Детективы современных авторов. Список интересных детективов

Текст: Александра Баженова-Сорокина

Детектив - относительно молодой жанр. Плод любви реализма и готики, он возник в середине XIX века, стал жутко популярным и с тех пор не сдаёт своих позиций. Восхождение японского мистического детектива, остросоциального психологического триллера из Скандинавии, американского экзистенциального триллера и продолжающаяся традиция британского детектива-головоломки наглядно демонстрируют, насколько разнообразными как по сюжету, так и по стилю могут быть детективные истории.

Мы выбрали одиннадцать детективов, опубликованных в нулевых, которые ничем не уступают таким книжным хитам, как «Девушка в поезде» или «Исчезнувшая», и не потеряются на фоне гегемонии современных мастеров жанра Денниса Лихэйна, Ю Несбё, Хеннинга Манкелля и Роберта Галбрайта (привет, Джоан Роулинг!).

Правда о деле Гарри Квеберта

Жоэль Диккер

Нашумевший дебют двадцатисемилетнего швейцарца Диккера о молодом популярном писателе в творческом кризисе, культовом романе его наставника и том, как создаются романы в принципе, в своё время получил противоречивые отклики. «Правду о деле Гарри Квеберта» критиковали за то, что книга якобы претендует на интеллектуальную глубину, которой в ней на самом деле нет. Так ли это - решите сами во время прочтения. Что тут точно есть, так это лихо закрученный сюжет с неожиданными поворотами и обстановка в лучших традициях нуара: несовершеннолетняя фам-фаталь, странные и сложные мужчины, чёрный юмор и постоянно меняющаяся картина событий - это ли не рецепт отличного детектива?

Острые предметы

Гиллиан Флинн

Американка Гиллиан Флинн стала абсолютной звездой психологического триллера после экранизации своего третьего романа - «Исчезнувшая», фильм по нему снял Дэвид Финчер, а сценарий подготовила сама писательница. «Острые предметы» - её дебют и заслуживает ничуть не меньшего внимания. Журналистка с тяжёлыми психологическими проблемами, живущая в Чикаго и ищущая выход в самоповреждениях и алкоголе, вынуждена вернуться в родной городок в штате Миссури, чтобы освещать историю убийства одной девочки и исчезновения другой. Южная готика, отлично прописанные характеры, закрученный сюжет - «Острые предметы» наглядное доказательство того, что успех писательницы вовсе не случаен. Как и героиня книги, Гиллиан Флинн много лет проработала журналисткой, что явно повлияло на её умение рассказывать истории.

Голос ночной птицы

Роберт Маккаммон

Роберт Маккаммон - американский мастер хоррора, в какой-то момент решивший попробовать себя в историческом детективе. Действие «Голоса ночной птицы» происходит где-то в Каролине в 1699 году. Процесс над ведьмой, якобы убившей собственного мужа и сношавшейся с самим дьяволом, сотрясает городок Фаунт-Роял, а подросток-клерк Мэтью Корбетт взрослеет на глазах и превращается в сыщика в попытке установить истину и спасти женщину. Приключения, романтика, тайны и заговоры плюс история и быт ещё подчинённой Британии Америки - отличная комбинация для детектива, недаром автор выпустил уже несколько книг о Корбетте.

Судный день

Курт Ауст

Скандинавия исправно поставляет миру мастеров детектива и триллера, вспомнить хотя бы норвежца Ю Несбё и датчанина Питера Хёга. Житель норвежского Хортена Курт Ауст подошёл к популярному жанру с другого боку: перед нами исторический детектив, в котором от современного северного детектива едва ли не меньше, чем от Умберто Эко. Холодная новогодняя ночь 1699 года застаёт нескольких человек запертыми на постоялом дворе из-за снегопада: среди них профессор Томас Буберг и его помощник Петер - им предстоит разгадать, что случилось с найденным в сугробе мёртвым графом. Нарочитая неторопливость повествования и отсутствие у главных героев детективных сверхспособностей с лихвой окупаются местным (и временным) колоритом.

Преступления прошлого

Кейт Аткинсон

Любители одноимённого сериала BBC «Case Histories» знают и ценят мастерство Кейт Аткинсон, придумавшей Джексона Броуди - бывшего полицейского, перешедшего в частные детективы. Первый роман серии сделал из любимицы критиков Аткинсон настоящую икону современного детектива, чтение книг которой вовсю пропагандирует, например, Стивен Кинг. История трёх, казалось бы, не связанных между собой семейных трагедий, за которые вынужден взяться Броуди, по-настоящему мрачная, и лёгким чтивом её не назовёшь. Однако для тех, кого не пугает мир поистине неприятных людей и не самое быстрое развитие событий, здесь есть удивительная атмосфера, семейные тайны и прекрасный авторский слог.

Над осевшими могилами

Джесс Уолтер

В маленьком городке Спокан, штат Вашингтон, серийный убийца охотится за проститутками, показательно выкладывает их тела на берегу реки, предварительно сунув каждой жертве 20 баксов в кулак. «Над осевшими могилами» - история расследования, в которой тонко сочетается интригующее и, однако, правдоподобное следствие и сложный стиль высокой литературы. Главная героиня Каролина Мейбри страдает от депрессии, одиночества и задаётся вопросами о границах собственных возможностей как женщины-полицейского. Её бывший наставник и когда-то несостоявшийся любовник, а теперь напарник по делу тоже страдает - из-за проблем в семье и неразделённой любви. Их личные трагедии и проблемы важны в повествовании не меньше, чем детективный сюжет и образ постепенного вымирающего города, порождающего кошмары.

Золотые весы

Паркер Билал

Макана - беженец из Судана, где погибли его жена и дочь. Он живёт в Каире, еле-еле сводит концы с концами и работает частным детективом. Герой берётся буквально за любое дело (из-за тяжёлой финансовой ситуации выбирать не приходится), и однажды к нему за услугой обращается олигарх с тёмным прошлым и не менее опасным настоящим. Первый роман из серии о детективе Макана - отнюдь не дебют автора британско-суданского происхождения Джамала Махджуба, не так давно начавшего писать детективы под псевдонимом Паркер Билал. Главный герой «Золотых весов» не сыщик, а город Каир, который своей неправдоподобной жизнью оазиса в пустыне, мечты, обернувшейся пугающей и чарующей реальностью, напоминает Петербург Достоевского.

Переправа

Элли Гриффитс

В романах британки Элли Гриффитс о судебном археологе Рут Галлоуэй то и дело слышится эхо другой популярной героини - судебного антрополога Темперанс Бреннан из сериала «Кости» и лёгшей в его основу серии книг американки Кэти Райх. Однако сходство не сводится к костям как улике: если Райх списала героиню с себя, то Гриффитс вдохновили её муж-археолог и сельская местность Норфолка, с природой и мифами которой писательницу познакомила тётя. Очарование дебютного романа британской писательницы складывается из сочетания зловещей истории с ритуальными убийствами, обаяния грустной и смешной Рут и завораживающих английских пейзажей.

Тринадцать часов

Деон Мейер

Не одними северными пейзажами жив детектив, и это блестяще доказывает южноафриканский писатель Деон Мейер, рассказывающий на африкаансе захватывающие истории о жизни Отдела особо тяжких преступлений Кейптауна. Там инспектор Гриссел каждую минуту разрывается между предотвращением потенциального международного скандала, наставлениями новичков в отделе и собственными проблемами, требующими немедленного решения. Всего один день вместе с инспектором Грисселом вовлекает не только в лихую детективную историю, но и в жизнь совершенно особенного мультинационального мира Южной Африки, о которой с каждой страницей хочется узнавать всё больше и больше.

Дело Коллини

Фердинанд фон Ширах

Фердинанд фон Ширах сам мог бы стать прекрасным героем романа: внук лидера гитлерюгенда Балдура фон Шираха и правнук американки, чьи корни идут к подписантам Декларации независимости и напрямую к первым переселенцам Нового Света. Успешный адвокат-криминалист фон Ширах начал писать рассказы, основываясь на делах из своей практики, и быстро прославился ещё и как писатель. В романе «Дело Коллини» автор по-немецки вкрадчиво и сдержанно ставит вопрос о разнице между правосудием и справедливостью в формате судебной драмы. Что делать, если вам нужно защищать признавшегося убийцу, а вы не знаете его мотивов? Никаких сюрпризов и поворотов сюжета, зато настоящая пища для размышлений, особенно важная в контексте глобального переосмысления собственной идентичности любым жителем Европы после Второй мировой.

Выбор был непрост. Отбирая лучших детективных авторов, пришлось проводить жесткий конкурс, в ходе которого остались за бортом весьма достойные люди: Гилберта Кита Честертона с его историями об отце Брауне, Грэма Гринн и даже какой-то японец, рисующий детективные мульты (в смысле, аниме).

Поскольку количество голосовавших перевалило за сотню, а непонятная нервозность несогласных с результатами привела к разбитым окнам моего дома и трем поджогам (и это только за последний месяц), пришло время пересмотреть свое отношение к мастерам детективного жанра. Последние станут первыми, не так ли, мистер Чейз? Заодно рейтинг расширен до 15 позиций — так что встречайте новичков 🙂

Итак, лучшие авторы детективов!

  • Опрос внизу статьи теперь насчитывает 21 писателя. При голосовании можно выбрать от 1 до 7 вариантов. Возможно, общими усилиями нам удастся сделать этот рейтинг более объективным.
  • Год рождения: 1964;
  • Популярные романы: «Код да Винчи», «Ангелы и демоны»;
  • Чем интересен: в книге «Ангелы и демоны» говорится, что Рафаэль был изначально похоронен в Урбино, а не в Риме. Хотя это всего лишь фантазия писателя, из-за популярности романа, в Пантеоне (где погребен Рафаэль) пришлось установить табличку с объяснением, что прах художника здесь был всегда, а Браун может идти куда подальше.

Дэн Браун пишет не много, но успешно: о нашумевшем романе «Код да Винчи» слышали все. Всего писатель издал 6 романов, 3 из которых экранизированы («Инферно» выходит в этом году). Для его книг характерны теории заговоров, массоны, иллюминаты и прочие таинственности. При этом Дэн Браун не всегда исторически точен и может приводить факты, которые не соответствуют действительности.

Самое забавное, что некоторые его фанаты забывают, что читают художественное произведение и, столкнувшись с несоответствием между очередным творением писателя и светским источниками, спешат увидеть в этом некий заговор из серии «власти скрывают».

14 место. Стиг Ларссон

  • Годы жизни: 1954 — 2004;
  • Популярные романы: трилогия «Миллениум»;
  • Популярный персонаж: Микаэл Блумквист;
  • Чем интересен: на фото выше представлено письмо 1972 года, в котором «знатоки» из Стокгольмского журналистского колледжа объясняют Ларссону, что он недостаточно хорош и журналиста из него не выйдет.

За свою жизнь Стиг смог доказать, что «знатокам» доверять на стоит — он не только стал отличным журналистом, но и довольно хорошим писателем. Правда, кроме упомянутой трилогии из-за ранней смерти от инфаркта Ларссон больше ничего написать не успел. Увы, эту трагедию сложно назвать случайной — знакомые писателя говорят о том, что он выкуривал около 60 сигарет в день. А ведь Минздрав предупреждал…

Трилогия «Миллениум» была издана уже после смерти Ларссона. В 2009 вышла шведская экранизация всех 3 романов, а в 2011 появилась более известная голливудская версия одной из них: «Девушка с татуировкой дракона».

13 место. Рэймонд Чандлер

12 место. Дэшил Хэммет

Герои нового жанра полагались не только и не столько на острый ум, но и на револьвер — детективные романы стали более остросюжетными, а убийства графов и баронов с помощью отравленной клубники со сливками канули в лету.

11 место. Уильям Уилки Коллинз

Поскольку хороших детективов написал не так и много (ведь жил не только детективами, но также новеллами, рассказами и опиумом), то занимает в нашем рейтинге только 12 место.

10 место. Джон Гришэм

  • Год рождения: 1955;
  • Популярные романы: «Фирма», «Дело о пеликанах», «Клиент».

Джон Гришэм был обычным юристом, который пытался в 80-х свести концы с концами. Дела шли не слишком хорошо — клиентов было мало. Однажды, находясь в здании суда, Джон услышал о деле отца 12-летней девочки, который убил насильников своей дочери. Из любопытства юрист остался на судебном заседании, которое вдохновило его на написание первой книги «Пора убивать». Книга вышла маленьким тиражом, но тем не менее это было начало.

Поскольку времени у адвоката было достаточно, он взялся за вторую книгу — «Фирма». Неожиданно для всех, она стала бестселлером — в 1991 году было напечатано 1,5 миллионов ее экземпляров.

Гришэм закончил свою карьеру юриста и сосредоточился на написании детективов. В настоящее время трудится над серией подростковых детективов, где в качестве главного героя выступает Теодор Бун. Тираж всех книг Гришэма — около 300 млн экземпляров, что является весьма солидным показателем.

9 место. Ян Флеминг

  • Годы жизни: 1906 — 1964;
  • Популярный персонаж: Джеймс Бонд.

Английский писатель Ян Флеминг подарил миру агента 007 Джеймса Бонда, который с присущим ему аристократизмом выходит победителем из любой передряги. Всего Ян написал 12 романов о Бонде, а также 2 сборника рассказов, посвященных этому герою. Тем не менее фильмов на основании этих книг снято уже в 2 раза больше — на сегодняшний день 25.

И пожалуй единственное, что может смутить проницательного читателя, так это отсутствие в его книгах детективных сюжетов. Бондиана — приключенческий триллер, шпионский боевик, но детектив?.. Впрочем, поклонники жанра уверяют, что в романах Флеминга целое сплетение политических интриг, так что их можно рассматривать в качестве представителей некоего политического детектива.

8 место. Эрл Стэнли Гарднер


7 место. Борис Акунин


В суровые 90-е издательства дружно открестились от историй о Фандорине, но вот в начале нулевых детективы в духе романтики Конан Дойла пошли на «Ура!». Что подтверждает несколько успешных экранизаций, которые, как ни странно, тоже можно назвать удачными — что не часто случается с современным российским кино.

На сегодняшний день стало популярным традиционно заявлять, что Акунин уже не тот. Но не будем спешить — время покажет.

6 место. Джеймс Хейдли Чейз

Не секрет, что мое субъективное отношение к Чейзу побудило отправить этого писателя на задворки нашего рейтинга детективных авторов — как по мне, его романы довольно однотипны. Но почитатели Джеймса вступились за своего любимца и волей не волей мне пришлось застеклить разбитые окна и поднять Хейдли на 6 место. Хотя по голосованию он заслуживает лучшего. Но не будем спешить — может, это кто-то из его внуков «накручивает» голосование? Более логичного объяснения я не вижу.

В свое время Рижская киностудия создала довольно сносную экранизацию его романа «Весь мир в кармане».

1949 - Мой друг Мегрэ (My Friend Maigret ). (Georges Simenon ). Один из лучших образцов психологического детектива, в огромном наследии французского писателя.

1949 - Асфальтовые джунгли (The Asphalt Jungle ). (William Riley Burnett ). Роман о группе людей планировавших осуществления грабежа драгоценностей, по роману был снят знаменитый одноименный фильм.

1950 - Смоллбон умер (Smallbone Deceased ), в русском издании . Майкл Гилберт (Michael Gilbert ). Один из первых романов из серии о работе британских контрразведчиков Колдера и Беренса, больше похожих на крутых детективов. Гилберт в течении многих лет работал адвокатом, пока однажды его клиентом не стал Раймонд Чандлер.

1948 - Грязный снег (Dirty Snow ). Жорж Сименон (Georges Simenon ). Еще один детектив из серии о .

1951 - Дочь времени (The Daughter of Time ). (Josephine Tey ). Последний роман великой писательницы об Алане Гранте, инспекторе Скотланд-Ярда, который будучи прикованным к постели со сломанной ногой, распутывает историческую загадку.

1952 - В последний раз ее видели одетой в… (Last Seen Wearing… ). (Hillary Waugh ). Полицейский роман рассказывающий в хронологической последовательности о ходе детективного расследования. Исследователи полагают, что именно этот роман стал первым в чреде популярных полицейских детективов.

1952 - Тигр в дыму (The Tiger in the Smoke ). (Margery Allingham ). Четырнадцатый роман из серии об . Роман знаменует переход от детектива классического типа к триллеру.

1953 - Пятая карусель в Небо (Five Roundabouts to Heaven ). Джон Бингхем (John Bingham ).

1953 - Долгое прощание (The Long Goodbye ). Реймонд Чандлер (Raymond Chandler ). Над этим романом американский писатель работал, в то время пока умирала его горячо любимая жена.

1953 - После смерти (Post Mortem ). Гай Каллингфорд (Guy Cullingford ). Когда писателя Гилберта Стоита находят мертвым, с официальной версией - самоубийство не соглашаются ряд его друзей. Однако, исследование причин смерти порождает ряд новых загадок и вопросов.

1955 - Подвал №5 (The Cellar at No. 5 ). Шелли Смит (Shelley Smith ).

1955 - Талантливый мистер Рипли (The Talented Mr. Ripley ). (Patricia Highsmith ). Знаменитый психологический детектив американской писательницы.

1956 - Загнанный зверь (Beast in View ). (Margaret Millar ). Психологический детектив жены Росса Макдональда, один из лучших образцов жанра.

1956 - Неделя Гидеона (Gideon’s Week ). Джон Кризи под псевдонимом Д.Д. Маррик (John Creasey under the pseudonym of JJ Marric ). Второй роман из серии о Командере Джордже Гидеоне.

1956 - Загадочные истории (Mystery Stories ). (Stanley Ellin ). Именно за свои рассказы писатель был трижды награжден премией Эдгара (Домашняя вечеринка , Метод Блессингтона , Восьмой круг ).

1960 - Мегрэ в суде (Maigret in Court ). (Georges Simenon ).

1960 - Новая Соня Уэйворд (The New Sonia Wayward ). (Michael Innes ).

1963 - Сперва пистолет, потом масло (Gun Before Butter ) также известный как Вопрос о лояльности (Question of Loyalty ). (Nicolas Freeling ).

1963 - Человек, которого пустили в расход (The Expendable Man ). (Dorothy B. Hughes ).

1964 - Население - 1280 (Pop. 1280 ). (Jim Thompson ). Стилистический эксперимент, пронизанный сюрреалистическими эпизодами повествует о гениальном дураке, шерифе 47 округа в государстве, который живет в городе Потсвилле, населенном 1280 душами (их число сильно сократится к концу повествования). Гениальный тонко структурированный рассказ о человеке, который гораздо более хитрее и безжалостнее чем он себя представляет в самом начале.

1965 - R.S.V.P. Убийство (R.S.V.P. Murder ). (Mignon G. Eberhart ).

1967 - Человек, который убил себя (The Man Who Killed Himself ). Джулиан Симонс (Julian Symons ).

1967 - Убийство зерна (Murder Against the Grain ). (Emma Lathen ).

1967 - Последний лучший друг (The Last Best Friend ). (George Sims ).

1968 - Стеклянная рамка муравьиного гнезда (The Glass-Sided Ants’ Nest ). (Peter Dickinson ).

1968 - Мистер Сплитфут (Mr. Splitfoot ). (Helen McCloy ).

1968 - Личная рана (The Private Wound ). Сесил Дэй-Льюис (Cecil Day-Lewis ) под псевдонимом (Nicholas Blake ).

1969 - Нисхождение (The Tremor of Forgery ). (Patricia Highsmith ).

1969 - Слепой с пистолетом (Blind Man with a Pistol ). Честер Хаймс (Chester Himes ). Детективный роман, в котором автор описал собственную биографию.

1970 - Молодой человек, я думаю, вы умираете (Young Man, I Think You’re Dying ). (Joan Fleming ).

Если вы считаете современные детективы несерьезной литературой, то сильно ошибаетесь. Настоящий детектив - это литература в чистом виде, смесь писательского профессионализма высшего уровня, помноженную на фантазию, но обусловленную весьма суровыми правилами игры, поскольку детектив - жанр ох какой требовательный!

Мало кто сегодня следует чистым схемам Агаты Кристи или Реймонда Чендлера. Детектив все чаще становится полем экспериментов, где поиск убийцы всегда был не на первом месте.

Предлагаем подборку свежих романов, которые невозможно проигнорировать, если вы хотите знать, как выглядит первоклассный современный детектив.

Ю. Несбе. «Полиция»

Норвежский писатель Ю Несбе на бумаге делает действительно невозможное. Он не только «не сдулся» до десятой книжки в серии о детективе Харри Холе, но и все время шел по нарастающей. А теперь выдал чуть ли не наилучший свой роман!

Несбе - это образцовый скандинавский писатель, стиль которого славится своей убийственной брутальностью. Его суть - критика человеческой природы и социума как такового, где ты или преступник, или жертва, а если и жертва, то это не значит, что ты невиновен, потому что виновны все.

Главный герой таков, что и не знаешь - плюнуть ли ему в рожу или подружиться навеки. То есть такое популярное ныне (с приходом на экраны Хауса и Декстера) добро с нечеловеческим лицом. Несбе, кстати, этот жанр и формировал - вместе с Манкеллем и Вале.

Детектив Холе - алкоголик, достижения которого на этом поприще пропорциональны уровню профессиональной интуиции. Он чуть не погиб в предыдущей книге, поэтому и решил бросить службу, бутылку, начать преподавать и даже жениться. Но вот на местах давних нераскрытых преступлений начинают один за другим находить трупы убитых офицеров полиции. Все больше становится понятно, что убийца не мстит, а наказывает тех, кто сам не наказал зло. А лучший детектив читает лекции и возвращаться не собирается.

И именно тут начинается самое интересное: Холе понимает, что без него не справятся. Но также он понимает и то, что вместе с работой к нему вернутся его демоны …

«Полиция» - эталонный пример детективной истории, которая превращается в историю о детективе.

Без сомнения, это лучший детектив прошлого года - держать такое напряжение на объемных 600 страницах с таким количеством персонажей и постоянно обманывать даже самых опытных читателей могут сегодня лишь единицы. И Несбе точно один из них.

Жоэль Диккер. «Правда о деле Гарри Квеберта»

Автору детектива всего лишь 27 лет. Он - одна из главных сенсаций литературного 2012 года: его книга получила всевозможные престижные премии, была переведена на более чем 30 языков и имеет в настоящий момент миллионные тиражи. Обходить такие тексты вниманием - преступление!

Очень успешный молодой, но уже в состоянии глубокого творческого кризиса, писатель Маркус Гольдман едет к своему преподавателю и доброму другу, живому классику американской литературы Гарри Квеберту в поисках вдохновения. Но вот беда - в саду Квеберта находят останки пятнадцатилетней девочки, которая пропала 33 года назад, а рядом с ней в сумочке - рукопись самого известного романа Гарри, который, в свою очередь, сознается, что у него с умершей была настоящая любовь. И вот уже Маркус, искренне желающий помочь другу и понимающий весь потенциал книги о таком расследовании, прочесывает американскую провинцию в надежде докопаться до истины.
Каких постмодернистских штучек в «Правде» только нет! По сути, это роман о романах и о писателях, учебник по писательском мастерству (каждая глава начинается советами старшего младшему), законы которого в самом романе не работают. От набора локаций и героев, которые апеллируют к широчайшему культурному бэкграунду, голова идет кругом!

Хотите - начинайте копаться в «Правде» и доискивайтесь основ, а хотите - смакуйте до дрожи волнующий детектив, потому что правила игры тут выдержаны безупречно: расставив сотни ловушек, Диккер прячет настоящего убийцу так глубоко в сюжете, что вероятность преждевременный догадки крайне мала.

Правы критики, которые считают роман Диккера неровным, перекрученным и далеко не везде складным. Но он настолько по-хорошему наглый и амбициозный, что без преувеличения становится главным must reed сезона.

Кейт Аткинсон. «Преступления из прошлого»

Когда-то давно в Англии, в районе Кэмбриджа, ночью из отцовского сада пропала трехлетняя девочка; прямо на рабочем месте убили дочку известного адвоката, непонятно почему и за что; в одной семье много лет назад был скандал, закончившийся применением топора. Разное время, разные семьи, разные истории. За таким странным и объемным началом (имена, детали, всевозможные странности) не сразу замечаешь, когда появляется Джексон Броуди - экс-инспектор полиции, ныне частный детектив, неудачник, который переживает развод, спит с клиентками, но старается оставаться честным и принципиальным в мире, который наполнен хаосом и мраком.

Именно к нему обращаются родственники людей, которые фигурировали в этих давних преступлениях. Так он и начинает бесперспективное расследование. Со временем Джексон понимает, что все каким-то непостижимым образом связано между собой.

В 2010 году «Преступления прошлого» впервые перевели, а сейчас переиздают - этим мы и воспользовались, чтобы внести роман в наш список, поскольку этот детективный проект писательницы многие искренне считают лучшим проектом десятилетия (Стивен Кинг, например) и оснований такому утверждению хватает. Именно на примере этого текста можно вполне понять, как в двадцать первом веке мутирует сам жанр детектива.

Много сарказма и иронии, достаточно фарса, эксцентричности, специфический юмор, который идет рука об руку со хоррором - жанровая принадлежность «Преступлений прошлого» может вызывать вопросы. От классического детектива тут действительно немного. «Роман с преступлением», «черная сатира на английское общество», «интеллектуальная проза»: определений может быть много.

А то, что история действительно несколько перегружена событиями (3 преступления, покушения на самого Броуди, его собственные тайны), никак роман не портит - механизм работает идеально, стилистика выверена до слова. Британская литература, одним словом.

Николай Свечин. «Варшавские тайны»

Свечина справедливо сравнивали с Акуниным. Но всегда свысока. Так бы все и длилось дальше, если бы не влиятельнейший российский критик Лев Данилкин, который однажды решил перечитать романы Свечина, сделать с ним интервью, а из него самого - звезду, если не первой, то точно серьезной величины.

«Охота на царя», «Выстрел на Большой Морской», «Пуля с Кавказа». Действительно, где у позднего Акунина фиглярство и стилизация ради стилизации, там у Свечина первоклассный исторический роман на крепкой детективной подкладке. У новгородского писателя герои — не супермены типа Фандорина, а обычные люди, провинциалы, чье происхождение - важный сюжетообразующий момент.

Автору «Тайн» первоочередной видится сама стихия истории. Свечинский герой Лыков - коллежский асессор, дворянин в первом поколении, средних умственных способностей, вообще не знает иностранных языков, что часто катастрофически его подводит. Но он видит зло, не боится и действует, а это уже крепкий фундамент. В «Варшавских тайнах» Лыков вместе со своим неизменным начальником намеревается доискаться до настоящих причин зверских убийств русских офицеров в польской столице.

Джесси Келлерман. «Зной»

Тот нечастый случай, когда слова с обложки точно соответствуют сущности книги - «залитый солнцем нуар». Казалось бы, оксиморон, обозначать которым следует или какую-нибудь стилистическую химеру, или что-то такое, что рядом с классическим нуаром и близко не стояло. Но нет - «Зной» из тех дебютов, с которыми можно входить в историю американской литературы.

Лос-Анжелес, приблизительно наше время, землетрясение. Тридцатипятилетняя секретарша Глория идет в офис, чтобы проверить, уцелела ли коллекция статуэток, которые обожает ее босс Карл, которого, в свою очередь, обожает она. Из запутанных сообщений на автоответчике она понимает, что с ним что-то случилось, а что - понять невозможно.

Но главное, он где-то в Мексике, куда она и отправляется. А там - сюрреалистичный мир провинциального городка, где единственными заметными местами являются похоронная контора и кладбище, а люди - самые настоящие призраки, которые бегут от жары. Но не следует спешить с выводами: роман Келлермана такой же триллер и роуд-муви аля Кастанеда, насколько и полнокровный детектив. Босс неизвестно где и почему. Вероятно, он не тот, за кого себя выдавал. И умер он не так, как ей кажется. Полицейский, который этим занимается, ведет себя довольно странно. Сын босса, с котором у героини начинается роман, совсем ему не сын…

А в конце имеет место сюжетный кульбит, который засвидетельствует всю силу прошлого, способного возвращаться. Да, не очень классический детектив, точнее - совсем не классический. Мультижанровый микс, но в нем присутствуют основные детективные компоненты. И главное, от этой остросюжетный штуки невозможно оторваться, пока не дочитаешь до конца.

Келлерман - 35 летний американский писатель, сын известных писателей Фэй и Джонатана Келлерманов, еще не культовый, но уже близкий к этому статусу автор, наверное, лучший в своем поколении, так как каждый из пяти его романов становился громкой сенсацией.

Келлерман - одно из наибольших открытий последнего времени. Писатель, который настолько профессионально и по-волшебному удивительно творит ткань своих романов, что в какой-то момент просто начинаешь наслаждаться самим воздухом литературы, литературой как чистой возможностью. Очень и очень редкостный дар!

Поделиться: