Легкие американские танки. Легкие танки. Современное состояние дел

Несмотря на то что основную тяжесть ударов войск Вермахта взяли на себя Красная армия и советский народ, американские союзники все же успели повоевать. Конечно, для них та война (чтобы о том не говорили новейшие блокбастеры) развернулась в основном на Тихоокеанском направлении.

Во многом сломить сопротивление японцев и неплохо подзаработать на ленд-лизе им помогли танки Второй мировой войны. Американские машины не столь известны, но все же некоторые из них отличались неплохими характеристиками.

Легкие танки

Учитывая, что легендарный инженер Кристи как раз-таки был американцем, не стоит удивляться обилию легких танков в США. Всего их было четыре, не считая приличного количества самых разнообразных модификаций.

М3 "Стюарт"

Эти американские легкие танки были созданы еще в 1940 году, причем в качестве базы использовался "кавалерийский" М1 и легкий танк М2А4. Компоновка была классической: МТО располагалось в задней части корпуса, боевое отделение и органы управления находились в средней части машины, ведущие катки располагались на носу.

В ходовой части было использовано типичное американское решение на тот период: четыре малых спаренных катка на каждый борт, а также направляющие колеса, укрепленные при помощи мощных рессор. Корпус и башня изготовлялись из обычной листовой брони методом сварки и клепки. Вооружение - пять «Браунингов» 7,62 мм и пушка калибром 37 мм.

Последняя его модификация, М3А3, была выпущена в 1942 году. Вместо пяти пулеметов оставили только три. При изготовлении этой модели использовалась в основном сварка, листы брони были расположены с рациональным наклоном. Считается наиболее массовым легким танком во всем мире, так как всего за пару лет было выпущено почти 24 тысячи машин. Очень много «Стюартов» поставлялось в СССР по ленд-лизу. В отдельных южноамериканских странах «старичков» можно было увидеть в строю аж до 90-х годов 20 века.

М5 "Стюарт"

Представляет собой дальнейшее развитие идей, заложенных еще в М3А3. В принципе, эта американская ветка танков вообще очень схожа, так как инженеры старались использовать только проверенные решения (массовость производства). На вооружении стояла все та же 37 мм пушка и три «Браунинга» 7,62 мм. На этот раз пушку оснастили стабилизатором линии прицеливания.

Танк отличался от предшественника принципиально новой силовой установкой, представленной двумя V-образными бензиновыми моторами с жидкостным охлаждением, принципиально новой конструкцией всего корпуса и башни, а также новыми приборами управления.

М22 "Локаст"

В 1944 году ввиду острой нужды десантных подразделений в собственной бронетехнике был разработан и принят на вооружение М22 "Локаст". В принципе, эти американские легкие танки мало чем отличались от М3. Компоновка осталась абсолютно идентичной: трансмиссия, управление и ведущие катки находились в передней части корпуса, отделение для экипажа - посередине, а двигатели располагались сзади.

Полностью переосмыслена была только конструкция силовой установки, в качестве нее использовался шестицилиндровый карбюраторный двигатель, изюминкой которого было горизонтальное расположение цилиндров. Это позволило сделать весь танк намного компактнее, уменьшив его силуэт и габариты. Пушка осталась прежней. Расположение и конструкция катков были унаследованы от М3. Только направляющие колеса были сделаны более массивными, сопряженными с более качественными рессорами.

М24 "Чаффи"

Эти американские танки Второй мировой начали выпускаться также в 1944 году. Ввиду переосмысления роли легких танков использовались преимущественно в качестве разведывательных и десантных. В них было много деталей и узлов от М3 и М5 (гидромуфта и коробка передач были позаимствованы полностью), но по своей форме и вооружению танки резко отличались от всех предшественников. Корпус и башня выполнялись исключительно сварным способом. Листы брони расположены под максимально низкими углами.

В верхнем лобовом листе и корме были сделаны массивные люки для облегчения жизни ремонтным частям. На сей раз использовалось уже пять пар катков и индивидуальная подвеска торсионного типа. Основным орудием стала мощная 75 мм пушка. С ней был спарен 7,62 мм пулемет системы Браунинга. Еще один аналогичный пулемет устанавливался в лобовой части танка. Впервые на крышу стали монтировать 12,7 мм Browning М2НВ. Чтобы стрельба из пушки была точнее, использовался стабилизатор гидравлического типа системы "Вестингауз".

Средние танки

Это были более надежные, лучше бронированные танки Второй мировой войны. Американские машины этой категории сделали имя за счет «Шермана», который был любим и нашими солдатами. Как считают ветераны, которые воевали на союзной технике, это был Т-34 в люксовом исполнении. Впрочем, обо всем по порядку.

М3 "Грант"

Стал первым средним танком, массово поступавшим на вооружение. Часто М3 «Грант» путают с М3 «Стюарт». Конечно же, эти американские танки (фото есть в статье) относятся к совершенно разным классам. Главной особенностью являлось трехуровневое (!) расположение вооружения. В спонсоне, на нижнем ярусе, была установлена 75 мм пушка с углом наведения по вертикали в 32 градуса.

На втором ярусе - башенка с 37 мм орудием и курсовым пулеметом. Третий уровень представлен еще одной башенкой с пулеметом, из которого можно было эффективно подавлять как наземные, так и воздушные цели. Таким образом, развитие американских танков (как и советских в свое время) шло по пути увеличения количества башен, но это направление быстро было признано ошибочным.

Для поворота башенки с 37 мм орудием мог быть использован не только механический, но и гидравлический привод. По вертикали пушку наводили с помощью только механического привода. Прицелы телескопические, приборы наблюдения выполнены по призматической схеме. В ходе изготовления использовались отливка, сварка и клепка. Башня, спонсон и вся передняя часть были литыми.

В результате эти американские танки 2 мировой получились крайне неубедительными: слишком слабая броня, слишком большая высота, неудачное расположение вооружения, невысокие характеристики звездчатых авиационных движков (которых хронически не хватало).

Несмотря на огромное количество вооружения огневая мощь в практических условиях оказалась очень невысокой. По массе машина была практически идентична немецким «Тиграм», но по боевой эффективности была на уровне легкого танка.

Впрочем, танк все равно массово выпускали с 1939 по 1942 годы, пока его не начали массово заменять на М4 - более удачные танки Второй мировой войны. Американские машины этого поколения оказались куда лучше.

М4 "Шерман"

Наиболее массовый средний американский танк, которым вооружались как американцы, так и англичане и Красная армия. Последней он массово шел по ленд-лизу. Сильно отличался компоновкой и системой вооружения от предшествующих машин. Компоновка и конструкция силовой установки и подвески во многом остались прежними, так как в условиях войны требовалось максимально сохранить высокие темпы производства. Пожалуй, это был лучший американский танк.

Шасси было полностью скопировано с M3. Впрочем, исключая наиболее ранние типы, тележки подвески все же были сильно изменены: так, поддерживающие ролики отныне крепились сзади. Корпуса выполнялись с использованием сварки и/или литья. Лобовая часть собиралась из сварных и литых частей на сварке, а пушка калибром 75 мм устанавливалась в башню, выполняемую исключительно методом литья.

Сперва на эти американские танки (фото выше) ставили движки "Континенталь" с охлаждением воздушного типа, но их массово потребляла авиационная промышленность, а потому американцам постоянно приходилось искать альтернативные типы двигателей. В результате количество серийных модификаций резко увеличивалось. требовал экипажа в пять человек. Среди отечественных танкистов, которые воевали на этой «иномарке», танк заслужил хорошие отзывы.

Танкистам, в частности, нравилась качественная внутренняя отделка и запас продуктов (а также виски и хорошие сигареты), который упаковывали в машину в качестве подарка. Немало жизней спасла также вязкая броня, которая (в отличие от Т-34) не выкрашивалась даже при ее пробитии, чем предохраняла экипаж от ранений отлетевшими кусками окалины.

Тяжелые танки

Как ни странно, но многие военные историки считают, что американские тяжелые танки не существовали в принципе. Тот же «Першинг», который считался тяжелым танком, по массе сильно уступал немецкому «Тигру». Впрочем, у нас была примерно та же ситуация. Разгадка проста - Вермахт классифицировал бронетехнику по калибру, а мы с американцами - по ее массе.

Танк М6

Выпуск ограничился малой серией в 1941 и 1942 годах. На вооружении стояло сразу два орудия: 76,2 мм и 37 мм пушки, спаренные между собой. Кроме того, оснащался тремя В ходовой части были использованы сразу четыре пары двойных малых катков.

Существовало три модификации, у первой из которых корпус выполнялся методом литья, тогда как впоследствии перешли исключительно на высококачественную сварку, отличавшую далеко не все танки Второй мировой войны. Американские машины в этом отношении намного превосходили отечественную бронетехнику.

Использовались силовые передачи как гидромеханического, так и электрического типа. Башня изготавливалась исключительно методом литья. Чтобы уравновесить крайне неуклюжую и неустойчивую сдвоенную орудийную систему, заднюю часть башни пришлось серьезно удлинить. Была предусмотрена командирская башенка, а также крепление для монтажа зенитного пулемета.

Для переговоров использовались довольно качественная рация и внутреннее созданное на ее же основе. В общем и целом, конструкция оказалась явно неудачной: вооружение для такого типа танка было слабым, броня была тонкой, а высота - слишком большой. А потому всего было выпущено только 40 единиц новой техники, а в качестве «тяжелых» машин использовали М26.

Танк М26 "Першинг"

Эти американские танки Второй мировой были приняты на вооружение в 1944 году. Изначально относились к классу тяжелых танков (по всем статьям проигрывая немецкой технике этого класса), но из-за недостаточно мощного вооружения вскоре были «разжалованы» в средние. Имели массу в 41,5 тонны. Корпус сварной, собирался из готовых отливок и деталей. Днище - корытообразное. Передняя часть корпуса изготовлена методом литья, имеет рациональный наклон поверхностей. Башня имеет вытянутую форму, предусмотрена командирская башенка и крепление для зенитного «Браунинга».

Что касается ходовой части, то были использованы классическая торсионная подвеска и шесть опорных катков. Именно ходовую часть очень уважали танкисты, так как она оказалась чрезвычайно надежной. Двигатель - бензиновый восьмицилиндровый "Форд", относившийся к типу GAF-V. Охлаждение жидкостное, трансмиссия - гидромеханическая. Она обеспечивала танку высокий темп разгона и отличную плавность хода.

Основным орудием является 90 мм пушка M3, из которой бронебойный вылетал со скоростью 810 м/с. Дополнительно оснащался парой 7,62 мм пулеметов, причем один из них был курсовым, спаренным с пушкой. На башню ставили 12,7 мм зенитный пулемет. Имел квадрант-угломер, который позволял вести довольно точную стрельбу с закрытых позиций. М26 успели поучаствовать в завершающем этапе Второй мировой. Всего было выпущено около полутора тысяч машин.

Современное состояние дел

Современные американские танки имеют мало общего со своими предшественниками. На их развитие немалое влияние оказали немецкие специалисты. Нынешний «Абрамс» отличается высоким профилем, массивной броней и большим объемом заброневого пространства. В отличие от танков времен Второй мировой он имеет довольно грубые формы и мощное вооружение, основой которого является 120 мм нарезная пушка. Главным отличием от предшественников является классическая подвеска и

Таким образом, современные американские танки лишь в небольшой степени схожи со своими предшественниками.

Начиная с 1945 года Армия США нуждалась в новом легком танке, пишет For the Record. Производство легких танков М24 Chaffee было завершено в августе 1945 года с около 4700 выпущенными машинами. Между тем, в период с января по ноябрь 1945 года управление Армии США два раза созывает совещание, каждый раз рекомендуя разработку нового танка.

По требованиям управления армии США новый танк должен иметь более высокую огневую мощь и подвижность, чем М24 и должен быть вооружен 76-мм пушкой, способной пробивать 127-мм (5 дюймов) броню с наклоном 30 градусов на расстоянии 914 метров (1000 ярдов). Танк должен весить примерно 25 тонн.

В июле 1946 года в проектном подразделении Детройтского арсенала началась разработка нового танка, и 27 сентября 1946 года проект официально получил обозначение “T37”. Управлением армии США было рекомендовано изготовить три прототипа танка (в мае 1947 года заказ был уменьшен до двух).

Проектирование было завершено в начале 1949 года и был построен деревянный макет. Машина должна иметь экипаж из 4 человек, двигатель Continental AOS-895-1 (6-цилиндровый 8,2-литровый с турбонаддувом, с воздушным охлаждением, 500 л.с. при 2800 оборотов в минуту). Вес танка – 21,9 т, удельная мощность – 22,83 л.с./т. Максимальная скорость – 66 км/ч.

Броневая защита

Верхний лобовой лист – 25 мм (угол наклона 60 град.)

Нижний лобовой лист – 32 мм (угол наклона 45 град.)

Борт – 19-25 мм

Корма – 19 мм

Лоб – 32 мм (угол наклона 55 град.)

Маска пушки – 25-32 мм

Борт – 25 мм

Корма – 25 мм

Танк вооружен 76-мм пушкой Т94, угол вертикальной наводки – от -9 до +20 град. Скорострельность – 12 выстрелов в минуту. Начальная скорость ОФС – 792 м/с.

Во 2-й фазе разработки танк должен был быть вооружен 76-мм пушкой Т91 с системой управления огнем «Виккерс». Эта фаза впоследствии была переименована в «Т41». 3-я фаза (также имела обозначение «Т41») должна была включать механизацию заряжания для увеличения скорострельности. Первый Т37 был отправлен на Абердинский полигон в мае 1949 года и проходил испытания до августа 1950 года, когда он был возвращен в Детройт. Испытания проводились с учетом опыта боевых действий в Корее.

Наряду с Т37 в Абердине также прошли испытания Т37 2-й фазы (Т41, изготовлены три прототипа), вооруженный 76-мм пушкой большой мощности Т91 в модифицированной башне. Первоначальный проект Т37 был отменен из-за войны в Корее, в то время как проект Т41 2-й фазы (Т37 3-й фазы с автоматом заряжания, прототип не был построен, опять же, из-за Корейской войны) был изменен, в частности, путем изменения внутренней компоновки башни, отказа от пулеметных установок по бокам башни, увеличения размера погона башни. Эта модернизированная версия Детройтского арсенала была переименована в «Т41Е1» и в январе 1951 года компания «Кадиллак» получила контракт на изготовление около 100 танков. Однако контракт был отменен из-за войны Корее (снова), в результате чего проработаны дальнейшие модификации танка, которые привели к появлению M41 Walker Bulldog, но это уже другая история.

К началу Второй мировой войны американская армия располагала двумя типами легких танков. На вооружении пехоты состояло 292 танка модификаций М2А2 и М2АЗ. Это были двухбашенные машины с 7,62-мм пулеметом в одной и 12,7-мм — в другой башне. В строю моторизованных кавалерийских частей находилось 112 боевых машин М1 и М1А1. Точно такое же вооружение размещалось в одной башне. Конструктивно подобные танки имели одинаковую ходовую часть, состоявшую применительно к одному борту из четырех опорных катков. Сблокированные попарно в две балансирные тележки, они подвешивались на вертикальных буферных пружинах. Ходовая часть и была, пожалуй, главным достоинством этих, ничем особенно не примечательных и к 1939 году порядком устаревших боевых машин. Ее работоспособность поражала! В ноябре 1934 года танк Т5 (прототип М1) совершил испытательный пробег от арсенала Рок-Айленд до Вашингтона протяженностью 1450 км. При этом средняя скорость составила 48 км/ч! Стартовав 14 ноября, капитан Т. Никсон и Дж. Проске уже через три дня достигли Вашингтона, побив все рекорды скорости для гусеничных машин. Впоследствии эта конструкция ходовой части использовалась на всех американских танках вплоть до 1945 года. Боевые действия в Европе показали бесперспективность чисто пулеметного вооружения, что заставило ускорить разработку нового легкого танка с артиллерийским вооружением.

Первые экземпляры легкого М2А4 сошли со сборочной линии завода «Америкен Кар энд Фаундри» в мае 1940 года. Производство его завершилось в марте 1941 года после выпуска 365 машин. Еще десять в апреле 1942 года изготовила фирма «Болдвин Локомотив Уоркс». М2А4 нес в себе черты как предвоенных американских танков (архаичными для 1940 года были, например, пять примитивных смотровых лючков по периметру башни), так и легких боевых машин периода второй мировой войны. Не оставив заметного следа в истории танкостроения, М2А4 стал важной вехой в истории американской армии. С его появлением совпало создание танковых войск армии США. Это знаменательное событие произошло 10 июля 1940 года. Первым командующим был бригадный генерал Адна Чаффи, а штаб-квартирой и поныне является Форт-Нокс. 15 июля 1940 года началось формирование 1-й и 2-й танковых дивизий, на вооружение которых в основном и поступали М2А4. Эти соединения стали первыми из шестнадцати американских танковых дивизий, сформированных в ходе второй мировой войны. (Практически все танки и САУ союзников подробно показаны в документальном фильме"Танки союзников")

Танки М2А4 использовались в основном для учебных целей. В бою им довелось побывать только один раз — в конце 1942 года на тихоокеанском острове Гуадалканал в составе 1-го танкового батальона морской пехоты. Четыре танка получила Великобритания по программе ленд-лиза.
Уже вскоре после выпуска первых машин началось проектирование улучшенной версии М2А4. Увеличили толщину брони до 38 мм, что повлекло за собой возрастание массы до 12т. Чтобы хоть как-то уменьшить удельное давление, ленивец положили на грунт. Такое решение позволило повысить устойчивость машины. Для более надежной защиты силовой установки подвергли переделке и кормовую часть корпуса.
Первый прототип был создан на базе М2А4 в арсенале Рок-Айленд, и 5 июля 1940 года его приняли на вооружение под обозначением «легкий танк М3». Первые серийные М3 фирма «Америкен Кар энд Фаундри» выпустила в марте 1941 года, сразу по окончании производства М2А4.

Конструктивно новая машина повторяла своих предшественниц, вобрав в себя целый ряд недостатков, присущих американским танкам 30-х годов. Так, ширина ее лимитировалась размерами стандартного американского наплавного моста предвоенных лет. Высокий и короткий корпус не позволил разместить в башне артсистему калибром крупнее 37 мм. Узкие гусеницы, заимствованные у более легких машин, обусловили высокое удельное давление и ограниченную проходимость по слабым грунтам.

К основным достоинствам танка Стюарт М3 следует отнести высокую эксплуатационную надежность и прекрасные динамические характеристики. Достаточно мощным было и вооружение, состоявшее из 37-мм пушки М6 и пяти 7,62-мм пулеметов «браунинг» М1919А4 (один спаренный с пушкой, второй курсовой, два в бортовых спонсонах и один зенитный).

В ходе серийного производства в конструкцию танка постоянно вносились изменения, главным образом технологические. Так, многогранная клепаная башня на машинах ранних выпусков уступила место аналогичной по форме, но сварной, а затем ее сменила так называемая «подковообразная» башня, боковые стенки которой состояли из одного гнутого броневого листа. На танках поздних выпусков корпус собирался с частичным использованием сварки. Со второй половины 1941 года на М3 устанавливался стабилизатор наведения 37-мм пушки в вертикальной плоскости.

В 1942 году в связи с нехваткой стандартных бензиновых авиамоторов «Континентал» W670-9A часть танков выпустили с дизельным двигателем «Гиберсон» Т-1020-4. Следует отметить, что дизельные танки не прижились в американской армии, они использовались главным образом в учебных целях и поставлялись на экспорт. Всего же с марта 1941 года по август 1942 года было выпущено 5811 танков М3, из них 1285 с дизелем.

В апреле 1942 года качалось производство модификации М3А1. Командирскую башенку заменили двумя люками треугольной формы. Ликвидировали пулеметы в спонсонах и вместо них разместили дополнительный боекомплект. (Что касается танков М3, то это часто осуществлялось в войсках.) До августа 1942 года М3А1 выпускался параллельно с М3. Производство его прекратилось в феврале 1943 года; всего было изготовлено 4621 единица, из них 211 с дизелем.

Боевое крещение М3 получили не под американским, а под английским флагом. Из 538 машин, выпущенных с апреля по июнь 1941 года, 280 отправили в Северную Африку, где 8-я английская армия ощущала острую нехватку бронетехники. В британской армии танки серии М3 (а впоследствии и М5) назвали «Генерал Стюарт» — в честь американского генерала, командовавшего кавалерией конфедератов во время гражданской войны в США. В зависимости от модификации танки назывались: М3 — «Стюарт I», М3 (с дизелем) — «Стюарт II», М3А1 — «Стюарт III», M3A1(c дизелем) — «Стюарт IV». Первые «Стюарты» получил в июле 1941 года 8-й Королевский ирландский гусарский полк. К ноябрю уже все три полка 4-й танковой бригады имели американские танки. 18 ноября 1941 года в восьми километрах от Габр-Салеха 8-й гусарский и 5-й королевский танковый полки этой бригады столкнулись с 5-м немецким танковым полком. В результате англичане потеряли 11, немцы — 7 машин. В декабре бригаду вывели в тыл и подвели некоторые итоги. Выяснилось, что за два месяца интенсивных боевых действий из 166 «Стюартов» 4-й танковой бригады по техническим причинам вышли из строя только 12 единиц. Англичане, постоянно мучившиеся со своими капризными танками, были в восторге. Да и вообще «Стюарт» им понравился. Что касается вооружения, бронирования и маневренности, то легкая американская машина ничем не уступала британским «тяжелым крейсерам» А9, А10 и А13. Единственное, что не устраивало англичан, так это маленький запас хода. Впрочем, уже следующие партии «Стюартов», поступавших в Великобританию, оборудовались двумя дополнительными бочками для топлива. Английские танкисты прозвали «Стюарт» по-солдатски грубовато и в то же время ласково — «миляга»

В Королевском танковом корпусе танки обеих модификаций — М3 и М3А1 — использовались в основном в Северной Африке и Бирме вплоть до конца 1943 года. Всего же с 1941 по 1943 год в Великобританию по ленд-лизу из США было отправлено 1829 и 1594 танков М3 и М3А1 соответственно. В этот же период 1676 единиц М3А1 получил Советский Союз.

Боевое крещение «Стюартов» в составе американской армии состоялось на Филиппинах в декабре 1941 года. 22 декабря пять М3 из 192-го американского танкового батальона столкнулись в джунглях с группой японских танков «Ха-Го». Результат оказался плачевным: американцы потеряли четыре машины. В последующем все находившиеся на Филиппинах «Стюарты» были захвачены японцами. В феврале 1945 года они вновь попали в руки американцев.
В составе 1-й и 2-й танковых дивизий армии США М3 и М3А1 использовались в 1942-1943 годах в Северной Африке, а в составе танковых батальонов корпуса морской пехоты — вплоть до 1944 года на островах Тихого океана. Причем морская пехота предпочитала танки, оснащенные дизелями.

Тактико-технические характеристики МЗ «Стюарт»
Боевая масса, т 12,428
Экипаж, чел. 4
Длина, мм 4531
Ширина, мм 2235
Высота, мм 2515
Клиренс, мм 420
Броня, мм 10-45
Скорость (по шоссе), км/ч 48
Запас хода (по шоссе), км 113
Подъем, град. 35
Высота стенки, м 0,61
Ширина рва, м 1,83
Глубина брода, м 0,91
Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
1 К «Континентал» W670-9A, 7-цилиндровый, звездообразный, воздушного охлаждения, мощность 250 л. с. при 2400 об/мин 1 250
Вооружение
Вариант Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект / 1
Пушка 37 М5 1 103
Пулемет 7,62 «браунинг» М1919А4 5 8270

Страна-производитель США
Разрабочик «Америкен Кар энд Фаундри»
Кол-во выпущенных экземпляров 22743
Год принятия на вооружение 1941

Легкие американские танки

После того, как закончилась Первая мировая война, американская армия была существенно сокращена. В 1919 году американский танковый корпус был официально расформирован Штабом сухопутных сил. С этого момента развитием и направлением танковых войск занимался американский Штаб сухопутных сил. Задача перед танками ставилась следующая: облегчение непрерывного движения солдат во время атаки. Все усилия по созданию бронированных машины было направлено на разработку легких (максимум 5 тонн веса) и средних танков (максимум 15 тонн веса). Вес танков был регламентирован в соответствии с грузоподъемностью американских военных мостов и сооружений. Так как США очень скудно финансировала создание танков для армии в течении 20-х годов, в год армия могла строить не более двух опытных танков в год. В 1931 году одной из опытных машин был танк T1E4, который принял следующую компоновочную схему: в задней части танка располагался двигатель, спереди стояла трансмиссия и бортовая передача. Позднее эту компоновку брали как образец для последующих танков США.

Американский легкий боевой танк М1. Американские танки времен Второй мировой войны

В 1927 году в Америке были созданы маленькие механизированные части, в состав которых входили легкие пехотные танки легкого класса. Скорее всего, это было создано глядя на аналогичные английские танковые формирования.
Но с приходом в 1931 году в Штаб армии США генерала МакАртура политика механизации
армии США сильно изменилась. Он решил, что во время всеобщей механизации, традиционная американская кавалерия, которая будет укомплектована броневиками и танками, может существенно повлиять на ход боя и развитие успеха. Теперь кавалерия США шаг за шагом оснащалась танками. В обход принятого акта об Национальной обороне, новые кавалерийские танки стали называть «боевыми машинами». А легально вести работы по созданию танков могла лишь пехота США.
В период с 1934 по 1935 года американские конструкторы создали еще несколько опытных танков обозначающихся как T2, T2E1, T2E2.

Все эти танки были созданы, взяв за основу, опять же британский танк «Виккерс-Армстронг». Тем более, англичане неплохо преуспели в танкостроении.

При создании танков Т2 для конструкторов было выдвинуто требование: легкие танки для кавалерии нужно выполнять на основе легких пехотных танков. Это нужно было делать в экономических соображениях. Параллельно с танком Т2 велись разработки и создание танка Т5 (Рок-Айлендский арсенал). Отличались они подвеской: на Т5 стояла подвеска с вертикальными спиральными пружинами, на T2 стояла подвеска состоящая из листовых полуэллиптических пружин. Позже, танк Т5 был модернизирован и получил название T5E2, также она была известна как М1. В 1937 году этот танк приняли на вооружение кавалерии Америки. Танк получился довольно неплохим для тех лет: максимальная скорость танка составляла 45 км/ч, масса составляла 9,7 тонн, экипаж состоял из 4 человек. На вооружении танк имел два пулемета (12,7 мм и 7,62-мм)в башне, один (7,62 мм) пулемет в лобовом листе. Позже была создана модификация М2, которая имела направляющее колесо (для улучшения проходимости и увеличения длины опорной поверхности).
Летом 1940 года армия США, в связи с накалившейся политической обстановкой в мире, решает формировать новые танковые войск. Теперь в армии не было различий между кавалерией и танковыми частями пехоты. Танки М1 и М2 приняли на вооружение и переименовали как M1A1 и M1A2.
Хоть эти танки и не получили боевого применения во Второй мировой войне, в Форт Ноксе их все же использовали в качестве учебных.

Опыт при создании танков M1A1 и M1A2 очень помог американским конструкторам для создания следующих поколений боевых танков армии США.

Модификации танков М1 и М2.

Танк M1A1: первый серийный танк, всего выпустили 17 танков;
Танк M2: модификация предыдущего танка. На танке была установлена усовершенствованная башня. Также, был заменен бензиновый двигатель на радиальный дизельный. Позже этот танк переименовали в M1A1. Всего было изготовлено 7 танков. Из отличий от предыдущей модификации танка было опущенное на грунт направляющее колесо.

Помимо модификаций танков М1 и М2, существовали и промежуточные танки. Танк М1Е1 был прототипом для всей серии. Танк М1Е2 - являлся пртотипом для танка М1А1. Танк М1А1Е1 являлся прототипом танка М2. НА танке М1Е3 впервые были протестированы усиленные непрерывные гусеницы, а позднее, на этих танках испытали резинометаллические гусеницы. Между прочим, американцы до сих пор устанавливают на свои танки резинометаллические гусеницы, может за дороги свои боятся, или комфорт любят при езде...

Тактико-технические характеристики американского легкого танка М1:

Экипаж........4 человека (башенный стрелок из пулемета, пулеметчик лобового пулемета, компандир и механик-водитель);
Масса танка...........9 тонн;
Длина..........4,17 м;
Ширина..........2,16 м;
Высота.........2,4 м;
Вооружение....... два 7,62-мм пулемета, один 12,7-мм пулемет ;
Бронирование танка: от 6 до 16 мм.;
Двигательная установка: ...W670 “Continental”, мощностью 250 л.с.;
Максимальная скорость хода танка......45 км/ч;
Подвеска........с вертикальными спиральными пружинами;
Дальность действия танка......160 км.;

Легкий танк Чаффи представлял собой наиболее удачные конструктивные решения от предыдущих моделей легких боевых машин, созданных американскими конструкторами. Опыт применения легких танков Стюарт в годы войны показал, что они уже давно безнадежно устарели. Войскам США в Европе нужна была качественная замена этим отслужившим танкам. И именно Чаффи должен был такой заменой.

Описание

Первые легкие танки Чаффи прибыли в Европу лишь в декабре 1944 года. Американские танкисты легко переучивались на этот танк, поскольку он был достаточно легок в освоении. Боевая машина обладала хорошими динамическими характеристиками: высокая скорость и маневренность в бою позволяли ему быстро менять позицию, а скорострельное орудие обеспечивало высокий темп стрельбы. На Чаффи, как и на Шермане, была установлена 75мм пушка.
Несмотря на свою хорошую подвижность, Чаффи был крайне уязвим для огня противотанковой обороны и танков противника. Бронирование корпуса составляло всего лишь 25мм, хотя бронелисты располагались под большими углами, что несколько усиливало снарядостойкость Чаффи. И все же танк не мог эффективно бороться с немецкими средними танками Пантера и тяжелыми Тиграми. Многие танкисты однако все равно предпочитали этот танк, нежели Шерман, ведь хоть последний и был более бронирован, это не спасало его от огня пробивных немецких орудий, а пушка на обоих танках была одинаковой. Эти танки не успели в значительных количествах поступить в войска США. Весной 1945 года американцы в Европе имели чуть более тысячи легких танков Чаффи.
Таким образом, Соединенным Штатам так и не удалось до конца войны полностью заменить более совершенными танками свои устаревшие Стюарты, но это никак не помешало союзным войскам дойти до Эльбы. Легкий танк Чаффи можно по праву назвать удачной боевой машиной. Он конечно имел ряд недостатков, но это был по настоящему современный танк. Подвижность делала его идеальным средством глубоких прорывов вглубь взломанной обороны противника, но американцы слабо пользовались этим преимуществом, предпочитая массово применять танки лишь для поддержки пехотных частей. В 1944 - 1945 годах был выпущен 4731 танк Чаффи. Примерно 300 машин было отправлено по ленд-лизу в Великобританию. В СССР в больших количествах танк не поставлялся - советским военным специалистам было отправлено всего несколько машин для ознакомления и оценки боевых качеств танка.
Поделиться: