Лабораторная работа по биологии цветок. Лабораторная работа «Строение и функции цветка. Каковы особенности строения цветка

Лабораторная работа по биологии 7 класс №6 - Строение цветка

Рассмотрите предложенные вам цветки. Найдите все основные элементы цветка цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестики.

Заполните таблицу.

Зарисуйте цветок и подпишите его основные части.

Разрежьте завязь поперек и рассмотрите ее подлупой. (Можно воспользоваться рисунком или таблицей.) Найдите семязачатки. Что формируется из семязачатка и завязи пестика?

Семязачаток: семена

Завязь пестика: плоды

Сделайте вывод.

Каковы особенности строения цветка?

Строение цветка связано с выполняемыми функциями: есть органы образования половых клеток, привлечения опылителей, защиты.

Какими бывают цветки? Почему их так называют?

Бывают обоеполыми - поскольку имеют на одном цветке пестик и тычинки; раздельнополыми - поскольку пестики и тычинки образуются на разных цветках.

Какую роль играют цветки в жизни растения?

Цветки - органы размножения цветковых растений.

Чем отличается двудомное растение от однодомного?

В двудомных растениях тычиночные и пестичные цветки развиваются на разных растениях.

Окраска цветков у сухопутных и водных растений весьма разнообразна. Натуралисты давно заметили, что растения, цветущие вечером или ночью, чаще всего имеют венчик цветка белого цвета. Как вы можете объяснить это явление?
Венчик белого цвета лучше виден в темноте для насекомых-опылителей.

Разработка урока биологии для 7 класса. Урок направлен на формирование знаний учащихся о генеративных органах растения,приспособлений к опылению и размножению растений;типами соцветий; ознакомить с половым размножением; показать его значение для растений в природе и использование человеком для выведения новых сортов культурных растений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Строение и разнообразие цветков. Типы соцветий.

Лабораторная работа № 9 "Строение и разнообразие цветков".

Цель:

Образовательная. Продолжить формировать знания учащихся о генеративных органах растения, приспособлений к опылению и размножению растений; типами соцветий;ознакомить с половым размножением; показать его значение для растений в природе и использование человеком для выведения новых сортов культурных растений.

Развивающая. Развивать умение сравнивать биологические явления и делать соответствующие выводы и обобщения; умение логически мыслить; развивать внимание, наблюдательность, воображение.

Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и растений родного края; воспитывать гордость за достижения украинских селекционеров.

Тип урока. Усвоение новых знаний.

Форма урока. Синтетическая.

Место урока в учебной теме . Текущий.

Методы и методические приемы:

1. Информационно рецептивный:

а) словесный: рассказ-объяснение, описание, беседа, сообщения учащихся, работа с учебником, м \ м доской.

б) наглядный: иллюстрация, демонстрация, ТСО;

в) практический: выполнение лабораторной работы.

Приемы обучения: изложение информации, объяснения, получения из текста и иллюстраций новых знаний, работа с раздаточным материалом.

2. Репродуктивный.

Приемы обучения: представление материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже приобретенных знаний.

3 Проблемно - поисковый: постановка проблемного вопроса.

Приемы обучения: постановка взаимосвязанных проблемных вопросов, активизация внимания и мышления.

4. Визуальный: составление схем.

5. Суггестивная : применение различных видов искусства.

6 .Релаксопедичний: психологическая разгрузка

Материалы и оборудование : схемы, рисунки, таблицы, м \ м доска.

Основные понятия и термины : половое размножение, пестик, тычинка, завязь, спермии, пыльца, семенной зачаток, соцветия.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся.

Проверить знания учащихся о вегетативных органах, видоизмененных побегах, листьях растения.

Вспомнить о репродуктивных органах и что к ним относится.

II. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Задача: создание эмоционального настроя

(поэтому важно правильно выбрать индуктор)

Звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского, на экране изображение различных цветов (см. слайд № 3)

Учитель биологии: Вслушайтесь в музыку великого русского композитора. Постарайтесь представить тот радостный танец цветов, который вы создадите силой своего воображения.

Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты.

Вы проходите мимо цветка! Нагнитесь, посмотрите на чудо, которое вы раньше видеть не могли. Он умеет такое, что никто на земле не умеет!

Это проблемный вопрос, что же умеют цветы на планете?

III. Восприятие и усвоение учениками нового материала.

Цветок - видоизменённый укороченный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, пестик , а в то же время, цветок - орган семенного размножения растений. Он состоит из цветоножки, цветоложа, околоцветника, тычинок и пестиков. Генеративный орган, орган полового размножения (размножения семенами). Развивается из генеративной (цветковой) почки.

цветок

околоцветник главные части

простой двойной

(венчик) (венчик +чашечка)

пестик ♂ тычинка

(рыльце, столбик, завязь) (пыльник, тычиночная нить)

Функции околоцветника :

1.защита пестика и тычинок от неблагоприятных условий окружающей среды;

2.привлечение опылителей

Рассмотрим главные части цветка – пестик и тычинки.

Тычинки – мужской орган размножения растений, состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором созревает пыльца, содержащая мужские половые клетки - спермии.

Пестик – женский орган размножения, он состоит из рыльца, столбика и завязи. Завязь содержит в себе семязачатки. Один семязачаток – односемянный плод (слива), много семязачатков (малина) – многосемянный плод .(Запись в тетрадь). Дальше следует введение и отработка понятий: “простой и двойной околоцветник”, “обоеполые и раздельнополые цветки”, “правильные и неправильные цветки”, “формула цветка”.

1) Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называется двойным .

2) Околоцветник, у которого отсутствует чашечка и чашелистики называется простым.

3) Цветки, у которых есть и пестики и тычинки, называются обоеполыми.

4) Цветки, у которых есть только пестики или только тычинки, называются пестичными или тычиночными , или раздельнополыми.

5) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, то эти растения однодомные.

6) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на разных растениях, то эти растения двудомные.

7) Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии, называются правильными.

8) Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называются неправильными .

9) Цветки через которые нельзя провести ни одной оси симетрии – ассиметричными.

\ Схема зарисовывается в тетрадь.

цветки

Обоеполые однополые

Тычинки и пестики в одном цветке пестичные тычиночные

Однодомное растение (огурец, кукуруза)

Двудомное растение двудомное растение

Особенности строения цветка можно отметить сокращенно в виде формулы.

При ее составлении используют следующие сокращения:

Ч – чашелистики; ∞ - множество;

Л – лепестки; * - правильный цветок

Т – тычинки; - неправильный

Р – простой околоцветник.

Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в соцветия. Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечение насекомых – опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием. Если цветы расположены на главной оси, такие соцветия называются простыми. Простые соцветия более разнообразны:

Кисть (ландыш) - головка (клевер) - початок (кукуруза) - колос (подорожник)

Зонтик (примула)

Соцветия будут сложными , когда цветки располагаются на разветвлениях то есть на осях второго и третьего порядка:

Метелка (сирень) - зонтик (укроп) - колос (пшеница)

Цветки, которые размещены гуппами, образуют соцветия.

Соцветие - Это один побег или система побегов, имеющих цветки. В соцветиях есть разное количество цветков: от нескольких штук до нескольких тысяч. Соцветия делятся на простые и сложные . В простых соцветиях цветки располагаются на главной оси соцветия, а в сложных – на боковых осях соцветия, которые располагаются на главной оси.

В насекомоопыляемых растениях цветки собраны в соцветия, которые хорошо заметны на расстоянии (например, подсолнечник). У ветроопыляемых растений наличие соцветий повышает попадание пыльцы на пестик (пшеница). В соцветиях образуется большее количество плодов, чем в отдельных цветах, а это способствует росту численности вида и его распространение.

IV. Осмысление объективных связей и взаимозависимостей в изученном материале.

Выполнение лабораторной работы № 7 "Строение и разнообразие цветков".

V. Обобщение и систематизация знаний.

Цветок - укороченный, видоизмененный и ограниченный в росте побег, который приспособлен для полового размножения растений. Основными функциями цветка образования спор, гамет, опыление, оплодотворение, формирование семян и плодов . Соцветие - это совокупность цветков, расположенных в определенном порядке, имеющих общую ось.

  1. Какие части цветка находятся в его центре и каково их строение? (пестик: рыльце, столбик, завязь с семязачатками; тычинка: тычиночная нить, пыльник с пыльцой).
  2. Чем простой околоцветник отличается от двойного? (Двойной состоит из венчика и чашечки, а простой – только из венчика).
  3. Чем обоеполые цветки отличаются от однополых? (В обоеполых цветках находятся и пестик и тычинки, а в однополых – либо пестик, либо тычинки ).
  4. Растения с однополыми цветками могут быть двудомными и однодомными. Какие растения называются однодомными? Приведите примеры. (это растения, с однополыми цветками, располагающимися на одном растении. Береза, огурец, кукуруза: пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении .)
  5. Какие растения называются двудомными? (Это растения с однополыми цветками, располагающимися на разных растениях: тычиночные на одном, а пестичные – на другом. Крапива двудомная, облепиха, ива, тополь).
  6. Охарактеризуйте по формулам цветки растений: лютика – Ч 5 Л 5 Т ∞ П ∞ ; сурепки – Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П 1 ; гороха – Ч (5) Л 3(2) Т (5+4)1 П 1 .
  7. Используя таблицу «Строение цветка», составьте его формулу. (Ч 5 Л 5 Т 5 П 1 )
  8. Решите биологическую задачу. В цветках вишни развит околоцветник, образованный чашечкой и венчиком. Чем образован околоцветник тюльпана? (Лепестками венчика ).
  9. Решите биологическую задачу. Цветки вишни и цветки томата имеют по одному пестику. Однако в образующихся плодах вишни развивается по одному семени, а в плодах томата по несколько десятков. С чем это связано? (Это связано с количеством семязачатков в завязи пестика. В завязи вишни 1 семязачаток – 1 семя, а в томате несколько десятков семязачатков и столько же семян ).
  10. Биологическая задача. В начале цветения огурцов распускаются цветки, так называемые «пустоцветы», а затем появляются цветки с «огурчиками». Можно ли получить урожай огурцов при отсутствии пустоцветов? Ответ поясните .(Нет, урожай огурцов при отсутствии пустоцветов получить нельзя. Пустоцветы – тычиночные цветки, с огурчиками – пестичные. Без пустоцветов не произойдет опыления и огурчиков не будет.)

VI. Подведение итогов урока.

VII. Предоставление и объяснения домашнего задания.

Подумать, почему цветы отличаются между собой? Каково их значение?


6 класс

Лабораторная работа № 14, 15

«Строение и функции цветка»

Цель: закрепить знания о строении цветка как органа размножения растений.

Оборудование: натуральные объекты, муляжи цветов растений, рисунки.

Ход работы

Задание 1

    Рассмотрите рисунок, показывающий строение цветка (раздаточный материал)

    Зарисуйте рисунок в тетрадь, подпишите все части цветка.

Задание 2

Рассмотрите муляж цветка (или рисунок), подсчитайте количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков; составьте формулу цветка и заполните таблицу:

Название растения

Количество чашелистиков

Количество лепестков

Количество тычинок

Количество пестиков

Формула цветка

Задание 3.

    Цветки, с каким околоцветником изображены на рисунке?

Задание 4.

Ответьте на вопросы:

1 Вариант

    Дайте определение цветку.

    Назовите женский орган цветка. Из чего он состоит?

    Какие цветки называются обоеполыми?

    Какие цветки называются правильными?

    Какие цветки называются однодомными?

2 Вариант

    Дайте определение цветку.

    Назовите мужской орган цветка. Из чего он состоит?

    Какие цветки называются раздельнополыми?

    Какие цветки называются неправильными?

    Какие цветки называются двудомными?


Цель: ознакомить учащихся со строением генеративных органов у растений. Разнообразием и классификацией цветков и растений в зависимости от строения цветка; симметрией цветков. Развивать внимательность, умение обобщать и анализировать, выделять главное, сравнивать. Воспитывать бережное отношение к природе; культуру записи при выполнении практической части работы.

Базовые понятия и термины: генеративные органы, цветок, цветоложе, цветоножка, околоцветник, чашечка, венчик, тычинка, пестик.

Концепция: дать определение цветка. Обратить внимание на то, что цветок практически является видоизмененным побегом. Рассмотреть строение цветка и функции отдельных элементов. Сформировать понятие об обоеполых и раздельнополых цветках, а также об однодомных и двудомных растениях. Рассмотреть различные формы цветков и обратить внимание на тип их симметрии.

Тип урока: интерактивный.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем перейти к новой теме, учащимся предлагается вспомнить ранее изученные биологические понятия.

Что такое размножение? Назовите основные виды размножения.
Назовите все известные синонимы определению «половое размножение».
Как вы думаете, почему половое размножение называют генеративным?
У всех ли растений есть цветок? Назовите растения не имеющих цветков.
Из чего развивается цветок?

III. мотивация учебной деятельности.

Появление первого слайда на мультимедийной доске Тема: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков».
Сообщение учащимся о том, что во время урока они будут знакомиться с материалом по следующему плану, (он записывается на доске):

4 симметрия

1 видоизмененный

побег 2 строение цветка 3 классификация цветков (растений)

Параллельно объяснениям темы на доске учитель записывает новые термины, понятия как словарь.

IV. Изучение нового материала.

Рассказ с элементами беседы, использованием проблемных ситуаций.

Демонстрация слайдов - фотографий с изображением растений в период цветения. Звучит классическая музыка. Учитель читает стихотворение.

Цветы, цветы …. Как много их

И розовых и голубых

Как мотыльков на тонких стебелечках.

Цветы, цветы …. Везде, везде

Мне улыбаются весь день,

Живую радугу колебля…

Цветы, цветы …. И там и тут

Они смеются и цветут.

Обсуждение увиденного материала. Эстетическое значение цветов.

Изучение цветка вишни. Слайд «Цветущая ветка вишни», «Продольный разрез цветка вишни».

Учащимся предлагается прокомментировать данную схему (проблемная ситуация). Слайд - приложение № 1.

Учитель заполняет словарь: пестик, тычинка, лепесток, чашечка, цветоложе, цветоножка.

С помощью слайда - приложения № 2. «Морфологическое строение цветка».

Учитель рассказывает о таких образования как:

Венчик (сростно-, свободнолепестной).
Чашечка (сростно-, свободнолистная).
Околоцветник: двойной, простой (венчиковый, чашечковый).

Демонстрация слайда - приложение № 3 «Цветок тюльпана».

Учитель заполняет словарь: венчик, чашечка, околоцветник.Учитель предлагает вернуться к изучению главных частей цветка.

Учитель читает стихотворение.

Цветок всю ночь готовил мед,

Пчелу - сластену в гости ждет.

Бери, мол, но как другу,

Мне окажи услугу

Пыль мучную эту перенеси соседу…

Пчела несет ее, и вот -

Цветок увял и зреет плод.

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается обсудить процесс происходящий в цветке. И ответить на вопрос, почему пестик и тычинки являются главными частями цветка.

Демонстрация слайда - приложение № 4 «Микроскопическое строение тычинки и пестика».

Учитель заполняет словарь: мужская и женская гаметы.

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается подвести итоги 2 пункта плана урока.

Классификация цветков:

Обоеполые.
Однополые.

Растения с однополыми цветками разделяют на:

· Однодомные.

· Двудомные.

Учитель заполняет словарь: обоеполые, однополые, однодомные, двудомные.

Демонстрация слайда - приложение № 5 «Кукуруза во время цветения»

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается подвести итоги 3 пункта плана урока.

Симметрия цветков:

Актиноморфные (вишня, яблоня …).
Зигоморфные (горох, фасоль …).
Асимметричные (каштан, гладиолус).

Учитель заполняет словарь: актиноморфные, зигоморфные, асимметричные.

Подведение итогов 4 пункта плана урока.

V. Выполнение лабораторной работы.

Приложение № 6 «Инструктивная карточка» для выполнения лабораторной работы.

VI. Обобщение, систематизация, контроль знаний, умений, навыков учащихся.

Игра «Ромашка» (проверь себя).

С обратной стороны лепестков записаны термины, понятия изученные на уроке. Учащимся по очереди предлагается оторвать лепесток и раскрыть изученный на уроке термин или понятие (из словаря, заполненного на уроке).

VII. Домашнее задание.

Параграф 27 учить, на вопросы 1-7 с 115 ответить устно. Подготовить интересные факты о цветках.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

ТЕМА: Строение и разнообразие цветков.

ЦЕЛЬ: изучив строение цветка предложенного вам растения, доказать, что он является органом размножения.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: слайдовое изображение цветка на мультимедийной доске, гербарные коллекции цветковых растений, цветки комнатных и декоративных растений, учебник.

ХОД РАБОТЫ:

Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, главные части цветка.
Подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
Определите тип околоцветника, чашечки, венчика.
С помощью рисунков 97,98 в учебнике, изучите микроскопическое строение тычинки и пестика.
Изученный вами цветок опишите по приведенному ниже плану. Для этого достаточно подчеркнуть признак, характерный для вашего цветка.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Тип околоцветника:

1. Простой. 2. Двойной.

1. Раздельнолистная. 2. Сростнолистная

1. Свободнолепестный. 2. Сростнолепестный

Окраска венчика:

1.Неяркая. 2. Белая. 3. Желтая. 4. Красная.

5. Розовая. 6. Синяя. 7. Фиолетовая.

Симметрия цветка:

1. Правильный. 2. Неправильный.

3. Ассиметричный.

Наличие тычинок и пестиков:

1.Обоеполый. 2. Пестичный. 3. Тычиночный.

Что находится внутри пыльника:

Что находится внутри завязи:

1. Семена. 2. Пыльцевое зерно. 3. Семязачаток.

ВЫВОД: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа

Тема. Строение и разнообразие цветков.

Цель: выучить строение цветков, научиться определять части цветка;

познакомитьсяс разнообразием цветков.

Оборудование: цветки комнатных растений,

Инструктаж по технике безопасности и правилам пользования

лабораторным оборудованием и раздаточным материалом.

Ход работы:

    Рассмотри предложенный цветок, определи его части и обозначь их в тетради.

Рис 1.

    Рассмотри предложенные модели цветков на рис 2. Определи и запиши номера (нумерация может повторяться): а) у каких из них двойной околоцветник ; б) у каких - простой ; в) у каких цветков венчик раздельнолепестной ; г) у каких - сростнолепестной.


Рис 2.

    Среди предложенных цветков на рисунке 3 определите, какие

цветки однополые , а какие обоеполые


Рис 3.

    Вывод: Вставь пропущенные слова

1. Цветок – ……………орган покрытосеменных растений. Он обычно распологается на ………… , которая заканчивается ……………… . К цветоложу пркрепляются………….. , …………. и ………… .

2. Чашелистики образуют ……………. , а лепестки – ………………..

Если в цветке есть чашечка и венчик, околоцветник называют ……… .

Если в цветке есть тычинки и пестики, он называется …………….

Если же есть только …………… или только ………….. – однополым.

Поделиться: