Измерение утечки тока аккумулятора. Норма утечки тока в автомобиле. Как проверить утечку тока в автомобиле мультиметром? Поиск и устранение утечки тока в автомобиле

При включении слышны только щелчки реле либо стартер все-таки включается, но крутит слабо. Все эти симптомы свидетельствуют о том, что аккумулятор во время стоянки разрядился полностью или частично.

Зачастую причиной разряда бывают невыключенные фары или габаритные огни

Саморазрядом это объяснить нельзя – исправный аккумулятор разряжается долго, несколько месяцев – а значит, произошла утечка тока, либо имеется неисправность в системе зарядки аккумулятора, и водитель, ставя автомобиль на стоянку, не знал о том, что аккумулятор недостаточно хорошо заряжен.

Распространенные причины утечки тока

Диагностируя причину преждевременной разрядки, необходимо (и это общее правило для диагностики любой неисправности в автомобиле) отсечь причины, свидетельствующие не о неисправности. А вернее, о невнимательном отношении к автомобилю. К примеру, аккумулятор может быть старым и выработавшим ресурс, клеммы покрыты окалиной, либо провода могут быть в плохом состоянии и т.п. Зачастую причиной разряда бывают невыключенные фары или габаритные огни. Если же повода думать, что причиной разряда стал один из вышеперечисленных или сходных факторов, нет, можно констатировать наличие неисправности проводки и начинать поиск места утечки.

Допустимые пределы потребления тока аккумулятора

В автомобиле имеется ряд «санкционированных» постоянных потребителей электричества. Это могут быть часы, память , сигнализация и т.п. Все они постоянно запитаны, так как память ЭБУ, к примеру, стирать не рекомендуется, иначе блок будет переобучаться, запоминая текущие настройки заново, а сигнализация вообще работает как раз в те моменты, когда двигатель выключен и автомобиль стоит на месте.Из этого следует, что потребление тока на стоянке – нормальное явление и должно иметь какую-то постоянную величину, которую можно вычислить, сложив потребление всех потребителей. К примеру, сигнализация может потреблять порядка 20 мА, память часов - 1 мА, магнитола - 3 мА и так далее. Суммарное потребление должно колебаться в пределах 50 – 80 мА. Это небольшое потребление (к примеру, даже одна включенная лампа потребляет в районе 500 мА), и сильно разрядить современный аккумулятор такими утечками нельзя даже зимой.Если же по результатам измерений выясняется, что средняя величина постоянного потребления существенно превышена, значит, в бортовой сети есть утечка и ее необходимо устранить.

Как самостоятельно определить наличие утечки тока

Основных причин интенсивного разряда две – наличие «несанкционированного» потребителя тока, либо короткое замыкание в бортовой цепи. Обнаружить утечку тока, поглощаемого постоянно работающим потребителем, можно, воспользовавшись бытовым прибором под названием «мультиметр». Для поиска неисправности мультиметр необходимо перевести в режим амперметра, не забывая о том, что ток в бортовой сети постоянный, и выставить диапазон измерения до 10 Ампер.Перед началом измерений амперметр необходимо правильно подключить к бортовой сети, а потребители тока, наоборот, должны быть, по возможности, отключены.

Причиной несанкционированного потребления тока часто становится какой-нибудь прибор из числа дополнительного оборудования

Чаще всего амперметр подключают в разрыв цепи. Для того чтобы образовать разрыв, необходимо снять с плюсовой клеммы аккумулятора провод, а затем вновь замкнуть цепь, подключив один провод амперметра к самой клемме, а другой – к снятому проводу. Ни в коем случае нельзя подключать мультиметр, работающий в режиме амперметра, к плюсовой и минусовой клеммам аккумулятора, так как в результате этого действия получится то самое короткое замыкание, и в приборе сгорит предохранитель.Если вы все сделали правильно, на дисплее мультиметра высветится число, соответствующее силе тока, потребляемого постоянно подключенными электроприборами. Если сила тока выше нормы, значит, есть утечка.

Поиск утечки тока

Причиной несанкционированного потребления тока часто становится какой-нибудь прибор из числа дополнительного оборудования (штатного или нештатного), которого в современных автомобилях с каждым годом становится все больше.Начиная искать утечку, прежде всего, следует обратить внимание на приборы, установленные в автомобили нештатно, к примеру, на сигнализацию или дополнительный вентилятор охлаждения. Штатная проводка автомобиля хорошо защищена, и возникновение в ней короткого замыкания возможно лишь после существенных металлических повреждений (разрушение защитного кожуха в результате ДТП, например). Зато проводку нештатных приборов приходится укладывать в первое попавшееся место, которое при поверхностном осмотре кажется подходящим, на самом деле таковым не являясь. Именно в этой проводке чаще всего и возникает короткое замыкание – наиболее распространенная причина появления утечек тока.К примеру, проложенные провода могут оказаться слишком близко к блоку двигателя и начинают плавиться под воздействием исходящего от него тепла или просто тереться о край металлического кронштейна. И то, и другое приводит к нарушению изоляции и появлению короткого замыкания.Итак, алгоритм поиска утечки тока, по совету мастеров-электриков, должен быть таким. Измерив силу тока амперметром и убедившись, что утечка есть, нужно переходить к визуальному осмотру, начиная с нештатно установленных приборов и их частей, подверженных механическому воздействию. К примеру, в случае с сигнализацией это могут быть «концевики» - специальные длинные кнопки, размыкающие и замыкающие цепь при открытии и закрытии дверей.Убедившись, что видимых следов деформации, обгорания и коррозии на проводах нет, стоит прибегнуть к более сложным методам диагностики, позволяющим сузить круг поиска. К примеру, электрики часто вынимают по очереди предохранители из каждой цепи, внимательно следя за тем, искрят контакты при размыкании или нет. Если искрение наблюдается, а в цепи напряжения быть не должно (приборы, которые она питает, должны быть в данный момент выключены), вполне возможно, утечка тока именно там.Определив подозрительную часть проводки, следует искать замыкание в ней, «прозванивая» провода, один за другим на предмет целости. Это делается все тем же мультиметром, но в режиме омметра, так как в данном случае необходимо наблюдать сопротивление интересующего нас провода. Показания сопротивления, так же, как и сила тока при нормальной разрядке аккумулятра, должны быть больше нуля, а конкретная величина зависит от сечения измеряемого провода.Итак, найти утечку тока самостоятельно вполне реально, если научиться пользоваться мультиметром и освоить метод исключения, обращая внимание попутно на различные странности – оплавленные или перетертые провода, следы ржавчины вблизи проводки и так далее.

Некоторые автолюбители сталкиваются с такой проблемой: утром не заводится автомобиль, который ещё вчера прекрасно работал. Распространённая причина – разряженный аккумулятор.

Разрядиться АКБ (автомобильная аккумуляторная батарея) может из-за включенных на всю ночь фар или габаритных огней. Однако если машина в исправном состоянии, фары выключены, АКБ новая и полностью заряженная, то причиной разряженного аккумулятора может быть утечка тока в автомобиле.

Причины и последствия утечки

АКБ помогает двигателю в запуске и может стать дополнительным источником энергии бортовой сети, если генератор не справляется. В поездке, при движении автомобиля аккумулятор возмещает разряд с помощью генератора. На стоянке АКБ не должна разряжаться частично или полностью, поэтому если это происходит, то возможна утечка тока.

Следует понимать, что утечка тока ведёт не только к быстрому разряду батареи, что весьма неприятно – автомобиль не заведётся, причём в самом неподходящем месте (например, после длительной парковки у дороги). Более опасная ситуация — возгорание проводки, что может привести к пожару в автомобиле.

Во избежание такой неприятной и даже опасной ситуации, необходима своевременная проверка утечки тока в автомобиле и устранения её причин .

Почему батарея разряжается даже на стоянке? Причин может быть несколько:

  • некачественный или отработанный аккумулятор;
  • изношенная, протёртая изоляция проводки или повреждение проводов;
  • загрязнённые, окисленные клеммы;
  • некорректно подключенная внутренняя электроника (видерегистратор, магнитола, монитор и т.д.);
  • нарушение цепи — АКБ не заряжается от генератора и быстро растрачивает свой ресурс.

Для подстраховки и предупреждения непредвиденной ситуации в виде севшей АКБ необходимо периодически проверять и подзаряжать аккумулятор. Срок службы АКБ при должном уходе и своевременной диагностике составляет примерно 4-5 лет. Если аккумулятор давно не проверялся и срок его эксплуатации более 5 лет, стоит заменить АКБ на новую.

Главная причина, связанная с утечкой тока и быстрой разрядкой АКБ, — халатность и невнимательность владельца автомобиля. Периодический осмотр состояния аккумулятора и проводки, проверка нормы тока помогут избежать возможности утечки.

Диагностика и предельные нормы утечки

Выявить утечку тока можно с помощью специального прибора-тестера – мультиметра, который включает в себя функции амперметра, вольтметра и омметра. Автолюбители используют цифровой переносной мультиметр для отслеживания силы, напряжения и сопротивления тока. С помощью мультиметра легко обнаружить утечку тока. Для этого понадобятся:

  • мультиметр;
  • зажимы («крокодильчики»);
  • рожковый гаечный ключ;
  • блокнот и ручка для записей;
  • перчатки.


Прежде чем проводить замеры утечки тока необходимо подготовить автомобиль, выполнив следующие действия:

  • выключить электронику (магнитолу, регистратор, усилители);
  • отсоединить неявные потребители тока (лампочки в багажнике, бардачке, под капотом);
  • погасить зажигание и вытащить ключ из замка;
  • открыть и закрепить капот;
  • на аккумуляторе ослабить с помощью гаечного ключа минусовую клемму.

Двери в автомобиле рекомендуется закрыть, а окна открыть. Это необходимо, если при измерении (включении и выключении аккумулятора) сработает центральный замок: доступ в салон останется через открытые окна. Когда всё будет подготовлено, можно приступать к диагностике.

Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром:

  • перевести мультиметр в режим амперметра (измерения силы тока), переключив прибор на 10 А;
  • сделать разрыв цепи: к ослабленной клемме подключить с помощью зажима один провод амперметра и скинуть её с АКБ;
  • подключить другой провод к отрицательному выводу АКБ;
  • включить прибор и снять показания силы тока.

Нельзя одновременно подключать амперметр к минусовой и плюсовой клемме. В этом случае может произойти короткое замыкание, которое приведёт к сгоранию предохранителя.

Появившееся цифровое значение на дисплее прибора – сила тока при постоянно включенной электронике и других потребителей тока в машине. Небольшая утечка тока в автомобиле – норма, если она не превышает допустимый предел. В современном автомобиле, оснащённом большим количеством электрической техники, допустимой считается утечка тока в пределах 15-70 мА . Если утечка больше этих показателей, то необходимо искать и устранять причину её возникновения.

Как найти и устранить утечку


Необходимо выявить проблемный прибор, который тянет на себя лишний ток. Чаще всего проблемной зоной становится дополнительное оборудование: автомобили зачастую перегружены электроникой. Поэтому начинать поиски необходимо с внештатного автомобильного оборудования.

Как найти утечку тока в автомобиле:

  • подключить мультиметр как амперметр;
  • поочерёдно отключать все приборы и устройства (внештатные и штатные), наблюдая за показателями мультиметра;
  • когда на амперметре высветятся нормальные, допустимые показатели силы тока, осмотреть отключённый прибор — проблема именно в нём.

Иногда достаточно тщательно осмотреть все электрические приборы и устройства в автомобиле, а также их проводку. Перетёртые, перекрученные провода с нарушенной изоляцией могут стать настоящей причиной утечки тока. Проводка штатных приборов, как правило, надёжно изолирована, тогда как провода дополнительного оборудования могут быть уложены в неподходящем, неудобном для этого месте. Они могут перегреваться от блока двигателя или перетираться о края кронштейна. Повреждение проводки вызывает короткое замыкание, и это может быть истинной причиной утечки тока.


Обязательно необходимо проверить не только видимые дополнительные установки, но и скрытые электрические сети — сигнализацию и двери. Проблема может быть в «концевиках», размыкающих и замыкающих цепь при закрытии и открытии дверей. Сигнализацию установить в режим охраны и проверить показатели амперметра примерно через 5 минут. Система безопасности должна перейти в ждущий режим, а показатели уменьшиться. Если этого не произошло, проблема в сигнализации.

Если выявить проблемный участок так и не удалось, необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Проверка генератора

Причина утечки тока может скрываться в дефектах генератора, из-за которых он не заряжает АКБ при движении автомобиля. Для того чтобы определить работоспособность генератора, необходимо:

  • отключить зажигание и вытащить ключ;
  • погасить все потребители тока;
  • подключить провода мультиметра к аккумулятору (красный — к плюсу, чёрный — к минусу);
  • перевести прибор в режим вольтметра и включить (значение должно быть в пределах 12,6-12,9 V при полностью заряженной АКБ);
  • завести двигатель, включить обогрев заднего стекла, печку, фары;
  • снять показания с мультиметра — максимальное напряжение должно быть в пределах 14,3 V, среднее — 12,8-13,4 V.

Низкие показатели вольтметра (меньше 12,8 V) говорят о том, что генератор не заряжает АКБ и требует замены или ремонта.

Как производится проверка утечек тока в автомобиле, смотрите в этом видео:

Итог

Если при диагностике превышена норма утечки тока, необходимо принять соответствующие меры по её устранению. Ни в коем случае нельзя игнорировать проблему, даже если отклонения от нормы небольшие. Своевременное устранение причин утечки тока поможет избежать неожиданных и неприятных ситуаций и сохранить автомобиль в рабочем состоянии.

  • Соблюдайте осторожность при работе с автомобильной электрической системой. Защитите глаза и кожу. Точно так же, помните, что изменения, внесенные в электрическую систему должны быть в пределах нормы (правильно установленные предохранители с необходимым значением тока) при добавлении или замене чего-либо электрического, будь то послепродажная замена или замена запчастей от оригинального производителя оборудования).
  • Во все большим числе моделей, сделанных после 2003 года при отключении аккумулятора будет сброшен модуль управления трансмиссией (PCM), требующий модули переучиваться. В некоторых случаях это требует заводские инструменты сканирования. Лучше всего отдать такие автомобили либо к автодилеру или экспертам по автомобильным электрическим системам.
  • Не забудьте проверить прикуриватель и розетку. Иногда монеты могут упасть туда и вызвать короткое замыкание.
  • Некоторые послепродажные системы сигнализации могут помешать проверке, сделав ее слишком долгой или шумной, и не стоящую затраченных усилий. Если это так, нужно обратиться за профессиональной помощью.
  • Будьте осторожны, работая с аккумулятором в автомобиле.

Почти у каждого автовладельца бывали ситуации, когда с утра не удается завести двигатель. Казалось бы, вечером никаких проблем не наблюдалось - мотор запускался и работал без нареканий. Подобные явления, как правило, возникают при длительном простое автомобиля, а наиболее распространенной причиной является утечка тока. Чем вызвана такая проблема? Как ее устранить? В какой последовательности проверять утечку тока? Рассмотрим эти моменты подробнее.

В чем причины утечки

Аккумулятор считается весьма надежным и неприхотливым узлом автомобиля. К его преимуществам можно отнести компактность, небольшой вес, низкий уровень сопротивления и саморазряда. В обычных условиях эксплуатации, АКБ подзаряжается от генератора, поддерживающего емкость источника питания на стабильно высоком уровне.

Все так, но современные автомобили буквально «напичканы» электроникой. К основным потребителям энергии можно отнести обогрев, лампы головного света, магнитолу, кондиционер и прочие устройства. Часто владельцы авто оставляют машину и оставляют включенным какую-либо нагрузку (например, ближний свет). В итоге, аккумулятор разряжается, а его запуск становится невозможным.

Но бывают случаи, когда хозяин ничего не включал, но АКБ все равно отказывается выполнять свои функции. Причина - утечка тока, которая может быть вызвана рядом причин:

  • Повреждением изоляции в электропроводке автомобиля.
  • Загрязнением контактных соединений.
  • Ошибками в подключении электроприборов (ТВ, усилителя, магнитофона и прочих).

Проверить утечку тока необходимо, ведь игнорирование проблемы может привести не только к разрядке аккумуляторной батареи, но и к пожару. Во избежание проблем, важно выяснить состояние цепи и найти место неисправности. Первое, с чего стоит начать, так это определиться с причиной проблемы - АКБ или наличие утечки тока. Как это проверить? Рассмотрим этот момент ниже.

Как определить, что проблема в АКБ, и какой инструмент потребуется

Чтобы исключить непредвиденные ситуации, описанные выше, важно выявить и устранить имеющуюся утечку. Для этого нужно определиться, в чем именно причина - вышедшем из строя аккумуляторе или в проводке.

Чтобы проверить утечку тока, потребуется следующий инструмент - гаечный ключ, отвертка, шунт и зажимы. Также подготовьте амперметр и вольтметр (для измерения тока и напряжения). Что касается безопасности, на руках должны быть перчатки, а рядом - надежный помощник.

Перед началом работ, требуется подготовить машину. Для этого сделайте следующее:

  • Отключите всю возможную нагрузку в авто - усилители, обогрева, магнитолу и прочие. Также стоит выключить лампочки освещения подкапотного пространства и багажного отсека.
  • Заглушите мотор и достаньте ключ из замка зажигания.
  • Поднимите и закрепите в открытом положении капот.
  • Берите гаечный ключ, и отсоедините клемму АКБ.

Для выполнения дальнейшей работы, вспомните закон Ома из курса школьной физики. В нем говорится, что ток равен напряжению, деленному на сопротивление. Если оформить выражение формулой, последняя будет иметь следующий вид: I=U/R. В этом выражении:

  • I - параметр сила тока, Ампер.
  • U - напряжение, Вольт.
  • R - сопротивление, Ом.

Благодаря этому закону, можно просчитать нагрузку по формуле расчета мощности (P, Вт). Итак, P=U*I. Получить необходимые параметры легко - измерьте их. Ставьте щупы между «минусовой» клеммой и проводом, отброшенным с АКБ. Смотрите на показания прибора. Амперы, отражаемые на шкале устройства - это и есть потребляемый ток машины.

В зависимости от числа установленных потребителей, нормальная утечка тока составляет 15-50-75 мА. Если параметры прибора находятся в пределах нормы, можно говорить об отсутствии проблем в проводке машины. В случае, когда измеренный показатель тока превышает норму, неисправность кроется в электрической цепи машины.

Для поиска утечки включите измеритель тока, и расположить его так, чтобы хорошо видеть показания. Теперь один человек смотрит на прибор и фиксирует параметр, а другой поочередно достает предохранители из блока.

Видео: Проверка утечки тока в автомобиле токовыми клещами

Будьте осторожны. Перед тем, как проверить утечку тока таким способом, выключите зажигание, закройте двери и опустите стекла в дверях. Эта мера необходима на случай, если при отключении от АКБ, сработает сигнализация. Если при снятии одной из вставки плавкой прибор показал норму, проблемный участок найден. Именно в нем находится электроприемник или элемент проводки, из-за которого имеет место утечка.

Как устранить проблему

Следующий этап - поиск проблемного места и устранение неисправности. Для этого достаточно, поочередно, отсоединять каждый из электроприемников и следить за шкалой измерителя тока. Как только на шкале амперметра будут нормальные параметры, убирайте оборудование из автомобиля. Если без «проблемного» устройства не обойтись, отремонтируйте его или купите новое. Иногда помогает более простое решение - правильная установка.

Если все предохранители проверены, и дефект обнаружить не удалось (амперметр показывает завышенные параметры), проблема кроется в других устройствах. Проверьте узлы, которые подключены напрямую к аккумулятору - стартер, генератор или зажигание. Последующая диагностика делается методом исключения - от каждого устройства, поочередно, отсоединяются провода.

Как диагностировать генератор

Проверить утечку тока и выявить прочие неисправности генератора проще всего по двум приборам (амперметру и вольтметру). Подключите измеритель тока, после чего, параллельно, включите прибор, для измерения напряжения (вольтметр). Включите подфарники, габаритные огни и прибавьте газа, после чего запишите показания прибора. Нормальное напряжение - 13,5-14 Вольт.

Чтобы проверить генератор, включите нагрузку на его максимальной частоте вращения. Напряжение должно быть от 12 Вольт и больше. Будьте осторожны, ведь при нарушении качества соединения на клеммах, придется делать работу заново, из-за возможного скачка тока в цепи.

Видео: Как проверить мощность генератора

Если видео не показывает, обновите страницу или

Проверка сигнализации

Если в машине установлена охранная система, причина утечки тока может быть в ней. Поставьте сигнализацию на режим охраны, и, через пять минут, посмотрите на прибор. Через это время, система переходит в режим ожидания, и величина утечки падает. Если все происходит так, значит, проблемы с сигнализацией отсутствуют. При сохранении завышенного показателя тока, причина поломки именно в охранной системе. В такой ситуации, лучше обращаться к мастерам, ведь выполнить работу самостоятельно вряд ли удастся.

Еще один вариант

Если в авто регулярно перегорает одна и та же вставка плавкая, достаточно отключить устройство и проверить утечку тока в цепи. Здесь важно проверить не только электроприборы, но и проводку.

В некоторых авто, установлено два аккумулятора, что также может быть причиной неисправности. Это возможно, когда один источник питания поглощает ток, а через второй происходит утечка тока. Для проверки, достаточно выключить один из АКБ. Если показатели амперметра пришли в норму, значит, причина в аккумуляторной батарее.

Какими бы ни были итоги проверки утечки тока, важно правильно реагировать на проблему. Лучшее решение - устранить поломку самостоятельно или привлечь профессионалов. Если ничего не предпринимать, последствия могут быть плачевными - поломка или даже возгорание машины.

Если ваше транспортное средство имеет большой срок эксплуатации, то может возникнуть одна из часто возникающих, в этом случае, проблем - потеря/утечка тока в цепи провода. В связи с тем, что наши условия, как климатические и дорожные, приводят к разрушению, растрескиванию и перетиранию слоя изоляции проводов, а также к окислению гнезд подключения электроники и контактов клеммных колодок.

Такие утечки в системе электрооборудования авто могут привести к разряду аккумулятора, а в крайних случаях - к короткому замыканию и возгоранию. В современном автомобиле, при наличии множества электроприборов, риск такой проблемы повышается. Чаще такая утечка происходит в зимний период, так как при низких температурах аккумулятор не в состоянии долго поддерживать свою номинальную емкость. Однако среди более точных причин можно отметить некорректно подключенные приборы (магнитолы, телевизоры, усилители, сигналка), не входящие в базовую комплектацию машины.


Поиск утечки тока. Пример

При каждодневном использовании авто, ток утечки компенсируется зарядкой аккумулятора от генератора , но если машина длительное время не использовалась, то в дальнейшем при такой утечке аккумуляторная батарея просто не даст завестись мотору. По рекомендациям многих специалистов следует периодически производить проверку всех электроприборов, чтобы выявить возможную утечку тока на автомобиле. И так, как же проверить ток утечки на автомобиле?

Поделиться: