О том, что тела пассажиров могут рассказать о крушении самолета. Идентификация останков массовых жертв террористического акта в московском метрополитене – опыт комплексного судебно-медицинского исследования Что значит найдены фрагменты тел

Media playback is unsupported on your device

В Санкт-Петербурге началось опознание тел погибших в результате крушения самолета Airbus A321 компании "Когалымавиа" на Синайском полуострове. По словам представителей оперативного штаба, процесс опознания всех тел может занять до нескольких недель.

Во вторник утром в Петербурге приземлился второй самолет с останками погибших, в то время как на самом месте крушения все еще продолжается поисковая операция.

Глава оперативной группы российского МЧС на Синае Александр Агафонов сообщил, что в понедельник было найдено более 100 предметов личных вещей пассажиров, в том числе два фотоаппарата, два планшета, четыре сотовых телефона, пять паспортов и одно удостоверение личности члена экипажа.

Все эти предметы могут в дальнейшем помочь при идентификации тел погибших в авиакатастрофе.

Русская служба Би-би-си попросила экспертов прояснить, как в подобных случаях происходит процесс идентификации погибших.

"Это очень трудоемкий процесс"

Правообладатель иллюстрации Reuters

"Все очень просто – кучки с телами лежат, и эксперты пытаются их сгруппировать по каким-то параметрам, но все это при таких разрушениях весьма относительно, поэтому вот это вот страшное месиво люди проходят и пытаются узнать – по одежде, по фрагментам тела, какие-то наколки, какие-то татуировки, может быть, какие-то особенности – только таким путем", - объяснил Русской службе Би-би-си заведующий кафедрой судебно-медицинской экспертизы Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Юрий Пиголкин .

"А так - люди в состоянии шока. Во-первых, просто очень трудно опознать мертвое тело – цвет меняется, а если еще и повреждено, то это очень трудоемкий процесс, чрезвычайно сложно", - говорит эксперт.

"Затем, когда уже признали, что опознание провести невозможно, тогда проводят генетическое исследование. Генетическое исследование проводится, сравнивая генотипы, берется на марлю кровь, если сохранена полость рта – могут взять и слюну. В комплексе – и слюна, и кровь, и кости для исследования. Сейчас же у родственников собрали генетический материал – создается база данных, а потом в эту базу вносятся эти образцы. Дальше, когда есть база данных, полученные гены из образцов и сравнивают их по длине с теми, которые находятся в базе", - рассказывает Пиголкин.

Египетский судмедэксперт, принимавший участие в процедуре осмотра места крушения, рассказал журналистам, что характер повреждений тел пассажиров разбившегося А321 может указывать на то, что до столкновения с землей на борту лайнера произошел взрыв.

"Большое число отдельных фрагментов тел может указывать на то, что сильный взрыв произошел на борту еще до столкновения с землей", - цитирует эксперта агентство РИА Новости.

По его словам, учитывая состояние большинства тел, для определения личности погибших может потребоваться анализ ДНК.

Экспертиза ДНК: уроки MH17

Идентификацией тел пассажиров, погибших в результате в июле 2014 года, занимались специалисты Института судебной экспертизы Нидерландов. На сайте этой организации идентификации погибших.

В частности, изучаются отпечатки пальцев и записи стоматологов жертв.

Учитываются и данные о личных вещах пассажиров - например, об их одежде, ювелирных украшениях.

Согласно Институту судебной экспертизы Нидерландов, к анализу ДНК специалисты прибегают только в том случае, если невозможна идентификация по записям стоматолога. В процессе идентификации у погибших берут образцы ДНК - фрагменты мышечной ткани, костной ткани и фрагменты зубов.

"ДНК лучше всего защищена от внешнего воздействия в частях зубов", - говорится на сайте института. После этого специалисты составляют профили ДНК жертв.

Берутся также образцы ДНК (образец слюны) у прямых родственников. Прямые родственники - это родители, дети, братья и сестры погибшего, их ДНК гораздо ближе, чем у дальних родственников, объясняют специалисты.

Кроме того, судмедэксперты получают личные предметы жертв – например, расчески или зубные щетки, на которых могут находиться образцы их ДНК. Но данные, полученные с их помощью, не всегда можно использовать - порой невозможно определить, кому именно принадлежал тот или иной предмет, и не пользовался ли этим предметом кто-либо еще.

То есть это сложный и комплексный процесс: ДНК-профили погибших сравнивают с ДНК-профилями их родственников, а также с ДНК-профилями, сделанными на основании изучения их личных вещей, и с помощью специальной программы проводят их анализ.

Обломки разбившегося на Синае аэробуса разбросаны по достаточно большой площади, тела погибших пассажиров пострадали очень сильно. Для опознания большинства жертв понадобятся специальные методы.

На месте авиакатастрофы судмедэксперты фотографируют уцелевшие фрагменты тел. Потом в лаборатории их могут сканировать, иногда даже в формате 3D. Главные детали, которые ищут специалисты - татуировки, родинки и другие «особые приметы». Но часто тела повреждены настолько, что визуальными средствами опознать погибших невозможно.

В таких случаях нередко используют идентификацию по зубам. Здесь самые важные признаки - это особенности строения зубов или их повреждения, например, кариес, пародонтоз, любые операции, которые проводили на челюсти, или, например, протезирование. По статистике, в 90% авиационных катастроф личность жертв устанавливают именно по стоматологической экспертизе.

Также используются и отпечатки пальцев. Тем более, что с прошлого года эти данные обязательно должны быть в загранпаспортах нового образца. Папиллярный узор на подушечках остается неизменным в течение всей жизни человека. Более того, у каждого этот узор уникален. Но есть нюанс - такой метод применим только в том случае, если пассажиры биометрический паспорт оформляли, а он пока далеко не у всех. К тому же многие тела сильно обгорели. Насколько в этом случае применим метод дактилоскопии, должны решить эксперты.

Еще один используемый метод - анализ по ДНК. Его можно провести четырьмя разными способами. В одном для сравнения нужна митохондриальная молекула. Теоретически, извлечь ее можно из любой ткани. В этой митохондрии как раз находится большая часть наследственной информации, по которой и опознают родственников. После катастрофы рейса Шарм-Эль-Шейх - Санкт-Петербург у родных погибших в экстренном штабе эксперты взяли образцы слюны. Этот генный материал российские специалисты увезли в Египет, где и начнется процедура сличения.

Идентификацию по ДНК ввели в 2010 году после опознания жертв катастрофы самолета A330 в Триполи. Такой же метод анализа применялся при опознании жертв катастрофы борта MH17, который потерпел крушение прошлым летом в небе над Украиной. Тогда благодаря ДНК-экспертизе из 298-ми погибших были опознаны 296 человек.

На месте катастрофы нашли 163 тела. Обещают, что вся процедура опознания будет проходить в России, в петербургском бюро судмедэкспертизы. Пока сложно сказать, как именно это будет выглядеть. Но если вспомнить катастрофу с самолетом Анапа - Петербург в 2006 году, опознание происходило в небольшой комнате недалеко от места трагедии.

Фотографии погибших тогда просто показывали на экране. Родственники признавались, это было самым тяжелым испытанием. Причем таким образом опознать сразу удалось тогда 25 тел. Идентифицировать остальных 150 пассажиров пришлось по ДНК. Для этого родственников просили сдать образцы своей крови.

Оригинал взят у valkiriarf в О том, что тела пассажиров могут рассказать о крушении самолета

За пределами черного ящика

Деннис Шанаган работает в просторном помещении на втором этаже дома, в котором он живет со своей женой Морин, в десяти минутах езды от делового района Карлсбада в Калифорнии. У него тихий и освещенный солнцем офис, по виду которого никак нельзя догадаться о том, какую ужасную работу здесь выполняют. Шанаган — эксперт по телесным повреждениям. Значительную часть времени он посвящает изучению ран и переломов у живых людей. Его приглашают для консультаций компании, производящие автомобили, клиенты которых подают в суд на основании сомнительных доводов («порвался ремень безопасности», «за рулем был не я» и т. д.), что можно проверить по характеру их повреждений. Но параллельно с этим он имеет дело с мертвыми телами. В частности, он принимал участие в расследовании обстоятельств катастрофы рейса 800 авиакомпании Trans World Airlines.

Самолет, вылетевший из международного аэропорта имени Джона Кеннеди 17 июля 1996 г. в Париж, взорвался в воздухе над Атлантическим океаном в районе города Ист Морич, штат Нью-Йорк. Свидетельства очевидцев были противоречивыми. Некоторые утверждали, что видели, как в самолет попала ракета. В обломках были обнаружены следы взрывчатого вещества, но следов снаряда не нашли. (Позднее выяснилось, что взрывчатые вещества были заложены в самолет задолго до крушения — в рамках программы обучения собак-нюхачей.) Распространялись версии о причастности к взрыву государственных служб. Расследование затягивалось в связи с отсутствием ответа на основной вопрос: что (или кто) сбросило самолет с неба на землю?

Вскоре после крушения Шанаган вылетел в Нью-Йорк, чтобы осмотреть тела погибших и сделать возможные выводы. Прошлой весной я отправилась в Карлсбад, чтобы с ним встретиться. Я хотела узнать, как человек выполняет подобного рода работу — в научном плане и в плане эмоциональном.
У меня были и другие вопросы. Шанаган знает всю подноготную кошмара. Он в беспощадных медицинских деталях может рассказать, что происходит с людьми при различных катастрофах. Ему известно, как они обычно умирают, знают ли они о том, что происходит, и каким образом (при крушении на небольшой высоте) они могли бы повысить свои шансы на спасение. Я сказала, что отниму у него час времени, но пробыла у него пять часов.

Разбившийся самолет обычно может рассказать свою историю. Иногда эту историю можно услышать буквально—в результате расшифровки записей голосов в кабине экипажа, иногда можно сделать выводы в результате осмотра обломанных и обожженных фрагментов упавшего самолета. Но когда самолет рушится в океан, его история может оказаться неполной и нескладной. Если в месте падения особенно глубоко или течение слишком сильное и хаотичное, черный ящик вообще могут не найти, а поднятых на поверхность фрагментов может оказаться недостаточно для однозначного выяснения произошедшего в самолете за несколько минут до катастрофы. В таких ситуациях специалисты обращаются к тому, что в учебниках по авиационной патологической анатомии называют «человеческими обломками», то есть к телам пассажиров. В отличие от крыльев или фрагментов фюзеляжа, тела всплывают на поверхность воды. Изучение полученных людьми ранений (каков их тип, тяжесть, какая сторона туловища поражена) позволяет эксперту сложить воедино фрагменты ужасной картины происшедшего.

Шанаган ждет меня в аэропорту. На нем ботинки Dockers, рубашка с короткими рукавами и очки в оправе, как у летчика. Волосы аккуратно причесаны на пробор. Они похожи на парик, но они настоящие. Он вежливый, сдержанный и очень приятный, напоминает мне моего знакомого аптекаря Майка.

Он совсем не похож на портрет, который я составила у себя в голове. Я представляла себе неприветливого, бесчувственного, возможно, многословного человека. Я планировала провести интервью в поле, на месте крушения какого-то самолета. Я представляла себе нас двоих в морге, временно сооруженном в танцевальном зале маленького городка или в спортивном зале какого-то университета: он в испачканном лабораторном халате, я со своим блокнотом. Но это было до того, как я поняла, что Шанаган лично не занимается вскрытием тел. Это делает группа медицинских экспертов из морга, расположенного вблизи места катастрофы. Иногда он все-таки выезжает на место и исследует тела с той или иной целью, но все же в основном он работает с готовыми результатами вскрытия, соотнося их со схемой посадки пассажиров, чтобы идентифицировать расположение источника повреждения. Он сообщает мне, что чтобы увидеть его за работой. на месте аварии, вероятно, нужно подождать несколько лет, поскольку причины большинства катастроф достаточно очевидны и для их уточнения не требуется изучать тела погибших.

Когда я говорю ему о своем разочаровании (поскольку не имею возможности вести репортаж с места катастрофы), Шанаган выдает мне книгу под названием «Аэрокосмическая патология» (Aerospace Pathology), в которой, как он меня заверяет, есть фотографии таких вещей, которые я могла бы увидеть на месте падения самолета. Я открываю книгу в разделе «Расположение тел». На схеме, отражающей местонахождение фрагментов самолета, рассеяны маленькие черные точки. От этих точек проведены линии к вынесенным за пределы схемы описаниям: «коричневые кожаные туфли», «второй пилот», «фрагмент позвоночника», «стюардесса». Постепенно я добираюсь до главы, в которой описывается работа Шанагана («Характер повреждений людей в авиакатастрофах»). Подписи к фотографиям напоминают исследователям, например, о том, что «сильный нагрев может привести к образованию внутри черепной коробки пара, приводящего к разрыву черепа, что можно спутать с повреждением от удара». Мне становится ясно, что черные точки с подписями дают мне вполне достаточное представление о последствиях катастрофы, как если бы я побывала на месте падения самолета.

В случае крушения самолета TWA 800 Шанаган подозревал, что причиной катастрофы послужил взрыв бомбы. Он проанализировал характер поражения тел, чтобы доказать, что в самолете произошел взрыв. Если бы он нашел следы взрывчатки, то попытался бы установить, в каком месте в самолете была заложена бомба. Он достает из ящика стола толстую папку и вытаскивает из нее отчет своей группы. Здесь — хаос и запекшаяся кровь, результат самой крупной авиакатастрофы пассажирского самолета в цифрах, схемах, и диаграммах. Кошмар трансформирован во что-то такое, что можно обсуждать за чашкой кофе на утреннем собрании Национального комитета по безопасности на транспорте. «4:19. У всплывших жертв преобладание правосторонних повреждений над левосторонними». «4:28. Переломы бедер и горизонтальное повреждение основы сидений». Я спрашиваю Шанагана, помогает ли деловой и отстраненный взгляд на трагедию подавить естественное, как мне кажется, эмоциональное переживание. Он смотрит вниз, на свои руки со сплетенными пальцами, которые покоятся на папке с делом о крушении рейса 800.

«Морин может вам сказать, что я плохо справлялся с собой в те дни. Эмоционально это было чрезвычайно тяжело, особенно в связи с большим количеством молодежи на том самолете. Французский клуб одного из университетов летел в Париж. Молодые пары. Нам всем было очень тяжело». Шанаган добавляет, что это нетипичное состояние экспертов на месте гибели самолета. «Вообще, люди не хотят погружаться в трагедию слишком глубоко, так что шутки и свободное общение — довольно обычная манера поведения. Но не в этом случае».

Для Шанагана самым неприятным в этом деле оказалось то, что большинство тел были практически целыми. «Интактность тел беспокоит меня больше, чем ее отсутствие», — заявляет он. Такие вещи, на которые большинству из нас трудно смотреть, — отрезанные руки, ноги, куски тела — для Шанагана достаточно привычное зрелище. «В таком случае — это просто ткань. Вы можете заставить свои мысли течь по необходимому руслу и выполнять свою работу». Это кровь, но она не вызывает печали. Можно привыкнуть работать с кровью. А с разбитыми жизнями — нет. Шанаган работает так же, как любой патологоанатом. «Концентрируешься на отдельных частях, не на человеке как личности. При вскрытии описываешь глаза, потом рот. Ты не стоишь рядом с ним и не думаешь, что этот человек — отец четверых детей. Только таким образом можно подавить свои эмоции».

Забавно, но именно интактность тел может служить ключом к разгадке того, был взрыв или нет. Мы находимся на шестнадцатой странице отчета. Пункт 4.7: «Фрагментация тел». «Люди, находящиеся вблизи эпицентра взрыва, разрываются на части», — тихо сообщает мне Деннис. Этот человек обладает удивительной способностью говорить о таких вещах так, что это не выглядит ни излишне покровительственно, ни излишне красочно. Если бы в самолете находилась бомба, Шанаган должен был бы обнаружить кластер «сильно фрагментированных тел», соответствующий пассажирам, находившимся в очаге взрыва. Но большинство тел было цело, что легко увидеть из отчета, если знать используемый экспертами цветовой код. Чтобы облегчить работу таких людей, как Шанаган, которые должны анализировать большое количество информации, медицинские эксперты применяют такой код. В частности, тела пассажиров рейса 800 были обозначены зеленым (интактное тело), желтым (разбита голова или отсутствует одна конечность), синим (отсутствуют две конечности, голова разбита или цела) или красным (нет трех или более конечностей или полная фрагментация тела).

Еще один способ, с помощью которого можно подтвердить наличие взрыва, состоит в изучении количества и траектории движения «инородных тел», вонзившихся в тела жертв. Это рутинный анализ, который выполняется с помощью рентгеновского аппарата в рамках расследования причин любой авиакатастрофы. При взрыве фрагменты самой бомбы, а также находящихся поблизости объектов разлетаются в стороны, поражая сидящих вокруг людей. Характер распространения этих инородных тел может пролить свет на вопрос, была ли бомба, и если да, то где. Если взрыв произошел, например, в туалете в правой стороне самолета, сидевшие лицом к туалету люди получили бы ранения передней стороны туловища. Пассажиры у прохода с противоположной стороны были бы ранены в правый бок. Однако ранений подобного рода Шанаган не обнаружил.

На некоторых телах имелись следы химических ожогов. Это послужило основой для возникновения версии о том, что причиной катастрофы стало столкновение с ракетой. Это правда, что химические ожоги при авиакатастрофах обычно вызваны контактом с очень едким топливом, однако Шанаган подозревал, что ожоги были получены людьми после того, как самолет ударился о воду. Разлитое на поверхности воды топливо разъедает спины плавающих на поверхности тел, но не лица. Чтобы окончательно утвердиться в правильности своей версии, Шанаган проверил, что химические ожоги были только у всплывших на поверхность тел и только на спине. Если бы взрыв произошел в самолете, брызнувшее топливо обожгло бы людям лица и бока, но не спины, которые были защищены спинками кресел. Итак, никаких доказательств столкновения с ракетой.

Шанаган также обратил внимание на термические ожоги, вызванные пламенем. К отчету прилагалась схема. Исследуя характер расположения ожогов на теле (в большинстве случаев обожжена была передняя часть туловища), он смог проследить перемещение огня по самолету. Затем он выяснил, насколько сильно обгорели кресла этих пассажиров — оказалось, значительно сильнее самих пассажиров, и это означало, что людей вытолкнуло с их мест и выбросило из самолета буквально через секунды после того, как возник пожар. Начала складываться версия о том, что взорвался топливный бак в крыле. Взрыв произошел достаточно далеко от пассажиров (и поэтому тела остались целыми), но он был достаточно сильным, чтобы нарушить целостность самолета до такой степени, что он развалился, и людей вытолкнуло за борт.

Я спросила, почему пассажиров вынесло из самолета, ведь они были пристегнуты. Шанаган ответил, что при нарушении целостности самолета начинают действовать огромные силы. В отличие от разрыва снаряда, тело обычно остается целым, но мощная волна способна вырвать человека из кресла. «Такие самолеты летят со скоростью свыше пятисот километров в час, — продолжает Шанаган. — Когда появляется трещина, аэродинамические свойства самолета изменяются. Моторы по-прежнему толкают его вперед, но он теряет устойчивость. Он начинает вращаться с чудовищной силой. Трещина увеличивается, и за пять или шесть секунд самолет разваливается на части. По моей теории, самолет развалился достаточно быстро, спинки сидений отвалились, и люди выскользнули из фиксирующих их ремней.

Характер травм у пассажиров рейса 800 подтвердил его теорию: у большинства людей имела место массивная внутренняя травма, которая обычно наблюдается, говоря словами Шанагана, при «экстремально сильном ударе о воду». Падающий с высоты человек ударяется о поверхность воды и почти сразу останавливается, но его внутренние органы продолжают двигаться на какую-то долю секунды дольше, пока не ударяются о стенку соответствующей полости тела, которая в этот момент начала возвратное движение. Часто при падениях происходит разрыв аорты, поскольку одна ее часть фиксирована в организме (и прекращает движение вместе с телом), а другая часть, расположенная ближе к сердцу, свободна и прекращает движение чуть позже. Две части аорты движутся в противоположных направлениях, и возникающие при этом силы сдвига приводят к ее разрыву. У 73% пассажиров рейса 800 были выявлены серьезные повреждения аорты.

Кроме того, при ударе о воду тела, падающего с большой высоты, часто происходит перелом ребер. Этот факт был задокументирован бывшими сотрудниками Института гражданской аэромедицины Ричардом Снайдером и Клайдом Сноу. В 1968 г. Снайдер изучал результаты вскрытия 169 самоубийц, сбросившихся с моста Золотые Ворота в Сан-Франциско. У 85% были сломаны ребра, у 15% — позвоночник, и лишь у трети — конечности. Сам по себе перелом ребер неопасен, но при очень сильном ударе ребра могут проткнуть то, что находится под ними: сердце, легкое, аорту. В 76% случаев, исследованных Снайдером и Сноу, ребра проткнули легкое. Статистика в случае авиакатастрофы рейса 800 была очень похожей: у большинства погибших наблюдались те или иные повреждения, связанные с сильным ударом о поверхность воды. У всех были отмечены повреждения, сопровождающие тупой удар грудью, у 99% были сломаны ребра, у 88% — порваны легкие, а у 73% произошел разрыв аорты.

Если большинство пассажиров погибло в результате сильного удара о поверхность воды, это значит, что они были живы и понимали, что с ними происходит в течение трехминутного падения с высоты? Живы, возможно. «Если под жизнью вы понимаете биение сердца и дыхание, — говорит Шанаган. — Да, таких, должно быть, было много». Понимали ли они? Деннис считает, что вряд ли. «Я думаю, что это маловероятно. Сиденья и пассажиры разлетаются в разные стороны. Думаю, люди полностью потеряли ориентацию». Шанаган опрашивал сотни человек, выживших в авто- и авиакатастрофах, о том, что они видели и чувствовали во время аварии. «Я пришел к заключению, что эти люди не понимали до конца, что серьезно травмированы. Я находил их достаточно отстраненными. Они знали, что вокруг происходят какие-то события, но давали какой-то немыслимый ответ: „Я знал, что вокруг что-то происходит, но я не знал, что именно. Я не чувствовал, что это касается меня, но, с другой стороны, я понимал, что был частью событий“».

Зная, сколько пассажиров рейса 800 выпали из самолета при аварии, я поинтересовалась, был ли хотя бы у кого-нибудь из них пусть даже небольшой шанс выжить. Если войти в воду, как спортсмен-ныряльщик, можно ли выжить после падения с самолета с большой высоты? По крайней мере, однажды это произошло. В 1963 г. Ричард Снайдер изучал случаи, когда люди выживали, упав с огромной высоты. В работе «Выживаемость людей при свободном падении» он приводит случай, когда один человек выпал из самолета на высоте 10 км и выжил, хотя прожил всего полдня. Причем бедняге не повезло — он попал не в воду, а на землю (впрочем, при падении с такой высоты разница уже невелика). Снайдер обнаружил, что скорость движения человека при ударе о землю не предсказывает однозначно тяжесть увечий. Он беседовал со сбежавшими любовниками, которые получили более серьезные увечья, упав с лестницы, чем тридцатишестилетний самоубийца, бросившийся на бетонное покрытие с высоты двадцать с лишним метров. Этот человек встал и пошел, и ему не нужно было ничего, кроме пластыря и визита к психотерапевту.

Вообще говоря, люди, падающие с самолетов, обычно больше не летают. В соответствии со статьей Снайдера, максимальная скорость, при которой человек имеет ощутимый шанс выжить при погружении в воду ногами вперед (это самая безопасная позиция), составляет около 100 км/ч. Учитывая, что конечная скорость падающего тела равна 180 км/ч и что подобная скорость достигается уже при падении с высоты 150 метров, мало кто сможет упасть с высоты 8000 метров из взорвавшегося самолета, выжить и потом дать интервью Деннису Шанагану.

Был ли Шанаган прав относительно того, что произошло с рейсом 800? Да. Постепенно нашли все основные детали самолета, и его гипотеза подтвердилась. Окончательный вывод был таким: искры от испорченной электропроводки воспламенили пары топлива, что повлекло за собой взрыв одного из баков с горючим.

Невеселая наука о человеческих увечьях появилась в 1954 г., когда британские самолеты «Комета» по непонятной причине начали падать в воду. Первый самолет исчез в январе в районе острова Эльба, второй — вблизи Неаполя три месяца спустя. В обоих случаях из-за достаточно большой глубины погружения обломков многих частей фюзеляжа извлечь не удалось, поэтому экспертам пришлось заняться изучением «медицинских доказательств», то есть обследовать обнаруженные на поверхности воды тела двадцати одного пассажира.

Исследования проводились в Институте авиационной медицины Британского королевского воздушного флота в Фарнборо под руководством капитана В. К. Стюарта и сэра Гарольда Е. Уиттингхэма — директора медицинской службы национальной Британской авиакомпании. Поскольку сэр Гарольд имел больше всевозможных званий (по крайней мере пять, не считая дворянского звания, были обозначены в опубликованной по результатам исследования статье), я решила, что именно он руководил работами.
Сэр Гарольд и его группа сразу обратили внимание на особенность повреждения тел. Все тела имели достаточно мало внешних увечий и при этом очень серьезные повреждения внутренних органов, в особенности легких. Было известно, что такие повреждения легких, какие были обнаружены у пассажиров «Кометы», могут быть вызваны тремя причинами: взрывом бомбы, резкой декомпрессией (которая происходит в том случае, когда нарушается герметизация кабины самолета), а также падением с очень большой высоты. В такой катастрофе, как эта, могли сыграть роль все три фактора. До этого момента мертвые не сильно помогли разгадать загадку крушения самолета.
Первая версия, которую стали рассматривать, была связана с взрывом бомбы. Но ни одно тело не обгорело, ни в одном не нашли фрагментов предметов, которые могли бы разлететься в стороны при взрыве, и ни одно тело, как обратил бы внимание Деннис Шанаган, не оказалось разорвано на куски. Так что идея о безумном и исполненном ненависти бывшем сотруднике авиакомпании, знакомом с действием взрывчатки, была быстро отброшена.

Затем группа исследователей рассмотрела версию внезапной разгерметизации салона. Могло ли это привести к такому серьезному повреждению лёгких? Чтобы ответить на этот вопрос, эксперты использовали морских свинок и проверили их реакцию на быстрое изменение атмосферного давления — от давления на уровне моря до давления на высоте 10 000 м. По словам сэра Гарольда, «морские свинки были несколько удивлены происходящим, но не выказали признаков дыхательной недостаточности». Другие экспериментальные данные, полученные как на животных, так и на человеке, аналогичным образом демонстрировали лишь небольшое негативное влияние изменения давления, которое ни в какой мере не отражало состояние легких пассажиров «Кометы».

В результате в качестве причины смерти пассажиров самолета могла рассматриваться только последняя версия — «экстремально сильный удар о воду», а в качестве причины катастрофы — развал корпуса на большой высоте, возможно, из-за какого-то структурного дефекта. Поскольку Ричард Снайдер написал книгу «Смертельные повреждения в результате экстремально сильного удара о воду» (Fatal Injuries Resulting from Extreme Water Impact) только через 14 лет после тех событий, группе исследователей в Фарнборо вновь пришлось обратиться за помощью к морским свинкам. Сэр Гарольд хотел установить точно, что происходит с легкими при ударе тела о воду на предельной скорости. Когда я в первый раз встретила в тексте упоминание о животных, я представила себе сэра Гарольда, направляющегося к Дуврским скалам с клеткой с грызунами и бросающего невинных зверушек в воду, где его товарищи ожидали в шлюпке с расставленными сетями. Однако сэр Гарольд сделал более осмысленную вещь: он и его помощники создали «вертикальную катапульту», позволяющую достичь необходимой скорости на гораздо более короткой дистанции. «Морских свинок, — писал он, — прикрепляли клейкой лентой к нижней поверхности носителя, так что, когда он останавливался в нижней позиции своей траектории, животные вылетали животом вперед с высоты около 8о см и падали в воду». Я хорошо себе представляю, каким мальчиком сэр Гарольд был в детстве.

Короче говоря, легкие катапультированных морских свинок очень напоминали легкие пассажиров «Кометы». Исследователи пришли к выводу, что самолеты распадались на части на большой высоте, в результате чего большинство пассажиров выпадали из них и падали в море. Чтобы понять, в каком месте треснул фюзеляж, исследователи обратили внимание на то, одеты или раздеты были пассажиры, поднятые с поверхности воды. По теории сэра Гарольда человек, ударяющийся о воду при падении с высоты в несколько километров, должен был потерять свою одежду, но человек, падающий в воду с той же высоты внутри большого фрагмента фюзеляжа, должен был остаться одетым. Поэтому исследователи попытались установить линию развала самолета по границе, проходящей между голыми и одетыми пассажирами. В случаях с обоими самолетами люди, чьи места находились в хвостовой части самолета, должны были быть найдены одетыми, а пассажиры, располагавшиеся ближе к кабине пилотов, нашлись бы голыми или потерявшими большую часть одежды.

Для доказательства этой теории сэру Гарольду не хватало одного: не существовало данных о том, что при падении в воду с большой высоты человек теряет одежду. Сэр Гарольд вновь предпринял пионерское исследование. Хотя я с удовольствием рассказала бы вам о том, как морские свинки, одетые в шерстяные костюмчики и платьица по моде 1950-х гг., принимали участие в следующем цикле испытаний в Фарнборо, к сожалению, в этой части исследований морские свинки не использовались. С самолета Королевского авиационного центра были сброшены в море несколько полностью одетых манекенов*. Как сэр Гарольд и ожидал, при ударе о воду они потеряли одежду, и этот факт был подтвержден следователем Гари Эриксоном, который производил вскрытие самоубийц, бросавшихся в воду с моста Золотые Ворота. Как он сообщил мне, даже при падении с высоты всего 75 м «обычно отлетает обувь, штаны разрываются по ластовице, отрываются задние карманы».

* Возможно, вас заинтересует, как заинтересовало меня, использовались ли когда-нибудь человеческие трупы для воспроизведения результатов падения людей с большой высоты. Ближе всего к этой теме подвели меня рукописи двух статей: Дж. К. Эрли «Предельная скорость тела» (Body Terminal Velocity), датированная 1964 г., а также Дж. С. Котнера «Анализ влияния сопротивления воздуха на скорость падения человеческих тел» (Analysis of Air Resistance Effects on the Velocity of Falling Human Bodies) от 1962 г. Обе статьи, к сожалению, не были опубликованы. Однако я знаю, что если бы Дж. К. Эрли использовал в исследовании манекенов, он написал бы слово манекены («dummies») в названии статьи, поэтому я подозреваю, что несколько пожертвованных для научных целей тел в самом деле совершили прыжок в воду с высоты. — Примеч. авт.

В конечном итоге значительная часть фрагментов «Комет» была поднята на поверхность, и теория сэра Гарольда подтвердилась. Развал фюзеляжа в обоих случаях действительно произошел в воздухе. Снимем шляпы перед сэром Гарольдом и морскими свинками из Фарнборо.
Деннис и я обедаем в итальянском ресторане на берегу. Мы единственные посетители и поэтому можем спокойно беседовать за столом. Когда официант подходит, чтобы подлить нам воды, я замолкаю, как будто мы говорим о чем-то секретном или очень личном. Шанагану, кажется, все равно. Официант бесконечно долго перчит мой салат, а Деннис в это время говорит о том, что «...для извлечения мелких останков использовали специализированный траулер».

Я спрашиваю Денниса, как он может, зная то, что он знает, и видя то, что он видит, все еще летать на самолетах. Он отвечает, что далеко не все аварии случаются на высоте 10 000 м. Большинство аварий происходит при взлете, при посадке или вблизи поверхности земли, и при этом, по его мнению, потенциальная вероятность выжить составляет от 80 до 85%.

Для меня ключевым словом здесь является слово «потенциальная». Это означает, что, если все происходит по плану эвакуации, утвержденному Федеральным авиационным агентством (FAA), с вероятностью 80-85% вы выживете. Федеральное законодательство требует, чтобы производители самолетов предусматривали возможность эвакуации всех пассажиров через половину аварийных выходов самолета за 90 секунд. К сожалению, в реальной ситуации эвакуация редко происходит по намеченному плану. «Если рассмотреть случаи катастроф, в которых людей можно спасти, редко оказывается открытой даже половина аварийных выходов, — говорит Шанаган. — Плюс в самолете царит хаос и паника». Шанаган приводит пример катастрофы самолета компании «Дельта» в Далласе. «В этой аварии вполне можно было спасти всех людей. Люди получили совсем небольшое количество травм. Но многие погибли в огне. Они столпились у аварийных выходов, но не смогли их открыть». Огонь — это убийца номер один в авиакатастрофах. Не требуется сильного удара, чтобы взорвался топливный бак и огонь охватил весь самолет. Пассажиры погибают от удушья, поскольку воздух становится обжигающе горячим и наполняется токсичным дымом, исходящим от горящей обшивки самолета. Люди умирают также, поскольку ломают ноги, врезаясь во впереди стоящее кресло, и не могут доползти до выхода. Пассажиры не могут следовать плану эвакуации в необходимом порядке: они бегут в панике, толкаются и топчут друг друга*.

* Здесь кроется секрет выживания в подобных катастрофах: нужно быть мужчиной. Как показал анализ событий трех авиакатастроф с применением системы аварийной эвакуации, проведенный в 1970 г. Институтом гражданской аэромедицины, наиболее важным фактором, способствующим выживанию человека, является его пол (это второй по важности фактор, который следует за близостью кресла пассажира к аварийному выходу). Взрослые мужчины имеют значительно более высокий шанс спастись. Почему? Вероятно, потому что они способны смести с дороги всех остальных. — Примеч. авт.

Могут ли производители сделать так, чтобы их самолеты стали менее пожароопасными? Конечно, могут. Они могут спроектировать больше аварийных выходов, но они этого делать не хотят, поскольку это приведет к сокращению посадочных мест в салоне и снижению доходов. Они могут установить разбрызгиватели воды или ударостойкие системы для защиты топливных баков, как в военных вертолетах. Но и этого они делать не хотят, поскольку это утяжелит самолет, а больший вес машины означает больший расход топлива.

Кто принимает решение пожертвовать человеческими жизнями, но сохранить деньги? Якобы Федеральное авиационное агентство. Проблема в том, что большинство усовершенствований в системе безопасности самолетов оценивается с точки зрения выгодности затрат. Чтобы количественно оценить «выгоду», каждая спасенная жизнь выражается в долларовом эквиваленте. Как рассчитали в 1991 г. в Институте городского развития США, каждый человек стоит 2,7 млн долларов. «Это финансовое выражение смерти человека и ее воздействия на общество», — сказал в беседе со мной представитель FAA Ван Гуди. Хотя эта цифра значительно превышает стоимость сырья, цифры в графе «выгода» редко поднимаются до таких значений, чтобы превзойти расходы на производство самолетов. Чтобы объяснить свои слова, Гуди использовал пример с трехточечными ремнями безопасности (которые, как в автомобиле, перекидываются и через талию, и через плечо). «Ну, хорошо, скажет агентство, мы усовершенствуем ремни безопасности и таким образом спасем пятнадцать жизней в ближайшие двадцать лет: пятнадцать раз по два миллиона долларов равно тридцати миллионам. Производители придут и скажут: чтобы ввести такую систему безопасности, нам понадобится шестьсот шестьдесят девять миллионов долларов». Вот вам и плечевые ремни безопасности.

Почему FAA не скажет: «Дорогое удовольствие. Но вы все же начнете их выпускать?» По той же причине, по которой правительству понадобилось 15 лет, чтобы потребовать установки аэрбагов в автомобилях. У органов государственного регулирования нет зубов. «Если FAA хочет ввести новые правила, оно должно предоставить промышленникам анализ выгодности затрат и ждать ответа, — говорит Шанаган. — Если промышленникам не нравится расклад, они идут к своему конгрессмену. Если вы представляете компанию „Боинг“, вы обладаете в Конгрессе огромным влиянием»*.

* Именно по этой причине в современных самолетах нет аэрбагов. Верьте или нет, но система подушек безопасности для самолетов (так называемая airstop restraint system) была сконструирована; она состоит из трех частей, защищающих ноги, сиденье снизу и грудь. В 1964 г. FAA даже протестировало эту систему на самолете DC-7 с помощью манекенов, заставив самолет врезаться в землю в районе города Феникс в Аризоне. В то время как контрольный манекен, пристегнутый поясным ремнем безопасности, оказался раздавленным и потерял голову, манекен, снабженный новой системой безопасности, сохранился прекрасно. Дизайнеры использовали рассказы пилотов боевых самолетов времен Второй мировой войны, которые непосредственно перед аварией успевали надуть свои спасательные жилеты. — Примеч. авт. Начиная с 2001 г., для повышения безопасности пассажиров на самолетах все же начали устанавливать плечевые ремни безопасности и аэрбаги. По данным на конец 2010 г., на самолетах 6о авиационных линий во всем мире установлены подушки безопасности, и эта цифра постоянно растет. — Примеч. пер.

В защиту FAA следует сказать, что агентство недавно одобрило внедрение новой системы, закачивающей в баки с топливом обогащенный азотом воздух, что снижает содержание в топливе кислорода и, следовательно, вероятность взрыва, приведшего, например, к катастрофе рейса TWA 800.

Я прошу Денниса дать какой-нибудь совет тем пассажирам, которые после прочтения данной книги, каждый раз садясь в самолет, будут думать о том, не закончат ли они свою жизнь затоптанными другими пассажирами у двери аварийного выхода. Он говорит, что лучший совет — придерживаться здравого смысла. Садиться ближе к аварийному выходу. При пожаре наклоняться как можно ниже, спасаясь от горячего воздуха и дыма. Как можно дольше задерживать дыхание, чтобы не обжечь легкие и не надышаться токсичными газами. Сам Шанаган предпочитает места у окна, поскольку сидящие у прохода пассажиры с большей вероятностью могут получить удар по голове сумками, падающими из расположенного над сиденьями отделения для вещей, которое может открыться даже при незначительном толчке.

Пока мы ждем официанта со счетом, я задаю Шанагану вопрос, который ему задают на каждом коктейле на протяжении последних двадцати лет: шансы выжить в авиакатастрофе выше у пассажиров, сидящих впереди или сзади? «Это зависит от того, — терпеливо отвечает он, — о каком типе аварии идет речь». Я переформулирую вопрос. Если он имеет возможность выбрать себе место в самолете, где он садится?

«В первом классе», — отвечает он.

П омимо обычного анатомического строения физического тела у нас существует более тонкая структура, невидимая человеческому глазу. Строение тонкого тела человека подробно описано в Ведах. Тонкое тело имеет очень тонкую материальную природу. Оболочки тонкого тела, которые включают в себя нашу жизненную энергию, ум со всеми чувствами, пристрастиями, земным разум и наше восприятие счастья, контакт с высшим космическим разумом, богом, абсолютом. Эти тела зависят от образа жизни, целей, желаний, мировосприятия.

Данный материал реферата, это совокупность знаний из разных источников, таблицы взяты из интернета, и некоторые описания чакр, так же взяты материалы из прочитанных книг, и полученной устной информации от Учителей Йоги, экстрасенсов, эзотерических книг, так же информация из собственного опыта работы с чакрами, энергиями, тонкими телами и их осознания. Рассмотрим с разных сторон понятия тонкого тела, его структуру с позиций чакр, кош, каналов, миров.

Коши и пять оболочек

Согласно йоге, считается, что тонкие тела человека имеют пять уровней энергии, которые сосуществуют в диапазоне от самой грубой до самой тонкой.

Их называют пата коша, или пять оболочек:

  • аннамайя коша (анатомический, тело пищи)
  • пранамайя коша (эфирной, праническое тело)
  • маномайя коша/ гьяна-майя-коша (ментальное тело)
  • виджнянамайя коша/ вигьяна-майя-коша (интеллектуальной, астральное или психическое тело)
  • анандамайя коша (причинной, тело блаженства).

У большинства людей сознание существует только на физическом плане. Покровы (коши) определяют уровни сознания, в таблице представлена система кош, тел, планов, восприятия.

Аюрведа же рассматривает все пять оболочек. Но в некоторых трактатах человек рассматривается как триединство духа (дживы), души («тонкого» тела) и плоти («грубого», физического тела). Эфирное тело является энергоинформационной матрицей анатомического тела и полностью повторяет контуры анна-коши. Это относится в равной степени к человеку, животному, птице или дереву. Эфирное тело в свою очередь состоит из двух частей: стхула-прана-коша (информационная оболочка) и сукшма-прана-коша (энергетическая оболочка).

Энергетические каналы

Сукшма-прана-коша - энергетическая оболочка человеческого тела. Она представляет собой сложную систему, состоящую из чакр (энергетических центров) и нади (энергетических каналов). В ведических канонах говорится о 49 чакрах. Семь из них являются основными, это так называемые чакры первого круга, подробно описанные в различной оккультной литературе; 21 - чакры второго круга и ещё 21 - чакры третьего круга. В них происходят процессы трансмутации энергий, каждая из которых имеет свою частоту колебаний (вращений). Они настроены на соответствующие частотные резонансы микрокосмa (информационные каналы, физиологические системы, органы, ткани) и макрокосма (Солнца, Луны, планет, звёзд и других космических тел). От чакр отходят многочисленные энергетические каналы - нади, подобно тому, как от дерева отходят сотни и тысячи веток, побегов и листьев. В аюрведических канонах упоминается 350 тысяч нади, три из которых являются главными (сушумна, ида и пингала) и 108 – основными. Посредством нади человек связан со всеми слоями Вселенной и их обитателями. Каждое живое существо в материальном мире имеет сукшма-прана-кошу. Таким образом, реализуется закон всеобщего единства Вселенной.

Канал сушумна

Главный нади называется сушумной. Физиологически он проецируется на позвоночник (сушумна нади расположена внутри цереброспинальной оси или позвоночного столба, на месте, соответствующем внутреннему спинномозговому каналу), хотя находится в совершенно ином пространстве. В ведической традиции его сравнивают с горой Меру (космической осью). Сушумна соединяет все центральные чакры между собой. Вдоль сушумны проходят ещё два энергетических канала – ида и пингала. Они перекрещиваются между собой в нескольких местах. Сушумна исходит из муладхара-чакры (расположенной в районе копчика) и поднимается к двенадцатилепестковому лотосу в «околоплоднике» тысячелепесткового лотоса - сахасрары чакры (выше макушки головы). Эта нади расщепляется на две ветви: переднюю и заднюю. Передняя ветвь идет до аджны-чакры, расположенной на уровне межбровья, и присоединяется к брахма-рандхре. Другая ветвь идет по задней стороне черепа и присоединяется к брахма-рандхре. Это пустое пространство - брахма-рандхра - также называется брахмара-гупха («пешера шмелей») или андха-купа («глухой колодец», или «десятые врата»). У новорожденного можно почувствовать пульсацию в темечке, но после шести месяцев это мягкое место закрывается. И его можно открыть впоследствии только с помощью особой практики: лайа-йоги, свара-йоги, крийа-йоги или нада-йоги. В священных писаниях говорится, что если йогин покидает свое тело через «десятые врата», он освобождается от цикла рождения и смерти. Некоторые йогины следуют особой практике, подготавливая «десятые врата» таким образом, чтобы их последнее дыхание перенесло душу через эти врата к освобождению. Настоящий ученик, желающий освобождения, будет работать с задней ветвью сушумны…

Канал пингала

Пингала является правым нади. Он связан с Солнцем. Через этот канал человек получает прямую солнечную энергию. Эту энергию в разных традициях называют по разному: «Ха», «Ян» или «Ра», и без неё не может функционировать нейроэндокринная система, точно так же, как, например, телевизор не может работать без электрической энергии. Пингала также называется Ямуной. Этот канал мужской по природе и является обителью разрушающей энергии. Пингала также очищающий, но его очищение огненное. В свара-йоге пингала представлена как «правое» дыхание, то есть протекающее через правую ноздрю. Правое - это электрическое, мужское, вербальное и рациональное по природе. Пингала нади придает активность телу. К примеру, «Сурья бхедана пранаяма» - это дыхание, увеличивающее выносливость, жизненную силу и солнечную энергию. Эта пранаяма - исключение в йогической практике, так как в ней вдох начинается через правую ноздрю. В свара-йоге утверждается, что пингала нади делает мужское «чисто мужским», а ида (левый канал) делает женское «чисто женским». Дыхание через правую ноздрю рекомендуется для физической деятельности, дискуссий, споров, состязаний. Для поддержания гармонии в организме свара-йога предписывает держать открытой правую ноздрю в ночное тамасичное время, когда солнечная энергия менее влиятельна. Активизируя иду днем, а пингалу ночью, можно увеличить жизненную силу и продолжительность жизни. Пингала более активен в период уменьшающейся Луны.

Канал ида

Ида, являющаяся левым нади, связана с Луной. Через этот канал мы получаем отражённую солнечную энергию, называемую «Тха» или «Инь». Согласно философии Санкхья, все видимые объекты материального мира отражают в различных спектрах энергию Солнца. Эта отражённая энергия может компенсировать в какой-то степени недостаток солнечной энергии. «Ха» (ян) обладает согревающим и активизирующим действием. «Тха» (инь) - охлаждающим и тормозящим. Однако, благодаря центральному каналу сушумна, эти противоположные по свойствам энергии способны преобразовываться одна в другую. При избытке «Ян» переходит в «Инь», а «Инь» - в «Ян». Эти каналы существуют у всех биологических видов (даже у растений). Таким образом, поддерживается гомеостаз внутренней среды организма. Ида представляет собой лунный поток, она женственна по природе, питающая и очищающая. Поэтому ее также называют Ганга. В свара-йоге (йоге звука) она символизирует «левое дыхание», то есть дыхание, протекающее главным образом через левую ноздрю. Согласно тантрам, левое считается магнетическим, женственным, эмоциональным по природе. В практике пранаямы, за исключением «Сурья бхедана пранаямы», вдох (пурака) начинается с левой ноздри. Это возбуждает иду нади, ибо ида начинается от левого яичка и заканчивается в левой ноздре. Приведенная в состояние возбуждения таким дыханием через левую ноздрю, ида нади своим влиянием очищает элементы тела. Рекомендуется выполнять действия, ведущие к улучшению благосостояния, в то время, когда функционирует ида. В системе сурья-йоги практикующий обычно поддерживает левую ноздрю открытой в течение дня, чтобы сбалансировать солнечную энергию, поступающую в дневные часы. Ида Нади саттвична по природе, и поддерживая ее работающей в течение дня (время преобладания раджасичной энергии), можно увеличить саттву, тем самым, обретая благость, гармонию и умиротворение. Ида приносит мозгу энергию. Ида нади контролирует температуру тела, кровяное давление, процессы, происходящие в районе печени, почек, кишечника и сердца. Другие названия иды - лалана, пирьяна, чандрахара, шитла. Семь главных чакр и пять чакр второго круга расположены на центральной линии тела, соответствующей, как уже было сказано выше, каналу сушумна. Остальные 16 чакр второго круга проецируются в области ладоней, стоп и крупных суставов. Чакры обладают способностью накапливать и трансмутировать определённые типы энергий, используемые организмом для различных целей.

Остальные главные нади

Кроме трех важнейших нади - сушумны, иды и пингалы – есть и другие:

В Аюрведе и йогических традициях придается большое значение также и малым энергетическим каналам и чакрам, расположенным на ладонях и стопах. Это связано с тем, что активизация их достаточно проста и оказывает сильное воздействие на многие процессы в тонком теле человека. Каждому доступны мудры, особые жесты, активизирующие энергетические каналы и способные исцелить многие недуги души и тела.

Использованы: фрагменты из статьи И.И. Ветрова «Строение храма человеческого тела» и материалы книги С.М. Неаполитанского «Энциклопедия Аюрведы»

Чакры

Чакры - это тонкие энергетические центры, расположенные в местах нервных сплетений. Чакра в переводе с санскрита означает "колесо". В нашем тонком теле расположены семь основных чакр, каждая из которых соответствует ступени эволюции. Каждая чакра отвечает за воплощение в человеке определенных духовных качеств, которые у большинства людей находятся в непроявленном состоянии. После пробуждения (т.е. получения самореализации) они начинают излучать "вибрации", выражая принципы Божественности в нас. Именно в этом смысле мы созданы по образу и подобию Бога. Физические, ментальные и эмоциональные проблемы могут быть следствием дисбаланса в одной или нескольких чакрах. Самореализация позволяет пробудить энергию Кундалини, находящуюся в спящем состоянии, которая затем, поднимаясь по центральному каналу и наполняя чистой энергией все семь центров, делает возможным спонтанное проявление всех присущих людям духовных свойств.

Семь основных чакр, и их описание их проявления с позиции трех Гун материальной природы: Тамаса, Раджаса, Саттвы

Чакра

Тамас (невежество)

Раджас (страсть)

Саттва (благость)

Развертка миров.

Сахасрара-чакра ("Тысячелепестковый лотос") расположена в верхней части головы, в области темени.

То, к чему стремится йога – состояние осознания без сомнений, когда мы полностью едины со Всепроникающей энергией. Максимальное самопожертвование, уровень Будды. Иисуса. Трансцедентальное восприятие реальности. Духовность: соотносится с альтруизмом. Нет окраса материального, рождения, смерти. мировое сознание. выход содержания из формы. Понимание планетарных процессов в духовном единстве. Совершенство в управлении волей энергии, состояние Единственности, вне времени, вне пространственных границ материи. Не обусловленная Любовь.

Эмоциональная дисфункция: выражается жалостью к себе, в более драматическом случае - мученичеством.

Высшие пласты Мироздания.

Агия-чакра (аджана)

расположена на уровне середины лба в том месте, где скрещиваются зрительные нервы.

Использование мистического потенциала без потребностей. Гордыня.

Дисфункции эмоциональных выражений: эгоизм, высокомерие, догматизм. Неожиданные ослепляющие вспышки измененного сознания, нарушающие норму, как результат избытка Кундалини или наркотического отравления: душевные болезни.

Желания и препятствия: осознание, аскетизм, интуиция.

творческое воображение

пониманием понятий, или посланий. Разума Вселенной

способность знать прошлое, настоящее и будущее, возможность проникать в любое тело по своей воле;

Чувственный контроль и воля.

Творцы. Управление реальностью. Лоббирование пространства. Экстрасенсорные способности. Споссобности к анализу. Космическое сознание. Отождествление себя с Богом.

Воздействие: на все тело, разум, восприятие и передачу информации в три части сознания дух, ум, материю.

Индивид живет во времени и пространстве как слуга духа, ему больше не нужно заботиться о насущных потребностях.

Материнская сила (женская энергия), материальную силу и их проявление.

Способность входить в контакт со сверхсознанием. Чакра представляет возможность иметь внутреннее зрение, интроспекцию, ясновидение, воспринимать видения и понимать их. Контакт с «Вселенским Гуру» (высшей сущностью).

Аждана - зона, где имеет место состояние САМАДХИ (сознания)

Аспекты: союз этих энергий эфирно означает синтез функций левого и правого полушарий.

связь с автономной нервной системой.

Дает осознание без мыслей. является "узкими вратами", для того, чтобы пройти эту чакру, необходимо всех простить. Благо и деятельность для людей. Учителя. Единство всего сущего. Вхождение в Самадхи. Запредельная реальность. Недвойственность. Адвайта.

Выход в четвертое измерение, за пределы пространства и времени, в вечность. Пралая.

Вишудди-чакра (вишудха)

расположена на уровне яремной впадины у основания шеи.

Борьба по инерции, люди-правители. Проблемы с самовыражением.

Девиз – цель оправдывает средства. Агрессия на противостояние. Способность переварить негатив, эмоциональный яд. Развитая речь, самовыражение. Стремление к совершенству

Рационализм. Коллективность, отсутствие чувства вины, самоуважение, уважение окружающих, Сострадание, помощь. Тонкий уровень восприятия смысла, видеть суть.

Мир Богов. Игры. Астральный рай.

Анахата-чакра

расположена на уровне сердца.

Монополия на чувственные обладания

Ревность эмоциональная

Спокойствие, умиротворение, блаженство. Принятие Мира. Бесстрашие, смелость, в ней пребывает наш Дух. Сопереживание. Желание счастья другому. Платоническая настоящая любовь. Его мнение – ваше мнение. Нет защиты. Соединение материального и духовного. Истинное служение. Предназначение Души.

Мир людей

Манипура (Наби-чакра. ) расположена на месте солнечного сплетения.

Накопительство. Комплексы неполноценности.

Интересует власть и манипуляция.

Важен статус.

Важно чужое мнение

Желание самоутвердиться.

Отсутствие духовной зрелости.

Амбициозность.. Браки по расчету. Уровень Эго (Отделение себя от всех, считание себя особенным), Внешняя социальная активность. Люди - политики, ученые. Интеллектуальная жадность. Духовное «горение». Сгорает карма и санскары.

Переедание из за желания получить больше.

Духовный материализм.

Волевой характер.

Желание внушать.

Удовлетворение. Поиск Себя. Своего предназначения. Развитие интеллекта.

Прозрение чего-то что за пределами материального. Сила влияния на других.

Мир страстей.

Нижний астрал с обитателями - духами

Свадхистана

расположена на уровне аппендикса (на ширину ладони ниже пупка).

Сиюминутная радость, желание вкуса, половая охота, наслаждение, жизнь одним днем

Страстные желания, ревность сексуального характера, романтика. Сексуальная неустойчивость. переедание из желания вкуса, шопоголизм, красивая одежда. Желание нравиться (новый уровень выживания). Интерес к людям, сплетни, симпатии, привязанности. Животный уровень. выживание. пласт кармы (необходимо очищать чакру)

Альтруизм, творчество, созидание. Дружба. Гибкость в отношении с людьми

Мир животных

Муладхара

расположена у основания позвоночника с его внешней стороны.

Бездействие, леность, безынициативность, тупость

жестокость на физическом плане. Садизм. Криминал. Черная магия. Низший астрал. Выживание. Инстинкты самосохранения. Грубый уровень

Терпение, дисциплина, беспристрастность. мудрость,чистота. Безопасность. Обеспечение питанием. Устойчивость психическая. Симбиоз в отношениях. Здоровье, выносливость. Детство. Скромность.

Глава Минтранса РФ Максим Соколов заявил, что отрабатывается весь спектр причин катастрофы Ту-154, говорить о теракте преждевременно.СОЧИ, 25 декабря. /ТАСС/. Силами поисково-спасательной операции по катастрофе самолета Ту-154 обнаружен ряд фрагментов тел погибших, многие из которых могут быть опознаны. Об этом сообщил глава комиссии по расследованию катастрофы, министр транспорта РФ Максим Соколов на пресс-конференции по итогам заседания штаба по ликвидации последствий ЧС.

«На данный момент мы уже обнаружили ряд фрагментов тел. Многие из них могут быть опознаны, но более детальную информацию мы уточним завтра к утру, когда они будут готовы для транспортировки в Москву», — подчеркнул министр.

По его словам, бортовые самописцы Ту-154 не оборудованы радиомаяками, их будут искать с помощью радиолокаторов.

Бортовые самописцы данного типа самолета не оборудованы радиомаяками. Для поисков прибывают соответствующие глубоководные аппараты, включая радионавигационные средства и глубинные радиолокаторы. Сроки операции будут зависеть от ситуации, но могут быть очень длительными.

Максим Соколов Министр транспорта РФ

Он также заявил, что отрабатывается весь спектр причин катастрофы Ту-154, говорить о теракте преждевременно.

Версии рассматриваются по линии Следственного комитета. Конечно, отрабатывается весь спектр и любые возможные причины, которые могли бы привести к катастрофе. Говорить о теракте пока преждевременно.

Максим Соколов Министр транспорта РФ

Вопрос подготовленности экипажа Ту-154, по словам министра, изучит техническая комиссия Минобороны.

«В рамках технического расследования Минобороны все эти вопросы будут изучены дополнительно. Командир воздушного судна, как нам сейчас известно, имел достаточный налет часов», — подчеркнул министр.

Вопрос о продолжении эксплуатации Ту-154 будет решать само оборонное ведомство, заявил Соколов.

«Разбившийся самолет типа Ту-154 в гражданской авиации Российской Федерации уже давно не эксплуатируется. Эти самолеты стоят на вооружении в подразделениях Министерства обороны, и оно будет решать, каким образом продолжать эксплуатацию или приостанавливать, либо проводить какие-либо дополнительные работы. Но это все можно обсуждать только после анализа сложившихся обстоятельств, к которому комиссия Минобороны по расследованию только приступила», — сказал Нерадько.

Соколов также заявил, что работы по поиску и поднятию обломков Ту-154 и тел погибших будут продолжены 26 декабря.

Поиски будут продолжены завтра и в дальнейшем, в случае необходимости. Постараемся сделать все, чтобы погибшие были найдены.

Максим Соколов Министр транспорта РФ

Ранее источник в экстренных службах сообщил ТАСС, что фюзеляж самолета пока не обнаружен.

«Найдены многочисленные обломки, но сам фюзеляж пока не обнаружен. Координаты его местонахождения устанавливаются», — сказал источник.

Самолет Минобороны РФ, который должен был доставить на авиабазу в Хмеймим в Сирии военнослужащих, представителей СМИ и участников ансамбля имени А. В. Александрова, исчез с экранов радаров через несколько минут после вылета из аэропорта Адлера. На борту находилось 92 человека.

По данным Минобороны РФ, среди пассажиров находились Елизавета Глинка, известная как доктор Лиза, директор департамента культуры Минобороны Антон Губанков и руководитель ансамбля им. Александрова Валерий Халилов.

Обломки самолета позже были найдены в 1,5 км от побережья в районе Сочи на глубине 50−70 метров.


От меня: Фрагменты тел - это значит что тела разорваны на куски. Обломки самолета, но фюзеляж не найден - скорее всего - фюзеляж тоже разорван на куски. Даже если фюзеляж распался при ударе о воду - тела должны в нем сохраниться целыми. Но распаться при ударе о воду фюзеляжу тоже очень сложно и почти невероятно.
Дело все больше пахнет чем-то очень нехорошим. Тела и фюзеляж разорвать может что? Думается - это понятно и без слов
Поделиться: