различаться друг от друга. Аристотель начинает порицать многие идеи Платона. Тем не менее между ними сохраняются тёплые и дружеские отношения.

После смерти Платона Аристотеля отправляют послом в Македонию, но из-за провала дипломатической поездки его изгоняют из Афин. Он вынужден скитаться по Малой Азии, проживая у своего давнего друга Гермия. Но вспомнив связи отца Аристотеля с Македонским двором, царь Филипп 2 зазывает последнего на пост учителя для сына Александра, в будущем Великого. Именно Аристотель привил мальчику тягу к просвещению и образованию. Аристотель так сильно привязался к Александру, что поддерживал с ним связь даже во время Восточных походов.

Немногим ранее Аристотель открыл собственный “Ликей” – прототип нынешнего лицея, где делился своими познаниями с молодыми студентами. За это время он написал большую часть своих исследовательских работ по разным научным направлениям. По ним он проводил лекции в разном формате как для новичков, так и для преуспевающих учащихся.

Личная жизнь философа сложилась печально. Его первая жена Пифиада умерла, в тот момент он женился на рабыне Герпиллиде. Всего за время 2 браков у него появилась лишь 1 дочь Пифиада.

После Смерти Александра Македонского началась борьба Афин против македонского экспансионизма. Поэтому Аристотель был вынужден покинуть Афины из-за принадлежности к правящим кругам Македонии. Он мигрировал на Халкиду, где и скончался в 322 г. до н.э. от гастрита.

Витус Ионассен Беринг – величайший русский первооткрыватель земель Камчатки и прилегающих территорий. Витус Ионассен Беринг появился на свет 2 августа 1681 года в датском городе Хоренс

  • Билибин Иван Яковлевич

    Иван Яковлевич Билибин известен как талантливый художник, иллюстратор и создатель блестящих театральных декораций. Его творческий почерк отличается необычайной самобытностью и имеет много последователей

  • Как считается рейтинг
    ◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
    ◊ Баллы начисляются за:
    ⇒ посещение страниц, посвященных звезде
    ⇒ голосование за звезду
    ⇒ комментирование звезды

    Биография, история жизни Аристотеля

    После себя Аристотель оставил наследие, которым и сегодня продолжают пользоваться. В свое время его учение охватило все доступные на тот момент науки – от философии до естествознания. Взгляды древнегреческого ученого оказали значительное влияние на развитие человечества.

    Детство и юность

    Будущий древнегреческий философ появился на свет в 384 году до н.э. в греческой колонии, расположенной неподалеку от Афонской горы, в Халкидиках. Благодаря отцу, служащим врачом у македонского царя Аминты III, Аристотель принадлежал семье потомственных врачей, в которой лекарское искусство передавалась из поколения в поколение. Соответственно, первым учителем в его жизни был отец.

    Кроме того, его близость к царственным особам сделала возможным знакомство с отцом Филиппом. Через несколько десятков лет эта встреча сыграла свою роль в выборе воспитателя для будущего императора.

    Греческое образование, которое Аристотель получил благодаря своему происхождению, уже в юношеские годы сформировало у него соответствующие взгляды на образ правления. Поскольку он жил в Македонии, то достаточно скоро они оказались противоречившими тому, чем занимались правители этого государства. В дальнейшем это также сыграло определенную роль в судьбе древнегреческого мыслителя.

    Он различал шесть форм управления государством. Три, по его мнению, были хорошими, а три «дурными». К первой категории относились те виды правления, при котором использование власти в корыстных целях было исключено. При этом она должна была применяться только лишь для служения всему обществу. При этом Аристотель выделял такую форму правления, как «полития», сочетавшую в себе элементы демократии и олигархии. Кроме того, хорошими считались аристократия и монархия.

    В свою очередь, к неудачным видам правления относились тирания и крайние формы демократии. При этом философ отрицательно относился к государствам, занимающим большие территории. Эти взгляды были сформированы на истории о греческих городах-государствах. Македония сочетала все плохие черты, что в будущем оказало существенное влияние на жизнь философа в его последние годы.

    ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


    В 15-летнем возрасте он стал сиротой, лишившись сразу двух родителей. Опекунство над подростком взял Проксен. Отношения между ними были настолько теплые, что после смерти опекуна Аристотель усыновил Никанора, его сына. Кроме того, именно Проксен пробудил в нем любовь к книгам, которые в то время из-за трудоемкости изготовления и крайне ограниченного количества обученных грамоте людей были очень дороги. Их содержание в основном касалось биологии. В будущем на основе этих знаний Аристотель написал свою знаменитую работу «О возникновении животных».

    В ней он указал на целесообразность строения живых организмов, которая, в частности, проявлялась в развитии органических структур из семени, проявлявшихся с их взрослением в инстинктах и взаимной приспособленности органов животных к образу жизни. Эта работа, в свою очередь, послужила основой для других книг по зоологии и философии. Согласно учению философа, тело было материей жизни, а душа – его формой. При этом им различалось три разновидности живых существ – человек, животные и растения. Каждому из них соответствовала свой вид души. У животных она отличалась наличием способности ощущать, а у человека – мыслить.

    Труды

    Через два года после смерти родителей Аристотель переехал в Афины, где продолжил обучение философии в Академии Платона, затем начав учить ей других. Этим он занимался в течение следующих двух десятков лет, вплоть до смерти ее основателя. Место Платона занял его племянник Спевсипп. Отношение с ним у философа не сложились, и он покинул греческую столицу, откликнувшись на приглашение правителя Ассоса Гермия.

    В 343 году до н.э. он вернулся в Македонию, приняв приглашение царя Филиппа, который искал воспитателя для своего сына , будущего полководца и завоевателя, которому в то время исполнилось 13 лет. Этой работе Аристотель посвятил 8 лет своей жизни, по истечении которых он вернулся в Грецию, снова поселившись в ее столице Афинах. Здесь он основал собственную школу философии Ликей, которая проработала вплоть до 323 года до н.э. Начавшийся после смерти развал созданной им империи привел к росту антимакедонских настроений в Греции. Аристотель, родившийся и выросший в Македонии, был вынужден покинуть страну. Ему предъявили формальное обвинение, неподкрепленное никакими конкретными фактами, в кощунстве и неуважении к богам.

    Личная жизнь

    Аристотель женился в 347 году до н.э. Его избранницей стала Пифиада, приемная дочь правителя Ассоса Гермия. В 345 году до н.э. Гермий выступил против персов, после чего был предан и казнен. Аристотелю, как и многим другим, включая Пифиаду, пришлось покинуть Ассос, найдя убежище на острове Лесбос. У них родилась дочь, названная в честь матери. Жена философа умерла раньше, примерно в 326 году до н.э. Находясь на смертном одре, она попросила мужа быть погребенным рядом с ней. Это было отражено в завещании Аристотеля, где он просил похоронить его рядом с женой.

    Последним пристанищем мыслителя стал халкидский остров Эвбея, где он скончался в 322 году до н.э. Причиной смерти 62-летнего философа стала наследственная болезнь желудка.


    Аристотель
    Родился: 384 до н. э.
    Умер: 322 до н. э.

    Биография

    Аристотель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагира, Фракия - 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) - древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления.

    Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

    Аристотель родился в Стагире (поэтому получил прозвание Стагирит), греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 году до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.

    Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе.

    В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие. Таким образом, Аристотель в юности пристрастился к чтению. Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».

    В 367 году до н. э. Аристотель поселился в Афинах, где стал философом в Академии Платона, в которой состоял двадцать лет, до самой смерти Платона.

    В 347 году до н. э. Аристотель женился на Пифиаде, приёмной дочери Гермия, тирана Ассоса в Троаде. У Аристотеля и Пифиады была дочь Пифиада. В 345 году до н. э. Гермий выступает против персов, за что был свергнут ими и казнён. Аристотель вынужден уехать в город Митилену на о. Лесбос.

    В 343 году до н. э. по приглашению македонского царя Аристотель занял место воспитателя царского сына Александра, будущего знаменитого полководца. В 335 году до н. э. Аристотель вернулся в Афины, где основал свою философскую школу Ликей (известную также под названием перипатетической). После смерти Александра Македонского Аристотель вынужден был покинуть Афины (с ростом там освободительного движения против македонского господства). Год спустя он умер.

    Философское учение Аристотеля

    Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых - знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же - теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам - этика и политика (она же - наука о государстве). Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.

    Учение о четырёх причинах

    В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

    Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον) - «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
    Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) - «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
    Действующая, или производящая причина (греч. τὸ διὰ τί) - «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина - это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
    Цель, или конечная причина (греч. τὸ οὖ ἕνεκα) - «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

    Акт и потенция

    Своим анализом потенции и акта Аристотель ввёл в философию принцип развития, что явилось ответом на апорию элейцев, по которой сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего. Аристотель же говорил, что и то и другое невозможно, во-первых - потому что сущее уже существует, а во-вторых - нечто не может возникнуть из ничего, а значит возникновение и становление вообще невозможно.

    Акт и потенция (действительность и возможность):

    акт - деятельное осуществление чего-либо;
    потенция - сила, способная к такому осуществлению.

    Категории философии

    Категории - это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.

    Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект - 9 предикатов.

    На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности - индивидуального бытия, и второй сущности - бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

    Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три - время, место, положение (или сущность, состояние, отношение).

    С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:

    субстанциональная - рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира.
    реляционная - (от лат. Relativus – относительный). Согласно этой концепции пространство и время – не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами.

    Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний, а значит органически связаны с принципом развития.

    Конкретное воплощение Красоты как принципа мирового устройства Аристотель видел в Идее или Уме.

    Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):

    неорганические образования (неорганический мир).
    мир растений и живых существ.
    мир различных видов животных.
    человек.

    История философии

    Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» - знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.

    Философия - это система научных знаний.

    Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал

    По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличие и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин.

    Абсолютное начало всякого движения - божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.

    Идея души

    Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа - это энтелехия тела. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, - это душа. «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевлённых тел.»

    Таким образом, душа есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат.

    Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него - к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания - к разумной воле.

    «Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках». «Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях, безусловно, труднее всего.»

    Теория познания и логика

    Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта - в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.

    Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.

    Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.

    Аристотель является и основоположником логики.

    Задача познания состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.

    В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого - «мнение», получаемое из опыта, второго - достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.

    Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.

    Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции:

    1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;

    2) убеждение в том, что это свойство - существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы - категорическим силлогизмом.

    Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Эти три термина понимались Аристотелем как отражение связи между следствием, причиной и носителем причины.

    Система научных знаний не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды, а именно категории, к которым сводятся остальные роды сущего.

    Размышляя над категориями и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума и его логику, и, в том числе, логику высказываний. Разрабатывал Аристотель и проблемы диалога, углубившие идеи Сократа.

    Он сформулировал логические законы:

    закон тождества - понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
    закон противоречия - «не противоречь сам себе»;
    закон исключённого третьего - «А или не-А истинно, третьего не дано».

    Аристотель разрабатывал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

    Этические взгляды

    Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика». Отталкиваясь от слова «этос» (др. греч. ethos) Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

    Учение о добродетелях

    Аристотель делит все добродетели на нравственные, или этические, и мыслительные, или разумные, или дианоэтические. Этические добродетели представляют собой середину между крайностями - избытком и недостатком - и включают в себя: кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическая мудрость, справедливое негодование. Относительно нравственной добродетели Аристотель утверждает, что она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность - это её противоположность». Нравственные, или этические, добродетели (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению.

    Добродетель - это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

    Аристотель, как и Платон, делил душу на три силы: разумную (логическую), страстную (фумоейдическую) и желающую (епифумическую). Каждую из сил души Аристотель наделяет свойственной ей добродетелью: логическую - разумностью; страстную - кротостью и мужеством; желающую - воздержностью и целомудрием. В целом душа, по Аристотелю, имеет следующие добродетели: справедливость, благородство и великодушие

    Внутренний конфликт

    Каждая ситуация выбора сопряжена с конфликтом. Однако выбор нередко переживается гораздо мягче - как выбор между различного рода благами (зная добродетель, можно вести порочную жизнь).

    Аристотель постарался показать возможность разрешения этого нравственного затруднения.

    Слово «знать» употребляется в двух значениях:

    1) «знает» говорят о том, кто только обладает знанием;

    2) о том, кто применяет знание на практике.

    Далее Аристотель уточнял, что, строго говоря, обладающим знанием следует считать лишь того, кто может применять его. Так, если человек знает одно, а поступает по-другому, значит не знает, значит он обладает не знанием, а мнением и ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности.

    Добродетельность как разумность обретается человеком в процессе уяснения собственной двойственности и разрешения внутреннего конфликта (по крайней мере, насколько это в силах самого человека).

    Человек

    Для Аристотеля человек - это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.

    В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» - существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей - причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

    В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.

    Космология Аристотеля

    Аристотель вслед за Евдоксом учил, что Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна. Доказательство шарообразности Земли Аристотель видел в характере лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям округловатую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Ссылаясь на утверждения ряда античных математиков, Аристотель считал окружность Земли равной 400 тысяч стадий (ок. 71200 км). Аристотель кроме того первым доказал шарообразность и Луны на основе изучения её фаз. Его сочинение «Метеорология» явилось одной из первых работ по физической географии.

    Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранилось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетарной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетарным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд.

    Шарообразны и небесный свод и все небесные светила. Однако доказывал эту мысль Аристотель неправильно, исходя из телеологической идеалистической концепции. Шарообразность небесных светил Аристотель выводил из того ложного взгляда, что так называемая «сфера» является наиболее совершенной формой.

    Идеализм Аристотеля получает в его учении о мирах окончательное оформление:

    «Подлунный мир», то есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место. Над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня.

    «Надлунный мир», то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента - эфира.

    Эфир (пятый элемент или quinta essentia) входит в состав звёзд и неба. Это божественный, нетленный и совершенно непохожий на другие четыре элемента.

    Звёзды, по Аристотелю, неподвижно укреплены на небе и обращаются вместе с ним, а «блуждающиеся светила» (планеты) движутся по семи концентрическим кругам. Причиной небесного движения является Бог.

    Учение о государстве

    Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

    Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.

    По Аристотелю, человек - политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

    Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи - муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

    Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

    Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обусловливается качествами общества, которому он принадлежит - кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

    Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же - к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

    Наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

    Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.

    Политик и политика

    Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную науку о политике.

    Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь, людям необходима политика.

    Политика - наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.

    Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.

    Сущность политики раскрывается через её цель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики - справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели государственного устройства.

    Государство - продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

    Формы государственного правления

    В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

    Правильный строй - строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

    Монархия (греч. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
    Аристократия (греч. aristokratia - власть лучших) - форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
    Полития - Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

    Неправильный строй - строй, при котором преследуются частные цели правителей:

    Тирания - монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
    Олигархия - соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
    Демократия - выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорождённые и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

    В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное - удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

    При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

    Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».

    Главное в государстве - гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

    Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» - политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно - «Афинская полития»).

    Аристотелев корпус

    В «Аристотелев корпус» (лат. Corpus Aristotelicum) по традиции включают труды, излагающие учение Аристотеля, но не принадлежащее самому Аристотелю. Далее сочинения, принадлежность которых Аристотелю считается сомнительной, помечены знаком.

    Сочинения, которые по общему признанию исследователей Аристотелю не принадлежат, помечены знаком

    Логика (Органон)

    Категории / Κατηγοριῶν / Categoriae
    Об истолковании / Περὶ ἑρμηνείας / De interpretatione
    Первая аналитика / ἀναλυτικά πρότερα / Analytica priora
    Вторая аналитика / ἀναλυτικά ὑστερα / Analytica posteriora
    Топика / Τοπικῶν / Topica
    О софистических опровержениях / Περὶ τῶν σοφιστικῶν ἐλέγχων / De sophisticis elenchis

    Аристотель родился на побережье Эгейского моря, в Стагире. Год рождения его находится в промежутке 384-332 годов до н.э. Будущий философ и энциклопедист, получил хорошее образование, ведь его отец и мать служили врачами у царя, деда Александра Македонского.
    В 17-летнем возрасте подающий надежды юноша, обладая энциклопедическими знаниями, поступил в Академию самого Платона, которая располагалась в Афинах. Там он пробыл целых 20 лет, вплоть до смерти своего учителя, которого достаточно высоко ценил и в то же время позволял себе входить с ним в споры из-за разных взглядов на значимые вещи и идеи.
    Философ со своим учителем Платоном.
    Покинув греческую столицу, Аристотель стал личным наставником Александра Македонского и переехал в Пеллу на 4 года. Отношения между воспитателем и учеником складывались достаточно тепло, до того момента, пока Македонский не взошел на трон с завышенными амбициями - покорить весь мир. Великий естествоиспытатель не одобрял этого.
    Аристотель открыл собственную философскую школу в Афинах - Ликей, которая имела успех, однако после смерти Македонского началось восстание: взгляды ученого не были поняты, его назвали богохульником и атеистом. Местом смерти Аристотеля, многие идеи которого живы до сих пор, называют остров Эвбея.
    Великий естествоиспытатель
    Значение слова «естествоиспытатель»
    Слово естествоиспытатель состоит из двух производных, поэтому дословно это понятие можно принять как «проверять природу». Следовательно, естествоиспытателем называется учёный, который изучает законы природы и ее явлений, а естествоиспытание представляет собой науку о природе.
    Что изучал и описывал Аристотель?
    Аристотель любил мир, в котором жил, жаждал познать его, овладеть сутью всего сущего, проникнуть в глубинный смысл предметов и явлений и передать свои знания последующим поколениям, предпочитая сообщение точных фактов. Одним из первых он основал науку в самом широком её понимании: впервые создал систему природы – физику, определяя её основное понятие – движение. В его творчестве не было ничего важнее изучения живых существ, а, значит, и биологии: он раскрывал суть анатомии животных, описывал механизм движения четвероногих, изучал рыб и моллюсков.
    Достижения и открытия
    Аристотель внёс огромный вклад в древнее естествознание – предложил собственную систему мира. Так, он считал, что в центре находится неподвижная Земля, вокруг которой двигаются небесные сферы с закрепленными планетами и звездами. При этом девятая сфера является этаким двигателем Вселенной. Кроме того, величайший мудрец древности предугадывал учение о естественном отборе Дарвина, он демонстрировал глубинное понимание геологии, в частности, о происхождении окаменелостей в Малой Азии. Метафизика нашла воплощение во многих произведениях древнего грека – «О небе», «Метеорология», «О возникновении и уничтожении» и других. Наука же в целом была для Аристотеля высшей ступенью познания, ведь ученый создал так называемую «лестницу познания».
    Вклад в философию
    Основополагающее место в деятельности исследователя занимала философия, которую он делил на три вида - теоретическую, практическую и поэтическую. В трудах по метафизике Аристотель развивает учение о причинах всего сущего, определяя четыре основные: материю, форму, производящую причину и цель.
    Учёный одним из первых раскрыл законы логики и классифицировал свойства бытия по определенным признакам, философским категориям. В основе лежала убежденность учёного в материальности мира. Его теория основана на том, что сущность находится в самих вещах. Аристотель дал собственную трактовку платоновской философии и точное определение бытия, а также досконально изучил проблемы материи, чётко определил её сущность.
    Взгляды на политику
    Аристотель принимал участие в разработках основных сфер знаний того времени - и политика не исключение. Он уделил особое внимание значению наблюдения и опыта и был сторонником умеренной демократии, понимая справедливость как общее благо. Именно справедливость, по мнению древнего грека, должна стать главной политической целью.
    Этик, политик и великий естествоиспытатель.
    Он был убежден, что политическое устройство должно иметь три ветви: судебную, административную и законодательную. Формы правления у Аристотеля - это монархия, аристократия и полития (республика). Причем правильной он называет исключительно последнюю, ведь она сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии. Говорил учёный и о проблеме рабства, обращая внимание на то, что все эллины должны быть рабовладельцами, своеобразными хозяевами мира, а остальные народы - их верными слугами.

    Аристотеля считают одним из наиболее выдающихся философов Древней Греции. Родился он на территории полуострова Халкидики в македонском городе Стагира в 383 -384 году до нашей эры (точная дата на данный момент не известна). Отца его звали Никомах, и несмотря на свое «варварское» происхождение, ему выпала честь служить врачевателем, приближенным к македонскому царю Аминте Второму. Существует легенда, согласно которой Никомах является выходцем из рода Махаона, эпического героя, воспетого в знаменитой «Илиаде» Гомера. Мать Аристотеля, Фестида, происходила из благородного Эвбейского рода.

    Когда юному Аристотелю едва исполнилось 15 лет, он остался круглым сиротой. Опекунство над мальчиком взял Проксен, приходившийся ему дядей по материнской линии, который сумел привить будущему философу любовь к книгам и страсть к изучению различных научных дисциплин. Спустя пару лет молодой Аристотель перекочевал в Афины, где он пополнил ряды студентов известной Академии под управлением самого Платона. Заметив выдающиеся способности молодого человека к обучению, уже через несколько лет ему выделили место преподавателя.

    Несмотря на тот факт, что Аристотель входил в число любимчиков Платона, последний нередко обвинял своего рьяного ученика в отсутствии благодарности и должного уважения к именитому учителю. Причиной подобного отношения со стороны наставника были разногласия во взглядах, и то, что Аристотель упорно отстаивал собственную точку зрения, не желая признавать верховенство главы Академии. Именно отсюда берет свое происхождение известное на весь мир изречение «Платон мне друг, но истина дороже». Однако невзирая на все разногласия, Аристотель никогда не отзывался о великом мыслителе в негативном ключе.

    Об увлечениях философа

    Аристотель с юных лет испытывал страсть к изучению животного мира, составив впоследствии множество научных трудов, в которых присутствовала масса описаний различных млекопитающих, а также моллюсков и представителей водного царства. Его книга, посвященная истории животных, и носившая одноименное название, стала по-настоящему революционной работой, всколыхнувшей буквально весь античный мир. Систематизированное описание разных существ из знаменитой «Истории животных» изучалось в школах вплоть до конца восемнадцатого столетия нашей эры.

    Зрелые годы

    В период с 368 по 365 годы до нашей эры Аристотель посетил Афины, где он стал основателем собственной школы, которая была расположена неподалеку от храма, посвященного Аполлону Ликейскому. Называлось учебное учреждение «Ликей», а лекционным залом для учеников нередко выступала территория пышного сада, окружающего школу. Здесь преподавались такие предметы, как риторика, физика, биология и ряд других дисциплин.

    После смерти Платона, в 348 году до нашей эры, Аристотелю пришлось покинуть стены храма знаний и бежать из Афин. Причиной этому послужил назревающий в Македонии военный конфликт и распри со Спевсипом, возглавившим Академию после кончины ее прежнего руководителя. Из Греции Аристотель по приглашению своего хорошего приятеля, диктатора Гермия, перебрался в Ассос, город, расположенный в Малой Азии. Некоторое время спустя, тирана, боровшегося с персидским игом, убили в результате заговора, и Аристотель был вынужден срочно бежать из Ассоса.

    Убегая из объятого восстанием города, Аристотель взял с собой молодую родственницу Гермия по имени Пифиада, которая в дальнейшем стала супругой философа. Прибежищем для молодоженов стал город Митилена, расположенный на греческом острове Лесбос. Здесь случилось событие, ставшее для философа судьбоносным. В 341 году до нашей эры греческий монарх Филипп, отец Александра Македонского, пригласил Аристотеля стать наставником его отпрыска, с ранних лет подававшего большие надежды.

    Философу довелось обучить будущего завоевателя азам гуманистической доктрины, медицины и этики, а также основам политического дискурса и естественным наукам. В скором времени захватнические взгляды Македонского вошли в противоречие с воззрениями Аристотеля, и тот отдалился от своего подопечного. Спустя год после смерти завоевателя в 323 году до нашей эры скончался и Аристотель. По одной из версий причиной летального исхода стало отравление ядовитым растением борец. Согласно другой версии, великий философ умер от желудочного заболевания.

    Творческое наследие Аристотеля

    Из дошедших до наших дней письменных трудов греческого мыслителя сохранился ряд биологических, физических и логических трактатов. В философском сочинении «Метафизика» Аристотель описывает существование в различных аспектах, а в этических сочинениях рассказывается о жизни Эвдема и Никомаха.

    Сохранились такие произведения, как «Риторика», «Метеорологика», истории о растениях, животных, пороках, добродетелях, физиогномике и механике.

    Поделиться: