Какие преимущества дает аспирантура. Очная или заочная? Оборотная сторона или минусы обучения в аспирантуре

Обучение подходит к концу, и вы с искренним удивлением смотрите на некоторых однокурсников. Зачем они решили поступать в аспирантуру? Ведь свобода – вот она, уже на пороге! А между тем, им известно чуть больше чем вам. Давайте восполним этот небольшой пробел и выясним, зачем идти учиться в аспирантуру.

Что дает и кому нужна аспирантура?

Главная цель аспирантуры – получить максимально углубленные знания внутри выбранной тематики, скрупулезно изучать проблемы в выбранном направлении. А иногда обучение в аспирантуре ставит перед собой цель сделать открытие. Тут все зависит от ваших собственных стремлений и убеждений.

Многие думают, что единственный плюс всего мероприятия заключается только в том, что аспирантура дает отсрочку от армии. Ну, с этим, конечно, не поспоришь – так и есть! Но есть и другие плюсы аспирантуры:


Минусы аспирантуры

Как мы уже говорили ранее, учеба в аспирантуре имеет не только плюсы, но и минусы.

Когда устаешь "учиться"

Первое – это довольно длинный путь к конечной цели. Кроме обычного университетского образования вам придется долгое время обучаться в аспирантуре, а затем – успешно защитить кандидатскую диссертацию. И все это время вам необходимо будет ходить на все те же занятия, просиживать часы в библиотеках, изучать и проводить различные исследования, прорабатывать вплоть до мельчайших мелочей изучаемые проблемы, а потом еще и сдавать кандидатские экзамены.

Все это может порядком надоесть еще до окончания университета, вот почему не у многих остается достаточно сил и желания, чтобы продолжить этот «ад» и после университета. Но если уж решился на это, то окончательно. Рекомендуем почитать о том, .

А вот еще один момент (для одних приятный, для других неприятный) того, что дает обучение в аспирантуре: кроме всех вышеупомянутых видов деятельности аспиранту придется проводить семинары или практические занятия со студентами.

Впрочем, если ваша запланированная деятельность никак не связана с миром науки, что вам и не придется знать, что дает аспирантура при трудоустройстве в реальной жизни. Студентам иногда достаточно узнать, дает ли аспирантура отсрочку от армии, чтобы пойти туда учиться. И в этом случае к вам на помощь быстро придут – они возьмут на себя все тяготы ученой деятельности, а все заслуги останутся вам.

Аспирантура - что такое? Для чего нужна? Многим молодым людям, которые учатся в университете или только собираются поступать, интересны подобные вопросы. Что же это такое? Аспирантура является основной формой подготовки кадров, имеющих высшую квалификацию. Раньше сие считалось уделом меньшинства. Поступить в нее было возможно только по специальному направлению от института, где работал специалист с дипломом.

Поступающему предстояло узнать, что такое аспирантура, выдержав серию вступительных экзаменов по специальности, философии и иностранному языку, а также пройдя отборочный конкурс.

Такие же особенности остались и сегодня. Есть только одно исключение: поступить туда может любой выпускник высшего учебного заведения, у которого есть склонность к научной и исследовательской деятельности и который стремится полностью реализовать себя в научных изысканиях. Что такое аспирантура и зачем она нужна? Это форма обучения, цель которой - подготовка высококвалифицированных кадров для учебных заведений и других научных учреждений, а также для тех социальных сфер, где без науки не обойтись.

Обучение

Итак, ваша цель - аспирантура. Что такое это - теперь ясно. Как же ведется обучение? Существует две формы - заочная и очная. Срок обучения на очной составляет три года. Заочная длится на год дольше. Организация процесса обучения имеет множество серьезных отличий от организационных форм в высших учебных заведениях. Конечно, здесь также имеются лекционные занятия, семинары и экзамены, но часов на подобные занятия выделяется гораздо меньше в сравнении с тем, что обучающиеся должны выполнять самостоятельно в качестве своей научно-исследовательской деятельности. Что такое аспирантура? По сути, обучение здесь является скорее индивидуальным, чем коллективным.

На все время учебы для каждого аспиранта составляется индивидуальный план, где прописаны все основные виды работ, их сроки, а также результаты выполнения. По собственному плану человек каждый год должен отчитываться на специальном заседании научной лаборатории или кафедры, на которой он обучается. Результаты такого обсуждения позволяют перевести его на следующий учебный год.

Каждый аспирант за время своего обучения должен сдать три обязательных экзамена: по своей специальности, истории и философии, а также по иностранному языку. Для того чтобы учащиеся успешно сдали кандидатские экзамены, учебное заведение устраивает дополнительные занятия. Такие условия ставит аспирантура. Что такое кандидатский экзамен? пройдя которое, человек получает звание

Научный руководитель

Этот человек является для аспиранта главным лицом. Научным руководителем обычно назначают того, кто является в своей области ведущим ученым. Как правило, это либо либо профессор. Научный руководитель помогает аспиранту выбрать тему кандидатской диссертации. Вместе они составляют план и советуются по всем основным вопросам, касающимся исследования аспиранта.

Диссертация кандидата

Это главное испытание, которое ставит перед молодым ученым аспирантура. Что такое кандидатская диссертация? Она отличается от или что защищается в специальном диссертационном совете, в который входят ученые в конкретных отраслях, являющиеся авторитетами. Стоит отметить, может быть организован как при учреждении, где проходит непосредственно обучение, так и при другом научном или образовательном учреждении.

Сфера деятельности аспиранта

После успешного окончания и защиты кандидатской диссертации аспиранту присваивается звание кандидата наук. Теперь он вполне может занять высокооплачиваемую должность в какой-либо организации или учреждении по тому профилю, который он избрал для себя.

Таким образом, если человек решает связать жизнь с научно-исследовательской деятельностью, он интересуется тем, что такое аспирантура и магистратура. Перед ним стоит выбор. Чтобы стать кандидатом наук, нужно закончить аспирантуру, защитив степень же станет ступенькой на пути к статусу аспиранта.

Недавно я закончил университет и получил свой красный диплом магистра. Настало время делать выбор, идти в аспирантуру в моем университете или не идти. Привычка искать ответы на цепочку вопросов "Зачем?"-"Что тебе это даст?"-"Зачем тебе нужно то, что тебе это даст?" привела меня в некоторый ступор при размышлении о продолжении обучения в аспирантуре в моем университете. Нужно уточнить, что под собой я понимаю себя, свою семью и свое окружение.

Немного предыстории.

На пятом курсе я нашел возможность ходить на занятия вместе с аспирантами. В результате, к концу пятого курса я выслушал аспирантские курсы по философии, психологии и педагогике, английскому языку, сдал допуск к кандидатскому экзамену по английскому (как соискатель), вчитывался и вдумывался в философию которую преподавали, написал и защитил реферат по работам Хантингтона "Столкновение цивилизаций" и Фукуямы "Конец истории?", получил допуск к кандидатскому по философии, прочитал пару докладов на местном форуме, сьездил на SECR 2008.
На вопросы друзей "Ты идешь в аспирантуру?" я отвечал: "Я делаю шаги к поступлению в аспирантуру, но я еще не имею цели туда попасть, т.к. не определил, зачем мне это нужно". Мне нравились занятия по философии и я реально получал кайф от изучения этого предмета, так же как и от психологии с педагогикой. За этими курсами я бы мог пойти в аспирантуру, но они достались мне и без этого.
Вскоре после защиты диплома, имея на руках все необходимые документы, я сдал кандидатский минимум по иностранному языку по специальности, на отлично. И это все при том, что я не ответил на тот момент на вопрос "Зачем?".
А потом был кандидатский экзамен по философии, который я сдал на 2. Не буду скрывать, что этой оценкой я, похоже, удивил всех, кого только можно было. Разочаровал и огорчил талантливых преподавателей, которые судя по моей активности на практических занятиях, насколько я понял, ожидали от меня чего-то большего; Некоторые мои сокурсники эту двойку восприняли как шутку...
Я бы сказал, что это была моя первая двойка за все время обучения в университете - но это было бы не правдой. Эту двойку я получил уже после получения диплома:-)

Фактор выбора

Думаю, что в определенной степени, человек - tabula rasa, чистый лист, суждения и мировоззрение которого формируются окружением с момента рождения. Однажды он начинает сознательно копаться в собственном мировозрении, включается и формирует мировоззрение других людей... По жизни, на меня постоянно воздействовали разные и противоречивые мнения. Прежде всего, мнения родителей, потом - сотрудников, преподавателей, друзей, героев книг, соседей, и еще куча разных мнений, заблуждений и предрассудков... Кто-то хотел, чтобы я пошел в аспирантуру, и считал, что это - правильно. Другие говорили: "зачем это тебе нужно?" и побуждали цепочку размышлений. Третьи говорили: "твой выбор, думай своей головой".
Я пришел к тому, что нужно спрашивать других людей, слушать, что они говорят, но думать своей головой, самостоятельно принимать решения и действовать.
Я спрашивал разных людей. Спрашивал аспирантов, спрашивал тех, кто только что защитился, тех, кто защитился уже давно, тех, кто учился в аспирантуре но так и не защитился (есть те, что сожалеют об этом и те, что не сожалеют), спрашивал однокурсников, соискателей, умных студентов, что младше, людей, которые вообще не шли учиться в институт, родителей, преподавателей и сотрудников. Я получил целый спектр ответов. Далее - краткие, что особенно запомнились.
"Я не знаю, зачем, но это - точно круто!".
"Если есть возможность - нужно использовать".
"Степень не помешает. За предметы буду договариваться, основное время - работать. Степень - это уже что-то. Как минимум - страховка". Нужно еще добавить, что для этого человека аспирантура еще решает вопрос армии и официального пристанища.
"Хочу работать преподом." - "Но ведь у них маленькие зарплаты." - "Но можно брать взятки, за одну сессию можно поднять до 35 штук гривен, если лектором...".
"Я иду, потому что могу. Потом, на работе, мне дадут зарплаты на 50$ больше, чем другим. И пенсия будет больше".
"Кошу от армии".
"Чтобы получить степень. Да и деньги не плохие - стипендия 800 грн в месяц на дороге не валяется. Есть люди, которые работают по 8 часов в день целый месяц, чтобы получать 800 грн в месяц. Учиться в аспирантуре не так накладно по времени."
"Спроси об этом у моей мамы"
"У меня есть проект, я хочу над ним работать и развивать его. Буду двигать науку."
"Закрепиться, застраховаться, получить стабильную работу..."

Зачем люди идут в аспирантуру?

На самом деле, у каждого - свои специфические мотивы. И на каждый мотив - свои факторы. Но можно выделить какие-то общие или распространенные мотивы.

1. Делать ДЕЛО

Люди, которые идут в университет двигать науку или преподавать, ставят своей целью делать это качественно, получают кайф и от процесса, и от результата. Деньги их волнуют мало, ситуации они до взяток не доводят, этих людей приятно вспоминать. Дело, сделанное с любовью, не может быть плохим. Как правило, они умеренны в своих потребностях и в сумме денег, которую хотят получать. У них есть где жить, и есть, что есть. Возможно, есть другая работа, где они работают "за деньги". От научной/преподавательской работы они получают кайф и занимаются этим для души. Это - их призвание. Таких людей мало, и большая часть из них - Ученые и Преподаватели от Бога. Я очень уважаю и люблю этих людей. И я бы хотел работать с ними.

2. Получить степень

Хочу поставить ударение, что я не смог вспомнить ни одного человека, чьим мотивом было "стать к.т.н.-ом", но я много раз слышал мотив "получить степень". Цель "получить степень" имеет в большинстве случаев два мотива.
Выгода . Например, кто-то мечтает уехать за границу, и, поскольку там наши титулы якобы котируются, думает получить там лучшую работу/зарплату, кто-то в нашей стране рассчитывает на повышенную научную пенсию, прибавку к зарплате или лучшую должность. Если работать преподом в универе - степень и научное звание однозначно нужны, т.к. их наличие повышает почасовую ставку преподавателя.
Тщеславие . Желание иметь "корочку" - довольно первобытное желание, сродни желанию индейца повесить на себя красивую побрякушку, чтобы остальные смотрели и завидовали. А в электронных письмах в подписи можно было добавить заветные буквы PhD. Похоже на желание иметь малиновые штаны в фильме "Кин-дза-дза", чтобы другие цаки носили, приседали и "ку" делали. Ну или хотя-бы обращались на Вы. А еще была возможность в споре, когда все аргументы уже исчерпаны, невзначай использовать манипулятивную фразу типа "Я - к.т.н., а Вы, простите, кто?".
"Тщеславие - мой любимый грех" - говорил Джон Милтон (в исполнении Аль Пачино) в фильме Адвокат Дьявола.
Но, формальное возвышение с помощью титулов, а не дел, приводит к тому, что титулы перестают цениться. Например, к.т.н человек, или нет - играет для меня чуть ли не последнюю роль при определении его профессиональной компетенции. Если титулы покупают - вскоре они обесцениваются и ничего не значат. Люди ими уже не гордятся, не смотрят на них и не ценят. Дипломы уже давно не вешают на стенку и не демонстрируют, а складывают в ящичек.
Я решил, что для себя нужно ответить на вопросы: "Зачем тебе степень?", "Что тебе это даст?", "Зачем тебе нужно то, что это даст?".

3. Для общего развития, получить "легкие" деньги, закосить от армии, отдохнуть.

Достаточно соблазнительный комплекс причин, ради которого много людей попадают в аспирантуру. Интересное общение, при желании, обеспечено. Люди в аспирантуре собираются, как правило, грамотные и образованные, так что компания - интересная. Также это как-то финансируется стипендией около тысячи гривен, которые, кстати, на дороге не валяются. Кому надо - дается отсрочка от армии на три года, по истечении которых в нашей стране уже не призывают по возрасту. А еще, это - способ еще три года побыть студентом, адаптироваться к жизни, что-то доказать себе, типа "Я смог!" (если надо доказывать). Возможно, что если страна все-таки преодолеет кризис в системе образования, у преподов будет хорошая зарплата. Так что даже есть какая-то перспектива. Но эти люди обычно серьезно подзабивают и не защищаются в срок. Аспирантура - это серьезно, если и заниматься, то заниматься надо серьезно и посвящать этому время, добиваясь цели. В противном случае - это холостой ход.

"Отстраненный" взгляд.

Система ученых степеней была не всегда, а появилась не так уж давно. Это - иерархия. Пирамида. В ее основе много студентов и бакалавров, уровнем выше - уже меньше магистров, аспирантов - еще меньше, еще меньше кандидатов, совсем мало докторов, очень мало академиков. Это чем-то похоже на структуру армии. Система построена таким образом, чтобы отсеивать то, что не вписывается в правила системы. Это - хорошо, но всякая палка о двух концах и, система, таким образом, оставляет в иерархии только тех людей, которые ей подходят. Головокружительные идеи вместе с изобретателями вечных двигателей идут лесом. Также миновали аспирантуру Эйнштейн и Тесла, Эдисон и Билл Гейтс...
Но, хороший физик без докторской степени - сейчас скорее исключение. А вот хороший программист без степени - скорее правило. Все специфично. Кто, где, когда - все важно и каждый фактор имеет значение. Сейчас речь идет о системе, как я ее увидел своими глазами в моем техническом институте, который выпускает компьютерных и околокомпьютерных специалистов.
Когда фильтры в системе начинают работать "неправильно", система перестает выполнять функции, для которых строилась. Поступают не те люди, которые обладают знаниями, а те, которые "должны" поступить: дети преподавателей, чьи-то родственники, люди, которые платят деньги, и прочие "хорошие" мальчики и девочки с нужными связями. Университет порой напоминает большую семью, когда вдруг узнаешь, что вот те два человека - родственники... Да и не является ли соблазнительной возможность пристроить сына себе под крылышко на кафедру, когда вы работаете завкафедрой...
Со временем система вырождается и некоторое время существует в вырожденном состоянии. А потом все понимают, что происходит кризис, после которого количественные изменения перейдут в качественные... То, в чем все были уверены, оказывается зыбким и текучим, и приходится опять приспосабливаться... Да так, чтоб спать - на мягком в тепле, кушать - вкусно, а вдыхать - благовония...
Некоторые люди считают, что система там насквозь коррумпирована и не имеет ничего общего с настоящей наукой, а именно наука должна быть основной деятельностью в аспирантуре. Одни говорят "в этом навозе я не хочу ходить даже в резиновых сапогах - сгнило там все, к сожалению". Другие тоже уверены, что все коррумпированно и универ - большая "семья", но они принимают ситуацию и используют это с выгодой. Встроиться в большую семью и сидеть возле большой кормушки - очень даже выгодно, хоть и может быть противно то, что прийдется изменить собственные принципы, чтобы фильтр тебя пропустил и ты прижился в "семье". С волками жить - по волчьи выть . Но это - не правило. В универе много умных и хороших людей, а система не так уж и коррумпированна. Кроме выгоды есть еще душа, совесть и нервные клетки... Поступить в универ, отучиться там и закончить его - можно честно и без связей/взяток. Тому есть множество примеров. В универе, несмотря на все, есть классные люди и они действительно учат. Так что учиться там - стоит. И не только там. Впрочем, все - субъективно.
Несмотря на все "за" и "против", в аспирантуру идет очень много умных и хороших мальчиков и девочек. Но, я знаю, что не меньшее, а даже большее, количество не менее умных и прекрасных людей держатся подальше от аспирантуры и прекрасно себя чувствуют.

Специфика технической аспирантуры

Завихрение. Аспирантура по профилю информационных технологий специфична. Все большие и серьезные исследования делаются в лабораториях больших корпораций или в сотрудничестве с ними. В моей области нужно напрямую спрашивать научного руководителя "С какой фирмой вы сотрудничаете?". Потому что если ни с какой - то есть ли тогда смысл заниматься этим исследованием? Тогда это похоже на завихрение, маленькую турбулентность в хвосте потока исследований, фронт и основная часть которых происходят в недрах лабораторий Samsung, Google, Microsoft, Intel, других фирм и некоторых западных университетов. Другие области - другое дело. Впрочем, в завихрении тоже можно "поймать рыбу" :)
Скорость обновления технологий. Компьютерные технологии эволюционируют очень быстро. Психологическое, лингвистическое, медицинское и другое гуманитарное образование, полученное 20 лет назад, сейчас намного более актуально, чем компьютерное образование 20-ти летней давности. Грубо говоря, в университете нас много учили технологиям, которые умерли, принципам, которые устарели, прививали навыки, которые никогда не будут использованы. Большую часть пригодившихся знаний, полученных за время обучения в университете, я получил на рабочем фронте, самостоятельно изучая предмет. Я убедился, что имеет место и работает следующее утверждение: "скажи мне — и я забуду; покажи мне — и я запомню; вовлеки меня — и я научусь."
Много людей попадают в мотивационный кризис, когда вдруг поступают в техническую аспирантуру. Они не знают, зачем она им. Но они уже как бы начали, а бросать на середине не хорошо... и все тянется дальше... По статистике за какой-то из прошедших годов, которая (подозрительно случайно) попала мне на глаза в отделе аспирантуры, в универе у нас есть две кафедры, где высокий процент защитившихся (вовремя): философия - 80% (4 из 5, персональный подход), защита информации - тоже какая-то цифра, вроде больше 40%. Все остальные кафедры колеблятся на уровне 30% и менее.
Стоит упомянуть еще про один случай. Сейчас я мало читаю, и много вдумываюсь. Так вот, после защиты я увидел на полке книгу, которую еще не читал и читать не планировал (а стояла она там лет десять). Айзек Азимов "Мертвое прошлое". Спонтанно взял и прочитал. Я не знаю, что именно побудило меня прочитать именно эту книгу... но там я нашел такую мысль, которая так или иначе повлияла на принятие моего решения.
"Ральф Ниммо не имел специализированного университетского диплома и гордился этим.
Специализированный диплом, - объяснял он как-то Джонасу Фостеру, в дни, когда оба они были значительно моложе, - это первый шаг на пути к гибели. Человеку жалко не воспользоваться полученной привилегией, и вот он уже готовит магистерскую, а затем и докторскую диссертацию. И в конце концов ты оказываешься глубочайшим невеждой во всех областях знания, кроме крохотного кусочка выеденного яйца."
"Свой ум нужно оберегать и не загромождать его единообразными сведениями, пока не достигнешь зрелости, а вместо этого тренировать его в логическом мышлении и снабжать широкими представлениями, и в результате можно получить могучее орудие в свое распоряжение..."

На благо всего человечества

Может это смешно, но я думал об аспирантуре в свете принесения пользы миру, вклада в общее дело, деяния на благо всего человечества. И пришел к тому, что в университетах трудятся очень много очень умных людей, но их труд над диссертацией проходит зря. Написанные диссертации идут в корзину. Их читает очень мало людей, и при этом ничего не происходит, не запускается цепь событий, которая приводит к изменениям. А если ничего не происходит - нет вклада. Я думаю, что глобальной пользы от одной качественной лекции/книги/статьи/песни/фотографии будет больше, чем от одной диссертации, что одна статья или лекция, в среднем, может привести к большему количеству действий и изменений в мире, чем одна диссертация.
Да, я утрирую, но я делаю это, чтобы подчеркнуть контура и грани.

Выбор субъективный. Каждый выбирает для себя

Еще раз нужно повторить, что выбор субъективный. Каждый выбирает для себя. Есть люди, которые получили степень и рады. Есть люди, которые получили степень и считают что зря потратили столько сил и времени. Есть люди, которые не получили степень, а хотели бы. Почти все считают, что ученая степень и опыт не будет лишним. Подчеркну, что "не будет лишним", а это - совсем не означает "необходима". Если есть желание, тема, есть время и средства, есть где жить, есть научный руководитель, интерес, и естество не противится реальному положению вещей - очень даже можно заниматься.
Но даже, если этих условий нет, кто хочет - найдет возможности;
кто не хочет - причины
.
В конечном счете, выбираете Вы.
И Вы несете ответственность за Ваш выбор.
P.S. Спасибо всем людям, кто был смел поделиться своими мыслями и принял участие в формировании моего видения вопроса.

За магистратурой следует аспирантура – выбор тех, кто ощущает в себе тягу к научным знаниям. Сроки обучения аспирантов отличаются в зависимости от выбора формы учебы. Очники подходят к защите диссертации через 3 года, заочники готовятся на год дольше.

Подать заявку на обучение

Какую работу необходимо проделать на протяжении всего обучения

Ограничений по срокам защиты диссертационного труда законами не предусмотрены. Он может стать как первой серьезной заявкой молодого ученого, так и работой всей его жизни. А вот к периоду самой учебы аспиранта предъявляются жесткие требования.

Попасть на последипломный уровень высшего образования в аспирантуру можно только при соблюдении 2 условий.

  • Прохождение первых ступеней обучения с высоким баллом (вуз определяет его самостоятельно).
  • Успешная сдача испытаний (профильный предмет, философия/история науки, иностранный язык).

Проходной балл определяет вуз. Для тех, кто не оказался среди аспирантов, открыт «обходной путь» – соискателя научной степени. Последний должен сдать кандидатские экзамены и прикрепиться на 6 месяцев максимум к учебному заведению.

Практика подготовки будущих ученых/педагогов предполагает огромный пласт самостоятельной работы. За 3–4 года обучения студент должен:

  • Заниматься созданием/продвижением авторских/соавторских научных работ. Приветствуются оформление патентов, разработка авторских проектов, формирование отчетов по исследованиям.
  • Публиковать статьи. Определен минимальный набор публикаций (от 4 из перечня ВАК, от 3 из индекса РИНЦ). Желательно расширить его статьями научных журналов, газет, каталогов, не индексируемых РИНЦ, вне перечня ВАК.
  • Выступать на конференциях с докладом о собственных исследованиях. Активность участия в подобных мероприятиях во многом определяет перспективы дальнейшей научно-исследовательской практики.
  • Проводить практические, лабораторные занятия студентам, читать лекции. Аспиранты-очники сдают экзамен по педагогике.
  • Сдавать кандидатские экзамены, проходить промежуточную аттестацию.
  • Посещать занятия (в нашем вузе они проводятся вечером для удобного совмещения работы с учебой).
  • Собирать материал (эмпирический, научный, теоретический) будущей диссертации.

Какой ступенью образования является аспирантура

Стандартная программа Болонской системы присваивает аспирантуре третий уровень образования после бакалавриата и магистратуры. Но здесь есть уточнения, связанные с относительно недавним переходом на международную программы подготовки профессиональных кадров.

Так, бакалавры не могут стать аспирантами без магистерского диплома, а выпускники специалитета могут. Для последних это вторая ступень. Студенты, закончившие аспирантуру, вправе поступать повторно как соискатели (это уже второе высшее или 4-я ступень).

Какая степень присваивается выпускнику аспирантуры

В отличие от бакалавров, специалистов, магистрантов, аспиранты не получают квалификационного диплома. Им присваивается степень кандидата наук. Она дает право вести педагогическую деятельность, принимать участие в совместных научных работах, претендовать на государственную поддержку при проведении исследований.

Возможно ли дальнейшее повышение уровня квалификации

Часто, когда мы встречаем человека, поступившего в аспирантуру, возникает желание задать ему один единственный вопрос: «Зачем?». Что же заставило человека принять такое решение? Если бы нужно было охарактеризовать аспирантуру тремя словами, то «долго», «бесполезно» и «низкооплачиваемо» идеально бы подошли. Большинство людей не видят никакого смысла в том, чтобы поступать в аспирантуру и посвящать свою жизнь науке, чтобы получить учёную степень. Но есть студенты, которые после окончания ВУЗа, принимают решение пройти еще и аспирантуру. В сегодняшней статье мы поговорим о том, зачем люди поступают в аспирантуру и какие это перед ними открывает возможности.

На самом деле есть масса причин, которые подталкивают людей поступать в аспирантуру. Далее мы отметим четыре основных.

Первая причина

Большая часть студентов поступает в аспирантуру, чтобы в результате добиться получения степени кандидата. Степень кандидата - это заключительный этап учёбы в аспирантуре. Если вы думаете, что в аспирантуру поступают только те, кто сильно любит учиться, то вы ошибаетесь. На самом деле, 90% аспирантов просто нужна соответствующая отметка в резюме, которая станет большим преимуществом при поиске высокооплачиваемой работы. Как показывает практика, кандидаты наук имеют массу бонусов и привилегий. Человек со степенью кандидата может рассчитывать на достойную должность и высокую зарплату. Кроме того, кандидаты наук быстрее поднимаются по служебной лестнице. Если учесть все эти моменты, то поступление в аспирантуру уже не кажется таким бессмысленным.

Но не всё так безоблачно, как может показаться сначала. Достаточно привести один небольшой пример, чтобы опровергнуть все упомянутые выше преимущества. Давайте представим следующую ситуацию: вы стали кандидатом наук в сфере информационных технологий. Согласно действующему законодательству, человек, получивший степень кандидата в этой области, не может рассчитывать на прибавку к окладу больше 30%. К счастью, данное ограничение неактуально для других дисциплин.

Для сравнения, обычный студент четвёртого курса, который учится на факультете информационных технологий и владеет несколькими языками программирования, имеет хорошие шансы трудоустроиться, и получать зарплату более высокую, чем аспирант, который даже на нормальную прибавку не может рассчитывать. Так стоит ли поступать в аспирантуру? Ответ на этот вопрос опять уже не кажется таким однозначным.

Если рассматривать этот вопрос более глобально, то в развитых странах кандидаты наук считаются очень важными людьми и высоко ценятся среди работодателей. Почему-то многие считают, что все кандидаты наук работают в таких крупных корпорациях, как Googleи Microsoft, но это не совсем так. Например, в США обладатели учёной степени более престижной считают работу в научных институтах и исследовательских станциях. Такой подход немного непривычный для нашего менталитета, но он также имеет право на существование.

Вторая причина

В результате проведённых недавно статистических опросов выяснилось, что многие люди поступают в аспирантуру, чтобы продолжить семейную традицию. Зачастую родственники будущих аспирантов уже работают на кафедре, и это дарит им небольшое преимущество при поступлении.

Третья причина

Человек, который прошёл полный курс обучения в аспирантуре, получает на вооружение большой массив теоретических знаний. Но проблема заключается в том, что эти знания никак не закреплены на практике. Получается, что кандидату наук уже в достаточно сознательном возрасте придётся адаптироваться к применению теоретических знаний. В свою очередь, люди, получившие обычный диплом о высшем образовании уже во всю оттачивают своё мастерство и получают за это приличные деньги.

Это вовсе не значит, что теория абсолютно бесполезна. Она так же важна для специалиста, как и практика. Просто теоретические знания всегда должны закрепляться на практике, а аспирантура, к сожалению, не создаёт для этого необходимых условий. Как бы это жёстко не звучало, но аспирантура затормаживает развитие человека на рабочем месте.

Четвёртая причина

Аспирантура - прекрасный вариант для людей, у которых есть масса идей, но они не знают, как их реализовать. В аспирантуре созданы идеальные условия для реализации идей и их дальнейшего продвижения.

Стоит отметить, что для защиты диссертации аспирант должен предоставить все опубликованные работы, которые он написал за время обучения в аспирантуре. Этот пункт является обязательным. Получается, что человек может реализовывать свои идеи, писать об этом, а затем использовать эти статьи в процессе защиты диссертации.

Пятая причина

Некоторые люди поступают в аспирантуру, чтобы иметь возможность заниматься преподавательской деятельностью. Так они могут заработать дополнительные деньги и поднять свой социальный статус. Кроме того, будущий кандидат наук может завести массу новых знакомств и набраться драгоценного опыта, в результате общения с коллегами.

Каждый должен сам решить, стоит ли поступать ему аспирантуру. Важно при этом учитывать не только преимущества, но и очевидные недостатки этой затеи. Надеемся, что наша статья стала полезной для вас, и вы получили ответы на все интересующие вопросы.

Поделиться: