Дневник путешествия в московское государство. Дневник путешествия в Московию (1700 год) Корб дневник путешествия в московию читать

Следующее сочинение - “Дневник путешествия в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента, посла императора Леопольда I к царю и великому князю Петру Алексеевичу в 1698 г., веденный секретарем посольства Иоганном Георгом Корбом” (Diarum itineris in Moscoviam perillustris as magnifici Domini Ignatii Crictofori hobilis domini de Guarient et Rail Sacri Romani Imperii regni Hungariae equitis, sacrae Caesareae majestatis consiliarii Aulico-Belici ab augustissimo invistissimo Romanorum imperatore Leopoldo I ad serenissimum ac potentissimum tzarum magnum Moscoviae ducem Petrum Alexiowicium anno 1698 ablegati extaordinarii descriptum a Joanne Georgio Korb) - является образцом путевых заметок, описывающих визиты иностранных посольств в Россию. Немалая часть этих описаний принадлежит перу дипломатов Священной Римской империи, поддерживавшей с Россией регулярные дипломатические отношения с начала XVI в. Посольство И. X. Гвариента было отправлено в Москву в 1698 г. после того, как империя, Венеция, Польша и Россия в 1697 г. подписали договор, направленный против Турции. И хотя создать общеевропейский союз для отражения турецкой агрессии не удалось, дипломатическое сближение России со странами Западной Европы в конце XVII в. явилось значительным этапом в процессе становления России как мировой державы. Кроме сочинения Корба, миссия Гвариента отражена и в донесениях самого посла (от 13 мая, 12 августа, 16 сентября 1698 г., 18 февраля 1699 г.), опубликованных Н. Г. Устряловым с оригиналов, хранящихся в Венском Императорском архиве (Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Т. III. С.621-631; Аделунг Ф. Критико-литературное обозрение путешественников по России до 1700 и их сочинений СПб. Ч. I-II 1864. С. 240-243. ).

Секретарь посольства Иоганн Георг Корб родился в городе Карлштадт-на-Майне 8 февраля 1672 г. (на четыре месяца раньше, чем Петр I). Его отец Иоганн Корб (ум. 1674) был чиновником князя-епископа Вюрцбургского. Юный Иоганн Георг воспитывался в иезуитской коллегии г. Вюрцбурга. В 1689 г. он поступил в Вюрцбургский университет, вскоре по окончании которого был зачислен в штат посольства И. X. Гвариента в Россию. Возвратившись в Вену, Корб в конце 1700- начале 1701 г. издал свой дневник. Незадолго до выхода книги в свет Корб перешел на службу к князю Пфальц-Зульцбахскому. В 1708 г. он женился на Анне Элизабет Нейсер, от отца которой унаследовал земельные владения. В 1712 г. Корб получил чин надворного советника, а в 1732 г. - канцлера, оставаясь по-прежнему на службе у Пфальц-Зульцбахских князей. Скончался Иоганн Георг Корб 15 ноября 1741 г., оставив сына и пятерых дочерей (Род Корба пресекся уже в XX в. В 1968 г. еще была жива последняя его представительница Агнесса фон Корб, находившаяся тогда в весьма преклонном возрасте (Tagebuch der Reise nach Rusland Ed. and intro Gerhard Korb Graz, 1968 S 8-14). Приношу свою благодарность М. Ю. Катин-Ярцеву за сведения о биографии И. Г. Корба. ).

Книга Корба быстро приобрела большую известность. Российские власти отреагировали на нее крайне негативно. Резидент в Вене князь П. А. Голицын, считая автором книги И. X. Гвариента, писал главе Посольского приказа Ф. А. Головину (8.8.1701): “Цесарь хочет послать в Москву посольство, чего добивается Гвариент, бывый пред тем посланником в Москве; он выдал книгу о состоянии и порядках Московского государства. Не изволишь ли, чтобы его к нам не присылали: истинно, как я слышал, такова поганца и ругателя на Московское государство не бывало; с приезду его сюда, нас учинили барбарами и не ставят ни во что...” Гвариент счел нужным оправдаться и писал Ф. А. Головину (24.12.1701): “Молю не винить меня в чужом деле. Я ни словом, ни делом в том не участвовал. Это сочинение секретаря моего, которому нельзя было возбранить... что-либо напечатать, потому что он не здешней стороны, а из другой области...”. В другом письме, вероятно, к П. П. Шафирову, Гвариент писал: “Как я могу отвечать за книгу, изданную не царским подданным, но под запрещением других князей живущим? Сверх того, по моему мнению, в ней более похвального, кроме некоторых смехотворных и неверных описаний” (Устрялов Н. Г. Указ соч. С.Т. I. С. 328-329. ). Тем не менее петровские дипломаты настояли на отстранении Гвариента от назначения послом в Россию и добились запрещения книги и уничтожения нераспроданной части тиража, что сделало ее библиографической редкостью. Столь болезненная реакция российской дипломатии была вызвана тем, что появление книги Корба совпало с разгромом русских войск Карлом XII под Нарвой, существенно подорвавшим международный престиж России.

Вскоре после выхода в свет записки Корба были переведены на русский язык в Посольском приказе (Смирнов С. К. Материалы для русской истории Дневник Корба//Русский вестник. 1866. Т. 66 № 12. С. 530-531. ). В первые годы после смерти Петра I появилось полемическое сочинение, направленное против Корба, - “Разговор между трех приятелей, сошедшихся в одном городе, а именно: Менарда, Галандра и Варемунда” (Русский вестник. 1841 Т. 4 № 12. С. 303-360. ). Между тем иностранные отзывы начала XVIII в. положительно оценивают сочинение Корба, отдавая должное его достоверности. В конце XVIII в. к этому сочинению обратился первый историк Петра И. И. Голиков, автор многотомного труда “Деяния Петра Великого”. Первый пересказ Корба на русский язык был опубликован в 1840 г. (Рославлев А. Москва в 1698 г.//Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком. Кн. IV. 1840. С. 67-92. ).

В конце 50-х-начале 60-х годов XIX в. была издана фундаментальная “История царствования Петра Великого” Н. Г. Устрялова, высоко оценившего сочинение австрийского дипломата: “Корб писал с глубоким уважением к Петру, с любовью к истине, и если ошибался, то потому только, что верил неосновательным рассказам. Собственные наблюдения его точны и правдивы” (Устрялов Н. Г. Указ. соч. T. I. С. LXV. ). Труд Устрялова вызвал новую волну интереса к сочинению Корба. В 60-х годах М. И. Семевский и, параллельно с ним, С. К. Смирнов опубликовали фрагменты “Дневника путешествия в Московию...” (Н. Т-о, Мих. Се...вский. Россия в 1699 году (Дневник Иоанна Георга Корба)// Библиотека для чтения. Т. 159. 1860. С. 1-58; Смирнов С. К. Материалы для русской истории (Дневник Корба)//Русский вестник. 1866. Т. 62. №4. С 734-770; Смирнов С. К. Материалы для русской истории (Дневник Корба)//Русский вестник. 1866. Т. 66. № 12. С. 500-531. ). В 1863 г. он был опубликован уже полностью в переводе М. И. Семевского и Б. Женева (Дневник поездки в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента, посла императора Леопольда I к царю и великому князю московскому Петру Первому в 1698 году, веденный секретарем посольства Иоанном Георгом Корбом/Пер. с лат. Б.Женева и М. Семевского М., издание ОИДР. 1867. ). В 1906 г. был осуществлен новый, наиболее полный и точный перевод А. И. Малеина (Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699)/Пер. и примеч. А. И. Малеина СПб., 1906. ). Настоящее издание выполнено по переводу 1863 г., но при подготовке справочного аппарата учтены все замечания и уточнения, сделанные Малеиным.

Сочинение Корба было переведено на английский, французский и немецкий языки (Recit de la sanglante revolte des Strelitz en Moscovie par J. G. Korb. Trans. A. Golitsine Paris, 1858; Diary of an Austrian Secretary of Legation at the Court of Czar Peter the Great Tranleted from the original latin and edited bu the count Mac Donnel. London, 1863 (репринт - London, 1968); Scenes from the Court of Peter the Great, Based on the Latin Diary of John G. Korb, a Secretary of the Austrian Legation to Peter the Great. New York, 1921; Tagebuch der Reise nach Rusland. Ed. and intro Gerhard Korb. Graz, 1968. ). Перевод на французский язык, изданный в 1858 г., осуществил князь Дмитрий-Августин Голицын (1770-1840), представитель древнейшего русского аристократического рода, католический миссионер в Северной Америке.

Корб первым из иностранных авторов описал Россию при Петре I. Ему довелось быть свидетелем одного из самых драматических событий петровского царствования - стрелецкого восстания 1698 г. В бытность свою при московском дворе Корб не раз встречался с приближенными Петра: Л. К. Нарышкиным, Б. А. Голицыным, Е. И. Украинцевым, А. Д. Меншиковым и другими, не раз он видел царя и пировал с ним за одним столом. В числе информаторов Корба был знаменитый генерал П. И. Гордон, сообщивший ему подробности сражения со стрельцами под Воскресенским монастырем. От Гордона Корб получил чертежи военных сооружений, которые привел в конце своей книги. Наблюдения очевидца, отразившие личность молодого царя, быт и нравы московского двора, ход реформ и их восприятие в русском обществе, имеют большое значение. Исключительно ценным является описание Корбом страшного “стрелецкого розыска”, находящее детальное подтверждение в русских источниках. К свидетельствам Корба обращались люди искусства, работавшие над произведениями, посвященными петровской эпохе. С “Дневником...” был знаком великий русский художник В.И.Суриков, изобразивший в картине “Утро стрелецкой казни” членов австрийского посольства во главе с Гвариентом. Поэт Серебряного века М. А. Волошин почти дословно воспроизвел один из эпизодов, описанный Корбом, в поэме “Россия” (“Стрелец в Москве на плахе говорит: “Посторонись-ка, Царь, мое здесь место...”).

Вместе с тем запискам Корба свойственны те же черты, которые отличают большинство иностранных сочинений о России, в первую очередь пренебрежительное отношение к русским. Он слабо верит в успех преобразовательной политики царя, чьи подданные - сущие варвары. Самим Петром Корб восхищается; его привлекает стремление российского государя к западноевропейской культуре. В то же время Корб не закрывает глаза на деспотизм и жестокость Петра, на грубость его забав, так что в целом нарисованный им портрет царя получился живым и убедительным.

В сочинение Корба вкрались многочисленные ошибки, связанные с незнанием им языка и истории России, а также с тем, что в качестве источников он пользовался исключительно устными сообщениями. Значительна путаница в приведенных автором географических названиях и именах; особенно это касается списков иностранных офицеров, служивших в России. При подготовке именного указателя М. Ю. Катин-Ярцевым была проведена сверка имен и фамилий офицеров, служивших в русской армии в конце XVII в., с привлечением метрической книги лютеранской церкви св. Михаила (1694-1764) (ЦГИАМ. Ф. 2099. Оп. 1 Д 423. ).

Текст воспроизведен по изданию: Рождение империи. М. Фонд Сергея Дубова. 1997

Оригинал текста находится в Библиотеке сайта XIII век - http://www.thietmar.narod.ru и на сайте Восточная литература - http://vostlit.narod.ru/

© текст - Шокарев С. 1997
© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR - Осипов И. А. 2005
© Фонд Сергея Дубова. 1997

Здесь читайте:

Корб Иоганн Георг (биографические материалы)

Россия в XVII веке (хронологическая таблица)

"Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699гг.)"
Иоанн Георг Корб

С.-Петербург, Издание А.С.Суворина, 1906г.

Очень большой формат: 22 * 31см.; , 8, 322 стр.
Книга в великолепном старинном полукожаном марокеновом переплёте с большими углами и золотым художественным тиснением на бинтовом корешке - работы одного из лучших мастеров переплётного искусства царской России, Поставщика Двора Его Императорского Величества Николая Гаевского.
Крышки оклеены фиолетовым коленкором. В центральной части передней крышки - золотом: имя автора и название произведения; на задней - вертикальная конгревная надпись: Пар. Перепл. Н.В.Гаевского. СПб.
Муаровые форзацы. Золотая английская головка. Торшонированный обрез. Тонкое шёлковое ляссе.
Издание напечатано на плотной веленевой бумаге и украшено 19-ью рисунками на отдельных листах, из которых 13-ть двойные. Оригинальные заставки, концовки, буквицы.
В конце текста помещены примечания, обширные указатели, перечень рисунков и оглавление.
Перевод А.И.Малеина.

Иоанн Георг Корб (1670-1741) родился в городе Карлштадт-на-Майне. После окончания Вюрцбургского университета он был зачислен в звании секретаря в штат посольства Игнатия Христофора де Гвариента и отправлен Римским императором Леопольдом I в Московское государство к Царю Петру Алексеевичу. Основной целью поездки являлось укрепление дипломатических отношений между странами, незадолго до этого заключивших мощный общеевропейский союз - Австрии, Речи Посполитой, Венецианской Республики и России, направленный против Турции и Крымского ханства.
Пребывание Корба в Московии (с 3 апреля 1698г. по 28 июля 1699г.) совпало со временем возвращения из своего первого заграничного путешествия царя Петра Алексеевича. Он стал свидетелем его первых решительных шагов на пути преобразования внутренней жизни русского народа. Австрийского секретаря интересовало всё: политическая программа страны, развитие промышленности, торговли, культуры, образования, порядок работы государственного аппарата, организация регулярной армии и флота и мн. др. Он наблюдал за бытом и нравами столичного двора, с его интригами, кознями, заговорами, отношением к проводимым молодым царём реформам; он наблюдал за бытом и нравами простого народа, с его дикостью, невежеством, пьянством... слабо веря в успех преобразовательной политики российского государя, " чьи подданные сущие варвары " и " где из страны до такой степени изгнаны все посевы истинной Добродетели, что самый Порок имеет славу Добродетели ".
Внимательно следил за работой Земского Собора для разбора и суда Царевны Софьи Алексеевны и предшествующих ему драматических потрясений, всколыхнувших страну: пребывание Посольства в России совпало с кровавыми событиями петровского царствования - стрелецкого восстания 1698г., его безжалостного подавления, последовавшего за ним следствия, получившего название " Великого розыска ", и казней восставших. Корб описывает пленение бунтовщиков, допросы и нечеловеческие пытки, проводимые лично кровожадным Петром, а нередко и собственноручное их обезглавливание. И ужас Москвичей, впервые увидевшие русского царя в роли садиста и душегуба.
Эшафоты, виселицы, колесования и дыбы, костры для поджаривания заговорщиков, пыточные застенки, позорные столбы. Кровь... кровь... кровь...
Корб знал многое, т.к. в свою бытность при московском дворе успел познакомиться и завести тесные отношения с ближайшими сподвижниками первых лет царствования Петра - Меншиковым, Нарышкиным, Голицыным, Лефортом, Апраксиным, Ромодановским, семейством Монс и др. По званию и положению имел возможность регулярно общаться (а нередко и пировать за одним столом) и с самим русским монархом. Он слышал его в высшей степени занимательные суждения о разных предметах, видел немало весьма характерных сцен, как например, горькие рыдания Петра на погребальной церемонии Лефорта, или безумную рубку топором боярам бород и их насильном переодевании из кафтанов в камзолы с буклями и париками.
Свои личные наблюдения и все бесценные свидетельства знаковых фигур петровского окружения австрийский секретарь тщательно и беспристрастно заносил в личный дневник.
23 июля 1699г. миссия Посольства была завершена, и оно оставило Москву; 27 сентября окончился и дневник его автора. По возвращению в Вену, Корб не замедлил напечатать свой труд: он появился в печати в конце 1700г., на латинском языке; в лист (252 стр.), с чертежами, картинами и с приложением нескольких отдельных рассказов о Московском государстве.
Книга Корба быстро приобрела большую известность. Российские же власти отреагировали на неё крайне негативно, оскорбившись многими оценками и отзывами автора о дьявольских пытках и казнях стрельцов, насильственных реформах Петра, ужасах самовластия, бесправия народа и крепостнического гнёта. Они ошибочно посчитали, что её создатель - чрезвычайный императорский посланник И.Х.Гвариент. " Таково поганца и ругателя на Московское государство не бывало; с приезду его сюда нас учинили Барбарами и не ставят ни во что " - писал резидент в Вене князь П.А.Голицын (первым русским узнавшим о выходе дневников) главе Посольского приказа Ф.А.Головину. Назревал международный скандал. Гвариенту, который собирался вторично ехать послом в Московию, пришлось слёзно оправдываться в совершенно несправедливо возведённом на него обвинении. Он даже написал письмо самому Царю, моля не винить его в чужом деле, " в котором ни словом, ни делом не участвовал ". Посол также клятвенно уверял, что сочинитель данного дневника его секретарь, " но ему нельзя было возбранить что-либо напечатать потому что он не здешней стороны, а из другой области (!) " и т.д. и т.п. Тем не менее, Петровские дипломаты настояли на отстранении Гвариента от назначения послом в Россию. Они добились от Австрийского правительства и запрещения книги, не допущения её нового издания, а также уничтожения всей нераспроданной части тиража.
Лишь немногие сохранившиеся экземпляры дневников были тайно, с чрезвычайным риском для жизни, привезены в Россию. Там они и увидели свет... почти через 200-и лет после описываемых событий! Впервые книга Иоанна Георга Корба была полностью опубликована в 1863г., а в более точном переводе А.И.Малеина в 1906г.

Роскошный подносной экземпляр. Идеальная сохранность.

Данного издания нет в наличии

PS: Чтобы продать подобное антикварное издание

Одной из самых интересных эпох в противоречивой истории Московии было время Петра Первого. О том, что вроде бы тогда происходило, как и о вымышленных нравах Московии, вы могли найти множество книг. Но вот описание событий от лица реального очевидца вряд ли попадались вам в руки. А такие книги, как вы понимаете, есть, и одним из таких трудов является: «Дневник путешествия в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента, посла императора Леопольда I к царю и великому князю Петру Алексеевичу в 1698 году веденный секретарем посольства Иоганном Георгом Корбом».

По сути это свод путевых заметок, записанных представителем австрийской дипломатической миссии Иоганном Георгом Корбом.

Корб был одним из первых авторов который описал реальное положение дел на Московии при Петре Первом. Ему даже повело, если так конечно сказать, стать свидетелем весьма драматического события в истории Московии, а именно подавления стрелецкого восстания 1698 года.

Книга Корба пользовалась исключительной популярностью за границей. Но когда о «Дневнике» Корба в 1701 году, узнал резидент в Вене П.А. Голицын, непосредственно знавший Гвариента и посчитавший его автором этой книги, он настолько был вне себя от злобы, что написав Ф.А. Головину:

«Такова поганца и ругателя на Московское государство не бывало; с приезду его сюда, нас учинили барбарами и не ставят ни во что».

Книгу моментально запретили , остаток тиража по настоянию российских дипломатов изъяли и уничтожили.

Мало того, московские дипломаты добились даже отстранения Гвариента от повторного приезда послом в Россию, хотя Гвариент им и объяснил в письме, что автором этой книги является его секретарь Корб, «которому нельзя было возбранить что-либо напечатать », потому как он живет в другой области, «под запрещением других князей»...

Гвариент также заявил, что в книге «более похвального, кроме некоторых смехотворных и неверных описаний».

Тем не менее, Гвариента объявили на Московии «персоной, но грата», а книга на Московии никогда не издавалась. Хотя о книге хорошо знали в России, так в середине 19 века, автор «Истории царствования Петра Великого» Н.Г. Устрялов писал о труде Корба:

«Корб писал с глубоким уважением к Петру, с любовью к истине, и если ошибался, то потому только, что верил неосновательным рассказам. Собственные наблюдения его точны и правдивы.»


Книга Корба дошла до российского читателя, лишь в конце 19 века. Впервые она была полностью опубликована в 1863 году, а в более точном переводе А.И. Малеина в 1906.

Труд австрийца высоко оценил писатель А.Н. Толстой, который очень часто в своем романе «Петр I», использовал эпизоды из «Дневника» Корба.

Перед тем как перейти к самой книге, хотелось бы немного ее автора.

Корб родился в Карлштадте-на-Майне, отец его чиновник князя-епископа г. Вюрцбурга.

В Вюрцбурге Корб закончил иезуитскую коллегию и университет, а оттуда попал в состав посольства Гвариента.

После своего Московского вояжа, он перешел на службу к князю Пфальц-Зульцбахскому.


«В Москве все, независимо от сословия, обменивались крашеными яйцами, целовались и говорили «Христос воскресе»!

«Здесь, чем больше праздник, тем сильнее повод к широкому пьянству, причем женщины не уступают мужчинам, и первые, напившись чересчур, безобразничают, и почти на каждой улице можно встретить эти бледно-желтые, полунагие, с бесстыдством на лице существа».

«Хотя право на продажу водки принадлежит только царю, однако же некоторые из простого народа, называемые ямскими, продавали ее в своих домах, несмотря на положительное по сему предмету царское запрещение».

«В то же время, хотя ни в одной церкви не совершается богослужение, тем не менее целый день в храмах звонят во все колокола, как будто для ознаменования празднества достаточно одного биения неодушевленного воздуха».

«Почти ежегодно празднование важнейших праздников сопровождается пожарами, которые тем более причиняют народу бедствий, что случаются почти всегда ночью и иногда превращают в пепел несколько сот деревянных домов. На последний пожар, уничтоживший по этой стороне реки Неглинной 600 домов, прибежало было тушить огонь несколько немцев. Московиты, совершенно напрасно обвинив немцев в воровстве, жестоко их сперва избили, а после бросили в пламя и, таким образом, принесли жертву своей ярости и беспечности».


Фиксируя ежедневно происходящие события в «Дневник» Иоганн Корб рассказывает нам:

о недобросовестных писцах, которых, в наказание, словно преступников, привязали цепями к столам, чтобы они приучались писать безостановочно и днем и ночью

о отрублении голов шестерым его слугам за убийство своего господина

о находке на улице двух трупов с отсеченными головами

о том, что по ночам в особенности невероятное множество всякого рода разбойников рыщет по городу

о том слуги посла повздорили с московитянами, не зная о искусстве лжесвидетельстве последних

о том, что нравственные понятия московитян до того извращены, что искусство обманывать считается у них признаком высоких умственных способностей

о тирании честолюбивого и внешне европеизированного князя Голицына, который жестоко ругаясь, обещал повесить воспитателя своих детей

о казни капитана за сожительство с восьмилетней девочкой

о матери и дочери, убивших своего мужа и отца, которых живьем закопали по шею в землю, а после смерти повесили «за ноги, вниз головой»

о том, что Петр однажды поговорил с такой же закопанной женщиной и, чтобы прекратить ее мучения, велел солдату пристрелить ее, но Лефорт посчитал недостойным воину стрелять в женщину, и Петр согласился с ним

о том, что женоубийц наказывают только штрафом

о том, как Петр мятежнику из Азова сам отрубил голову

о своем недоверии к докладам о победоносных военных действиях России против Турции в Очакове и Азове, в истинность которых Корб не верит, потому что: «московиты умеют выдумывать повести о своих торжествах и поражении врагов. Столь великие воины московитяне, столь творческим воображением одарены они»

о том, как Петр, милостиво отмахивал своим боярам бороды, а они не смели противиться, потому что рождены были считать «священным долгом жертвовать жизнью по воле или по приказанию своего государя».

о праздновании по старинке Нового года 1 сентября, когда воевода Шеин устроил царское новогоднее пиршество в своем доме

о том как Петр, не стерпев спора о месте за царским столом датского и польского послов, назвал обоих дураками, а потом, выведав у солдат, сколько Шеин в его отсутствие раздарил за деньги офицерских званий, в гневе «ударил обнаженным мечом по столу и вскричал: «Так истреблю я твой полк!» В негодовании размахивая мечом, Петр готов был разрубить Шеина, но, поранив защищавших его бояр, сжатый в объятиях Лефортом, вырвался, «крепко хватил его по спине», смягчился и веселился до шести утра

о расправах с преступниками и стрельцами. 15 человек колесованы, недозамученным отрубают головы. Не желающих сознаваться мятежников по нескольку раз бьют кнутами, «жарят на огне», еежедневно в Преображенском «пылает более тридцати костров», вырезают ноздри, отрезают уши, языки и вешают по 230 и более человек почти ежедневно

о том, как Петр, не доверяя боярам, перемежая пиры с казнями, сам допрашивал, сам посылал на дыбу, сам убил пятерых топором, сам взял на себя роль карателя во имя охраны своего народа, как он сказал об этом пришедшему к нему с увещеваниями патриарху

Корб, шокирован властвующей в Москве тиранией, но считает что в действиях царя заключена справедливость, так как:

«Члены государственного тела до того поражены болезнью и подвержены неизлечимому гниению, что для сохранения организма ничего не остается, как железом и огнем уничтожить эти члены».

Доставалось от Петра не только мятежникам, но и ближайшим его соратникам, «кто ближе к огню, тот ближе и к пожару» , - пишет Корб:

Меншиков за то, что был при сабле на танцах, получил затрещину

Лефорт был поднят, брошен в разгар пира на пол и попран ногами

боярину Головину в наказание за нелюбовь к приправам Петр запихивал в рот салат и лил в горло уксус до тех пор, пока не хлынула из носа кровь

Петр принудил своих приближенных судить и собственноручно казнить преступников и спокойно смотрел «сухими глазами», как они трясущимися руками убили в итоге 330 человек.

«Вблизи Новодевичьего монастыря поставлено было тридцать виселиц четырехугольником, на коих 230 стрельцов... повешены. Трое зачинщиков страшного мятежа, подавших челобитную Софии о том, чтобы она приняла кормило правления, повешены на стене Новодевичьего монастыря под самыми окнами Софьиной кельи. Челобитную им вложили в руки».


День стрелецкой казни

День стрелецкой казни на площади перед Кремлем 13 февраля Корб называет «ужасным», и пишет, что этот день «должен быть отмечен черной краской», потому что двести человек были обезглавлены топором на плахах.

«Его царское величество с Меншиковым, общество которого он наиболее любит, приехал туда в карете.

Между тем писарь, становясь в разных местах площади на лавку, которую подставлял ему солдат, читал во всеуслышание собравшемуся народу приговор на мятежников, чтобы придать большую известность безмерности их преступления и справедливости определенной им за оное казни.

Народ молчал, и палач начал трагедию.

Несчастные должны были соблюдать известный порядок: они шли на казнь поочередно, на лицах их не видно было ни печали, ни ужаса предстоящей смерти…

Одного из них провожала до самой плахи жена с детьми, испуская пронзительные вопли. Прежде чем положить на плаху голову, отдал он на память жене и милым детям, горько плакавшим, перчатки и платок, который ему оставили.

Другой, подойдя по очереди к плахе, сетовал, что должен безвинно умереть. Царь, находившийся от него только на один шаг расстояния, отвечал: «Умирай, несчастный! А если ты невинен, пусть вина за пролитие твоей крови падет на меня»!

По окончании расправы Петр изволил ужинать у генерала Гордона, но был крайне невесел и даже зол, так как один из преступников, перед тем как лечь на плаху, осмелился сказать царю: «Посторонись, государь! Это я должен здесь лечь»

Петр был настолько разгневан наглым поведением холопа, что на следующий день сам пошел казнить мятежников, при этом заявил что будет казнить их по новому: «не топором, а мечом»…

«Сто пятьдесят мятежников проведены к Яузе. Говорят, что царь отрубил мечом головы восьмидесяти четырем мятежникам, причем боярин Плещеев приподнимал их за волосы, чтобы удар был вернее.

Через неделю Петр устроил многолюдное веселое гулянье с потешными огнями и комическим посвящением дворца, «обыкновенно называемого дворцом Лефорта», богу вина Вакху.

Шествие возглавлял мнимый первосвященник, «митра его была украшена Вакхом, возбуждавшим своей наготой страстные желания. Амур с Венерой украшали посох», за ними гости несли полные вином кружки, фляги с пивом и водкой, «жертвенные сосуды, наполненные табаком», и курили из чубуков, снабженных работающим от дыма «достоинством».

Жрец имел два таких чубука и складывал их крестом, как свечи, когда одобрял что-либо.

«Кто бы в самом деле подумал, что изображение креста, драгоценнейшего символа нашего спасения, могло служить игрушкой!»

Увиденную на Московии масленицу Корб иначе как «вакханалией» назвать не смог!

8 дней на Московии (а ранее гуляли 14) идет безостановочная бесстыдная гульба, бесчинства, разбой, «везде самое вредное самовольство».

Корб стал свидетельством небывалого для Москвы поступка!

Представляете себе, в преддверии 18 века, на царском обеде в честь отъезда бранденбургского посла он увидел, сестру царя Наталью, ЖЕНЩИНУ, которая вопреки вековым традициям, находилась среди гостей!

Представляете себе, царь Петр поправ многовековые традиции Московии допустил к гулянью женщину, а не оставил ее как собаку у стен дома!

В апреле в Азове случилось восстание. Семь сосланных туда стрелецких полков, «призвав на помощь татар» и надеясь на поддержку других таких же стрельцов вне города, решились «отомстить за свое изгнание» мятежом и захватом города.

Последствием этих событий вкупе с дорогостоящим строительством флота в Воронеже, стало введение «подушного оклада» для всех жителей Москвии, монополии на продажу водки и резкое повышение цен на овес и съестные припасы, вызванное еще и протестом крестьян, ввозивших ранее в город товары: их теперь принуждали «выбрасывать кладь из телег и класть в них мертвые тела» казненных, заставляли рыть погребальные ямы, отнимали телеги, разворовывали товар.

А царь тем временем упорно строил флот.

Тем временем из Вены пришли бумаги, предписывающие австрийскому посольству вернуться домой, что было отмечено торжественной церемонией 2 июля 1699 года.

Послы получили дорогие подарки, а эскорт московских воинов сопровождал их «до границ московских и литовских».

На этом «Дневник» Корба не заканчивается, так как он дает в нем далее «Краткое описание опасного мятежа стрельцов в Московии» и «Главные события из внутреннего быта московитян».

В первой главе Корб, описывает события мятежа стрельцов, кто его поддерживал, как шло сражение у Иерусалимского монастыря, какова была роль Софьи и как был подавлен мятеж, как казнены стрельцы, как совершили казнь над попами, благословившими стрельцов на бунт: роль палача исполнял «придворный шут в одежде попа» . Казнь последних прокомментировал сам Петр: «Да впредь ни один поп не смеет молиться богу за удовлетворение подобных желаний».


Главные события из внутреннего быта московитян

Главной проблемой Московии Корб считает: «Беспокойный дух покоренных народов, угрожающий отложением завоеванных областей от государства»!

Петра Корб крайне уважает и отзывается о нем везде как о борце с московской отсталостью и невежеством. (Автор-иезуит! -примечание)

Государственный ум Петра ярче всего проявился, по убеждению Корба, в том, с какой настойчивостью и решительностью проводил он в жизнь идею «образования своих подданных» во имя развития ума, развития науки, «облагораживающей всех прочих людей», благодаря которой, по словам Петра, «все хорошие качества души вполне пробуждаются»! (Вот откуда идут истоки русофобии!)

В невежестве и упрямом следовании древним устоям московиты обязаны своим пастырям, которые: «Не без причины боятся быть низверженными наконец с колеса их счастья»!!!

«Они знают, что они дотоле лишь будут царствовать, пока им будет возможно держать чернь и народ в невежестве и во мраке заблуждения, питая в них суеверное презрение к науке и просвещению, так как развитие, возбуждая в людях благородное честолюбие, обратило бы стремление народа к лучшему и высшему»!

Главной заботой московских попов Корб называет не обучение Священному писанию и молитвам, а сам мракобесный ритуал:

«Сколькими пальцами осенять себя крестом».

«Благочестие попов чисто внешнее, как и почтение к ним мирян» , - пишет Корб.

Недостаток знаний на Московии заметен во всем! (*А не мракобесие Никоновских реформ привело к подавлению науки?-прим)

Военная сила Московитян

Войска московских царей страшны только для одних татар.

По моему мнению, своими успехами в войне с Польшей или Швецией московиты обязаны не своему мужеству, но какому-то паническому страху и несчастию побежденных народов. (*Вот откуда идет пренебрежение к русскому воинскому духу у европейцев-прим)

Московские цари легко могут вывести против неприятеля тысячи людей, но это только беспорядочные толпы, слабые уже вследствие своей громадности, и, даже выиграв сражение, толпы эти едва могут удержать за собой победу над неприятелем, но ежели бы в московских войсках мужество, храбрость и знание военного искусства были соразмерны их численности, силе физической и способности переносить труды, то они были бы опасны соседним народам.

Московиты могут выигрывать сражения только количеством «беспорядочной толпы», потому что: «Они по слабоумию и привычке к рабству не способны ни задумать что-нибудь великое, ни стремиться к чему-либо достославному »!

В 1611 году граф Яков де ла Гарди, шведских войск генерал, с восемью тысячами человек рассеял двести тысяч москвитян. (*напоминает речи Гитлера? -прим)

Петр полностью реорганизовал не только державу, но и армию. Он полностью уничтожил стрелецкие войска, и построил новую регулярную армию, для создания которой, призвал иноземных мастеров. (*Так иезуиты обосновывают "деяния" Петра. Именно таких вот немцев и пригласит потом Петр и потомки писать ему новую историю-прим).


О московской монете

У московских царей нет никаких рудников золота или серебра. Несмотря на неимение у себя благородных металлов, москвитяне всегда чеканили свою монету из чистого и хорошего серебра; теперь, однако ж, московская монета против прежней менее чиста и гораздо легче весом; империал стоит пятьдесят или пятьдесят пять копеек, с одного же империала чеканят сто, иногда даже сто двадцать копеек.

Копейка, или московский крейцер, не круглая, но продолговатая и овальная видом монета; на одной ее стороне св. Георгий с копьем, на другой царское имя и год, в который она чеканена.

Две копейки составляют ДИНАР, три - алтын, десять - гривну, пятьдесят - полтину, сто - рубль.

Никто не может вывозить с собой из Московии наличных денег под страхом, в случае поимки, лишения всего его имения!

Здравоохранение на Московии незавидное - всего две плохо снабжаемые аптеки на всю Москву.

Царский двор

Прежние великие князья облачались в одежды весьма пышные и в украшения драгоценные.

Они наряжались в одеяния и уборы, служившие знамением первосвященства и царского величия: у них на голове была митра, сияющая жемчугом и драгоценнейшими камнями, в левой руке держали они богатейший жезл, пальцы их были украшены многими золотыми перстнями, при них на престоле были по правую сторону икона Христа, по левую Пресвятейшей Девы, Божией Матери.

Нынешний царь, далекий от всякой пышности и величавости касательно своей особы, не любит также отличаться блеском своего двора и редко окружает себя этой излишней толпой прислужников.

Царь в своей столице ходит по улицам в сопровождении двух, не более трех или четырех простых служителей; даже в опасное время стрелецких смут одно только почтение к царскому величию служило охраной государю! (* ранее автор пишет о множестве разбойников, противоречие- прим).

«Это только Бог да великий государь знает. Нашим здравием и всем нашим благополучием мы обязаны великому государю».

В Московии поныне сохранилось еще обыкновение падать ниц на землю и тем заявлять свое чествование царю, который, принимая такого рода почести, притязает на величие, равное могуществу богов.

Множество благородных, которых называют «боярскими сынами», находится на ежедневной службе; но нет никакого приличия в услужении, никакой опрятности в служителях, и по суровости нравов, чуждых всякого образования, и по гадости служителей московский двор резко отличается от всех прочих европейских дворов.

Царь обедает не один, но кушает и беседует со своими советниками, с немецкими офицерами, с купцами и даже с посланниками иностранных государей. Это весьма не нравится москвитянам! (*очень важный намек-прим)


О чем москвитяне особенно заботятся

1. По мнению москвитян, три признака падения Московии, предсказанные одним из их святых, которого Вышний одарил способностью видеть за покровом будущего отдаленные события, суть:

перемена веры

перемена платья

перемена монеты

Прежде одевались московиты так, как тартары (!!! -прим ) , после их платье было более изящно, по образцу польскому, теперь же одежда москвитян схожа с угорской.

Правил вероисповедания, которыми они наиболее отличаются от верных католической церкви, москвитяне придерживаются поныне с упрямым суеверием. Способ крестного знаменования, в котором почти только вся их религия и состоит.

Монета, чеканенная по старинному обычаю, сохранялась еще в то время, когда мы были в Московии; ее действительная величина изменялась только иногда во вред общественной торговле.

Я думаю, что вышеозначенные предсказания какая-нибудь баба, настроенная попами, в бреду говорила.

Попы московские не без причины боятся быть низверженными наконец с колеса их счастья; они знают, что они дотоле лишь будут царствовать, пока им будет возможно держать чернь и народ в невежестве и во мраке заблуждения, питая в них суеверное презрение к науке и просвещению, так как развитие, возбуждая в людях благородное честолюбие, обратило бы стремления народа к лучшему и высшему.

2. Другой предмет усердных забот москвитян составляет охрана сильной стражей пограничных мест и крепостей.

3. В Московии препятствуют возвышению какого-либо вельможи, по излишним богатствам или могуществу опасному для государя. Тот, кто хвастает своей властью либо щеголяет большим достатком, подвергается опасности лишиться имения и жизни. Таким образом тех, которых громадное богатство может беспокоить государя, под предлогом уголовного преступления посылают в темницу, имение их отбирается, а владельцы подвергаются изгнанию или смертной казни.

4. Место правителя области ни в какой части Московии не бывает пожизненно, эта должность исправляется в продолжение немногих лет и не более трехгодичного срока. Непродолжительность управления считается весьма полезной для областей, так как ни правители не употребляют во зло вверенной им власти, зная, что через год обратятся в людей частных, ни обыватели чересчур не привязываются или не страшатся тех правителей, которые скоро увольняются от должности. (*остатки копного права?-прим)

5. Прежде не позволено было москвитянам выезжать из владений своих государей из опасения, чтобы они, присмотревшись к счастливому быту других земель, не дерзнули замыслить перемену порядка вещей в Московии!

И в настоящее время никто не смеет без царского позволения или приказания переступить за границы московские.

6. Ежели те, которые по делам торговым ездят за границу, не возвращаются в определенный срок, то их ожидают: потеря имения, кнут и ссылка.

7. Весьма важное подкрепление царских военных сил составляют КАЗАКИ; поэтому москвитяне, боясь, чтобы они не передались полякам и своим отпадением не лишили бы московские войска главной силы, заискивают в них ежегодными награждениями и стараются удержать в верности льстивыми обещаниями. Это потому, что: Казаки народ могущественный и превосходят москвитян храбростью и знанием военного искусства.

8. По той же самой причине ласками, обещаниями, щедростью и разными искусственными средствами удерживают москвитяне в подданстве соседних татар, черкесов, нагайцев, самоедов и тунгусов. Они едва ли платят какую-либо дань, напротив, сами притязают на ежегодное награждение. Так, в то время, когда мы были в Москве, Аюка, калмыцкий князь, с 20000 подданных перешел к туркам.

9. Московские цари привыкли разъединять даже своих вельмож и питать между ними несогласие. Таким образом разъединенных обоюдной ненавистью и старающихся друг друга погубить можно успешнее угнетать, наблюдая лишь некоторое приличие. Московские цари держатся, таким образом, старинной поговорки: «Разъединяй и повелевай!».

10. Царь, уезжая из Москвы, никогда не вверяет верховной власти одному лицу, боясь, чтобы тот не употребил ее во зло и не нашел бы в ней средств восстать против самого государя, потому государь назначает своими наместниками многих и притом таких, о которых знает, что они живут между собой недружно, по врожденному отвращению.

О московитской вере

В Московии нет даже таких училищ, в которых бы московиты могли изучить то, что взрослому человеку знать и прилично и необходимо для своего спасения!

Было бы гораздо полезнее и спасительнее учредить школы, назначить учителей, чтобы обучать молодежь, просвещать невежественных, наводить пропащих людей с дороги заблуждения на путь истинного спасения.

«Поистине замечательно, сколь слабо у москвитян знание религии и с какой гордостью гнушаются они пользоваться какой бы то ни было наукой иноземцев».

«Таким образом, стыдясь выйти из мрака невежества, они и потомкам своим застилают свет».

Праздники

«В России считают почти столько же праздников, сколько дней в году»!

В праздничные дни московиты, предаются пьянству, так что когда московиты отправляют праздник или, как они говорят, «бражник», то всегда надо ожидать пожара.

О нравах москвитян

«Весь московский народ более подвержен рабству, чем пользуется свободой, все москвитяне, какого бы они ни были звания, без малейшего уважения к их личности находятся под гнетом жесточайшего рабства».

При обращении к вельможе, необходимо присваивать себе уменьшительные имена, например Яков должен подписываться Якушкой, а не Яковом. Нужно себя называть холопом или подлейшим, презреннейшим рабом великого князя и все свое имущество, движимое и недвижимое, считать не своим, но государевым.

Царь московский превосходный выразитель такого понятия он своим отечеством и его гражданами так пользуется, что его самодержавие, никакими пределами, никакими законами не ограниченное, ясно сказывается, например, в полном распоряжении имениями частных лиц, как будто бы природа все это для него одного только и создала.

При таких понятиях москвитян пусть царь угнетает людей, созданных для рабства, да покоряются они своей судьбе, что кому до того!

Так как москвитяне чужды всякого научного образования, то они не могут иметь тех достоинств, которые облагораживают человека.

Иоанн Барклай в своей картине умственных качеств московского народа о нравах москвитян пишет весьма пространно:

«Этот народ, созданный для рабства, ненавидит даже тень вольности, народ этот кроток, когда находится под гнетом, и самое рабское состояние вовсе ему не противно, напротив, все охотно сознаются в том, что они государевы холопы».

Государь имеет полную власть над их имением, личностью и жизнью.

Сами турки не изъявляют с более отвратительной покорностью принижения своего перед скипетром своих Оттоманов.

Московиты по себе судят также и о других народах, а потому иностранцев, прибывших в Московию случайно или нарочно, подвергают тому же игу и принуждают их быть рабами своего государя. А ежели кто из них уйдет и его поймают, то его наказывают, как беглого.

Вельможи, хотя они сами рабы, с невыносимой гордостью обращаются с низшими и простолюдинами, которых обыкновенно, из презрения к ним, зовут черным народом и христианами.

«Так как москвитяне лишены всяких хороших правил, то, по их мнению, обман служит доказательством большого ума».

«Лжи, обнаруженного плутовства они вовсе не стыдятся».

«До такой степени чужды этой стране семена истинной добродетели, что сам даже порок славится у них, как достоинство».

Между толиким количеством негодной травы растут также и полезные растения, но мало таких, среди прочих, коснеющих в невежестве и пороках. Московиты в большинстве своем необразованны, слабы и тупы умом, они иногда, разинув рот и вытаращив глаза, с таким любопытством глядят на иностранцев, что даже себя не помнят от удивления.

«Заучивание наизусть некоторых правил их веры составляет у москвитян самую высшую степень образования»!

Упражнение в свободных науках, как излишнее утруждение молодежи, москвитяне отвергают, философию запрещают, астрономы, опозоренные названием чародеев, нередко подвергались наказанию по приговору суда!

Астроном Фогт в своем «Месяцеслове» предложением предсказал мятеж в Московии:

«Moskau wird seinem Ungltick auch nicht entgehen», «Москва тоже не избежит своего несчастия», за что навлек на себя хулу и ввоз на Московию этого календаря воспрещен.

Москвитяне считают астрономию безбожной наукой, основанной на сношении с нечистыми духами, и то, что астрономы предсказывают будущее, знание которого непостижимо умом смертных, считают предсказанием и объявлением демонов!

У москвитян иной способ, против прочих народов, считать и изображать числа: для этого служит им доска, содержащая несколько рядов зерен.

Хотя москвитяне в музыке и не имеют сведений, хотя, музыкальное согласие их пленяет.

Иностранные артисты нравятся москвитянам только до тех пор, пока играют, но лишь только удовлетворят их своей игрой, то тотчас в покровителях этих артистов пробуждается скупость, и москвитяне ни за что не соглашаются покупать удовольствие.

На Московии не в употреблении обычные занятия лиц дворянского сословия, они не занимаются объездкой лошадей, фехтованием, танцами или какими-либо другими искусствами. Москвитяне ничем подобным не дорожат.

На Московии некрещеные евреи жить не могут, потому, как говорят москвитяне, что было бы странно, если бы от них, москвитян, религией отличались те, в нравах и поведении которых оказываются не менее замечательная хитрость и способность к обману.

Непонятно что именно составляет главную черту характера этого народа: жестокость, невоздержность, или распутство? (* а мы еще удивляемся сегодняшнему отношению к нам Запада-прим)

Так как блуд, прелюбодеяние и подобный тому разврат существуют в Московии вне всевозможных размеров, и едва ли даже законы определяют какое-либо наказание за преступление этого рода!

Однажды сказал один воевода какому-то капитану, осужденному на смерть за недозволенную связь со своей восьмилетней дочерью: «Зачем ты не искал удовлетворения твоих прихотей на стороне? Ведь ты бы имел столько непотребниц и развратниц, сколько бы заплатил копеек и алтын».

По праву, на Московии, рабами могут быть полоненные или происходящие из невольничьего рода. Есть также и такие, которые сами себя продают и идут в холопы, потому как приобвыкли к рабству! Но даже люди вольные, работающие за плату, не могут по собственному желанию отойти от своих господ.

Власть отца в Московии немала и весьма тягостна для сына, которого закон позволяет отцу четыре раза продавать: это значит, что если отец раз продаст сына, и тот, каким-либо способом, освободится или получит вольность от своего господина, то отец может его вновь продать по праву родителя и затем даже еще раз может совершить таковую же продажу; но после четвертой продажи отец теряет уже все права над своим сыном.

«Москвитяне терпеть не могут вольности, и, кажется, они даже сами готовы противиться своему собственному счастью, так как этот народ не создан для помянутого счастья и едва ли допустит, чтобы умная и благочестивая заботливость государя о своих царствах и своих подданных увенчалась полным успехом».

Почти невероятно то, что говорят о терпении этого народа в перенесении самых изысканнейших мучений.

«Москвитянин ценит дружбу только по выгоде»!


Вот такой вот дневник..

Прочтя который начинаешь понимать, что именно вызвало гнев московитов, и почему требовали они запрещения книги, не только на Московии, но и на Западе.

Ужасное Рабство Московитов – основа их быта! Но им понятно, ими обожаемо, и мыслить без него они себя никак не могут.

Быть бездушным имуществом, вечным холопом, подлейшим, презреннейшим рабом царя или господина – вот вечное счастье московита.

В Московии закона нет, есть лишь коррупция, и поговорка: «Хочешь на суде добра, подсыпай серебра» как нельзя лучше определяет место права на Московии.

Отсутствие не только института права но и института имущества не оставляет место в сознании московита традиционным европейским, цивилизованным ценностям, таким как например свобода.

По сути, любой порок цивилизованного общества славится у московитов, как достоинство!

Величайшими честнотами московитов считаются: Обман, Ложь, Плутовство – и они их не стыдятся, а почитают как великое умение!

Блуд, прелюбодеяние и подобный тому разврат существуют в Московии вне всевозможных размеров, и нет даже законов способных определить наказание за преступление этого рода.

Что-то поменялось за 300 лет?

Подготовлено по материаллам статьи http://fakeoff.org/history/puteshestvie-na-moskoviyu

Для тех же кто сам хочет ознакомиться с книгой, такая возможнсть есть и на русском языке: Дневник поездки в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента.

Корб Иоганн Георг Корб Иоганн Георг

(Korb) (около 1670 - около 1741), австрийский дипломат. В России в 1698-99, очевидец стрелецкого восстания и казни стрельцов. Автор «Дневника путешествия в Московию» (русский перевод, 1867).

КОРБ Иоганн Георг

КОРБ Иоганн Георг (Korb) (8 февраля 1672, Карлштадт-на-Майне - 15 ноября 1741, Зульцбах, Оберпфальц), австрийский дипломат, автор записок о России. Его отец Иоганн (умер 1674) был чиновником вюрцбургского князя-епископа. Корб получил воспитание в иезуитской коллегии Вюрцбурга (см. ВЮРЦБУРГ) , в 1689 году поступил в Вюрцбургский университет. После окончания университета он был зачислен секретарем в австрийское посольство И.Х. Гвариента, отправленное в Москву после подписания в 1698 году договора, направленного против Османской империи.
С 11 января 1698 по 27 сентября 1699 года Корб вел записки, в которых фиксировал текущие события, описывал жизнь русского двора, особое внимание уделял организации русского войска, порядку работы приказов и государственных учреждений, состоянию образования, а также быту и нравам русского народа. По возвращении в Вену Корб в конце 1700 - начале 1701 года издал сочинение «Дневник путешествия в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента, посла императора Леопольда I к царю и великому князю Петру Алексеевичу в 1698 году, веденный секретарем посольства Иоганном Георгом Корбом». В «Дневнике» Корб, как очевидец, описал события стрелецкого восстания (1698) и последующей кровавой расправой над стрельцами. Корб дал характеристики царя Петра I, его сподвижников, деятелей петровской эпохи. Ряд сюжетов он лично проиллюстрировал рисунками. Книга приобрела известность, в России вызвала негативную реакцию. По настоянию российских дипломатов тираж книги Корба был уничтожен.
Незадолго до выхода в свет книги Корб перешел на службу к пфальц-зульцбахскому князю. В 1712 году он получил чин надворного советника, в 1732 - канцлера. В 1867 году «Дневники» Корба были опубликованы в России. Этой книгой пользовались В.И. Суриков и А.Н. Толстой при работе над произведениями о петровской эпохе.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Корб Иоганн Георг" в других словарях:

    - (ок. 1670 ок. 1741) австрийский дипломат. В России в 1698 99, очевидец стрелецкого восстания и казни стрельцов. Автор Дневника путешествия в Московию … Большой Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Стрелецкий бунт. Стрелецкий бунт 1698 года восстание московских стрелецких полков, вызванное тяготами службы в пограничных городах, изнурительными походами, притеснениями со стороны полковников.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Стрелецкий бунт. Стрелецкий бунт 1698 года восстание московских стрелецких полков, по официальной версии вызванное тяготами службы в пограничных городах, изнурительными походами и… … Википедия

    Брауншвейгский лев создан около 1166 года и с тех пор является с … Википедия

    Замечательный деятель Петровской эпохи (умер в 1706 г.). При царевне Софье был послан на Амур (в Дауры) для защиты Албазина от китайцев. В 1689 г. заключил Нерчинский договор, по которому уступил китайцам реку Амур до притока Горбицы вследствие… …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Баня (значения). Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    Ближний стольник при Царях Алексее Михайловиче, Феодоре, Иоанне и Петре Алексеевичах; потешный генералиссимус 4 х выборных Петровских гвардейских полков и адмирал; князь кесарь, обладавший высшей юрисдикцией по делам гражданским и уголовным;… … Большая биографическая энциклопедия

    Головин распространённая русская фамилия. Известные носители: Головин, Автоном Михайлович или Головин, Артамон Михайлович(1667 1720) полковник, затем генерал от инфантерии. Головин, Александр Васильевич (род. 1949) … … Википедия

    - (клятвопреступление) преступление, выражающееся в сознательной даче заведомо ложной информации правоохранительным органам, суду или органам власти. Часто совершается в форме дачи ложных показаний свидетелем или обвиняемым на суде или во… … Википедия

Johann Georg Korb ) - немецкий дипломат и государственный деятель.

Секретарь посольства, отправленного императором Леопольдом I в Москву к царю Петру I в 1698 г. Во главе посольства стоял граф Игнатий Христофор фон Гвариент и Раалль .

Посольство в Россию

Посольство выехало из Вены 10 января 1698 г. и возвратилось обратно 27 сентября 1699 г. В Москве имперское посольство находилось с 29 апреля 1698 года по 23 июля 1699 г. Состоя в должности секретаря, И.Г. Корб все время своего путешествия вел дневник.

Следует отметить, что во время пребывания посольства в Москве произошел стрелецкий бунт , завершившийся невероятными репрессиями и зверствами, свидетелем которых стал И.Г. Корб. Все увиденное он подробно описал в своем дневнике, впрочем, равно как и другие примечательные события того времени, поскольку он успел близко познакомиться со многими сподвижниками Петра I: Голицыным, Нарышкиным, Меньшиковым, Ромодановским и др.

Дневник был издан в Вене на латинском языке в 1700 году. Но уже в 1702 г., по требованию русского правительства, почти весь тираж книги был изъят из продажи и уничтожен, так что уцелевшие экземпляры его сделались библиографической редкостью. Причиной изъятия и уничтожения тиража стала якобы преувеличенное описание зверств во время расправы властей над стрельцами, на которые указал русский посол. Венский двор в видах создания антишведского и антиосманского союза с Россией решил не ссориться со своими потенциальным союзником . Кроме того, еще одной значимой причиной уничтожения тиража могло быть то, что в издании дневника И.Г.Корба были опубликованы излишне подробные планы новых русских крепостей, что также могло быть использовано шведами и турками .

Дальнейшая карьера

Дипломатические поручения были не единственной сферой деятельности И.Г. Корба. С 1700 года он перешел на служ­бу к гер­цо­гу Пфальц-Зульц­бах­скому, где со временем он занял очень видное положение: с 1705 г. - член зульцбахского княжеского совета, с 1712 г. - надворный советник, а с 1732 года - канц­лер.

В ратуше Карлштадта сохранился прижизненный портрет И.Г. Корба.

Публикации дневника И. Г. Корба

  • Diarium itineris in Moscoviam perillustris ac magnifici domini Ignatii Christophori nobilis domini de Guarient, & Rall, Sacri Romani Imperii, & Regni Hungariae Equitis, Sacrae Caefareae Majestatis Consiliarii Aulico-Bellici ab Augustißimo & Invictißimo Romanorum Imperatore Leopoldo I. ad Serenißimum, ac Potentißimum Tzarum et Magnum Moscoviae Ducem Petrum Alexiowicium anno MDCXCVIII ablegati extraordinarii. Descriptum a Joanne Georgio Korb, p.t. Secretario Ablegationis Caesareae. Viennae Austriae, Voigt, . Оцифрованный экземпляр из собрания Баварской Государственной Библиотеки

Переводы на русский язык

  • Дневник поездки в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента, посла императора Леопольда I к царю и великому князю московскому Петру Первому в 1698 году, веденный секретарем посольства Иоанном Георгом Корбом / Пер. и прим. Б.В.Женева и М.И. Семевского // ЧОИДР 1866, Кн. 4; 1867, Кн. 1; 1867, Кн. 3.
  • Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699) / Пер. и прим. А. И. Малеина СПб., 1906.
  • Корб И.Г. Дневник путешествия в Московское государство / Пер. и прим. С.Ю. Шокарева. М., 1997 (Интернет-версия)

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Корб И.-Г, Желябужский И., Матвеев А.
Поделиться: