Лабораторная работа: "Выявление плоскостопия". Осанка. Предупреждение плоскостопия — Гипермаркет знаний Выявление нарушение осанки лабораторная работа

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

А .

1) Что входит в опорно-двигательную систему?

2) Какие функции выполняет опорно-двигательная система?

3) Назовите и покажите на скелете части осевого скелета?

4) Что относится к добавочному скелету? Покажите на скелете.

5) Где можно найти в скелете человека шов? Что это такое? Какие ещеесть виды соединения костей?

6) Где у мышцы хвост, а где голова?

7) Что такое гиподинамия? Чем она опасна?

Б .

1) Найдите и покажите грудино-ключично-сосцевидныемышцы. Покажите движения: а) где эти мышцы действуют как антагонисты (поворот головы вправо, влево); б) где эти мышцы действуют как синергисты (опускают голову вниз).

2) На карточках написаны названия костей скелета. Ученики выбирают карточку и показывают на скелете.

В.

Какую работу выполняют мышцы рук при ручной стирке белья? (динамическую работу )

Какую работу выполняют мышцы спины при ручной стирке белья? (статическую работу )

Что устает больше спина или руки? Почему? (наиболее утомительна статическая работа, требующая сохранения однообразной позы или длительного удержания груза ).

3. Изучение нового материала.

А. Составить план изучения нового материала.

Определение (осанки, плоскостопия);

Степени нарушения (осанки, плоскостопия);

Причины, вызывающие (нарушение осанки, плоскостопия);

Выявление нарушения (осанки, плоскостопия) у учащихся класса;

Меры профилактики нарушения (осанки, плоскостопия).

Б.Изучение осанки по намеченному плану.

Состояние позвоночника очень важно для здоровья. В «списке болезней» школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место: каждый третий ученик имеет нарушения осанки. Что же такое осанка?

Осанка – навык, обеспечивающий сохранение привычного положения тела человекапри стоянии, ходьбе, сидении, оно зависит от изгибов позвоночника, наклона таза и развития мышц скелета.

При правильной осанке голова и туловище находится на одной вертикальной линии, плечи развернуты и немного опущены, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника нормальны. (Приложение 1).

В блестящих свитах принцев и принцесс среди мамушек и нянюшек, учителей и гувернеров всегда был человек, в чьи обязанности вменялось обучать будущих монархов держаться истинно по-королевски. «Ваше высочество, держите спину! - неустанно повторяли они. – Подданные должны узнавать повелителя не по одежде и короне. А по осанке». Величественную осанку – драгоценное наследие царской крови и воспитания, приобретенную в детские годы, они сохраняли до конца своих дней.

Круглая спина, плоская, кругловогнутая… страшновато звучит? Между тем это всего лишь медицинские термины, обозначающие те или иные нарушения осанки. Формируются они, чуть ли не в младенческом возрасте, а «вылезают», становятся особенно заметными в 6 – 7 лет, когда ребенок идет в школу.

Степени нарушения осанки:

Отклонения от нормы слабо выражены и исчезают при старании человека держаться прямо (если он контролирует себя);

Отклонения от нормы устойчивы, но связаны с нарушением мышечного аппарата.Поддаются исправлению на занятиях лечебной физкультуры (корригирующая гимнастика); (Приложение 3)

Искривления позвоночника затрагивают скелет:

а) сколиоз искривления позвоночника в боковую сторону;

б) лордоз – искривления позвоночника в поясничном отделе кпереди;

в) кифоз – искривление позвоночника в грудном отделе кзади (сутулая, круглая спина).

По рисункам определите виды искривления скелета. (Приложение 2).

Какие причины способствуют нарушению осанки? Давайте в группах проанализируем ситуации и составим схему-кластер «Причины нарушения осанки».

Ситуация 1.

Неправильная походка. Она существенно ухудшает осанку. Осанка и походка сильно взаимосвязаны. При плохой осанке не может быть правильной походки, и неправильная походка формирует плохую осанку.

Ситуация 2.

Угнетенное настроение. Стресс приводит к нарушению осанки, из-за этого нарушается дыхание, кровообращение и очень страдает центральная нервная система, что еще более усиливает угнетенное состояние и плохое настроение.

Ситуация 3.

Недостаточная двигательная активность,

недостаточное пребывание на свежем воздухе,

переутомление,

слабое развитие мышц спины из-за малоподвижного образа жизни.

Ситуация 4.

Привычка носить тяжести в одной руке,

неудачно подобранные упражнения.

Ситуация 5 .

Высокие каблуки.

Ситуация 6.

Неправильное положение тела вовремя сна. Нормальное положение позвоночникаможет быть нарушено из-за привычки спать «калачиком» или с приподнятыми на подушке плечами, на слишком мягкой или неровной постели. Вредно также редко менять положение тела во время сна, так как нарушается кровообращение.

Ситуация 7.

Неправильное положение тела за партой.

Сообщение учащегося. Научно-исследовательская работа «Соответствие характеристики рабочего места антропометрическим показателям ученика».

Любое нарушение осанки – всегда признаки неблагополучия в детском организме, спутники многих хронических недугов. Они затрудняют работу сердца, дыхательной, нервной, почти всех систем.

Вы постоянно жалуетесь на головную боль, очень быстро устаете. Причина недомоганий повышенной утомляемости может быть в нарушении осанки.

Учащиеся выполняют лабораторную работу «Выявление нарушений осанки». Стр. 75.По итогам работы на доске составляется диаграмма (используется цветная бумага: желтый цвет норма, красный цвет отклонение от нормы).

Учитель : Подумайте, работая в группах, и предложите меры профилактики нарушения осанки.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

б) правильная и точная коррекция обуви;

в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);

г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание; (Приложение 3)

д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

ж) плавание.

В рационе питания в этот период обязательно должны быть молоко, орехи,масло, яйца, сыр, рыба, печень, морковь, помидоры, апельсины, изюми другие продукты, богатые микроэлементами (особенно кальцием и фосфором) и витаминами Д и А. От них в значительной мере зависит нормальный рост и развитие костной ткани.

В. Физкультминутка . (Одна из учениц показывает, весь класс за ней повторяет).

Это лоб, а это ушки, нос, язык, а это брюшко. Локти, плечи и лопатки, талия, коленки, пятки. Задание усложняется на голову надо положить книгу (задача учащихся, выполняя упражнение не уронить книгу).

Г.Изучение плоскостопия по намеченному плану.

Плоскостопие – деформация стопы, при которой уплощаются ее своды.

Виды плоскостопия :

а) Поперечное. Уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на 1 и 5, как бывает в норме.

б) Продольное. Стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы.

Причины плоскостопия. Рассмотреть рисунки (Приложение 4) и составить схему-кластер «Причины плоскостопия»:

1) неправильно подобранная обувь (тесная обувь, обувь на высоком каблуке, обувь без каблука);

2) длительное хождение или стояние;

3) избыточная масса тела.

При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.

Учащиеся выполняют лабораторную работу «Выявление плоскостопия», стр. 75 (учащиеся дома должны сделать отпечаток стопы).

По итогам работы на доске составляется диаграмма (используется цветная бумага: желтый цвет – норма, красный цвет – отклонение от нормы).

При плоскостопии нарушается основная амортизационная функция стопы, ухудшается осанка, что приводит к деформациям позвоночника. Это, в свою очередь, становится причиной сотрясения,смещения и нарушения функций внутренних органов, а так же образования микрокровоизлияний в головном мозге, которые могут вызвать головокружение, повышенную утомляемость.

Учитель: Подумайте, работая в группах, и предложите меры профилактики плоскостопия. Рассмотрите и запомните упражнения, рекомендуемые людям, страдающим плоскостопием. (Приложение 5).

При значительно выраженном плоскостопии применяют специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, голенного и тазобедренного суставов.

4. Рефлексия.

1. Работа в группах .

Учитель : Что вы скажите людям, которые носят такую обувь?

а) туфли на высоком каблуке;

б) кроссовки (обувь на сплошной подошве, тесную).

Объясните поговорку «Без осанки конь – корова».

Неправильная осанка ухудшает фигуру, общий облик и делает человека малопривлекательным. Сгорбленная спина старит даже очень молодого человека. Правильнаяосанка делает фигуру человека стройной и красивой. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить ее недостатки очень трудно.

Используя выданный предмет (еловую шишку), придумайте упражнения для профилактики плоскостопия и профилактики нарушения осанки.

2 . Подведение итогов урока «Метод пяти пальцев».

М.(мизинец) мыслительный процесс: Какие знания, опыт я сегодня получил на уроке?

Б.(безымянный) близкие цели: Что я делал на уроке, чего достиг?

С.(средний) состояние духа: Какое у меня настроение на уроке?

У.(указательный) удивление: Что меня удивило, поразило на уроке?

Б.(большой) бодрость, физическая форма: Что я сделал (сделаю) для своего здоровья?

5. Домашнее задание.

Параграф 15. Определить, соответствует ли ваше домашнее рабочее место вашим антропометрическим показателям, проведя соответствующие измерения. (Приложение 6).

Галина Денисова , учитель биологии Козьминской средней школы Ленского района Архангельской области

Приложения - в прикрепленном файле.

Практическая работа №3.

Тема: выявление нарушений осанки и плоскостопия.

Цель: определить, имеются ли нарушения осанки и плоскостопие.

Оборудование: сантиметровая лента, таз с водой, лист бумаги.

Ход работы:

Опыт № 1.

  1. Выявление нарушений осанки.

1 Выявление сутулости. (сантиметровой лентой замерить расстояние между крайними выступающими точками на плечах со стороны спины и со стороны груди).

А - ширина груди =

Б - ширина спины =

А: Б = (если результат равен 0,8 и больше, то нарушений нет

Если результат равен 0,7 и меньше, то имеется сутулость)

2. Оценка поясничного изгиба (выявление «седловидной спины»)

Встать спиной к стене так, чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении попробавать просунуть между стеной и поясницей ладонь, затем кулак. Если между стеной и поясницей проходит только ладонь - значит нарушений поясничного изгиба нет; между стеной и поясницей проходит кулак - значит нарушен поясничный изгиб.

3. Выявление сколиоза

Раздеться до пояса и встать спиной к наблюдателю. Руки опущены. Наблюдатель проверяет расположение плеч и лопаток. Если плечи и лопатки находятся на одном уровне, то нарушений нет. Если одно плечо или одна лопатка выше другой, то можно предположить наличие сколиоза. Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях, равенства нет.

Вывод: оценить результаты всех трех замеров. Определить, имеются ли нарушения осанки.

4. Выявление гибкости позвоночника.

Встаньте на ступеньку лестницы и не сгибая коленей максимально наклонитесь вперед. Попытайтесь дотянуться до кончиков пальцев, а если возможно, то и ниже ступеньки.

Вывод: При измерении расстояния от кончика среднего пальца до опоры (если выше ее, то число со знаком "-", если ниже - со знаком "+").

Результаты считаются отличными, если у мальчиков они равны +6...+9 сантиметров, у девочек +7...+10 сантиметров.

Все остальные результаты оцениваются как хорошие, а вот отрицательные результаты - говорят о плохой гибкости позвоночника.

Опыт №2.

Выявление плоскостопия.

Покрасить краской лист бумаги, поставить на нее стопу, далее встать на лист белой бумаги. Получится след. Его необходимо обвести карандашом. После того, как бумага подсохнет, поставить точку в центре отпечатка среднего пальца и точку в центре отпечатка пятки. Затем поставленные точки соединить линией. Если полученная линия не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет. Если линия оказалась внутри следа, то плоскостопие есть.

Вывод: оценить полученный рисунок, сделать вывод о наличии или отсутствии плоскостопия.

Тема: Опорно-двигательная система (9 часов)

Урок №7: Нарушение осанки и плоскостопие.

На уроке разбирается материал о видах нарушения осанки и плоскостопии, их причинах, и профилактике. Учитель инструктирует учащихся о способах выявления нарушений осанки и плоскостопия. В качестве домашнего задания учащиеся получают инструкцию для выполнения лабораторной работы. Учащимся необходимо объяснить, что цель данной работы – научиться выявлять нарушения осанки и плоскостопие в домашних условиях, и в случае имеющихся нарушений спланировать свои дальнейшие действия по улучшению состояния организма. Очень важно объяснить учащимся, что оцениваться учителем будет не состояние их опорно-двигательного аппарата, а умение выявлять имеющиеся нарушения и планировать для себя дальнейшие действия по сохранению и улучшению своего здоровья.

Инструкция для выполнения домашней лабораторной работы.

Лабораторная работа.

Тема: выявление нарушений осанки и плоскостопия.

Цель: определить, имеются ли нарушения осанки и плоскостопие.

Оборудование: сантиметровая лента, таз с водой, лист бумаги.

Ход работы:

  1. Выявление нарушений осанки.

1 Выявление сутулости . (сантиметровой лентой замерить расстояние между крайними выступающими точками на плечах со стороны спины и со стороны груди).

А – ширина груди =

Б – ширина спины =

А: Б = (если результат равен 0,8 и больше, то нарушений нет

Е сли результат равен 0,7 и меньше, то имеется сутулость)

2. Оценка поясничного изгиба (выявление «седловидной спины»)

Встать спиной к стене так, чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении попробавать просунуть между стеной и поясницей ладонь, затем кулак. Если

между стеной и поясницей проходит только ладонь – значит нарушений поясничного изгиба нет;

между стеной и поясницей проходит кулак – значит нарушен поясничный изгиб.

3. Выявление сколиоза

Раздеться до пояса и встать спиной к наблюдателю. Руки опущены. Наблюдатель проверяет расположение плеч и лопаток. Если плечи и лопатки находятся на одном уровне, то нарушений нет. Если одно плечо или одна лопатка выше другой, то можно предположить наличие сколиоза. Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях равенства нет.

Вывод: оценить результаты всех трех замеров. Определить, имеются ли нарушения осанки.

  1. Выявление плоскостопия. (Намочить ногу и встать на лист белой бумаги. Получится след. Его необходимо обвести карандашом. После того, как бумага подсохнет, поставить точку в центре отпечатка среднего пальца и точку в центре отпечатка пятки. Затем поставленные точки соединить линией. Если полученная линия не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет. Если линия оказалась внутри следа, то плоскостопие есть.)
Задачи урока :

    закрепить знания учащихся о мышечной системе, строении и работе мышц

    дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы;

    разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;

    воспитывать потребности в гигиенических знаниях, усилить практическую направленность изучения биологии;

    формировать познавательный интерес к предмету

Ход урока:

    Организационный момент

- приветствие

Проверка отсутствующих

Проверка готовности класса к уроку

    Проверка ране изученного материала

- карточки - № 1 - № 6

-Устный опрос (при хорошей готовности класса спросить дважды)

а) Поясните особенности макро- и микроскопического строения костей

б) Охарактеризуйте основные группы мышц, поясните, как осуществляется движение в суставах

    Формирование новых знаний

Если полистать классный журнал, то в конце можно обратить внимание на особый раздел - листок здоровья. К сожалению очень часто там можно увидеть фразу «нарушение осанки» Что это такое?

Сегодня мы с вами

    выясним, что такое осанка ,

    выясним признаки правильной осанки.

    Попробуем определить причины нарушения осанки.

    Познакомимся с понятием плоскостопие

    попытаемся выработать профилактические меры по нарушению осанки и плоскостопия

Запишите тему урока: “Осанка. Предупреждение плоскостопия»

Что же такое осанка? Осанка – привычное положение тела в покое и при движении . Человек имеет только одну присущую ему привычную осанку. Джесси Банкрофт, известный американский преподаватель физкультуры, в своей книге “Осанка школьников” пишет: “Термин осанка включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса и других сегментов тела, а также их взаимное расположение в вертикальном положении тела”.

Какая же осанка может считаться правильной? Для этого давайте немного поэкспериментируем.

Лабораторная работа . Правильность осанки . (провести с одним-двумя учениками из класса) Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушения осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Теперь давайте выясним признаки правильной осанки (смотрим на рисунок, я буду помогать – предлагаются варианты ответов на каждую позицию).

    Голова и туловище держатся (наклонно, прямо , откинуты назад)

    (Голова , рука, шея) слегка приподнята

    ( Плечи , руки, ноги) несколько отведены назад

    Грудная клетка (вогнута, развернута , выпукла)

    Плечи находятся на ( одном , разном) уровне

    Живот (побран , опущен, расслаблен)

    В поясничной области имеется ( небольшой , средний, большой)изгиб вперед

При правильной осанке: (записать в тетрадь)

    Голова и туловище держатся прямо .

    Голова слегка приподнята.

    Плечи несколько отведены назад.

    Грудная клетка развернута .

    Плечи находятся на одном уровне.

    Живот подобран .

    В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.

К сожалению, не у всех осанка является правильной. Существует три степени нарушения осанки

    Внешне почти не видны нарушения, при выпрямлении человека осанка становится правильной

    Устойчивые уклонения от нормы – нужна ЛФК для укрепления мышечного аппарата

    Глубоки изменения скелета, трудно поддаются корректировке

Оценивая осанку учитывают по состоянию естественных изгибов позвоночника.

Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника : лордозу, кифозу, “плоской спине”, “круглой спине” или сколиозу. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей (на рисунках разбираются конкретные нарушения).

Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.

Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма “Место встречи изменить нельзя” страдал именно этим искривлением позвоночника. Кифоз также часто развивается у очень высоких людей.

Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.

Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.

Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого.

Беседа . Как вы думаете, у подростков какое самое распространенное нарушение осанки и почему?

Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночника? (Нарушением функций органов и систем прямо или опосредовано, смещение или сдавление внутренних органов; деформация и истончение хрящевых дисков начиная с 4-5 лет).

Задачи осанки :

    Предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки.

    Показатель психических особенностей человека (научно доказано, что человек с хорошей осанкой более уверен в себе, более привлекает внимание окружающих). “Осанка выражает состояние души”, – говорил Карл Густав Маннергейм, генерал-лейтенант русской армии.

Ситуация 1 . Перед вами – близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он будет скорее всего страдать? Почему? ( Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины).

Ситуация 2 . В старших классах ученик Саша увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Саша постоянно носил с собой (чаще в правой руке). “Как ты носишь такую тяжесть?” - удивлялась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Саша пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель заметил нарушение осанки и порекомендовал обратиться к врачу. Какое нарушение выявил врач?

Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника?

Ситуация 3 . В 8 классе учится девочка модельной внешности – очень стройная и худая. На перемене перекусывает яблоком или грушей. Подругам хвалится, что придя домой кушает только листики салата или огурец. Запивает зеленым чаем. Родители обеспокоены – дочь становится сутулой, постоянно одергивают её, чтобы выпрямилась. А она отвечает, что нет сил выпямляться – очень устаёт. От чего может возникнуть такая ситуация?

Каковы причины нарушения осанки?

1. Неправильное положение за столом

3. Неполноценное питание

4. Неправильная манера стоять, походка

Значит, нужно сохранять осанку при любой деятельности – сидите ли вы за партой или переносите тяжести Как же быть в данном случае? как правильно сидеть?(работа с таблицей на доске)

    В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.

    Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.

    Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.

    Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.

    Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.

    Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.

Как поднимать тяжести? (мини-сообщение ученика)

    Не поднимай больших грузов (более 10 кг), особенно рывковыми движениями – раздели груз на части или используй подручные средства механизации.

    Не носи груз в одной руке.

    При подъеме груза обязательно старайся согнуть ноги, а не спину – это уменьшает нагрузку на позвоночник. Вся нагрузка должна ложиться на ноги, а не на спину.

    Не поднимай ничего на вытянутых руках, держи груз как можно ближе к туловищу.

    Избегай подъема груза в сочетании с резким поворотом туловища.

    Поднимая и перенося грузы, не стесняйся просить о помощи – лучше просить такую помощь, чем потом просить помощь об уходе.

Ситуация 4 . На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.

Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши?

Плоскостопие . Для человеческой стопы характерно наличие сводов. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Зачем нужны эти своды?

Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухожилиями, своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет плавно приспособить стопу к неровностям почвы. Такая рессорная конструкция выдерживает нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа.

Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов(записать в тетрадь) . Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь.

Профилактика плоскостопия :

    Не носить слишком тесную обувь.

    Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.

    Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.

    Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.

    Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.

    Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.

    Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).

Комплекс упражнений для физкультминутки:

    Сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы с оттягиванием носка по 10 раз каждой ногой.

    Стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение, 6 раз.

    Полуприседания на наружных сводах, 6 раз.

    В домашних условиях:

ходить по валику босиком;
– поднимать с пола карандаш пальцами ног;
– катать мяч подошвами ног;
– делать массаж ступней.

Подведение итогов урока . Для чего мы сегодня так много говорили об осанке и плоскостопии? Почему это так важно? Правильная осанка и своды стопы – важнейшие факторы, влияющие на здоровье человека и требующие пристального внимания.

4. Закрепление

? Что такое осанка

Каковы признаки правильной осанки?

Что нужно предпринимать для красивой правильной осанки?

Что такое плоскостопие?

Почему важно иметь правильную осанку и своды стопы?

5. Домашнее задание

параграф № 15, на двойном листе выполнить лаб. раб «Выявление плоскостопия» сдать через неделю

Поделиться: