Боги римской мифологии список имен. Боги и богини древнего рима и греции. Римский Пантеон Богов: создание и история

Имена большинства богов оформлены как гиперссылки, по которым вы можете перейти к подробной статье о каждом из них.

Главные божества Древней Греции: 12 олимпийских богов, их помощники и спутники

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами . Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов . В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

Легенды и мифы Древней Греции. Мультфильм

Богиня Артемида. Статуя в Лувре

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий

Гермес с кадуцеем. Статуя из Ватиканского музея

Венера (Афродита) Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Бог Эрот. Краснофигурное блюдо, ок. 340-320 до н. э.

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями .

– дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве . Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Похищение Персефоны. Античный кувшин, ок. 330-320 до Р. Х.

Амфитрита – жена Посейдона, одна из Нереид

Протей – одно из морских божеств греков. Сын Посейдона, обладавший даром предсказывать будущее и менять свой облик

Тритон – сын Посейдона и Амфитриты, вестник морских глубин, трубящий в раковину. По внешнему виду – смесь человека, коня и рыбы. Близок к восточному богу Дагону.

Эйрена – богиня мира, стоящая у трона Зевса на Олимпе. В Древнем Риме - богиня Пакс.

Ника – богиня победы. Постоянная спутница Зевса. В римской мифологии – Виктория

Дике – в Древней Греции – олицетворение божественной правды, богиня, враждебная обману

Тюхе – богиня удачи и счастливого случая. У римлян – Фортуна

Морфей – древнегреческий бог сновидений, сын бога сна Гипноса

Плутос – бог богатства

Фобос («Страх») – сын и спутник Ареса

Деймос («Ужас») – сын и спутник Ареса

Энио – у древних греков – богиня неистовой войны, которая вызывает в бойцах ярость и вносит смятение в битву. В Древнем Риме – Беллона

Титаны

Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время. у римлян - Сатурн), Океан (отец всех рек), Гиперион , Кей , Крий , Япет . Шесть дочерей: Тефида (Вода), Тейя (Блеск), Рея (Мать-Гора?), Фемида (Справедливость), Мнемосина (Память), Феба .

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

Кроме титанов Гея родила от брака с Ураном циклопов и гекатонхейров .

Циклопы – три великана с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. В глубокой древности – олицетворения туч, из которых сверкает молния

Гекатонхейры – «сторукие» великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Воплощения страшных землетрясений и потопов.

Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они и теперь неистовствуют, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Пребывание этих великанов во чреве земли стало причинять ей страшные страдания. Гея подговорила своего младшего сына, Крона , отомстить отцу, Урану.

Страница 1 из 5

Список имен богов, героев и личностей Древней Греции и Рима

Справочник содержит практически все имена богов, мифологических персонажей, героев и исторических личностей Древней Греции и Древнего Рима.

А

АВГУСТ ОКТАВ ИАН (63 до Р. Х. - 14 н. э.) - внучатый племянник Юлия Цезаря, его официальный наследник, первый римский император (с 27), в правление которого произошло Рождество Спасителя. В 43 г. совместно с М. Антонием и Э. Лепидом составил второй триумвират. После разгрома флота М. Антония у мыса Акций (31) фактически стал единоличным правителем Римской империи, основателем системы принципата, соединившим в своем лице высшие жреческие, государственные и военные должности римского государства.

АГАМЕМНОН - в греческой мифологии царь Микен, сын Атрея и Аэропы, муж Клитемнестры, брат спартанского царя Ме- нелая, предводитель ахейского войска в Троянской войне, убит женой.

АГЕСИЛАЙ (444-360) - спартанский царь (399-360), успешно воевал против персов и антиспартанской коалиции во время Коринфской войны, добился последнего максимального расцвета Лакедемона до его окончательного поражения от фиванцев в битве при Левктрах (371).

АГРИППА Марк Випсаний (64/63-12 до Р. Х.) - римский полководец и политический деятель, сподвижник Октавиана Августа, ряд военных побед которого на деле принадлежал А.: морские сражения при Милах и Навлохе (36), Акции (31), подавление восстания испанских племен (20-19). А. выполнял дипломатические поручения Августа, участвовал в перестройке Рима, автор некоторых сочинений.

АДОНИС - в греческой мифологии возлюбленный Афродиты, божество финикийско-сирийского происхождения. Особо почитался в эллинистическую эпоху как умирающее и воскресающее божество.

АДРАСТЕЯ («неотвратимая») - см. Немесида.

АДРИАН Публий Элий (76-138) - римский император (с 117) из династии Антонинов, усыновленный Траяном. Поощрял развитие греческой культуры на территории империи, хотя при нем происходит активная романизации большинства провинций. В области внешней политики А. перешел к оборонительной тактике, укреплял бюрократический аппарат, унифицировал пре- торское право, вел широкую строительную деятельность.

АИД (Гадес, Плутон, отожд. с римск. Орком) - в греческой мифологии бог подземного царства мертвых, сын Кроноса и Геи, брат Зевса.

АКАДЕМ - в греческой мифологии афинский герой, указавший Диоскурам, где была укрыта их сестра Елена, похищенная Тесеем. По преданию, Академ был похоронен в священной роще к северо-западу от Афин.

АЛАРИХ (ум. 410 н. э.) - вождь вестготов. При императоре Феодосии командовал отрядами наемников. В 398 г. опустошил Фракию и Грецию, затем вторгся в Паннонию и Италию. В 402 г. потерпел поражение от римских войск при Полленции и Вероне, затем занял Иллирию, откуда начал наступление на Рим, который трижды осаждал и наконец взял 24 августа 410 г.

АЛЕКСАНДР - имя македонских царей: 1) А. III Македонский (356-323) - царь Македонии (с 336), сын Филиппа II, блестящий полководец, дипломат и политик, организовал поход на Восток против персидского царя Дария III (334-323), в результате которого возникла огромная держава, объединившая греческий и восточный мир, положившая начало эпохе эллинизма (III-I вв.); 2) А. IV (323-310) - царь Македонии, сын Александра Македонского, реально царские полномочия не получил. Был убит вместе со своей матерью Роксаной во время войн диадохов.

АЛЕКСИД (в. до Р. Х.) - наиболее значительный греческий комедиограф периода Поздней классики, автор более 200 произведений.

АЛКЕСТИДА - в греческой мифологии жена легендарного царя Фер Адмета, добровольно отдавшая свою жизнь ради спасения супруга. Геракл, восхищенный подвигом Алкестиды, вырвал ее из рук бога смерти Таната и вернул мужу.

АЛКИВИАД (ок. 450 - ок. 404) - афинский политический деятель и военачальник, воспитанник Перикла, ученик Сократа. Фактический организатор сицилийской экспедиции (415-413) в годы Пелопоннесской войны. Часто менял свою политическую ориентацию, переходил на сторону Спарты. Погиб в изгнании.

АМАЗОНКИ - в древнегреческой мифологии воинственные женщины, жившие по берегам Меотиды (Азовского моря) или же по берегам р. Термодонт. А. постоянно упражнялись в военном искусстве и для удобства стрельбы из лука выжигали себе правую грудь.

АМВРОСИЙ Аврелий Медиоланский (Миланский) (ок. 337-397) - святитель, богослов, автор экзегетических и догматических сочинений, епископ г. Медиолана родом из Тревизы (Италия). Получил риторическое и юридическое образование, был наместником областей Лигурии и Эмилии с резиденцией в Медиолане (ок. 370), где был посвящен во епископы (374), боролся с язычеством, оказал значительное влияние на церковную и политическую жизнь своего времени. Память 7/20 декабря.

АМФИТРИТА - в греческой мифологии персонифицированное море, супруга бога морского пространства Посейдона.

АНАКСАГОР (ок. 500-428) - греческий философ из Клазо- мен (Малая Азия), утверждавший, что материя вечна.

АНАНКА (Ананке, отожд. с римск. Нецесситатой) - в греческой мифологии богиня неизбежности, смерти, дочь Афродиты, мать богинь судьбы мойр.

АНАХАРСИС (VI в. до Р. Х.) - один из наиболее известных в греческом мире скифов царского рода, друг афинского законодателя Солона. Много путешествовал по Греции, изучая местные обычаи и порядки. Возвратившись на родину, попытался ввести новшества у скифов, за что был убит соплеменниками. По античной традиции, один из семи мудрецов древности.

АНДРОГЕЙ - в греческой мифологии сын критского царя Миноса. Андрогей одержал победу на Панафинейских играх, чем навлек на себя зависть афинского царя Эгея, который, желая погубить А., отправил его на охоту за марафонским быком, растерзавшим юношу.

АНИТ (кон. V в. до Р. Х.) - богатый афинянин, видный политический деятель, участвовавший в свержении «тирании тридцати», главный обвинитель на процессе против Сократа.

АНК Марций (втор. пол. VII в. до Р. Х.) - римский царь, внук Нумы Помпилия, произвел культовые нововведения, заложил порт Остию, считался основателем плебейского рода Марциев.

АНТЕЙ - в греческой мифологии великан, сын Посейдона и Геи, был неуязвим до тех пор, пока прикасался к матери-земле. Геракл одолел Антея, оторвав от земли и задушив в воздухе.

АНТИОПА - в греческой мифологии: 1) дочь фиванского царя Никтея, одна из возлюбленных Зевса, мать Амфиона и Зе- та; 2) Амазонка, дочь Ареса, захваченная в плен Тесеем и родившая ему сына Ипполита.

АНТИОХ - имя сирийских эллинистических царей из династии Селевкидов: 1) А. III Великий (242-187) - сирийский царь (223-187), известный своей агрессивной политикой, воевал с Египтом, захватил Мидию и Бактрию (212-205), Палестину (203), расширил свою державу до пределов Индии, вел так называемую Сирийскую войну с римлянами (192-188), но потерпел окончательное поражение в битве при Магнесии (190). Убит своими приближенными; 2) Антиох XIII Филадельф (пер. пол. - сер. I до Р. Х.) - последний царь из рода Селевкидов, в 69 г. до Р. Х. был признан Лукуллом сирийским царем, но в 64 г. до Р. Х. был лишен трона Помпеем, превратившим Сирию в римскую провинцию. Впоследствии казнен.

АНТИПАТР (ум. 319 до Р. Х.) - македонский полководец при Филиппе II и Александре. Во время Восточного похода был наместником Македонии. При А. погиб оратор Демосфен.

АНТИСФЕН (ок. 444-366) - греческий философ, ученик Сократа, основатель школы киников. Утверждал, что абсолютным благом является физический труд и честная бедность.

АНТОНИЙ Марк (82 -30 до Р. Х.) - римский политический и государственный деятель, полководец, сторонник Юлия Цезаря, супруг Клеопатры VII, консул 44 г., участник второго триумвирата совместно с Октавианом и Э. Лепидом (43), позднее один из главных соперников Октавиана в гражданских войнах 30-х гг. В 31 г. разгромлен Октавианом у мыса Акций, покончил жизнь самоубийством.

АНТОНИН Пий («Благочестивый») (86-161) - римский император (с 138), основатель династии Антонинов, приемный сын Адриана, продолжил его политику, связанную с сохранением и упрочением достигнутых границ. Позднее почитался римлянами как образцовый правитель.

АНФИМ (ум. 302/303 н. э.) - священномученик, епископ Никомедийский, был, как и многие христиане, обвинен в поджоге Никомедийского дворца, во время гонений скрывался для управления паствой и писал послания, однако был обнаружен и претерпел мученическую кончину. Память 3/16 сентября.

АНХИЗ - в греческой и римской мифологиях отец Энея, возлюбленный Афродиты. В ночь падения Трои был вынесен Энеем на плечах из горящего города, скончался во время пути в Аркадии у горы Анхизия (по другой версии, в Южной Италии или на Сицилии).

АПОЛЛОН (Феб) - в греческой и римской мифологии бог солнца, света и гармонии, покровитель искусств, противоположность Диониса, сын Зевса и Лето, брат Артемиды, почитался как покровитель путешественников, мореплавателей и как целитель. С другой стороны, с Аполлоном увязывались и темные стихийные силы, несущие болезнь и смерть.

АПОЛЛОНИЙ (ум. 90-е гг. I в. н. э.) - греческий философ, выходец из состоятельной семьи г. Тианы (Малая Азия), получил обширное образование, много странствовал, проповедовал неопифагорейскую религиозную мистику, был близок ко двору императоров, возможно, оказался причастен к заговору против Домициана, в связи с чем был казнен. При жизни почитался язычниками как чудотворец и мудрец.

АРАТ (ок. 310-245) - греческий писатель родом из города Солы (Киликия). Жил в Афинах и при дворах царей в Македонии и Сирии. Его перу принадлежит астрономическая поэма «Феномены» в 1154 гекзаметрах, написанная в духе стоической философии. В эпоху средних веков это произведение служило учеб ным посо би ем по астро но мии.

АРАХНА - в греческой мифологии лидийская девушка, искусная ткачиха, дерзнувшая вызвать Афину на состязание в искусстве ткачества, была побеждена и превращена в паука.

АРЕС (Арей, отожд. с римск. Марсом) - в греческой мифологии бог несправедливой и вероломной войны, а также бури и непогоды, сын Зевса и Геры.

АРИАДНА - в греческой мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка бога солнца Гелиоса. Влюбленная в Тесея, дала ему клубок нитей, по которому герой нашел выход из лабиринта, бежала вместе с Тесеем с Крита и была им позднее брошена или похищена Дионисом.

АРИОВИСТ (I в. до Р. Х.) - германский вождь, приглашен кельтской знатью в Галлию как правитель, но позднее приобрел самостоятельное значение. В 59 г. был признан Цезарем «другом римского народа», а в 58 г. изгнан им из Галлии.

АРИСТИД (ум. ок. 468доР.Х.) -афинскийполитическийдея- тель, содействовал Клисфену в проведении его реформ, был один из стратегов в Марафонском сражении (490) и битве при Платеях (480). Прославился своей справедливостью и неподкупностью.

АРКАДИЙ Флавий (377-408) - первый правитель Восточной Римской империи (с 395), сын Феодосия IВеликого, его соправитель с 383 г., находился под влиянием собственного окружения и супруги Евдоксии, вел оборонительные войны с германцами, организовал гонения на язычников и еретиков.

АРМИНИЙ (ок. 16 до Р. Х. - 21 н. э.) - потомок королевского германского рода, служил в римских войсках, заманил в ловушку и разгромил легионы Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу (9 н. э.). А. возглавлял восстание против римлян в Германии, погиб в результате распрей среди руководства восставших.

АРРАДЕЙ (Филипп III) (ум. 317 до Р. Х.) - незаконный сын Филиппа Македонского, отличался слабоволием и слабоумием, был эпилептиком. Убит по приказу вдовы Филиппа Олимпиады.

АРТЕМИДА (отожд. с римск. Диана) - в греческой мифологии богиня охоты и живой природы, дочь Зевса и Лето, сестра- близнец Аполлона. Являлась символом девственной чистоты и иногда отождествлялась с Луной.

АСКЛЕПИЙ (отожд. с римск. Эскулапом) - в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона, ученик кентавра Хирона.

АСТИДАМАНТ (втор. пол. Vв. до Р. Х.) - афинский поэт из рода Эсхила, ученик Исократа. Был известен тем, что на поставленной ему в театре статуе написал себе хвалу.

АСТРЕЙ - в греческой мифологии сын титана Кроноса, супруг богини утренней зари Эос, отец четырех ветров.

АСТРЕЯ (часто отождествлялась с богиней правды и справедливости Дике) - в греческой мифологии богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды, сестра Стыдливости, жившая среди людей во времена «золотого века». Из-за испорченности людских нравов «золотой век» кончился, и А. покинула Землю, превратившись в созвездие Девы.

АТЛАНТ (отожд. с римск. Атласом) - в греческой мифологии титан, брат Прометея, державший на своих плечах небосвод.

АТТАЛ Приск (ум. после 410 н. э.) - префект Рима, который по требованию вождя вестготов Алариха был провозглашен императором (409). Вскоре Аларих поссорился с А. и лишил его императорского титула, после чего захватил Рим (410).

АТТИЛА (ум. 453 н. э.) - вождь гуннских и союзных с ними племен (434-445 - вместе с братом Бледой, с 445, после убийства Бледы, правил единолично), объединил под своей властью племена варваров: гуннов, остготов, аланов и др., в 447 г. опустошил Фракию и Иллирию, в 451 г. вторгся в Галлию и потерпел поражение от римлян и их союзников в битве на Каталаунских полях, в 452 г. разорил Северную Италию.

АТТИС (отожд. с фригийск. Меном) - возлюбленный и жрец богини Кибелы, в эллинистическую эпоху почитался как умирающий и восстающий из мертвых бог.

АФАНАСИЙ (295-373) - святитель, один из самых знаменитых епископов Александрийских (с 328), богослов, апологет, получил классическое образование в Александрии, участник I Вселенского Собора в Никее (325), был непримиримым врагом арианства, за что пять раз изгонялся со своей кафедры. Память 2/15 мая.

АФИНА Паллада (отожд. с римск. Минервой) - в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны, покровительница наук, дочь Зевса и Метиды. Почиталась как дева, не имевшая мужа.

АФРОДИТА (отожд. с римск. Венерой) - в греческой мифологии богиня любви и красоты, дочь Зевса или Урана и океаниды Дионы.

АХИЛЛ (Ахиллес) - в греческой мифологии один из наиболее храбрых и непобедимых героев Троянской войны, сын Пелея и Фетиды. Почитался как неуязвимый во все части тела, кроме пяты, воин. Сражался на стороне ахейцев, был убит выстрелом из лука в пяту Парисом, которому помог Аполлон.

АЭЦИЙ Флавий (ок. 390-454) - военачальник при императоре Валентиниане III (с 425), один из последних защитников Западной империи, командовал римским и союзным войском в битве на Каталаунских полях (451). Предательски убит по приказу императора.

Б

БАРСИНА (втор. пол. IV в. до Р. Х.) - дочь персидского наместника Фригии, захваченная Александром Македонским после взятия Дамаска. Являлась фактической супругой Александра до его официального брака с Роксаной. Убита со своим сыном Гераклом во время войн диадохов.

БАХУС - см. Дионис.

БЕЛЛОНА - древнеримская богиня войны. В ее храме принимали одержавших победу полководцев и иностранных послов, здесь же происходил обряд объявления войны.

БРИАРЕЙ - в греческой мифологии сын Урана и Геи, один из титанов, чудовище с 50 головами и сотней рук, участник тита- номахии на стороне Зевса.

БРУТ («тупица») - прозвище членов плебейского римского рода: 1) Б. Децим Юний Альбин (I в. до Р. Х.) - претор 48 г., полководец Цезаря, участник заговора против него 44 г.; 2) Б. Луций Юний (VI в. до Р. Х.) - легендарный основатель Римской республики, участвовал в изгнании последнего римского царя Тарквиния Гордого (509), погиб в поединке с его сыном; 3) Б. Марк Юний (85-42 до Р. Х.) - римский государственный и политический деятель, сторонник Цицерона, возможно, незаконнорожденный сын Юлия Цезаря. С 46 г. наместник провинции Цизальпийская Галлия, с 44 г. претор, участвовал в заговоре против Цезаря. Покончил жизнь самоубийством после поражения в битве с сенатскими войсками при Филиппах (42).

БУСИРИС - в греческой мифологии царь Египта, сын Посейдона или Египта и Лисианассы. Приносил в жертву Зевсу всех чужестранцев, прибывавших в Египет. Убит Гераклом, направлявшимся в сад Гесперид.

ВАВИЛА (ум. 251 н. э.) - священномученик, епископ Антиохийский (238-251), претерпел мученическую кончину при императоре Деции. Память 4/17 сентября.

ВАКХ - см. Дионис.

ВАЛЕНТИНИАН III Флавий Плацид (419-451) - император Западной Римской империи (с 425), до 454 г. находился под влиянием полководца Аэция. При В. III происходил дальнейший распад Западной империи в результате нашествия варварских племен. Погиб от рук сторонников Аэция после убийства последне го.

ВАЛЕРИАН Публий Лициний (ок. 193 - после 260) - римский император (253-259), происходил из сенаторской фамилии, являлся военачальником в провинции Реция, был провозглашен императором своими войсками, организовал гонения на христиан (257-258), при В. кризис империи достиг высшей точки. Скончался в плену у персидского царя.

ВАР Квинтилий (ок. 46 до Р. Х. - 9 н. э.) - римский полководец, происходивший из патрицианской фамилии, консул 13 г. до Р. Х., затем наместник Сирии, подавил восстание евреев в 6-4 гг. до Р. Х., был главнокомандующим римскими войсками в Германии, потерпел от германцев тяжелое поражение в Тевтобургском лесу (9 н. э.) и покончил жизнь самоубийством.

ВЕНЕРА - см. Афродита.

ВЕСПАСИАН Тит Флавий (9-79) - римский император (с 69), основатель династии Флавиев, первый император несенатского происхождения, под его командованием началось подавление восстания в Иудее (66-73). В правление В. была проведена финансовая реформа, шли войны в Германии и Британии.

ВЕСТА - римское божество домашнего очага и огня. Наиболее древний религиозный культ в Риме долатинского происхождения. В храме Весты жрицами-весталками поддерживался вечный огонь.

ВИКТОРИЯ - см. Ника.

ВУЛКАН - см. Гефест.

Введение

Подобно Библии, мифы и легенды древности оказали огромное влияние на развитие культуры, литературы и искусства. Еще в эпоху Возрождения писатели, художники, скульпторы начали в своем творчестве широко использовать сюжеты сказаний древних римлян. Поэтому постепенно мифы стали неотъемлемой частью европейской культуры, как, собственно, и шедевры, созданные по их мотивам. “Персей и Андромеда” Рубенса, “Пейзаж Полифемом” Пуссена, “Даная” и “Флора” Рембрандта, “Встреча Аполлона и Дианы” К. Брюллова, “Похищение Европы” В. Серова, “Посейдон несущейся по морю” И. Айвазовского и др.

I. Во что верили римляне?

Древнейшая римская религия коренным образом отличалась от греческой. Трезвые римляне, убогая фантазия которых не создала народного эпоса, подобного “Илиаде” и “Одиссее”, не знали также и мифологии. Их боги безжизненны. Это были персонажи неопределенные, без родословной, без супружеских и родственных связей, которые греческих богов объединяли в одну большую семью. Зачастую они даже имели не настоящие имена, а лишь прозвища, как бы клички, определяющие границы их власти и действий. У них не рассказывали никаких легенд. Это отсутствие легенд, в котором мы теперь усматриваем известный недостаток творческого воображения, древние считали достоинства римлян, слывших самым религиозным народом. Именно от римлян пошли и получили впоследствии распространение во всех языках слова: религия - поклонение воображаемым сверхъестественным силам и культ - означающая с переносном смысле “почитать”, “ублажать” и предполагающее выполнение религиозных обрядов. Греков поражала эта религия, которая не имела мифов, порочащих честь и достоинство богов. Мир римских богов не знал Кроноса, который изувечил отца и пожирал своих детей, не знал преступлений и безнравственности.

В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом.

Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.

По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: “Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем”. А принося жертву, он говорил: “Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина”. На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: “Богу или богине, мужу или женщине”, и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре. Греку подобное отношение к божеству было непонятным. Он отлично знал, что Зевс - мужчина, а Гера - женщина, и ни секунды в этом не сомневался.

Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов, во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых бог и подавал предостерегающий сигнал. Между богом и человеком никогда не доходило до близости.

Одиссей, препирающийся с Афиной, Диомед, борющийся с Афродитой, все ссоры и интрижки греческих героев с Олимпом были для римлянина не понятны. Если во время жертвоприношения или молитвы римлянин закрывал голову плащом, он наверняка делал это не только для того, чтобы больше сосредоточиться, но также из опасения увидеть бога, если бы тому заблагорассудилось оказаться поблизости.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади - все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самым излюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.

Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

Вот так, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрец провозглашал торжественное заклинание: “Богиня ты или бог, который простираешь опеку над народом или государством карфагенским, ты, который покровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаю почести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государство карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне в Рим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы и благосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этого хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут храм и в вашу честь будут учреждены игры”.

До того как римляне непосредственно столкнулись с греками, которые оказали такое подавляющее влияние на их религиозные представления, другой народ, более близкий территориально, обнаружил перед римлянами свое духовное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения, удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах памятников и обращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один язык мира. Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, - страну

плодородных долин и солнечных холмов, сбегающую к Тибру, реке, которая соединяла их с римлянами. Богатые и могущественные, этруски с вышины своих городов-крепостей, стоящих на крутых и недоступных горах, господствовали над огромными земельными пространствами. Их цари одевались в пурпур, сидели на стульях, выложенных слоновой костью, а окружала их почетная стража, вооруженная пучками розог с воткнутыми в них топорами. Этруски имели флот и с очень давних пор поддерживали торговые отношения с греками в Сицилии и на юге Италии. От них они заимствовали письменность и многие религиозные представления, которые, однако, переиначивали по-своему.

Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа их выделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы. С суеверной набожностью этруски почитали души умерших, как существа жестокие, жаждущие крови. На могилах этруски совершали человеческие жертвоприношения, перенятые впоследствии римлянами бои гладиаторов были вначале у этрусков частью культа мертвых. Они верили в существование реального ада, куда доставляет души Харун - старец полузвериного облика, с крыльями, вооруженный тяжелым молотом. На расписанных стенах этрусских могил проходит целая вереница подобных демонов: Мантус, царь ада, тоже крылатый, с короной на голове и факелом в руке; Тухульха, чудовище с клювом орла, ослиными ушами и со змеями на голове вместо волос, и многие другие. Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души.

Этрусские легенды сообщают, что однажды в окрестностях города Тарквиниев, когда крестьяне пахали землю, из влажной борозды вышел человек с лицом и фигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика. Звали его Тагес. Когда вокруг него собралась толпа, он начал проповедовать правила гадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал из заповедей Тагеса составить книгу. С тех пор этруски считали, что они лучше других народов знают, как следует толковать божественные знамения и предсказания. Гаданием занимались особые жрецы - гаруспики. Когда животное приносили в жертву, они внимательно осматривали его внутренности: форму и положение сердца, печени, легких - и, согласно определенным правилам, предсказывали будущее. Они знали, что означает каждая молния, по ее цвету узнавали, от какого бога она исходит. Огромную и сложную систему сверхъестественных знамений гаруспики превратили в целую науку, которую позднее переняли римляне.

Мы привыкли к словам «боги Древнего Рима», а зачастую даже не всегда знаем, кто же они, эти боги, чему покровительствовали, чем отличаются от древнегреческих.

Список которых содержит более 70 имен, это неотъемлемая составляющая культуры целой цивилизации, умевшей принять и воспринять духовную жизнь других народов. Римляне легко принимали в свой пантеон богов других народов, стараясь привлечь их на свою сторону. Им воспевали молитвы, возводили величественные храмы, о них складывали легенды.

Боги и герои мифов

Трудно жестко отделить римских от греческих богов, они имеют разные или сходные названия, дублируют друг друга в своих полномочиях, однако все они божества, то есть бессмертные. История сохранила имена и сказания о деяниях бессмертных героев, которые наделялись сверхъестественными силами, иногда их даже переводили в разряд богов.

Попробуем перечислить некоторые, наиболее известные имена, за что они отвечали:

Менее известные, но не менее могущественные:

  1. Тривия, покровительница мрака и чародейства.
  2. Диес – дневное божество.
  3. Салюс – хранитель здоровья.
  4. Церера, ответственная за поля и плодородие.
  5. Бахус – веселый покровитель виноградарства и виноделия.
  6. Фавн – правитель лесов, охотников и пастухов, всей природы.

Многие римские боги более известны в греческой транскрипции. Например, Юпитер в греческом пантеоне Зевс, Нептун, он же Посейдон, Венера это Афродита, а Минерва – Афина. Некоторые боги были заимствованы из греческого списка и по праву заняли свое место в римском пантеоне. Это, например, известный Эскулап, врачеватель, красавец Аполлон.

Древние боги наделялись человеческой внешностью и определенными чертами характера. Они были всемогущи, и не всегда были справедливы в своих деяниях, как и люди.

Иногда боги позволяли себе ссориться, устраивать мелкие пакости коллегам. Чем человечнее были боги, тем более в них верили, надеясь на то, что при благоприятном стечении обстоятельств и хорошем расположении духа, боги исполняют прос

Римский пантеон имеет много аналогов древнегреческих богов и богинь, но есть и свои собственные божества и низшие духи.

Наиболее известными считались следующие боги.

Аврора - богиня утренней зари.

Бахус - бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия.

Венера - богиня любви и красоты, тождественная греческой богине Афродите.

Веста - богиня домашнего очага и огня.

Диана - богиня охоты, Луны, плодородия и деторождения, покровительница диких зверей. Диана отождествлялась с древнегреческой богиней Артемидой.

Купидон - бог любви, сын Венеры.

Марс - древнеиталийский бог войны и плодородия. Марс отождествлялся с древнегреческим богом Аресом.

Меркурий - бог скотоводства и торговли, покровитель путников, вестник богов. Меркурия изображали с крылышками на ногах, с жезлом и с денежной сумкой на боку.

Минерва - богиня мудрости, покровительница наук, искусства, ремесел. Под опекой Минервы находились учителя, врачи, актеры, ремесленники. Миневра отождествлялась с древнегреческой богиней Афиной.

Нептун - бог морей, отождествляемый с древнегреческим богом Посейдоном. Нептун считался покровителем коневодства и конных состязаний.

Термин - бог межей и пограничных межевых знаков: столбов, камней и т.п.

Флора - италийская богиня цветов, юности. В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках.

Фортуна - богиня счастья, случая и удачи. Фортуна изображалась женщиной с повязкой на глазах, с рогом изобилия в руках, сыплющей монеты с повязкой на глазах.

Юнона - царица богов, супруга Юпитера, покровительница брака и рождения. Юнона отождествлялась с древнегреческой богиней Герой. Юнона изображалась величавой женщиной в короне.

Юпитер - верховный бог, владыка богов и людей, отождествленный с греческим Зевсом. Иногда статуям Юпитера в Риме придавали облик правящего императора.

Янус - древнее италийское божество; бог:

  • - входов и выходов;
  • - всех начал;
  • - создатель всего живого на земле;
  • - покровитель дорог и путешественников и др.

Януса изображали человеком с двумя лицами, смотрящими в противоположные стороны. Атрибутами Януса были ключи и посох.

Как и любая другая политеистическая вера, римское язычество не имело четкой организации. По сути, это собрание большого количества древних культов. Но, несмотря на это, четко выделяется триада богов Древнего Рима: Юпитер, Марс и Квирин.

Юпимтер (лат. Iuppiter) -- в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния -- иды.

Как верховный бог Юпитер имел при себе совет из богов и решал все земные дела посредством авгуров, посылая им знаки своей воли. Юпитер был богом всего римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы. Юпитер был покровителем императоров. Важнейшие акты государственной жизни (жертвоприношения, присяга новых консулов, первое в году заседание сената) проходили в капитолийском храме Юпитера.

Культ Юпитера был распространён во всех римских провинциях и в войске. С ним отождествляли множество местных верховных богов в странах Сирии, Малой Азии.

После заката Римской Империи имена Юпитера и Зевса стали употребляться практически без различий. Юпитер, как и Зевс, изображался полным достоинства, с бородой, часто на троне, с орлом, молнией и скипетром.

Марс - один из древнейших римских богов. Первоначально считался родоначальником и хранителем Рима. В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Храм Марса уже как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города.

От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима.

Квирин (сабинск. Quirinus -- копьеносный) -- один из древнейших италийских и римских богов.

Квирин - древнейшее римское божество, покровительствующее жизнетворящим силам природы, а в дальнейшем -- военным действиям. Квирин был особенно почитаем в ранние времена римской истории, еще когда на Апеннинском полуострове жили разрозненные племена: сабины, латины, оски, умбры и др.

Боги Древнего Рима, список которых включает более 50 различных существ, были объектами поклонения многие века - менялась лишь степень влияния каждого из них на сознание народа.

Поделиться: