Разрешительные или уведомительные методы контроля экономической концентрации. Формы контроля за экономической концентрацией. Понятие "экономическая концентрация"

Экономическая концентрация - это результат сделок и иных действий хозяйствующих субъектов, предусмотренных гл. VII Закона о конкуренции и оказывающих влияние на состояние конкуренции: создание крупных коммерческих организаций; совершение крупных сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении указанных организаций. Указанные сделки и действия подлежат государственному (антимонопольному) контролю, который осуществляется посредством дачи антимонопольным органом предварительного согласия на совершение хозяйствующими субъектами соответствующих сделок и действий (ст. 27-29 Закона о конкуренции) либо получения им последующего уведомления об их совершении в случаях, предусмотренных ст. 31 Закона о конкуренции.

Предварительное согласие ФАС России требуется при совершении хозяйствующими субъектами действий, связанных с созданием или реорганизацией (слиянием, присоединением) крупных коммерческих организаций, а также крупных сделок с акциями (долями), имуществом или правами (ст. 27-29 Закона о конкуренции).

Под созданием или реорганизацией (слиянием, присоединением) крупных коммерческих организаций понимается такое создание или реорганизация коммерческих организаций, при которых пороговые величины концентрации капитала превышают 7 млрд руб. по суммарной стоимости активов этих организаций или учредителей по последним бухгалтерским балансам, или 10 млрд руб. - по суммарной выручке организаций или учредителей от реализации товаров за последний календарный год, либо если одна из таких организаций или учредитель включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%.

Сделки с акциями (долями), имуществом или правами считаются крупными , если суммарная стоимость активов по последним балансам лиц, приобретающих акции (доли), имущество или права, и лица, акции (доли), имущество которого или права в отношении которого приобретаются, превышает 7 млрд руб. или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд руб. и при этом стоимость активов по последнему балансу лица, акции (доли), имущество которого или права в отношении которого приобретаются, превышает 250 млн руб., либо если одно из указанных лиц включено в Реестр.

Без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением осуществляются сделки и действия, указанные в ст. 27-29 Закона о конкуренции, если хозяйствующими субъектами соблюдаются в совокупности следующие условия, предусмотренные ст. 31 Закона о конкуренции:

  • - сделки или иные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
  • - перечень лиц, входящих в одну группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в ФАС России в утвержденной им форме не позднее чем за месяц до осуществления сделок, иных действий;
  • - перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в ФАС России перечнем.

Пороговые величины концентрации капитала применительно к финансовым организациям в целях осуществления антимонопольного контроля устанавливаются Правительством РФ (ст. 29 Закона о конкуренции) .

Последствия нарушения порядка совершении сделок и иных действий, подлежащих антимонопольному контролю, предусмотрены ст. 34 Закона о конкуренции. Коммерческие организации, созданные с нарушением установленного порядка, ликвидируются либо реорганизуются в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если их создание привело или может привести к ограничению конкуренции. Сделки, совершенные с нарушением установленного порядка, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если они привели или могут привести к ограничению конкуренции.

Экономическая концентрация за рубежом также проявляется в образовании монополистических структур (слияниях, поглощениях); совершении сделок по приобретению крупных активов другого участника рынка, крупных пакетов акций (долей) в уставном капитале другого участника рынка, прав, позволяющих определять условия ведения предпринимательской деятельности другого участника рынка. При этом в одних странах концентрация капитала, ограничивающая конкуренцию, запрещена, а в других - определенным образом регулируется и контролируется.

В США, Японии, Германии запрещены слияния фирм и крупные сделки по приобретению акций, иного имущества и прав, которые существенно ограничивают конкуренцию. Закон предусматривает предварительное уведомление антимонопольного органа о намечаемой концентрации. Если в течение установленного законом срока не последуют возражения против концентрации капитала, она может состояться. Например, фирмы с имуществом или продажами на сумму 100 млн долл, и более обязаны уведомлять антимонопольные органы США о намеченном слиянии, о приобретении акций и иного имущества на сумму 15 млн долл, и более. Картельным законом Германии предусмотрен примерный перечень запрещенных слияний (например, приобретение существенной части имущества другого предприятия; создание концерна ; приобретение долей другого предприятия, дающих приобретателю контроль над ним; приобретение права на создание наблюдательного совета, правления или иного органа для ведения дел другого предприятия), а также размеры товарооборота, рыночных долей и приобретений контролируемых предприятий.

В Великобритании, Франции, ЕС не запрещено слияние компаний, но предусмотрен последующий контроль за такой концентрацией. Например, в Великобритании контролируется слияние, если рыночная доля объединяемых компаний составляет 25% и более либо стоимость их имущества превышает 30 млн фунтов стерлингов. Во Франции контролю подвергаются предприятия, которые в результате объединения имеют годовой оборот на мировом рынке, превышающий 150 млн евро, или 15 млн евро, если деятельность таких предприятий не выходит за рамки французского рынка.

Регламентом Совета ЕС от 21 декабря 1989 г. № 4064/89 предусмотрены пороговые величины концентрации: более 2/3 всего товарооборота каждого из предприятий - участников слияния или приобретения должно приходиться на одно из государств - членов ЕС; общий мировой товарооборот всех предприятий-участников должен превышать 5 трлн евро; общий товарооборот в пределах ЕС каждого из минимум двух предприятий-участников должен превышать 250 млн евро; рыночная доля всех предприятий-участников должна быть выше 25% в пределах ЕС или существенной его части.

  • См. постановления Правительства РФ от 30 мая 2007 г. № 334 «Об установлениивеличин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) вцелях осуществления антимонопольного контроля» и № 335 «Об установлении величинактивов кредитных организаций в целях осуществления антимонопольного контроля».
  • Концерн (англ, concern) - одна из форм капиталистических монополий, объединение многих промышленных, торговых и финансовых предприятий, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчиненных финансовому контролю ируководству господствующей в объединении группы крупнейших капиталистов. См.:Словарь иностранных слов. 7-е изд. М., 1980. С. 258.

Экономическая концентрация - это сделки и иные действия (создание, слияние, присоединение), осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. Нужно подчеркнуть, что антимонопольное законодательство, в отличие от граж-данского, устанавливает косвенный контроль, под которым понимается возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые через третьих лиц.

Государственный антимонопольный контроль осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) в лице ее соответствующих территориальных управлений. Он может быть либо предварительным, когда хозяйствующий субъект должен направить в ФАС России ходатайство о даче согласия на совершение определенных действий, либо последующим, когда достаточно

направить уведомление в 45-дневный срок с момента совершения определенных действий. Уведомления принимаются и рассматриваются бесплатно, за рассмотрение ходатайств взимается государственная пошлина (подп. 69 п. 1 ст. 3 3 3 33 НК РФ).

В любом случае нарушение требований антимонопольного контроля служит основанием для ликвидации созданных организаций или признания недействительными совершенных сделок в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

В соответствии со ст. 27 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль может осуществляться за созданием и некоторыми формами реорганизации (слиянием, присоединением) коммерческих структур, а также финансовых организаций.

Предварительное согласие антимонопольного органа требуется при создании коммерческой организации, уставный капитал которой оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации; при слиянии и присоединении коммерческих организаций. Законом названы три условия предварительного контроля, наличие хотя бы одного из них обязывает учредителей запросить согласие антимонопольного органа. Во-первых, суммарная стоимость активов свыше 3 мдрд. руб.; во-вторых, суммарная выручка за предшествующий календарный год свыше 6 млрд. руб.; в-третьих, одна из организаций включена в Реестр.

Если же суммарная балансовая стоимость активов или их суммарная выручка за предшествующий календарный год свыше 200 млн руб., учредителям достаточно направить в ФАС России соответствующее уведомление.

Особым случаем является создание коммерческой организации, уставный капитал которой оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом кредитной организации. Уведомительного контроля в данной ситуации не предусмотрено, однако если стоимость активов финансовой организации превышает 3 млрд. руб., для создания коммерческой организации требуется согласие ан-тимонопольного органа.

Закон о защите конкуренции во многих нормах проводит различие между кредитной организацией и остальными финансовыми организациями. В частности, это можно заметить применительно к правилам государственного контроля за экономической концентрацией. Так, создание коммерческой организации, уставный капитал которой оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, а также слияние и присоединение финансовых организаций регламентируются в зависимости от вида данной организации. Пороговым значением для определения вида антимонопольного контроля здесь является стоимость активов финансовой организации (или нескольких организаций, если речь идет о слиянии и присоединении).

Допустим, для страховщиков, обществ взаимного страхования, страховых брокеров и кредитных потребительских кооперативов эта сумма составляет 200 млн руб., для регистраторов, страховых медицинских организаций и ломбардов - 50 млн руб., в отношении бирж, лизинговых компаний, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных, а также паевых инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением регистраторов) - 100 млн руб. Если стоимость активов превышает указанные суммы, требуется предварительное согласие антимонопольного органа, в противном случае достаточно уведомления, направленного в антимонопольный орган пост-фактум.

Несколько иные правила действуют в случае слияния и присоединения кредитных организаций. Пороговым значением для определения вида антимонопольного контроля выступает суммарная стоимость активов в размере 10 млрд руб. Если стоимость активов выше данной суммы, требуется предварительное согласие антимонопольного органа на проведение соответствующей реорганизации, если меньше - достаточно последующего уведомления о фактически состоявшейся реорганизации.

В соответствии со ст. 28 Закона о защите конкуренции антимонопольного контроля требуют некоторые сделки и действия хозяйствующих субъектов. В первую очередь, сделки по приобретению акций (долей), предоставляющих право распоряжаться более определенным количеством голосов данного хозяйствующего субъекта. В Законе о защите конкуренции ранжируются виды данных сделок в зависимости от того, какое количество голосов ранее принадлежало покупателю. Например, подлежит контролю приобретение голосующих акций (долей), предоставляющих право распоряжаться более чем 25% акций (/3 долей в уставном капитале ООО) при условии, что до этого приобретения лицо распоряжалось менее чем 25% голосующих акций (:/3 долей). Подобно этому регламентируется приобретение акций лицом, имеющим право распоряжаться от 25% до 50% голосующих акций, в результате чего оно получает право распоряжения более чем 50% голосующих акций (более чем 50% долей в уставном капитале ООО).

Во-вторых, контролю подлежат сделки, связанные с получением в собственность, пользование или владение основных производственных средств или нематериальных активов, если балансовая стоимость предмета сделки превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов продавца. В-третьих, контролю подлежат сделки, направленные на приобретение прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринима-тельской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа (договор доверительного управления имуществом, договор о совместной деятельности, договор поручения и проч.). Такой сделкой можно считать и договор хозяйственного

общества с управляющей компанией, которая заменяет его ис-

полнительный орган.

Основанием для предварительного антимонопольного контроля за перечисленными сделками служат следующие условия. Если суммарная балансовая стоимость активов сторон сделки превышает 3 млрд руб. или их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 6 млрд руб. и при этом балансовая стоимость активов лица, чьи акции (доли) или имущество (права в отношении имущества) приобретаются, превышает 150 млн руб.; либо если один из участников сделки включен в Реестр.

Согласие антимонопольного органа не может рассматриваться как существенное условие соответствующего договора (допустим, в случае приобретения акций). Это объясняется тем, что отсутствие в каком-либо договоре существенного условия означает возможность признания договора незаключенным. В то же время Закон о защите конкуренции указывает на иные последствия отсутствия согласия антимонопольного органа, а именно: возможность признания договора недействительным.

Последующий контроль проводится, если суммарная балансовая стоимость активов участников сделки или их суммарная выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год превышают 200 млн руб. при этом балансовая стоимость активов лица, чьи акции (доли) или имущество (права в отно-шении имущества) приобретаются, превышает 30 млн руб.; либо если один из участников сделки включен в Реестр.

Похожим образом регламентирован антимонопольный контроль в отношении сделок с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций. Однако установлены несколько иные условия предварительного и уведомительного контроля. Так, с предва-рительного согласия сделки с акциями (долями) совершаются при условии, что активы финансовой организации превышают определенную величину (см. пороговые значения для осуществления контроля на стр. 296, для кредитной организации эта величина составляет 3 млрд. руб.). Что касается сделок с иным имуществом, то здесь пороговое значение для определения вида антимонопольного контроля в отношении всех финансовых организаций составляет 10%.

Следует обратить внимание, что действующее законодательство устанавливает в определенном смысле льготный режим антимонопольного контроля для участников группы лиц. Так, все виды предварительного контроля могут быть заменены для участников группы лиц на соответствующие уведомления антимонопольного органа при одновременном соблюдении трех условий:

сделки и иные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;

перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен

любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;

3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.

Еще одним необычным видом государственного антимонопольного контроля является принудительное разделение (выделение) занимающих доминирующее положение коммерческих организаций, а также некоммерческих, если они занимаются деятельностью, приносящей доход. Подобная принудительная реорганизация возможна в случае систематического осуществления монополистической деятельности, т.е. если в течение 3 лет было выявлено более двух фактов совершения монополистических действий.

Принудительное разделение (выделение) допускается при: наличии: возможности обособления структурных подразделений коммерческой организации; отсутствии технологически обусловленной взаимосвязи структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30 и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации); наличии у реорганизованных юридических лиц возможности самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Одной из основных функций российских антимонопольных органов является осуществление контроля за экономической концентрацией.

В соответствии с легальным определением, приведенным в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», под экономической концентрацией понимаются сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Из данного определения следует, что экономическая концентрация может осуществляться в двух формах: путем осуществления действий (реорганизации или создания коммерческих организаций) и посредством заключения сделок. Однако не любые действия или сделки хозяйствующих субъектов могут считаться экономической концентрацией. Определяющим является то воздействие на состояние конкурентной среды на конкретном товарном рынке, которое такие действия или сделки оказывают.

В более широком смысле экономическая концентрация может рассматриваться как определенный процесс, который предполагает изменение состояния конкурентной среды на товарном рынке и наличие причинно-следственной связи между таким изменением и действиями хозяйствующего субъекта или его сделками.

В отличие от экономической концентрации, связанной с указанными действиями или сделками коммерческих организаций, аналогичное изменение состояния конкурентной среды может быть связано с экономическим ростом отдельных хозяйствующих субъектов, входом или выходом с рынка отдельных хозяйствующих субъектов. Однако подобные процессы, происходящие на товарном рынке, не являются предметом антимонопольного контроля.

Рассмотрим, какие изменения состояния конкурентной среды могут свидетельствовать об экономической концентрации.

Каждое предприятие, осуществляющее деятельность на товарном рынке, обладает определенным набором активов: имущество, включая основные производственные средства, имущественные права, нематериальные активы. Именно эти средства позволяют хозяйствующему субъекту вести предпринимательскую деятельность, осуществлять производство и продажу товаров, оказание услуг и, в конечном счете, участвовать в конкурентной борьбе.

Федеральный закон «О защите конкуренции» использует в отношении обладателя таких активов понятие «объект экономической концентрации», под которым понимается лицо, чьи акции (доли), активы, основные производственные средства и (или) нематериальные активы приобретаются или вносятся в уставный капитал, и (или) лицо, права в отношении которого приобретаются.

Соответственно под субъектами экономической концентрации далее будут пониматься лица, намеревающиеся совершить действия или заключить сделки, способные оказать влияние на состояние конкурентной среды.

Обратите внимание: при осуществлении экономической концентрации в форме реорганизации (слияния или присоединения) субъекты и объекты экономической концентрации фактически совпадают.

Необходимо отметить, что непосредственное приобретение активов предприятия по своему эффекту практически идентично приобретению корпоративных или управленческих прав у собственника этих активов либо слиянию с ним (присоединению к нему).

Рассуждая таким образом, справедливо сделать вывод о том, что конкурентная борьба осуществляется между не зависящими друг от друга хозяйствующими субъектами (группами лиц), которые контролируют указанные активы. Соответственно, экономическая концентрация предполагает такое изменение структуры прав собственности или управления объектом экономической концентрации или его имуществом, которое может привести к изменению производственного потенциала отдельных хозяйствующих субъектов.

Упомянутое изменение состояния конкурентной среды может производиться различными путями. Во-первых, два предприятия могут объединить свои активы, осуществив слияние или присоединение. Во-вторых, хозяйствующий субъект может увеличить свои активы путем приобретения имущественного комплекса - основных произвол-ственных средств и (или) нематериальных активов на основании договора купли-продажи. В-третьих, хозяйствующий субъект может приобрести права распоряжения определенным количеством голосов на общем собрании участников хозяйственного общества или иным образом влиять на принимаемые таким обществом решения.

В любом случае экономическая концентрация приводит к изменению рыночного потенциала отдельных хозяйствующих субъектов (усилению одних и ослаблению других) или к снижению количества независимо действующих производственных объектов. В крайнем проявлении экономическая концентрация может привести к сосредоточению в одних руках контроля всех предприятий на рынке.

Необходимо рассмотреть еще один подход к пониманию экономической концентрации. В данном случае концентрация может рассматриваться как показатель состояния рынка.

Более подробно правила оценки уровня концентрации товарного рынка регламентируется Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке. Для оценки уровня концентрации может применяться несколько показателей, в том числе коэффициент рыночной концентрации, индекс Герфиндаля - Гиршмана, индекс Линда. В целом данные показатели основываются на оценке уровня концентрации, исходя из соотношения долей нескольких наиболее крупных хозяйствующих субъектов, присутствующих на товарном рынке.

На основании оценки уровня концентрации рынок может быть признан высококонцентрированным, умеренноконцентрированным или низкоконцентрированным. Высокий уровень концентрации предполагает сосредоточение производственных активов в руках незначительного количества хозяйствующих субъектов.

Стоит отметить, что сам по себе высокий уровень концентрации на рынке не является признаком монополизации рынка или нарушения конкурентного законодательства. К высокому уровню концентрации могут привести вполне законные действия хозяйствующих субъектов.

Для предотвращения чрезмерной концентрации производственных средств у отдельных хозяйствующих субъектов Федеральный закон «О защите конкуренции» возлагает на антимонопольный орган функции контроля за состоянием конкурентной среды на товарных рынках и недопущения критического повышения уровня концентрации. При этом под чрезмерным в данном случае понимается такой уровень концентрации, при котором отдельные субъекты получают возможность влиять на общие условия обращения товара на рынке (см. определение понятия «конкуренция»).

Выполнение указанных функций предполагает, что при определенных условиях хозяйствующие субъекты и иные лица обязаны:

  • 1) предварительно получить согласие антимонопольного органа на создание (реорганизацию) коммерческой организации, совершение сделок с ее акциями (долями) или ее имуществом или
  • 2) уведомить антимонопольный орган о таких действиях или сделках, а антимонопольный орган в пределах своей компетенции рассмотрит указанные ходатайства и уведомления.

Соответственно, нарушение данного порядка является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности и признания сделок недействительными.

Таким образом, под осуществлением контроля экономической концентрации понимается выполнение антимонопольным органом государственной функции по рассмотрению ходатайств о даче предварительного согласия на создание и реорганизацию коммерческих организаций, совершение сделок с акциями (долями) и имуществом коммерческих организаций, если эти действия или сделки могут привести к изменению рыночного потенциала отдельных хозяйствующих субъектов или уменьшению количества независимых хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, а также по рассмотрению уведомлений о совершении указанных действий или сделок.

Соответствующие обязанности по получению предварительного согласия антимонопольного органа или по его уведомлению лежат на субъектах экономической концентрации - сторонах указанных сделок, участниках реорганизации или учредителях коммерческой организации.

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет условия, при которых действия или сделки хозяйствующих субъектов подлежат антимонопольному контролю. Такие условия можно разделить на две группы:

  • 1) относящиеся к финансовым показателям деятельности субъектов и объекта экономической концентрации;
  • 2) относящиеся к форме и содержанию совершаемого действия или сделки.

Кроме того, необходимо принимать во внимание следующее: условия, относящиеся к финансовым показателям деятельности хозяйствующих субъектов, не исследуются и не применяются, если субъекты или объект экономической концентрации либо какой-либо хозяйствующий субъект, входящий с ними в группу лиц, включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35% (подробнее о реестре см. в описании полномочий антимонопольных органов).

Необходимо также отметить, что в сферу антимонопольного контроля прежде всего попадают действия и сделки в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории РФ основных производственных средств или нематериальных активов либо в отношении голосующих акций, долей, прав российских коммерческих и некоммерческих организаций.

Также при осуществлении контроля экономической концентрации установленный Федеральным законом «О защите конкуренции» порядок применяется в определенных случаях и к сделкам, которые осуществляются за пределами Российской Федерации. В соответствии с его ст. 26 1 порядок проведения контроля экономической концентрации, установленный гл. 7 этого Закона, применяется в отношении иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию РФ на сумму более 1 млрд руб. в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю. Предварительное согласие антимонопольного органа требуется на приобретение более 50% голосующих акций (долей) юридического лица, учрежденного за пределами территории РФ, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

Таким образом, иностранные граждане или организации, которые не владеют и не распоряжаются активами российских компаний и не осуществляют поставок на территорию РФ товаров на сумму более 1 млрд руб., не подпадают под сферу действия Федерального закона «О защите конкуренции».

Понятие и виды государственного контроля за экономической концентрацией на товарном рынке

Экономическая концентрация - сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

Рыночная (экономическая) концентрация – сосредоточение экономически значимых признаков или характеристик в собственности незначительного количества хозяйствующих субъектов (единиц), или носителей информации.

Соотнесение теоретического понятия с официальным понятием экономической концентрации помогает уловить вектор применения этого понятия в антимонопольном (конкурентном) праве. С понятиями объема рынка, доли на рынке, экономической концентрации тесно связано понятие рыночной власти. Его нет среди легальных определений, но оно используется в доктрине и имеет частое практическое употребление и важное значение в конкурентном регулировании.

Основной формой предупреждения злоупотреблений доминирующим положением, используемой в мировой практике и отечественном антимонопольном законодательстве, является институт контроля экономической концентрации хозяйствующих субъектов. Помимо пресечения злоупотреблений хозяйствующих субъектов своим доминирующим положением на рынке в рамках института контроля экономической концентрации существуют и иные формы реализации пресечения, в частности, посредством проведения специальных административных, уголовных расследований или судебного рассмотрения уголовных, административных или гражданских дел о нарушениях антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на рынке, и применение к этим виновным лицам соответствующих мер ответственности, в том числе уголовной, административной, гражданской.

Процедуры контроля экономической концентрации – согласование антимонопольным органом ряда сделок и действий, предусмотренных в гл. 7 Закона о защите конкуренции в соответствии с определенными критериями, указывающими, какие виды сделок и действий и в каких случая подлежат согласованию, а в каких нет.

Цель контроля экономической концентрации:

предупреждение возникновения на рынке в результате таких сделок и действий ситуаций, характерных наличием условий и предпосылок к удобному злоупотреблению хозяйствующим субъектами своим доминирующим положением, а также пресечение таких злоупотреблений.

Задача контроля экономической концентрации:

недопущение возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке, если это может привести к ограничению или устранению конкуренции.



Однако бывают случаи, когда в силу положительного эффекта и для потребителей, и для экономики в целом появление или усиление доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке может быть оправдано. В этом случае посредством процедур контроля экономической концентрации реализуется контроль ФАС России в отношении деятельности, поведения данного хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке. Согласовывая сделки и действия таких хозяйствующих субъектов, выдавая им при необходимости обязательные для исполнения предписания и контролируя их исполнение, ФАС России тем самым осуществляет контроль поведения данных хозяйствующих субъектов на рынке, предупреждая, а при необходимости пресекая такое поведение, которое угрожает публичным интересам.

Виды государственного контроля за экономической концентрацией на товарном рынке:

предварительный (предшествующий совершению сделки или действия);

последующий (реализуемый после того, как сделка или действие уже совершены).

Предварительный контроль реализуется посредством рассмотрения ходатайства заинтересованного лица о совершении сделки или действия.

В порядке предварительного контроля совершаются сделки, указанные ст. 27-29 Закона о защите конкуренции:

Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа.

Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа.

Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа.



Наряду с указанными выше случаями предварительного контроля следует сказать, что по желанию заинтересованных участников сделок и действий, подлежащих уведомительному порядку согласования, такие сделки и действия могут быть согласованы в предварительном порядке. Такое право предоставляется данным лицам законодателем в ч. 2 ст. 30 Закона о защите конкуренции, устанавливающей виды сделок и действий, подлежащих последующему или уведомительному контролю. Данное право предоставляется заинтересованным лицам для того, чтобы они могли обезопасить себя от возможных издержек, могущих случиться вследствие того, что сделки или действия, которые они уже совершили и о которых будет подано уведомление, могут быть признаны ограничивающими конкуренцию, и антимонопольный орган в связи с этим будет добиваться возвращения к первоначальному положению, существовавшему до совершения данных сделок или действий, т.е. соответственно расторжения таких сделок (признания их недействительными) либо разделения, выделения, ликвидации реорганизованных или вновь созданных хозяйствующих субъектов.

Последующий контроль реализуется посредством рассмотрения уведомления заинтересованного лица о совершенной сделке или действии.

Случаи согласования сделок и действий в порядке последующего контроля определены рядом статей и норм гл. 7 Закона о защите конкуренции, а именно в ч. 2 ст. 27, ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 29, ст. 31. Анализируя положения данных норм, следует выделить два правовых механизма определения случаев согласования сделок и действий в уведомительном порядке:

1) в соответствии с ч. 2 ст. 27, ч. 2. ст. 28, ч. 2 ст. 29, т.е. действия осуществляются

лицами, входящими в одну группу лиц, или

с соблюдением условий, предусмотренных ст. 31, либо

если их осуществление предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации;

2) в соответствии со ст. 31:

возможность замены предварительного порядка согласования уведомительным, если сделки совершаются внутри группы лиц.

Статья 31 устанавливает возможность замены для хозяйствующих субъектов, обязанных согласовывать свои сделки или действия, предварительного порядка согласования уведомительным, если сделки совершаются внутри группы лиц при соблюдении ими условий, указанных в этой статье. Такое право группам лиц предоставляется Законом о защите конкуренции не просто так, а как бы в обмен на информационную открытость и прозрачность их деятельности в известных пределах. Закон устанавливает: для того чтобы воспользоваться возможностью согласовать свои сделки или действия в уведомительном порядке, а не предварительном, необходимо представить в антимонопольный орган перечень своей группы лиц по установленной форме для последующего размещения в открытом доступе в сети «Интернет» на сайте антимонопольного органа.

Сделки, иные действия, требующие предварительного согласия антимонопольного органа, осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия (ч. 1 ст. 31):

сделки, иные действия, указанные в ст. 27-29 Федерального закона, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;

перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;

перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.

Порядок и случаи контроля предусмотрены гл.7 закона о защите конкуренции, а также соот.регламентами ФАС:

1. Регламент, утв.Приказом ФАС от 20.09.2007г. № 294 с изм. – порядок согласования сделок, в порядке ст.28 закона о защите конкуренции.

2. Регламент, утв.Приказом ФАС от 20.09.2007 № 293 – порядок согласования создания и реорганизации коммерческих орг-ций в порядке ст.27 закона о защите конкуренции.

3. Регламент, утв.Приказом ФАС от 28.12.2007г. № 457 – осуществление контроля за эконом.концентрацией, осущ-мой группой лиц (ст.31 закона о защите конкуренции).

Направления контроля:

1. Гос.контроль за созданием и реорганизацией коммерческих орг-ций (ст.27 закона о защите конкуренции)

2. Гос.контроль за сделками с акциями, долями, основными производственными средствами, нематериальными активами, их правами в отн-и коммерческих орг-ций (ст.28 закона о защите конкуренции)

3. Гос.контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хоз.субъектов (ст.35 закона о защите конкуренции)

Виды контроля:

1. Предварительный: осущ-ся в форме подачи ходатайства в антимонопольный орган о дачи согласия на совершение сделки или действия

2. Последующий: осущ-ся в форме подачи уведомления в антимонопольный орган после совершения сделки или действия

Критерии для предварительного контроля:

Стоимость активов лиц, участвующих в действии (в реорганизации)

Суммарная выручка таких организаций превышает 10 млрд руб.

Наличие в составе лиц, участвующих в сделке, действии, субъекта, включенного в реестр

Стоимость активов лица, в отношении которого совершаются сделки или приобретаются права в порядке ст.28 закона о защите конкуренции

Если стоимость активов фин.орг-ции превышает величину, установленную Правительством РФ.

Критерии для последующего контроля – ст.30 закона о защите конкуренции.

Случаи для предварительного и последующего контроля перечислены в ст.27,28,29 закона о защите конкуренции.

Порядок осуществления контроля предусмотрен ст.32 закона о защите конкуренции.

Специфика – субъекты контроля:

1-заинтересованные лица в совершении сделок

2-лица, обязанные подать ходатайство или уведомление в антимонопольный орган

По общему правилу обязанным лицом являются: приобретатели акций, долей, имущеста, прав, и вновь созданные организации в порядке ст.27 закона о защите конкуренции. Ответственность за неподачу ходатайства или уведомления– ст.19.8 КОАП.

Ст.32 устанавливает исчерпывающий перечень документов и сведений, предоставляемых с ходатайством и уведомлением. Формы предоставление сведений и документов установлены антимонопольным органом.

Виды решений, принимаемых по результатам контроля по согласованию сделок и действий:

1. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства (формальное основание – предоставление искаженных или недостоверных сведений)

2. Решение о продлении срока рассмотрения ходатайства (2 условия: 1-если действия либо сделка может повлечь ограничение конкуренции, 2-необходимость получения доп.информации; сначала первое основание, и только уже потом второе; также если по первому условию все ясно, то можно и не запрашивать доп.информацию, т.е. иногда не обязательно выполнение второго условия)

3. Решение о продлении срока рассмотрения ходатайства с выставлением требований, направленных на восстановление конкуренции. Примерный перечень требований содержится в п.5 ст.33 закона о защите конкуренции:

Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление

5. В целях обеспечения конкуренции условия, предусмотренные пунктом 3 части 2 настоящей статьи, в том числе могут содержать:

1) порядок доступа к производственным мощностям, инфраструктуре или информации, которыми распоряжается заявитель, а также иные лица, участвующие в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации;

2) порядок предоставления другим лицам прав на объекты охраны промышленной собственности, которыми распоряжается заявитель, а также иные лица, участвующие в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации;

3) требования к заявителю, а также к иным лицам, участвующим в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации, о передаче имущества другому лицу, не входящему в одну группу лиц с указанными заявителем и (или) иными лицами, об уступке прав требований и (или) обязательств указанных заявителя и (или) иных лиц другому лицу, не входящему в одну группу лиц с указанными заявителем и (или) иными лицами;

4) требования к составу группы лиц, в которую входит заявитель, а также иные лица, участвующие в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации.

Срок исполнения таких требований не может превышать 9 мес. После исполнения данных требований заявитель предоставляет документы, подтверждающие исполнение этих требований, и антимо.орган в 30-дневный срок принимает соот.решение.

4. Решение об удовлетворении ходатайства с вынесением предписания, направленного на предотвращение ограничения конкуренции. Предписание выдается в порядке ст.23 закона.

5. Решение об удовлетворении ходатайства. Сделка, в отношении которой вынесено положительное решение антимон.органа, должна быть совершена в течение 1 года.

Последствия невыплнения требований по гос.контролю. В основе ст.34 закона о защите конкуренции:

1. Подача антимон.органом иска о ликвидации или принудит.реорганизации вновь созданной организации (если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.)

2. Обращение антимон.органа с иском о признании сделки недействительной (если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.)

3. Возбуждение антимон.органом дела об админ.правонарушении в соот. со ст.19.8 КоАП: Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля

Поделиться: