План монастыря в средние века. Средневековый монастырь Европы - центр формирования мировоззрения христианского мира. История места удивительна и разнообразна

Цистерцианское аббатство Хайлигенкройц считается одним из крупнейших действующих средневековых монастырей мира, создано оно в 1133 году. Расположен монастырь в 25 км от Вены, на краю Венского леса.

Монастырский двор (Stiftshof), фото Pavel Mondialus

История аббатства

Цистерцианское аббатство Хайлигенкройц (монастырь Святого Креста) считается одним из крупнейших действующих средневековых монастырей мира. Аббатство создано в 1133 году. Это старейшая обитель цистерцианского ордена, зародившегося, как ветвь ордена бенедиктинцев, в XI столетии. Девять веков существует обитель и никогда она не была закрыта – даже в периоды турецкой осады и Реформации.

Монастырь Хайлигенкройц (Stift Heiligenkreuz) расположен в 25 километрах к юго-западу от центра Вены. Он стоит на краю , в одноимённом посёлке Хайлигенкройц. Светлые здания монастырского комплекса и высокая колокольня возвышаются среди зелёных холмов и могучих деревьев.

Архитектура главного храма

Церковь и колонна Св. Троицы, фото Anu Wintschalek

Орден цистерцианцев называют Белым монашеством: братия традиционно носит белые одежды. Согласно строгому монашескому уставу, храм – это «хвала Господу на Земле». В архитектуре собора, да и во всём облике монастыря – сдержанное величие и никаких излишеств. Строгий фасад храма, скромная колокольня и чистые линии светлых барочных галерей контрастируют с затейливыми скульптурами и ярким золотом чумной колонны в монастырском дворе. Хвала Господу за избавление от чумы!

Монастырское кладбище, фото Friedemann Hoflehner

В главном храме обители сочетаются элементы романской и раннеготической архитектуры. Вход ограждён красивым порталом с колоннами и стрельчатыми архивольтами. Фасад, главный неф и трансепт собора – образец романского стиля, редкого для Австрии. Хоры – готические, создавались они в XII веке. С 1290 года сохранились витражи (половина существующих витражных окон — подлинные).

Интерьер храма

Неф монастырской церкви, фото Patrick Costello

Во внутреннем убранстве монастырской церкви нет ни орнаментов, ни фресок. Монотонно серые стены переходят в серые же своды на нервюрах. Скульптурное оформление выполнено венецианцем Джулио Джулиани (он же изваял чумную колонну в 1739 г.). Доминанта убранства храма – расписной крест над барочным алтарём, изображающий воскресшего Иисуса. Это копия романского креста, созданного в 1138 году.

Могила Фридрих II в Зале Собраний, фото Anu Wintschalek

Роскошный орган собора изготовил Игнац Кобер в 1804 году. На этом инструменте играли Франц Шуберт и Антон Брукнер. Вообще с монастырём Хайлигенкройц связаны многие известные имена: здесь бывали живописец Мартин Алтомонте, богослов Вильгельм Нойманн, композитор Альберих Мазак. В Зале Собрания обители захоронены тринадцать представителей династии Баренбергов; в часовне покоятся мощи святого Отто Фрейзинского. Хранится в обители и другая реликвия – частица Животворящего креста от святого распятия.

Богословский институт

Аббатство переживало разные времена. Были периоды, когда братия находилась на грани нищеты; обители не раз угрожало закрытие. Однако избежать роспуска удалось, благодаря открытию Богословского института. Монахи всегда опекали отдалённые епархиальные приходы, занимались благотворительностью. Приход и сейчас оказывает психологическую помощь семьям, поддерживает престарелых, занимается добрачным воспитанием молодёжи.

Хор Хайлигенкройца

Монахи отреставрировали все строения, собрали огромную библиотеку из 50 тысяч томов, ведут собственное хозяйство. А ещё аббатство славится традициями григорианского пения. Хор Хайлигенкройца записал несколько альбомов, общим тиражом более 500 000 CD. Диски имели большой успех.

Хайлигенкройц - действующий монастырь. 86 человек насчитывает монашеская братия. Туристы могут осматреть монастырь только в установленное время.

Монастырь Хайлигенкройц (Stift Heiligenkreuz), фото Patrick Costello

Двор монастыря, фото Anu Wintschalek

Йозеф Антон фон Кох (1768-1839) «Монастырь Сан Франческо ди Чивителла в Сабинских горах». Италия, 1812 г.
Дерево, масло. 34 x 46 см.
Государственный Эрмитаж. Здание Главного штаба. Зал 352.

Звуки времени

Тонкая настройка монашеской жизни была бы невозможна без множества звуковых сигналов — прежде всего звона больших и малых колоколов. Они призывали монахов на службы часов и на мессу, извещали их о том, что пора идти в трапезную, и регламентировали физический труд.

Гильом Дюран, епископ Мендский, в XIII веке различал шесть типов колоколов: squilla в трапезной, cimballum в клуатре, nola в церковных хорах, nolula или duplaв часах, campana — на колокольне, signum — на башне.

Миниатюра из рукописи «Hausbuch der Mendelschen Zwölfbrüderstiftung». Германия, около 1425 года. Stadtbibliothek Nürnberg

В зависимости от задач в колокола звонили по-разному. Например, призывая монахов на службу первого часа и на повечерие, ударяли один раз, а на службы третьего, шестого и девятого часов — трижды. Кроме того, в монастырях использовалась деревянная доска (tabula) — например, по ней били, чтобы возвестить братии о том, что один из монахов находится при смерти.

Расписание

В разных аббатствах был свой распорядок дня — в зависимости от дня недели, простых или праздничных дней и т. д. Например, в Клюни в период весеннего равноденствия, ближе к Пасхе, расписание могло выглядеть так (все привязки к астрономическим часам приблизительны):

Около 00:30 Первое пробуждение; монахи собираются на всенощную.
02:30 Братия снова ложится спать.
04:00 Утреня.
04:30 Снова ложатся спать.
05:45-06:00 Вновь встают с рассветом.
06:30 Первый канонический час; после него монахи из церкви идут в зал капитула (чтения из устава или Евангелия; обсуждение административных вопросов; обвинительный капитул: монахи признаются в собственных нарушениях и обвиняют в них других братьев).
07:30 Утренняя месса.
08:15-09:00 Индивидуальные молитвы.
09:00-10:30 Служба третьего часа, за которой следует главная месса.
10:45-11:30 Физический труд.
11:30 Служба шестого часа.
12:00 Трапеза.
12:45-13:45 Полуденный отдых.
14:00-14:30 Служба девятого часа.
14:30-16:15 Работа в саду или в скриптории.
16:30-17:15 Вечерня.
17:30-17:50 Легкий ужин (кроме дней поста).
18:00 Повечерие.
18:45 Братия отходит ко сну.

IV. Архитектура монастыря

Бенедикт Нурсийский в своем уставе предписывал, что обитель должна быть построена как замкнутое и изолированное пространство, позволяющее максимально отгородиться от мира и его соблазнов:

«Монастырь же, если сие возможно, так должен быть устроен, чтобы все необходимое, то есть вода, мельница, рыбный садок, огород и разные ремесла были внутри монастыря, дабы не было монахам необходимости выходить за стены, что вовсе не служит на пользу душ их».

Если архитектуру романского и тем более готического храма, с их высокими окнами и сводами, устремленными к небесам, часто уподобляли молитве в камне, то планировку монастыря, с его помещениями, предназначенными только для монахов, послушников и конверсов, можно назвать дисциплиной, воплощенной в стены и галереи. Монастырь — это замкнутый мир, где десятки, а порой и сотни мужчин или женщин должны вместе идти к спасению. Это сакральное пространство (церковь уподобляли Небесному Иерусалиму, клуатр — райскому саду и т. д.) и одновременно сложный хозяйственный механизм с амбарами, кухнями и мастерскими.

Конечно, средневековые аббатства вовсе не строились по одному плану и были совершенно не похожи друг на друга. Раннесредневековый ирландский монастырь, где дюжина братьев-отшельников, практиковавших крайнюю аскезу, жила по крошечным каменным кельям, трудно сравнить с огромным аббатством Клюни периода его расцвета. Там было несколько дворов-клуатров (для монахов, послушников и больных), отдельные покои для аббата и гигантская базилика — т. н. церковь Клюни III (1088-1130), которая до строительства нынешнего собора Святого Петра в Риме (1506-1626) была самым большим храмом католического мира. Монастыри нищенствующих орденов (прежде всего францисканцев и доминиканцев, которые обычно строились посреди городов, куда братья шли проповедовать) совсем не похожи на бенедиктинские обители. Последние часто воздвигали в лесах или на горных утесах, как Мон-Сен-Мишель на скалистом островке у побережья Нормандии или Сакра-ди-Сан-Микеле в Пьемонте (это аббатство стало прообразом альпийского монастыря, описанного в «Имени розы» Умберто Эко).

Архитектура монастырских церквей и устройство всего аббатства, конечно, зависели от местных традиций, доступных строительных материалов, размера братии и ее финансовых возможностей. Однако еще было важно, насколько обитель была открыта миру. Например, если монастырь — благодаря хранящимся там реликвиям или чудотворным образам — притягивал массу паломников (как аббатство Сент-Фуа в Конке, Франция), там требовалось обустроить инфраструктуру для их приема: например, расширить и переустроить храм, чтобы пилигримы могли получить доступ к желанным святыням и не передавили друг друга, построить странноприимные дома.

Самый древний и самый известный из средневековых планов монастырей был составлен в первой половине IX века в германском аббатстве Райхенау для Гозберта, аббата Санкт-Галлена (в современной Швейцарии). На пяти листах пергамена (общим размером 112 × 77,5 см) изображен не реальный, но идеальный монастырь. Это огромный комплекс с десятками зданий и 333 подписями, которые указывают названия и назначение различных строений: церквей, скриптория, дормитория, трапезной, кухонь, пекарни, пивоварни, резиденции аббата, больницы, дома для монахов-гостей и т. д.

Мы выберем более простой план, который показывает, как в XII веке мог быть устроен типичный цистерцианский монастырь, похожий на аббатство Фонтене, основанное в Бургундии в 1118 году. Поскольку структура цистерцианских аббатств в основном следовала более древним моделям, этот план может многое рассказать о жизни в монастырях и других бенедиктинских «семейств».

Типовой монастырь


1. Церковь
2. Клуатр
3. Умывальник
4. Ризница
5. Библиотека
6. Зал капитула
7. Помещение для разговоров
8. Спальня
9. Теплая комната
10. Трапезная
11. Кухня
12. Трапезная для конверсов
13. Вход в монастырь
14. Больница
15. Другие постройки
16. Большая кладовая
17. Коридор для конверсов
18. Кладбище

1. Церковь


В отличие от клюнийцев, цистерцианцы стремились к максимальной простоте и аскетизму форм. Они отказались от венцов из капелл в пользу плоской апсиды и почти целиком изгнали из интерьеров фигурный декор (статуи святых, сюжетные витражи, сцены, вырезанные на капителях). В их церквях, которые должны были соответствовать идеалу суровой аскезы, восторжествовала геометрия.

Как и абсолютное большинство католических храмов того времени, цистерцианские церкви строились в форме латинского креста (где вытянутый неф под прямым углом пересекала перекладина — трансепт), а их внутреннее пространство было разделено на несколько важных зон.

На восточной оконечности располагался пресвитерий (A) , где стоял главный алтарь, на котором священник служил мессу, а рядом в часовнях, устроенных в рукавах трансепта, помещались дополнительные алтари.

Врата, устроенные на северной стороне трансепта (B) , обычно вели на монастырское кладбище (18) . C южной стороны, которая примыкала к другим монастырским строениям, можно было по лестнице (C) подняться в монастырскую спальню — дормиторий (8) , а рядом располагалась дверь (D) , через которую монахи входили и выходили в клуатр (2) .

Дальше, на пересечении нефа с трансептом, располагались хоры (E) . Там монахи собирались на службы часов и на мессы. В хорах друг напротив друга параллельно стояли два ряда скамей или кресел (англ. stalls, фр. stalles). В позднее Средневековье в них чаще всего делались откидывающиеся сиденья, так что монахи во время утомительных служб могли либо сидеть, либо стоять, облокотившись на небольшие консоли — мизерикорды (вспомним французское слово misericorde — «сострадание», «милосердие» — такие полочки, действительно, были милостью для уставших или немощных братьев).

За хором были установлены скамьи (F) , где во время богослужения располагались больные братья, временно отделенные от здоровых, а также послушники. Далее шла перегородка (англ. rood screen, фр. jubé), на которой устанавливали большое распятие (G) . В приходских церквях, соборах и монастырских храмах, куда пускали паломников, она отделяла хор и пресвитерий, где проводилось богослужение и располагались клирики, от нефа, куда имели доступ миряне. Миряне не могли заходить за эту границу и фактически не видели священника, который вдобавок стоял к ним спиной. В Новое время большинство этих перегородок было снесено, поэтому, когда мы входим в какой-то средневековый храм, нужно представить, что раньше его пространство вовсе не было едино и доступно для всех.

В цистерцианских церквях в нефе мог находиться хор для конверсов (H) — мирских братьев. Из своего клуатра они попадали в храм через специальный вход (I) . Он располагался недалеко от западного портала (J) , через который в церковь могли заходить миряне.

2. Клуатр

Четырехугольная (реже — многоугольная или даже круглая) галерея, которая с юга примыкала к церкви и связывала воедино основные монастырские строения. В центре часто разбивали сад. В монастырской традиции клуатр уподобляли окруженному стеной Эдему, Ноеву ковчегу, где семейство праведника спасалось от вод, посланных грешникам в наказание, Соломонову храму или Небесному Иерусалиму. Название галерей происходит от латинского claustrum — «замкнутое, огороженное пространство». Потому в Средние века так могли называть как центральный двор, так и всю обитель целиком.

Клуатр служил средоточием монастырской жизни: по его галереям монахи переходили из спальни в церковь, из церкви — в трапезную, а из трапезной, например, в скрипторий. Там находился колодец и место для умывания — lavatorium (3) .

В клуатре также проводились торжественные процессии: например, в Клюни каждое воскресенье между третьим часом и главной мессой братья во главе с одним из священников шествовали по монастырю, окропляя все помещения святой водой.

Во многих бенедиктинских монастырях, таких как аббатство Санто-Доминго-де-Силос (Испания) или Сен-Пьер-де-Муассак (Франция), на капителях колонн, на которые опирались галереи, было вырезано множество сцен из Библии, житий святых, аллегорических образов (как противостояние пороков и добродетелей), а также устрашающие фигуры демонов и различных монстров, сплетенные друг с другом звери и т. д. Цистерцианцы, стремившиеся уйти от излишней роскоши и любых изображений, которые могли отвлечь монахов от молитвы и созерцания, изгнали подобный декор из своих монастырей.

3. Умывальник

В Чистый четверг на Страстной неделе — в память о том, как Христос перед Тайной вечерей омыл ноги своим ученикам (Ин. 13:5-11) — монахи во главе с аббатом там смиренно мыли и целовали ноги беднякам, которых приводили в монастырь.

В галерее, которая примыкала к церкви, каждый день перед повечерием братия собиралась, чтобы послушать чтение какого-то благочестивого текста — collatio. Это название возникло оттого, что святой Бенедикт рекомендовал для этого «Собеседования» («Collationes») Иоанна Кассиана (около 360 — около 435) — аскета, который одним из первых перенес из Египта на Запад принципы монастырской жизни. Потом словом collatio стали называть и перекус или стакан вина, который в постные дни выдавали монахам в этот вечерний час (отсюда французское слово collation — «закуска», «легкий ужин»).

4. Ризница

Помещение, в котором под замком хранились литургические сосуды, богослужебные облачения и книги (если в монастыре не было специальной сокровищницы, то и реликвии), а также важнейшие документы: исторические хроники и сборники хартий, в которых перечислялись покупки, дарения и другие акты, от которых зависело материальное благополучие обители.

5. Библиотека

Рядом с ризницей располагалась библиотека. В небольших общинах она больше напоминала небольшую каморку с книгами, в огромных аббатствах была похожа на величественное хранилище, в котором персонажи «Имени розы» Умберто Эко ищут запретный том Аристотеля.

Что читали монахи в разные времена и в разных концах Европы, мы можем представить благодаря описям средневековых монастырских библиотек. Это списки Библии или отдельных библейских книг, комментарии к ним, литургические рукописи, сочинения Отцов Церкви и авторитетных богословов (Амвросия Медиоланского, Августина Гиппонского, Иеронима Стридонского, Григория Великого, Исидора Севильского и др.), жития святых, сборники чудес, исторические хроники, трактаты по каноническому праву, географии, астрономии, медицине, ботанике, латинские грамматики, творения древнегреческих и древнеримских авторов… Хорошо известно, что очень многие античные тексты дошли до наших дней только потому, что их, несмотря на подозрительное отношение к языческой мудрости, сохранили средневековые монахи.

В каролингские времена самые богатые монастыри — такие как Санкт-Галлен и Лорш в германских землях или Боббио в Италии — обладали 400-600 томами. Каталог библиотеки монастыря Сен-Рикье на севере Франции, составленный в 831 году, насчитывал 243 тома. В хронике, написанной в XII веке в монастыре Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе, приводится список рукописей, которые приказал переписать или отреставрировать аббат Арно. Помимо библейских и богослужебных книг, он включал комментарии и богословские сочинения Оригена, Августина Гиппонского, Григория Великого, страсти мученика Тибуртия, описание переноса мощей святого Бенедикта в монастырь Флёри, «Историю лангобардов» Павла Диакона и т. д.

Во многих монастырях при библиотеке функционировали скриптории, где братья переписывали и украшали новые книги. До XIII века, когда в городах стали множиться мастерские, где работали переписчики-миряне, монастыри оставались главными производителями книг, а монахи — главными их читателями.

6. Зал капитула

Административный и дисциплинарный центр монастыря. Именно там каждое утро (после службы первого часа летом; после третьего часа и утренней мессы зимой) монахи собирались, чтобы прочесть одну из глав (capitulum) бенедиктинского устава. Отсюда — название зала. Помимо устава, там зачитывали фрагмент из мартиролога (списка святых, память которых праздновалась в каждый из дней) и некролога (списка усопших братьев, покровителей монастыря и членов его «семьи», за которых монахи в этот день должны вознести молитвы).

В этом же зале аббат наставлял братию и порой совещался с избранными иноками. Там послушники, которые прошли испытательный срок, вновь просили постричь их в монахи. Там настоятель принимал сильных мира сего и решал конфликты между монастырем и церковными властями или светскими сеньорами. Там же проходил «обвинительный капитул» — после чтения устава аббат произносил: «Если кому-то есть что сказать, пусть говорит». И тогда те монахи, которые знали за кем-то или за собой какое-то нарушение (например, опоздали на службу или оставили у себя хотя бы на один день найденную вещь), должны были при остальной братии в нем признаться и понести наказание, которое назначит настоятель.

Фрески, украшавшие капитулярные залы многих бенедиктинских аббатств, отражали их дисциплинарное призвание. Например, в Санкт-Эммерамском монастыре в Регенсбурге были сделаны росписи на тему «ангелической жизни» монахов, борющихся с искушениями, по образцу святого Бенедикта — их отца и законодателя. В монастыре Сен-Жорж-де-Бошервиль в Нормандии на аркадах капитулярной залы были вырезаны изображения телесных наказаний, к которым приговаривали провинившихся иноков.

Гране Франсуа-Мариус (1775-1849) «Заседание монастырского капитула». Франция, 1833 г.
Холст, масло. 97 х 134,5 см.
Государственный Эрмитаж.


7. Помещение для разговоров

Устав святого Бенедикта предписывал братьям большую часть времени пребывать в молчании. Тишина считалась матерью добродетелей, а замкнутые уста — «условием покоя сердца». Сборники обычаев разных монастырей резко ограничивали те места и моменты дня, когда братья могли общаться друг с другом, а жития описывали тяжкие кары, которые падают на головы болтунов. В некоторых аббатствах различали «великое молчание» (когда вообще запрещено говорить) и «малое молчание» (когда можно было говорить вполголоса). В отдельных помещениях — церкви, дормитории, трапезной и т. д. — праздные беседы и вовсе были запрещены. После повечерия во всей обители должна была наступить абсолютная тишина.

В случае крайней необходимости поговорить можно было в специальных помещениях (auditorium). В цистерцианских монастырях их могло быть два: один для приора и монахов (рядом с залом капитула), второй прежде всего для келаря и конверсов (между их трапезной и кухней).

Чтобы облегчить коммуникацию, в некоторых аббатствах разрабатывали специальные языки жестов, которые позволяли передавать простейшие сообщения, формально не нарушая устава. Такие жесты означали не звуки или слоги, а целые слова: названия различных помещений, повседневных предметов, элементов богослужения, литургических книг и т. д. Перечни таких знаков сохранились во многих монастырях. Например, в Клюни насчитывалось 35 жестов для описания пищи, 22 — для предметов одежды, 20 — для богослужения и т. д. Чтобы «сказать» слово «хлеб», следовало сделать двумя мизинцами и двумя указательными пальцами круг, так как хлеб обычно выпекался круглым. В разных аббатствах жесты были совершенно различны, и жестикулирующие монахи Клюни и Хирсау друг друга не поняли бы.

8. Спальня, или dormitorium

Чаще всего эта комната находилась на втором этаже, над залом капитула или рядом с ним, и в нее можно было попасть не только из клуатра, но и по переходу из церкви. 22-я глава бенедиктинского устава предписывала, что каждый инок должен спать на отдельной кровати, желательно в одном помещении:

«<…> …если же многочисленность их не позволяет это устроить, пусть спят по десяти, или двадцати, со старшими, на коих лежит попечение о них. Лампада в спальне пусть горит до самого утра.

Спать должны в одеждах своих, опоясанные поясами или вервями. Когда спят, ножичков своих, которыми работают, обрезывают ветви и подобное, пусть не имеют при боках своих, чтобы не поранить себя во время сна. Монахи всегда должны быть наготове и, как только дан знак, без промедления вставши, спешить, один другого упреждая, на дело Божие, чинно, однако ж и скромно. Юнейшие братия не должны иметь кроватей друг подле друга, но пусть перемешаны бывают они со старцами. Вставая на дело Божие, пусть друг друга братски поощряют, рассеивая извинения, придумываемые сонливыми».

Бенедикт Нурсийский наставлял, что инок должен спать на простой циновке, укрывшись одеялом. Однако его устав предназначался для монастыря, расположенного на юге Италии. В северных землях — скажем, в Германии или в Скандинавии — соблюдение этого указания требовало гораздо большей (часто почти невозможной) самоотверженности и презрения к плоти. В различных монастырях и орденах, в зависимости от их строгости, дозволялись разные меры комфорта. Например, францисканцы должны были спать на голой земле или на досках, а циновки разрешались только тем, кто был физически слаб.

9. Теплая комната, или calefactorium

Поскольку почти все помещения монастыря не отапливались, в северных землях устраивалась специальная теплая комната, где поддерживался огонь. Там монахи могли чуть согреться, растопить замерзшие чернила или навощить обувь.

10. Трапезная, или refectorium

В крупных монастырях трапезные, которые должны были вмещать всю братию, были очень внушительны. Например, в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре трапезная составляла 40 метров в длину и 20 метров в ширину. Длинные столы со скамьями размещались в форме буквы «П», и вся братия размещалась за ними в порядке старшинства — так же, как в хоре церкви.
В бенедиктинских монастырях, где, в отличие от цистерцианских, было множество культовых и дидактических образов, в трапезных часто писали фрески с изображением Тайной вечери. Монахи должны были идентифицировать себя с апостолами, собравшимися вокруг Христа.

11. Кухня

Цистерцианская диета в основном была вегетарианской, с добавлением рыбы. Специальных поваров не было — братья по неделе трудились на кухне, в субботу вечером бригада дежурных уступала место следующей.

Большую часть года монахи получали лишь одну трапезу в день, ближе к вечеру. От середины сентября до Великого поста (начинающегося примерно в середине февраля) они впервые могли поесть после девятого часа, а в Великий пост — после вечери. Лишь после Пасхи монахи получали право на еще одну трапезу около полудня.

Чаще всего монастырский обед состоял из бобов (фасоли, чечевицы и т. д.), призванных утолить голод, после которых подавали основное блюдо, включавшее рыбу либо яйца и сыр. В воскресенье, вторник, четверг и субботу каждый обычно получал целую порцию, а в дни поста, понедельник, среду и пятницу — одну порцию на двоих.

Кроме того, чтобы поддержать силы монахов, каждый день им выдавали порцию хлеба и стакан вина или пива.

12. Трапезная для конверсов

В цистерцианских монастырях мирские братья были отделены от полноправных монахов: у них был свой дормиторий, своя трапезная, свой вход в церковь и т. д.

13. Вход в монастырь

Цистерцианцы стремились строить свои аббатства как можно дальше от городов и деревень, чтобы преодолеть обмирщение, в котором за века, прошедшие со времен святого Бенедикта, погрязли «черные монахи», прежде всего клюнийцы. Тем не менее «белые монахи» тоже не могли полностью отгородиться от мира. К ним приходили миряне, члены монастырской «семьи», связанные с братьями узами родства или решившие служить обители. Привратник, который следил за входом в монастырь, периодически привечал бедняков, которым раздавали хлеб и остатки еды, недоеденной братьями.

14. Больница

В крупных монастырях всегда устраивалась больница — с часовней, трапезной, а порой и со своей кухней. В отличие от здоровых собратьев, пациенты могли рассчитывать на усиленное питание и прочие льготы: например, им разрешалось во время еды перекинуться парой слов и не посещать все длинные богослужения.

Все братья периодически отправлялись в больницу, где им делали кровопускание (minutio) — процедуру, которая считалась чрезвычайно полезной и даже необходимой для поддержания правильного баланса гуморов (крови, слизи, черной желчи и желтой желчи) в организме. После этой процедуры ослабшие иноки на несколько дней получали временные послабления, чтобы восстановить силы: освобождение от всенощных, вечерний паек и стакан вина, а порой и деликатесы вроде жареного цыпленка или гуся.

15. Другие постройки

Помимо церкви, клуатра и основных зданий, где проходила жизнь монахов, послушников и конверсов, в монастырях было множество других построек: личные апартаменты аббата; странноприимный дом для бедных странников и гостиница для важных гостей; различные хозяйственные строения: амбары, погреба, мельницы и пекарни; конюшни, голубятни и т. д. Средневековые монахи занимались множеством ремесел (делали вино, варили пиво, выделывали кожи, обрабатывали металлы, работали по стеклу, производили черепицу и кирпичи) и активно осваивали природные богатства: корчевали и валили лес, добывали камень, уголь, железо и торф, осваивали соляные копи, возводили на реках водяные мельницы и т. д. Как бы сказали сегодня, монастыри были одними из главных центров технических инноваций.

Клодт Михаил Петрович (1835-1914) «Швальня в католическом францисканском монастыре». 1865 г.
Холст, масло. 79 х 119см.
Ульяновский областной художественный музей.


Литература:
. Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество, 980-1420 годов. М., 2002.
. Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. М., 1992.
. Лев Марсиканский, Петр Дьякон. Хроника Монтекассино в 4 книгах. Изд. подготовил И. В. Дьяконов. М., 2015.
. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.). М., 2002.
. Петр Дамиани. Житие св. Ромуальда. Памятники средневековой латинской литературы X-XI веков. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М., 2011.
. Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. Германские земли II/III — середины XI. СПб., 2001.
. Эккехард IV. История Санкт-Галленского монастыря. Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М., 1972.
. Монашеский устав Бенедикта. Средневековье в его памятниках. Пер. Н. А. Гейнике, Д. Н. Егорова, В. С. Протопопова и И. И. Шитца. Под ред. Д. Н. Егорова. М., 1913.
. Cassidy-Welch M. Monastic Spaces and Their Meanings. Thirteenth-Century English Cistercian Monasteries. Turnhout, 2001.
. D’Eberbach C. Le Grand Exorde de Cîteaux. Berlioz J. (éd.). Turnhout, 1998.
. Davril A., Palazzo É. La vie des moines au temps des grandes abbayes, Xe-XIIIe siècles. Paris, 2010.
. Dohrn-van Rossum G. L’histoire de l’heure. L’horlogerie et l’organisation moderne du temps. Paris, 1997.
. Dubois J. Les moines dans la société du Moyen Âge (950-1350). Revue d’histoire de l"Église de France. Vol. 164. 1974.
. Greene P. J. Medieval Monasteries. London; New York, 2005.
. Kinder T. N. Cistercian Europe: Architecture of Contemplation. Cambridge, 2002.
. Miccoli G. Les moines. L’homme médiéval. Le Goff J. (dir.). Paris, 1989.
. Schmitt J.-C. Les rythmes au Moyen Âge. Paris, 2016.
. Vauchez A. La Spiritualité du Moyen Âge occidental, VIIIe-XIIIe siècle. Paris, 1994.
. Cluny. Roux-Périno J. (éd.). Vic-en-Bigorre, 2008.
. Elisabeth of Schönau. The Complete Works. Clark A. L. (ed.). New York, 2000.
. Raoul Glaber: les cinq livres de ses histoires (900-1044). Prou M. (éd.). Paris, 1886.

Кювийе Арман (работал ок. 1846 г.) «Монастырь доминиканцев в Вольтри». Франция, Париж, первая половина XIX в.
Китайская бумага, литография. 30 х 43 см.
Государственный Эрмитаж.

Хэниш Алоиз (род. 1866 г.) «Монастырь Мельк». Австрия, конец XIX - начало ХХ в.
Бумага, литография. 564 х 458 мм (лист)
Государственный Эрмитаж.

Дж. Хау «Процессия монахов». Великобритания, XIX в.
Бумага, гравюра на стали. 25,8 х 16 см.
Государственный Эрмитаж.

Это Луи (1858-1919) «Цветок чертополоха с видом монастыря на заднем плане». Альбом «Золотая книга Лотарингии». Франция, 1893 г. (?)
Бумага, перо тушью, акварель. 37 x 25 см.
Государственный Эрмитаж.

Стефано делла Белла (1610-1664) «Вид монастыря Вилламброза». Листы из сюиты иллюстраций к жизнеописанию Св. Иоанна Гуальберта «Виды монастыря Вилламброзо». Италия, XVII в.
Бумага, офорт. 17,4 х 13,2 см.
Государственный Эрмитаж.

Бронников Фёдор Андреевич (1827-1902) «Капуцин». 1881 г.
Дерево, масло. 40,5 x 28 см.
Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко.

Эдуард фон Грютцнер (1846-1925) «Монах с газетой». Германия, третья четверть XIX в.
Холст, масло. 36 х 27 см.
Государственный Эрмитаж.

Калло Жак (1592-1635) «Погром монастыря». Листы из сюиты «Большие бедствия войны (Les grandes miseres de la guerre)». Франция, XVII в.
Бумага, офорт. 9 х 19,4 см
Государственный Эрмитаж.

Неизвестный фламандский художник, кон. XVII в. «Монахи-отшельники». Фландрия, XVII в.
Дерево, масло. 56 х 65,5 см.
Государственный Эрмитаж.

Монастыри в средние века

Монастыри в Средние Века являли собой хорошо укрепленные церковные центры. Они выполняли роль крепостей, пунктов сбора церковных податей, распространения влияния церкви. Высокие стены защищали монахов и церковную собственность от разграбления во время нападения врагов и во время гражданских конфликтов.

Монастыри обогащали Церковь. Во-первых, им принадлежали обширные земельные угодья, с приписанными к ним крепостными крестьянами. До 40% крепостных в России принадлежали монастырям. И церковники их нещадно эксплуатировали. Быть крепостным при монастыре, считалось среди простых людей, одной из самых тяжелых участей, немногим отличавшейся от каторги. Поэтому на землях, принадлежавших монастырям, часто вспыхивали крестьянские бунты. Поэтому и во время октябрьской революции, крестьяне с радостью уничтожали монастыри и церковных эксплуататоров, вместе с церквями.

«…Наиболее разорительной для крестьян являлась барщина: работа на земле владельца отнимала время, необходимое для обработки собственного участка. В церковных и монастырских землях особенно активно распространялась эта форма повинностей. В 1590 г. патриарх Иов ввёл барщину на всех патриарших землях. Его примеру сразу последовал Троице-Сергиев монастырь. В 1591 г. крупнейший землевладелец - Иосифо-Волоцкий монастырь - перевёл всех крестьян на барщину: «И которые деревни на оброке были, и те ныне пахали на монастырь». Собственная крестьянская запашка неуклонно сокращалась. Статистика по хозяйственным книгам монастырей свидетельствует, что если в 50-60-е гг. в монастырских вотчинах центральных уездов средний размер участка на крестьянский двор был равен 8 четвертям, то к 1600 г. он снизился до 5 четвертей (к. и. н. А. Г. Маньков). Крестьяне отвечали восстаниями…»

«…Любопытна история волнений в Антониево-Сийском монастыре. Царь подарил монастырю 22 ранее независимых деревни. Крестьяне скоро почувствовали разницу между свободой и рабством. Для начала монастырские власти «учали с них имати насильством дань и оброк втрое»: вместо 2 рублей 26 алтын и 4 денег по 6 рублей 26 алтын и 4 деньги. «Да сверх дани и оброку на монастырские труды имали на всякое лето с сошки по 3 человека», «да сверх того они, крестьяне, зделье делали» - пахали землю и косили сено на монастырь. Наконец, монахи «поотнимали лучшие пашенные земли и сенные покосы и привели к своим монастырским землям», «а у иных крестьян они, старцы, деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали».

Но далеко не все крестьяне готовы были бежать со своей земли. В 1607 г. монастырский игумен подал царю челобитную:

«Монастырские крестьяне ему, игумену, учинились сильны, наших грамот не слушают, дани и оброку и третного хлеба им в монастырь не платят, как иные монастырские крестьяне платят, и монастырского изделия не делают, и ни в чем де его, игумена с братией не слушают, и в том ему, игумену чинят убытки великие».
У Шуйского и без того хватало проблем с Болотниковым и Лжедмитрием II, поэтому в 1609 г. монастырь принялся решать свои проблемы сам, организуя карательные экспедиции. Старец Феодосий с монастырскими слугами убили крестьянина Никиту Крюкова, «а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все». Старец Роман «со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали». Крестьяне, в свою очередь, убили нескольких монахов. Победа осталась за монастырем…»

Ещё в пятнадцатом веке, когда на Руси, случилась борьба в церковной среде между «нестяжателями» во главе с Нилом Сорским и «иосифлянами», сторонниками Иосифа Полоцкого, нестяжатель монах Вассиан Патрикеев так говорил о тогдашних монахах:

«Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братьев наших, живущих в селах, налагаем на них лихву за лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязаем братьев наших бичами».

Во-вторых, по церковным законам, все имущество ушедших в монахи людей, переходило в собственность Церкви.
И в третьих, ушедшие в монастырь, сами превращались в бесплатные рабочие руки, безропотно служившие церковным властям, зарабатывали в церковную казну деньги. При этом, не требуя ничего для себя лично, довольствуясь скромной кельей и плохой едой.

Еще в средние века Русская православная церковь была «встроена» в государственную систему исполнения наказания. Нередко в монастыри под строгий надзор направляли обвиненных в ереси, богохульстве и других религиозных преступлениях. В монастыри нередко ссылали политических заключенных, как в Европе, так и в России.
Например, Петр Первый отправил свою жену Евдокию Лопухину в Покровский монастырь, через 11 лет после свадьбы.

Старейшие и наиболее известные монастырские тюрьмы находились в Соловецком и Спасо-Евфимьевском монастырях. В первый традиционно ссылали опасных государственных преступников, второй первоначально предназначался для содержания душевнобольных и пребывающих в ереси, но затем в него стали направлять и узников, обвиненных в государственных преступлениях.

Отдаленность Соловецкого монастыря от обжитых мест и труднодоступность сделали его идеальным местом заточения. Первоначально казематы располагались в крепостных стенах и башнях монастыря. Зачастую это были клетушки без окон, в них можно было стоять, согнувшись, или лежать на коротком топчане, поджав ноги. Интересно, что в 1786 г. архимандрит монастыря, где содержалось 16 узников (из них 15 - пожизненно), не знал о причине заключения семи. Указ о заключении таких лиц обычно был лаконичен - «за немаловажную вину к содержанию до кончины живота».

Среди узников монастыря были и священники, обвиненные в пьянстве и богохульстве, и различные сектанты, и бывшие офицеры, которые во хмелю нелестно отозвались о нравственных качествах очередной императрицы, и крупные сановники, замышлявшие государственный переворот, и «правдоискатели», написавшие жалобы на представителей власти. Пять лет по неизвестному обвинению провел в этой тюрьме французский дворянин де Турнель. Самый юный заключенный попал в тюрьму в 11-летнем возрасте по обвинению в убийстве, в заключении ему пришлось провести 15 лет.

Режим в монастырской тюрьме отличался крайней жестокостью. Власть игумена не только над узниками, но и над охранявшими их солдатами была практически бесконтрольна. В 1835 г. жалобы узников «просочились» за монастырские стены, на Соловки приехала ревизия, возглавляемая жандармским полковником Озерецковским. Даже жандарм, повидавший на своем веку всякого, вынужден был признать, что «многие арестанты несут наказания, весьма превышающие меры вины их». В результате ревизии трое узников были освобождены, 15 отправлены на военную службу, двое переведены из камер в кельи, один принят в послушники, а ослепший заключенный отправлен на «материк» в больницу.

"Тюремный уголок" - место, где, в основном, были сосредоточены камеры заключенных Соловецкого монастыря. Вдали видна Прядильная башня.

Но и после ревизии режим в тюрьме не был облегчен. Узников кормили скудно, им запрещали всякую связь с волей, не давали письменных принадлежностей и книг, кроме религиозных, а за нарушения правил поведения подвергали телесным наказаниям или сажали на цепь. Особенно жестоко обращались с теми, чьи религиозные убеждения не совпадали с официальным православием. Даже искреннее раскаяние и переход в православие таких узников не гарантировали им выход на свободу. Отдельные «пребывающие в ереси» узники проводили в этой тюрьме всю сознательную жизнь.

Как укрепленные центры, в которых находилось много образованных людей, монастыри становились очагами религиозной культуры. В них трудились монахи-переписчики религиозных книг, нужных для ведения служб. Ведь печатного станка еще не появилось, и каждая книга была написана вручную, нередко с богатым орнаментом.
Также монахи вели исторические хроники. Правда, их содержание часто менялось, в угоду власти, подделывалось и переписывалось.

Старейшие рукописи об истории России имеют монастырское происхождение, хотя оригиналов их не осталось, есть лишь «списки» - копии с них. Насколько они достоверны, ученые спорят до сих пор. В любом случае, другой письменной информации о происходившем в средние века, у нас нет.
Со временем наиболее старые и влиятельные церкви и монастыри в Средние Века преобразовались в полноценные учебные заведения.

Центральное место в средневековом монастыре занимала церковь, вокруг которой располагались хозяйственные и жилые постройки. Здесь была общая трапезная (столовая), спальня монахов, библиотека, хранилище книг и рукописей. В восточной части монастыря обычно располагался госпиталь, а на севере — помещения для гостей и паломников. Сюда за приютом мог обратиться любой путник, устав монастыря обязывал принять его. В западной и южной частях монастыря находились амбары, конюшни, хлев и птичий двор.

Монастыри современности во многом продолжают традиции средневековья.

Елизавета ЗОТОВА

Монастырские комплексы
Инициал Грегор и Моралия за работой. XII в. Баварская Государственная библиотека, Мюнхен

В Средние века монастыри являлись важнейшими центрами духовной и культурной жизни. В романское время на территории Европы возникает множество монастырей, оформляются монашеские ордена, строятся новые монастырские комплексы и перестраиваются старые.

Возникновение монашества

Первые монашеские общины возникают еще в III веке в Сирии, Палестине и Египте. Но это были пока еще не монастыри в средневековом понимании этого слова, а скорее объединения монахов-отшельников (еремитов). Отшельничество - самая ранняя форма монашества. Само слово “монах” происходит от греческого “отшельник”. В Европе монашество появилось во второй половине IV в. Возникновение первых западных монастырей связано с именем св. Мартина Турского. Но до VI в. не существовало какого-либо единого свода правил, призванного регламентировать жизнь монашеской общины. Авторство первого устава принадлежит св. Бенедикту Нурсийскому.

В 530 г. св. Бенедикт основал монастырь на горе Кассино близ Неаполя. В Монте-Кассино он и создал свой знаменитый “Устав”, пользовавшийся непререкаемым авторитетом на протяжении последующих веков, вплоть до появления других монашеских орденов. (Впрочем, бенедиктинские монастыри продолжали довольно успешно существовать на протяжении всей эпохи Средневековья и существуют по сей день.)

Главным средством достижения святости жизни, согласно св. Бенедикту, был принцип монашеского общежития, основанный на добродетелях смирения и послушания. Устав закрепляет принцип единоначалия настоятеля монастыря (аббата). Аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Установлен строгий распорядок дня монаха, расписан суточный круг богослужений, порядок чтения молитв, отводится время для занятий и для физического труда.

Основная особенность монашеской жизни состоит в том, что у монаха нет ни одной свободной минуты, которую он мог бы посвятить вредной для души праздности или греховным мыслям. Распорядок дня монаха подчиняется ходу литургии часов (в строго определенное время осуществляется строго определенное богослужение). Устав также содержит предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Вступая в монашескую общину, монах приносил обет послушания, оседлости (он не имел права без специального разрешения аббата покидать стены монастыря) и конечно безбрачия, таким образом, отрекаясь от всего мирского.

Идеальный план монастыря

В Средние века предпринимались не только попытки регламентировать жизнь монашеской общины, но и создавать сами монастырские комплексы согласно единым правилам. Для этих целей в эпоху правления Карла Великого был разработан план “идеального монастыря”, утвержденный церковным собором (ок. 820), он хранился в библиотеке монастыря Санкт-Галлен (Швейцария). Предполагалось, что при строительстве данного монастырского комплекса будут четко следовать этому плану.

Этот план, рассчитанный на территорию размерами 500 на 700 футов (154,2 на 213, 4 м), включал в себя более пятидесяти построек различного назначения. Несомненно, центром монастырского комплекса был собор - трехнефная базилика с трансептом. В восточной части располагались хоры для монахов. Главный неф традиционно завершался алтарем. Несколько небольших алтарей располагались в боковых нефах и в западной части, однако они не образовывали единое пространство с главным нефом. Собор был спланирован с учетом хода именно монастырского богослужения, отличавшегося от месс, служившихся для мирян. Западный фасад церкви обрамляли две круглые башни, посвященные архангелам Гавриилу и Михаилу. Как архангелы являлись стражами Града Небесного, так и эти башни были каменными стражами аббатства. Первое, что представало перед взором вошедшего на территорию монастыря, был именно этот фасад собора с башнями.

Аббатство Фонтевро. Схема

К собору примыкают здания библиотеки и ризницы (сокровищницы). Справа от собора располагался закрытый дворик для прогулок монахов (в более поздние времена именно такой дворик - клуатр станет центром композиции монастырского комплекса). На плане указаны монашеские кельи, дом настоятеля, госпиталь, кухни, гостиницы для паломников и множество хозяйственных построек: пекарня, пивоварня, амбары, хлева и т.д. Предусмотрено также кладбище, совмещенное с фруктовым садом (такое решение должно было находить философское истолкование у обитателей монастыря).

Сомнительно, что существовали монастырские комплексы, построенные точно по данному плану. Даже Санкт-Галлен, в библиотеке которого хранился план, лишь приблизительно соответствовал первоначальному замыслу (до наших дней каролингские постройки этого аббатства, к сожалению, не сохранились). Но примерно по такому принципу строились монастыри на протяжении всей эпохи Средневековья.

Монастыри-крепости

Многие средневековые монастыри на первый взгляд больше напоминают хорошо укрепленные замки воинственных феодалов, чем обитель смиренных монахов. Это объяснялось многими причинами, в том числе и тем, что такие монастыри действительно могли играть роль крепости. Во время вражеских нападений в стенах монастыря скрывались жители города или окрестных деревень. Так или иначе, местом для строительства монастыря часто выбирались труднодоступные участки. Вероятно, первоначальная идея заключалась в том, чтобы по возможности сократить доступ мирян в обитель.

На горе было построено и знаменитое аббатство, основанное св. Бенедиктом, - Монте-Кассино. Настоящей крепостью является аббатство Монт-Сан-Мишель. Основанное еще в VIII в., аббатство посвящено архангелу Михаилу и построено на скалистом острове, что делало его неприступным.

Клюнийцы и цистерцианцы

В XI–XII веках монастырская культура достигает небывалого расцвета. Строится множество новых монастырей, благосостояние которых иногда позволяет возводить такие архитектурные шедевры, как, например, знаменитый собор в аббатстве Клюни. Основанное в начале X в. бенедиктинские аббатство Клюни занимало особое положение, формально подчиняясь непосредственно папе. Клюни оказывало огромное влияние на духовную и политическую жизнь средневековой Европы. Его главный собор до появления готических соборов был самой большой церковной постройкой христианского мира. Это выдающееся произведение архитектуры было украшено поистине потрясающей каменной резьбой (портал, капители колонн). Роскошные интерьеры церкви Клюни III были призваны поражать воображение.

Полной противоположностью клюнийцам были аббатства новой монашеской конгрегации - цистерцианцев (от названия первого монастыря ордена - Цистерциум). Цистерцианцы резко отвергали даже всякий намек на роскошь, их устав отличался особой строгостью. Физический труд они считали основой монашеского служения, поэтому в цистерцианских рукописях мы часто встречаем изображения монахов за работой. Архитектура цистерцианских монастырей также отличалась лаконичностью. Резной каменный декор, например, был практически запрещен. Но строгость монастырской жизни вовсе не мешала цистерцианским монастырям наряду с бенедиктинскими активно участвовать в духовной и политической жизни Европы. Монастыри обоих орденов были настоящими очагами культуры: здесь писались научные трактаты, переводились и копировались античные и нередко арабские авторы, в их скрипториях создавались настоящие шедевры книжного искусства. При монастырях также существовали и школы для мирян.

План идеального монастыря. Ок. 820 г.

1. дом для свиты знатных гостей
2. хозяйственная постройка
3. дом для знатных гостей
4. внешняя школа
5. дом аббата
6. хозяйственная постройка
7. помещение для кровопускания
8. дом врача и аптека
9. травник
10. колокольня
11. привратник
12. наставник школы
13. скрипторий, библиотека
14. купальня и кухня
15. госпиталь
16. крытая галерея
17. вход в монастырь
18. помещение для приемов
19. хор
20. собор
21. дом для прислуги
22. овчарня
23. свинарник
24. хлев для коз
25. конюшня для кобыл
26. коровник
27. кухня
28. покои для паломников
29. погреб, кладовая
30. сад для прогулок монахов, крытая галерея
31. помещения для отопления, спальня (дормиторий)
32. сакристия
33. помещение для приготовления гостии и елея
34. крытая галерея
35. кухня
36. школа для послушников
37. конюшня
38. хлев для быков
39. бочарня
40. токарня
41. амбар
42. солодосушилка
43. кухня
44. трапезная
45. купальня
46. кладбище, фруктовый сад
47. пивоварня
48. пекарня
49. молотильня
50. мельница
51. различные мастерские
52. гумно
53. зернохранилище
54. дом садовника
55. огород
56. курятник, гусятник

Старейшие монастыри на сегодняшний день являются самыми посещаемыми среди туристов. В начале становления христианства на территории Европы были построены монастыри, которые сочетали в себе религию, культуру, образование, административное управление, а некоторые и судебную сферу.

Для большинства детей, живущих в бедных семьях учение, воспитание и проживание в церковной школе позволяло повысить социальный статус.

На северо-западе Штирии в долине реки Энс, (Австрия) находится древнейший бенедиктинский монастырь – Аббатство Адмонт. Датой возведения считается 1074 год и основателем его задокументирован зальцбургский архиепископ Гебхард. Особой популярности святыня заимела в XII-XIII веках, когда в ней организовали школу для девочек непосредственно из знатных семей.

При монастыре была создана мастерская, где занимались монастырским скрипториумом. В ней монах продуктивно трудились над перепиской древних рукописей. Именно в этот период и произошла закладка основ будущей славно известной библиотеки.

Во времена турецких нашествий, а также Реформации монастырь пришел в упадок, а с начала XVII по XVIII век снова обрел былую славу и влияние даже за пределами Австрии. Сегодня аббатство Адмонт славится своей неповторимой библиотекой, к тому же она считается самой большой во всем мире.

Тематическое собрание книг достаточно обширное, начиная с теологической до научной и исторической литературы. В 1865 году, чуть не произошла трагедия и все книги не утрачены были в сильном пожаре, но священнослужителям-монахам удалось спасти сокровище монастыря каким-то дивом.


Библиотека старейшего в Европе бенедиктинского монастыря, абатства Адмонт — изумительное по изяществу и роскоши внутреннего убранства архитектурное сооружение.

Нужно отметить, что само книгохранилище представляет собой шедевр художества. Весь монастырь – это архитектурное сооружение, поражающее своим очарованием и роскошью, исполненной в стиле барокко. Посетить монастырь Адмонт можно начиная с 24 марта и по 31 декабря. Для туристов дверь отворена с 10:00 до 17:00 в любой день недели.

Аббатство в Сен-Морисе

Католический монастырь находится в небольшом городке Сен-Морис, что располагается в Швейцарских Альпах . Датой основания Аббатства считается 515 год, но до этого времени здесь был основан базилик, где хранились мощи святого Маврикия, доставленные епископом Вале в 370 году.

Согласно преданиям, Св. Маврикий вместе со своими товарищами, с которыми он находился в фиванском легионе были до смерти замучены, так как отказались выступить с войной против едино верующих. Основал Аббатство Сен-Морис бургундский король Сигизмунд и с того времени оно является местом паломничества.

Многовековая история Аббатства включает в себе различные периоды существования с благоприятными и неблагоприятными событиями , ставшие предпосылками к становлению сегодняшнего католического монастыря. За многие века служителями Аббатства были накоплены не только культурные, эстетические, но и исторические ценности.

Обязательно нужно отметить, что в 2015 году был знаменательный день для Аббатства, ему исполнилось 1500 лет. По этому поводу было организованно масштабное празднование с литургией и уличным спектаклем, воплотивший в себе сочетание священного и мирского, а также прошлого и настоящего.

С 1995 года каждый желающий может приехать на экскурсию в Аббатство и поближе ознакомиться с его историей становления, осмотреть окрестности и полюбоваться незабываемыми пейзажами этой местности.

Леринское аббатство

История Леринского католического монастыря берет свое начало с 410 года. Основателем считается отшельник Гонорат Арелатский: искавший местность для уединения, он выбрал остров Сен-Оноре, находящийся неподалеку от Канн во Франции. Но ему не удалось уединиться, поскольку за ним последовали его преданные ученики и со временем была сформирована община.

После образования монастыря на протяжении последующих многих столетий здесь получали образование прославленные святители, что впоследствии стали епископами, а многие из них основали новые монастыри.

Уже к VIII веку со дня основания Леринское аббатство имело большое влияние среди других старейших монастырей Европы и в собственных владениях у него были достаточно обширные территориальные наделы. В состав общей территории была включена деревня Канны.

В силу того, что аббатство было весьма богатым оно часто подвергалось нападениям сарацин . Одним из страшных посягательств на добро аббатства считается грабеж святого места в 732 году, во время которого убиты практически все монахи вместе с настоятелем. Одним кто остался в живых является монах Элентер, он спустя время возвел новейший монастырь на руинах уничтоженного.

Но в 1047 году территорией Леринских островов овладела Испания, а монахов задержали в плен. Спустя короткое время монахи были выкуплены, а аббатство было обустроено под защитную крепость со смотровыми башнями.

Далее монастырь огласили достоянием государства непосредственно во время Французской революции. Мощи провозглашенного святого Гонората из базилики перенаправили в кафедральный собор Грасса, а проживающих в аббатстве монахов изгнали.

Сразу после изгнания служителей территорию святилища приобрела знатная актриса мадемуазель Саинваль, на протяжении 20 лет она использовала кельи, где жили монахов, как гостиный двор.

В 1859 году епископом Фрежюс была выкуплена островная территория, где располагалась святыня, и за десять лет была полностью возобновлена . На сегодня Леринский монастырь непосредственно причислен к собственности цистерцианцев.

В нем сейчас живет 25 монахов, которые помимо основной монашеской жизни успешно руководят гостиничным бизнесом, выращивают лаванду, владеют апельсиновыми садами и виноградниками.

Монастырь Кандида Касса

В 397 году Санкт Ниниан построил небольшой храм из камня, именуемый Кандида Касса («Белый дом»), считающийся первым христианским сооружением на территории Шотландии. После его возведения образовалось первое поселение христиан в сторону по направлению к северу от стены Адриана.

Монастырь стал быстро разрастаться и со временем занимал видимое место непосредственно в период раннего средневековья , как и другие старейшие монастыри Европы.

Для строительства в более поздние времена использовались керамические изделия и стекло в следствии применения новейших технологических процессов и ремесел, которые были позаимствованы из Средиземноморья и Западной Франции.

Монастырь несколько раз восстанавливался после разрушений:

  1. В 1128 году был возведен новый собор и непосредственно монастырь на прежнем месте.
  2. А вот в 1822 году храм восстановил свое предназначение и стал местом сосредоточения религиозных поклонений паломников со всего земного шара.
  3. По сей день Кандида Каса в Галлоузе, (Шотландия) относится к старинным христианским монастырям в Европе.

Монастырь в Айнзидельне

Существует несколько легенд основы монастыря в Айнзидельне. Но общим у этих легенд считается тот факт, что неподалеку от места нахождения нынешнего аббатства в лесу поселился отшельник Майнрад, у которого были два верных черных ворона. Одного январского дня к отшельнику попросились на ночлег два незнакомца.

Приютив Майнрад, накормил их ужином, но они решили его ограбить, а не найдя ничего ценного убили отшельника. При попытке скрыться убийцы были пойманы практически сразу благодаря черным воронам, которые своим неистовым криком привлекли местных жителей.

Со временем к месту гибели Майнрада стали приходить монахи-отшельники и таким образом было сформировано монашеское сообщество. Создание самого же монастыря датируется 934 годом. С этого времени и начинает свою историю становления аббатство Айнзидельна. На протяжении тысячи лет мужской монастырь стал основным местом паломничества на территории Швейцарии.


Одной из первых и главных святынь аббатства была статуя Черной Мадонны, якобы освященная самим Иисусом.
Но она сгорела дотла при пожаре, возникший в 1465 году. Ее заменили на другую, которую подарила настоятельница Цюриха Гильдегарда в 1466 году. Сейчас святыня находится в храмовом здании непосредственно внутри «покаянной часовни».

В монастыре имеется огромное библиотечное помещение, где собраны:

  • 1230 стародавних рукописей;
  • 740 инкунабул;
  • 700 палеотипов.

При аббатстве находится монастырская школа, а также ему подвластен женский бенедиктинский монастырь – аббатство Фар неподалеку города Цюриха, образованный в начале XII века.

Монастырь Мон-Сен-Мишель

Старейшие монастыри Европы включают Мон-Сен-Мишель, основанию которого предшествовало явление Архангела Михаила епископу Оберу, проживающего в городе Авранш. Ссылаясь на рукопись, датированную X веком, Оберу Архангел Михаил приказал воздвигнуть храм на острове Мон-Томб (нынешнее расположение Мон-Сен-Мишель).

Изначально на островной территории поселились несколько монахов-отшельников, которые построили здесь два небольших святилища . Архангел Михаил трижды являлся во сновидениях Оберу, поскольку епископ изначально не мог понять волеизъявления святого. Только на третий раз, когда Архангел проткнул череп епископа своим перстнем Ореб начал возводить храм.

Выстроенная часовня на месте нынешнего аббатства имела подобие святилища Монте-Грот, расположенный на юге Италии. Именно с этого грота были привезены некоторые реликвии в часовню. Это багряный покров, оставленный Архангелом, а также часть мраморной плиты непосредственно с отпечатком его стопы.

Со временем влияние Мон-Сен-Мишель расширилось по всей территории Франции, соответственно увеличилось количество паломников, желающие посещать монастырь. Но малая территория храма не позволяла принимать большое количество паломников и на основании этого было принято решение построить большое здание.

Проблема возникла в том, что на скале возвести храм не представлялось возможным, но выход был найден. Изначально было решено построить четыре часовни, которые стали своего рода платформой для дальнейшего строительства здания. После их возведения приступили к строительству храма. На это понадобилось почти 500 лет (1023-1520 гг.)

На долгую судьбу аббатства пришлось немало невзгод , к примеру, он несколько раз закрывался, в нем были организованы карцеры для заключенных, а также пришлось пережить религиозные войны. Монастырь Мон-Сен-Мишель по ныне остается местом паломничества прихожан со всего мира.

Монастырь Монте-Кассино

Старейшие монастыри Европы включают Монте-Кассино, который располагается на небольшой горной возвышенности, который нависает над городком Кассино всего в 120 км от столицы Италии — Рима. Основан монастырь Бенедиктом Нурсийским в 529 году на месте языческого храма Аполлона.


Построенный храм был приурочен Святому Иоанну Крестителю. Но не легкая судьба была у монастыря. Его несколько раз разрушали, но даже несмотря на это он остался крупнейшим средоточием распространения культуры непосредственно в западном мире.

Эпоха процветания пришлась на XIV век. В этот период территориальная площадь монастыря была огромной, а в храме обосновалась библиотека с античной и раннехристианской литературой. Кроме этого, коссинские монахи занимались изучением астрономии, правоведения, медицины, философии, а также осуществляли переводы созданий, что были изначально сочинены на латинском и греческом языках.

Нужно отметить, что помимо посещения и ознакомления с монастырем туристам предоставляется возможность посетить одну из прекрасных достопримечательностей неподалеку святыни. Это «Лебединое озеро» , где обитают черные и белые лебединые семейства среди ботанического сада, созданного хозяином отеля-ресторана, где могут остановиться на ночлег туристы.

Монастырь Санкт-Галлен

Старейшие монастыри Европы расположены в восточной части Швейцарии. Это монастырь Санкт-Галлен, основанный по преданию святым Галлом непосредственно в 613 году. Именно в этом году на месте будущего храма построил небольшую келью для уединения, чтобы посвятить себя молитвам к Богу.

Хотя, по имеющимся документам, сохранившиеся до сегодня отмечается, что не именно создателем монастыря считается Святой Галл, а Отмар, являвшийся настоятелем этого священного сооружения.

Небывалую известность монастырь Святого Галла имел не только на территории своего городка, но о нем знали далеко за приделами. Многочисленные потоки паломников, среди которых были весьма состоятельные люди делали пожертвования, а на них руководство монастыря расстраивали и улучшали здания храма.

Благодаря этому, за короткое время монастырь Санкт-Галлен стал религиозным средоточием не только у себя на родине, но и за ее пределами.

На сегодня кафедральная церковь поделена на две основные части. Первая часть представлена взору туристов в виде строений, которые были возведены еще в IX веке, а другая часть, это сооружения построены уже в XVIII веке.

Основной же достопримечательностью, которая интересна туристам, является прославленная на весь мир уникальная библиотека, размещенная в западном флигеле. Среди огромного собрания книг особое внимание привлекают те, что были начерканы, еще до прихода в наш мир Иисуса.

Обязательно нужно отметить, что каждый турист должен в непременном порядке ознакомиться со особенными правилами, которые отмечены в специальных путеводителях.

Правила:

Непосредственно в библиотеке можно побывать только с 10 утра до пяти вечера. Стоимость посещения составляет 7 швейцарских франков.

Монастырь Святого Атанасия

В 15 км от городского образования Чирпан Старозагорской области в селе Злата-Ливада стоит женский монастырь Святого Атанасия. Он причислен к числу древнейших святынь во всей Европе, поскольку создан еще в 344 году.

Его основанием занимался непосредственно Святой Афанасий, пребывавший в период проведения Вселенского собора ознаменованный в 343-344 годах. Знаменательное событие проводилось в храме господнем Святой Софии.

Возле монастыря действует знаменитый источник со святой водой, который Святым Афанасием был обращен в водосвятилище. Вода из чудо-родника по преданию считается целительной. Возле обители монахинь в горных склонах имеется малое пещерное образование, нарекаемое постницой , предопределенная для уединений и постования. Постницу могут посещать туристы.

На протяжении всего существования монастырской обители Святого Анатасия была много раз развалена, но ее наново воссоздавали. Современное обличие храм приобрел в 80-х годах уже XX века.

В священной обители имеется несколько реликвий, одна из которых считается образ Святого Афанасия, врученная непосредственно Александрийским патриархом Петросом VII, как подарок в день своего пребывания в Болгарию ознаменовавшееся в 2003 году. Также в храме господнем бережется копия церковнославянской пергаментной старинной рукописи Реймсского евангелия.

Монастырь Святого Галла

В старинном городке Санкт-Галлен располагается прославленный во всем мире монастырь Святого Галла , созданный одним из двенадцати учеников, являющиеся последователями ирландского монаха и миссионера Колумбана. Санкт-Галленское аббатство непосредственно в период средневековья было крупнейшим культурным и научным средоточием в Европе.

Местом основания храма считается выстроенная Галлом в 612 году небольшая келья возле Боденского озера , где он уединился от всего мирского и посвятил себя молитвам к Богу. Начало возведения храма датируется 1719 годом. После окончания строительства первым аббатом был назначен проповедник Отмар, который находясь на своем посту восстановил имеющиеся кельи, прибывавшие в ветхом состоянии.

Также Отмаром была основана славно известная библиотека и не меньше знаменитая художественная мастерская . Благодаря Отмару и его усилиям монастырь стал одним из крупнейших бенедиктинских аббатств.

Монастырь святого Иоанна Рильского

Одной из значимых и знатных достопримечательностей Болгарии считается монастырь Святого Иоанна Рильского. Он находится достаточно высоко на горных склонах, 1147 м над уровнем моря и располагается от Софии в 117 км. Вокруг же самого монастыря разбит природный парк, окруженный 36-ю вершинами, а также в нем имеются кристально чистые Рильские озера.

Основал храмовое сооружение монах-отшельник Иоанн Рильский в X веке, поэтому священная обитель была названа в его честь. Как и все старейшие монастыри Европы в средневековье этот монастырь также имеет тяжелую судьбу.

Его несколько раз грабили, разрушали практически до основания, но он всегда восстанавливался даже после интенсивного землетрясения, произошедшее в 1343 году.

На сегодняшний день от старого монастыря для взора туристам и паломникам осталась только Хрельовая башня, возвышающаяся на 24 м , в которой ранее построили непосредственно часовню Преображения Господня. Все остальные здания храма были заново отстроены, поэтому он существенно отличается от первоначального своего облика.

С 1991 года монастырь Иоанна Рильского снова обрел статус монашества и на сегодня, это действующий мужской монастырь , привлекающий к себе не только паломников, но туристов со всего мира. В монастыре покоятся мощи Святого Иоанна, возле которых можно получить исцеление, но посетить это чудотворное место можно только по определенным дням.

Также у туристов интерес вызывает имеющаяся в храме библиотека, где сохраняются старинные рукописи, датированные XI-XIX веком и исторический музей с экспонатами, которым по сотни лет.

Монастырь святого Маврикия

В городе Сен-Морис в 515 году было образовано храмовое сооружение Святого Маврикия на местности мученической гибели руководителя легиона Маврикия со своими 6 тысячами солдат, которые воспрепятствовали убийству единоверующих (христиан).

Приказ был отдан императором Максимианом в эпоху, когда были устроены массовые гонения людей, принявших христианство. За неподчинение приказу Маврикия с солдатами казнили. Спустя некоторого времени во времена правления короля Сигизмунда Бургундского на месте мученической казни был возведен храм во имя Святого Маврикия.

Монастырь Святого Маврикия – это практические единственная священная обитель, в которой на протяжении полутора тысячи лет не прерывалась обычная жизнь в молитвах.

В 1998 году на дверях, так называемого древнего портала были по-новому вписаны имена мучеников из различных государств , выгравированные на их родных языках. Еще одной значимой реликвией святилища считается высеченный на скале крест, высотой в 12 м, который был установлен в честь Суворова, свидетельствующий об историческом событии, а именно о переходе полководца через Альпы.

Кроме этого, в монастыре представлены редкие экспонаты, которые были подарены знатными прихожанами, желающие знаменовать таким образом почтение мощам великомучеников.

Монастырь Святого Мартина

Церковь Святого Мартина – это один из примечательных святых обителей в Кёльне, сохранившиеся с X-XI века. Монастырь был построен на месте древних римских купален и тогдашних продовольственных складов.

Современный кёльнский монастырь представлен в византийском стиле с многочисленными сводами и витражами. Он был полностью реставрирован после Второй мировой войны, а от древнего здания остался только обломок древней римской колонны.

Существует легенда, что этот обломок может определять злые и добрые помыслы людей. Если у человека имеются злые умыслы, то этот обломок колонны не пустит его в церковь, но также говорят, что он способен даже убить человека, если он задумал что-то лихое.

Что касается внутреннего убранства, то после реставрации в 1960 году оно лишено каких-либо величественных украшений, но внешний облик смотрится восхитительно, особенно, когда в вечернее и ночное время включается подсветка.

Нужно отметить, что с начала 1985 года и непосредственно до 2008 года здание Святого Мартина применялось, как католическая приходская церковь , где проводились молебны на португальском, филиппинском и испанском языках. Но со второго месяца весны 2009 года храмовое сооружение Большой Святой Мартин, как его называют местные жители, снова обрел статус бенедиктинского монастыря.

Подводя итог, непременно нужно сказать, что все старейшие монастыри, основанные в Европе, представленные в статье являются культурным наследием своей страны, а некоторые из них охраняются Организацией Объединенных Наций, касающиеся вопросов образования, науки и культуры ЮНЕСКО.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: Католические монастыри и жизнь монахов в Средние века

Монастыри Европы и жизнь монахов Средневековья:

Поделиться: