В чем смысл названия рассказа цифры. И. А. Бунин. Рассказ «Цифры. Главные герои и их характеристика

В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нём не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, есть свои желания и мечты. Многие взрослые ранят их своими поступками и словами, сами не понимая, что, это ещё нежные, чуткие души.

А может порой им тоже стоит вспомнить себя в детстве, свои радости и горести и тогда станет намного легче понять своих детей. Не стоит обижать детей, показывая им своё превосходство над ними. Дети вырастут и, конечно же, всё простят, но порой их желания вполне можно выполнить.

Как раз в данном рассказе и показано, то, что не всегда желания ребёнка надо воспринимать как прихоть. Не стоит кричать и применять силу, так как это произошло в рассказе с маленьким мальчиком. Ведь он не просил чего-то дорогого или невыполнимого, просто взрослым оказалось лень тратить на него своё время. А порой внимание дороже любых подарков.

Данный рассказ написан не для нравоучения детей, а для того, чтобы взрослые посмотрели на себя со стороны. В силу своего возраста ребёнок понять такой отказ не может, да и опыта в силу возраста у него ещё нет. Поэтому часто дети устраивают бунт. И не всегда взрослые признают, что вина в некоторых случаях именно их.

Впрочем, в данном рассказе мальчик смирился, первым попросил прощения, но за что? Ценой детской открытости и чистоты преодолеют они конфликт. Цифры были мечтой мальчика, а дядя их знал…

Дядя позже будет корить себя за лень, ему будет стыдно. А детское сердце долго не помнит зло, он, конечно же, всё забудет, и дальше будет жить с любовью к окружающим его родным и близким.

Этим рассказом Бунин даёт понять, как важно ценить и понимать друг друга в жизни, не обидев, ведь обидеть довольно легко, а первым пойти на примирение бывает сложно. Иногда не нужно следовать правилам, а нужно слушать и своё сердце.

Психологические тонкости творчества Ивана Бунина до сих пор интересуют читателя, хотя и реалии, о которых он писал, канули в лету. Уже не актуальна проблема мелкопоместного дворянства, но все также неистребима тема взросления человека, которая является смысловым центром рассказа «Цифры».

Уже во второй половине XIX века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. Об этой прекрасной поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже достаточно самобытная личность, — все это интересовало и продолжает интересовать писателей. Проблеме детства посвящен рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры».

Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь взрослого человека, дяди, перед своим племянником. Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.

Смысл названия

Почему рассказ Бунина был назван «Цифры»? Мечта выучить цифры полностью захватила главного героя. Она и вынесена автором в заглавие рассказа. Однако это нечто большее, нежели просто каприз юного Жени.

Название «цифры» является символом детской мечты, и вместе с тем его можно трактовать как яблоко раздора, предмет, поставивший взрослого и ребенка на противоположные стороны конфликта, в котором очень непросто найти правого.

Суть

В центре сюжета произведения находится конфликт между дядей и его племянником, мальчиком Женей. Ребенок, исполненный энергии учиться, просит его показать ему цифры, но взрослому лень ехать за карандашами в город, и он отказывается, все время откладывая урок.

Женя, так загоревшись тягой к познанию, не может терпеть и начинает вести себя слишком активно, чем раздражает своего дядю. В результате происходит крупная ссора, в ходе которой ни один, ни другой не хотят признавать свою неправоту – а, между тем, она свойственна им обоим — только бабушка делает попытки примирить «мужчин». В конце концов, у нее получается, и, пройдя через этот конфликт, оба, и ребенок, и взрослый, вынеся из него жизненный урок, садятся за стол и занимаются счётом.

Жанр, направление, композиция

Рассказ состоит из семи частей, в каждой из которых рассказчиком является сам дядя. Он начинает свое повествование обращением к Жене со словами о некоторой ссоре, произошедшей между ними в прошлом. Таким образом, автор сразу определяет предмет, о котором будет идти речь. С помощью приема «взгляд в прошлое» писатель формирует особое восприятие этой истории – назидательное, поучительное. В то же время рассказчик сам оценивает свои действия и делает нравственный вывод из них.

При том его речь – это не просто изложение событий, это живое воспоминание; язык автора легок, динамичен и эмоционален, благодаря чему мы искренне сопереживаем героям и стараемся найти оправдание им в этой ссоре.

Главные герои и их характеристика

Центральные образы – это, конечно, рассказчик и его племянник. Их взаимоотношения движут действием и становятся основой конфликта произведения. Несмотря на то, что все происходящее мы видим со стороны дяди, его слова довольно объективны и содержат компонент анализа.

Очень трогательное и вместе с тем точное описание Жени дается в первой части:

…Ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!

Характеристика Жени — активный, любопытный и очень любящий ребенок, несмотря на то, что иногда его обуревают капризы. Дядя же сильно любит его, каждый раз, когда от него требовалась строгость, непреклонность, как от взрослого, ему было безумно жаль ребенка. Однако в ссоре между ними двумя есть немалая доля его вины, потому что он вовремя не смог проявить снисходительность и нежность; вверх над ним взяли гордость и упрямство. Это характеристика дяди – человека эмоционального и вспыльчивого, но искренне привязанного к племяннику.

Также в рассказе действуют мама и бабушка Жени, которые тоже разделились во мнениях: мама на стороне дяди, а бабушка – Жени. Однако она не ругает поссорившихся, а пытается их примирить. Бабушка, как образец мудрости и взвешенности, как опытный в жизни человек, понимает глупость этого раздора, и в финале лишь ей удается наладить мир между главными героями.

Темы

Тема рассказа – это взаимоотношения детей и взрослых. Для ребенка все окружающее – это непознанная реальность, она любопытная и манящая, а для взрослого эта реальность уже не представляет такого интереса. В результате возникает непонимание, которое приводит к конфликту.

Автор демонстрирует детское восприятие мира взрослому читателю, дабы заполнить пропасть непонимания между членами одной семьи. Детство скоротечно, оно легко забывается, поэтому взрослым очень сложно осознать и почувствовать то, что переживает ребенок.

Однако ранняя пора жизни – самое ответственное время, когда закладывается фундамент личности. От того, смогут ли родители понять своего наследника, зависит его судьба. Дядя должен всеми силами поощрять любознательность племянника, только так он вырастет образованным человеком. Однако в то же время нельзя потакать его капризам, иначе весь воспитательный эффект просвещения сойдет на нет.

Проблемы

В своем произведении автор поднимает проблему воспитания, отношений взрослых и детей, разницы в восприятии ими окружающего мира. Также важными являются вопросы детского любопытства и мечты, стремления учиться и развиваться, свойственного каждому ребенку, вопросы человеческой натуры, которая упрямством и ленью мешает иногда разумному решению проблемы.

Нравственная проблематика произведения прямо указывает на извечные пороки людей всех возрастов: категоричность, эгоизм, необязательность и т.д. Взрослый человек с годами лишь усугубляет детские недостатки и соревнуется с ребенком, поддаваясь нервному возбуждению. Показывая, насколько охотно почтенные господа впадают в детство, автор обращает внимание на то, что зрелость определяется умением управлять собой, а не возрастом.

Смысл

Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми необходимо вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, потому что с годами человек может и не измениться. Дядя легко выходит из себя, показывая капризному воспитаннику дурной пример. Капризничать он, может, и отучит, но привьет зарождающейся личности еще более негативные черты вроде упрямства, вспыльчивости и категоричности.

Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки избирает правильный путь: он возвращается назад и исправляет свою ошибку, реализуя давно данное обещание. Женя и его воспитатель умиротворенно берутся за изучение цифр.

Чему учит?

Автор заставляет нас задуматься о том, что необходимо помнить и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок – это совершенно другое, непохожее на взрослых людей, существо и требует особенного подхода. Вывод прост: нужно ответственно подходить к воспитанию подрастающего поколения, не подавая негативного примера.

Более того, в конфликте нельзя однозначно выделить правую сторону, ведь в любом конфликте у каждого своя истина, но каждый и в какой-то мере бывает неправ, поэтому всегда надо уметь идти на компромисс и находить его. В этом заключается нравственный смысл рассказа.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ссора между героями выводит нас на взаимоотношения взрослых и детей. Всегда ли люди могут понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? Прийти к взаимопониманию иногда бывает очень сложно, и особенно от этого страдают дети. А взрослые могут совершить непростительные ошибки.

Автор поднимает не только проблемы взаимоотношений между взрослыми и детьми, но и философские проблемы о противостоянии человека общепринятым законам жизни, с которыми может смириться взрослый, который их понимает, но ребенок еще не может.

Повествование в рассказе ведется от первого лица, точнее, от лица героя-повествователя. Для автора важно понять, что чувствуют и какими мыслями живут герой и его племянник.

«Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, остановился на пороге, - это было после одной из наших ссор с тобой, - и, опустив глаза, сделал такое грустное личико?
Должен сказать тебе: ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу! Если же дело происходит после ссоры, и если я в эту минуту скажу тебе хоть одно ласковое слово, то нельзя выразить, что ты тогда делаешь с моим сердцем! Как порывисто кидаешься ты целовать меня, как крепко обвиваешь руками мою шею, в избытке той беззаветной преданности, той страстной нежности, на которую способно только детство!»

Но на этот раз ссора между дядей и племянником была слишком сильной.

«Перестрадав свое горе, твое сердце с новой страстью вернулось к той заветной мечте, которая так пленяла тебя весь этот день. И вечером, как только эта мечта опять овладела тобою, ты забыл и свою обиду, и свое самолюбие, и свое твердое решение всю жизнь ненавидеть меня. Ты помолчал, собрал силы и вдруг, торопясь и волнуясь, сказал мне:
- Дядечка, прости меня... Я больше не буду... И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры! Пожалуйста!
Можно ли было после этого медлить ответом? А я все-таки помедлил. Я, видишь ли, очень, очень умный дядя».

Удивительно, что автор описывает своего героя такими эпитетами: умный, рассудительный, мудрый, - так рассказчик характеризует себя. Но является ли это действительностью? Очень часто эти слова звучат с иронией. Разве умный и рассудительный - это тот, кто поступает, как все остальные? Вторая глава позволяет нам увидеть начало конфликта.

«Ты в этот день проснулся с новой мыслью, с новой мечтой, которая захватила всю твою душу.
Только что открылись для тебя еще не изведанные радости: иметь свои собственные книжки с картинками, пенал, цветные карандаши - непременно цветные! - и выучиться читать, рисовать и писать цифры. И все это сразу, в один день, как можно скорее. Открыв утром глаза, ты тотчас же позвал меня в детскую и засыпал горячими просьбами: как можно скорее выписать тебе детский журнал, купить книг, карандашей, бумаги и немедленно приняться за цифры…

Но радость, смешанная с нетерпением, волновала тебя все больше и больше. И вот, когда мы - бабушка, мама и я - сидели перед вечером за чаем, ты нашел еще один исход своему волнению».

Мальчик не согласен ждать исполнения мечты, и это внешний конфликт, но в то же время в душе дяди появляется внутренний конфликт. Дядя, как положено, должен выждать время, он поступает так, как требуют правила, и ребенок его не понимает. Но дядя продолжает проявлять свою твердость. «Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех - лишаю тебя счастья, радости... Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей». Так, внутренний конфликт развивается в душе дяди. Как же ему поступить: так, как велит сердце или так, как положено по правилам?

В третьей главе мы можем проследить за продолжением конфликта. «Я не только не забыл о тебе после твоего дерзкого крика, но весь похолодел от внезапной ненависти к тебе. И уже должен был употреблять усилия, чтобы делать вид, что не замечаю тебя, и продолжать разыгрывать роль спокойного и рассудительного». Все взрослые в этот момент объединяются против мальчика. Всем им больно, они все переживают, но выдерживают эту паузу.

«От боли, от острого и внезапного оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства, ты, вылетевши за дверь, закатился таким страшным, таким пронзительным альтом, на какой не способен ни один певец в мире. И надолго, надолго замер... Затем набрал в легкие воздуху еще больше и поднял альт уже до невероятной высоты...
Затем паузы между верхней и нижней нотами стали сокращаться, - вопли потекли без умолку. К воплям прибавились рыдания, к рыданиям - крики о помощи».

«...Я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку. А у бабушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной ложкой по столу…

И бабушка едва сидела на месте.
Ее сердце рвалось в детскую, но, в угоду мне и маме, она крепилась, смотрела из-под дрожащих бровей на темневшую улицу и быстро стучала ложечкой по столу.
Понял тогда и ты, что мы решили не сдаваться, что никто не утолит твоей боли и обиды поцелуями, мольбами о прощения».

Мальчик кричит до изнеможения, в этот момент его состояние изображено не как каприз, а как настоящее человеческое горе. И взрослые понимают, что для ребенка каждый миг его жизни - это открытие чего-то нового и этот миг он переживает гораздо острее, чем взрослые. Ребенок чувствует эту обиду, гораздо сильнее она проникла в его сердце. Но конфликт продолжается. Что-то заставляет пойти ребенка на примирение. Бабушка ударила по самому живому.

«- А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал - туда-сюда. А цифры? Ведь уж этого не купишь ни за какие деньги. Впрочем, - прибавила она, - делай, как знаешь. Сиди тут один в темноте.
И вышла из детской.
Кончено, - самолюбие твое было сломлено! Ты был побежден».

«Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее. Я уже знаю это.
С самых ранних дней моих я у нее во власти. Но я знаю и то, что чем дороже мне моя мечта, тем менее надежд на достижение ее. И я уже давно в борьбе с нею. Я лукавлю: делаю вид, что я равнодушен. Но что мог сделать ты?
Счастье, счастье!
Ты открыл утром глаза, переполненный жаждою счастья. И с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее!
Но жизнь ответила:
- Потерпи.
- Ну пожалуйста! - воскликнул ты страстно.
- Замолчи, иначе ничего не получишь!
- Ну погоди же! - крикнул ты злобно.
И на время смолк.
Но сердце твое буйствовало. Ты бесновался, с грохотом валял стулья, бил ногами в пол, звонко вскрикивал от переполнявшей твое сердце радостной жажды... Тогда жизнь со всего размаха ударила тебя в сердце тупым ножом обиды. И ты закатился бешеным криком боли, призывом на помощь.
Но и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни... Смирись, смирись!
И ты смирился».

В следующей главе в душу героя вновь возвращается любовь и нежность. Конфликт преодолен, и преодолен он ценой детского смирения.

«Помнишь ли, как робко вышел ты из детской и что ты сказал мне?
- Дядечка! - сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье и все еще алкая его. - Дядечка, прости меня».

Ценой детской щедрости, чистоты и открытости преодолевается конфликт между дядей и племянником.

«- Ну уж бог с тобою! Неси сюда к столу стул, давай карандаши, бумагу...
И какой радостью засияли твои глаза!
Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть». (Рис. 2.)

Рис. 2. Дядя и племянник ()

Восприятие дядей племянника позволяет сделать вывод, что дядя очень хорошо понимает мальчика и видит, почему ребенок ведет себя именно так. Он любуется его радостью, но очень часто его сердце начинает возмущаться, когда ребенок не подчиняется велению взрослых. Острая жалость к мальчику переполняет дядю, и он понимает, что ребенок тоже способен испытывать оскорбления. Теперь посмотрим, как дядя воспринимает самого себя.

«Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех - лишаю тебя счастья, радости... Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей…

Было невмоготу и мне. Хотелось встать с места, распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь одним горячим словом, пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди».

Все время дядя ведет себя неестественно и поступает так, как полагается. И здесь возникает еще один конфликт - конфликт между сердцем и разумом. В нашем случае побеждает разум, дядя выдерживает паузу, и ребенок первым идет на примирение. Но не зря спустя много лет мальчик уже не помнит об этом случае, а в душе дяди этот случай остался. И вот теперь сердце побеждает, и, несмотря на прошедшие годы, дядя понимает, что он был не прав.

Своим рассказом Иван Бунин хочет сказать, как в жизни важно понимать друг друга, пытаться не обидеть. Обидеть очень легко, а пойти первым на примирение бывает гораздо сложнее. Вернемся к названию рассказа. Цифры как мечта, цифры как символ расчета (дядя умный, он знает цифры). Но не всегда в жизни нужно быть умным и следовать правилам. Иногда нужно слушать свое сердце.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе за 7 класс. Часть 1. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Вантенков И.П. Бунин-повествователь (Рассказы 1890-1916 гг.). / И.П. Вантенков. - Минск, 1974.
  3. Кучеровский Н.М. И.А. Бунин и его проза (1887-1917) / Н.М. Кучеровский. - Тула, 1980.
  4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat ().
  1. Lit-helper.com ().
  2. 5litra.ru ().
  3. 900igr.net ().

Домашнее задание

  • Ответьте на вопросы.

1. Как повел себя Женя после того, как дядя отказался показывать ему цифру? Подкрепите свои слова цитатами из текста рассказа.
2. Как чувствовал себя дядя в момент ссоры с племянником? Можно ли считать его отношение к Жене жестоким? Ответ обоснуйте.
3. Какой вывод можно сделать о характере мальчика? Какими качествами автор наделил его?
4. Почему взрослые не пожалели плачущего Женю? Справедливо ли это, на ваш взгляд?
5. О чем повествует рассказ И.А. Бунина «Цифры»?

  • Письменно ответьте на вопрос: почему рассказ И.А. Бунина назван «Цифры»?
  • Напишите характеристику одного из героев рассказа.

Арифметика чувств. Анализ рассказа И. А. Бунина «Цифры»

По мнению К. Г. Паустовского, в области русского языка И. А. Бунин был мастером непревзойденным... Из необъятного числа русских слов он безошибочно выбирал для каждого своего рассказа слова наиболее живописные, наиболее сильные, связанные какой-то незримой и почти таинственной связью с повествова-нием и единственно для этого повествования необхо-димые.

В рассказе И. А. Бунина «Цифры» два главных ге-роя — дядя и мальчик. Судя по их теплым отношениям, они давно дружат. Чувствуется лю-бовь дяди к племяннику, но он держит племянника на расстоянии, так как он уверен в том, что «вредно бало-вать детей». И душой он понимает, что надо сразу от-кликнуться на просьбу мальчика, но медлит с ответом все по той же причине.

«Я, видишь ли, очень, очень, умный дядя...» Глав-ное чувство этой фразы — ирония. Дядя иронизирует над собою, но он забыл самое главное — то, каким он был сам в детстве.

Часто взрослые не понимают своих детей, забыв себя в детстве, забыв о своих детских радостях и горе-стях, превратившись в справедливых и строгих дядей и тетей.

Жизнь показана в восприятии взрослого человека, который опытен, умен, умеет владеть своими чувства-ми, знает, как можно наказать ребенка. Он не хочет понять огромного желания мальчика, чтобы не бало-вать его.

А ребенок этого понять не может! Ведь у него нет жизненного опыта, он не может управлять своими чувствами, и его поступки становятся непредсказуе-мыми, неуправляемыми. Мальчик не понимает, поче-му ему отказывают: «Ведь можно же в царский день показывать цифры?» Его рассуждения исходят от ог-ромного желания испытать радость познания, а ему отказывают не по какой-то серьезной причине, а про-сто дяде этого сейчас делать не хочется.

Чтобы обратить внимание на себя, мальчик реша-ется на бунт. Мы можем осуждать мальчика, топаю-щего ногами, пронзительно кричащего и не обращаю-щего внимания на замечания взрослых. Но вот мы на-ходим слова, оценивающие поведение взрослого и передающие отношение к мальчику: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «какой черт ока-тил меня», «ушат злобы», «дернул за руку», «с насла-ждением шлепнул», «вытолкнул из комнаты».

Мы понимаем, что этот рассказ написан не для нра-воучения детей, не для того, чтобы сказать детям, как надо себя вести, а и для того, чтобы взрослые смогли посмотреть на себя со стороны.

Взрослые переживают во время конфликта: «У ба-бушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной лож-кой по столу». —«Ужасно испорченный ребенок», — сказала, нахмуриваясь и стараясь быть беспристраст-ной, мама». Хотя она понимает, что это не так.

Дядя осуждает себя за лень: «Уж очень не хотелось мне идти в город», «сердце говорило мне, что я совершаю великий грех», «мне было уже стыдно, я зажи-гал папиросу, не поднимая глаз на бабушку» Он со-жалеет о своем поступке: «Хотелось встать с места распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь го-рячим словом пресечь твои страдания».

Мальчик забыл все, что произошло в тот зимний ве-чер, а взрослый помнит. Забыл, потому что его не му-чает совесть, ведь он не хотел никому причинить зла а просто жил и радовался жизни. Детское сердце от-ходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья...

Ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердце взрослого человека, а мучили его ко-робочки, пустые спичечные коробочки, которые пере-двигал мальчик, сидя на полу. Эти коробочки — сим-вол беспомощности, незащищенности, неприспособ-ленности ребенка. И взрослым должно быть стыдно обижать детей, показывая им свою силу и превосходство»

Этот случай помог дяде критически взглянуть на себя, проанализировать свою жизнь.

А Жене пришлось отступить перед препятствием: «Самолюбие было сломлено. Ты был побежден»; «И ты смирился». Ему пришлось смириться, признать свою вину, хотя ни в чем не был виноват.

Он начинает притворяться: «Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликат-ным, осторожным в каждом своем движении старал-ся ты быть!» Ребенок пытается заменить прекрасную мечту чем-то мелким: играет пустыми спичечными коробками. Искренний порыв души сменила поддел-ка. С одной стороны, он учится быть сдержанным, но с другой - теряет самого себя. А это слишком дорогая

Бунин вводит нас в сложный мир, во взаимоотношение взрослых и детей. Взрослые порой ведут себя властно по отношению к детям, не видя в детях малень-ких людей. А ведь у детей свои желания, чувства, ко-торые тоже нужно уважать. Автор учит взрослых быть с детьми внимательнее и осторожнее, стараясь не ранить их чуткие души.

1) Особенности жанра. Произведение И.А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа.

2) Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведётся от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший случай и дает нравственную оценку своему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело». Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: признать свою вину и помириться с ребёнком. Но гордыня, желание выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался маленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: «Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.

От какого лица ведётся повествование в рассказе? (от лица дяди)

Как рассказчик характеризует пору детства? (пора «беззаветной, той страстной нежности»)

Чем, по мнению дяди, ребёнок отличается от взрослого человека? (Ребенок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту.)

3) Особенности сюжета произведения. Сюжет рассказа И.А. Бунина «Цифры» основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: племянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководствоваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей». Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик «придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».

4) Характеристика героев рассказа.

Какова была заветная мечта мальчика? (увидеть цифры)

Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником? (Мальчик хотел как можно быстрей осуществить свое желание: увидеть цифры, а дядя решил выдержать характер и показать цифры племяннику на следующий день.)

Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день? (мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей»)

Как повел себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры? (племянник начал шалить)

Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из себя? (племянник дерзко оговорился дяде)

Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? (и дядя, и племянник) Поясните свою точку зрения <

Чью сторону заняли мама и бабушка? (дядину) 11очему?

Чем закончилась ссора между мальчиком и дядей? (мальчик смирился и попросил у дяди прощение)

Простил ли сам себя дядя за эту ссору? Поясните свою точку зрения. (Дядя себя не простил, иначе он не помнил бы о ссоре.)

5) Особенности авторской позиции в рассказе. Автор пытается объективно оценить ситуацию, никого не обвиняя. Каждый (и мальчик, и дядя) по-своему виноват в ссоре, по всС же взрослый человек должен быть мудрее и попытаться найти выход из создавшегося положения.

6) Смысл названия рассказа. Рассказ И.А. Бунина называется «Цифры», так как цифры - мечта мальчика, объект, из-за которого произошла ссора между племянником и дядей.

Поделиться: