Крестовые походы детей (кратко). Крестовый поход детей Детский поход 1212

История детского крестового похода.

Крестовый поход детей является одним из самых печальных эпизодов эпохи Средних веков. Многие столетия о нем предпочитали не вспоминать ввиду полного провала этой затеи. Именно поэтому до нас дошло не так много сведений об этом событии.

К моменту начала необычного Крестового походу детей были проведены уже 4 похода Крестового войска. Однако несмотря на успехи первых войн, в 1187 году Иерусалим вновь был захвачен мусульманами. Позже последовали Третий и Четвертый походы, но долгожданной цели, освобождение Иерусалима, добиться не удалось.

Вообще обстановка накануне Крестового похода детей предрасполагала к началу чего-то подобного. В то время люди усомнились в идее Крестовых походов. Причиной тому стали последствия 4- го Крестового похода. Если предыдущие 3 были направлены исключительно на освобождение верующих братьев от угнетения мусульман, то этот поход носил ярко выраженный грабительский характер. Дойдя до Константинополя крестоносцы под влиянием Венеции, отказались от освобождения Гроба Господня. Вместо этого они захватили столицу Византийской империи и организовали несколько государств на ее бывшей территории. Стоит ли говорить, что в Иерусалим уже никто идти не собирался.

Столь печальный итог служил весомым аргументом в пользу мысли, что грешные взрослые не могут добиться долгожданной цели – освобождении Святой земли. И в 1212 году это вылилось в то, что позже назовут Детским крестовым походом. Итак, именно в этом год французский пастух, 13-летний Стефан , объявил о том, что во сне ему явился сам Спаситель в образе монаха и повелел ему собрать новое Крестовое войско. Он утверждал, что для победы им не понадобиться оружие, что они словом и криком победят врага, как в свое время евреи захватили Иерихон.

Этот молодой проповедник быстро набирал популярность. Несмотря на свой возраст, он был убедителен в речах и подтверждал их чудесами, совершаемые им в присутствии многочисленной толпы. А учитывая его юный возраст, очень маловероятно, что это были уловки мошенника.

Он проповедовал по всей Франции, собирая все больше и больше сторонников. Однако и противников было немало. Родители юных энтузиастов были категорически против участия своих детей, и пытались убедить их остаться. Вскоре вмешался сам король Франции, приказав всем разойтись по домам, что подействовало отнюдь не на всех. Возможно все осложнялось тем, что подростки хотели отомстить за смерть отцов и дедов, павших в предыдущих походах.

В любом случае движение набирало популярности, и после завершения путешествия Стефан возглавил 30-тысячное войско детей , собравшееся в небольшом городе Вандом . Хотя назвать его детским все-таки будет небольшим преувеличением, потому что основная масса участников были подростки и молодые юноши. Среди прочих были также монахи, переодетые девушки и небольшое количество взрослых простолюдинов.

И это было не единственное Крестовое войско, вышедшее освобождать Иерусалим. В Германии подобную армию численностью в 20 тысяч человек возглавил 10- летний сторонник Стефана Николас.

Две армии шли разными путями. Французская отправилась на юг Франции в портовый город Марсель, где по словам Стефана, море должно было расступиться перед Крестовым войском, и они посуху пойдут к Иерусалиму. По пути молодых крестоносцев ждало немало лишений: голод, болезни, многочисленные нападения. Да и пройти пешком несколько сотен километров было суровым испытанием для Крестового войска. Многие вернулись домой.

По прибытии в Марсель, крестоносцы натолкнулись на новое препятствие – море, которое, как и ожидалось, не расступилось перед ними. Дни напролет проходили в молитвах, после чего 2 купца решили помочь им. Их имена были Гуго Ферреус и Гийом Поркус . Они предоставили 7 кораблей. Каждый из них был рассчитан на 700 человек.

После их отплытия след крестоносцев был утерян. Несколько лет спустя стало известно, что вышеупомянутые торговцы вступили в сговор с работорговцами и отправили детей не в Сирию, а Алжир или Египет (в разных источниках по-разному). Также известно, что 2 корабля утонули во время шторма. Что же касается тех работорговцев, то они закончили свою жизнь на эшафоте. Еще выдвигается теория, что Фридриху II при подписании мирного договора с султаном Алькамилом удалось вернуть пилигримов домой.
Судьба немецкой армии была не менее печальна. Их путь был еще более суровый, чем у французов. Особенно тяжелым был для них переход через Альпы. Далее их ждало очень недружелюбное отношение местных, которые не могли забыть разграбление Италии Фридрихом Барбароссой.

Что случилось после того, как крестоносцы дошли до города Бриндизи история дает 2 ответа. По одной из версий, местный епископ смог остановить поход, и дети пошли в обратный путь. Большинство его не пережило. А тех немногих, переживших столько мучений, ждал позор и унижение. Говорят, что Николас не разделил участь своей армии, и в 1219 году принял участие в битве при Дамиетте. По другой версии, все тот же епископ за свой счет нанял и снабдил 2 корабля для пилигримов. По пути они утонули вместе со своим лидером.

Летом 1212 г. произошло событие, которое известно нам как детский крестовый поход.Масса детей и девушек вооруженные и снабженные только хоругвями и псалмами отправились поражать войско неверных.Святая вера или непроходимая гибельная глупость?

Хронисты XIII в. подробно описывали феодальные свары и кровавые войны, но не удостоили пристальным вниманием эту трагическую страницу средневековья.

О детских походах упоминают (иногда кратко, одной-двумя строчками, иногда отводя их описанию полстранички) свыше 50 средневековых авторов; из них только более 20 заслуживают доверия, поскольку они либо собственными глазами видели юных крестоносцев, либо, опираясь на рассказы очевидцев, вели свои записи в годы, близкие к событиям 1212 года. Да и сведения этих авторов очень отрывочны. Вот, например, одно из упоминаний о крестовом походе детей в средневековой хронике:
«Крестовый поход, называемый детским, 1212 год»
«В означенную эпоху была предпринята смехотворная вылазка: дети и несмышленые люди поспешно и необдуманно выступили в крестовый поход, движимые скорее любопытством, нежели заботой о спасении души. В эту экспедицию отправились дети обоего пола, отроки и отроковицы, да не только малые дети, но и взрослые, замужние женщины и девицы - все они шли толпами с пустыми кошельками, наводнив не только всю Германию, но и страну Галлов и Бургундию. Ни друзья, ни родственники никоим способом не могли удержать их дома: они пускались на любые уловки, чтобы отправиться в путь. Дело дошло до того, что повсюду, в деревнях и прямо в поле люди оставляли свои орудия, бросая на месте даже те, что были у них в руках, и присоединялись к шествию. Поскольку, встречаясь с подобными событиями, мы нередко являем собой крайне легковерную толпу, многие люди, усмотрев в сем знак истинного благочестия, исполненного Духа Божия, а не следствие необдуманного порыва, спешили снабдить странников всем необходимым, раздавая им продовольствие и все, в чем они нуждались. Клирикам же и некоторым иным, обладавшим более здравым суждением и обличавшим сие хождение, которое они находили совершенно вздорным, миряне давали яростный отпор, упрекая их в неверии и утверждая, что они противились этому деянию более из зависти и скупости, нежели ради истины и справедливости. Между тем всякое дело, начатое без должного испытания разумом и без опоры на мудрое обсуждение, никогда не приводит ни к чему благому. И вот, когда эти безумные толпы вступили в земли Италии, они разбрелись в разные стороны и рассеялись по городам и весям, и многие из них попали в рабство к местным жителям. Некоторые, как говорят, добрались до моря, и там, доверившись лукавым корабельщикам, дали увезти себя в другие заморские страны. Те же, кто продолжил поход, дойдя до Рима, обнаружили, что дальше идти им было невозможно, поскольку они не имели поддержки от каких-либо властей, и им пришлось наконец признать, что трата сил их была пустой и напрасной, хотя, впрочем, никто не мог снять с них обета совершить крестовый поход - от него были свободны лишь дети, не достигшие сознательного возраста, да старики, согбенные под тяжестью лет. Так, разочарованные и смущенные, пустились они в обратный путь. Привыкнув когда-то шагать из провинции в провинцию толпой, каждый в своей компании и не прекращая песнопений, они теперь возвращались в молчании, поодиночке, босоногие и голодные. Их подвергали всяческим унижениям, и не одна девушка была схвачена насильниками и лишена невинности».
Самое детальное повествование о детских крестовых походах содержаться в хронике цистерцианского монаха Альбрика де Труафонтэн (аббатство Шалона на Марне), но это-то повествование, как выяснено учеными, является и наименее достоверным.

Сколько-нибудь связное освещение фактическая история детских крестовых походов получила только в произведениях, написанных 40-50 лет спустя после описываемых в них событий, - в компилятивном сочинении французского монаха-доминиканца Винцента из Бовэ «Историческое зерцало», в «Большой хронике» английского монаха из Сент-Олбанса Матвея Парижского и в некоторых других, где исторические факты, однако, почти целиком растворяются в авторской фантазии.

Единственным основательным исследованием детского крестового похода остается книга Джорджа Забриски Грея, изданная в 1870 г. и переизданная сто лет спустя. Американский католический священник польского происхождения был безмерно удивлен почти полным забвением столь значительного события, и это подвигло Грея на создание его первой и последней книги, для написания которой пришлось буквально по крохам собирать сведения о крестовом походе детей, рассеянные в хрониках XIII в. Грей грешил лирическими отступлениями, многословием и излишней для историка сентиментальностью. Но прошло вот уже более ста лет, а книга писателя-дилетанта по-прежнему вне конкуренции. Достойного соперника и опровергателя ее не нашлось. Не по нехватке талантов, а по недостатку рвения.
Так что же произошло знойным засушливым летом 1212 г.?
Для начала обратимся к истории, рассмотрим причины крестовых походов вообще и поход детей в частности.

Причины крестовых походов.

Уже довольно давно Европа с тревогой смотрела на то, что происходило в Палестине. Рассказы возвращавшихся оттуда в Европу паломников о претерпеваемых ими в Святой Земле преследованиях и оскорблениях волновали европейские народы. Мало-помалу создалось убеждение в необходимости помочь христианству на Востоке и возвратить христианскому миру его наиболее драгоценные и почитаемые святыни. Но для того, чтобы на это предприятие Европа в течение двух столетий высылала многочисленные полчища разнообразных народностей, надо было иметь особые основания и особую обстановку.

Причин было в Европе немало, которые помогали осуществлению мысли о крестовых походах. Средневековое общество вообще отличалось религиозным настроением; поэтому подвиги за веру и на благо христианства были особенно понятны в то время. В XI веке усилилось и получило большое влияние клюнийское движение, которое вызвало еще большее стремление к духовным подвигам.

По мнению Жоржа Дюби, крестовые походы были своеобразной формой паломничества. Ибо «паломничество было формой покаяния, испытания, средством очищения, подготовкой к Судному дню. Это был также и символ: отдать швартовы и взять курс на Ханаан было как бы прелюдией к земной смерти и обретению другой жизни. Паломничество было и удовольствием: путешествие по далеким странам доставляло развлечение удрученным серостью этого мира. Путешествовали группой, компанией приятелей. И, отправляясь в Сантьяго-де-Компостела или в Иерусалим, рыцари брали с собой оружие, рассчитывая слегка потеребить неверных; в ходе таких путешествий и оформилась идея священной войны и крестовых походов. Паломничество мало чем отличалось от путешествий, периодически предпринимавшихся рыцарями, спешившими на службу при дворе сеньора. Только на этот раз речь шла о службе другим сеньорам - святым».
Большое значение для крестовых походов имело и возвышение папства. Папы понимали, что если они станут во главе движения в пользу освобождения Гроба Господня и освободят его, то их влияние и величие достигнут необычайных размеров. Уже папа Григорий VII мечтал о крестовом походе, но привести его в исполнение не смог.

Кроме того, для всех классов средневекового общества крестовые походы казались весьма привлекательными и с мирских точек зрения. Бароны и рыцари, помимо религиозных побуждений, надеялись на славные подвиги, на наживу, на удовлетворение своего честолюбия; купцы рассчитывали увеличить свою прибыль расширением торговли с Востоком; угнетенные крестьяне освобождались за участие в крестовом походе от крепостной зависимости и знали, что во время их отсутствия церковь и государство будут заботиться об оставленных ими на родине семьях; должники и подсудимые знали, что во время их участия в крестовом походе они не будут преследоваться кредитором или судом.

Итак, наряду с религиозным одушевлением, охватившим Европу, были и другие, чисто мирские, материальные причины для выполнения крестового похода, ибо «земля та [на Востоке, у неверных] течет медом и млеком».
Опасное положение Византии также действовало на Запад, особенно на папство; хотя византийская церковь и отделилась от западной, тем не менее она оставалась главным оплотом христианства на Востоке и первая принимала на себя удары врагов - нехристиан. Папы, поддержав Византию, в случае успеха крестового похода могли рассчитывать на соединение ее с католической церковью.

Настроение в Западной Европе было подготовлено к крестоносному предприятию. Умоляющие послания византийского императора Алексея Комнина о помощи (доведенный до отчаяния, стесненный положением своего государства, которое стояло на краю гибели, он обратился с посланиями в Западную Европу, в которых умолял о помощи против неверных) дошли до западноевропейских государей и папы как нельзя более вовремя.

Папою в конце XI века был Урбан II, француз по происхождению. На соборе в Плаценции (теперь Пиаченца), в северной Италии, под его руководительством разбирались вопросы о «Божьем мире» [«Божий мир» - обязательное прекращение на сравнительно длительный срок (до 30 лет) военных действий в той или иной стране (области) Западной Европы, предписывавшееся католической церковью в конце Х - XII вв.] и о других полезных церковных делах. В это самое время в Плаценцию были доставлены просьбы Алексея Комнина о помощи. Папа ознакомил собор с содержанием византийского послания; собравшиеся сочувственно отнеслись к сообщению и выразили готовность пойти в поход на неверных.6
Через несколько месяцев в 1095 году Урбан II переехал во Францию, где в городе Клермоне, в южной Франции, был созван новый собор.

На этот собор съехалось очень много народу. В городе не нашлось ни одного здания, которое могло бы вместить всех присутствовавших на соборе. Огромная толпа людей разных сословий, собравшаяся под открытым небом собравшиеся с нетерпением ожидала сообщений о важных событиях. Наконец, 26 ноября Урбан II обратился к собравшимся с пламенной речью. Вот как описывают собор в Клермоне летописцы: “В год от воплощения Господня тысяча девяносто пятый, в то время, когда в Германии царствовал император Генрих [Генрих IV (1050 - 1106), германский король и император «Священной Римской империи» (с 1056)] а во Франции - король Филипп [Филипп I (1052 - 1108), король Франции с 1060], когда во всех частях Европы произрастало многообразное зло и вера колебалась, в Риме был папа Урбан II, муж выдающегося жития и нравов, который обеспечивал святой церкви самое высокое положение и умел обо всем распорядиться быстро и обдуманно.

Видя, как вера христианская безгранично попирается всеми - и духовенством, и мирянами, как владетельные князья беспрестанно воюют меж собой, то одни, то другие - в раздорах друг с другом, миром повсюду пренебрегают, блага земли расхищаются, многие несправедливо содержатся закованными в плену, их бросают в ужаснейшие подземелья, вынуждая выкупать себя за непомерную плату, либо подвергая там тройным пыткам, то есть голоду, жажде, холоду, и они погибают в безвестности; видя, как предаются насильственному поруганию святыни, повергаются в огонь монастыри и села, не щадя никого из смертных, насмехаются над всем божеским и человеческим; услышав также, что внутренние области Романии [В эпоху крестовых походов Романией назывались малоазийские территории Византии и другие области] захвачены у христиан турками и подвергаются опасным и опустошительным нападениям, папа, побужденный благочестием и любовью и действуя по мановению божьему, перевалил через горы и с помощью соответствующим образом назначенных легатов распорядился созывать собор в Оверни [Овернь - историческая область Франции в пределах Центрального Французского массива.] в Клермоне - так называется этот город, где собрались триста десять епископов и аббатов, опираясь на свои посохи..."
Такую торжественную и, по средневековым понятиям, аргументированную увертюру к крестовым походам дает в своей «Иерусалимской истории» французский священник и хронист Фульхерий Шартрский, сопровождавший в качестве капеллана графа Балдуина Бульонского во время похода к Эдессе.

Уже ранней весной 1096 г. войска крестоносцев выступили в поход. Их путеводной звездой стал Святой город - Иерусалим.
Разнесенная по городам и весям и многократно повторенная армией епископов, священников и монахов Клермонская проповедь с ее идеей освобождения «Гроба Господня» от неверных и обещанием участникам похода полного прощения грехов вызвала всеобщий духовный подъем и широчайший отклик во всем западном мире. Массы простого народа, охваченные порывом религиозного энтузиазма, устремились в «святое паломничество», опередив рыцарей, которым требовалось время на подготовку снаряжения и улаживание семейных и имущественных дел. Аббат Гвиберт Ножанский пишет в своей «Истории»: «...Каждый, кому быстрая молва доставляла папское предписание, шел к своим соседям и родичам, увещевая [их] вступить на стезю Господню, как называли тогда ожидаемый поход. Уже возгорелось усердие графов, и рыцарство стало подумывать о походе, когда отвага бедняков воспламенилась столь великим рвением, что никто из них не обращал внимания на скудость доходов, не заботился о надлежащей распродаже домов, виноградников и полей: всякий пускал в распродажу лучшую часть имущества за ничтожную цену, как будто он находился в жестоком рабстве, или был заключен в темницу, и дело шло о скорейшем выкупе... Что сказать о детях, о старцах, собиравшихся на войну? Кто может сосчитать девиц и стариков, подавленных бременем лет? - Все воспевают войну, коли и не принимают в ней участия; все жаждут мученичества, на которое идут, чтобы пасть под ударами мечей, и говорят: «Вы, молодые, вступайте в бой, а нам да будет дозволено заслужить пред Христом своими страданиями».
«Некоторые бедняки, подковав быков, как то делают с лошадьми, и запрягши их в двухколесные тележки, на которых помещался их скудный скарб вместе с малыми детьми, тащили все это с собою; когда дети эти лицезрели попадавшийся им на пути какой-нибудь замок или город, они вопрошали, не Иерусалим ли это, к которому стремятся... Пока князья, нуждавшиеся в больших средствах на содержание тех, кто составлял их свиту, долго и мешковато подготовлялись к походу, простой народ, бедный средствами, но многочисленный, собрался вокруг некоего Петра Пустынника и повиновался ему, как своему предводителю... Он обходил города и села, повсюду ведя проповедь, и, как мы [сами] видели, народ окружал его такими толпами, его одаряли столь щедрыми дарами, так прославляли его святость, что я не припомню никого, кому бы когда-нибудь были оказываемы подобные почести. Петр был очень щедр к беднякам, раздавая многое из того, что дарили ему... Вот этот-то человек, собрав многочисленное воинство, увлеченное отчасти общим порывом, а отчасти его проповедями, решился направить свой путь через землю венгров...»
Попутно толпы бедноты и отдельные отряды рыцарской вольницы грабили местных жителей, устраивали погромы и сами несли немалые потери. Дошедшие летом до Константинополя крестьянские отряды были предусмотрительно переправлены в Малую Азию и в октябре 1096 г. полностью истреблены сельджуками.

В конце 1096 г. в Константинополь начали прибывать и крестоносные отряды феодалов. После многочисленных стычек и долгих уговоров, обязавшись вернуть византийскому императору те земли, которые будут отвоеваны ими у турок, крестоносцы переправились в Малую Азию.

На захваченных крестоносцами землях к началу XII в. было образовано четыре государства: Иерусалимское королевство, графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское, в которых были воспроизведены феодальные порядки, господствовавшие в Западной Европе, в более «чистом», классическом виде. Огромную роль в этих государствах играла католическая церковь и специально созданные ею организации - духовно-рыцарские ордена, имевшие чрезвычайно широкие привилегии.

Успехи крестоносцев на Востоке в значительной мере обусловливались отсутствием единства в рядах самих мусульман, борьбой между мелкими местными правителями. Как только началось сплочение мусульманских государств, крестоносцы стали терять свои владения: Эдессу уже в 1144 г. Призванный поправить положение Второй крестовый поход (1147 - 1149 гг.), вдохновленный Бернаром Клервоским и возглавленный французским королем Людовиком VII и германским королем Конрадом III, оказался неудачным. В 1187 г. Саладину, объединившему под своей властью Египет и Сирию, удалось овладеть Иерусалимом, что послужило причиной Третьего крестового похода (1189 - 1192 гг.), во главе которого стояли три европейских государя: германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. В этом походе с небывалой силой проявились растущие англо-французские противоречия, парализовавшие военный потенциал крестоносцев после гибели Фридриха и ухода немецких отрядов. Взятая после долгой, двухлетней, осады Акра стала столицей Иерусалимского королевства. Иерусалим же остался в руках мусульман. Ричард I, не завершив свой обет, был вынужден покинуть Палестину (предварительно договорившись с Саладином о разрешении паломникам и купцам в течение трех лет посещать Иерусалим) после того как Филипп II, внезапно уехавший в Европу, заключил там союз против него с новым германским императором Генрихом VI.

В начатом по призыву папы Иннокентия II Четвертом крестовом походе (1202 - 1204 гг.), пожалуй, впервые отчетливо проявились как расхождения между мирскими и религиозными устремлениями его участников, так и рост универсалистских притязаний папского престола в условиях резкого обострения отношений с Византией. Выступив в поход против мусульман Египта, крестоносцы, задолжавшие венецианцам за перевозку по морю, вернули свой долг, завоевав соперничавший с Венецией христианский купеческий город Задар, сюзереном которого был король Венгрии, а завершили поход штурмом и разграблением Константинополя, беспощадными расправами с его жителями и уничтожением многих произведений искусства.

Обоснования такого радикального изменения направленности похода самими крестоносцами не оставляют сомнения в том, что оно было далеко не случайным, хотя, возможно, и не предрешенным. Гунтер Пэрисский так объясняет мотивы участников похода в своей «Истории завоевания Константинополя»: «...Они знали, что Константинополь был для святой римской церкви мятежным и ненавистным городом, и не думали, что его покорение нашими явилось бы очень уж неугодным верховному понтифику или даже (самому) Богу. В особенности же к этому побуждали [крестоносцев] венецианцы, чьим флотом они пользовались для плавания, - [венецианцы действовали так] отчасти в надежде получить обещанные деньги, до которых народ этот весьма жаден, отчасти - потому, что город этот, сильный - множеством кораблей, притязал на главенство и господство во всем этом море... Была, однако, как мы верим, и другая причина, намного более древняя [по происхождению] и важная [чем все эти], а именно - совет благости господа, который намеревался таким образом унизить этот народ, преисполнившийся гордыней из-за своего богатства, и привести [его] к миру и согласию со святой вселенской церковью. Казалось соответствующим [предначертаниям божьим], чтобы народ этот, который нельзя было исправить иным способом, был бы наказан смертью немногих и потерей мирских благ, коими он владел в изобилии, и чтобы народ пилигримов обогатился добычей, [взятой] у гордецов, а вся [их] земля перешла бы в наше владение, и чтобы западная церковь украсилась священными реликвиями, которые присвоили себе недостойные {греки), и вечно радовались бы им. Особенно важно еще и то, что этот часто упоминаемый [нами] город, который всегда был вероломен [по отношению] к пилигримам, поменяв, наконец, соизволением божьим, своих жителей, пребудет верным и единодушным [единоверным] и сможет оказывать нам тем более постоянную помощь в одолении варваров, в завоевании Святой земли и овладении ею, что находится в большой близости к ней…» В письме неизвестного рыцаря, участника событий, мы находим более лаконичное объяснение: «...[Мы] выполняли дело Спасителя, [такое], чтобы восточная церковь, столицей коей был Константинополь, с императором и всею своею империей) признала бы себя дочерью своего главы - римского первосвященника и преданно повиновалась бы ему во всем с надлежащим смирением...»
После захвата половины Византийской империи планы дальнейшего похода на Восток и «освобождения Гроба Господня» были отставлены. На завоеванной территории крестоносцы основали так называемую Латинскую империю (в отличие от «Греческой» - Византийской), которая просуществовала недолго. В 1261 г. греки снова овладели Константинополем и восстановили Византийскую империю, правда, последней так и не удалось никогда оправиться от того разгрома, которому подвергли ее «христианские рыцари».

Разруха, усобицы и изнурительные крестовые походы опустошали европейские города и деревни. Люди не хотели даже думать об очередной кровавой бойне за «Гроб Господень». Не унималась лишь папская курия. Папа Иннокентий III непрестанно рассылал своих легатов, чтобы те воодушевляли массы и баронов на новый поход против неверных. И народы воодушевлялись. Но лишь на словах. Никто не торопился стяжать воинскую славу и сложить голову за «второй рай утех» даже ради того, чтобы сразу попасть в первый. Папа разражался угрозами опалы и отлучения, священники изощрялись в красноречии, а народ, надрывая глотки в криках одобрения, упрямо не желал пополнять ряды крестоносного воинства.

Как же все-таки выбить искру и разжечь пожар священной войны в столь тяжелые для церкви времена? Народ, прежде бывший что порох (тогда еще не изобретенный), теперь словно мокрый валежник! Что ж, иного народа не предвидится и надобно искать кресало поискристей прежнего!
Идея священной войны во имя освобождения Иерусалима от «неверных», не угасала в Европе, несмотря на постигшие крестоносце в неудачи во время третьего крестового похода.

После захвата рыцарями Константинополя во время четвертого крестового похода идея освобождения «Гроба Господня» получила новый импульс: «Божье дело» будет успешным, если оно окажется в руках тех, кто менее всех погряз в грехах и корысти.

Так, Петр Блуасский, написавший трактат «О необходимости ускорения иерусалимского похода», порицал в нем рыцарей, превративших крестовый поход в мирскую авантюру; такая авантюра, утверждал он, обречена на провал. Освобождение Иерусалима удастся лишь беднякам, сильным своей преданностью Богу. Алан Лильский в одной из своих проповедей сокрушаясь о падении Иерусалима, объяснял его тем, что Бог отступился от католиков. «Он не находит себе прибежища ни у священников, ибо тут нашла себе прибежище симония (продажность), ни у рыцарей, ибо для них прибежищем служат разбои, ни среди горожан, ибо у них процветает ростовщичество, а среди купцов - обман, ни у городской черни, где свило себе гнездо воровство». И - опять тот же рефрен: Иерусалим спасут бедняки, те самые нищие духом, о которых говорится в Евангелии от Матфея. Бедность рисовалась источником всех добродетелей и залогом грядущей победы над «неверными».
На фоне таких проповедей многие люди того времени пришли к убеждению: если обремененные грехами взрослые люди не могут вернуть Иерусалим, то невинные дети должны исполнить эту задачу, так как им поможет Бог. И тут, к радости папы во Франции появился пророк-отрок, начавший проповедовать крестовый поход.

В 1212 году состоялся так называемый Крестовый поход детей, экспедиция под предводительством юного провидца по имени Стефан, который вдохнул во французских и немецких детей веру в то, что с его помощью, как бедные и преданные слуги Господа, они смогут вернуть христианству Иерусалим. Дети отправились на юг Европы, но многие из них не достигли даже берегов Средиземного моря, а погибли в пути. Некоторые историки считают, что Крестовый поход детей был провокацией, устроенной работорговцами с целью продать участников похода в рабство.

В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн , в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся вИталию , чтобы оттуда морем достигнутьПалестины . В хроникахXIII века более пятидесяти раз упоминается этот поход, который получил название «крестового похода детей».

Крестоносцы сели в Марселе на корабли и частью погибли от бури, частью же, как говорят, детей продали в Египет в рабство. Подобное движение охватило и Германию, где мальчик Николай собрал толпу детей тысяч в 20. Большая часть их погибла или рассеялась по дороге (особенно много погибло их в Альпах), но некоторые дошли до Бриндизи, откуда должны были вернуться; большая часть их также погибла. Между тем на новый призыв Иннокентия III отозвались английский король Иоанн, венгерский Андрей и, наконец, Фридрих II Гогенштауфен, принявший крест в июле 1215 года. Начало крестового Похода назначено было на 1 июня 1217 года.

Пятый крестовый поход (1217-1221)

Дело Иннокентия III (ум. в июле1216 года ) продолжалГонорий III . ХотяФридрих II отложил поход, аИоанн Английский умер, всё-таки в1217 году в Святую землю отправились значительные отряды крестоносцев, сАндреем Венгерским , герцогомЛеопольдом VI Австрийским иОттоном Меранским во главе; это был 5-й крестовый поход. Военные действия шли вяло, и в1218 году король Андрей вернулся домой. Вскоре в Святую землю прибыли новые отряды крестоносцев, под предводительством Георга Видского иВильгельма Голландского (на пути часть их помогала христианам в борьбе смаврами вПортугалии ). Крестоносцы решили напасть наЕгипет , который был в то время главным центром мусульманского могущества в Передней Азии. Сыналь-Адиля ,аль-Камиль (аль-Адиль умер в 1218 году), предложил чрезвычайно выгодный мир: он соглашался даже на возвращение Иерусалима христианам. Это предложение было отвергнуто крестоносцами. В ноябре1219 года , после более чем годовой осады, крестоносцы взялиДамиетту . Удаление из лагеря крестоносцев Леопольда и короляИоанна Бриеннского отчасти было возмещено прибытием в ЕгипетЛюдовика Баварского с немцами. Часть крестоносцев, убежденная папским легатом Пелагием, двинулась кМансуре , но поход окончился полной неудачей, и крестоносцы заключили в1221 году с аль-Камилем мир, по которому получили свободное отступление, но обязались очистить Дамьетту и вообще Египет. Между тем наИзабелле , дочериМарии Иоланты и Иоанна Бриеннского, женился Фридрих II Гогенштауфен. Он обязался перед папой начать крестовый поход.

Шестой крестовый поход (1228-1229)

Фридрих в августе 1227 года действительно отправил в Сирию флот с герцогом Генрихом Лимбургским во главе; в сентябре он отплыл и сам, но должен был вскоре вернуться на берег, вследствие серьёзной болезни. Принявший участие в этом крестовом Походе ландграф Людвиг Тюрингенский умер почти тотчас после высадки в Отранто . ПапаГригорий IX не принял в уважение объяснений Фридриха и произнес над ним отлучение за то, что он не исполнил в назначенный срок своего обета. Началась крайне вредная для интересов Святой земли борьба между императором и папой. В июне 1228 года Фридрих наконец отплыл в Сирию (6-й крестовый поход), но это не примирило с ним папу: Григорий говорил, что Фридрих (все ещё отлученный) едет в Святую землю не как крестоносец, а как пират. В Святой земле Фридрих восстановил укрепления Иоппии и в феврале 1229 года заключил договор с Алькамилом: султан уступил ему Иерусалим, Вифлеем, Назарет и некоторые другие места, за что император обязался помогать Алькамилу против его врагов. В марте 1229 года Фридрих вступил в Иерусалим, а в мае отплыл из Святой земли. После удаления Фридриха его враги стали стремиться к ослаблению власти Гогенштауфенов как на Кипре, бывшем со времен императора Генриха VI леном империи, так и в Сирии. Эти раздоры очень невыгодно отражались на ходе борьбы христиан с мусульманами. Облегчение крестоносцам принесли лишь раздоры наследников Алькамила, умершего в 1238 году.

Осенью 1239 года в Акру прибыли Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский, граф Петр Бретанский, Амальрих Монфортский и другие. И теперь крестоносцы действовали несогласно и опрометчиво и потерпели поражение; Амальрих был взят в плен. Иерусалим снова попал на некоторое время в руки одного эйюбидского владетеля. Союз крестоносцев с эмиром Измаилом Дамасским привел к войне их с египтянами, которые разбили их при Аскалоне. После этого многие крестоносцы покинули Святую землю. Прибывшему в Святую землю в 1240 году графу Ричарду Корнваллийскому (брат английского короля Генриха III) удалось заключить выгодный мир с Эйюбом (Мелик-Салик-Эйюб) египетским. Между тем раздоры среди христиан продолжались; бароны, враждебные Гогенштауфенам передали власть над иерусалимским королевством Алисе Кипрской, тогда как законным королем был сын Фридриха II, Конрад. После смерти Алисы власть перешла к её сыну, Генриху Кипрскому. Новый союз христиан с мусульманскими врагами Эйюба привел к тому, что Эйюб призвал к себе на помощь турок-хорезмийцев, которые взяли в сентябре 1244 года незадолго перед тем возвращенный христианам Иерусалим и страшно опустошили его. С тех пор святой город был навсегда потерян для крестоносцев. После нового поражения христиан и их союзников Эйюб взял Дамаск и Аскалон. Антиохийцы и армяне должны были в то же время обязаться платить дань монголам. На Западе крестоносное рвение остывало, вследствие неудачного исхода последних Походов и вследствие образа действия пап, которые тратили на борьбу с Гогенштауфенами деньги, собранные на крестовые Походы, и заявляли, что помощью Святому Престолу против императора можно освободиться от данного раньше обета идти в Святую землю. Впрочем, проповедь крестового Похода в Палестину продолжалась по-прежнему и привела к 7-му крестовому походу. Прежде других крест принялЛюдовик IX Французский: во время опасной болезни он дал обет идти в Святую землю. С ним пошли его братья Роберт, Альфонс и Карл, герцог Гуго Бургундский, гр. Вильгельм Фландрский, гр. Петр Бретанский, сенешаль шампанский Иоанн Жуанвиль (известный историк этого похода) и многие другие.

800 лет назад, в 1212 году Европа сошла с ума. Безоружное войско детей двинулось в далёкий Иерусалим добывать Гроб Господень. Ничего подобного не происходило в мире ни до, ни после этого.

Разве что нечто похожее, как рецидив давнего заболевания, имело место быть в Третьем Рейхе, когда был создан гитлерюгент. Однако в нацистской Германии детей мобилизовало государство, им вручалось оружие и перед ними ставились чёткие военные цели. Дети же 1212 года организовались сами и пошли они на Иерусалим безоружные.

Европа тех времён представляла собой одно большое яблоко раздора. В ней роскошествовали церковники и крупные феодалы, издыхал от голода простой люд, а между теми и другими пробавлялась водой и хлебом безземельная знать (наследовать землю имели право только старшие сыновья в роду). К тому же Европа тогда переживала «городскую революцию» и закономерный «бэби-бум». Тьма разношерстного народа слонялась без дела, без царя в голове и надежды на лучшее.

Началось брожение умов. Как грибы после дождя, возникали еретические секты, в ответ на что церковь учредила инквизицию. В городах запахло жареной плотью, но пытки и казни делали только полдела. И вот римский папа Урбан II объявляет, что все беды происходят по простой и легкоустранимой причине – Гроб Господень и святая иерусалимская земля находятся в руках неверных. В общем, все на Восток - биться с мусульманами!

Так были убиты сразу два зайца. Рыцари-голодранцы пошли и добыли себе земель и золота, а простолюдины выпустили пар. Однако «благоденствие» длилось недолго. Вскоре мусульмане вышвырнули крестоносцев из Иерусалима, и Европа вновь погрузилась в уныние. Теперь беднота уже совершенно уяснила, что счастья ждать неоткуда. Особенно же остро испытали на себе тяготы и отчаяние бедняцкие дети.

В 1212 году во Франции и в Германии объявляются два малолетних фанатика, которые возвещают, что всеобщее счастье придёт тогда, когда Гроб Господень заберут у мусульман невинные дети. Малышня должна прошествовать к Средиземному морю, и воды его расступятся, открыв прямой путь в Палестину. Интересно, что эти два проповедника повторяли друг друга почти слово в слово, будто каким-либо образом согласовывали свои речи.

Сперва поговорим о французском мальчике. Он стал известен в Париже в мае упомянутого 1212 года своим громким заявлением, что Христос передал ему через нищего старика чудесную грамоту. В ней детям Франции приказывалось пойти в Иерусалим и забрать без кровопролития Гроб Господень. Сделаете это – получите все блага мира, говорил он..

Мальчику было 12 лет. Звали его Этьен. До того, как получить грамоту от таинственного старика, он пас коров. Единственное его отличие от множества других деревенских детей – сильнейшее психическое расстройство. Возможно, именно благодаря своей шальной голове, он как раз и обладал тем жарким красноречием, которое буквально завораживало людей. Дети заслушивались его речами и обожали его со страстью неистовой.

На площадях и перекрёстках Этьен собирал сотни слушателей. Постепенно многие из них оставались со своим кумиром, забыв родителей, игры и заботы в отчем доме. Матери и отцы пытались образумить их, но зря. Со временем стало считаться зазорным отваживать своих отпрысков от святой цели.

Наконец, летом Этьен бросил клич выдвигаться. Дети нашили на одежду разноцветные кресты, взяли котомки и отправились в путь. Всего пошло 30 000 мальчиков и девочек от 6 до 12 лет. Это было потрясающее зрелище, описанное многими летописцами. Под флагами с изображением Христа и Богородицы двигалось настоящее малолетнее войско.

Питались они подаяниями. От города к городу к ним примыкали крестьяне, бродяги, священники, монахи, воры. Прибыв в Марсель, все воодушевились до состояния истерии. Вот сейчас Этьен вскинет руки, произнесёт молитву, и море обнажит своё дно. Но волны продолжали мерно биться о берег.

Бледные, худые, измождённые дети стали разбредаться, но тут на пристани объявились два ушлых судовладельца. Они предложили переправить бедолаг через море, заверив их в своём христианском бескорыстии. Дети погрузились на семь кораблей и поплыли навстречу святому подвигу. Близ берегов Сардинии два корабля перевернулись и все, кто на них находились, утонули. Другие пять кораблей дошли до Египта, и там юные крестоносцы были проданы судовладельцами в рабство «неверным».

В те же дни в Германии случились события, точь-в-точь схожие с французскими. Двадцать пять тысяч мальчиков и девочек, облачённые в одежды с нашитыми крестами, выдвинулись через Кёльн в Италию. Их вёл крестьянский сын Николас, которому не было и десяти лет. Он, как и Этьен, демонстрировал недетскую, просто демоническую харизму и влюблял в себя «с первого взгляда».

У него не было письменного приказа от высших церковных иерархов, да это было и ни к чему. Ведь ему время от времени являлся ангел, рассказавший, куда и зачем идти. Николас провёл своё войско через Альпы. По пути две трети детей не выдержали холода и тяжести перехода – умерли. По прибытию в Геную оставшиеся крестоносцы приготовившись увидеть чудо с морскими водами. Стоит ли говорить, что Николаса постигла та же неудача, что и Этьена.

Разница между французскими и немецкими событиями заключалась в том, что во втором случае не пришли на «помощь» судовладельцы. Случилось другое. Многих детей без обмана и пустых обещаний похитили пираты. Уцелевшая же часть войска отправилась обратно в Германию через Альпы, но почти никто не дошёл. Дороги тогда были усеяны детскими трупиками.

Лишь горстка крестоносцев во главе с Николасом погрузилась на два корабля и отбыла в Палестину. По некоторым свидетельствам, Николос впоследствии дрался с мусульманами в рядах Пятого крестового похода. Иные источники свидетельствуют, что никто из детей до Иерусалима так и не добрался.

Летописцы упоминают в своих хрониках детские крестовые походы 51 раз. Однако современная Европа стыдливо умалчивает об этих безумствах. Ведь так кошмарно зарождалась её культура, фасад которой щедро украшен сегодня гуманистическими постулатами.

Сразу следует сказать, что состоявшийся в 1212 году Крестовый поход детей у многих современных историков вызывает сомнение. То есть не было никакого детского похода, да ещё двумя волнами. Легенду о детях придумали летописцы в угоду католической церкви. Той нужен был жертвенный обряд, и невинные детские души пожертвовали собой ради христианства. Но только на бумаге, а в реальной жизни ничего подобного не происходило.

Данное заключение специалистов по Средневековью основывается на том, что насчитывается не более 50 источников, описывающих столь примечательное историческое событие. Причём все эти источники чрезвычайно короткие, от нескольких предложений до половины страницы.

Всю имеющуюся информацию специалисты по средневековой истории разделили на 3 группы. К первой группе отнесли тексты, написанные до 1220 года. Во вторую группу включили источники, датируемые 1220-1250 годами. Их могли написать авторы, которые были живы во время детского похода и изложили свои воспоминания на бумаге. В третьей группе оказались тексты, написанные после 1250 года. Это уже была информация, полученная из вторых и третьих рук.

Современные историки не считают источники после 1250 года авторитетными. Наиболее же правдоподобной можно считать информацию, данную до 1250 года, но не всю. Самых правдоподобных текстов насчитывается не более 20. Причём это небольшие рукописные отрывки, в которых даётся обобщённая информация. А вот фундаментального труда с хронологически подробным перечнем тех далёких событий не существует.

Однако на подлинность Крестового похода детей указывали многие авторитетные люди. Это доминиканский монах Винсент Бове (1190-1264), создавший энциклопедию Средневековья, философ и францисканский монах Роджер Бэкон (1219-1292), католический писатель Томас Кантимпре (1201-1272), английский летописец Мэтью Парис (1200-1259). Значимость этих людей в истории огромна, а их авторитет ничуть не уступает авторитету современных профессоров из солидных университетов. А поэтому уменьшим долю сомнения и ознакомимся с теми далёкими событиями, случившимися в 1212 году.

Ранней весной 1212 года 9-летний мальчик, вошедший в историю как Николас из Кёльна, заявил, что к нему во сне явился Иисус и повелел вести детей в Святую Землю, чтобы освободить Иерусалим. Мальчик сказал, что нужно идти в Италию, подойти к морю, и оно расступится. По дну морскому дети дойдут до Палестины, а там мусульмане, увидев такое чудо, обратятся в христианство.

У Николаса тут же появились сподвижники. Они пошли по землям Германии, призывая детей и подростков к крестовому походу. Через несколько недель большая масса юношей и девушек собралась в Кёльне. Всего насчитывалось порядка 25 тысяч детей. Все они двинулись в Италию 2-мя дорогами через Альпы. В пути погибли двое из трёх, а некоторые испугались трудностей и повернули домой. В конце августа только 7 тыс. человек прибыло в Геную.

Все они направились в гавань и стали ждать, когда морские воды расступятся и обнажится дно. Однако ничего подобного не произошло, и дети испытали глубокое разочарование. Часть из них начала обвинять Николаса в предательстве, но другие заступились за него.

А тем временем генуэзские власти, впечатлённые религиозным порывом детей, предложили им гражданство. Большая часть детей-крестоносцев воспользовалась этим предложением, а вот Николас отказался. С небольшой группой сподвижников он направился в Пизу, где встретился с папой Иннокентием III.

Понтифик освободил явившихся к нему детей от обета крестового похода и попросил вернуться домой к своим семьям. После этого юноши и девушки отправились в Германию тем же путём, которым пришли. В этот раз Николас не пережил переход через Альпы и погиб. А его отец был арестован в Германии и повешен по требованию родителей погибших в походе детей.

Но Крестовый поход детей на этом не закончился, так как была вторая волна, зародившаяся во Франции. В этот раз инициатором стал 12-летний пастух Стефан из Кройеса. В мае месяце 1212 года он заявил, что к нему явился Иисус в одеянии бедняка. Он велел Стефану вести детей в Иерусалим и освободить его от мусульман. Иисус сказал, что взрослые крестоносцы представляют собой корыстных и дурных людей, а поэтому Бог не даёт им победу. Лишь безгрешные дети безо всякого оружия смогут вернуть Гроб Господний христианам.

Очень скоро возле Стефана собралось не менее 30 тыс. юношей и девушек. Об этой массе религиозно настроенных молодых людей узнал французский король Филипп II. Он приказал доставить к нему Стефана, и тот явился в сопровождении нескольких сподвижников. Король побеседовал с мальчиком, и отказался воспринимать его всерьёз. Но Стефан продолжал проповедовать, путешествуя по Франции. И хотя церковь отнеслась к юному проповеднику скептически, на многих французов он произвёл впечатление своим учением.

Пока Стефан проповедовал, от 30 тыс. единомышленников осталась только половина. Остальные разошлись по домам. С оставшимися 15 тыс. юный организатор крестового похода в конце июня 1212 года отправился в Марсель. Огромная толпа детей шла по пыльным средневековым дорогам и просила милостыню. Многие не выдержали лишений, голода, других тягот пути и вернулись домой. До Марселя добралась только четверть участников Крестового похода детей.

Юные крестоносцы пришли в порт и стали ждать, когда море расступится, чтобы можно было идти по дну, не замочив ног. Но воды не расступились, и стоящие на берегу дети испытали чувство глубокого разочарования. Большая их часть повернула обратно и вернулась к своим семьям. А вот оставшихся купцы погрузили на корабли, и дальнейшая судьба этих юных созданий неизвестна. Предполагается, что их переправили в Алжир, где продали в рабство.

Так закончился Крестовый поход детей. Состоял он из 2-х волн. Одна из них зародилась в Германии, а вторая во Франции. В обоих случаях присутствовали мальчики – Николас и Стефан, к которым якобы явился Христос и велел идти в Святую Землю освобождать Иерусалим. Николас погиб, а судьба Стефана после прибытия юных крестоносцев в Марсель покрыта мраком. Правдивы ли данные события или являются вымыслом – по сей день неизвестно. А поэтому их нужно просто принять к сведению и не верить безоговорочно во всё вышесказанное .

Поделиться: