Кислотные батарейки. Механизм работы аккумулятора. Упрощённый принцип работы свинцово-кислотного аккумулятора

Случайно узрел с комментариями к ней, и так злость во мне закипела по поводу безграмотности людей в области кислотных (свинцовых в простонародье) аккумуляторов, что не выдержал и решил написать «гикам» (чтобы быть гиком, как оказывается, мало купить дорогой телефон) краткую статью об аккумуляторах. С рассмотрением тех ошибок, которые мне постоянно мусолят глаза и вызывают праведное желание их исправить.

Группы не включают разделители. Этот процесс используется для соединения пластин с шиной и шиной с терминалами. Он также используется для подключения ячейки к ячейке в некоторых приложениях. Чем меньше проводник, тем больше сопротивление. Положительная пластинка красновато-коричневая и негативы серая серая.

Полагают, что положительная клемма ячейки или батареи или электрической цепи имеет положительную полярность; отрицательная и отрицательная полярность. Это обозначало положительную полярность. Это обычно отливают из свинцового сплава. Если зарядное устройство, подключенное к батарее, имеет более высокое напряжение, чем батарея, тогда ток будет поступать в аккумулятор из зарядного устройства.

Начнем с названия. Я очень часто вижу что тремя буквами А-К-Б называют все что можно зарядить, абсолютно любой аккумулятор. Особенно тремя буквами люди любят называть аккумуляторы типа Li-ion. На самом-же деле АКБ аббревиатура от Аккумуляторная Кислотная Батарея. Под ними подразумевается лишь один тип аккумулятора - свинцовый кислотный. С современной точки зрения это название вызывает некоторый когнитивный диссонанс т.к. на данный момент значение слова «батарейка» т.е. гальванического элемента который зарядить нельзя перешло на слово «батарея». И получается как будто бы из-за слова «аккумуляторная» это аккумулятор который зарядить можно, а из-за слова «батарея» это как будто батарейка которую зарядить нельзя. В реальности-же батарея - просто цепь гальванических элементов и со словом «батарейка» имеет общий лишь корень.

Аппарат для преобразования переменного тока в постоянный ток. Также называется зарядным устройством. Изменяя сопротивление, можно регулировать величину тока. Также свойство электрической цепи, в которой препятствует протекание тока. Сопротивление измеряется в омах. Аналогично препятствию, предлагаемому стенкой трубы для подачи воды в нее.

Сепараторы, как правило, гофрированные или ребристые, чтобы обеспечить надлежащее расстояние между пластинами и избежать слишком большого смещения электролита. Пластины могут находиться в фактическом контакте, или материал может размещаться и переходить через него. Если сепараторы находятся в хорошем состоянии, короткое замыкание вряд ли произойдет.

Далее перейдем к некоторым мифам, а именно главный миф - АКБ для автомобиля имеет некие существенные отличия от АКБ для ИБП. И вот нельзя их применять и там и там.

С химической точки зрения любые АКБ абсолютно одинаковы . Как-же они устроены? Очень кратко - если аккумулятор заряжен, то один электрод представляет собой свинцовую решетку с нанесенной на нее пастой из PbO 2 , второй -такую-же решетку с пастой губчатого свинца. Электролитом служит раствор серной кислоты. В процессе разряда PbO 2 восстанавливается и взаимодействуя с серной кислотой образует PbSO 4 . Свинец на другом электроде окисляется и опять-же образует PbSO 4 . В конце разрядки мы имеем обе решетчатые пластины заполненные (более или менее) сульфатом свинца. При зарядке аккумулятора происходит электролиз и из сульфата свинца вновь образуется диоксид и металлический свинец. Конечно-же, тут нужно подчеркнуть, что электроды при этом не равны и путать их полярность не стоит т.к. еще на стадии производства в намазку электродов вводятся соответствующие добавки, улучшающие их эксплуатационные свойства. При этом добавки полезные для одного электрода вредны для другого. В очень старые времена, где-то в начале прошлого века, в условиях простых аккумуляторов, вероятно, была допустима переполюсовка аккумулятора по ошибке или с какими-то целями и он какое-то время после этого работал. В том что она допустима сейчас я сомневаюсь.

Он указывает на прочность и измеряется ареометром. Если аккумулятор не полностью заряжен, этот сульфат свинца может затвердеть и кристаллизоваться. Это блокирует часть пластины и блокирует кислоту, необходимую в электролите для работы от батареи. Это приведет к потере емкости и, если не будет исправлено постоянное повреждение аккумулятора.

Он позволяет избежать образования газов, образующихся в ячейке, предотвращает пролитие электролита и оставляет грязь из ячейки. Напряжение измеряется вольтметром. Аналогично давлению или потоку воды через трубы. Уменьшение размеров труб увеличивает сопротивление и уменьшает поток воды, поэтому также введение сопротивления в электрической цепи уменьшает ток при заданном напряжении или давлении.

Таких ячеек в 12В аккумуляторе 6 шт, в 6В - 3 шт. и т.д. Многих вводит в заблуждение значение напряжения на аккумуляторах. Причем значений напряжения номинального, заряда, разряда. С одной стороны, аккумуляторы называются 12В (и 6В, 24В тоже есть, по-моему, даже 4В изредка встречаются) но на корпусе тех-же аккумуляторов для ИБП производитель указывает напряжение выше 13.5В.

Один ампер, протекающий под давлением одного вольта, составляет один ватт мощности. Существует четыре основных типа герметичных свинцово-кислотных батарей. Каждый тип батареи был специально разработан для наилучшего выполнения при определенных условиях. Чем труднее батарея работать, тем скорее она не удастся.

Мы прилагаем значительные усилия для обеспечения надежной работы наших батарей. Магазины также являются отправной точкой для. Из-за низкой стоимости и высокого соотношения мощности к весу свинцово-кислотные батареи остаются востребованными в качестве стартерных батарей. Однако, поскольку они также имеют низкое соотношение «энергия-вес» и «энергия-объем», они часто выбираются для стационарных приложений, а не для мобильных и переносных приложений, таких как электрические транспортные средства или ручные инструменты.

Например:

Тут мы видим, что в форсированном режиме напряжение заряда может быть аж 15В.

Все разъяснит кривая напряжения на АКБ:


Слева мы видим напряжение для аккумулятора из 12 ячеек (24В номинальных), 6 (12В номинальных) и, самое полезное, для одной ячейки. Там-же отмечены области нежелательных напряжений при разряде/ заряде. Из кривой можно сделать выводы:

Технологии свинцово-кислотных аккумуляторов должны продолжать широко использоваться для внесетевых солнечных приложений на долгие годы. Две категории свинцово-кислотных аккумуляторов, имеющиеся на рынке, герметизированы и затоплены. Заполненные батареи позволяют жидкости в виде водорода и газообразного кислорода выходить во время зарядки и требуют большего обслуживания, чем герметичные батареи. Заполненные батареи также могут быть чрезмерно заряжены с меньшим риском повреждения, чем герметичные батареи.

Воспользовавшись этой функцией, затопленные батареи могут периодически получать чрезмерную зарядку, чтобы лучше «уравнять» батареи, так что ячейки, которые могут не преуспевать, могут быть доведены до полного состояния на регулярной основе. Это устраняет необходимость в энергичной уравнительной зарядке, которая помогает смешивать электролит с водой в залитых батареях.

1 Напряжение 12В, 24В и т.д. являются номинальными и показывают лишь число гальванических ячеек (путем деления на два) в батарее. Это просто название для удобства.

2 Напряжение при заряде могут достигать 2.5 В/ ячейку что для 12В аккумулятора соответствует 15В.

3 Напряжение заряженной батареи считается допустимым при значении 2.1-2.2 В/ячейку, что для 12В аккумулятора соответствует 12.6-13.2В.

Вода внутри батареи реже замерзает, так как она не отделена от электролита, что означает, что запаиваемые батареи предпочтительнее при более низких температурах. Следующий график показывает последовательность этапов. Во время зарядки навалом батарея не находится в состоянии 100% заряда, а напряжение батареи еще не заряжается до заданного значения напряжения абсорбции. Контроллер будет поставлять 100% доступной солнечной энергии для подзарядки аккумулятора.

Когда аккумулятор перезаряжается до заданного значения напряжения абсорбции, регулировка постоянного напряжения используется для поддержания напряжения батареи в уставке абсорбции. Это предотвращает нагрев и чрезмерное гашение газов. Батарея может доходить до полного состояния заряда в заданном значении напряжения абсорбции.

Теоретически, батарею можно зарядить и до значений 2.4 В/ячейку или даже немного выше, однако, такая зарядка будет негативно сказываться как на состоянии электродов, так и на концентрации электролита. Однажды, перед сдачей в утиль, я легко зарядил 12В батарею до напряжения ок. 14.5В (уже не помню точное значение).

Итак, автор статьи с которой я начал, решил, что напряжение заряда автомобильной АКБ и АКБ от ИБП отличаются. Это неверно, у них одинаковый тип электродов и одинаковая концентрация серной кислоты в электролите (подобранная давным-давно экспериментальным путем, чтобы предоставлять максимальное напряжение и минимальном саморазряде). Однако, что-же происходит в батарее, почему ее нельзя заряжать при слишком высоком значении напряжения?

Тем не менее, время абсорбции будет увеличено на 30 минут, если аккумулятор разрядится ниже 50 вольт накануне вечером. Когда аккумулятор полностью заряжается, химических реакций не возникает, и весь зарядный ток превращается в тепло и газ. Поплавковая ступень обеспечивает очень низкую скорость зарядки, снижая нагрев и газы полностью заряженной батареи.

Обратите внимание, что выравнивание зарядки. Некоторые типы аккумуляторов выигрывают от периодического повышения заряда, чтобы перемешать электролит, выровнять напряжения на ячейке и завершить химические реакции. Зарядка при уравнивании повышает напряжение батареи выше стандартного напряжения поглощения, так что газы электролита. Продолжительность уравнительного заряда определяется выбранным типом батареи для используемого контроллера. Время выравнивания определяется как время, затрачиваемое на уставку выравнивания.

Почему в автомобильную АКБ нужно подливать воду, а в АКБ от ИБП не нужно? Эти вопросы позволяют нам плавно перейти в область напряжения разложения воды. Как я написал выше, при зарядке аккумулятора происходит электролиз. Однако, не весь ток расходуется на превращение PbSO 4 в PbO 2 и Pb. Часть тока будет неизбежно расходоваться и на разложение воды, составляющей значительную часть электролита:

Если для достижения напряжения выравнивания недостаточно тока заряда, выравнивание прекратится через определенный промежуток времени с напряжением батареи выше заданного значения напряжения поглощения. Это делается для предотвращения перекачивания или нагрева батареи.

Регулярные циклы выравнивания часто имеют жизненно важное значение для производительности и срока службы батареи, особенно в солнечной системе. Во время разряда батареи серная кислота расходуется, и на пластинах образуются мягкие кристаллы сульфата свинца. Если аккумулятор остается в частично разряженном состоянии, мягкие кристаллы со временем превратятся в твердые кристаллы. Этот процесс, называемый «сульфатом свинца», заставляет кристаллы становиться все труднее с течением времени и более трудно преобразовать обратно в мягкие активные материалы.

2H 2 O = 2H 2 + O 2

Теоретический расчет дает значение напряжения для этой реакции ок. 1.2В. Напоминаю, что напряжение на ячейке при заряде заведомо более 2В. К счастью, активно вода начинает разлагаться только выше 2В, а в промышленности для получения водорода и кислорода из нее процесс ведут и вовсе при 2.1-2.6В (при повышенной температуре). Как бы то ни было, тут мы приходим к выводу, что в конце процесса заряда АКБ будет неизбежно происходить процесс разложения воды в электролите на элементы. Образующиеся кислород и водород попросту улетучиваются из сферы реакции. Про них бытуют следующие мифы:

Сульфатирование от хронической подзарядки батареи является основной причиной отказов батарей в солнечных системах. В дополнение к уменьшению емкости аккумулятора, накопление сульфатов является наиболее распространенной причиной выпучивания пластин и трещин. Батареи с глубоким циклом особенно чувствительны к сульфату свинца.

Нормальная зарядка батареи может превратить сульфат обратно в мягкий активный материал, если аккумулятор полностью зарядится. Однако солнечная батарея редко полностью заряжается, поэтому кристаллы сульфата мягкого свинца затвердевают в течение определенного периода времени. Только длительное контролируемое переполнение или уравнивание при более высоком напряжении может обратить вспять отверждение сульфатных кристаллов.

1. Водород крайне взрывоопасен! Перезарядишь аккумулятор и как минимум лишишься комнаты где тот был!

На самом деле, водорода в процессе электролиза выделяется ничтожно мало по сравнению с объемом комнаты. Водород взрывается при концентрации от 4% в воздухе. Если мы допустим, что электролиз ведется в комнате размером 3*3*3 метра или 27 метров куб., то нам понадобится наполнить помещение 27*0.04=1.1 метров куб. водорода. Для получения такого количества H2 нужно было бы полностью разложить ок. 49 моль воды или 884 грамма ее. Если кто-то наблюдал электролиз, то поймет насколько это много. Или попробуем перейти ко времени. При силе тока в стандартной зарядке для крупногабаритных АКБ в 6А, уравнение Фарадея дает время, необходимое для получения этого количества водорода, аж 437 часов или 18.2 дня. Чтобы наполнить комнату водородом до взрывоопасной концентрации нужно забыть про зарядку на 2 с половиной недели! Но даже если это случится, концентрация серной кислоты просто будет расти пока ее раствор не приобретет слишком высокое сопротивление для жалких 12В зарядки и сила тока не станет ничтожной. Да и водород попросту улетучится.

Последствия при несоблюдении техники безопасности

Идеальная частота выравниваний зависит от типа батареи, глубины разрядки, возраста батареи, температуры и других факторов. Одним очень широким направлением является выравнивание затопленных батарей каждые 1-3 месяца или каждые 5-10 глубоких разрядов. Разница между самой высокой ячейкой и нижней ячейкой в ​​батарее также может указывать на необходимость выравнивания. Можно измерить удельный вес или напряжение ячейки. Производитель аккумуляторов может рекомендовать конкретные значения силы тяжести или напряжения для вашей конкретной батареи.

Очень редко случаются взрывы непосредственно в корпусах крупногабаритных АКБ из-за того, что выделяющийся водород по какой-то причине не может покинуть замкнутого пространства. Но и в этом случае нечего страшного не бывает - чаще всего взрыва хватает только на небольшую деформацию верхней части корпуса, но не на разрыв свинцовых соединений. И АКБ еще может работать дальше даже после таких повреждений.

Подготовка к уравниванию: во-первых, убедитесь, что все нагрузки системы рассчитаны на напряжение выравнивания. Отключайте любые нагрузки под угрозой повреждения из-за высокого входного напряжения. Замените гидроциклы стандартными крышками аккумуляторных батарей.

Во время уравнивания гидроциклы могут сильно нагреваться. После завершения выравнивания добавьте дистиллированную воду в каждую ячейку, чтобы заменить потери на газы. Проверьте, чтобы крышки аккумуляторных батарей были закрыты. Также можно полностью отключить выравнивание с помощью контроллеров, обладающих возможностью пользовательского программирования. Пользовательские варианты программирования для свинцово-кислотных батарей.

2. При электролизе может образоваться смертельно ядовитый и, не менее взрывоопасный чем водород, сероводород!

Не наш, периодически попадался миф в англоязычных постах. Теоретически конечно возможно подать такое большое напряжение и создать т.о. такую большую силу тока, что на катоде начнется процесс восстановления сульфат-иона. Напряжение для этого будет достаточным, а продукты восстановления не будут успевать диффундировать подальше от электрода и восстановление будет идти дальше. Но зарядка в пределах десятка-трех вольт и с ограничением силы тока в 6А на такое едва ли способна. Однажды, я наблюдал процесс восстановления сульфата до SO 2 , да, это возможно; однокурсницы по ошибке что-то сделали не то во время опыта. Но это большая редкость т.к. там концентрация серной кислоты была заметно выше той, что используется в АКБ, была иная конструкция электрода и иной его материал и, естественно, напряжения и сила тока были были непомерными. И SO 2 не H 2 S.

Источник отрицательного напряжения в автомобиле

Обычно это приемлемая температурная компенсация в промышленности, но может быть изменена, если она отличается от спецификаций производителя аккумулятора. В этих непрерывных ситуациях с плавающей или нулевой разрядностью лучше минимизировать зарядку струйки. В общем, батарея, которая разряжается, требует большей зарядки.

Расширение абсорбции - увеличивает время поглощения, если на предыдущем дне напряжение батареи низкое. Поплавковый отмена в течение полного дня восстановления заряда абсорбции, если напряжение батареи становится очень низким. Эквалайзер может быть более частым, если батареи будут испытывать более глубокий разряд. Установщики и конечные пользователи могут внести небольшие корректировки, основанные на многих факторах, включая размер и тип банка батареи, средние суточные нагрузки, размер массива и температуры.

3. При электролизе мышьяк и сурьма из материала решеток будут восстанавливаться до ядовитых арсина и стибина!

Действительно, решетки содержат относительно много сурьмы, мышьяка в современных решетках, вероятно, нет вообще. При работе АКБ та решетка на которой происходит восстановление, т.е. катод, разрушению не может подвергаться. Выделяйся даже каким-то образом стибин, он бы тут-же взаимодействовал с PbSO4, восстанавливая его до металла.

Нет необходимости вносить изменения, но могут быть случаи, когда зарядка аккумулятора должна быть увеличена или уменьшена, и есть несколько способов сделать это с помощью пользовательских настроек. Зарядные батареи сокращают срок их службы. Как только материал пластины полностью реформируется, продолжающаяся зарядка может привести к избыточной генерации газа и уменьшению емкости. Когда свинцово-кислотная батарея полностью заряжена, непрерывная зарядка заставляет электролит разрушаться и образовывать водород и кислородные газы.

Это «кипение», которое мы наблюдаем при зарядке автомобильной батареи с высокой скоростью в конце временной зарядки. На данный момент происходят две плохие вещи: в батарее образуется взрывоопасная газовая смесь, а в случае герметичной свинцово-кислотной батареи строятся тепло и давление. Если давление становится достаточно большим, закрытые односторонние клапаны на батарее откроются и выдуют избыточное давление газа и, возможно, жидкий электролит. В незапечатанной влажной батарее электролит испаряется или преобразуется в водород и кислород и теряется, но может быть заменен.

Однако, некоторая практическая неприятность тут есть. Газообразные водород и кислород могут увлекать за собой капельки электролита, создавая аэрозоль серной кислоты. Аэрозоль серной кислоты, даже концентрированной, для человека не опасен и просто вызывает кашель. Однако, серная кислота - кошмар для тканей и бумаги. Стоит даже небольшому количеству серной кислоты попасть на одежду и там обязательно появятся дырки или ткань разорвется по этому месту. Через недели, если кислоты много, через месяц, но одежда истлеет.

Так что газовыделения опасаться не стоит с бытовой точки зрения или стоит, но нужно ориентироваться именно на аэрозоль серной кислоты.

Итак, вода начала разлагаться на водород кислород, ее в электролите становится все меньше, что-же дальше? Если это АКБ в котором электролит просто налит в виде слоя жидкости, то начнется повышение саморазряда из-за повышения концентрации серной кислоты. Занятно, что это будет сопровождаться небольшим повышением напряжения (концентрация кислоты растет) на ячейке. Именно поэтому автовладельцы должны постоянно контролировать концентрацию серной кислоты в своих АКБ (при помощи ареометра) и доливать туда воду. Процедура доливания воды - необходимая часть процесса обслуживания любой АКБ. Кроме одного их типа, и мы сейчас об этом поговорим.

Иметь аккумулятор в котором болтается слой едкой, по отношению к металлам, жидкости конечно-же неудобно, а потому попытки избавиться непосредственно от жидкости предпринимались давно, начались чуть ли не в первой половине 20-го века. К слову сказать, не то чтобы слой серной кислоты прямо плескался вокруг электродов. В реальности она неплохо распределена между электродами и окружающими их сепараторами даже в дешевых моделях. Итак, первым вариантом было использование стекловолокна. Достаточно просто окружить электроды стекловолокном которое пропитано серной кислотой и большинство проблем решится. Этот тип АКБ носит название AGM (absorbent glass mat) и таких АКБ для ИБП подавляющее большинство. Хотя такие АКБ малого форм-фактора и зачастую позиционируются как те, которые можно эксплуатировать в любом положении, с этим нельзя вполне согласиться. Вскрытие крышки стандартного дешевого AGM аккумулятора показывает, что никаких особых крышек там нет, а следовательно, электролит от вытекания удерживают лишь капиллярные силы. Я почти уверен, что если погонять AGM аккумулятор перевернутым вверх дном, то уже после одной зарядки из него польется серная кислота под давление газов.

Второй распространенный тип интереснее, это т.н. гелевые АКБ. А получаются они благодаря следующему. Если подкислять растворимые силикаты, то будет происходить выделение кремневой кислоты:

Na 2 SiO 3 + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + SiO 2 + H 2 O

Если исходный раствор силиката не отличается качеством, то кремневая кислота будет выделяться в виде стекловидной массы, но если он достаточно чист, то кремневая кислота осадится в виде красивого куска однородного полупрозрачного геля. На этом и основан способ получения гелевых АКБ - простое добавление силикатов к электролиту вызывает его затвердение в гелеобразную массу. Соответственно, вытекать оттуда уже нечему и АКБ действительно можно эксплуатировать в любом положении. Сам по себе процесс образования геля не повышает емкости АКБ и не улучшает его качеств, однако, производители его используют при производстве наиболее качественных моделей, а потому эти АКБ отличаются высоким качеством и большей емкостью. Занятно, что в обоих случаях носителем электролита является SiO2 в той или иной форме.

Оба типа АКБ объединяются в славный тип VRLA - valve-regulated lead-acid battery который и применяется в ИБП. Формально они считаются необслуживаемыми и терпящими эксплуатацию в любом положении, но это не совсем так. Более того, многие уже встречались с эффектом, когда буквально несколько мл воды возвращают к жизни, казалось бы, дохлую АКБ от ИБП. Так получается, потому что и эти аккумуляторы не капли не застрахованы от электролиза воды в электролите, а следовательно, и пересыхания. Все происходит точно так-же, как в крупногабаритных АКБ. А вот самые дорогие и крутые необслуживаемые АКБ содержат катализатор для рекомбинации выделяющихся газов обратно в воду и вот уже у них корпус действительно выполнен абсолютно герметичным. Обращаю внимание, что по-настоящему герметичным и необслуживаемым может быть и аккумулятор типа AGM и GEL, но они-же могут ими и не быть и не содержать катализатора рекомбинации кислорода и водорода. Тогда, несмотря на казалось бы продвинутую конструкцию, пользователю придется либо чаще покупать новые аккумуляторы, либо доливать воду при помощи шприца.

Хотелось бы добавить несколько слов о режимах разряда. Производители АКБ указывают какой ток максимально допустим для той или иной модели, но нужно понимать, что аккумулятор - просто смесь химических веществ и ЭДС генерируется исключительно химическим путем. Это не конденсатор который, по электрогидравлической аналогии, можно сравнить с неким механическим сосудом (с гибкой мембраной). Хотя АКБ могут выдавать очень большие значения силы тока, в реальности они лучше всего эксплуатируются как раз при небольших токах, что в разряде, что в заряде. Поэтому ИБП, рассчитанные на заряды небольших АКБ, при работе с крупногабаритными будут заряжать их в наиболее щадящем режиме. Впрочем, в течении далеко не одних суток. Интересно обратить внимание на то, что чем выше мощность ИБП, тем больше аккумуляторов последовательно предпочитает собирать производитель. Тут все логично - большие токи разряда маленькие АКБ выдерживают очень плохо.

Подводя итоги:

1. Малогабаритные и крупногабаритные АКБ идентичны по устройству.

2. Для подавляющего большинства АКБ любого размера доливание воды является необходимой частью текущего обслуживания.

3. Лишь немногие из дорогих моделей АКБ содержат механизм рекомбинации газов и могут быть названы действительно необслуживаемыми.

4. Сам по себе водород, который выделяется при заряде (а это равно постоянной работе в ИБП) АКБ, не является существенной угрозой или проблемой.

5. Нужно очень внимательно работать с АКБ, тщательно избегая пролива даже малейших капель электролита, или лишитесь одежды.

6. Разряд и заряд малыми токами являются наиболее предпочтительными режимами эксплуатации АКБ.

Страница 3 из 10

Принцип работы свинцового аккумулятора

Свинцовые аккумуляторы являются вторичными химическими источниками тока, которые могут использоваться многократно. Активные материалы, израсходованные в процессе разряда, восстанавливаются при последующем заряде.

Химический источник тока представляет собой совокупность реагентов (окислителя и восстановителя) и электролита. Восстановитель (отрицательный электрод) электрохимической системы в процессе токообразующей реакции отдает электроны и окисляется, а окислитель (положительный электрод) восстанавливается.

Электролитом, как правило, является жидкое химическое соединение, обладающее хорошей ионной и малой электронной проводимостью. В свинцовом аккумуляторе в токообразующих процессах участвуют двуокись свинца (диоксид свинца) РЬО 2 (окислитель) положительного электрода, губчатый свинец РЬ (восстановитель) отрицательного электрода и электролит (водный раствор серной кислоты H 2 S0 4).

Активные вещества электродов представляют собой относительно жесткую пористую электронопроводящую массу с диаметром пор 1,5 мкм у РЬО 2 и 5-10 мкм у губчатого свинца. Объемная пористость активных веществ в заряженном состоянии - около 50%.

Часть серной кислоты в электролите диссоциирована на положительные ионы водорода Н + и отрицательные ионы кислотного остатка SO 4 2- . Губчатый свинец при разряде аккумулятора выделяет в электролит положительные ионы двухвалентного свинца РЬ 2+ . Избыточные электроны отрицательного электрода по внешнему участку замкнутой электрической цепи перемещаются к положительному электроду, где восстанавливают четырехвалентные ионы свинца РЬ 4+ до двухвалентного свинца РЬ 2+ .

Положительные ионы свинца РЬ 2+ соединяются с отрицательными ионами кислотного остатка SO 4 2- , образуя на обоих электродах сернокислый свинец РЬSО 4 (сульфат свинца).

При подключении аккумулятора к зарядному устройству электроны движутся к отрицательному электроду, нейтрализуя двухвалентные ионы свинца РЬ 2+ . На электроде выделяется губчатый свинец РЬ. Отдавая под влиянием напряжения внешнего источника тока по два электрона, двухвалентные ионы свинца РЬ 2+ у положительного электрода окисляются в четырехвалентные ионы РЬ 4+ . Через промежуточные реакции ионы РЬ 4+ соединяются с двумя ионами кислорода и образуют двуокись свинца РЬO 2 .

Химические реакции в свинцовом аккумуляторе описываются уравнением:

где ΔC p - степень разряженности аккумулятора, %;

Р З и Р р - плотность электролита соответственно полностью заряженного и полностью разряженного аккумулятора при температуре 25°С, г/см 2 ;

Р 25 - измеренная плотность электролита, приведенная к температуре 25°С, г/см 3 .

Расход кислоты у положительных электродов больше, чем у отрицательных. Если учитывать количество воды, образующейся у положительных электродов, то количество кислоты, необходимое для них в течение разряда, в 1,6 раза больше, чем для отрицательных.

При разряде происходит незначительное увеличение объема электролита, а при заряде - уменьшение (около 1 см 3 на 1 А·ч). На 1 А·ч электрической емкости расходуется: при разряде - свинца 3,86 г, диоксида свинца 4,44 г, серной кислоты 3,67 г, а при заряде - воды 0,672 г, сульфата свинца 11,6 г.

Поделиться: