Требования действующего законодательства относительно оборудования кассы предприятия. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий Требования безопасности к помещению кассы

ИП обязан вести кассу

С января 2012 года изменились правила ведения кассовых операций.

Согласно Положению ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций» (далее по тексту - Положение) с 2012 года отменяются старые правила ведения кассы и вступают новые.

Итак, теперь отменены:

  • Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета директоров Банка России 22 сентября 1993 года N 40;
  • Положение Банка России от 5 января 1998 года N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ".

Новые правила кассовой дисциплины действительно упростили порядок работы с наличностью для организаций, а вот предпринимателям - усложнили.

Главное новшество - теперь индивидуальные предприниматели обязаны вести кассу наравне с организациями.

Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возьмет на себя налоговая служба, а не банки, как это было раньше.

Давайте посмотрим более подробно основные изменения законодательства.

Лимит остатка денег в кассе теперь устанавливает само предприятие

начиная с 2012 года предприятия могут самостоятельно устанавливать лимит кассы - объем наличности, который можно не сдавать в банк и хранить в кассе (п. 1.3 Положения). Ни о каком участии банков в этой процедуре в документе не сказано.

Руководитель предприятия издает в произвольной форме соответствующее Распоряжение об установлении лимита остатка кассы организации . Более того, от предприятия не требуется даже уведомлять банк о размере установленного лимита остатка кассы, т.к. документ хранится в компании и предназначен для внутреннего пользования.

Определять лимит кассового остатка нужно исходя из полученной ранее выручки, пика наличных затрат или предполагаемых объемов выручки (для только что открытых предприятий). В лимит кассового остатка не включают суммы наличных денег на выплаты работникам предприятия (зарплата, стипендия, отпускные и прочие выплаты) – их можно хранить в кассе сверх установленного лимита, но выплаты должны быть произведены в течение 5 рабочих дней.

Формула для расчета лимита кассового остатка

Формула для расчета лимита следующая:

Лимит = R * N / P , где:

R – объем выручки за расчетный период в аналогичном периоде прошлых лет или предполагаемый объем выручки или пиковый объем выдач наличных денег.

P – расчетный период, определяемый по усмотрению предприятия, но не более 92 рабочих дней. Рабочими днями считаются дни, в которые предприятие работало.

N - период времени между днями сдачи в банк наличных денег. Устанавливается на усмотрение предприятия, но не должен превышать 7 рабочих дней, а если банк далеко – 14 рабочих дней.

Положение не оговаривает, на какой период нужно устанавливать лимит для кассы. Этот вопрос оставлен на усмотрение предприятия. Можно устанавливать лимит на месяц, квартал, год или другой разумный срок. И пересматривать при необходимости.

Изменились правила оформления кассовых операций

По новым правилам, кассовые операции оформляют на основе шести документов:

  • Кассовая книга (форма 0310004) - для обобщения информации о кассовых операциях компании.
  • Приходный ордер (форма 0310001) и расходный ордер (форма 0310002) для оформления поступления в кассу и выдачи из кассы наличных денег.
  • Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма 0310005) для учета движения наличности между старшим кассиром и остальными кассирами компании в течение рабочего дня.
  • Расчетно-платежная ведомость (форма 0301009) для учета отработанного времени, начислений, удержаний и выплат работникам компании.
  • Платежная ведомость (форма 0301011) для учета выданной работникам зарплаты и других выплат.

Формы остальных кассовых документов в новом Положении не прописаны. Некоторые использовавшиеся раньше формы больше не нужны. Например, остался в прошлом журнал регистрации приходных и расходных ордеров КО-3. Ранее по окончании рабочего дня кассир должен был передавать в бухгалтерию второй (отрывной) экземпляр листа кассовой книги с приложением соответствующих кассовых ордеров и других документов. Теперь этого делать не нужно. По какой форме должны составлять авансовые отчеты работники компании, Положение также не указывает. Впрочем, во избежание ненужных вопросов лучше пользоваться прежней формой.

На усмотрение руководства самого предприятия отдан и порядок хранения кассовых документов. Указано лишь, что хранить их надо в течение сроков, установленных архивным законодательством РФ (п.1.9 Положения).

Требования к устройству кассовых помещений упростились

До 2012 года каждая компания, которая работала с наличными деньгами, должна была иметь изолированную и укрепленную кассовую комнату . Выполнить это требование было трудно, а порой и просто невозможно. Зато проверяющие штрафовали провинившихся нещадно.

Новое Положение больше не предъявляет вообще никаких требований к обустройству кассы. Более того, выбор места, где предприятие будет производить наличные расчеты, полностью оставлен на усмотрение ее руководства (п. 1.2 Положения). То есть кассой может быть и отдельная комната, и бухгалтерия, и кабинет руководителя.

Более того, не требуется, чтобы касса вообще располагалась в каком-то помещении. Например, Положение не запрещает разместить ее, к примеру, в автомобиле.

Согласно п 1.11 Положения, предприятие теперь само определяет как и где оборудовать кассу и как обеспечивать ее безопасность. Так что теперь нет необходимости оборудовать в офисе настоящую «неприступную крепость», чтобы, например, один раз в месяц выдавать под отчет сотрудникам пару тысяч рублей. Порядок и сроки проверок наличия денег в кассе также устанавливает руководитель компании.

Для начала разберемся, кому нужна касса, как она выглядит, кто обязан оборудовать кассовую комнату?
Обратимся к Порядку (утв. Письмом ЦБ РФ от 04.10.1993), в ст. 3 разд. I которого указано, что каждая организация, независимо от организационно-правовой формы, для осуществления расчетов наличными деньгами должна иметь кассу . В разд. II конкретизируется, что выдача и прием денежных средств должны осуществляться только в кассе предприятия . Это же положение обязывает руководителя оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в ее помещении, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.
В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия для сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке, наступает ответственность, предусмотренная ст. 15.1 КоАП РФ. Она влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от четырех до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб.
Требования по устройству кассовых помещений довольно жесткие. Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим критериям :
- быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;
- располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах, а в одноэтажных окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями;
- иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;
- закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;
- оборудоваться специальным окошком для выдачи денег;
- иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;
- располагать исправным огнетушителем.
И это только общий список требований. Как видно, они совсем нешуточные. Организация кассовой комнаты влетит фирме, как говорится, в копеечку и вызовет неподдельный интерес у проверяющих органов.

Изучаем нормативную базу

Может ли арендатор перепланировать помещение для устройства кассовой комнаты или отремонтировать кассовую комнату, не отвечающую требованиям ЦБ РФ? И будут ли возникать неотделимые улучшения арендованного имущества? Ведь от правильной классификации данного расхода зависит его учет.
Обратимся к ГК РФ. Согласно ст. 616 арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества , если иное не предусмотрено законом, правовыми актами или договором аренды. Последним может быть закреплена обязанность проведения капитального ремонта арендатором. А вот проведение текущего ремонта лежит именно на арендаторе , который обязан:
- поддерживать имущество в исправном состоянии;
- производить текущий ремонт за свой счет;
- нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Помимо этого ГК предусматривает возможность производства неотделимых и отделимых улучшений арендованного имущества (ст. 623), т.е. произведенные арендатором отделимые улучшения являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором аренды. В случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для него, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение их стоимости, если иное не предусмотрено договором аренды.
В указанной выше статье есть очень важный пункт: стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.
Изучая этот вопрос, мы сталкиваемся с терминами: текущий ремонт, капитальный ремонт, неотделимые улучшения.
Что говорит о производстве ремонтных работ Налоговый кодекс? Статья 260 рассматривает расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, как прочие расходы и признает их для целей налогообложения в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены. Положения названной статьи применяются и в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором между ним и арендодателем возмещение указанных расходов не предусмотрено.
В то же время расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, не учитываются в целях налогообложения (ст. 270 НК).
Амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя.
Налоговый кодекс также добавляет новые термины: ремонт основных средств (прочие расходы для целей налогообложения) и создание амортизируемого имущества, достройка, дооборудование, модернизации, реконструкция (расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли).

Соберем все вместе и классифицируем

Ремонт: текущий, капитальный текущий, капитальный (модернизация, реконструкция, техническое перевооружение). Создание амортизируемого имущества - создание неотделимых улучшений в арендованном имуществе.
Мы привыкли называть любые строительные работы ремонтом. Как правильно квалифицировать такие работы? Что будет текущим ремонтом, а что - капитальным? Что из этого будет неотделимыми улучшениями?
Гражданский и Налоговый кодексы не дают расшифровки понятия ремонт, но попробуем найти ее в обширной нормативной базе. Это не противоречит НК, в котором определено (п. 1 ст. 11), что понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если не предусмотрено иное. Для начала разберемся с понятием ремонта. Ремонт является одной из основных форм восстановления основных средств и подразделяется на текущий, средний и капитальный. Кроме ремонта, формой восстановления основных средств является их модернизация и реконструкция.
Определение текущего и капитального ремонта приведено в следующих документах:
- Положении МДС 13-14.2000, утвержденном Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279;
- Ведомственных строительных нормах (ВСН) N 58-88 (Р), утвержденных Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312;
- Письме Минфина СССР от 29.05.1984 N 80.
Так, ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
Текущим ремонтом считаются работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.
Капитальный ремонт - это такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим.
Обратите внимание, ремонт помещения не создает дополнительных объектов, которые можно было бы квалифицировать как неотделимые улучшения.
Так как же тогда возникают неотделимые улучшения ? К сожалению, расшифровки этого понятия нет ни в одном из нормативных документов, что позволяет налоговым инспекторам толковать любые расходы по капитальному ремонту как неотделимые улучшения. Следовательно, нагрузка по разъяснению данного вопроса во время бесконечных судебных разбирательств легла на плечи Минфина и судебных органов.
Важно отметить, что в системе российского права отсутствует понятие судебного прецедента. Однако попробуем проанализировать ту обширную судебную практику, которая существует на данный момент, учитывая, что решения и постановления высших судебных инстанций оказывают влияние не только на практику арбитражных судов, но и на деятельность административных органов, поскольку ФНС России отслеживает, обобщает и доводит до сведения своих территориальных подразделений эту информацию для учета в повседневной работе.

Что не является неотделимыми улучшениями?

Предположим, что договором аренды за арендатором закреплена обязанность за свой счет производить текущий ремонт, а также ремонт помещений, связанный с улучшением их отделки. Такого вида ремонт налоговые органы зачастую относят на неотделимые улучшения.
Арендатор, согласно заключенному договору, производит капитальный ремонт по отделке помещений. Будет ли это неотделимыми улучшениями? Нет, если арендованные помещения до и после ремонта используются арендатором по назначению, а также если виды ремонтных работ, соответствуют понятию капитального ремонта, указанному в Приложении 8 и Положении МДС 13-14.2000, утвержденному Постановлением Госстроя России N 279, и не являются реконструкцией или достройкой. Эту позицию поддерживает и ФАС Московского округа. В Постановлении от 24 октября 2008 г. N КА-А40/9881-08, где рассматривается претензия ИФНС N 7 по г. Москве, которая обратилась в суд с требованием о начислении налога на прибыль. Поддерживая позицию налогоплательщика, суд пришел к выводу, что все спорные работы по своему виду относятся к текущему, среднему и капитальному ремонту, затраты понесены, обоснованно учтены при формировании базы по налогу на прибыль. Суд установил, что характер выполненных работ не свидетельствует о том, что этими работами произведена реконструкция, достройка, техническое перевооружение, модернизация, поскольку не наступили последствия в виде изменения технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения и не было изменено функциональное назначение отремонтированных помещений. Акты выполненных работ также подтверждают выполнение требований ст. 252 Налогового кодекса и экономическую оправданность затрат на оплату ремонтных работ, их связь с производственной деятельностью заявителя.
Позиция ФАС Московского округа неизменна и подтверждена Постановлением от 3 декабря 2009 г. N КА-А40/12047-09-2 и Постановлением от 14 января 2009 г. N КА-А40/12824-08. Федеральные арбитражные суды других округов солидарны с этой позицией, например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2007 г. N А33-5384/06-Ф02-610/07 по делу N А33-5384/06 и Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 мая 2007 г. N Ф04-3262/2007(34491-А27-26) по делу N А27-16094/2006-6. Таким образом осуществление капитальных затрат в арендованное имущество не всегда создает неотделимые улучшения, если они являются текущим капитальным ремонтом. Если расходы осуществляются с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, то они единовременно учитываются в составе прочих расходов как расходы на ремонт согласно положениям ст. 260 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 08.10.2008 N 03-03-06/2/140).

Как возникают неотделимые улучшения?

Вернемся к Налоговому кодексу, в котором определено, что амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения, осуществленные путем модернизации или реконструкции объекта в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений.
Основным отличием неотделимых улучшений от отделимых является невозможность отделения их от арендованного объекта без причинения вреда и невозможность их использования отдельно от него. Для более полного понимания предмета вернемся к определениям реконструкции и модернизации, которые дают Налоговый кодекс и Градостроительный кодекс.
Реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. То есть произведение неотделимых улучшений можно рассматривать как один из способов распоряжения имуществом - изменение его состояния, целевой или функциональной принадлежности и (или) внешнего вида, в результате которого создаются улучшения, не отделимые от арендованной вещи без вреда для последней, и одновременно происходит повышение или поддержание эксплуатационных, потребительских, эстетических и т.п. качеств арендованного имущества, влекущих, в свою очередь, повышение или сохранение цены объекта аренды.
Подводя итог, попробуем дать определение неотделимых улучшений. Неотделимые улучшения - это преобразования имущества, которые нельзя отнести к капитальному ремонту. Причем это такие изменения, которые не приводят к появлению новой вещи, имущество существовало и использовалось по назначению, это нечто новое, дополнительное, без чего имущество могло эксплуатироваться по назначению и ранее.

Изучаем договор аренды

В договоре, скорее всего, предусмотрен порядок капитального ремонта и порядок компенсации вложений в арендованное имущество.
При осуществлении капитальных расходов (будь то неотделимые улучшения или капитальные затраты) арендатору необходимо заручиться согласием арендодателя (ст. 623 ГК). В случае отсутствия такового арендатор не имеет права на возмещение своих расходов и, кроме того, не сможет учесть понесенные расходы в составе расходов для налогообложения прибыли.
Обратите внимание, что текущий ремонт не требует согласования с арендодателем, так как обязанность по осуществлению текущего ремонта лежит по закону (если, конечно, это специально не оговорено договором аренды) на арендаторе.
Какие могут быть условия в договоре аренды и к каким последствиям это может привести:
- договором аренды не предусмотрено возмещение расходов арендатора на создание неотделимых улучшений, произведенных с согласия арендодателя;
- договором аренды не предусмотрено возмещение капитальных затрат, произведенных арендатором с согласия арендодателя;
- договором аренды предусмотрено возмещение капитальных затрат в том числе и на создание неотделимых улучшений, произведенных с согласия арендодателя.
На примере рассмотрим две ситуации. Исходные данные одинаковые, у арендатора с арендодателем в договоре аренды не предусмотрено возмещение расходов первого по производству текущих ремонтных работ. Но оговорено, что арендатор обязуется не производить без письменного согласия арендодателя каких-либо работ капитального характера, а также перепланировок и переоборудования арендуемого помещения (неотделимые улучшения). Стоимость всех расходов по капитальному ремонту и неотделимых улучшений, произведенных арендатором в арендуемом помещении, арендодателем не компенсируется, и по окончании срока аренды произведенные улучшения передаются арендодателю в собственность.
Ситуация первая: неотделимые улучшения не возникают. Торговая организация ООО "Красивая Мебель" арендует торговые и офисные площади на первом этаже торгового комплекса. Согласно плану арендованных площадей из 850 кв. м сдаваемых площадей 450 кв. м - торговый зал, 400 кв. м - это офисные помещения, включая коридоры и кассовую комнату. Администрация арендатора, проведя осмотр помещений, установила, что толщина стен кассовой комнаты не отвечает нормативам, установленным Порядком ведения кассовых операций (утв. Письмом ЦБ РФ от 04.10.1993), а также отсутствует охранная сигнализация. Перепланировка арендованных помещений не происходит, и не меняется их служебное назначение.
Для того, чтобы разобраться, какие же строительные работы (капитальный ремонт, текущий ремонт или неотделимые улучшения) будет осуществлять ООО "Красивая Мебель", нужно более подробно изучить предмет строительства. Давайте внимательно посмотрим на требования по устройству стен и перекрытий для оборудования кассовой комнаты.
Капитальными внутренними стенами (перегородками) считаются такие, которые выполнены аналогично капитальным наружным стенам либо выполнены из спаренных гипсобетонных панелей толщиной 80 мм каждая с проложенной между ними металлической решеткой из арматуры диаметром не менее 10 мм и размером ячейки не более 150 x 150 мм или из кирпичной кладки толщиной не менее 120 мм, армированной металлической решеткой.
Если стены в арендованном помещении не отвечают вышеуказанным требованиям, необходимо провести определенные работы. Наружные стены, перекрытия, полы и перегородки с внутренней стороны по всей площади должны быть укреплены металлическими решетками из арматуры.
При невозможности установки решетки с внутренней стороны допускается, по согласованию с подразделениями охраны, ее установка с наружной стороны.
Если в арендованном помещении стены не отвечают вышеуказанным требованиям, организация будет вынуждена укреплять их металлическими решетками из арматуры либо возводить новые перегородки, отвечающие требованиям Положения.
Чтобы разобраться, является ли укрепление стен или возведение новых перегородок капитальным ремонтом или текущим, или созданием неотделимых улучшений, обратимся к МДС 13-14.2000, где приводится очень подробный перечень строительных работ. Там указано, что укрепление существующих перегородок постановкой ершей, клиньев следует относить к текущему ремонту, и затраты на него сразу списывать в расходы арендатора. А вот ремонт, смена и замена изношенных перегородок на более прогрессивные конструкции - это капитальные затраты арендатора, которые также относятся к прочим его расходам (ст. 260 НК).
Теперь разберемся, является ли установка сигнализации неотделимыми улучшениями? Конечно, не является! Ведь установка сигнализации не изменяет свойства имущества и его служебного назначения. Эта позиция также подтверждена Постановлением ФАС Московского округа от 3 декабря 2009 г. N КА-А40/12047-09-2 по делу N А40-20125/09-112-92.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается налоговым органом, что заявитель по договору подряда 4 мая 2006 г. N 11 понес затраты по монтажу телефонной и структурированной кабельной сети в арендованном помещении. Данные работы квалифицированы налоговым органом как капитальные вложения (неотделимые улучшения) в арендованное имущество, которые привели к созданию нового объекта основных средств. Судами при рассмотрении дела установлено, что затраты общества не являются расходами по реконструкции, достройки, техническому перевооружению или модернизации объекта основных средств, так как они не привели к изменению технологического или служебного назначения оборудования здания и функционального назначения помещений. Доказательств, подтверждающих, что в результате работ был создан новый объект основных средств, а также что они привели к созданию неотделимых улучшений в арендованное имущество, налоговым органом не представлено. При окончании ремонтных работ ООО "Красивая Мебель" должно отнести расходы по проведению ремонта в арендуемом помещении в состав прочих расходов согласно ст. 260 НК РФ.
Ситуация вторая: возникают неотделимые улучшения. По договору аренды ООО "Двери Оптом" арендует торговые площади в размере 800 кв. м, из которых 800 кв. м - площадь торгового зала.
Администрация ООО "Двери Оптом" после осмотра помещения пришла к выводу, что оно не соответствует деятельности предприятия. Было принято решение использовать 400 кв. м для размещения выставочных образцов, а оставшуюся площадь переустроить под офисное помещение, 20 кв. м которого займет помещение кассовой комнаты. При осуществлении перепланировки вышеуказанных помещений ООО "Двери Оптом" обязано согласовать предстоящие ремонтные работы с арендодателем. Как мы установили из исходных данных примера, при ремонте будет изменено служебное назначение арендованных помещений. Какие же работы будут производиться ООО "Двери Оптом"? Вернемся к МДС 13-14.2000. Согласно Перечню, приведенному в Приложении N 8, возведение перегородок относится к работам капитального характера. Значит, ремонт, осуществляемый ООО "Двери Оптом", является капитальным, затрагивает изменение служебного назначения арендуемого помещения, поэтому при осуществлении ремонта будут создаваться неотделимые улучшения.

Бухгалтерский учет неотделимых улучшений

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета неотделимых улучшений . Согласно п. 5 ПБУ 6/01 в составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Срок полезного использования объекта основных средств в виде капитальных вложений в арендованное здание в бухгалтерском учете может быть установлен равным оставшемуся сроку аренды (исходя из условий договора аренды) (п. 20 ПБУ 6/01). Однако организация исходя из возможности продления срока действия договора аренды может установить и больший срок полезного использования произведенных капитальных вложений, вплоть до срока полезного использования арендованного здания. Кроме того, такое отражение неотделимых улучшений, не возмещаемых арендодателем, позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учеты.
Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств, используемым в основной деятельности организации, признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Налоговый учет неотделимых улучшений

В целях налогообложения прибыли капитальные вложения в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом (ст. 256 НК).
Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов (ст. 257 НК). Стоимость капитальных вложений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, и стоимость капитальных вложений, которые не возмещаются арендодателем, амортизируются в течение срока действия договора аренды, исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Стоит обратить внимание, что с 1 января 2010 г. налогоплательщик вправе устанавливать самостоятельный срок полезного использования, отличный от принятого для арендованных объектов основных средств, но установленный Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
При этом в случае если Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации, для конкретных капитальных вложений срок полезного использования не установлен, следует учитывать положение п. 6 ст. 258 Налогового кодекса, согласно которому для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.

Документальное оформление

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что исходной информацией к отнесению проведенных работ к ремонту или модернизации будут являться договор и акт формы КС-2 (утв. Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100). Поэтому организации должны очень внимательно подойти к заполнению и приему к учету данных документов, так как в форме КС-2 указывается перечень производимых работ, и согласно ему организация должна будет относить те или иные расходы на текущий или капитальный ремонт, или на создание неотделимых улучшений.
Не стоит забывать, что именно первичные документы и позволяют избежать спорных ситуаций с налоговым органом.

Правильное оборудование кассы на предприятии регламентируется рядом положений и требований, в которых определяются условия надежного хранения денег в специально отведенном для этого месте. Правила оборудования кассы диктуют, что это должно быть отдельное, изолированное помещение с надежной дверью, изготовленной из металла и запирающейся изнутри. Чтобы обслуживать посетителей, устраивается окошечко с дверцей, которое закрывается изнутри с помощью навесного замка. Все проемы в этом помещении должны быть закрыты решетками – не только окна, но и дымоходы, пути вентиляции и т.д., что позволяет исключить какое-либо несанкционированное проникновение.

Для хранения денег обязательно используются несгораемые шкафы из металла с двойными стенками, которые каждый вечер аккуратно запираются на замок и опечатываются личной печатью кассира. Такой металлический шкаф не просто ставится на пол помещения, а крепится к железобетонным несущим элементам здания, так что вынести его невозможно.

Требования по оборудованию помещения кассы содержат конкретные указания по обустройству дверей на входе и кассовых окошек, упрощение конструкции которых возможно лишь при круглосуточной охране помещения ВОХР либо вооруженным милицейским отрядом. Оборудование кассы организации должно включать два проверенных и исправных огнетушителя. Должна быть также устроена сигнальная охранная система, дублированная несколькими контурами, действие которых основано на разных принципах. Оборудование кассы в учреждении может включать сигнализацию, основанную на ультразвуковых, оптических, электронных либо радиоволновых датчиках и коммуникационных средствах, чтобы информация о попытке проникновения в охраняемое помещение посторонних граждан или о возникновении опасности возгорания или затопления была немедленно передана в милицию либо в подразделение вооруженной охраны.

Сигнал в эти охранные службы может подать и сам кассир, если он видит, что сохранности денег имеется угроза. Инструкция по оборудованию кассы предприятия включает условия по установке для этой цели системы тревожной сигнализации.

Оборудование кассы на предприятии — требования, варианты, новшества в 2015 году

Когда завершается рабочий день, подача электричества в кассовое помещение отключается с центрального поста охраны. Это делается для того, чтобы не дать возможности злоумышленникам вскрыть металлические сейфы, применяя электроинструменты. Пожарная сигнализация, наличие которой входит в оборудование кассы в бюджетном учреждении, получает независимое питание за счет отдельной электросети, что позволяет ей работать круглосуточно.

Современные требования к обустройству кассовых помещений

Требования к оборудованию кассы в 2015 году были изменены. Центробанк России выпустил указание № 320-У, упростившее правила проведения кассовых операций на предприятиях индивидуальных предпринимателей и на предприятиях, относящихся к малому бизнесу. У предпринимателей перестали требовать присутствие кассовой книги, они не обязаны устанавливать лимит наличия денег. Тем не менее, если принадлежащее ИП предприятие имеет большой денежный оборот, то лучше всего не слишком экономить и выполнить те требования, которые рассчитаны на юридических лиц:

  • оборудовать место для кассового обслуживания, хотя теперь оборудование кассовых помещений для ИП и не является обязательным;
  • назначить приказом постоянного кассира из числа сотрудников и заключить с ним договор материальной ответственности;
  • обеспечить соблюдение кассовой дисциплины;
  • установить кассовую технику.

Необходимая техника в кассовом помещении

Оборудование помещения кассы предприятия – это не только выполнение требований безопасности и монтаж защитных систем. Кассир обязан иметь на своем рабочем месте контрольно-кассовую машину и по всем расчетам наличными деньгами оформлять и выдавать кассовый чек. Такая машина оборудована дополнительно фискальной памятью, благодаря которой налоговый орган, ее зарегистрировавший, контролирует движение наличных средств.

Требования оборудования кассы ККМ включают наличие соответствующих установленной технике программных продуктов, с помощью которых информация от кассового аппарата немедленно поступает в центральный бухгалтерский компьютер предприятия и отражается в базах данных финансового, а также бухгалтерского учета.

Должно выполняться положение о порядке использования кассового оборудования, в котором строго оговорены все действия, выполняемые кассиром, начиная от ведения учетного журнала и заканчивая управлением ККМ.

Существует целый ряд дополнительного оснащения, которое не предусматривают требования к кассовому оборудованию, но иметь его весьма желательно. Это могут быть купюро-счетные машины, позволяющие существенно ускорить обслуживание клиентов, а также приспособления для проверки купюр на подлинность путем их просмотра под ультрафиолетовым либо инфракрасным облучением, от которого начинают светиться специальные метки на банкнотах. Если подобные устройства имеются, оборудование кассы на предприятии исключает риск попадания подделок, а кассир получает возможность быстро и безошибочно обслуживать посетителей.

Для современных бизнесменов – индивидуальных предпринимателей, упрощение требований к кассовому обслуживанию позволяет в самом начале деятельности не заниматься оборудованием рабочего места кассира. Но после возрастания денежного оборота большинство бизнесменов, не желая подвергать свои капиталы риску, начинает принимать соответствующие меры, автоматизируя обслуживание и соблюдая меры безопасности.

Возврат к списку

Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий

4. Вентиляционные шахты, короба и дымоходы:

  • Современные требования к оборудованию кассовых помещений

5. Запирающие устройства:

6. Дверные петли:

Приложение N 3
к Порядку ведения кассовых операций
в Российской Федерации

ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ УКРЕПЛЕННОСТИ И ОБОРУДОВАНИЮ
СИГНАЛИЗАЦИЕЙ ПОМЕЩЕНИЙ КАСС ПРЕДПРИЯТИЙ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Банки и их филиалы, почтовые отделения и узлы связи, кассы предприятий, организаций, учреждений, головные кассы крупных торговых предприятий независимо от разрешенного остатка хранения денежных средств и размещения материальных ценностей в них относятся к объектам и помещениям группы "А", оборудуемых по высшей категории укрепленности.

2. Требования распространяются на все объекты (вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые) расположенные на территории Российской Федерации независимо от их ведомственной принадлежности. Устанавливают порядок и способы оснащения средствами механической защиты и охранной сигнализацией объектов различных форм собственности с целью противодействия преступным посягательствам на них.

3. Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям:

быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;

располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;

оборудоваться специальным окошком для выдачи денег;

иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;

располагать исправным огнетушителем.

4. Подготовка и выполнение работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации должны осуществляться в соответствии с:

РД 78.143-92 "Руководящий нормативный документ. Системы и комплексы охранной сигнализации. Элементы технической укрепленности объектов. Нормы проектирования";

нормами и типовыми материалами для проектирования;

технологическими картами и инструкциями по монтажу систем и приборов охранной сигнализации;

РД 78.145-93 "Руководящий документ. Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации". Правила производства и приемки работ";

технической документацией на изделия;

требованиями ПУЭ, СНиП 2.04.09-84 и СНиП 3.05.06-85.

II. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ УКРЕПЛЕННОСТИ ПОМЕЩЕНИЙ КАСС ПРЕДПРИЯТИЙ

1. Стены, перекрытия, перегородки:

1.1. Капитальными наружными стенами, перекрытиями, перегородками считаются такие, которые выполнены из кирпичной или каменной кладки толщиной не менее 500 мм, бетонных стеновых блоков толщиной не менее 200 мм, бетонных камней толщиной 90 мм в два слоя, железобетонных панелей толщиной не менее 180 мм.

1.2. Капитальными внутренними стенами (перегородками) считаются такие, которые выполнены аналогично капитальным наружным стенам, либо выполненные из спаренных гипсобетонных панелей толщиной 80 мм каждая с проложенной между ними металлической решеткой из арматуры диаметром не менее 10 мм и размером ячейки не более 150 х 150 мм или из кирпичной кладки толщиной не менее 120 мм, армированной металлической решеткой.

1.3. Наружные стены, перекрытия, полы и перегородки, не отвечающие указанным выше требованиям, с внутренней стороны по всей площади должны быть укреплены металлическими решетками из арматуры диаметром не менее 10 мм и размером ячейки не более 150 x 150 мм, которые затем отштукатуриваются. Решетки привариваются к прочно заделанным в стену, перекрытие на глубину 80 мм стальным анкерам диаметром не менее 12 мм (к закладным деталям из стальной полосы 100 x 50 x 6 мм, пристреливаемым к бетонным поверхностям четырьмя дюбелями) с шагом не более 500 x 500 мм.

При невозможности установки решетки с внутренней стороны допускается, по согласованию с подразделениями охраны, установка решеток с наружной стороны.

1.4. В случае соседства помещений, предназначенных для хранения материальных ценностей, с помещениями других организаций (с котельными, бойлерными, техническими подвалами, подъездами жилых зданий, бесхозными строениями и т.п.) стены, перекрытия, полы и перегородки с внутренней стороны должны быть укреплены по всей граничащей площади, как указано в п. 1.3.

2.1. В зданиях и помещениях современной постройки двери должны соответствовать требованиям ГОСТ 6629-88, ГОСТ 24698-81, ГОСТ 24584-81, ГОСТ 14624-84 и быть такими прочными, чтобы оказывать достаточное сопротивление при физическом воздействии человека, а также при попытке открыть их при помощи простых инструментов, например: лома, топора, молотка, долота или отвертки.

2.2. Наружные (входные) двери должны быть исправными, хорошо подогнаны под дверную коробку, полнотелыми, толщиной не менее 40 мм, иметь не менее двух врезных несамозащелкивающихся замков, установленных на расстоянии не менее 300 мм друг от друга.

2.3. Входные двери помещений касс предприятий должны быть обиты с двух сторон листовой сталью толщиной не менее 0,6 мм с загибом листа на внутреннюю поверхность двери или на торец полотна внахлест. Листы крепятся по периметру и диагоналям полотна двери гвоздями диаметром 3 мм, длиной 40 мм и шагом не более 50 мм. Дверь должна иметь изнутри металлическую цепочку и смотровой глазок.

2.4. Прочность дверей может быть увеличена за счет использования предохранительных накладок, предохранительной уголковой замковой планки, массивных дверных петель, торцевых крюков со стороны петель, усиления дверного полотна и установки дополнительных замков.

При наличии расположенных снаружи дверных петель или одношарнирных стержневых петель, дверь со стороны их расположения должна быть защищена при помощи торцевых крюков.

2.5. Входные двери помещений касс предприятий должны быть дополнительно защищены изнутри решетчатыми металлическими дверями или раздвижными металлическими решетками, запирающимися на навесной замок с помощью ушек. Ушки для навесных замков должны изготавливаться из металлической полосы сечением 6 x 40 мм. Решетчатые металлические двери изготовляются из стальных прутьев диаметром не менее 16 мм, образующих ячейку не более 150 x 150 мм и свариваемых в каждом пересечении. По периметру решетчатая дверь обрамляется стальным уголком 75 x 75 x 6 мм. Раздвижные металлические решетки изготовляются из полосы сечением не менее 4 x 30 мм с ячейками не более 180 x 180 мм.

Допускается использование фигурных решеток с такими же прочностными характеристиками.

2.6. Обрамление дверного проема (дверная коробка) кассового помещения следует выполнять из стального профиля. Допускается использование деревянных дверных коробок, усиленных стальным уголком 30 x 40 x 5 мм, закрепленным в стену с помощью стальных ершей (костылей) диаметром не менее 10 мм, длиной не менее 120 мм.

3.1. Наружная дверь (стена) должна оборудоваться специальным окном с дверцей для операций с клиентами. Размер окна должен быть не более 200 x 300 мм. Если размеры окна превышают указанные выше, то снаружи его следует укреплять металлической решеткой типа "восходящее солнце". Требования к дверце и ее обрамлению аналогичны требованиям к дверям, обитым листовой сталью, с накладками для навесного замка и шпингалетом с внутренней стороны.

3.2. Все окна, фрамуги и форточки помещения кассы должны быть остеклены и иметь надежные и исправные запоры. Стекла должны быть надежно закреплены в пазах.

3.3. Основные проемы помещения кассы, расположенного на первом этаже, оборудуются металлическими решетками. Решетки изготовляются из стальных прутьев диаметром не менее 16 мм, образующих ячейки 150 x 150 мм. В местах пересечения прутья необходимо сварить. Концы прутьев решетки должны заделываться в стену на глубину не менее 80 мм и заливаться цементным раствором или привариваться к металлическим конструкциям.

При невозможности выполнить это, решетка обрамляется уголком 75 x 75 x 6 мм и приваривается по периметру к прочно заделанным в стену на глубину 80 мм стальным анкерам диаметром не менее 12 мм и длиной не менее 120 мм (к закладным деталям из стальной полосы 100 x 50 x 6 мм, пристреливаемым к бетонным поверхностям четырьмя дюбелями) с шагом не более 500 мм на защищаемых поверхностях. Минимальное количество анкеров должно быть не менее двух на каждую сторону.

3.4. Допускается применение декоративных решеток или жалюзей, которые по прочности и по возможности проникновения через них, не должны уступать вышеуказанным решеткам. Форма декоративных решеток согласовывается с архитектором города, района.

3.5. В зависимости от применяемой конструкции оконных рам, решетки могут устанавливаться как с внутренней стороны помещения, так и между рамами.

3.5.1. При установке решеток с внутренней стороны, рамы и форточки должны открываться наружу.

3.5.2. При установке решеток между рамами форточка внешней рамы должна открываться наружу, а форточка внутренней рамы — во внутрь помещения.

3.5.3. В помещениях, где все окна оборудуются решетками, одна из них делается раздвижной с навесным замком.

3.6. Достаточно эффективным способом защиты оконных проемов является установка на них защитных щитов и ставень, которые могут устанавливаться, как с внутренней стороны, так и с внешней стороны окна.

3.6.1. В помещениях предназначенных для размещения и хранения материальных ценностей группы Б защитные щиты и ставни устанавливаются вместо решеток, а в помещениях группы А — дополнительно к решеткам.

3.6.2. В случае, если защита осуществляется с внешней стороны, то защитные щиты и ставни должны запираться на один или два засова (при наличии высоких окон — более 1,5 м) и навесной замок. Если защита осуществляется с внутренней стороны окна, то защитные щиты и ставни могут запираться только на засов.

3.6.3. Защитные щиты и ставни по конструкции должны быть аналогичны входным дверям и изготовляться из шпунтованных досок толщиной не менее 40 мм или из материалов равноценной прочности, причем в помещениях, предназначенных для размещения материальных ценностей группы А, щиты и ставни обиваются листовой сталью аналогично п. 2.3.

Каким требованиям должно соответствовать помещение кассы

Вентиляционные шахты, короба и дымоходы:

4.1. Вентиляционные шахты, вентиляционные короба и дымоходы, имеющие выход на крышу или в смежные помещения и своим сечением входящие в помещения, где размещаются материальные ценности, должны быть оборудованы на входе в эти помещения металлическими решетками, выполненными из уголка сечением не менее 75 x 75 x 6 мм и арматуры диаметром не менее 16 мм и с ячейкой не более 150 x 150 мм.

Решетки в венткоробах со стороны охраняемого помещения должны отстоять от внутренней поверхности стены (перекрытия) не более, чем на 100 мм.

4.2. В случае прохождения вентиляционных коробов и дымоходов диаметром более 200 мм в стенах помещения кассы они должны быть с внутренней стороны укреплены по всей граничащей с коробом площади решетками, как указано в п. 1.3.

4.3. Вентиляционные короба и дымоходы диаметром более 200 мм, проходящие по помещению кассы должны быть оборудованы на входе (выходе) в эти помещения металлическими решетками из прутка диаметром не менее 10 мм или прочной металлической сеткой с последующей обвивкой проводом для подключения к охранной сигнализации.

4.3.1. Допускается для защиты вентиляционных коробов и дымоходов использовать фальшрешетки из металлической трубки диаметром отверстия не менее 6 мм, с ячейкой 100 x 100 мм, для протяжки провода шлейфа сигнализации.

5. Запирающие устройства:

5.1. В качестве запирающих устройств, устанавливаемых на дверях, окнах, люках и т.п. применяются: врезные несамозащелкивающиеся замки, накладные, навесные (амбарные, контрольные) замки, внутренние крюки, задвижки, засовы, шпингалеты и др.

5.2. Для запирания входных дверей в помещение кассы необходимо использовать замки повышенной секретности типа "Аблой", сувальдные с двухбородочным ключом, цилиндровые штифтовые 2-х и более рядные.

5.3. Степень защиты от вскрытия или подбора ключей повышается, если замыкающий цилиндр замка с цилиндровым механизмом имеет более пяти стопорных штифтов (на ключе имеется более пяти выемок), причем ключ не должен иметь более трех одинаковых по глубине выемок и рядом друг с другом не должно располагаться более двух одинаковых по глубине выемок.

5.4. Сувальдные замки должны иметь не менее шести сувальд (симметричных или ассиметричных). Количество сувальд соответствует числу ступенек бородки ключа, уменьшенному на одну ступеньку, предназначенную для перемещения засова замка.

5.5. Навесные замки должны применяться в основном для дополнительного запирания дверей, решеток, ставень. Эти замки достаточно эффективны с точки зрения защиты только в том случае, если имеют дужку из закаленной стали и массивный корпус (амбарный замок), а также если в местах их установки на запираемых конструкциях имеются защитные кожухи, пластины и другие устройства предотвращающие возможность сворачивания и перепиливания ушек и дужек замков.

5.6. Часть цилиндра врезного замка, выступающая за дверное полотно с наружной стороны двери должна быть защищена от обламывания или сбивания предохранительной накладкой, розеткой, щитком. Выступающая часть цилиндра после установки предохранительной накладки, розетки, щитка должна составлять не более 2 мм.

5.7. Показателем, существенно влияющим на охранные свойства замка, является способ крепления предохранительных накладок, розеток, щитков на полотне двери, т.е. крепление их с помощью винтов или шурупов. В замках предназначенных для запирания входных дверей крепление накладок, розеток, щитков должно осуществляться только с помощью винтов.

5.8. В помещении кассы, дополнительно, для запирания решетчатой двери, следует предусмотреть стальной засов. Величина выхода засова должна составлять не менее 22 мм. Этим требованиям отвечает большинство замков отечественного производства. Запорная планка должна быть прочной, толщиной не менее 3 мм и хорошо закрепленной при помощи шурупов на дверной коробке.

5.9. Высокими показателями надежности к взлому обладает запорная планка Г-образной формы, крепление которой производится не только к дверной коробке, но и к стене при помощи анкеров.

5.10. Дверные накладки должны изготавливаться из металлической полосы толщиной 4 — 6 мм и шириной не менее 70 мм.

5.11. Ушки для навесных замков должны изготавливаться из металлической полосы сечением 6 x 40 мм.

5.12. Надежность запирания дверей или ворот может быть повышена благодаря применению усиленных навесов. Усиленные навесы должны быть изготовлены из стали. При запирании на навесной замок запорная планка усиленного навеса надежно закрывает доступ к элементам его крепления (винтам).

5.13. Дверные крюки должны изготавливаться из металлического прутка диаметром не менее 12 мм.

5.14. Крепление крюков и накладок в стенах, дверных коробках и других местах должно производиться с помощью болтов или костылей (ершей) диаметром не менее 16 мм. Пропускаемые болты закрепляются с внутренней стороны помещения при помощи шайб и гаек с расклепкой конца болта.

6. Дверные петли:

6.1. Петли для дверей должны быть прочными и выполнены из стали. Крепление должно осуществляться с помощью шурупов.

6.2. При открывании дверей "наружу" на дверных петлях должны быть установлены торцевые крюки, препятствующие возможности проникновения в помещение в случае срывания петель или их механического повреждения. Торцевые крюки при закрытии двери входят в установленные в дверной коробке анкерные пластины или аналогичные элементы. Если двери металлические, то торцевые крюки привариваются, если же двери деревянные, то они устанавливаются при помощи шурупов.

III. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ КАСС
СРЕДСТВАМИ ОХРАННОЙ И ОХРАННО-ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

1. Одним из основных факторов, определяющих уровень надежности охраны помещения кассы предприятия, оборудованного техническими средствами, является структура комплекса охранной сигнализации, которая определяется необходимым количеством рубежей охраны, охраняемых зон и шлейфов сигнализации в каждом рубеже.

2. Помещение кассы предприятия оборудуется, как правило двумя рубежами охраны.

2.1. Первым рубежом охраны блокируются:

дверные проемы — на "открывание" и "пролом";

остекленные конструкции помещения — на "открывание" и разрушение стекла;

некапитальные стены, потолки, перегородки и места ввода коммуникаций — на "пролом";

капитальные стены, вентиляционные короба, дымоходы — на разрушение и ударное воздействие.

Кроме того, для повышения надежности защиты возможна дополнительная блокировка сейфов и металлических шкафов простейшими датчиками и извещателями, контролирующими площадь (объем) помещений.

3. Блокировку строительных конструкций на "открывание" рекомендуется осуществлять извещателями типа СМК (двери, остекленные конструкции).

4. Для блокировки остекленных конструкций на разрушение стекла применяются фольга, извещатели типа "Окно-1" или аналогичные.

5. Для блокировки зарешеченных оконных проемов, окрашенные прутья решеток обвиваются проводом НВМ или аналогичным диаметром 0,18 — 0,25 мм, после чего провод и решетка окрашиваются вновь.

6. Блокировка дверей, некапитальных стен (перегородок) на "пролом" производится проводом НВМ или аналогичным диаметром 0,18 — 0,25 мм. Провод должен прокладываться по возможности скрытым способом в штробах. Глубина и ширина штроба должна быть не менее двух диаметров провода.

7. При одновременной блокировке дверей на "пролом" и "открывание" рекомендуется применять линейные оптико-электронные извещатели типа "Вектор-3" и пассивные оптико-электронные извещатели типа "Фотон-2", "Фотон-5" или им аналогичные.

8. В тех случаях, когда возникает необходимость блокировки капитальных стен и потолков помещения, рекомендуется использовать извещатель типа "Грань".

9. При отсутствии механической защиты элементов периметра помещения или ее недостаточности целесообразно использовать оптико-электронные извещатели типа "Фотон-2", "Фотон-5", формирующие зону обнаружения в виде вертикального барьера и контролирующие зону вдоль стены, оконного проема, перекрытия внутри помещения. Такой способ блокировки периметра обеспечивает достаточно высокую надежность охраны при сравнительно малых затратах на монтаж.

10. Для повышения надежности срабатывания охранной сигнализации при блокировке строительных конструкций рекомендуется использовать совместно извещатели различного принципа действия, например, оптико-электронные с ультразвуковыми или радиоволновыми, ультразвуковые с радиоволновыми.

11. Сигналы тревоги от всех рубежей охраны рекомендуется выводить на отдельные номера пульта централизованного наблюдения (ПЦН) через пост дежурного персонала или охраны, на котором должны устанавливаться приемно-контрольные приборы (ПКП) типа "Сигнал", УОТС и т.п.

11.1. Разрешается устанавливать вывод сигнала тревоги к сторожу, надомнику или иному лицу, заключившему договор в письменном виде об охране кассы. Места дежурства всех этих лиц должны быть обеспечены средствами радио или телефонной связи с горрайорганами внутренних дел.

12. Клеммные крышки ПКП, извещателей, другой установленной на объекте аппаратуры охранной сигнализации и разветвительные коробки опломбируются (опечатываются) электромонтером ОПС или инженерно-техническими работниками с указанием фамилии и даты в технической документации по этому объекту.

13. Для защиты персонала касс предприятий от преступных посягательств, на рабочих местах кассиров, у администрации этих учреждений устанавливаются кнопки тревожной сигнализации, которые предназначаются для передачи сигналов тревоги в дежурные части органов внутренних дел для принятия своевременных мер в случае разбойного нападения на объект.

14. Электропитание каждого из рубежей охраны должно осуществляться от независимого источника, при этом необходимо предусматривать для каждого из рубежей охраны резервное (автономное) питание.

15. Система охранно-пожарной сигнализации должна соответствовать требованиям действующего СНиПа "Пожарная автоматика зданий и сооружений" и ведомственного перечня объектов, подлежащих оборудованию охранно-пожарной сигнализацией, и постоянно находиться в работоспособном состоянии.

16. Охранно-пожарная сигнализация и освещение кассы монтируются раздельно и получают электропитание от разных источников. Все виды проводки выполняются скрытыми. В исключительных случаях допускается прокладка шлейфов в металлических трубах внутри помещения по железобетонным или бетонным строительным конструкциям.

17. Пожарные извещатели должны включаться в самостоятельные шлейфы с целью обеспечения их круглосуточного функционирования.

18. Во всех видах касс осуществляется обесточивание освещения, розеток и других выводов электропитания с тем, чтобы не дать возможности преступникам использовать для взлома металлических хранилищ электродрели, углошлифовальные машинки и т.п. средства. Включение электропитания кассы с началом рабочего дня производится только с пульта вневедомственной охраны, поста сторожевой охраны, кабинета руководителя хозоргана и других изолированных от кассы помещений.

Министерство внутренних дел
Российской Федерации

Требования к помещению кассы и ведению кассовых операций

Руководители организаций обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы.

Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и т. д. хранятся у руководителей предприятий. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем организации. Результаты проверки фиксируются в акте.

Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, запрещается.

В организациях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя организации. С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности.

В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и др.) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера организации или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем предприятия.

II. Требования по технической укрепленности помещений касс предприятий

О результатах пересчета и передачи ценностей составляют акт за подписями указанных лиц.

В малых организациях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего может выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 1 января Центральный банк России изменил порядок ведения кассовых операций. Причем вести кассу теперь должны не только компании, но и индивидуальные предприниматели.

Новое Положение ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций» Минюст России зарегистрировал в конце ноября. И сразу же новый документ стал предметом острых дискуссий. Все потому, что организациям стало работать проще, а индивидуальным предпринимателям, наоборот, сложнее.

Организация на территории Российской Федерации наличного денежного обращения осуществляется в соответствии с Положением ЦБ РФ о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П и Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40.
Согласно абз. 1, 2 п. 29 Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу. Касса организации должна находиться в изолированном помещении, предназначенном для приема, выдачи и временного хранения наличных денег.
Руководство предприятия должным образом обязано обеспечить сохранность денег при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк в соответствии с Рекомендациями по обеспечению сохранности денежных средств, приведенными в Приложении № 2. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств, они несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Всем известно, что многие компании, относящиеся к малому бизнесу, не имеют оборудованного помещения кассы. Просто они не могут себе этого позволить по причине отсутствия свободного места или запрета арендодателя на перепланировку арендуемой площади или из-за отсутствия денежных средств.
Однако, отсутствие специально оборудованной кассовой комнаты, а также ее несоответствие определенным техническим параметрам может обернуться для организации большим штрафом, оспорить который будет сложно.

Центробанк и многие суды считают, что если помещение кассы не оборудовано надлежащим образом, значит, организация не соблюдаете порядок хранения свободных денежных средств, нарушая тем самым Порядок ведения кассовых операций. За это предусмотрена административная ответственность на основании ст. 15.1 КоАП РФ. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в том числе, и в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.
Налоговики выявляют подобные правонарушения при проведении, например, выездных налоговых проверок или при проверках соблюдения законодательства о применении ККТ. Обнаружив отсутствие кассовой комнаты, инспекторы вряд ли упустят возможность наказать компанию (предпринимателя).

В случае претензий со стороны налоговых органов, руководитель может попытаться уговорить контролеров выписать штраф не на компанию, а на себя. Ведь Порядком ведения кассовых операций установлено, что обязанность оборудовать кассу лежит именно на руководителе, и он несет ответственность, если по его вине не были созданы условия для обеспечения сохранности денег. Штраф для директора в 10 раз меньше штрафа для организации. Но следует помнить, что если директору не удастся договориться, то одновременно можно получить два штрафа - и на фирму, и на руководителя. Закон не запрещает налоговикам это делать.
Законность привлечения фирмы к административной ответственности за отсутствие кассовой комнаты можно попытаться оспорить в суде. Но не стоит сильно надеяться на лояльность судов, так как арбитражная практика по таким делам неоднозначна. Положительный результат спора гарантировать невозможно.

Существует категоричное мнение судей. Так как порядок хранения свободных денежных средств включает в себя обязательное оборудование помещения кассы, отвечающего всем установленным требованиям, то какие-либо отступления от этого правила недопустимы. Это отмечено в Постановлениях ФАС ДВО от 23.11.2009 № Ф03-6318/2009, от 20.08.2009 № Ф03-3496/2009, ФАС ПО от 15.10.2009 по делу № А12-13358/2009, ФАС СКО от 21.12.2009 по делу № А53-16835/2009.

Однако, шансы избежать штрафа все же есть.
Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 29.07.2010 г. по делу № А32-53490/2009 сказано, что сам по себе факт отсутствия в организации изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, не образует состав правонарушения по статье 15.1 КоАП РФ.
Так же некоторые суды (Постановления ФАС ВВО от 11.08.2009 по делу № А11-904/2009, ФАС ЗСО от 23.06.2009 № Ф04-3665/2009 (9165-А03-3), ФАС УО от 17.11.2009 № Ф09-8921/09-С1, ФАС ЦО от 11.12.2009 по делу № А09-7203/2009) могут признать это правонарушение малозначительным.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Второй арбитражный апелляционный суд от 16.05.2008 по делу № А28-1884/2008-82/12 со ссылкой на п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалифицировал правонарушение в качестве малозначительного, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения. В частности, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, сколько-нибудь значительного ущерба государству, неблагоприятных последствий. Поэтому, малозначительными могут быть признаны совершенные организацией правонарушения на основании того, что в помещении бухгалтерии имеется сейф для хранения денег, арендуемое помещения охраняется силами сторожевой службы арендодателя, а главный бухгалтер в обязательном порядке контролирует сохранность материальных ценностей. Все эти факты действительно свидетельствуют о том, что бездействие заявителя не создало существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям.

Например, некоторые суды не принимают в качестве доказательства отсутствия вины компании то, что в проверяемом помещении имеются пожарно-охранная сигнализация, видеонаблюдение и решетки на окнах. Нарушение может быть расценено судом как малозначительное и в том случае, когда изолированное помещение кассы у организации все-таки имеется, но при этом на окнах отсутствуют решетки или внутренняя дверь. Суд может сделать снисхождение на основании того, что организация не могла выполнить все установленные требования, поскольку помещение ею арендуется, и она не имеет права проводить в нем какую--либо реконструкцию без разрешения владельца. Однако, и это обстоятельство не всегда принимается во внимание.

По мнению ВАС РФ, квалифицировать правонарушение как малозначительное можно лишь в исключительных случаях. И если суд не увидит оснований, свидетельствующих об исключительности конкретного рассматриваемого случая, то и откажется признать отсутствие помещения кассы малозначительным правонарушением.

Наиболее прогрессивные суды, которых, кстати, не так много, вообще считают, что отсутствие изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, не образует состава правонарушения по статье 15.1 КоАП РФ. По их мнению, прежде, чем привлекать компанию к административной ответственности за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, налоговый орган должен доказать наличие у заявителя свободных денежных средств и их размер, а также факт их хранения.

Таким образом, обращаясь в суд, организация все же имеет шанс его выиграть и избежать штрафа за отсутствие кассового помещения. Тем не менее, надо всегда помнить, что выиграв в суде, налоговики могут про вас не забыть и нанести вам повторный визит. Поэтому, чтобы не оказаться под постоянным “присмотром” контролеров, постарайтесь сделать все возможное для того, чтобы выполнить требование об оборудовании помещения кассы.

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля, а также права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, меры по защите их прав и законных интересов. Указанным Федеральным законом установлены сроки и периодичность проведения проверок с уведомлением органом государственного контроля (надзора) в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем специфика проведения проверок соблюдения законодательства о применении ККТ предполагает фиксацию фактической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов в момент проверки, что не предполагает предварительного информирования объекта проверки о начале ее проведения. Таким образом, организация и проведение мероприятий контроля применения ККТ, проводимых в рамках проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ.

Обратите внимание! Если организация не ведет никаких наличных расчетов со своими контрагентами, а зарплата и другие выплаты работникам перечисляются безналичным путем, то она не обязана иметь оборудованную специальную кассовую комнату.

Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к помещению кассы (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты

Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У
(ред. от 19.06.2017)
"О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32404) 7. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.


ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ. КАССОВЫЕ ЗАЛЫ

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Требования к помещению кассы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Администрацией в письме от 17.02.2004 N 01-22/119 было разъяснено обществу НИИ "Высоких технологий", что основания для возмещения затрат на ремонт арендуемого помещения в соответствии с Положением о порядке сдачи в аренду муниципальной собственности г. Ижевска отсутствуют (т. 1, л. д. 148). Кроме того, заявителем в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлена смета на проведение ремонта (гл. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации), при отсутствии которой копии товарных и кассовых чеков, представленные обществом НИИ "Высоких технологий", не отвечают требованиям, установленным ст. 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации..."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приняв во внимание положения Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", действующего на момент подписания договора, Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что материалами дела не подтверждается фактическая передача обществу "Корунд" денежных средств по договору займа от 05.03.2010, договор является незаключенным, основания для включения требования заявителя в реестр требований о передаче жилых помещений общества "Корунд" отсутствуют..."

Поделиться: