Занятие по рисованию «Осенняя береза» (старшая группа). Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе Тема: «Осенняя береза» образовательная область «Художественное творчество» план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Конспект НОД для детей старшей группы на тему: «Русская красавица!»

Воспитатель 1квалификационной категории МКДОУ №1 «Ручеек» Усольцева Л. В.

Познавательное развитие:

Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.

Художественно - эстетическое развитие:

Совершенствовать технические приёмы работы с кистью. Закрепить умения рисовать образ берёзы весной (белый ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветки, весенняя окраска листвы) средствами нетрадиционных техник рисования.

Речевое развитие:

Пополнить словарный запас за счет новых слов: зеркальная гладь, отростка, грош

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать чувство любви к березке и бережного обращения.

Предварительная работа: наблюдение за берёзой на прогулке; чтение стихов, пословиц, поговорок о берёзе; разучивание хоровода «Мы вокруг берёзки»; рассматривание репродукций картин.

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь детям при проведении практической части.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко.)

Воспитатель: Давайте представим, что наши руки - это солнечные лучики, коснёмся друг друга и подарим тепло своим друзьям.

Звучит музыка, на экране проецируются слайды

Воспитатель:

Словно девица русская, приумолкнув, стоит,

Над речушкой березка листвой шевелит.

Только ветер играет в косах длинных листвы,

Только звезды мигают ночью ей с высоты.

Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза - частица России моей.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о русской березке и изобразим её при помощи нетрадиционных техник рисования.

Береза - символ красоты русской природы, символ России. Берёзу очень любят и называют её «Русской красавицей», хотя берёза растёт не только в России. Она растёт в Северной Америке и в Китае, а в Японии растёт берёза с красной корой.

А какая берёза вам больше нравится?

(Самая красивая берёза - наша белая Российская красавица.)

Воспитатель: Россию издавна называли берёзовым краем. Поэтому многие поэты восхваляют русскую берёзу в своих стихах. Ею можно восхищаться в любое время года. Давайте с вами вспомним стихи о березе.

Ребёнок:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы (С. Есенин) (летом)

Воспитатель: Какая берёза летом?

Ребёнок:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

(Е. Трутнева)

Воспитатель: Какая берёза осенью?

Ребенок:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой…

Воспитатель: Какая берёза зимой? (Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, как красива берёзка в разное время года.

Воспитатель: Не только поэты посвящают березке свои стихи, художники тоже любят изображать березку в своих картинах. Ребята, давайте посмотрим, как они изображают её в разное время года.

Перед вами репродукция картины И. Левитана «Березовая роща»

В какое время года изобразил художник березки? (Ответы детей)

Место, где растет много берез, называют березовой рощей, художник так и назвал свою картину. А как можно ещё назвать?

Дети: Березняк.

Воспитатель: А сейчас посмотрите на следующую репродукцию Н. Бакшеева «Голубая весна».

А здесь, в какое время года изображена березка?

Как легко отличить березку от других деревьев? (Ответы детей)

Воспитатель: А на этой репродукции картины И.Э Грабаря «Зимний пейзаж» какое изображено время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Какие деревья вы еще узнали?

Чем покрыты ветки берёзы зимой? (Ветки берёзы покрыты зимой инеем.)

Воспитатель: А вы хотели бы сейчас вместе со мной оказаться в весенней берёзовой роще?

(Звучит музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Ребята, давайте с вами присядем на полянку. Закройте глаза и представьте, что лёгкий весенний ветерок закружил и принёс нас в весенний лес. (Помощники вносят «берёзы») Ласково светит солнце, щебечут птицы, чист и прозрачен весенний воздух. Давайте сделаем глубокий медленный вдох через нос. Чувствуете, как ваши легкие наполняются ароматным воздухом весеннего леса? А теперь губки сложите трубочкой и медленно выдохните. Вот теперь можно открыть глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в берёзовой роще.

Воспитатель: Для кого лес является домом?

(Лес является домом для деревьев, птиц, зверей, насекомых.)

Воспитатель: Посмотрите, кто- то идёт нам навстречу.

Березка:

Здравствуйте! Как я рада

Быть с вами в этот день!

Спасибо, что меня вы не забыли,

И в этот день весенний навестили.

Воспитатель: Народ придумывает пословицы и поговорки, загадки, потому что любят они тебя - нашу русскую красавицу.

Березка: Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о нас.

Дети:

  • Березкой обогреешься, а не оденешься.
  • Береза не угроза, где стоит, там и шумит.
  • Какова березка, такова и отростка.
  • Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь.

Березка: А вы знаете, что березы могут предсказывать погоду. А какие народные приметы вы знаете:

Дети: а) Если из березы течет много сока - к дождливому лету;

б) Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, а начнут желтеть снизу - поздняя.

в) Береза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, а ольха перед березой - мокрое.

Воспитатель: На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. На «Троицу» украшали дома и храмы березовыми ветками.

Физминутка:

Берёзка: А ну, честной народ,

Становись-ка в хоровод!

(Раздаём платочки).

Хоровод «Мы вокруг берёзки»

Посмотри берёзка,

Мы к тебе идём,

Яркие платочки

Мы тебе несём

Золотые листики

Золотом горят.

Кружатся с платочками

Хоровод ребят.

Девочки к берёзке

Ближе подойдут,

Яркими платочками

Весело взмахнут

(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу, приплясывая).

Разошлись ребятки

И пошли гулять,

Про берёзку песню

Нежно напевать

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что делают из берёзы и чем она полезна человеку?

Дети: 1 Из березы люди плели лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки.

2 Из веток делают метлы и веники, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи.

3 Из древесины берёзы получают медицинский активированный уголь и деготь. Используют и березовый гриб - чагу.

4 Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья.

Воспитатель: Русские люди используют его в банях: хлещут себя, чтобы из тела все хвори выгнать да душу порадовать.

5 В березовом лесу в грибную пору растут подберезовики, а если есть еще и сосны, можно встретить целые семьи лисичек.

6 Из молодых листьев заваривают чай, он лечебный.

Динамическая пауза «Берёзка».

Мы берёзку посадили,

И водой её полили,

И берёзка подросла,

К солнцу ветки подняла.

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

Воспитатель: Много мы сегодня узнали о нашей русской красавице, которую поэты воспевают в стихах, художники в картинах, песенники в песнях, танцах. А давайте сейчас нарисуем нашу березку.

Объяснение и одновременный показ:

Воспитатель: Давайте вспомним, с чего мы начинаем рисовать дерево?

Дети: Начинаем рисовать со ствола.

Воспитатель: Как рисуем ствол дерева?

Дети: Ствол дерева начинаем рисовать сверху вниз.

Воспитатель: Скажите, а чем отличается берёза от других деревьев?

Дети: Ствол белый с чёрными пятнами.

Воспитатель: Посмотрите, ствол у берёзы тонкий. Ствол рисуется сверху вниз двумя линиями, вверху не соединяется. Прорисовываем кончиком кисти чёрные пятна. А какие у берёзы ветви прямые или изогнутые?

Дети: Ветви у берёзы изогнутые.

Воспитатель: Ветви берёзки тонкие, плакучие…Посмотрите, как мы будем рисовать изогнутые ветви. От ствола вверх, закругляем и вниз. Рисуем так же кончиком кисти.

Теперь рисуем крону. Для этого я меняю мягкую кисть на щетину, чтобы изобразить крону дерева более выразительно. На макушке дерева крона всегда чуть ярче, светлее, а внизу темнее, гуще. Для нижней части кроны я добавлю немного темной краски (рисуем методом «тычка»).

Воспитатель: - Какой кистью будете рисовать крону? (щетиной).

Воспитатель: - Возьмите в руки кисточки и покажите в воздухе, как будете рисовать ствол и ветки. (Показ детьми). Вы не забыли, что берёзку мы будем рисовать весной? А какие украшения на березке появляются весной?

Дети: Весной появляются серёжки.

Воспитатель: Сережки - это собранные вместе цветочки на мягкой свисающей ножке.

Прежде чем приступить к работе, давайте согреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук)

Солнышко, солнышко

Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки)

Мы колечки соберём

Золоченые возьмём, (Хватательные движения щепотью)

Покатаем, поваляем (Трут ладонь о ладонь)

И назад тебе вернём. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)

Работа за столами.

(Под музыку дети выполняют задание. Во время самостоятельной работы под музыкальное сопровождение оказываю индивидуальную помощь)

Воспитатель: Вы только посмотрите, какая красота! У нас с вами получилась настоящая березовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прижаться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от нее сил и здоровья.

Берёзка: Спасибо. Мне понравились все ваши работы. В ответ я хочу вас угостить полезным берёзовым соком, который полезен весной для людей и зверей.

Воспитатель: Ребята, но не забывайте, что если вы набираете берёзовый сок, нужно ранки залепить землёй.

Воспитатель:

Береза - очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

Белая берёза -

Милая сестра.

Ты расти не бойся

Злого топора.

Белая берёза,

Птицы по ветвям.

Я тебя в обиду

Никому не дам.

Берёзка: Все, что знать обо мне людям надо,

Как любить меня и беречь -

Обо всем вы сегодня сказали.

До свидания. До новых встреч!

Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться домой, в детский сад. Присядьте на полянку, возьмитесь за руки, закройте глазки, и лёгкий весенний ветерок унесёт нас обратно.

Рефлексия. Понравилась вам прогулка по берёзовой роще? А кому бы вы хотели показать свои работы? (Родителям, детям из младших групп)

Конспект НОД с детьми 5-6 лет по рисованию " Люблю берёзку русскую..."

Автор : Лябушева Людмила Васильевна, воспитатель МБДОУ Детский сад №1 города Спасска Пензенской области
Описание материала: Этот конспект НОД по рисованию направлен на развитие детского творчества, эстетических чувств, фантазии, на воспитание познавательного интереса к природе родного края, на ознакомление нового приёма рисования кистью и красками. Данный конспект краеведческого характера и будет полезен как педагогам, так и родителям.

Конспект НОД с детьми 5-6 лет по рисованию " Люблю берёзку русскую"

Интеграция образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Коммуникация", "Социализация", "Познание".
Цель: познакомить с приёмами рисования по мокрой бумаге, учить рисовать силуэт дерева-берёзы.
Задачи:
Образовательные : Совершенствовать умение детей пользоваться красками, гуашью, учить рисовать силуэт дерева одним движением руки, закреплять технические приёмы рисования, закреплять навыки аккуратной работы.
Развивающие : Развивать эстетические чувства, фантазию, глазомер, ощущение красоты родного края, положительный эмоциональный отклик на самостоятельно созданное изображение, детское творчество, расширять представления детей о берёзе как о символе нашей Родины.
Воспитательные : Воспитывать инициативу, самостоятельность, бережное отношение к окружающей природе.
Предварительная работа : Рассматривание наглядного пособия и иллюстраций на тему «Деревья», экскурсии в парк, наблюдения за деревьями во время прогулок, чтение стихов о берёзе А. Прокофьева, И. Наумова, И. Субботиной.
Материалы и оборудование : образцы рисунков, краски акварельные, гуашь белого цвета, кисточки разной толщины, баночки с водой, салфетки, белая бумага для рисования.
Методические приёмы : игровая мотивация, беседа - диалог, рассказывание сказки, демонстрация и обьяснение приёмов рисования, самостоятельная работа, анализ работ, поощрение.Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Скажите, мне, пожалуйста, кто из вас любит путешествовать? Ответы детей.
Воспитатель : Дети, как вы думаете, что значит путешествовать?
Дети : Это значит куда-то отправляться далеко.
Воспитатель : Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие?
Дети : На машине, на самолёте, на поезде, на корабле, на воздушном шаре…
Воспитатель : Дети, а вы слышали про то, как растения путешествуют? Ответы детей.
Воспитатель : Ребята, я хочу вам рассказать интересную историю про то, как дочки и сыночки берёзки путешествовали. Опора на текст из книги "Энциклопедия для малышей" автор Е. Ульева.
Росли рядом берёзки. Долго росли.
- Вот здорово было бы погулять, походить, мир посмотреть, - сказала однажды маленькая берёзка.
Да как же это возможно? – большая берёза даже ветвями взмахнула. У тебя ног нет, ходить ты не можешь, корни тебя крепко в земле держат.
- Так-то оно так,- согласилась берёзка. Но уж больно посмотреть на дальние страны хочется.
А давайте детей своих пошлём?- прошептала третья берёза.
-Семена?
- Семена. Как одуванчик. Видела, как его пушинки по всему свету разлетаются? Дунет ветер, они и летят во все стороны.
- Да, а репей на собаках путешествует. Прицепится к хвосту какой-нибудь собаке и едет, семена свои везде рассыпает. А чем мы хуже?- возразила четвертая берёзка.
Точно, согласились все.
Пришло время, и появились на берёзке серёжки. Высыпались из них легкие- лёгкие семена, а на кончике – маленькие крылышки. Дунул ветер, и полетели они за поля, за моря. А как насмотрелись на дальние страны, упали на землю. Лежали, лежали, скучали.
- Не грустите,- сказали им другие семена. – Вот сейчас пойдёт дождик, увидите, что будет. - Начнутся настоящие чудеса.
- Ой, как интересно!- воскликнули семена той самой маленькой берёзки.
- Ой, как мокро! – заворчали семена, и сами не заметили, как у них выросли хвостики.
- Хвост! Зачем нам хвостики?- пожаловались они подружкам.
- Это не хвост, а корень.
- А зачем он?
- Им будете пить водичку и добывать из земли полезные вещества.
- А зачем?
- Чтобы расти.
Действительно, не успели семена налюбоваться на свой корешок, как у них вырос стебелёк и появились маленькие листочки.
- Как здесь красиво!- сказали семена берёзки.
- Расправьте свои листики и поверните их к солнышку, посоветовали им другие растения.
- Чтобы согреться?
- Не только. На солнышке в ваших зелёных листиках образуются полезные вещества, благодаря которым вы вырастите и станете настоящими берёзками.
- Вот здорово!
И эти маленькие росточки стали расти, становились все крепче и сильнее.
Вот так оказались в дальних краях берёзки- дочки и сыночки той самой маленькой берёзоньки. Вот так и до сих пор растения путешествуют.
Воспитатель : Ребята, вам понравилась сказка про то, как путешествуют растения?
Воспитатель : А сама берёза вам нравится? Почему? Ответы детей.
Воспитатель : Сегодня мы с вами будем учится рисовать берёзку, используя технику рисования по мокрой бумаге. Но сначала мы с вами отдохнём.

Физминутка: «Берёза»

Мы березку посадили,(Выпрямиться)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать на носочки)
К солнцу ветки подняла,(Руки вверх.)
А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила. (Поклоны головой.)

Демонстрация и объяснение приёмов изображения.

Намочим кисточкой лист бумаги, возьмём светло-зелёную краску и нарисуем силуэт дерева (форма овала).

Подождём, когда бумага просохнет. Возьмём белую гуашь и нарисуем ствол берёзы по зелёному силуэту.

Подождём, пока высохнет белая гуашь. За тем, берём тоненькую кисточку и черной краской рисуем штрихи по стволу и обводим ствол дерева (можно чёрным фломастером).

Чтобы наши берёзки были объёмные, возьмём темно-зелёную краску и кисточкой нарисуем точки-листики. Обведём волнистой линией контур листвы берёзки.

Наши берёзки готовы.

Самостоятельная работа детей

Воспитатель следит, чтобы дети рисовали последовательно, правильно пользовались красками и салфеткой, поощряет их.

Итог занятия. Анализ детских работ.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что берёза-это любимое дерево русского народа. Её сравнивали с юной красивой девушкой в зелёном сарафане. Посмотрите по внимательнее и скажите: У кого какая берёзка получилась?
Дети: У меня стройная, у Василисы кудрявая, а у Миши белоствольная.

Взаимодействие с родителями в детском саду.

Описание: Чтобы воспитать в ребёнке чувство прекрасного, нужно научить его видеть и создавать эту красоту своими руками. Деятельность дошкольников по рисованию должна стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства.

Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.

Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развивает воображение, учит проявлять самостоятельность и инициативу, выражать свою индивидуальность. Позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Предлагаем педагогам использовать в работе с детьми нетрадиционную технику рисования .

Материал ориентирован на детей подготовительной группы детского сада (6-7 лет) и может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, родителям.

Назначение: украшение интерьера, участие в творческих выставках, подарок.

Цель: Знакомство детей и родителей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток листьев на бумаге» .

Задачи:

1. Осуществление стимуляции познавательных интересов ребёнка с помощью использования различных предметов.

  • продолжать знакомить детей с жанром живописи "пейзаж", продолжать знакомство с основами изобразительной грамоты (цвет, композиционный центр - его важнейшая функция привлекать внимание зрителя, доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные, акцент – прием подчеркивания линией, тоном или цветом какого-либо выразительного предмета, детали изображения, на которые необходимо направить внимание зрителя)
  • расширять знания детей об используемых в процессе изобразительной деятельности материалах и различных способах создания изображений рисунка
  • учить детей использовать в рисовании нетрадиционную технику «Отпечаток листьев на бумаге»
  • знакомить детей с березой (рассказать об этом дереве, его месте в природе, об использовании березы человеком)

2. Развитие внимания, памяти, образного мышления, речи детей, умения поддерживать беседу; мелкой моторики, тактильных опущений. Развитие чувства взаимопомощи и взаимовыручки между детьми и родителями.

3. Воспитание нравственных и эстетических чувств у детей и родителей:

  • любви к родному краю и природе, бережного отношения к ней
  • чувства прекрасного
  • воспитать в детях желание доводить работу до конца, интерес в получении изображения, положительных эмоций от результата изобразительной деятельности
  • привлекать родителей к активному взаимодействию со своими детьми и с детским коллективом.

Материалы: натуральные листья березы (не засохшие) , бумага для рисования формата А3, А4, непроливашки (баночки с водой) , гуашь, акварельные краски, кисти, простой карандаш, салфетки для рук и кистей.

Оборудование и дидактический материал:

фотографии и репродукции картин русских художников с изображением берез (И. И. Левитан «Березовая роща» , «Золотая осень» , И.Э. Грабарь «Иней» , «Февральская лазурь» и др.;

натуральные экспонаты для рассмотрения (кора березовая, лучина, береста,

фортепианный цикл «Времена года» П.И. Чайковский;

телевизор, музыкальный центр.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

У воспитателя на столе стоит закрытая коробка с осенними листьями.

Добрый день, друзья! Сегодня мы собрались, чтобы узнать кое-что новое и интересное о давно знакомом нам дереве. А как вы думаете, что лежит в моей коробке? Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку:

Растут-зеленеют,
Упадут-пожелтеют,
Полежат-почернеют.
Правильно, это листья.

РАССМАТРИВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ДЕТЬМИ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ БЕРЕЗЫ.

Давайте их рассмотрим. Какие они? На что похожи?

А как вы думаете, с какого они дерева?

Это березовые листья.

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ О БЕРЕЗЕ.

Друзья, а что вы знаете о березе?

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О БЕРЕЗЕ.

А вы знаете, что береза является неофициальным символом нашей страны? В старину Россию называли по-другому. Русь. Русь – значит светлое место. Жили на Руси люди со светлыми волосами, голубыми глазами. И они очень любили это светлое дерево – белоствольную красавицу-березу.

Березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов.

Весной березы сбрасывают истрепавшийся за зиму верхний слой коры, она белеет, становится гладкой и шелковистой.

Кто знает, как называется кора березы? Береста.

Дети и родители рассматривают кусочки бересты, называют признаки и особенности.

На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева, а сам белый цвет не дает ему нагреваться.

Особенно красивы березы во время цветения в мае.

На кончиках березовых ветвей одновременно с листьями появляются длинные сережки – это такие крупнее соцветия. На одних деревьях они желтые, а на других – зеленоватые.

Ветер подхватывает золотую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые.

Воспитатель показывает изображение молодых листочков и березовых сережек.

Березы очень любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянках, вырубках. А еще это первое дерево, которое вырастает на пепелище после лесного пожара. Растет оно очень быстро, поэтому и зовут его лесоводы «гонким» деревом.

Живет береза 150 – 180 лет.

Русская береза хороша в любое время года!

Это замечали русские поэты, художники, фотографы, которые запечатлели всю эту красоту для нас с вами.

РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ, ФОТОГРАФИЙ (на фоне осенних пьес из цикла «Времена года» П.И. Чайковского) .

Давайте просто полюбуемся всей этой красотой!

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ СЛОВО» .

С давних пор считалось, что если подойти к березе, обнять ее, прижаться, то она вылечит, заберет всю вашу тревогу, грусть, обиды, боль.

И за это ее свойство люди тоже березу почитали.

Подойдите и вы к березке, скажите о ней добрые слова (стройная, кудрявая, белоствольная, красивая, щедрая…) .

ФИЗМИНУТКА «МЫ БЕРЕЗКУ ПОСАДИЛИ» (на фоне русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде…» ) .

Мы березку посадили, (Выпрямиться за партой.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать за партой.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) -

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ (или сообщение одного или нескольких родителей) О ПОЛЬЗЕ БЕРЕЗЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ В ДАВНИЕ ВРЕМЕНА И В НАШИ ДНИ.

Есть такая загадка:

Стоит дерево цветом зелено.
В этом дереве четыре угодья:
От тьмы – свет, разбитому – связь,
Больному – здоровье,

И людям некопаный колодец.

И снова такие замечательные слова о нашей березке.

Какую же пользу она приносит людям?

Свой рассказ воспитатель (родитель) сопровождает показом и рассматриванием предметов.

В старину, когда еще не было электричества, в деревнях женщины занимались рукоделием (пряли, ткали, шили, вышивали) при свете БЕРЕЗОВОЙ ЛУЧИНЫ.

Крестьяне разбитые вещи связывали гибкой и прочной БЕРЕСТОЙ.

В те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди ПИСАЛИ НА БЕРЕСТЕ. Ее варили, чтобы она стала мягкой, обрезали со всех сторон (ровняли) . Буквы на бересте царапали острыми металлическими палочками – «писалами» . Такие древние письмена называли БЕРЕСТЯНЫМИ ГРАМОТАМИ. Они хорошо хранились, потому что береста не подвержена гниению в земле и даже в воде.

Издавна из бересты плели ЛУКОШКИ И ТУЕСКИ для грибов и ягод, делали берестяные рожки на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню.

В БЕРЕЗОВОЙ ПОСУДЕ очень хорошо хранились продукты: долго не кисло молоко, квас оставался долгое время свежим, холодным.

БЕЕЗОВЫМИ дровами, как и сейчас, топили печи.

УГОЛЬ березовый использовали для очистки воды и приготовления пищи на углях.

Из БЕРЕЗОВЫХ ЛИСТЬЕВ, ПОЧЕК, БЕРЕСТЫ и сейчас готовят лекарственные настои, отвары, мази, которые помогают при различных заболеваниях кожи, желудка, печени, неврозах, малокровии, от отеков, пролежней, как потогонное средство, а так же для укрепления и роста волос.

Из МОЛОДЫХ ЛИСТЬЕВ весной готовили витаминный напиток.

МОЛОДЫЕ ЛИСТЬЯ березы широко применяли не только в лечебных, но и в кулинарных целях - из них готовили супы, салаты, запеканки, их квасили и мариновали, добавляли как приправу к первым и вторым блюдам. Листья придают легкую горчинку и пряный аромат кушаньям, а также приносят пользу здоровью.

БЕРЕЗОВЫМИ ВЕНИЧКАМИ парятся в бане – хворь выгоняют при ревматизме, простудах.

Весной собирали БЕРЕЗОВЫЙ СОК для лечения авитаминоза, малокровия, туберкулеза, фурункулеза, ангины, экземы – вот и некопаный колодец. Настоящая кладовая здоровья!

А еще из БЕРЕСТЫ делали БЕРЕЗОВЫЙ ДЕГОТЬ для лечения гнойных ран, ожогов, для лечения кожных болезней, от перхоти.

ЗОЛУ БЕРЕЗОВУЮ замачивали в воде – делали ЩЕЛОК. Им мылись, стирали и отбеливали белье.

Еще БЕРЕЗОВОЙ ЗОЛОЙ чистили зубы, удобряли огороды.

И до сих пор береза верно служит людям!

Правда, замечательное дерево!

Осенью береза начинает желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу. Порывистый ветер налетает, гнет дерево, треплет его ветви, срывает листья. Они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю!

Мы прошли по нашему парку и собрали березовые листья. И вот они оказались в этой коробке у нас на столе.

Для чего же они могут нам пригодиться?

Сегодня мы хотим познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования, которая позволяет получить интересную фактуру изображения. В этой технике используются натуральные листья деревьев. Это отпечатки листьев на бумаге.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья рисовать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу пальчиками)

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ (сопровождается показом, разъяснением каждого этапа) .

А вернее, мы будем рисовать не листья, а листьями. Точнее, в технике отпечатков листьев на бумаге.

Можно выделить несколько этапов в рисовании в этой технике.

Этап 1. Сначала осенние листья деревьев или кустарников собирают вместе с детьми на осенней прогулке. Отбираются листья разных форм и размеров.

Этап 2. Затем придумывают сюжет из собранных элементов – листьев. Что можно изобразить с помощью собранных листьев, используя их как элементы мозаики для создания узора или сюжета? На что они похожи? Что нужно будет дорисовать, чтобы оживить картину?

На бумаге выкладывают «эскиз» из листьев - будущий сюжет. Можно что-то дорисовать простым карандашом. Продумайте сразу же, какой нужен будет фон, чтобы он соответствовал сюжету и был контрастен цвету осенних листьев.

В нашем случае это будет белоствольная красавица-березка.

Рисуем ствол, ветки, намечаем, как будут расположены на них листья. Так как мы рисуем осеннее дерево, то некоторые листья можно изобразить в падении, другие уже лежащими на земле.

Этап 3. Начинаем на фоне творить - создавать рисунок в технике «отпечатки листьев на бумаге» . Сначала делаем фон – рисуем его широкой флейцевой кистью. Это может быть небо, земля под деревом, дальний лес и т.д.

Этап 4. Когда фон высохнет, делаем на нем отпечатки листьев по нашему эскизу.

Для этого:

Шаг 1. Красим листок дерева с обратной стороны (той стороны, где ярко видны прожилки) нужным цветом густой гуаши.

Краска должна быть густой.

ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО: На кисточку нельзя набирать слишком много воды, поэтому напоминаем ребенку правило: смочив кисточку в баночке с водой, нужно убрать излишки воды, приложив несколько раз кисточку к краю банки. С нее стекут лишние капли воды. И только после этого на влажную кисть можно набирать густую гуашевую краску.

Шаг 2. Укладываем подготовленный листок краской вниз на фон. Это нужно делать очень аккуратно и осторожно. Сверху накладываем бумажную салфетку и придавливаем ее ладошкой.

Шаг 3. Аккуратно снимаем листок и салфетку с фона. Изображение готово. Далее всё повторяем со следующими листьями.

Шаг 4. Прорисовываем четко ствол и ветви березы, дополняем получившееся изображение деталями.

Наша картина готова. А в нашем осеннем лесу появилось первое нарисованное дерево!

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ (по подгруппам; с каждым родителем работает по 3 – 4 ребенка) .

ВЫСТАВКА ГОТОВЫХ РАБОТ.

Воспитатель с детьми и родителями вывешивает готовые работы на заранее подготовленный демонстрационный стенд.

Напоминает об использованной технике рисования.

(Какую технику рисования мы сегодня использовали? С помощью чего можно передать красоту природы? Понравилось ли вам рисовать отпечатками листьев?)

Приглашает родителей принимать участие и в других мастер-классах.

ЗАВЕРШЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА.

Взрослые и дети наводят порядок на рабочих местах, убирают инструменты и материалы.

Лето кончилось и, вот,
Осень золотая
Нас встречает у ворот,
С щедрым урожаем.

Все деревья и кусты,
Расписала кистью:
В бронзу, золото и медь,
Превратила листья.

Дождь холодный моросит,
Листья опадают,
Осень золотым ковром
Землю укрывает.

Рисуем ствол березы. Если ребенок младшей возрастной группы, то ставим точку вверху листа и 2 точки - ширину ствола внизу листа бумаги. Соединяем верхнюю точку с двумя нижними. Обратим внимание ребенка на то, что веточки у березы сначала устремляются вверх, затем ниспадают, как струйки воды фонтана. Вверху на макушке делаем маленький фонтанчик из 3-4 веточек-струек, затем побольше. И нижние веточки должны быть самые длинные. Затем к этим большим веточкам добавляем поменьше, а к меньшим - еще меньше. Лучше всего поэтапно показывать на доске мелом, как это надо рисовать. Если дома с малышом рисуете, то сядьте рядом и на своем листе бумаги показывайте как надо делать правильно. Маленьким деткам тонкие березовые веточки трудно будет прорисовать, поэтому дайте ему черный маркер или фломастер. Когда березка стала яркой и выразительной, то берем акварель.Акварелью черным цветом прорисовываем ствол березки и хорошо промываем кисть. Акварель любит воду, тогда она чистая, прозрачная и свежая. Делаем при помощи кисти (3-й размер) лужицы в желтом, оранжевом и красном цвете. И оставляем пятнышки- следы поочередно: сначала желтым цветом и т.д. Это осенние листья березки. Обязательно делаем разноцветное пятно под березкой - ее опавшая листва. Можно изобразить и листопад. Я не догадалась, а дети нарисовали. Попрошу у них работы на прокат и покажу тогда вам. Приятного творческого времяпровождения!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ДЕТСКИЙ САД №40 «ЗВЕЗДОЧКА»

Конспект образовательной деятельности

в старшей

логопедической группе

Тема: «Осенняя береза»

образовательная область

«Художественное творчество»

Воспитатель:

Шалеева

Татьяна

Владимировна

Елец 2015

Цель:

Задачи:

  • продолжать учить изображать деревья и его части.
  • уметь вносить в рисунок дополнительные элементы, обогащая его содержание (трава, солнце и т.д.)
  • Закреплять навыки работы с акварелью.
  • развивать воображение, художественный вкус.
  • Закреплять словарь по теме «Осень. Деревья»
  • Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением.
  • Учить употреблять в речи существительные множественного числа в дательном падеже.
  • Воспитывать любовь к родному краю
  • Воспитывать бережное отношение к деревьям
  • Закрепить знания детей об осени, деревьях
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя гимнастику для пальчиков.

Оборудование и материалы:

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент:

Воспитатель:- Ребята, какое сейчас время года?

Дети:-А вы все гуляли по осеннему лесу?

Воспитатель:- Много деревьев видели? Вот сейчас я и узнаю, как хорошо вы знаете деревья. (каждому раздаются конверты с разными картинками листьев).

Воспитатель:- Вам нужно собрать разрезную картинку, потом найти этот лист в корзине с разными листьями и прикрепить листочек к соответствующему дереву, которые стоят на поляне.

Воспитатель:-Молодцы! Справились все. А сейчас представьте, что мы прогуливаемся по осеннему лесу, гуляем между деревьями, я предлагаю вам поиграть в лесу

Воспитатель:- Береза-березы

Рябина-рябины

Осина-осины

Дуб-дубы

2.Основная часть:

Воспитатель:- Молодцы! Ребята, а кто-нибудь из вас заметил, что какого-то дерева в нашем лесу нет?

(в случае затруднения загадка). Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане.

Когда дети назовут отгадку, воспитатель спрашивает

Воспитатель:- «Как называют березу в этой загадке?

Воспитатель:- Почему её называют русской красавицей?

Воспитатель:- Что у березы названо белым сарафаном?

Воспитатель:-А теперь слушайте ещё одну загадку: Стоит Алёна: Платок зелёный Тонкий стан, Белый сарафан.

Воспитатель:- -В этой загадке указан ещё один признак берёзы - «тонкий стан». Как вы думаете, что подразумевается под этими словами: (тонкий, высокий ствол)

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением берёзы: « какую берёзу изобразил художник?»

Перечисляет вмести с детьми все признаки, которые они должны будут отразить в своих рисунках: белый высокий ствол с чёрными пятнами, тонкие, изогнутые ветки, полупрозрачная крона с пожелтевшими листьями.

3. Анализ и показ образца:

Воспитатель:- И сегодня мы нарисуем осеннюю березу.

Посмотрите, как получилось, надо сначала поучиться изображать некоторые её части на белом листке бумаги.

Начнем с рисования тонких, гибких, изогнутых веток, наклоненных в разные стороны.

Воспитатель показывает и говорит: «Как и у других деревьев, ветки от ствола растут вверх, но потом плавно закругляются и опускаются вниз. Рисуем кончиком кисти.

А листву березы мы будем рисовать с помощью штампиков. После того как вы
нарисуете ствол, пятнышки на стволе и ветках, можно рисовать крону березы.
Обмакиваем палец в воду, затем в краску (желтую) и аккуратно наносим на
поролоновый штампик, затем делаем отпечаток. И так далее. Листва рисуется так,
чтобы были видны просветы между листочками.

4. Работа с акварелью:

Перед работой проводится пальчиковая гимнастика. Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики, (Сделать замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики (Сгибать и разгибать пальцы рук)

Один, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять (Загибание каждого пальца)

Повторить последовательность рисования.

В процессе рисования воспитатель, если необходимо, напоминает приёмы

Поделиться: